РП Музыкальный фольклор (1-4 классы)

Управление образования администрации муниципального округа Горноуральский
Свердловской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6

Приложение №1
к Основной образовательной программе
начального общего образования,
утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6
от 20 августа 2025г. № 147-д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР»
(Духовно-нравственноенаправление развития личности школьника)
НАЧАЛЬНОЕ И ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности
Личностные
результаты













- внутренняя позиции школьника на основе положительного
отношения к школе;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,
установка на здоровый образ жизни;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ, историю,музыку ;
- осознание своей этнической принадлежности;
уважительное отношение к истории и культуре России;
-Формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно
полезной, творческой и других видов деятельности;
положительная мотивация и познавательный интерес к
изучению курса «Музыкальный фольклор»;
-способность к самооценке;
-начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях

Метапредметные Познавательные
 - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
результаты
 - ставить и формулировать проблемы;
 - осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в
том числе творческого характера;
 - установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
 - использовать речь для регуляции своего действия;
 - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей,
родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
 - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно
усвоить;
 устанавливать
соответствие
полученного
результата
поставленной цели;
 соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и
результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
 - работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от
собственных;
 - ставить вопросы;
 - обращаться за помощью;
 - договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности;
 - слушать собеседника;
 - договариваться и приходить к общему решению;
 - формулировать собственное мнение и позицию;
 - осуществлять взаимный контроль;
В результате обучения ученик должен:
Предметные
результаты
знать:
– основные русские народные мелодии и наигрыши;
– основные выразительные средства музыки, ее жанры;
– 5-6 народных музыкальных произведений.
уметь:
– владеть основными приемами игры на инструментах;
– играть сольно и в составе ансамбля выученные
произведения;
– пользоваться различными приемами звукоизвлечения.
применять полученные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
– исполнять индивидуально и в ансамбле несколько
народных или авторских произведений народного жанра;
– творчески интерпретировать музыкальные произведения на
репетициях, на выступлениях;
– участвовать в художественных событиях школы
(музыкальные вечера, тематические концерты).
В течение всего курса основной формой отчета являются
концертные выступления.
- уметь пользоваться дополнительными источниками информации
для дальнейшего самообразования; добиваться поставленной цели;
- приобрести навыки коллективной работы в едином темпе;
- осознать и научиться соблюдать социально-этические нормы
поведения со сверстниками и взрослыми, представителями разных
национальных и социальных групп.
Содержанием курса внеурочной деятельности формируются все группы
планируемых результатов освоения образовательной программы с акцентом на
личностные и метапредметные результаты: портфолио достижений
обучающегося.
Содержание курса внеурочной
организации и видов деятельности

деятельности

с

указанием

форм

Учебная программа составлена с таким расчетом, чтобы сформировать у
обучающихсянавыки иосновные приемы игры на русских народных
инструментах.
Основной формой учебной работы является аудиторное занятие.
Успешное формирование навыков в значительной степени зависит от

самостоятельной практической работы на инструментах, поэтому большое
значение приобретают самостоятельные занятия и упражнения.
Курс «Музыкальный фольклор» органически связан с другими
предметами. Навыки, которые получают ученики при изученииданного курса,
могут быть использованы ими как навыки межличностного общения, навыки
публичных выступлений – концертная деятельность, в частности.
Учитывая учебную нагрузку, не следует изучать большое количество
инструментов одним обучающимся. Желательно изучение одного-двух
инструментов, причем один инструмент – основной, а другой, выбранный по
желанию, вспомогательный. Например, основной инструмент – жалейка, но в
силу особенностей духовых инструментов ученик может играть на похожей по
принципу звукоизвлечения свирели.
Основная форма работы – практическое занятие. Практическое занятие
следует построить следующим образом:
1) показ инструмента, рассказ о возможностях инструмента;
2) овладение основными приемами игры;
3) самостоятельное или под руководством педагога разучивание партий
или музыкальных фрагментов;
4) ансамблевая игра.
Особое внимание следует уделить репертуару. Задачи курса предполагают
использование фольклора и несложных обработок русских народных песен и
мелодий, следует предусмотреть изучение детского фольклора, как
музыкального, так и литературного. В процессе групповых занятий необходимо
отрабатывать навыки ансамблевой игры. Учитывая, что навыки ансамблевой
игры развиваются постепенно, путем систематической кропотливой работы,
произведения, намеченные для исполнения в начале курса, должны быть
тщательно подобраны. Целесообразно начинать работу с небольших по объему
пьес, в тональностях до двух знаков в ключе, в простых метроритмических
размерах: 2/4 и 4/4, с простой фактурой в аккомпанементе и доступным
восприятию мелодическим рисунком. Лишь после того, как появится
уверенность и первые навыки игры в ансамбле, можно постепенно усложнять
задания, добавляя новые инструменты и группы инструментов. В конце первого
этапа (у каждого индивидуально) следует практиковать участие в полном
составе ансамбля.
Важным разделом работы является формирование умения участника
ансамбля самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте своей партии.
На индивидуальных и групповых занятиях для учеников, не имеющих
музыкального образования, должны даваться основы музыкальной грамоты.
Особенность обучения музыкальной грамоте состоит в том, что обучающийся
на первом этапе сначала учится играть на инструменте, а затем
«расшифровывает» свою игру (партию) по нотам. При таком методе обучения
музыкальной грамоте обучающийся не теряет интерес к музыкальному
инструменту, так как с первого дня занимается практическим творчеством.

Формы организации внеурочной деятельности:
 ролевая игра,
 интерактивная практика,
 музыкальная викторина,
 поисковое исследование.
 конкурсы, познавательные игры, тренинги, репетиции.
Виды внеурочной деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) художественное музыкальное творчество.
5) досугово-развлекательная деятельность.
Тематическое планирование
4-8 классы
№
Разделы и темы
Всего Аудитор Практические Самостоятель
п/п
дисциплины
ные
занятия
ная работа
1 Введение
2
1
1
2 Виды народных
2
1
1
инструментов
3 Виды оркестров и
2
1
1
ударные
фольклорные
инструменты
4 Ударные
2
1
1
фольклорные
инструменты
5 Духовые
2
1
1
музыкальные
инструменты и
аккомпанирующие
инструменты
6 Виды инструментов:
4
1
2
1
Свирели, окарины
Основные приемы
игры.
7 Жалейки, рожки,
5
2
2
1
основные приемы
игры.
8 Струнные
7
3
3
1
инструменты.
Балалайки.Гусли
звончатые

9
10

11

12
13
14
15

16
17
18

Балалайка-прима,
альт. Приемы игры
Ансамблевая игра и
основы нотной
грамоты
Отработка приемов
игры в ансамбле
народных
инструментов
Ансамблевая игра –
ансамбль струнных
Свирели в ансамбле
Жалейки в ансамбле
Детский и взрослый
абюшур .Приемы
игры в ансамбле.
Интонирование.Анса
мблевая игра.
Ударные
инструменты
Ансамблевая игра.
Итого

7

3

3

1

5

2

2

1

7

2

4

1

5

1

2

2

7
7
5

2
2
2

3
3
2

2
2
1

5

2

2

1

3

1

1

1

25
102

6
34

13
47

6
21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».