Управление образования администрации муниципального округа Горноуральский
Свердловской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
Приложение №1
к Основной образовательной программе
начального общего образования,
утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6
от 20 августа 2025г. № 147-д
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Цветной карандаш»
(общекультурное направление развития личности школьника)
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1-4 классы
п. Новоасбест
2025
Планируемые
деятельности:
результаты
освоения
обучающимисяпрограммы
внеурочной
1. Раскрытие творческого потенциала школьников.
2. Умение воплощать в живописных работах свои собственные впечатления.
3. Создавать прекрасное своими руками.
4. Ценить свой труд, уважать чужой.
5. Уметь применять теоретические знания на практике.
6. Уметь пользоваться художественным материалом.
Возрастные особенности достижения результатов воспитания
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо
учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию,
стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагогу необходимо
поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной
деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского
коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших
школьников друг с другом, что создаѐт благоприятную ситуацию для достижения
во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.
Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго
уровня на протяжении трѐх лет обучения в школе создаѐт у младшего школьника к
4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т.
е. достижение третьего уровня результатов).
Личностные, метапредметные и предметные результатыосвоения программы.
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих
умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения
собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений
искусства, объяснять своѐ отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в
результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своѐ предположение (версию);
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения
задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по
предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной
художественно-творческой деятельности.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и
их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,
художественные образы.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных
для изготовления изделиях;
слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной
художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения
и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения
программы является формирование
следующих знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический
вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых
учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок,
пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объѐмное изображение,
рельеф, мозаика.
Уметь реализовывать
замысел
образа
с
помощью
полученных
на
уроках изобразительного искусства знаний.
По трудовой (технико-технологической) деятельности обучающиесянаучатся:
1-2 классы
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно- прикладного
искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может
передать художник);
-стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные
пропорции, общее строение и цвет предметов;
-без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист
бумаги;
- использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и
сюжетом;
-использовать навыки компоновки;
-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции,
отражать содержание литературного произведения;
-передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более
близких предметов ниже, дальних – выше, ближние предметы крупнее равных им, но
удаленных и т.д.);
-применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать
художественную выразительность материалов (акварель, гуашь, пастель, тушь и др.),
уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
-менять направление штриха, линии. Мазка согласно форме;
-составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и
переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;
-лепить несложные объекты ( фрукты, животных, человека, игрушки);
-составлять аппликационные композиции из разных материалов.
3 класс
-видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
-выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить
подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы),
с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
-анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные
отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного
предмета с особенностями другого;
-пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. В рисовании на
темы и с натуры;
-передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
-применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции,
штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи
действительности
4класс
-делать по наблюдению и с натуры зарисовки человека, отдельных предметов;
цветом передавать пространственные планы;
-изображать природу и постройки, передавая их расположение в пространстве;
пользоваться техникой аппликации;
-конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями;
-передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для
возможности композиции, рисунка, цвета;
-свободно включаться в беседу во время просмотра слайдов, репродукций;
-выполнять собственную работу с учетом общего коллективного замысла;
-участвовать в групповой работе при создании коллективного панно;
-проводить экскурсию по выставке работ.
этого
Формы организации внеурочной деятельности: творческая мастерская,
коллективно-творческое дело, культпоход в музей, викторина, ролевая игра.
Виды внеурочной деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) художественное творчество.
Тематическое планирование
1 класс
№
п/п
Содержание тематического
блока
Количество
часов
Умение, вырабатываемые в
результате деятельности
обучающихся
Наблюдаем и изображаем осень (7 часов)
1
Введение в предмет. Все дети любят
рисовать
1
2
Мы знакомимся с волшебными
красками
1
3
Какого цвета осенняя листва?
Коллективная работа «Дерево в
осеннем убранстве»
1
4
Осенний букет
1
5
Ветер в осеннем лесу
1
6
Осень — пора плодородия. Овощи
1
7
Осень - пора плодородия. Фрукты
1
Умение правильно
организовать свое рабочее
место, правильно держать
кисть, лист бумаги,
свободно работать с
карандашом, правильно
передавать форму,
пропорции изображаемого.
В чем красота зимы?(7часов)
8
Мы готовимся к зиме
1
9
Коллективная работа «Первый снег»
1
10
Наши зимние забавы
1
11
Наши зимние забавы
1
12
Морозные узоры
1
13
Морозные узоры
1
14
Коллективная работа «Зимний день
на природе»
1
Умение самостоятельно
рисовать кистью,
применять технику
разбрызгивания,
простейшие приемы
росписи.
Мы и наши друзья. (10 часов)
15
Мы в цирке
1
16
Мир нашего аквариума. Красивые
рыбы
1
Умение передавать в
рисунках пространство,
правильно располагать лист
бумаги,
17
Мир нашего аквариума. Подводный
мир
1
18
Домик для собачки
1
19
Учимся делать из бумаги собачку
1
20
Сделаем подарок нашим папам
1
21
Рисуем для наших мам, бабушек,
сестер. Портрет «Мамина улыбка»
1
22
Рисуем для наших мам, бабушек,
сестер. Коллективная работа «Чудобукет»
1
23
Лепим любимых животных. Ох уж
эти кошки!
1
24
Мы рисуем своих друзей
1
бытьнаблюдательным,
рисовать рыбок, портрет,
лепить животных.
Какого цвета весна и лето?(9 часов)
25
Какого цвета небо?
1
26
Деревья проснулись
1
27
Деревья любуются своим
1
отражением
28
Красота природы
1
29
Мы изображаем весенние цветы
1
30
Аппликация «Разноцветные
букашки»
1
31
Коллективная работа «Танец
бабочек-красавиц»
1
32
Здравствуй, лето! Итоговый урок в
форме игры-путешествия
1
33
Экскурсия на природу
1
итого
33
Умение видеть и отражать
красоту окружающего мира
в творческой работе,
применять простейшие
приемы при рисовании
кистью (штрих, точка,
волнистые линии).
2 класс
№
п/п
Содержание тематического
блока
Количество
часов
Умения, вырабатываемые в
результате деятельности
обучающихся
Чем и как работают художники?(8 часов).
1
Гуашь. Цветочная поляна
1
2
Гуашь, добавление черной и белой
краски. Природная стихия
1
3
Восковые мелки. Букет осени
1
4
Восковые мелки. Букет осени
1
5
Аппликация из осенних листьев
1
6
Аппликация «Осенний ковер»
(коллективная работа)
1
7
Графические материалы. Волшебный
цветок
1
8
Пластилин. Древний мир
1
Умение использовать
выразительные возможности
художественные материалы:
красками, пастелью, бумагой,
пластилином.
Мы изображаем, украшаем, строим (8 часов).
9
Изображение и реальность. Птицы
родного края
1
10
Изображение и фантазия.
1
11
Изображение и фантазия. Сказочная
птица
1
12
Украшение и реальность. Паутинка
1
13
Украшение и фантазия. Кружева
1
14
Постройка и реальность. Мой дом
1
15
Постройка и фантазия. Городоккоробок (коллективная работа)
1
16
Постройка и фантазия. Городоккоробок (продолжение работы)
1
О чем говорит искусство? (9 часов).
Умение всматриваться,
видеть, быть
наблюдательным,
фантазировать в создании
предметов, видеть красоту в
природе.
17
Выражение отношения к
окружающему миру через
изображение природы. Море
1
18
Выражение отношения к
окружающему миру через
изображение животных
1
19
Образ человека и его характер
(женский образ)
1
20
Образ человека и его характер (в
объеме, женский образ)
1
21
Образ человека и его характер (в
объеме, мужской образ)
1
22
Выражение характера человека через
украшение
1
23
Выражение намерений человека
через конструкцию и декор
1
24
Выражение намерений человека
через конструкцию и декор
(сказочный флот)
1
25
Обобщение темы. Космическое
путешествие
1
Умение выражать свое
отношение к тому, что
изображается в практической
работе, воспринимать оттенки
чувств, характер
изображаемого животного и
человека, проявлять
фантазию при выполнении
творческой работы.
Как говорит искусство?(9 часов).
26
Цвет как средство выражения.
Теплые и холодные цвета
1
27
Цвет как средство выражения.
Теплые и холодные цвета.
Смешивание с черным, белым,
серым цветами.
1
28
Цвет как средство выражения.
Автопортрет в теплых тонах.
1
29
Цвет как средство выражения.
Автопортрет в холодных тонах.
1
30
Цвет как средство выражения.
Портрет друга.
1
31
Линия как средство выражения.
Изображение ветки.
1
Умение выражать в цвете
настроение, характер
предметов, применять законы
композиции, ритма и
пропорции в изображении
объектов.
32
Цвет, ритм, композиция — средства
выразительности. Весна, шум птиц
(коллективная работа)
2
33
Итоговый урок года.
1
итого
34
3 класс
№
п/п
Содержание тематического блока
Количество
часов
Умения, вырабатываемые в
результате деятельности
обучающихся.
Искусство в твоем доме (8 часов).
1 Твои игрушки придумал художник
1
2 Посуда у тебя дома
1
3 Мамин платок
1
4 Обои и шторы в твоем доме
1
5 Твои книжки
1
6 Поздравительная открытка
2
7 Что сделал художник в нашем доме.
Тест№1 «Искусство в твоем доме»
1
Умение придумывать,
конструировать и украшать
игрушки, лепить посуду,
выполнять эскиз и роспись
платка, обоев и штор;
выполнять иллюстрации к
книге, изготавливать
открытку.
Искусство на улицах твоего города (7 часов).
8 Памятники архитектуры – наследие веков
1
9 Парки, скверы, бульвары
1
10 Ажурные ограды
1
11 Фонари на улицах и в парках
1
12 Витрины магазинов
1
13 Транспорт в городе
1
14 Что сделал художник на улицах моего
города
1
Умение проектировать свой
парк, украшать его
ажурными оградами и
фонарями; оформлять
витрину магазина. Умение
видеть образ в форме
машины.
Художник и зрелище (9 часов).
15 Художник в цирке
1
16 Художник в театре
1
17 Маски
1
Умение создавать атмосферу
праздника в рисунке
циркового представления,
подбирать яркие цвета
18 Театр кукол
2
19 Афиша и плакат
1
20 Праздник в городе
2
21 Школьный праздник-карнавал
1
красок, владеть навыком
смешивания красок,видеть
образ, стоящий за маской,
правильно оформить афишу
к заданной теме спектакля.
Художник и музей (10 часов).
22 Музеи в жизни города
1
23 Изобразительное искусство. Картинапейзаж
2
24 Защита природы в искусстве
1
25 Картина-портрет
2
26 Картина-натюрморт
1
27 Картины исторические и бытовые
1
28 Скульптура в музее и на улице
1
29 Художественная выставка-отчет
1
Умение представлять и
рисовать музейный
интерьер, выражать в
пейзаже настроение;
выражать свое отношение к
проблеме экологии в
творческом задании
(плакат);передавать
характер и особенности
человека при выполнении
портрета; работать в жанре
натюрморта.
«Искусство вокруг нас»
итого
34
4 класс
№
п/п
Содержание тематического блока
Количество
часов
Умения, вырабатываемые в
результате деятельности
обучающихся.
Истоки родного искусства (8 часов)
1
Пейзаж родной земли.
1
2
Пейзаж родной земли. Осень
1
3
Гармония жилья с природой
1
4
Образ красоты человека. Добрый
молодец.
1
Умение изображать природу
и постройки, передавая их
расположение в
пространстве;
делать по наблюдению и с
натуры зарисовки человека;
5
Образ красоты человека. Русская
красавица.
1
проводить экскурсию по
выставке работ.
6
Народные праздники. Ярмарка.
1
7
Народные праздники
1
8
Выставка творческих работ
1
Древние города нашей земли (8 часов).
9
Древнерусский город – крепость
1
10
Древние соборы
1
11
Древний город и его жители
1
12
Древнерусские воины-защитники
1
13
Города Русской земли
1
14
Узоречье теремов
1
15
Праздничный пир в теремных палатах
1
16
Игра-викторина «Древние города
нашей земли»
1
Умение цветом передавать
пространственные планы;
передавать свое отношение
к изображаемым событиям,
используя для этого
возможности композиции,
рисунка, цвета.
Каждый народ – художник (10 часов).
Страна восходящего солнца. Образ
художественной культуры Японии
1
18
Страна восходящего солнца. Образ
художественной культуры Китая
1
19
Искусство народов гор и степей
1
20
Искусство народов гор и степей
Постройки.
1
21
Образ художественной культуры
Средней Азии
1
22
Образ художественной культуры
Средней Азии. Город в пустыне.
1
23
Образ художественной культуры
Древней Греции
1
24
Образ художественной культуры
Древней Греции. Природа.
1
25
Образ художественной культуры
средневековой западной Европы
1
26
Многообразие художественных
культур в мире
1
17
Умение конструировать
объемные формы, усложняя
их декоративными
деталями;
анализировать форму,
конструкцию,
пространственное расположение, тональные
отношения, цвет
изображаемых предметов,
сравнивать характерные
особенности одного
предмета с особенностями
другого.
Игра-викторина « «Каждый народ
художник»
Искусство объединяет народы (8 часов).
27
Все народы воспевают материнство
1
28
Все народы воспевают мудрость
старости
1
2930
Сопереживание – великая тема
искусства
2
31
Герои, борцы и защитники
1
32
Герои, борцы и защитники. Тема героя
в искусстве разных народов.
1
33
Юность и надежды
1
34
Искусство народов мира (обобщение)
1
итого
34
Умение передавать свое
отношение к изображаемым
событиям, используя для
этого возможности
композиции, рисунка, цвета.