Управление образования администрации муниципального округа Горноуральский Свердловской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
Приложение №1
к Основной образовательной программе
начального общего образования,
утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6
от 20 августа 2025г. № 147-д
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»,
4 класс
1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане? Добро и зло в
православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и
сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство
(иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники Христианская семья и еѐ ценности
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы исламской культуры»
Россия — наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель
нравственности в исламской традиции. Во что верят мусульмане? Добро и зло в исламкой традиции. Нравственные основы ислама. Любовь к
ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама. Обязанности мусульман. Для чего построена
и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Праздники исламских народов России: их
происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы буддийской культуры»
Россия — наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды
и бодхисатвы. Семья в буддийской культуре и еѐ ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы.
Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в
буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы иудейской культуры»
Россия — наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические
тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и еѐ
устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное
принятие заповедей. Еврейский дом. Еврейский календарь: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности
семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Религиозная культура народов России. Мировые религии и иудаизм. Их основатели
Священные книги христианства, ислама, иудаизма, буддизма. Хранители предания в религиях. Человек в религиозных традициях народов России.
Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религия и мораль. Нравственные заповеди христианства, ислама,
иудаизма, буддизма. Обычаи и обряды. Праздники и календари в религиях. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, труд.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы светской этики»
Россия — наша Родина. Этика и еѐ значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы
нравственности в культуре Отечества, в культурах разных народов России. Государство и мораль гражданина, основной закон (Конституция) в
государстве как источник российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит
быть нравственным в наше время. Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Семейные ценности и этика семейных
отношений. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И
СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
—понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину;
—формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
—понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
—понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества;
—осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии;
—строить своѐ общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты,
уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
—соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям
народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания;
—строить своѐ поведение с учѐтом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость,
доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь;
—понимать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной культуре, стремиться анализировать своѐ по ведение, избегать
негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;
—понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
—овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
—формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ
реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их
реализации на основе оценки и учѐта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
—совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное ис пользование речевых
средств и средств информационно коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
—совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
—овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в
соответствии с задачами коммуникации;
—овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и
причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
2.
—формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право
каждого иметь свою собственную, умений излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
—совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути еѐ
достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
—ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм,
благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного);
—использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение,
сравнение, вычисление);
—применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе
изучаемого фактического материала;
—признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;
—выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы
Работа с информацией:
—воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчѐркивать еѐ принадлежность к определѐнной религии и/или к
гражданской этике;
—использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую,
видео);
—находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в
Интернете (в условиях контролируемого входа);
—анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать еѐ объективность и
правильность
Коммуникативные УУД:
—использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной
литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
—соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своѐ мнение; проявлять уважительное
отношение к собеседнику с учѐтом особенностей участников общения;
—создавать небольшие тексты описания, тексты рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственноэтических идей,
представленных в религиозных учениях и светской этике
Регулятивные УУД:
—проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных
ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и
способы их предупреждения;
—проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного
российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении;
—анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям,
предметам трудовой деятельности);
—выражать своѐ отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать
проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;
—проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах
светской этики и этикета
Совместная деятельность:
—выбирать партнѐра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе,
спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;
—владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие
конфликты;
—готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и
видеопрезентацией
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модуль «Основы православной культуры»
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны обеспечивать следующие достижения
обучающегося:
—выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения чело веком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
—выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
—выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно
нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
—рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми,
в общении и деятельности;
—раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие,
прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание
и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое
правило нравственности» в православной христианской традиции;
—первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций
православной этики;
—раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о БогеТроице,
Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
—рассказывать о Священном Писании Церкви — Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и
житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия,
Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции;
—рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в
храме, общения с мирянами и священнослужителями;
—рассказывать о православных праздниках (не менее трѐх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах,
назначении поста;
—раскрывать основное содержание норм отношений в право славной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении
детей к отцу, матери, братьям и сѐстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных
ценностей;
—распознавать христианскую символику, объяснять своими словами еѐ смысл (православный крест) и значение в право славной культуре;
—рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении
с картинами;
—излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими
словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;
—первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей
местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению еѐ результатов;
—приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю
установку личности, поступать согласно своей совести;
—выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
—называть традиционные религии в России (не менее трѐх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
—выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовнонравственной
культуре, традиции
Модуль «Основы исламской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы исламской культуры» должны отражать
сформированность умений:
—выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
—выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
—выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовнонравственной
культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
—рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между
людьми, в общении и деятельности
—раскрывать основное содержание нравственных категорий в исламской культуре, традиции (вера, искренность, милосердие,
ответственность, справедливость, честность, великодушие, скромность, верность, терпение, выдержка, достойное поведение, стремление к
знаниям);
—первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций исламской этики;
—раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в исламской культуре, единобожии, вере и
еѐ основах;
—рассказывать о Священном Коране и сунне — примерах из жизни пророка Мухаммада; о праведных предках, о ритуальной практике в
исламе (намаз, хадж, пост, закят, дуа,зикр);
—рассказывать о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб), нормах поведения в мечети, общения с верующими и служителями
ислама;
—рассказывать о праздниках в исламе (Уразабайрам, Кур банбайрам, Маулид);
—раскрывать основное содержание норм отношений в исламской семье, обязанностей и ответственности членов семьи;
норм отношений детей к отцу, матери, братьям и сѐстрам, старшим по возрасту, предкам; норм отношений с дальними родственниками, соседями;
исламских семейных ценностей;
—распознавать исламскую символику, объяснять своими словами еѐ смысл и охарактеризовать назначение исламского орнамента;
—рассказывать о художественной культуре в исламской традиции, религиозных напевах, каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре,
религиозной атрибутике, одежде;
—излагать основные исторические сведения о возникновении исламской религиозной традиции в России, своими слова
ми объяснять роль ислама в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;
—первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исламского исторического и культурного наследия в своей
местности, регионе (мечети, медресе, памятные и святые места), оформлению и представлению еѐ результатов;
—приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю
установку личности поступать согласно своей совести;
—выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
—называть традиционные религии в России (не менее трѐх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
—выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в исламской духовно нравственной
культуре, традиции
Модуль «Основы буддийской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы буддийской культуры» должны отражать
сформированность умений:
—выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
—выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры;
—выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
—рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье,
между людьми, в общении и деятельности;
—раскрывать основное содержание нравственных категорий в буддийской культуре, традиции (сострадание, милосердие, любовь,
ответственность, благие и неблагие деяния, освобождение, борьба с неведением, уверенность в себе, постоянство перемен, внимательность);
основных идей (учения) Будды о сущности человеческой жизни, цикличности и значения сансары; понимание личности как совокупности всех
поступков; значение понятий «правильное воззрение» и «правильное действие»;
—первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций буддийской этики;
—раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в буддийской культуре, учении о Будде
(буддах), бодхисаттвах, Вселенной, человеке, обществе, сангхе, сансаре и нирване; понимание ценности любой формы жизни как связанной с
ценностью человеческой жизни и бытия;
—рассказывать о буддийских писаниях, ламах, службах; смысле принятия, восьмеричном пути и карме;
—рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма, нормах поведения в храме, общения с мирскими по следователями и
ламами;
—рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе;
—раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей
к отцу, матери, братьям и сѐстрам, старшим по возрасту, предкам; буддийских семейных ценностей;
—распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами еѐ смысл и значение в буддийской культуре;
—рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции;
—излагать основные исторические сведения о возникновении буддийской религиозной традиции в истории и в России, своими словами
объяснять роль буддизма в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;
—первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению буддийского исторического и культурного наследия в своей
местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению еѐ результатов;
—приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю
установку личности, поступать согласно своей совести;
—выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
—называть традиционные религии в России (не менее трѐх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
—выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в буддийской духовнонравственной
культуре, традиции
Модуль «Основы иудейской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы иудейской культуры» должны отражать
сформированность умений:
—выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
—выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
—выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно
нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
—рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в
общении и деятельности;
—раскрывать основное содержание нравственных категорий в иудейской культуре, традиции (любовь, вера, милосердие,
прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, исполнение заповедей, борьба с грехом и спасение), основное содержание и
место заповедей (прежде всего, Десяти заповедей) в жизни человека; объяснять «золотое пра
вило нравственности» в иудейской религиозной традиции;
—первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций иудейской этики;
—раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в иудаизме, учение о единобожии, об
основных принципах иудаизма;
—рассказывать о священных текстах иудаизма — Торе и Танахе, о Талмуде, произведениях выдающихся деятелей иудаизма,
богослужениях, молитвах;
—рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, нормах поведения в синагоге, общения с мирянами и раввинами;
—рассказывать об иудейских праздниках (не менее четырѐх, включая РошаШана, ЙомКиппур, Суккот, Песах), постах, назначении поста;
—раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношений детей к
отцу, матери, братьям и сѐстрам, старшим по возрасту, предкам; иудейских традиционных семейных ценностей;
—распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами еѐ смысл (магендовид) и значение в еврейской культуре;
—рассказывать о художественной культуре в иудейской традиции, каллиграфии, религиозных напевах, архитектуре, книжной миниатюре,
религиозной атрибутике, одежде;
—излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма на территории России, своими словами объяснять роль иудаизма в
становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;
—первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению иудейского исторического и культурного наследия в своей
местности, регионе (синагоги, кладбища, памятные и святые места), оформлению и представлению еѐ результатов;
—приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и вну треннюю
установку личности, поступать согласно своей совести;
—выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
—называть традиционные религии в России (не менее трѐх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
—выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в иудейской духовно нравственной
культуре, традиции
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы религиозных культур народов России» должны отражать
сформированность умений:
—выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
—выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных
усилий человека, приводить примеры;
—выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовнонравственной
культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
—рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их
значении в выстраивании отношений в семье, между людьми;
—раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь)
в религиозной культуре народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснять «золотое правило нравственности» в религиозных
традициях;
—соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами, заповедями в традиционных религиях народов России;
—раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама,
буддизма, иудаизма; об основателях религий;
—рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России (Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях
предания и служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1—2 примера);
—рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов) традиционных религий народов России, основных нормах
поведения в храмах, общения с верующими;
—рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма,
не менее одного религиозного праздника каждой традиции);
—раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье (православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о
семейных ценностях в традиционных религиях народов России; понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях народов
России;
—распознавать религиозную символику традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по
одному символу), объяснять своими словами еѐ значение в религиозной культуре;
—рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов России (православные иконы, исламская каллиграфия,
буддийская танкопись); главных особенностях религиозного искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное
искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки или звуковой среды);
—излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в становлении культуры народов России, российского
общества, российской государственности;
—первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия традиционных религий
народов России в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению еѐ
результатов;
—приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю
установку личности поступать согласно своей совести;
—выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
—называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие,
ислам, буддизм, иудаизм;
—выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в традиционных религиях народов
России
Модуль «Основы светской этики»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность
умений:
—выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения чело
веком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
—выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры;
—выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно
нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
—рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и
поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и
гражданина в России;
—раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность,
сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм,
труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;
—высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства;
умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;
—первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской
(гражданской) этики;
—раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к
Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и
особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о
животных, охрана окружающей среды;
—рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные,
народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трѐх), религиозных
праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своѐм регионе (не менее одного), о роли семейных
праздников в жизни человека, семьи;
—раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья
— союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и
воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по
возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;
—распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять еѐ значение; выражать уважение
российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;
—рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать
нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
—рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона;
—раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской
гражданственности и патриотизма в истории России;
—объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности;
—первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России,
российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению еѐ результатов;
—приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и
внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
—выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
—называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие,
ислам, буддизм, иудаизм;
—выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской)
этике
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» (34 Ч)
№п/п Наименование разделов
Количество
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы являющиеся учебнои тем
академических
методическими материалами
часов,
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные
отводимых на
библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых
освоение
образовательных ресурсов)
каждого
раздела и
темы
Россия — наша Родина
ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики [Электронный ресурс]. URL:
1
1
http://orkce.apkpro.ru .
Культура и религия.
2
2
Киноуроки в школах России. Всероссийский народный проект [Электронный ресурс]
Введение
URL: https://kinouroki.ru/ .
в православную
Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы
духовную традицию
[Электронный
ресурс]. URL: https://mosmetod.ru/ .
Во что верят
3
4
Российская электронная школа [Электронный ресурс]. URL: https://resh.edu.ru/
православные христиане
Учебно-методическое
обеспечение преподавания православной культуры (основ
Добро и зло в
4
4
православной культуры) в школе // Православное образование. Синодальный отдел
православной
религиозного образования и катехизации русской православной церкви [Электронный
традиции. Золотое
ресурс]. URL: https://pravobraz.ru/
правило нравственности.
«ОРКСЭ-навигатор» - web-ресурс для осуществления дистанционной
Любовь к ближнему
информационно-методической поддержки педагогов, реализующих программы
Отношение к труду. Долг
5
2
духовно-нравственного воспитания обучающихся. [Электронный ресурс]. URL:
и ответственность
http://orkse509.blogspot.com/
Милосердие и
6
2
Ресурсы, которые рекомендуют педагоги лаборатории «Клевер»:
сострадание
https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/metodicheskieПравославие в России
7
5
materialy/metodicheskij-proekt-chetyre-chetverti-traditsii-obshcheshkolnykhПравославный храм и
8
3
prazdnikov.html
другие святыни
Символический язык
9
6
https://drive.google.com/drive/folders/0ByGLUwdPuHCPRk54OTBOWTBKbm8?usp=shari
православной
ng
культуры: христианское
10
11
искусство (иконы,
фрески, церковное
пение, прикладное
искусство),
православный календарь.
Праздники
Христианская семья и еѐ
ценности
Любовь и уважение к
Отечеству. Патриотизм
многонационального и
многоконфессионального
народа России
ИТОГО
3
2
34 часа
https://drive.google.com/drive/folders/1mR0a0Kv4PyOpFeFrn2QkKOu80YW5LSNW?usp=
sharing
Книги по иконографии
https://kinouroki.org/films-Киноуроки (видео на нравственные темы для всех
возрастов)
https://www.youtube.com/user/TVRadostmoya - подборка хорошего видеоматериала.
http://tv-soyuz.ru/Multkalendar - Мультфильмы на каждый православный праздник (в
том числе и жития святых).
http://antologia.xxc.ru/ Подборка стихотворений русских поэтов по временам года.
Каждый том содержит стихи о времени года+стихи о православных праздниках,
которые выпадают на выбранное время года.
https://drive.google.com/drive/folders/0B93JZnYeVW7ZNTJpQk1nUDVYbzg?usp=sharing
- Инфоргафика
https://drive.google.com/drive/folders/0B93JZnYeVW7ZZUZwLV8yelBnTEU?usp=sharing
- Журнал «Светлячок»
https://drive.google.com/drive/folders/0B93JZnYeVW7ZMzNVenlXMnJXY3M?usp=sharin
g - Литература для обучающихся
https://veraifoma.ru/vshkolu - образовательный проект
https://sobory.ru/ - каталог храмов
https://www.culture.ru/publications/rubric-architecture/tag-khramy - проект культура.рф
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ». 34 ч
№п/п
Наименование разделов и тем
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Россия — наша Родина
Культура и религия. Введение
в православную духовную традицию
Пророк Мухаммад — образец
человека и учитель нравственности в исламской
традиции
Коран и Сунна
Во что верят мусульмане (вера в Аллаха, в ангелов,
вера в пророков и посланников, в Божественные
писания, в Судный день, в предопределения)
Пять столпов исламской веры. Обязанности
мусульман
Творческие работы
учащихся. Доработка творческих работ учащихся
при участии взрослых и друзей
История ислама в России
Нравственные основы ислама
Наука, искусство – достижения исламской
культуры. Мечеть
Мусумальнское летоисчисление. Праздники ислама
Любовь и уважение к Отечеству
ИТОГО
Количество
академически
х часов,
отводимых на
освоение
каждого
раздела и
темы
1
3
2
2
4
5
2
1
9
2
1
1
34 часа
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы являющиеся
учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и
задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории,
игровые программы, коллекции цифровых образовательных
ресурсов)
ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
[Электронный ресурс]. URL:
http://orkce.apkpro.ru .
Киноуроки в школах России. Всероссийский народный проект
[Электронный ресурс] URL: https://kinouroki.ru/ .
Городской методический центр Департамента образования и
науки города Москвы
[Электронный ресурс]. URL: https://mosmetod.ru/ .
Российская электронная школа [Электронный ресурс]. URL:
https://resh.edu.ru/
«ОРКСЭ-навигатор» - web-ресурс для осуществления
дистанционной информационно-методической поддержки педагогов,
реализующих программы духовно-нравственного воспитания
обучающихся. [Электронный ресурс]. URL:
http://orkse509.blogspot.com/
Журнал «Светлячок»
https://drive.google.com/drive/folders/0B93JZnYeVW7ZMzNVenlX
MnJXY3M?usp=sharing - Литература для обучающихся
https://veraifoma.ru/vshkolu - образовательный проект
https://www.culture.ru/publications/rubric-architecture/tag-khramy проект культура.рф
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ». 34 ч
№п/п
Наименование разделов и тем
Количество
академическ
их часов,
отводимых
на освоение
каждого
раздела и
темы
Россия — наша Родина
1
1
Культура и религия. Введение в
2
2
буддийскую духовную традицию
Основатель буддизма — Сиддхартха
3
4
Гаутама. Будда и его учение
Буддийский священный канон
4
2
Трипитака
Буддийская картина мира
5
2
Добро и зло. Принцип ненасилия
6
2
Человек в буддийской картине мира
7
1
Сострадание и милосердие
8
1
Отношение к природе
9
1
Буддийские учители Будды и бодхисаттвы
10
1
Семья в буддийской культуре и еѐ
11
1
ценности
Творческие работы учащихся
12
1
Обобщающий
урок
13
1
Буддизм в России
14
1
Путь духовного совершенствования
15
1
Буддийское учение о добродетелях
16
2
Буддийские символы
17
1
Буддийские ритуалы и обряды
18
1
Буддийские святыни
19
1
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы являющиеся
учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники,
электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые
программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов)
ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
[Электронный ресурс]. URL:
http://orkce.apkpro.ru .
Киноуроки в школах России. Всероссийский народный проект
[Электронный ресурс] URL: https://kinouroki.ru/ .
Городской методический центр Департамента образования и науки
города Москвы
[Электронный ресурс]. URL: https://mosmetod.ru/ .
Российская электронная школа [Электронный ресурс]. URL:
https://resh.edu.ru/
«ОРКСЭ-навигатор» - web-ресурс для осуществления
дистанционной информационно-методической поддержки
педагогов, реализующих программы духовно-нравственного
воспитания обучающихся. [Электронный ресурс]. URL:
http://orkse509.blogspot.com/
Журнал «Светлячок»
https://drive.google.com/drive/folders/0B93JZnYeVW7ZMzNVenlXMn
JXY3M?usp=sharing - Литература для обучающихся
https://veraifoma.ru/vshkolu - образовательный проект
https://www.culture.ru/publications/rubric-architecture/tag-khramy проект культура.рф
20
21
22
23
24
25
26
Буддийские священные сооружения
Буддийский храм
Буддийский календарь
Буддийские праздники
Искусство в буддийской культуре
Любовь и уважение к Отечеству
ИТОГО
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ». 34 Ч.
№п/п
Наименование разделов и тем
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Россия — наша Родина
Введение в иудейскую духовную
традицию. Культура и религия
Тора — главная книга иудаизма. Сущность Торы.
«Золотое правило Гилеля»
Письменная и Устная Тора.
Классические тексты иудаизма
Патриархи еврейского народа: от Авраама до Моше.
Дарование Торы на горе Синай
Пророки и праведники в иудейской
культуре
Храм в жизни иудеев
Назначение синагоги и еѐ устройство
Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний
1
1
1
1
1
1
34 часа
Количество
академическ
их часов,
отводимых
на освоение
каждого
раздела и
темы
1
2
2
1
4
2
1
1
1
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы являющиеся
учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники,
электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые
программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов)
ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
[Электронный ресурс]. URL:
http://orkce.apkpro.ru .
Киноуроки в школах России. Всероссийский народный проект
[Электронный ресурс] URL: https://kinouroki.ru/ .
Городской методический центр Департамента образования и науки
города Москвы
[Электронный ресурс]. URL: https://mosmetod.ru/ .
Российская электронная школа [Электронный ресурс]. URL:
https://resh.edu.ru/
«ОРКСЭ-навигатор» - web-ресурс для осуществления
дистанционной информационно-методической поддержки
педагогов, реализующих программы духовно-нравственного
воспитания обучающихся. [Электронный ресурс]. URL:
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
ритуал
Молитвы и благословения в иудаизме
Добро и зло
Творческие работы учащихся
Иудаизм в России
Основные принципы иудаизма
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
Традиции иудаизма в повседневной
жизни евреев
Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное
принятие заповедей
Еврейский дом — еврейский мир: знакомство с
историей и традицией
Еврейский календарь
Еврейские праздники: их история
и традиции
Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Праматери еврейского
народа
Любовь и уважение к отечеству
Творческие работы учащихся
ИТОГО
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
2
2
1
2
34 часа
http://orkse509.blogspot.com/
Журнал «Светлячок»
https://drive.google.com/drive/folders/0B93JZnYeVW7ZMzNVenlXMn
JXY3M?usp=sharing - Литература для обучающихся
https://veraifoma.ru/vshkolu - образовательный проект
https://www.culture.ru/publications/rubric-architecture/tag-khramy проект культура.рф
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» 34 ч
№п/п
Наименование разделов и тем
Количество
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы являющиеся
академическ
учебно-методическими материалами
их часов,
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники,
отводимых
электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые
на освоение
программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов)
каждого
раздела и
темы
Россия — наша Родина
ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
1
1
[Электронный ресурс]. URL:
Культура и религия. Возникновение религий.
2
4
http://orkce.apkpro.ru .
Мировые религии и иудаизм. Основатели религий
Киноуроки в школах России. Всероссийский народный проект
мира.
[Электронный ресурс] URL: https://kinouroki.ru/ .
Священные книги христианства,
3
2
Городской методический центр Департамента образования и науки
ислама, иудаизма и буддизма
города
Москвы
Хранители предания в религиях
4
2
[Электронный ресурс]. URL: https://mosmetod.ru/ .
мира
Российская электронная школа [Электронный ресурс]. URL:
Добро и зло
5
2
https://resh.edu.ru/
Человек в религиозных традициях
6
2
«ОРКСЭ-навигатор» - web-ресурс для осуществления
народов России
дистанционной информационно-методической поддержки
Священные сооружения
7
2
педагогов, реализующих программы духовно-нравственного
Искусство в религиозной культуре
8
2
воспитания обучающихся. [Электронный ресурс]. URL:
Творческие работы учащихся
9
2
http://orkse509.blogspot.com/
Религиозная культура народов
10
2
Журнал «Светлячок»
России
https://drive.google.com/drive/folders/0B93JZnYeVW7ZMzNVenlXMn
Религиозные ритуалы. Обычаи
11
4
JXY3M?usp=sharing - Литература для обучающихся
и обряды.
https://veraifoma.ru/vshkolu - образовательный проект
Праздники и календари
12
2
https://www.culture.ru/publications/rubric-architecture/tag-khramy Религия и мораль. Нравственные
13
2
проект культура.рф
заповеди в христианстве, исламе,
буддизме и иудаизме
Милосердие, забота о слабых,
14
1
15
16
17
18
взаимопомощь
Семья и семейные ценности
Долг, свобода, ответственность,
труд
Любовь и уважение к Отечеству
Обобщающий урок.
Подведение итогов
ИТОГО
1
1
1
1
34 часа
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (34 Ч)
№п/п
Наименование разделов и тем
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Россия — наша Родина
Этика и еѐ значение в жизни
человека.
Нормы морали. Нравственные
ценности, идеалы, принципы.
Государство и мораль гражданина. Основной закон
(Конституция) в государстве как источник
российской гражданской этики
Образцы нравственности в культуре Отечества
народов России. Природа и человек
Праздники как одна из форм исторической памяти
Семейные ценности. Этика семейных отношений
Трудовая мораль. Нравственные традиции
предпринимательства
Что значит быть нравственным в наше время.
Методы нравственного самосовершенствования
Этикет
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального
и многоконфессионального народа
России
ИТОГО
Количество
академическ
их часов,
отводимых
на освоение
каждого
раздела и
темы
1
8
1
8
2
1
3
6
2
2
34 часа
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы являющиеся
учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники,
электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые
программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов)
ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
[Электронный ресурс]. URL:
http://orkce.apkpro.ru .
Киноуроки в школах России. Всероссийский народный проект
[Электронный ресурс] URL: https://kinouroki.ru/ .
Городской методический центр Департамента образования и науки
города Москвы
[Электронный ресурс]. URL: https://mosmetod.ru/ .
Российская электронная школа [Электронный ресурс]. URL:
https://resh.edu.ru/
«ОРКСЭ-навигатор» - web-ресурс для осуществления
дистанционной информационно-методической поддержки
педагогов, реализующих программы духовно-нравственного
воспитания обучающихся. [Электронный ресурс]. URL:
http://orkse509.blogspot.com/
Журнал «Светлячок»
https://drive.google.com/drive/folders/0B93JZnYeVW7ZMzNVenlXMn
JXY3M?usp=sharing - Литература для обучающихся
https://veraifoma.ru/vshkolu - образовательный проект
https://www.culture.ru/publications/rubric-architecture/tag-khramy проект культура.рф