Управление образования администрации Горноуральского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Приложение 1.34. Основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6 от 31 августа 2023 г. № 170-д РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 5-9 классы Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности 1. Личностные 1) знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей); 2) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем; 3) умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот. 2. Метапредметные 1) умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения; 2) умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты); 3) умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения; 4) умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений; 5) применение приѐмов самоконтроля при решении учебных задач; 6) умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях. 3. Предметные 1) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; 2) владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами; 3) умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения; 4) усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; 5) приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объѐмов; понимание идеи измерение длин площадей, объѐмов; 6) знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры; 7) умение проводить несложные практические расчѐты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки); 8) использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»; 9) знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости; 10) понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы; 11) умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов. 12) вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах. 13) геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном. 14) анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ; 15) решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор; 16) извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль; 17) извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным; 18) выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ; 19) строить речевые конструкции; 20) изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.; 21) выполнять вычисления с реальными данными; 22) проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты; 23) выполнять проекты по всем темам данного курса; моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий по математике Личностные: установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»; построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения; реализация образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку; нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе. Регулятивные: определение образовательной цели, выбор пути ее достижения; рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность; выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта; оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия; контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым; формирование умения коллективного взаимодействия. Познавательные: умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания; умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи. Содержание курса внеурочной деятельности Математика (вычислительные навыки): применение чисел и действий над числами в различных жизненных ситуациях. (170 часов) 1. Наглядное представление данных. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. (5 класс - 8 часов) 2. Олимпиады организация и проведение игры «Математический бой» (18 часов) 5 класс - 13 часов, 6 класс – 1 час, 7 класс – 2 часа, 8 класс – 1 час, 9 класс – 1 час. 3. Наглядная геометрия. Наглядное представление о фигурах на плоскости. Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры. Измерение площадей фигур на клетчатой бумаге. Наглядные представления (53 часа) 5 класс - 10 часов, 6 класс – 18 часов, 8 класс – 17 часов, 9 класс – 8 часов. 4. Комбинаторика и статистика. Понятие о случайном опыте и случайном событии. Решение комбинаторных задач перебором вариантов. (22 часа) 6 класс – 4 часа, 7 класс – 16 часов, 9 класс – 2 часа. 5. Преобразование графиков функций. Зависимости между величинами. Способы задания функции. График функции. Примеры графиков зависимостей, отображающих реальные события. Преобразования графиков функций. (34 часа) 8 класс – 17 часов, 9 класс – 17 часов. 6. Применение математики для решения конкретных жизненных задач. Математика в реальной жизни. (32 часа) 5 класс - 3 часа, 6 класс – 10 часов, 7 класс – 16 часов, 9 класс – 3 часа. 7. Составление орнаментов, паркетов. (3 часа) 3часа-9кл. Проектные и исследовательские работы проводятся в течение всего курса, не менее одной в год. Формы проведения Занятия включают в себя: приемы устного счета; рассказ на математическую тему; «золотые мысли» математиков и о математике; решение логических задач. решение задач повышенной трудности; игру (играя, проверяем, что умеем и знаем) занимательные задачи, стихи; биографические миниатюры. Учебно-тематический план по внеурочной деятельности «Математический клуб» 5 класс № п/п 1 1.1 1.2 1.3 Наименование раздела, темы Количество часов Деятельность обучающихся Применение чисел и действий над числами в различных жизненных ситуациях 34 часа Объяснять, в каких случаях для представления информации исДиаграммы 8 часов Составление диаграмм для наглядного 2 часа пользуются столбчатые диаграммы, и в каких — круговые. Изпредставления данных влекать и интерпретировать информацию из готовых диаграмм, Опрос общественного мнения. Представление 3 часа выполнять несложные вычисления по данным, представленным на результата в виде диаграмм диаграмме. Строить в несложных случаях столбчатые и круговые Создание проекта на составление различных 3 часа диаграммы по данным, представленным в табличной форме. диаграмм Проводить исследования простейших социальных явлений по готовым диаграммам. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 3 3.1 3.2 Организация и проведение игры «Математический бой» Введение в игру 2 часа Освоение ролей участников игры: докладчик 1 час Освоение ролей участников игры: оппонент 2 часа Освоение ролей участников игры: капитан и 1 час его заместитель Правила игры: регламент и стратегия 2 часа (практическое занятие) Пробный математический бой. (Рефлексивное 1 час занятие) Турнир математического боя между 2 часа обучающимися Умение планировать бюджет 3 часа Умение рассчитать покупку товаров на 1 час различные цели Создание и защита проектов на покупку 2 часа товаров 4 4.1 Наглядная геометрия в 5 классе 10 часов Геометрия, ее место в математике. Первые 2 часа шаги, некоторые задачи 4.2 Способы изображения пространственных фигур. Куб, цилиндр, конус, шар их свойства Задачи на разрезание и складывание фигур Задачи на развитие воображения. Геометрические головоломки Построения с помощью циркуля 4.3 4.4 4.5 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа информации. 11 часов Строить монологическую речь в устной форме, участвовать в диалоге. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами. Подчинять свое поведение нормам и правилам работы в группе. Уметь самостоятельно решать сложные нестандартные задачи; Рассказывать свое решение товарищам, совместно устранять недочеты в решении; Развить критичность мышления. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор; уметь применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах; выполнять сбор информации в несложных случаях; выполнять вычисления с реальными данными. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Распознавать куб цилиндр, конус, шар, изображать их от руки, моделировать, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. Исследовать свойства круглых тел, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование, в том числе компьютерное моделирование. Рассматривать простейшие комбинации тел: куб и шар, цилиндр и шар, куб и цилиндр, пирамида из шаров. Рассматривать простейшие сечения круглых тел, получаемые путѐм предметного или компьютерного моделирования, определять их вид. Распознавать развѐртки конуса, цилиндра, моделировать конус и цилиндр из развѐрток. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. 5. 5.1 Олимпиада по задачам «Кенгуру» 5.2 Игра «Вперед! За сокровищами!» Исследовать свойства круглых тел, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование, в том числе компьютерное моделирование. Описывать их свойства. Рассматривать простейшие сечения круглых тел, получаемые путѐм предметного или компьютерного моделирования определять их вид. Сравнивать свойства квадрата и прямоугольника общего вида. Выдвигать гипотезы о свойствах изученных фигур и конфигураций, объяснять их на примерах, опровергать с помощью контрпримеров. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. Олимпиада и игра 2 часа 1 час Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами. Уметь самостоятельно решать сложные нестандартные задачи. 1 час Строить монологическую речь в устной форме, участвовать в диалоге. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами. Подчинять свое поведение нормам и правилам работы в группе. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Рассказывать свое решение товарищам, совместно устранять недочеты в решении; Развить критичность мышления. Учебно-тематический план по внеурочной деятельности «Математический клуб» 6 класс № п/п 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 2 2.1 Наименование раздела, темы Количество Деятельность обучающихся часов Применение чисел и действий над числами в различных жизненных ситуациях 34 часа Наглядная геометрия 16 часов Золотое сечение 3часа Находить в окружающем мире плоские и пространственные Задачи на сообразительность 1 час симметричные фигуры. Распознавать фигуры, имеющие ось Построение циркулем и линейкой 3часа симметрии. Вырезать их из бумаги, изображать от руки и с Оригами 4часа помощью инструментов. Проводить ось симметрии фигуры. Задачи на сообразительность. Игры 2 часа Конструировать орнаменты и паркеты, используя свойство Использование симметрии при изображении 2 часа симметрии, в том числе с помощью компьютерных программ. бордюров и орнаментов Выдвигать гипотезы, формулировать, обосновывать, опровергать Математический бой. 1 час с помощью контрпримеров утверждения об осевой и центральной симметрии фигур. Находить в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Строить монологическую речь в устной форме, участвовать в диалоге. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами. Подчинять свое поведение нормам и правилам работы в группе. Уметь самостоятельно решать сложные нестандартные задачи. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Рассказывать свое решение товарищам, совместно устранять недочеты в решении; Развить критичность мышления. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. Комбинаторные умения. «Расставьте, переложите» 4 часа Комбинаторные задачи 2 часа Решать комбинаторные задачи с помощью перебора всех 2.2 3 3.1 3.2 4 4.1 4.2 4.3 4.4 5. 5.1 Комбинаторные переложите» умения «Расставьте, 2 часа возможных вариантов (комбинаций чисел, слов, предметов и др.). Моделировать ход решения с помощью рисунка, с помощью дерева возможных вариантов Использовать позиционный характер записи чисел в десятичной системе в ходе решения задач. Решать комбинаторные задачи с помощью перебора всех возможных вариантов Лист Мѐбиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок. Практические умения 2 часа Лист Мѐбиуса 1 час Развивать комбинаторные навыки, представления о симметрии. Практические умения. Задачи на разрезание и 1 час Применять различные способы построения линии разреза фигур, склеивание бумажных полосок правила, позволяющие при построении этой линии не терять решения. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. Математика в реальной жизни 10 часов Создание проекта «Комната моей мечты» 4часа Уметь рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи Расчет сметы на ремонт комнаты «моей 2 часа связанные с дизайном. Развивать умение точно и грамотно мечты» выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе Расчет коммунальных услуг своей семьи 2 часа дискуссии, самостоятельно обнаруживать и формулировать Планирование отпуска своей семьи (поездка к 2 часа учебную проблему, определять цель учебной деятельности, морю) сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов. Выполнять практико -ориентированные задания на нахождение площади. Вычислять площади фигур, составленных из прямоугольников. Находить приближѐнное значение площади фигур, разбивая их на единичные квадраты. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. Олимпиада и игра 2 часа Олимпиада по задачам «Кенгуру» 1 час Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами. Уметь самостоятельно решать сложные нестандартные задачи. 5.2 Игра «Морской бой» 1 час Строить монологическую речь в устной форме, участвовать в диалоге Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами. Подчинять свое поведение нормам и правилам работы в группе. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Уметь самостоятельно решать сложные нестандартные задачи; Рассказывать свое решение товарищам, совместно устранять недочеты в решении; Развить критичность мышления. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. Учебно-тематический план по внеурочной деятельности «Математический клуб» 7 класс № п/п 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 2 2.1 2.2 Наименование раздела, темы Количество Деятельность обучающихся часов Применение чисел и действий над числами в различных жизненных ситуациях 34 часов Применять способы шифрования текстов, приспособления для Шифры и математика 16 часов Задачи кодирования и декодирования 2 часа шифрования, шифрование местонахождения, знаки в шифровании, Матричный способ кодирования и декодирования 3 часа Решать задачи на тайнопись и самосовмещение квадрата используя Тайнопись и самосовмещение квадрата 3 часа при необходимости калькулятор. Формировать навыки работы с Знакомство с другими методами кодирования и3 часа матрицами; развивать коммуникативные навыки в процессе декодирования практической и игровой деятельности. Развить поисковую Дидактическая игра «расшифруй-ка» 3 часа деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Составление проектов шифровки. Защита2 часа проектов Уметь применять вычислительные навыки при решении Математика вокруг нас 8 часов Математика вокруг нас 1 час практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах; Узнай свои способности 2 часа Решать задачи из реальной практики, используя при необходимости 2.3 2.4 Математический бой Поступки делового человека 3 3.1 Математика в реальной жизни Учет расходов в семье на питание. Проектная работа 3.2 3.3 Кулинарные рецепты. Задачи на смеси Игра «Воздушный змей» 4. 4.1 Олимпиада по задачам «Кенгуру» 4.2 Математический бой 2 часа 3 часа калькулятор; выполнять сбор информации в несложных случаях; выполнять вычисления с реальными данными; Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. Уметь применять вычислительные навыки при решении 8 часов 3 часа практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах. Решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор; выполнять сбор информации в несложных случаях; 4 часа выполнять вычисления с реальными данными. Развить поисковую 1 час деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. Олимпиада и игра 2 часа 1 час Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами. Уметь самостоятельно решать сложные нестандартные задачи. 1 час Строить монологическую речь в устной форме, участвовать в диалоге Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами. Подчинять свое поведение нормам и правилам работы в группе. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Учебно-тематический план по внеурочной деятельности «Математический клуб» 8 класс № п/п 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 Наименование раздела, темы Количество Деятельность обучающихся часов Применение математики в различных жизненных ситуациях 34 часа Строить графики линейной, квадратичной функций описывать Графики улыбаются 17 часов Проверка владениями базовыми умениями 2 часа свойства этих функций. Понимать, как влияет знак коэффициента Геометрические преобразования графиков 4 часа к на расположение в координатной плоскости графика функции функций Интерпретировать графики реальных зависимостей, проводить Построение графиков, содержащих модуль, на 3 часа случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного основе геометрических преобразований моделирования, интерпретировать их результаты; выполнять Графики кусочно-заданных функций 3 часа проекты по всем темам данного курса; Планировать свои действия (практикум) в соответствии с поставленной задачей и установленными Построение линейного сплайна 2 часа правилами. Развить поисковую деятельность учащихся, научить Презентация проекта «Графики улыбаются» 2 часа их пользоваться техническими средствами для получения Игра «Счастливый случай» 1 час информации. Использовать различные коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. Наглядная геометрия 16 часов Рисование фигур одним росчерком. Графы 2 часа Геометрическая смесь. Задачи со спичками и 2 часа счетными палочками Лист Мѐбиуса. Задачи на разрезание и 2 часа склеивание бумажных полосок Разрезания на плоскости и в пространстве 2 часа Спортивный матч «Математический хоккей» 1 час Геометрия в пространстве 2 часа Решение олимпиадных задач 2 часа Конструировать алгоритм воспроизведения рисунков, построенных из треугольников, прямоугольников, строить по алгоритму, осуществлять самоконтроль, проверяя соответствие полученного изображения заданному рисунку. Конструировать орнаменты и паркеты, в том числе, с использованием компьютерных программ. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами. 2.8 2.9 3. 3.1 Математический бой 1 час Защита проектов «Геометрическая смесь. 2 часа Применение геометрии в создании паркетов, мозаик и др.» Олимпиада по задачам «Кенгуру» Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. Олимпиада 1 час 1 час Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами. Уметь самостоятельно решать сложные нестандартные задачи. Учебно-тематический план по внеурочной деятельности «Математический клуб» 9 класс № п/п 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.1 1.1 Наименование раздела, темы Количество Деятельность обучающихся часов Применение математики в различных жизненных ситуациях 34 часа Вычислять значения функции, заданной формулой, а также двумя и Функция: просто, сложно, интересно 17 часов Подготовительный этап: постановка цели, 1 час тремя формулами. Описывать свойства функций на основе их проверка владениями базовыми навыками графического представления. Интерпретировать графики реальных Историко-генетический подход к понятию 1 час зависимостей. «функция» Уметь читать графики и называть свойства по формулам. Способы задания функции 1 час Осуществлять анализ объектов путѐм выделения существенных и Четные и нечетные функции 2 часа несущественных признаки. Монотонность функции 2 часа Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Ограниченные и неограниченные функции 2 часа Выполнять разные роли в совместной работе. Исследование функций элементарными 2 часа Развить поисковую деятельность учащихся, научить их способами пользоваться техническими средствами для получения Построение графиков функций 2 часа информации. Функционально-графический метод решения 2 часа уравнений Функция: сложно, просто, интересно. 1 час Дидактическая игра «Восхождение на вершину знаний» Функция: сложно, просто, интересно. 1 час 2 2.1 2.2 3 3.1 3.2 3.3 Презентация «Портфеля достижений» Диалоги о статистике. Статистические 2 часа исследования. Проектная работа по статистическим исследованиям Статистические исследования 1 час Проектная работа по статистическим исследованиям 1 час Орнаменты. Симметрия в орнаментах. Проектная работа: составление орнамента Симметрия в орнаментах Проектная работа: составление орнаментов Защита проектов 3 часа 1час 1час 1час Выполнить перебор всех возможных вариантов для пересчѐта объектов и комбинаций. Применять правило комбинаторного умножения. Распознавать задачи на вычисление числа перестановок, размещений, сочетаний и применять соответствующие формулы. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Вычислять частоту случайного события. Оценивать вероятность случайного события с помощью частоты, установленной опытным путѐм. Находить вероятность случайного события на основе классического определения вероятности. Приводить примеры достоверных и невозможных событий. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. Распознавать плоские фигуры, симметричные относительно прямой. Вырезать две фигуры, симметричные относительно прямой, из бумаги. Проводить прямую, относительно которой две фигуры симметричны. Конструировать орнаменты и паркеты, используя свойство симметрии, в том числе с помощью компьютерных программ.. Исследовать свойства фигур, симметричных относительно плоскости, используя эксперимент, наблюдение, моделирование. Описывать их свойства Находить в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры. Распознавать фигуры, имеющие ось симметрии. Вырезать их из бумаги, изображать от руки и с помощью инструментов. Проводить ось симметрии фигуры. Конструировать орнаменты и паркеты, используя свойство симметрии, в том числе с помощью компьютерных программ. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. 4 4.1 Быстрый счет без калькулятора Приемы быстрого счета 4.2 4.3 Эстафета "Кто быстей считает" Математический бой 5 5.1 5.2 Оригами Техника оригами Практическое занятие по созданию оригами 6 6.1 Наглядная геометрия. Геометрия клетчатой бумаге Нахождение площадей треугольников на клетчатой бумаге 3часа 1 час 1 час 1 час 2 часа 1 час 1 час на 5 часов 1 час Уметь применять вычисли тельные навыки при решении практических задач, других расчетах. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Строить монологическую речь в устной и форме, участвовать в диалоге Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя. Задавать уточняющие вопросы педагогу и собеседнику. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. Уметь анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оцени вать полученный ответ; решать задачи из реальной практики, извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль; моделировать геометрические объекты, используя бумагу. Вычислять площади квадратов, прямоугольников по соответствующим правилам и формулам. Моделировать фигуры заданной площади, фигуры, равные по площади. Моделировать единицы измерения площади. Выражать одни единицы измерения площади через другие. Выбирать единицы измерения площади в зависимости от ситуации. Выполнять практико-ориентированные задания на нахождение площадей. Вычислять площади фигур, составленных из прямоугольников. Находить приближѐнное значение площади фигур, разбивая их на единичные квадраты. Сравнивать фигуры по площади и периметру. Решать задачи на нахождение периметров и площадей квадратов и прямоугольников. Выделять в условии задачи данные, необходимые для еѐ решения, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи. Решать задачи на нахождение периметров и площадей квадратов и прямоугольников. Исследовать свойства треугольников, прямоугольников путѐм эксперимента, наблюдения, измерения, моделирования, в том числе, с использованием компьютерных программ. Формулировать утверждения о свойствах треугольников, прямоугольников, равных фигур. Обосновывать, объяснять на примерах, опровергать с помощью контрпримеров утверждения о свойствах треугольников, прямоугольни ков, равных фигур. 6.2 6.3 6.4 6.5 7 7.1 7.2 Нахождение площадей четырехугольников на клетчатой бумаге Нахождение площадей многоугольников на клетчатой бумаге 1 час Нахождение площадей круга, сектора на клетчатой бумаге Решение других задач на клетчатой бумаге 1 час Олимпиада по задачам «Кенгуру» Игра «Самый умный» 1 час 1 час Олимпиада и игра 2 часа 1 час Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами. Уметь самостоятельно решать сложные нестандартные задачи. 1 час Использовать знаково-символические средства для решения задач. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами. Выполнять разные роли в совместной работе. Различать и оценивать сам процесс деятельности и его результат. Формулировать собственное мнение и позицию. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи.