Аннотация МАТЕМАТИКА (УГЛУБЛЁННЫЙ УРОВЕНЬ)

Аннотация к рабочей программе по математике (углублённый уровень)
(Приложение к ООП СОО 1.4.)
Программа по математике углублѐнного уровня для обучающихся на уровне среднего общего образования разработана на
основе ФГОС СОО с учѐтом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций
российского образования. Реализация программы по математике обеспечивает овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и
познавательного развития личности обучающихся.
В программе по математике учтены идеи и положения «Концепции развития математического образования в Российской
Федерации». В соответствии с названием концепции математическое образование должно, в частности, решать задачу
обеспечения необходимого стране числа обучающихся, математическая подготовка которых достаточна для продолжения
образования по различным направлениям, включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере
информационных технологий и других, а также обеспечения для каждого обучающегося возможности достижения
математической подготовки в соответствии с необходимым ему уровнем. Именно на решение этих задач нацелена программа по
математике углублѐнного уровня.
В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным
человеком без хорошей математической подготовки. Это обусловлено тем, что в наши дни растѐт число специальностей,
связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и
даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг обучающихся, для которых математика становится значимым предметом,
фундаментом образования, существенно расширяется. В него входят не только обучающиеся, планирующие заниматься
творческой и исследовательской работой в области математики, информатики, физики, экономики и в других областях, но и те,
кому математика нужна для использования в профессиях, не связанных непосредственно с ней.
Прикладная значимость математики обусловлена тем, что еѐ предметом являются фундаментальные структуры нашего
мира: пространственные формы и количественные отношения, функциональные зависимости и категории неопределѐнности, от
простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и
технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования
современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации,

малоэффективна повседневная практическая деятельность. Во многих сферах профессиональной деятельности требуются умения
выполнять расчѐты, составлять алгоритмы, применять формулы, проводить геометрические измерения и построения, читать,
обрабатывать, интерпретировать и представлять информацию в виде таблиц, диаграмм и графиков, понимать вероятностный
характер случайных событий.
Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всѐ более важным становится
математический стиль мышления, проявляющийся в определѐнных умственных навыках. В процессе изучения математики в
арсенал приѐмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и
конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических
умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения
формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым формируют логический стиль мышления. Ведущая роль
принадлежит математике в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по
заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач – основы для
организации учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания
действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук,
об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование
вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества
математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
Приоритетными целями обучения математике в 10–11 классах на углублѐнном уровне продолжают оставаться:
формирование центральных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура, переменная, вероятность,
функция, производная, интеграл), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования
обучающихся; подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего
мира, пониманию математики как части общей культуры человечества; развитие интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, критичности мышления, интереса к изучению математики;

формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические аспекты в реальны
жизненных ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и закономерностей, формулировать
их на языке математики и создавать математические модели, применять освоенный математический аппарат для решения
практико-ориентированных задач, интерпретировать и оценивать полученные результаты.
Основными линиями содержания математики в 10–11 классах углублѐнного уровня являются: «Числа и вычисления»,
«Алгебра» («Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»), «Начала математического анализа», «Геометрия»
(«Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин»), «Вероятность и статистика». Данные линии
развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако не независимо одна от другой, а в тесном
контакте и взаимодействии. Кроме этого, их объединяет логическая составляющая, традиционно присущая математике и
пронизывающая все математические курсы и содержательные линии.
Сформулированное во ФГОС СОО требование «умение оперировать понятиями: определение, аксиома, теорема,
следствие, свойство, признак, доказательство, равносильные формулировки, умение формулировать обратное и противоположное
утверждение, приводить примеры и контрпримеры, использовать метод математической индукции, проводить доказательные
рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений» относится ко всем учебным курсам, а
формирование логических умений распределяется по всем годам обучения на уровне среднего общего образования.
В соответствии с ФГОС СОО математика является обязательным предметом на данном уровне образования. Настоящей
программой по математике предусматривается изучение учебного предмета «Математика» в рамках трѐх учебных курсов:
«Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Формирование логических умений
осуществляется на протяжении всех лет обучения на уровне среднего общего образования, а элементы логики включаются в
содержание всех названных выше учебных курсов.
Общее количество часов, направленных на изучение математики на углубленном уровне – 544: в 10 классе – 272 часа (8
часов в неделю), в 11 классе – 272 часа (8 часов в неделю).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».