АРП География 6-9 классы

Управление образования администрации Горноуральского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 6

Приложение 1. 7.
Адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
МБОУ СОШ №6 (вариант №1),
утвержденной приказом №249-д от 02 июня 2017 года

Рабочая программа по географии,
Предметная область: Естествознание
6-9 классы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты освоения с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы
оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.
Освоение обучающимися программы предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно
они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения
основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения адаптированной программы включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностные результатам освоения относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов
учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения адаптированной программы включают освоенные обучающимися знания и
умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при
принятии решения о
переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
Адаптированная программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по
отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы. В том случае
если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству
учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных
представителей). ОО может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на
конец обучения:
Минимальный уровень:
- иметь представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических
проблемах России, разных материков и отдельных стран;
- уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
- уметь использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных

катастроф.
Достаточный уровень:
- уметь применять элементарные практические умения и приемы работы с географической картой для получения
географической информации;
- уметь вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценивать их изменения в
результате природных и антропогенных воздействий;
- уметь находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
- уметь применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик
компонентов природы;
- уметь называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обучающиеся должны знать:
• что изучает география;
• горизонт, линию и стороны горизонта;
• основные формы земной поверхности;
• виды водоемов, их различия;
• меры по охране воды от загрязнения;
• правила поведения в природе;
• отличие плана от рисунка и географической карты;
• масштаб, его обозначение;
• основные направления на плане, географической карте;
• условные цвета и знаки географической карты;
• распределение суши и воды на Земле;
• материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
• Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;

• кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
• значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов;
• различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
• расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;
• основные типы климатов;
• географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.
Обучающиеся должны уметь:
• определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;
• выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
• делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;
• читать простейшие планы местности (для начальных классов массовой школы);
• ориентироваться на географической карте, глобусе;
• читать географическую карту (условные цвета и основные знаки);
• составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
• показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте;
Основные виды организации учебного процесса.
Методы обучения.
1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
- практический метод;
- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
- работа с учебником.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации
новизны, ситуации успеха;
- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
- устные или письменные методы контроля;
- фронтальные, групповые или индивидуальные;
- итоговые и текущие.
Используемые технологии:
 разноуровневого и дифференцированного подхода;
 здоровьесберегающие;
 игровые;
 личностно-ориентированные;
 информационно-коммуникативные.
Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом: 6 класс - «Начальный курс физической
географии» 68ч), 7 класс — «География России» (68ч), «География материков и океанов» (8 класс — 68 ч, 9 класс —
52 ч), «Наш край» (9 класс — 16 ч).
В программе выделены практические работы и экскурсии, указана географическая номенклатура, а также по
годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.
Проведению практических работ в 6-9 классах помогут изданные рабочие тетради, которые способствуют
внедрению в учебный процесс современных методических приемов. Часть заданий из тетради может быть выполнена на
доске (под руководством учителя) на этапе закрепления географического материала. Для осуществления
индивидуального и дифференцированного подхода к умственно отсталым учащимся задания разной степени трудности
могут быть использованы на этапе проверки знаний, а некоторые из них даются в качестве домашнего задания. В рабочих
тетрадях на печатной основе впервые опубликованы контурные карты, предназначенные для детей с интеллектуальной
недостаточностью. Они имеют меньшую географическую нагрузку, четко выделенные контуры отмечаемых объектов,
пунктирные и цветовые подсказки.
Значительную помощь учащимся окажут атласы (иллюстрированные приложения к учебникам), которые
специально адаптированы к психофизическим и возрастным особенностям детей с интеллектуальными нарушениями.

Используя их, учащиеся могут давать комплексную характеристику иллюстрированной территории (растительный мир,
животный мир, занятия населения).
В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся ориентироваться на местности,
познакомятся с формами земной поверхности, водоемами, планом и картой.
В данной программе вначале планируется формирование более точных географических представлений о рельефе и
водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с использованием видеофильмов). На этих занятиях, готовя к
восприятию следующей темы, учитель может уточнить, какими цветами будут обозначаться формы рельефа и водоемы на
карте.
Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса географии — «План и карта». При изучении этой
темы следует осуществить постепенный переход от черчения плана стола, класса, к чтению планов школьного участка и
местности, а затем к знакомству с географической картой. К учащимся с нарушенным пространственным анализом при
оценке знаний можно снизить уровень требований. Они могут научиться ориентироваться по Солнцу, признакам
природы и «звездочке ориентирования». Работу с компасом усваивают более сильные школьники. Черчение и чтение
плана участка также должно выполняться лишь сильными учащимися под руководством учителя.
Такая последовательность изучения тем позволит более логично перейти от знакомства с физической картой
России к изучению глобуса и физической карты полушарий.
В программу 6 класса введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение
вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это позволит своевременно
начать формирование географических знаний в тесной связи с элементарными физическими и астрономическими, что
создаст наиболее полное представление о планете Земля. Опасные природные явления будут изучаться и в дальнейшем
применительно к конкретным географическим территориям.
7 класс полностью посвящен ознакомлению с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической,
элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а
природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного
хозяйства. Много внимания должно быть уделено экологическим проблемам. Необходимо вскрыть причины обострения
экологических ситуаций в некоторых районах нашей страны.

При изучении географии России учитель должен пользоваться современными географическими картами
(физической, политико-административной и картой природных зон России).
На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь 7 класс, в содержании учебного материала
выделены два основных блока:
I. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) — 11 ч.
II. Природные зоны России — 57 ч.
Задача первого блока этого раздела — создать целостное представление о своей родине, раскрыть разнообразие
ее природных условий, ресурсов, населения и хозяйства.
Учителю географии необходимо подумать о рациональном распределении времени на изучение общих и
зональных вопросов. Целесообразно уже при изучении I блока иллюстрировать общие положения конкретными
примерами, подготавливая, таким образом, учащихся к изучению отдельных природных зон.
В региональной части курса, во втором блоке, дается комплексная характеристика природных зон России:
изучаются особенности климата, природы, условия жизни и хозяйственной деятельности людей, местные
экономические, социальные и экологические проблемы, достопримечательности разных уголков нашей Родины. При
изучении природных зон России учитель вправе выделить больше времени и уделить особое внимание той природной
зоне, в которой расположена школа.
При изучении географии своей страны необходимо констатировать новые национально-территориальные
образования, подчѐркивая культурные и этнографические особенности населения.
Желательно приучать старшеклассников работать с материалами периодической печати, местными и центральными
изданиями.
Появление нового учебника по географии России с иллюстрированным приложением облегчит семиклассникам
процесс усвоения программного материала о географии своей страны, а упрощенные контурные карты, размещѐнные
в рабочих тетрадях на печатной основе, помогут заполнить изучаемые объекты на карте России.
Курс «Географии материков и океанов» рассчитан на 2 года обучения. Три четверти 8 класса отводится на
изучение Мирового океана, Африки, Австралии, Антарктиды, Северной и Южной Америк. Учитель должен познакомить
учащихся не только с природой различных континентов, но и с населением, особенностями хозяйственной деятельности,

бытом, культурой людей, отдельными государствами.
С IV четверти 8 класса учащиеся начинают более подробно изучать физическую географию материка, на котором
мы живем. Здесь даются общие представления о географическом положении, очертаниях берегов, рельефе, климате,
водных ресурсах, растительном, животном мире и населении Евразии.
Изучение своего материка продолжается в 9 классе. Такое расположение материала позволяет больше времени
(три четверти 9 класса) выделить на знакомство с государствами Евразии. Тематика этого раздела предлагает:
изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу
географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю
политизацию содержания. Современные названия государств даются в скобках. При объяснении материала учителю
целесообразно больше внимания уделять страноведческим и общекультурным аспектам. Следует обратить внимание на
характерные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обычаи), на
ценности духовной культуры (архитектура, музыка, танцы, театр, религия).
Бывшие союзные республики изучаются во II четверти 9 класса в разделах «Восточная Европа», «Центральная и
Юго-Западная Азия». Компактное изучение этих стран дает учителю возможность рассказать о распаде
монополизированного государства и обратить внимание учащихся на налаживающиеся экономические и культурные
контакты с некоторыми из этих суверенных государств.
В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр кино- и видеофильмов о природе, культурных и
исторических достопримечательностях изучаемой страны, традициях и быте ее народа.
Примерный план изучения стран Евразии (географическое положение, климат, рельеф, флора и фауна, хозяйство,
население, столица, крупные города, достопримечательности, культура, обычаи, традиции) уточняется и конкретизируется
учителем в зависимости от особенностей данного государства.
Интеграционные процессы, происходящие в Европе (отмена виз, введение единой валюты), приблизили Россию к
мировому сообществу, поэтому целесообразно завершить курс «География материков и океанов» темами, посвященными
России как крупнейшему государству Евразии. На этих уроках учитель повторяет и обобщает знания учащихся о своей
стране (государстве), полученные в 6 и 7 классах, и подготавливает их к знакомству со своим краем (областью, районом).
Заканчивается курс географии региональным обзором. В предлагаемой программе изучению своей местности

отводится IV четверть 9 класса. Территорию для изучения (республика, край, область, район, город, село) определяет сам
учитель. На этих уроках учащиеся не только систематизируют свои знания о природе края, но и знакомятся с местными
экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в данном регионе.
Выпускники специальных коррекционных школ должны уметь ориентироваться в своей местности, знать основные
достопримечательности своего края. Занижение требований к знаниям учащихся при изучении этой темы не
предусматривается.
Для изучения своего края в программе дается примерный план, опираясь на который учитель может разработать
конкретное программное содержание, отражающее особенности данной местности.
На уроках можно усилить изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение
вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать
воспитанию у учащихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету.
Данная программа обеспечивает оптимальный объем знаний по географии для детей с нарушением интеллекта. Как
показывает опыт, он доступен большинству учащихся. Учитывая индивидуальные особенности школьников, учитель
может снижать уровень требований к отдельным учащимся по темам, связанным с географической картой.
Внутри разделов, не выходя за рамки указанного времени, педагог вправе перераспределять количество часов на
изучение отдельно.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ГЕОГРАФИЯ
6 КЛАСС
Начальный курс физической географии (68 ч)
I четверть (18 ч)
Введение (4 ч)
География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды.
Компоненты погоды: температура, облачность, давление воздуха, ветер, атмосферные осадки.
Опасные природные явления в атмосфере, меры предосторожности.
Географические сведения о своей местности и труде населения.
Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и
навыков, полученных в 1-5 классах.
Межпредметные связи
Признаки времен года.
Сезонные изменения, состояние водоемов, растительности и животного мира, высота Солнца и продолжительность дня в
разное время года («Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей
действительности», «Природоведение»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы.
Знакомство с новым учебником, иллюстрированным приложением — атласом, с рабочими тетрадями на печатной
основе.
Ориентирование на местности (5 ч)
Горизонт. Линия горизонта.
Стороны горизонта.

Компас и правила пользования им.
Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, звездам, местным признакам и природным
объектам.
Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях.
Межпредметные связи
Горизонтальное и вертикальное положение («Математика»).
Рисунки компаса и линии горизонта («Изобразительное искусство»).
Изготовление звездочки ориентирования («Ручной труд»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Зарисовка линии, сторон горизонта.
Схематическая зарисовка компаса.
Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу.
Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).
Формы поверхности Земли (4 ч)
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.
Рельеф местности, его основные формы.
Равнины (плоские и холмистые), холмы.
Овраги, их образование.
Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулканов.
Межпредметные связи
Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте («Математика»).
Поверхность нашей местности («Природоведение»).
Работа с глиной, пластилином, природным материалом («Ручной труд»).
Предметы и явления неживой природы («Естествознание»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).

Практические работы
Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана.
Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе.
Вода на Земле (10 ч)
Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе.
Родник, его образование.
Колодец. Водопровод.
Река, ее части. Горные и равнинные реки
II четверть (14 ч)
Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.
Болота, их осушение.
Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.
Острова и полуострова.
Водоемы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения.
Межпредметные связи
Вода в природе («Природоведение»).
Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана
вод от загрязнения
(«Естествознание»).
Работа с глиной, пластилином и природным материалом («ручной труд»).
Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте («Изобразительное искусство»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Моделирование из пластилина и воды (реки, озера, острова, полуострова) или изготовление макетов.
Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.
Проведение опытов:

а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;
б) очистка воды фильтрованием.
Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.
План и карта (9 ч)
Рисунок и план предмета.
Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической
деятельности человека.
План класса.
План школьного участка.
Условные знаки плана местности.
План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.
Условные цвета физической карты.
Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.).
Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
Межпредметные связи
Меры длины, измерение отрезка, масштаб («Математика»).
Вид сверху, сбоку, масштаб («Трудовое обучение», «Черчение»).
Различие цвета и оттенков («Изобразительное искусство»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.
Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.
Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе (для
сильных учеников).
Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса) в рабочей тетради на печатной основе.
Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.

Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической
карты.
Чтение простейших планов (школьного участка, местности) с опорой на таблицу условных знаков.
Показ на физической карте России в приложении к учебнику форм поверхности (не давая точных названий
равнин, гор и т.п.)
Показ на физической карте России в приложении к учебнику различных водоемов (не требуются знания
конкретных названий рек,
озер и т.п.)
Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций.
III четверть (20 ч)
Земной шар (14 ч)
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты.
Земля — планета. Доказательства шарообразности Земли, Освоение космоса.
Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса.
Особенности изображения суши и воды на глобусе.
Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле.
Океаны на глобусе и карте полушарий.
Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия,
Антарктида).
Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский).
Значение Солнца для жизни на Земле.
Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные
лучи).
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.
Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.
Природа тропического пояса.

Природа умеренных и полярных поясов.
Межпредметные связи
Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное, наклонное
(«Математика»,
«Черчение»).
Причины смены дня и ночи, времен года («Природоведение»).
Рисунок земного шара и глобуса («Изобразительное искусство»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.
Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.
Оформление таблицы названий океанов и материков.
Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий (в рабочей тетради на
печатной основе).
Работа с контурами материков (картонными, линолеумными, ламинированными).
Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.
«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и
животных к
соответствующим поясам освещенности.
Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах
земного шара.
Знакомство с последними публикациями в периодической печати об освоении космоса.
Карта России (22 ч)
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России — Москва.
Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.

Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Работа с контурными картами.
IV четверть (16 ч)
Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.
Работа с контурными картами.
Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного
газа).
Работа с контурными картами.
Река Волга.
Реки: Дон, Днепр, Урал.
Реки Сибири: Обь, Енисей.
Реки Лена и Амур.
Озера Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море.
Крупные города России (по выбору учителя).
Работа с контурными картами.
Наш край на физической карте России.
Повторение начального курса физической географии.
Межпредметные связи
Наша страна. Москва — столица нашей Родины. Города. Наша местность («Природоведение»).
Вода, полезные ископаемые («Естествознание»).
Различение цвета и его оттенков («Изобразительное искусство»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических
объектов на
контурную карту России в рабочей тетради на печатной основе.

Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте.
Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого — образец из коллекции — его название —
основные
месторождения.
Путешествия (на карте) по нашей стране.
Географическая номенклатура
Границы России.
Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, омывающих берега России.
Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские, Врангеля, Сахалин, Курильские.
Полуострова: Кольский, Ямал, Таймыр, Чукотский, Камчатка.
Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Прикаспийская низменность, Валдайская и Среднерусская
возвышенности,
Среднесибирское плоскогорье.
Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.
Реки: Волга, Дон, Днепр, Урал, Обь, Енисей, Лена, Амур.
Озѐра: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море.
Города: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург (по выбору учителя).
Свой край.
7 КЛАСС
География России (68 ч)
I четверть (18 ч)
Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) (11ч)
Географическое положение России на карте мира.
Европейская и азиатская части России.
Административное деление России.
Разнообразие рельефа.

Полезные ископаемые, их основные месторождения. Климат России.
Водные ресурсы России, их использование. Население России.
Народы России. Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли. Сельское хозяйство, его отрасли.
Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.
Природные зоны России (57 ч)
Размещение природных зон на территории России.
Карта природных зон России.
Зона арктических пустынь (5 ч)
Положение на карте.
Климат.
Растительный и животный мир.
Население и его основные занятия. Северный морской путь.
II четверть (14 ч)
Зона тундры (8 ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.
Климат. Водоемы тундры.
Растительный мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь.
Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.
Лесная зона (18 ч)
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.
Климат.
Реки, озера, каналы.
Растительный мир. Хвойные леса (тайга).

Смешанные и лиственные леса.
Животный мир.
Пушные звери.
III четверть (20 часов)
Значение леса.
Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.
Города Центральной России.
Особенности развития хозяйства Северо-Западной России.
Города Северо-Западной России: Санкт-Петербург, Архангельск, Новгород, Псков, Калининград.
Западная Сибирь.
Восточная Сибирь.
Дальний Восток.
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.
Обобщающий урок по лесной зоне.
Зона степей (8 ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки.
Растительный мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск,
Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар. Охрана природы
зоны степей.
IV четверть (16 ч)
Зона полупустынь и пустынь (7ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.
Климат. Реки.

Растительный5 мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города зоны полупустынь и пустынь.
Зона субтропиков (2 ч)
Положение на карте.
Курортное хозяйство. Население и его основные занятия.
Города-курорты (Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик). Город Новороссийск.
Высотная поясность в горах (7ч)
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат.
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.
Города и экологические проблемы Урала.
Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.
Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.
Обобщающий урок по географии России.
Межпредметные связи
Почвы, полезные ископаемые, использование воды в промышленности и сельском хозяйстве, охрана вод,
разнообразие растительного и животного мира, охрана растений и животных («Естествознание»).
Города нашей Родины («Природоведение»).
Длина рек, высота гор, численность населения («Математика»)
Работа с глиной, пластилином, природным материалом при изготовлении несложных макетов по природным
зонам («Ручной труд»).
Использование леса («Столярное, переплетное дело»).
Добыча, свойства и использование металлов («Слесарное дело»).
Различение цвета и оттенков («Изобразительное искусство»).

Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Работа с физической картой и картой природных зон России в атласе-приложении к учебнику.
Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий в рабочей тетради на печатной
основе для 7
класса.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и
животных.
Изготовление из бумаги условных знаков полезных ископаемых для работы с магнитной картой (природных
зон России).
Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинноследственные зависимости.
Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.
Географическая номенклатура
Зона арктических пустынь
Моря: Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.
Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские.
Зона тундры
Остров: Новая Земля.
Полуострова: Таймыр, Кольский, Чукотский.
Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь.
Лесная зона
Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Валдайская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.
Реки: Волга, Северная Двина, Обь, Енисей, Лена, Амур.
Каналы: Москвы, Волго-Балтийский.
Озера: Ладожское, Онежское.

Города: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Архангельск, Нижний Новгород, Красноярск, Иркутск,
Владивосток.
Зона степей
Реки: Дон, Волга, Урал.
Канал: Волго-Донской.
Города: Курск, Воронеж, Саратов, Самара, Ростов-на-Дону. Волгоград, Ставрополь, Краснодар, Оренбург, Омск.
Зона полупустынь и пустынь
Озеро: Каспийское море.
Города: Астрахань, Элиста.
Субтропики
Города: Сочи, Туапсе, Новороссийск.
Высотная поясность в горах
Горы: Кавказские, Уральские, Алтайские, Саяны.
Озеро: Байкал.
Города: Пятигорск, Нальчик, Владикавказ, Махачкала. Грозный, Екатеринбург, Челябинск, Барнаул.
8 КЛАСС
География материков и океанов. Часть 1 (68ч)
I четверть (18 ч)
Введение (1ч)
Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и части света на глобусе и карте.
Мировой океан (5 ч)
Атлантический океан.
Северный Ледовитый океан.
Тихий океан.
Индийский океан.

Современное изучение Мирового океана.
Межпредметные связи
Сравнение размеров океанов («Математика»).
Вода. Водоросли. Обитатели морей («Естествознание»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Обозначение океанов на контурной карте полушарий в рабочей тетради на печатной основе.
Составление схемы хозяйственного использования океанов.
Зарисовки рыб, морских животных, айсберга.
Подбор иллюстраций по теме «Мировой океан».
Материки и части света
Африка (12 ч)
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Природные зоны. Растительный мир тропических лесов.
Животный мир тропических лесов.
Растительный мир саванн.
Животный мир саванн.
Растительный и животный мир пустынь.
Население. Государства: Египет, Эфиопия, Танзания, Демократическая республика Конго (ДР Конго), Нигерия,
Южно-Африканская республика (ЮАР) или другие по выбору учителя.
Обобщающий урок.
Практические работы
Обозначение на контурной карте из рабочей тетради на печатной основе географических объектов, указанных в
номенклатуре.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к

магнитной карте)
II четверть (14 часов)
Австралия (8 ч)
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Растительный мир.
Животный мир.
Население.
Австралийский Союз. Океания. Остров Новая Гвинея.
Практические работы
Обозначение на контурной карте в рабочей тетради на печатной основе географических объектов, указанных в
номенклатуре.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к
магнитной карте).
Антарктида (6 ч)
Географическое положение. Антарктика.
Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.
Разнообразие рельефа, климат.
Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы.
Современные исследования Антарктиды.
Обобщающий урок.
Практические работы
Обозначение на контурной карте океанов, омывающих Антарктиду, Южного полюса в рабочей тетради на печатной
основе.
Составление альбома иллюстраций по теме: «Антарктида».
Зарисовки птиц и животных Антарктиды.

Изготовление простейшего макета изучаемого материка
III четверть (20 ч)
Америка (20 ч)
Открытие Америки (1 час).
Северная Америка (8 ч)
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера.
Растительный и животный мир.
Население и государства.
Соединенные Штаты Америки.
Канада.
Мексика. Куба.
Практические работы
Обозначение на контурной карте из рабочей тетради географических объектов, указанных в номенклатуре.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к
магнитной карте).
Южная Америка (11ч)
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера.
Растительный мир тропических лесов.
Животный мир тропических лесов.
Растительный мир саванн, степей, пустынь и горных районов.
Животный мир саванн, степей, полупустынь, гор.
Население. Государства: Бразилия, Аргентина, Перу или другие по выбору учителя.

Обобщающий урок. Часть света — Америка.
Практические работы
Обозначение на контурной карте в рабочей тетради географических объектов, указанных в номенклатуре.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к
магнитной карте).
IV четверть (16 ч)
Евразия (16 ч)
Общая характеристика материка
Географическое положение
Очертания берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова.
Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии.
Климат Евразии.
Реки и озера Европы.
Реки и озера Азии.
Растительный и животный мир Европы.
Растительный и животный мир Азии.
Население Евразии.
Культура и быт народов Европы и Азии.
Обобщающий урок.
Межпредметные связи
Рациональное использование почв, полезных ископаемых, охрана водоемов; растения и животные, занесенные в Красную
книгу; культурные растения и сельскохозяйственные животные («Естествознание»).
Охрана природы — всемирная проблема. Международные законы об охране природы («История»).

Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Обозначение на контурной карте морей, заливов, островов, полуостровов, гор, рек, озер, обозначенных в номенклатуре.
Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией в рабочей тетради на печатной основе.
Запись в тетради названий типичных представителей растительного и животного мира.
Географическая номенклатура
Африка
Океаны и моря, омывающие Африку. Остров Мадагаскар, полуостров Сомали, пустыня Сахара, реки Нил, Нигер,
Заир, Атласские горы, Суэцкий канал. Изученные государства.
Австралия
Океаны и моря, омывающие Австралию. Острова Тасмания и Новая Гвинея, река Муррей, города Канберра,
Сидней, Мельбурн.
Антарктида
Океаны и моря, омывающие Антарктиду. Южный полюс.
Северная Америка
Океаны, моря и заливы, омывающие Северную Америку. Острова Гренландия, Куба, полуострова Лабрадор,
Аляска, Флорида, Калифорния, горы Кордильеры, реки Миссисипи и Миссури, Великие озера. Изученные государства.
Южная Америка
Океаны, омывающие Южную Америку. Остров Огненная Земля, Панамский канал, Амазонская низменность, горы
Анды, река Амазонка, Магелланов пролив. Изученные государства.
Евразия
Моря: Норвежское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Средиземное,
Черное, Берингово, Охотское, Японское, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Аравийское, Красное.
Заливы: Бенгальский, Персидский.
Острова: Великобритания, Шри-Ланка, Индонезийские, Японские, Сахалин.
Полуострова: Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малая Азия, Аравийский, Индостан,

Индокитай, Корея, Камчатка.
Горы: Альпы, Карпаты, Кавказ, Тянь-Шань, Тибет, Гималаи.
Реки: Дунай, Днепр, Дон, Волга, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Сырдарья, Амударья, Обь, Енисей, Лена, Амур.
Озера: Балхаш, Байкал, Иссык-Куль, Каспийское, Аральское.
Пустыни: Гоби, Каракум, Кызылкум.
9 КЛАСС
География материков и океанов.
Государства Евразии (52 ч)
I четверть (18 ч)
Политическая карта Евразии. Европа (23 ч)
Западная Европа (4 ч)
Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии).
Франция (Французская Республика).
Германия (Федеративная Республика Германия).
Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация).
Южная Европа (3 ч)
Испания. Португалия (Португальская Республика).
Италия (Итальянская Республика).
Греция (Греческая Республика).
Северная Европа (3 ч)
Норвегия (Королевство Норвегия).
Швеция (Королевство Швеция).
Финляндия (Финляндская Республика).
Восточная Европа (13 ч)
Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика).

Венгрия (Венгерская Республика).
Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария).
Сербия. Черногория.
II четверть (14 ч)
Эстония (Эстонская Республика).
Латвия (Латвийская Республика).
Литва (Литовская Республика).
Белоруссия (Республика Беларусь)
Украина
Молдавия (Республика Молдова).
Азия (22 ч)
Центральная Азия (5 ч)
Казахстан (Республика Казахстан).
Узбекистан (Республика Узбекистан).
Туркмения (Туркменистан).
Киргизия (Кыргызская Республика).
Таджикистан (Республика Таджикистан).
Юго-Западная Азия (7 ч)
Грузия.
Азербайджан (Азербайджанская Республика).
Армения (Республика Армения).
III четверть (20 ч)
Турция (Турецкая Республика).
Ирак (Республика Ирак).
Иран (Исламская Республика Иран).
Афганистан (Исламская Республика Афганистан).

Южная Азия (1 ч)
Индия (Республика Индия).
Восточная Азия (4 ч)
Китай (Китайская Народная Республика).
Монголия.
Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея).
Япония.
Юго-Восточная Азия (5 ч)
Таиланд (Королевство Таиланд).
Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам).
Индонезия (Республика Индонезия) или
другие государства по выбору учителя.
Россия (повторение) (6 ч)
Границы России.
Россия (Российская Федерация) — крупнейшее государство Евразии.
Административное деление России.
Столица, крупные города России.
Обобщающий урок по России.
Обобщающий урок по географии материков и океанов.
Межпредметные связи
Образование Российской империи. Образование и распад СССР. Суверенная Россия («История»).
Практические работы
Обозначение на контурной карте государств Евразии и их столиц в рабочей тетради на печатной основе.
Нанесение границы Европы и Азии.

Составление альбома «По странам и континентам».
IV четверть (16 ч)
Свой край (16 ч)
История возникновения нашего края.
Географическое положение. Границы. Рельеф.
Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.
Полезные ископаемые и почвы.
Реки, пруды, озѐра, каналы. Водоснабжение питьевой водой. Охрана водоемов.
Растительный мир (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы, орехи, ягоды,
лекарственные растения).
Красная книга. Охрана растительного мира.
Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы,
земноводные, насекомые.) Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь
зимующим птицам.
Заповедники, заказники.
Население нашего края (области). Национальный состав. Обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и
танцы, национальная кухня.
Промышленность. Ближайшие промышленные предприятия, где могут работать выпускники школы.
Сельское хозяйство (специализация: растениеводство, животноводство, бахчеводство и т.п.).
Транспорт (наземный, железнодорожный, авиационный, речной).
Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края.
Наш город (поселок, деревня).
Обобщающий урок «Моя малая Родина».
Межпредметные связи
Сезонные изменения в природе («Природоведение»).
История нашего края («История»).

Почвы, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительный и животный мир, экологические проблемы
(«Естествознание»).
Фольклор («Музыка»).
Сфера быта, национальные блюда (СБО).
Архитектурные памятники («Изобразительное искусство»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
На карте своей области обозначить условными знаками, вырезанными из картона, месторождения полезных
ископаемых, цветными кружками — областной и районные центры.
Обозначить на контурной карте России свою область.
К карте своей области прикрепить контуры наиболее распространѐнных растений и животных, отметить
заповедные места.
Зарисовать и подписать растения и животных, занесенных в Красную книгу области.
Записать в тетрадь названия местных водоемов, форм земной поверхности, фамилии известных людей края.
Вычертить простейшую схему структуры народного хозяйства области.
Регулярно читать местную периодическую печать.
Выполнить рисунки и написать сочинение на тему «Прошлое, настоящее и будущее нашего края».
Географическая номенклатура
Государства Евразии: Великобритания, Франция, Германия, Австрия, Швейцария, Испания, Португалия, Италия,
Греция, Норвегия, Швеция, Финляндия, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Сербия. Черногория,
Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Молдавия, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан,
Грузия, Азербайджан, Армения, Турция, Ирак, Иран, Афганистан, Индия, Китай, Монголия, Корея, Япония, Таиланд,
Вьетнам, Россия.

ТРЕБОВАНИИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
6 КЛАСС
Обучающиеся должны знать:
• что изучает география;
• горизонт, линию и стороны горизонта;
• основные формы земной поверхности;
• виды водоемов, их различия;
• меры по охране воды от загрязнения;
• правила поведения в природе;
• отличие плана от рисунка и географической карты;
• основные направления на плане, географической карте;
• условные цвета и основные знаки географической карты;
• распределение суши и воды на Земле;
• материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
• Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
• кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
• значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых
космонавтов;
• различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
• географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий;
• названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России» (по атласу, специально
разработанному для коррекционных школ VIII вида).
Обучающиеся должны уметь:
• определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;
• выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

• делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;
• читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласам-приложениям к учебнику;
• составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
• показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте из
рабочей тетради на печатной основе;
• выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии» для 6 класса специальной
коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учѐтом индивидуальных
возможностей учащихся).
7 КЛАСС
Обучающиеся должны знать:
• положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
• пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
• природные зоны России;
• природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
• типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
• хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
• экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
• правила поведения в природе;
• названия географических объектов на территории России, указанные в программе (по атласу, специально
разработанному для коррекционных школ VIII вида).
Обучающиеся должны уметь:
• показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте природных зон России, давать
элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами и картами;
• показывать по картам (физической и природных зон России) из приложения к учебнику географические
объекты, указанные в программе;
• устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями

населения;
• делать несложные макеты изучаемых природных зон;
• принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе;
• выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной
школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных
возможностей учащихся).
8 КЛАСС
Обучающиеся должны знать:
• Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое положение и их хозяйственное
значение;
• особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и
особенности размещения;
• названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ
VIII вида).
Обучающиеся должны уметь:
• показывать на географической карте из приложения к учебнику океаны, давать им характеристику;
• определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка;
• давать элементарное описание природных условий всех материков, опираясь на карту и картины;
• находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической карте;
• выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 8 класса специальной
(коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом
индивидуальных особенностей учащихся).
9 КЛАСС
Обучающиеся должны знать:
• географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;

• границы, государственный строй и символику России;
• особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и
животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры
безопасности при стихийных бедствиях;
• медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.
Обучающиеся должны уметь:
• находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в атласах, специально
разработанных для коррекционных школ VIII вида.
• показывать Россию на политических картах мира и Евразии;
• находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон);
• давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать
краткую историческую справку о прошлом своего края;
• называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;
• правильно вести себя в природе;
• выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 9 класса специальной
(коррекционной) школы VIII.
• вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных особенностей
учащихся).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
(68 часов в год, 2 часа в неделю)
№
Название раздела. Тема урока
урока
I четверть (18 часов)
I
ВВЕДЕНИЕ
1
Что изучает география?

Кол-во
часов
4
1
1

II
5
6

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и
погоды.
Явления природы.
Географические сведения о своей местности и труде
населения (практическая работа)
ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ
Горизонт. Линия горизонта.
Стороны горизонта

7
8

Компас и правила пользования им.
Ориентирование по местным признакам природы.

1
1

9

Ориентирование
на
местности.
Повторение
пройденного материала (практическая работа).

1

2
3
4

1
1
5
1
1

Основные виды деятельности
Дата

Заполнение
таблицы,
просмотр
презентации.
Наблюдения,
заполнение календаря
природы.
Составление схемы.
Тестирование.

Зарисовка линий горизонта
Зарисовка сторон гор.
Правила пользования компасом.
Упражнения в определении сторон
горизонта по местным признакам
Ориентирование
на
местности
экскурсия.

III
10
11
12

ФОРМЫ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ
Равнины, холмы.
Овраги, их образование.
Горы. Землетрясения. Извержения вулканов.

4
1
1
1

Заполнение таблицы.
Зарисовка схемы оврага.
Моделирование из пластилина макета.

13

«Ознакомление с формами рельефа своей местности»
(практическая работа)
ВОДА НА ЗЕМЛЕ
Вода в природе. Круговорот воды в природе.
Родник, его образование.
Колодец, водопровод.
Части реки. Равнинные и горные реки.
Как люди используют реки.
Контрольная работа по изученному материалу (1-я
четверть)
Озѐра. Водохранилища. Пруды.
Болота, их осушение.
Океаны и моря. Явления природы.
Острова и полуострова.
Водоѐмы в нашей местности. Охрана вод от
загрязнения (практическая работа).
ПЛАН И КАРТА
Рисунок и план предмета.
План и масштаб.
План класса.

1

Заполнение таблицы.

IV
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
V
24
25
26

10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1

Зарисовка схемы круговорота воды.
Заполнение таблицы.
Зарисовка схемы водопровода.
Упражнения в определении нахождении
рек.
Тестирование.
Зарисовка видов озѐр.
Заполнение таблицы.
Показ, работа по к/к.
Работа по к/к.
Зарисовка видов водоѐмов.
Тестирование.
Упражнения в определении предмета.
Измерение расстояний.
Вычерчивание плана.

27
28
29
30

План школьного участка.
Условные знаки плана местности.
План и географическая карта.
Условные цвета физической карты.
Условные знаки физической карты.

1
1
1
1

31

Физическая карта России. Значение географической
карты в жизни и деятельности людей (повторение).

1

32
V1.
33
34
35
36
37
38
39
40
41

Контрольная работа по теме: «План и карта».
ЗЕМНОЙ ШАР
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.
Планеты.
Земля – планета. Доказательства шарообразности
Земли. Освоение космоса.
Глобус – модель земного шара.
Физическая карта полушарий.
Распределение воды и суши на Земле.
Океаны на глобусе и карте полушарий.
Материки на глобусе и карте полушарий.
Первые кругосветные путешествия.
Значение Солнца для жизни на земле. Различие в
освещении
и
нагревании
Солнцем
земной
поверхности.

1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Вычерчивание плана.
Зарисовка в тетрадях условных знаков.
Чтение плана и карты.
Зарисовка условных цветов
Чтение карты с помощью условных
знаков.
Тренировочные упражнения по карте,
работа по к/к.
Тестирование.
Заполнение таблицы.
Просмотр презентации о планетах.
Просмотр
презентации.
Зарисовка
планет.
Заполнение таблицы.
Работа по карте.
Вычерчивание диаграммы
Просмотр океанов на глобусе и карте.
Работа по карте.
Просмотр
схемы
первых
путешественников.
Заполнение таблицы.

42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58

Понятие о климате, его отличие от погоды.
Основные типы климата.
Пояса освещѐнности: жаркие, умеренные, холодные.
Природа тропического пояса.
Природа умеренных и полярных поясов. Обобщение.
Контрольная работа по теме: «Земной шар».
КАРТА РОССИИ
Географическое положение России на карте.
Границы России. Сухопутные границы России на
западе и юге.
Морские границы. Океаны и моря, омывающие
берега России. Моря Северного и Ледовитого океана.
Моря Тихого и Атлантического океанов.
Острова и полуострова России.
Обобщение пройденного материала (практическая
работа).
Поверхность
нашей
страны.
Низменности,
возвышенности, плоскогорья.
Горы: Кавказ, Урал
Горы: Алтай, Саяны.
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.
Практическая работа по теме «Месторождения
полезных ископаемых».
Реки: Волга с Окой и Камой.

1

Запись в тетрадь.

1
1
1
1
22
1
1

Зарисовка поясов.
Работа по к/к, по карте.
Заполнение таблицы.
Тестирование.

1
1
1
1

Работа по к/к.
Просмотр презентации.
Заполнение таблицы.
Работа по к/к.
Работа по таблице.

1

Работа по карте.

1
1

Работа по карте.
Заполнение таблицы.

1
1

Зарисовка условных знаков
Тестирование,
зарисовка
знаков.
Работа по карте.

1

Работа по к/к, по карте.
Работа по карте.

условных

59
60
61
62
63
64
65

Реки: Дон, Днепр, Урал.
Реки Сибири: Обь и Енисей.
Реки: Лена и Амур.
Озѐра России.
Наш край на карте России.
Практическая работа по теме «Наш край на карте».
Экскурсия «Мир вокруг нас».

1
1
1
1
1
1
1

66

Повторение по теме «Карта России» (практическая
работа)
Обобщение материала за год по теме «Начальный
курс физической географии».
Контрольная работа по теме «Начальный курс
физической географии».

1

67
68

1
1

Работа по карте.
Работа по таблице.
Работа по карте, к/к.
Работа по карте.
Работа по карте,к/к.
Работа по карте, заполнение таблицы.
Экскурсия на свежем воздухе, собирание
природного материала.
Работа с к/к, картой.
Заполнение
таблицы,
заданий по карточкам.
Тестирование.

выполнение

7 КЛАСС
(68 часов в год. 2 часа в неделю)
№
урока

Название раздела. Тема урока

Кол-во
часов

6
7
8
9

Особенности природы и хозяйства России
(общая характеристика)
Географическое положение России на карте мира.
Европейская и азиатская части России.
Административное деление России.
Разнообразие рельефа.
Полезные
ископаемые,
их
основные
месторождения.
Климат России.
Водные ресурсы России, их использование.
Численность населения России. Народы России.
Промышленность - основа хозяйства, еѐ отрасли.

10

Сельское хозяйство, его отрасли.

1

11

Транспорт. Экономическое развитие европейской и
азиатской частей России (практическая работа).
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ

1

I
1
2
3
4
5

11

Дата Основные виды деятельности
пров
едени
я

11
1
1
1
1
1

Работа с к/к.
Работа по карте.
Заполнение таблицы.
Зарисовка рельефа в тетрадях.
Зарисовка условных знаков.

1
1
1
1

Работа по карте, определение климата.
Заполнение таблицы.
Работа по карте. Презентация.
Выстраивание
схемы
отраслей
хозяйства.
Показ иллюстративного материала,
презентации.
Показ иллюстративного материала,
выполнение заданий по карточке.

57

12

Размещение природных зон на территории России.

1

13

Карта природных зон России.
ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ
Положение на карте. Моря и острова.
Климат. Особенности природы.
Растительный и животный мир. Охрана природы.
Население и его основные занятия. Северный
морской путь. Повторение.
Контрольная работа по изученному материалу
(1-я четверть).

1
5
1
1
1
1

ЗОНА ТУНДРЫ
Положение на карте. Острова и полуострова.
Климат. Водоѐмы тундры.
Особенности природы. Растительный мир.

8
1
1
1

Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города тундры: Мурманск, Архангельск, НарьянМар, Норильск, Анадырь.
Экологические проблемы Севера. Охрана природы
тундры. Обобщение по теме «Зона тундры».
Практическая работа по теме «Зона тундры».
ЛЕСНАЯ ЗОНА

1
1
1

14
15
16
17
18

19
20
21
22
23
24
25
26

1

1
1
18

Работа по карте, нанесение природных
зон
Работа по карте, по к/к.
Работа по карте, к/к.
Рассмотрение п/з.
Просмотр иллюстративного материала.
Работа по к/к, заполнение таблицы.
Тестирование.

Работа по карте, к/к.
Просмотр презентации.
Рассмотрение гербария, заполнение
таблицы.
Отгадывания кроссворда.
Составление таблицы.
Просмотр
презентации,
иллюстративного материала.
Заполнение таблица, просмотр видео.
Тестирование.

27
28
29
30
31
32
33

34
35
36
37
38
39
40
41
42

Положение на карте. Рельеф
ископаемые.
Климат. Особенности природы.

и

полезные

1

Работа по к/к. Построение диаграммы.

1

Реки и озѐра. Каналы.
Растительный мир. Хвойные леса (тайга).
Смешанные и лиственные леса (практическая
работа)
Контрольная работа по изученному материалу (2-я
четверть)
Животный мир и пушные звери.

1
1
1

Работа
по
к/к.
Наблюдение
вычерчивание диаграммы.
Запись названий.
Запись названий.
Заполнение таблицы.

и

1

Тестирование.

1

Работа по к/к, по карте.

Значение леса.
Промышленность
и
сельское
хозяйство
Центральной России.
Города Центральной России.
Особенности развития хозяйства Северо-Западной
России.
Города:
С-Петербург,
Новгород,
Псков,
Калининград.
Западная Сибирь.
Восточная Сибирь.
Дальний Восток.
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.

1
1

Просмотр видео.
Работа по к/к, по карте.

1
1

Заполнение таблицы.
Работа по к/к, по карте.

1

Отгадывание кроссворда.

1
1
1
1

Работа по к/к.
Работа по карте, по к/к.
Работа по к/к.
Просмотр иллюстративного материала,

43

44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57

Обобщение по теме «Лесная зона» (практическая
работа).
ЗОНА СТЕПЕЙ
Положение на карте. Рельеф и полезные
ископаемые. Реки.
Растительный мир.
Животный мир.

1

работа по карте.
Тестирование.

8
1

Работа по карте, по к/к.

Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск,
Оренбург, Омск.
Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград.

1
1

Города стеной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь,
Краснодар. Охрана.
Охрана степей. Повторение (практическая работа).
Контрольная работа по теме «Степи» (3-я четверть).
ЗОНА ПОЛУПУСТЫНЬ И ПУСТЫНЬ
Положение на карте. Рельеф и полезные
ископаемые.
Климат. Реки.
Растительный мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.

1

1
1

1

1

Заполнение таблицы.
Просмотр
видео,
иллюстративного
материала.
Заполнение таблицы.
Работа по карте, по к/к.
Работа по карте, по к/к, отгадывание
кроссворда.
Работа по карте, по к/к.
Заполнение таблицы.
Тестирование.

7
1

Работа по карте, по к/к.

1
1
1
1

Заполнение таблицы.
Работа с гербарием.
Заполнение таблицы.
Работа с картой.

58
59

60
61

62
63
64
65
66
67
68

Города зоны полупустынь и пустынь.
Повторение по теме «Зона полупустынь и пустынь
(практическая работа).
ЗОНА СУБТРОПИКОВ
Положение на карте.
Население и его основные занятия. Города-курорты
(практическая работа).
ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ В ГОРАХ
Положение на карте. Рельеф и полезные
ископаемые. Климат.
Особенности природы Северного Кавказа.
Города и экологические проблемы Урала.
Алтайские горы. Население и его основные занятия.
Горы Восточной Сибири. Население и его основные
занятия.
Повторение по теме «Высотная поясность в горах»
(практическая работа).
Контрольная работа по теме «Природные зоны
России».

1
1

Просмотр иллюстративного материала.
Тестирование.

2
1
1

Работа с картой, к/к.
Просмотр иллюстративного материала.

7
1

Просмотр презентации.

1
1
1
1

Просмотр видео.
Работа с картой, к/к.
Работа с картой, к/к.
Просмотр иллюстративного материала.

1

Заполнение таблицы.

1

Тестирование.

8 КЛАСС
(68 часов в год. 2 часа в неделю)
№
урока

Название раздела. Тема урока

Кол-во
часов

I

ВВЕДЕНИЕ

1

1
II
2
3
4
5
6

Материки и океаны на глобусе и карте.
МИРОВОЙ ОКЕАН
Атлантический океан.
Северный Ледовитый океан.
Тихий океан.
Индийский океан.
Современное
изучение
Мирового
океана.
Повторение (практическая работа).
МАТЕРИКИ И ЧАСТИ СВЕТА.
АФРИКА
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климата, реки и озѐра.
Природные зоны. Растительный мир тропических
лесов.
Животные тропических лесов.
Растительность
и
животные
пустынь
и
полупустынь.
Население и государства.

1
5
1
1
1
1
1

III
7
8
9
10
11
12

12
1
1
1
1
1
1

Дата
прове
дения

Основные виды деятельности

Работа по к/к, карте.
Работа по к/к, карте.
Заполнение таблицы.
Просмотр видео.
Работа по к/к, карте.
Тестирование.

Просмотр иллюстративного материала.
Зарисовка в тетради
Просмотр видео материала.
Просмотр презентации.
Просмотр иллюстративного материала,
гербария.
Работа по к/к.

13
14
15
16
17
18
IV
19
20
21
22
23
24
25
26
V
27
28
29
30
31
32

Египет.
Эфиопия.
Танзания.
Демократическая Республика Конго.
Нигерия. ЮАР (практическая работа).
Контрольная работа по теме «Африка».
АВСТРАЛИЯ
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Растительный мир.
Животный мир.
Население.
Австралийский Союз.
Океания. Остров Новая Гвинея.
Обобщение материала по теме «Австралия»
(практическая работа).
АНТАРКТИДА
Географическое положение. Антарктика.
Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.
Разнообразие рельефа, климат.
Растительный и животный мир. Охрана природы.
Современные
исследования
Антарктиды.
Повторение по теме «Антарктида»
Контрольная работа по изученному материалу
(2-я четверть).

1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1

Просмотр презентации, работа по карте.
Работа по к/к., карте.
Работа по к/к, карте.
Просмотр иллюстративного материала.
Выполнение заданий по карточкам.
Тестирование.
Работа по к/к., карте.
Заполнение таблицы.
Зарисовка в тетради.
Просмотр иллюстративного материала.
Просмотр презентации.
Работа по к/к., карте.
Заполнение таблицы.
Выполнение заданий по карточкам.

6
1
1
1
1
1

Работа по к/к., карте.
Просмотр иллюстративного материала.
Работа по карте, показ презентации.
Работа с гербарием,
Работа по карте.

1

Тестирование

VI
33
VII
34
35
36
37
38
39
40
41
VIII
42
43
44
45

АМЕРИКА
Открытие Америки.
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера.
Растительный и животный мир.
Население и государства.
США.
Канада.
Мексика. Куба (практическая работа).
ЮЖНАЯ АМЕРИКА
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера.
Растительность тропических лесов.

20
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1

46
47

Животные тропического леса.
Растительность саванн, степей, пустынь и горных
районов.
Животные саванн, степей, пустынь и горных
районов.
Население и государства.
Бразилия.
Аргентина. Перу (практическая работа).
Контрольная работа по теме «Америка».

1
1

Заполнение таблицы.
Работа с гербарием.

1

Просмотр иллюстративного материала.

1
1
1
1

Просмотр презентации.
Работа по к/к., карте.
Работа по карточкам.
Тестирование.

48
49
50
51
52

Работа по к/к., карте..
Работа по к/к., карте.
Заполнение таблицы.
Работа в рабочих тетрадях.
Работа с гербарием.
Просмотр видео.
Работа по к/к., карте.
Заполнение таблицы.
Выполнение заданий по карточкам.
Работа по к/к., карте.
Работа по к/к., карте.
Заполнение таблицы.

IX
53

ЕВРАЗИЯ
Географическое положение.

16
1

Работа по к/к., карте.

54

Очертание берегов Евразии. Моря Северного
Ледовитого и Атлантического океанов.
Острова и полуострова.
Очертание берегов. Моря Тихого и Индийского
океанов.
Острова и полуострова.
Разнообразие рельефа Европы.
Разнообразие рельефа Азии.
Полезные ископаемые Европы и Азии
Климат. Реки и озера Европы.
Реки и озера Азии.
Растительный и животный мир Европы.
Растительный и животный мир Азии.
Население Евразии.
Культура и быт народов Евразии.

1

Просмотр презентации.

1
1

Просмотр иллюстративного материала.
Работа по к/к., карте.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Заполнение таблицы.
Зарисовка условных значков.
Заполнение таблицы.
Таблица, схема.
Работа по к/к., карте.
Работа по к/к., карте.
Просмотр иллюстративного материала.
Работа в тетрадях на печатной основе.
Заполнение таблицы.

Повторение по теме «Евразия».
Контрольная работа по курсу
материков и океанов».

1
1

Выполнение заданий по карточкам.
Тестирование.

55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

«География

Просмотр презентации.

9 КЛАСС
(68 часов в год. 2 часа в неделю)
№
Название раздела. Тема урока.
урока
1
1

2
3
4
5

ГОСУДАРСТВА ЕВРАЗИИ
Политическая карта Евразии.
ЕВРОПА
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА
Великобритания
(Соединѐнное
Великобритании и Северной Ирландии).
Франция (Французская Республика).
Германия.

Колво
часов
52
1
23
4
Королевство 1

Австрия. Швейцария (практическая работа).
ЮЖНАЯ ЕВРОПА

Дата

Работа по к/к., карте.

Работа по к/к., карте.

1
1
1

Работа в тетрадях на печатной основе.
Просмотр презентации.
Выполнение заданий по карточкам.
Работа по к/к., карте.

6

Испания.

3
1

7
8

Италия.
Греция (практическая работа.)

1
1

СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА

3

9
10
11

Основные виды деятельности

Норвегия (Королевство Норвегия)
1
Швеция (Королевство Швеция)
1
Финляндия (Финляндская Республика). Практическая 1
работа.

Работа в тетрадях на печатной основе.
Выполнение заданий из дидакт.
материала.
Работа по к/к., карте.
Работа в тетрадях на печатной основе.
Заполнение таблицы.

12
13
14
15
16
17
18
19
20

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА
Польша (Республика Польша).
Чехия (Чешская Республика).
Словакия (Словацкая Республика).
Венгрия (Венгерская Республика).

13
1
1
1
1

Румыния. Болгария.
1
Сербия. Черногория (практическая работа).
1
Контрольная работа по изученному материалу (1-я 1
четверть).
Эстония.
1
1
Латвия.

21
22
23

Литва.
Белоруссия.

24

Молдавия. (Практическая работа по теме «Восточная 1
Европа»).
22
АЗИЯ
5
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ
Казахстан.
1
Узбекистан.
1
1
Туркмения.

25
26
27

Украина.

1
1
1

Работа по к/к., карте.
Просмотр презентации.
Просмотр иллюстративного материала.
Выполнение заданий из дидакт.
материала.
Работа по к/к., карте.
Выполнение заданий по карточкам.
Тестирование.
Работа по к/к., карте.
Выполнение заданий
материала.
Просмотр презентации.
Работа по к/к., карте.
Заполнение таблицы.

из

дидакт.

Выполнение заданий по карточкам.

Работа по к/к., карте.
Заполнение таблицы.
Работа по к/к., карте.

28
29

30
31
32
33
34

Киргизия.
Таджикистан. Практическая работа по теме
«Центральная Азия
ЮГО-ЗАПАДНАЯ АЗИЯ
Грузия.
Азербайджан. Армения.
Контрольная работа по теме «Юго-Западная Азия»
(2-я четверть).
Турция.
Ирак.

1

Выполнение
материала.

заданий

7
1
1
1

Заполнение таблицы.
Просмотр презентации.
Тестирование.

1
1

Просмотр презентации.
Работа по к/к., карте.
Выполнение заданий
материала.
Заполнение таблицы.

из

дидакт.

из

дидакт.

35

Иран.

1

36

Афганистан.

1

ЮЖНАЯ АЗИЯ
Индия.

1
1
4

Работа в тетрадях на печатной основе.

37

ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
38

Китай.

1

Заполнение таблицы.

40

Корейская Народная Демократическая Республика 1
(КНДР).
Япония (практическая работа).
1
5
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
Вьетнам.
1

Работа по к/к., карте.

41
42

Тестирование.
Просмотр иллюстративного материала.

Лаос
(Лаосская
Республика)

43
44

Народно-Демократическая 1

Таиланд.

1
1

47

Повторение по изученному материалу «Государства
Евразии».
Контрольная работа по теме «Государства Евразии».
РОССИЯ (повторение)
Россия - крупнейшее государство Европы.

48

Сухопутные и морские границы России.

49

Административное деление России.

50

Столица. Крупные города России. Столица России - 1
Москва.
Города России: Санкт-Петербург, Екатеринбург, 1
Новосибирск, Владивосток.

45
46

51

52
53
54

Контрольная работа по теме «Государства Евразии».

Работа по к/к., карте.
Работа по к/к., карте.
Выполнение заданий
материала.
Заполнение таблицы.

1
6
1
1

Тестирование.

1

Выполнение заданий
материала.
Просмотр видео.
Заполнение таблицы.

1
16
1

Поверхность, полезные ископаемые.

1

дидакт.

из

дидакт.

Работа по к/к., карте.
Работа по к/к., карте.

Тестирование.

НАШ КРАЙ
Положение на карте, границы.

из

Работа по к\к., карте.
Заполнение таблицы.

55
56
57
58

Реки, озѐра и их хозяйственное использование.
1
Особенности природных условий для развития 1
сельского хозяйства.
Растительный мир. Охрана.
1

Работа по к\к., карте.
Выполнение заданий
материала.
Просмотр видео.

Животный мир. Охрана.

1
1

Просмотр презентации.
Просмотр иллюстративного материала.

1
1

Выполнение заданий по карточкам.
Работа по к\к., карте.

59

Население, его состав. Культура, традиции.

60
61

Характеристика хозяйства.
Промышленность, еѐ ведущие отрасли.
Растениеводство
и
животноводство
специализация.
Транспорт, перспективы развития.

62
63
64
65
66
67

68

Областной центр.

и

их 1

Заполнение таблицы.

1
1

Зарисовки в тетради.

Наш город Бугуруслан.
1
Культура. Население, традиции и обычаи народа 1
нашего города.
Повторение по теме «Наш край» (практическая 1
работа).
Контрольная работа по теме «Наш край».

1

из

дидакт.

Заполнение таблицы.
Экскурсия в музей.
Работа в тетрадях на печатной основе.

Тестирование.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».