АННОТАЦИЯ к рабочей программе учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс (Приложение к ООП ООО 1.21.) Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» разработана для обучающихся 5-х классов, изучающих данный учебный предмет, включенный в часть учебного плана основного общего образования, формируемую участниками образовательных отношений, в течение одного года обучения. Программа разработана на основании и с учетом следующих нормативно-правовых, методических документов: 1. Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями (далее – ФЗ-273); 2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с изменениями и дополнениями; 3. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях с изменениями (далее - СанПин 2.4.2.2821-10); 4. Основной общеобразовательной программы – образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 6 (новая редакция) (утверждена приказом по МБОУ СОШ № 6 от 31.08.2018 № 6/1); 5. Примерных образовательных программ учебного предмета «Основы духовнонравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» Е. В. Саплиной, А. И. Саплина: программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Е. В. Саплина, А. И. Саплин. — М.: Астрель, 2012 — 94, [2] с.(Планета знаний).; 6. Положения о рабочей программе, утверждѐнного Приказом директора МБОУ СОШ №6 от 29.06.2016 г. № 203-д. Особенность учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Учебный предмет носит интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие обучающихся при особом внимании к его эмоциональному развитию. Содержание учебного предмета включает в себя следующие основные содержательные линии: 1. Формирование понятия «культура», ознакомление обучающихся с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»); 2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»); 3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»). В процессе изучения содержания учебного предмета у обучающихся углубляется осознание идеи о том, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и к какому народу изначально принадлежат. Основной формой образовательной деятельности является коллективная деятельность обучающихся разных вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а также их вкладом в духовную и материальную культуру общества. Особое значение изучения учебного предмета обучающимися 5-х классов определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Обучающиеся этого возраста уже располагают сведениями об истории России, ориентируются в понятии «культура». У обучающихся сформированы предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне сформировано логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. 5-классники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в различном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и др.). Главным средством обучения остается учебник. Увеличивается доля мини-лекций, его объяснений, рассказов-дополнений. Сочетание различных методов образовательной деятельности – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации, подготовка презентаций и др. обеспечивают: Организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; Отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде; Познавательное значение введения новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение, наличие словарика). При проведении уроков используются возможности ИКТ-технологий. Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является органичной частью всей образовательной деятельности на уровне основного общего образования и тесно связан межпредметными связями с такими учебными предметами, как история (как всеобщая, так и история России), обществознание, литература, музыка, изобразительное искусство. Содержание учебного предмета является пропедевтическим для изучения обучающимися в 6 классе учебных предметов «История России» и «Обществознание». Место учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является основным механизмом реализации содержания одноименной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», включен в обязательную часть учебного плана основного общего образования и изучается в течение 1 года обучения в объеме 0,5 учебного недельного часа – 17 учебных часов в течение учебного года. При реализации рабочей программы используются различные образовательные технологии. Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения организуется в соответствии с образовательными потребностями обучающихся и их родителей (законных представителей). В ходе реализации программы может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания программы, с использованием для этого соответствующих образовательных технологий. Использование при реализации программы методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается. Указанное количество учебных годовых часов, отводимых в рабочей программе учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», является оптимальным для достижения обучающимися 5-х классов планируемых результатов освоения ООП ООО. Обучающиеся 5-х классов проходят промежуточную аттестацию по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в порядке, определенном локальным актом МБОУ СОШ № 6 – Положением о формах и порядке проведении промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Отличительной особенностью промежуточной аттестации по учебному предмету является ее безотметочный характер. Достижение планируемых результатов освоения обучающимися ООП ООО фиксируется и выражается в итоговой отметке по результатам обучения четверти только в качественной оценке дихотомического типа «освоил - не освоил». Структура Программы соответствует п.19.5 ФГОС ООО и включает в себя следующие разделы: Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Раздел 2. Содержание учебного предмета. Раздел 3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Планируемые результаты освоения учебного предмета «ОДНКР», представленные в Программе: личностные, метапредметные, а также предметные результаты, адекватно отражают требования ФГОС ООО, уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов, представленных в ФГОС ООО, передают специфику целей и задач изучения учебного предмета «ОДНКР» на уровне основного общего образования. В Программе планируемые результаты уточнены с позиций их достижения обучающимися в урочной образовательной деятельности и их оценки в ходе проведения учителем процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. В адаптированном варианте Программы для обучающихся с ЗПР в системе планируемых результатов оценивается только блок «Выпускник научится». Программа является приложением 1.21 к ООП ООО МБОУ СОШ №6. Текст Программы и аннотация к ней размещаются на официальном сайте ОО в сети Интернет 6gor.uralschool.ru