Управление образования администрации Горноуральского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 6 Приложение 1. 1 Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом МБОУ СОШ№6 от 02.06.2017г. № 249-д Адаптированная рабочая программа по русскому языку. Образовательная область: язык и речевая практика 1-4 класс ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА Личностные результаты У выпускника будут сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков окружающих людей; Вы пускник получит возмож ность для формирования: • внут ренней позиции обучаю щ егося на уровне полож ительного от нош ения к образоват ельному учреж дению , понимания необходимост и учения; • уст ановки на здоровы й образ ж изни реализации ее в реальном поведении и поступках; • • Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения с помощью учителя; Вы пускник получит возмож ность научиться: • в сот рудничестве с учит елем ставить новые учебны е задачи; • преобразовыват ь практическую задачу в познавательную; • проявлять познават ельную инициат иву в учебном сотрудничестве; Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: • строить сообщения в устной и письменной форме; • проводить сравнение по заданным критериям; • устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Вы пускник получит возмож ность научиться: • осознанно и произвольно строить сообщ ения в уст ной и письменной форме; • строить логическое рассуж дение; • осущ ествлять сравнение. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: • использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, • использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; Вы пускник получит возмож ность научиться: •задавать вопросы, необходимые для организации собст венной сот рудничест ва с партнером; •использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. деят ельности Предметные результаты освоения программы по русскому языку Раздел «Повторение» Выпускник научится: • практически строить простое предложение, и • составлять предложения с употреблением слов в косвенных падежах, • составлять предложения из слов, данных в начальной форме. Вы пускник получит возмож ность научиться: • восстанавливать наруш енный порядок слов в предлож ении, заканчиват ь предлож ения. Раздел «Звуки и буквы» Выпускник научится: • пользоваться алфавитом • употреблять мягкий знак на конце и в середине слова • употреблять разделительный мягкий знак • писать сочетание гласных с шипящими, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов • различать ударные и безударные гласные, • проверять безударные гласные путём изменения формы слова (вода-воды), безударные гласные путём подбора по образцу родственных слов • писать слова с непроверяемыми написаниями в корне, • пользоваться словарём, данным в учебнике. Вы пускник получит возмож ность научиться: • составлять и записыват ь рассказ по серии карт инок и подробному вопроснику, • писать контрольные диктанты, • проверять написание орф ограмм пут ём изменения формы слова и подбора (по образцу) родст венны х слов, • проверять слова с безударной гласной в корне слова, • работ ат ь с деф ормированным текстом, • пользоват ься словарём, данным в учебнике, • выделять орфограммы. Раздел «Слово» Выпускник научится: • называть предметы, действия и признаки, имена собственные, • расширять круг имён собственных, названия, рек, морей, родственных словах, общую часть родственных слов (корень), • различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств). Вы пускник получит возмож ность научиться: • различат ь основные кат егории слов (название предметов, действий, качеств), • составлять и записыват ь небольш ой рассказ по теме: «М оя кварт ира», • составлять и писать под руководст вом учит еля небольш ое письмо родным, товарищам, • писать почт овый адрес на конверте, • восстанавливать наруш енный порядок слов в предлож ении, • наблюдать за единообразием написания гласных и согласных в общ ей части родст венны х слов. Раздел «Предложение» Выпускник научится: • вычленять из речи предложения, • употреблять знаки препинания в конце предложения, • находить подлежащее и сказуемое - главные слова в предложении, второстепенные члены предложения (без деления на виды). Вы пускник получит возмож ность научиться: • составлять и записыват ь небольш ой рассказ по сю ж ет ной картинке и вопросам; • выделять в предлож ении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится; • правильно ставить знаки препинания в конце предлож ения; • распрост ранят ь предлож ения. Раздел «Связная речь» Выпускник научится: • восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам; • последовательно располагать данные учителем предложения по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно); отвечать на вопросы по картинке, по теме, данной учителем. Вы пускник получит возмож ность научиться: • составлять прост ые распрост раненны е предлож ения и слож ные с союзом и; • составлять связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предлож ений, по карт инному плану (серии картинок). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА 1 класс «Обучение грамоте» Добукварный период Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающийменя мир». Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы. Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам. Букварный период Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками. 1- й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется). Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением. Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуко-вых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с. 2- й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р. Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце). Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла). Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом). Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р. Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов. Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа. 3- й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, и, ь, т. Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, пил). 4- й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких. Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, иш, пле). Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов. Ученик научится: • различать звуки на слух и в произношении; • анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; • писать строчные и прописные буквы; • списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения. Ученик получит возмож ность научиться: • рукописном у начертанию изучаемых ст рочных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д. • списывать с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, сост оящ их из усвоенны х слоговых структур; предлож ений из двух слов. • писать под дикт овку слова и предлож ения из двух-т рех слов с предварит ельным анализом. 2 класс Повторение Элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Ученик научится: • соотносить звуки и буквы. • различать гласные ударные и безударные. • различать гласные и согласные в сложных словах. • различать гласные и согласные в сложных словах. Ученик получит возмож ность научиться: • анализироват ь элемент арный язы ковой материал, • обобщать элемент арный язы ковой материал, Звуки и буквы (61 ч) Начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными. Ученик научится: • различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные; различать гласные и согласные звуки в двусложных словах; правильно ставить знак ударения. различать согласные твердые и мягкие. обозначать мягкость согласных буквами и, е, ю, я. применять букву ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. Ученик получит возмож ность научиться: • практ ически писать слова с разделит ельны м и ь и ъ. Слово Слова, обозначающие предметы: называние предметов и различение их по вопросам кто? что?; Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; р а м а — рамы ); Различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, нож ки); Сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — круж ка,куш ет ка Ученик научится: • различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и • • • др.); употреблять большую букву в именах, фамилиях людей, в кличках животных; различать предметы по их действиям (птица летает, а рыба плавает); употреблять предлог как отдельное слово; Ученик получит возмож ность научиться: • согласовывать слова, обозначающ ие действия, со словами, обозначающ ими предметы; • раздельно писать предлог со словом, к кот орому он от носит ся (под руководст вом учит еля); Предложение Практическое знакомство с построением простого предложения: составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем; заканчивание начатого предложения (Собака громко...); составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку; выделение предложения из текста. Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения. Ученик научится: • составлять предложения из слов; • выделять предложения из текста; • писать прописную букву в начале предложения и точку в конце предложения. Ученик получит возмож ность научиться: • составлять предлож ения по вопросу, картинке, на тему, предлож енную учит елем; Связная письменная речь Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разговора с учителем). Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок. Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного. Ученик научится: • располагать два-три коротких предложения в последовательном порядке (по картинкам или после устного разговора с учителем); • составлять подписи к серии из двух-трех сюжетных картинок. Ученик получит возмож ность научиться: • правильно использовать личные мест оимения вместо имени существительного. 3 класс Повторение Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста. Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы). Ученик научится: • составлять предложения из слов; • выделять предложения из текста; • писать прописную букву в начале предложения и точку в конце предложения. Ученик получит возмож ность научиться: • составлять предлож ения по вопросу, картинке, на тему, предлож енную учит елем; Звуки и буквы Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов и словаре. Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, с, ю, я. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и. Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щуУченик научится: • различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные; • различать гласные и согласные звуки в двусложных словах; • правильно ставить знак ударения. • различать согласные твердые и мягкие. • обозначать мягкость согласных буквами и, е, ю, я. • применять букву ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. Ученик получит возмож ность научиться: • писать разделит ельны й ь перед гласными е, ё, я, ю, и; • правильно писать жи, ши, ча, ща, чу, щу. Слово Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы. Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает? правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы. Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий. Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?; нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы; подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а ват а мягкая); согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы. Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя). Разделительный ъ. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике. Ученик научится • различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.); • находить слова, обозначающие признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы; • подбр и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и Ученик получит возмож ность научиться: • подбирать и называть р я д признаков (качеств) данного предмет а ; • определять предмет по р яд у признаков (качеств); • сравнивать два предмет а по их качествам (снег бе-: лый, а уголь черный; камень твердый, а ват а мягкая); Предложение Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?). Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Ученик научится: • заканчивать предложение или дополнять его по одному-двум вопросам. Ученик получит возмож ность научиться: • составлять предлож ения из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска); • отвечать на заданный вопрос, пользуясь словами эт ого вопроса, и записат ь ответ. Связная письменная речь Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно). Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя. Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем Ученик научится: • располагать данные учителем предложения по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно); • отвечать на вопросы по картинке, по теме, данной учителем. Ученик получит возмож ность научиться: • восстанавливать неслож ный деформированный текст по картинкам. 4 класс Повторение Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Ученик научится: • составлять простые предложения; • устанавливать связи между словами по вопросам; • ставить знаки препинания в конце предложения; Ученик получит возмож ность научиться: • восстанавливать наруш енный порядок слов в предлож ении. Звуки и буквы Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (вода — воды) или подбора по образцу родственных слов (вода — водный). Ученик научится: писать разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и; писать правильно звонкие и глухие согласные в конце и середине слов; различать ударные и безударные гласные; Ученик получит возмож ность научиться: • правильно писать безударные гласные пут ем изменения формы слова (вода — воды) или подбора по образцу родст венны х слов (вода — водный); • правильно писать сочет ания жи, ши, ча, ща, чу, щу. Слово Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами. Разделительный ь. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике. Ученик научится: • правильно писать имена собственные; • раздельно писать предлоги с другими словами. Ученик получит возмож ность научиться: •различать основные кат егории слов (названия предметов, действий, качеств) в т ексте по вопросам, правильное упот ребление их в связи друг с другом; • пользоват ься словарем, данным в учебнике. Предложение Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Ученик научится: • составлять и распространять предложения; • устанавливать связи между словами по вопросам; • ставить знаки препинания в конце предложения; Ученик получит возмож ность научиться: • • пользоват ься алфавитом; находить слова в словаре в алф авит ном порядке. Связная письменная речь Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте. Ученик научится: • составлять и записывать небольшой рассказ по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно; • составлять и записывать рассказ по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Ученик получит возмож ность научиться: • писать изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам; • составлять и писать под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам, адрес на конверте. Тематическое планирование учебного материала 1 класс Письмо ( до букварный период) 1 четверть - 24 часа № п /п Н азван и е тем ы , раздел а 1. Д о р и с о в ы в а н и е п р а з д н и ч н о г о б у к ета . К о л -в о ч а с о в 1 2. Д ори совы ван и е травы , ягод, солны ш ка. 1 3. 4. Д о р и с о в ы в а н и е к а р т и н ы о сен и . 1 Р и со ван и е ап ельси н а и К о л о б к а по кон ту р у и траф арету. О б в о д к а к о м п о з и ц и и и з г е о м е т р и ч е с к и х ф и гу р п о к о н т у р у . 1 6. 7. Рисование кривы х линий. 1 Р и со в ан и е вер ти к ал ьн ы х и го р и зо н тал ьн ы х л и н и й р азн ы х цветов. 1 8. О бводка, д о р и со вы ван и е и р аск р аш и ван и е ко м п о зи ц и и из г е о м е т р и ч е с к и х ф и гу р . 1 9. О б в о д к а и д о р и с о в ы в а н и е б о р д ю р а и з г е о м е т р и ч е с к и х ф и гу р . 1 10. Ш т р и х о в к а г е о м е т р и ч е с к и х ф и гу р в е р т и к а л ь н ы м и и г о р и з о н т а л ь н ы м и ли н и ям и по контуру. 1 11. Ш т р и х о в к а г е о м е т р и ч е с к и х ф и гу р н а к л о н н ы м и л и н и я м и . 1 12. О б во д ка к о н ту р а буквы А в и зо б р аж ен и ях дом ика, ракеты . 1 13. О б в о д ка к о н ту р а буквы У в и зо б р аж ен и ях вето к дерева. 1 14. О б во д ка к о н ту р а буквы О в и зо б р аж ен и ях зн ако м ы х овощ ей и ф руктов. 1 5. 1 15. О бводка кон тура буквы М и д ори совы ван и е ф лаж ка. 1 16. О б в о д к а к о н т у р а б у к в ы С. о б в о д к а и д о р и с о в ы в а н и е б о р д ю р а . 1 17. П и с ь м о э л е м е н т о в р у к о п и с н ы х букв. 1 Письмо (букварный период) № п /п Н азван и е тем ы , раздел а К о л -в о ч а с о в 1. С т р о ч н а я и п р о п и с н а я б у к в а А а. 1 2. З а к р е п л е н и е н а п и с а н и я с т р о ч н о й и п р о п и с н о й б у к в ы А а. 1 3. С тр о ч н ая и п р о п и сн ая б уква У у. 1 4. З а к р е п л е н и е н а п и с а н и я с т р о ч н о й и п р о п и с н о й б у к в ы У у , с л о г о в н ей . 1 5. С трочная и прописная буква М м. 1 6. П и с ь м о с л о г о в ам , у м , ау , уа. 1 7. Закреп лен и е н ап и сан и я слогов с и зуч ен н ы м и буквам и. 1 2 четверть - 22 часа 8. С т р о ч н а я и п р о п и с н а я б у к в а О о. 1 9. Закреп лен и е н ап и сан и я строчн ой и п роп и сн ой буквы О о, слогов и слов с 1 н ей . 10. С т р о ч н а я и п р о п и с н а я б у к в а Х х. 1 11. Закреп лен и е н ап и сан и я строчн ой и п роп и сн ой буквы Х х , слогов и слов с н ей . 1 12. П и сьм о слогов, слов с и зуч ен н ы м и буквам и. 1 13. С т р о ч н а я и п р о п и с н а я б у к в а С с. 1 14. З а к р е п л е н и е н а п и с а н и я с т р о ч н о й и п р о п и с н о й б у к в ы С ,с с л о г о в и с л о в с н ей . 1 15. С трочная и проп исная буква Н н. 1 16. С тр о ч н ая буква ы. П и сьм о слов с п р о п у щ ен н ы м и буквам и. 1 17. С о с т а в л е н и е и за п и с ь с л о г о в , с л о в и п р е д л о ж е н и й с и з у ч е н н ы м и б у к в а м и . 1 18. С трочн ая и п роп и сн ая буква Л л. 1 19. Закр еп л ен и е н ап и сан и я строчн ой и п р о п и сн о й буквы Л л , слогов и слов с н ей . 1 20. С т р о ч н а я и п р о п и с н а я б у к в а В в. 1 21. Закреп лен и е н ап и сан и я строчн ой и п роп и сн ой буквы В в, слогов и слов с н ей . 1 22. С трочная и проп исная буква И и. 1 23. П и с ь м о с т р о ч н ы х и п р о п и с н ы х и з у ч е н н ы х букв. 1 24. С о с т а в л е н и е и за п и с ь с л о г о в , с л о в и п р е д л о ж е н и й с и з у ч е н н ы м и б у к в а м и . 1 25. С трочная и прописная буква Ш ш . 1 26 Закр еп л ен и е н ап и сан и я строчн ой и п р о п и сн о й буквы Ш ш , слогов и слов с н ей . 1 28. Д и ф ф е р е н ц и а ц и я с х о д н ы х п о н а п и с а н и ю б у к в. 1 29 С трочная и проп исная буква П п. 1 3 четверть - 27 часов 30. Б ольш ая буква в начале предлож ен ий и в им енах. 1 31 С п и с ы в а н и е с л о в и п р е д л о ж е н и й с п е ч а т н о г о и р у к о п и с н о г о т е к с та . 1 32 С т р о ч н а я и п р о п и с н а я б у к в а Тт. 1 33. Зап и сь слов и п р ед л о ж ен и й с и зу ч ен н ы м и буквам и. 1 34. С т р о ч н а я и п р о п и с н а я б у к в а К к. 1 35. С т р о ч н а я и п р о п и с н а я б у к в а Зз. 1 36. З а п и с ь с л о г о в , с л о в и п р е д л о ж е н и й с б у к в а м и з-с 1 37 У п р а ж н е н и е в за п и с и с л о в и п р е д л о ж е н и й с и з у ч е н н ы м и б у к в а м и . 1 38. С трочн ая и п роп и сн ая буква Рр. 1 39. Зап и сь слов и п р ед л о ж ен и й с п р о п у щ ен н ы м и буквам и. 1 40 С т р о ч н а я б у к в а й. 1 47. Зап и сь слов по во п р о су К акой ? 1 48. С трочная и прописная буква Ж ж . 1 49. З а п и с ь с л о г о в , с л о в и п р е д л о ж е н и й с б у к в а м и ж -ш 1 50. С тр о ч н ая и п р о п и сн ая б уква Бб. 51. Зап и сь слов и п р ед л о ж ен и й с п р о п у щ ен н ы м и буквам и. 1 52. З а к р е п л е н и е и зу ч е н н о г о . 1 53 С т р о ч н а я и п р о п и с н а я б у к в а Д д. 1 54 З а п и с ь с л о в и п р е д л о ж е н и й с б у к в а м и д -т. 1 55 С т р о ч н а я и п р о п и с н а я б у к в а Г г. 1 56 З а п и с ь с л о в и п р е д л о ж е н и й с б у к в а м и г-к. 1 4 четверть - 26 часов 57 С т р о ч н а я б у к в а ь. 1 58. С п и с ы в а н и е с л о г о в и с л о в с б у к в о й ь. 1 59. С т р о ч н а я и п р о п и с н а я б у к в а Е е. 1 60. Зап и сь слов и п р ед л о ж ен и й с и зу ч ен н ы м и буквам и. 1 61 С т р о ч н а я и п р о п и с н а я б у к в а Я я. 1 62. С п и с ы в а н и е п р е д л о ж е н и й с п р о п и с н о г о и п е ч а т н о г о т е к с та . 1 63 С трочная и прописная буква Ю ю . 1 64 Зап и сь слогов и слов с и зу ч ен н ы м и буквам и. 1 65 П и сьм о слов и п редлож ен и й с и зуч ен н ы м и буквам и. 1 66. С т р о ч н а я и п р о п и с н а я б у к в а Ё ё. 1 67. П и с ь м о с л о в и п р е д л о ж е н и й с б у к в о й Ё ё. 1 68. С п и с ы в а н и е с п р о п и с н о г о и п е ч а т н о г о т е к с та . 1 69. П и с ь м о п о д д и к т о в к у с л о г о в , сло в. 1 70. С троч н ая и п р о п и сн ая буква Чч. 1 71. П и сьм о слов и п редлож ен и й с буквой Чч. 1 72. П и с ь м о с л о в с с о ч е т а н и я м и ч а -ч у . 1 73. С трочная и прописная буква Фф. 1 74. С п и с ы в а н и е с п р о п и с н о г о и п е ч а т н о г о т е к с та . 1 75. В ставка п роп ущ ен ной буквы при списы вании. 1 76. С трочная и проп исная буква Ц ц. 1 77. П и с ь м о с л о г о в и с л о в со с х о ж и м и п о н а п и с а н и ю б у к в а м и . 1 78 Зап и сь слов с п р о п у щ ен н ы м и буквам и. 1 79 С т р о ч н а я и п р о п и с н а я б у к в а Э э. 1 80. С трочная и прописная буква Щ щ . 1 81. К о н т р о л ь н о е с п и с ы в а н и е .. 1 82. Закр еп л ен и е и зу ч ен н о го в п ервом классе. 1 2 класс № урок Тема урока Кол- во часов а П РЕ Д Л О Ж Е Н И Е - 7 ЧАСОВ П овторение 1 П редлож ение. 2 4 Распространенны е предлож ения 1 5 С лово. 1 6 П р е д л о ж е н и е и те к с т. 1 7 К о н тр о л ьн о е сп и сы ван и е № 1. 1 1 2-3 ЗВ У К И И Б У К В Ы - 8 ЧАСОВ Звуки и буквы 2 10 Г ласн ы е звуки и буквы 1 11 С о г л а с н ы е зв у к и и б у к вы . 1 Звуки и буквы 3 К о н тр о л ьн о е сп и сы ван и е № 2. 1 8-9 12-14 15 СЛОГ. У Д А РЕ Н И Е - 6 ЧАСОВ 16 У дарение. 1 17 У т о ч н е н и е п р е д с т а в л е н и й о сл о ге. 1 18 Слог 1 П е р е н о с с л о в п о с л о гам . 2 К о н тр о л ьн о е сп и сы ван и е № 3. 1 19-20 21 Т В Е Р Д Ы Е И М Я Г К И Е С О Г Л А С Н Ы Е З В У К И И Б У К В Ы - 12 Ч А С О В Р а з л и ч а й Р -Л 1 2 3 -2 4 П а р н ы е с о г л а с н ы е Б -П 2 2 5 -2 6 П а р н ы е с о г л а с н ы е В -Ф 2 2 7 -2 8 П а р н ы е с о г л а с н ы е Г -К 2 22 29 З в о н к и е и гл у х и е с о гл а с н ы е 1 30 Ш и п ящ и е согласны е 1 31 С в и с т я щ и е с о гл а с н ы е 1 32 Р азл и ч ай ш и п ящ и е и сви стящ и е согласны е 1 33 К о н т р о л ь н о е с п и с ы в а н и е № 4. 1 3 4 -3 8 Г л а с н ы е б у к в ы Е ,Ё ,Я ,Ю 5 39 -4 3 Т верды е и м ягки е согласны е 5 44 Р азл и ч ай тверд ы е и м ягки е согласны е 1 45 К о н тр о л ьн о е сп и сы ван и е № 5. 1 М Я Г К И Й З Н А К Н А К О Н Ц Е С Л О В А - 4 ч аса 4 6 -4 9 4 М ягк и й зн ак н а к он ц е слов И М Я С У Щ Е С Т В И Т Е Л Ь Н О Е - 9 ч а со в 7 5 0 -5 6 О б щ е е п о н я т и е о с л о в а х , о т в е ч а ю щ и х н а в о п р о с ы « к то ? » . « ч т о ? » 1 57 П овторение И М Е Н А С О Б С Т В Е Н Н Ы Е -6 ч а со в 5 8 -6 0 6 1 -6 2 63 З а г л а в н а я б у к в а в сл о в ах : в и м е н а х ; ф а м и л и я х ; к л и ч к а х ж и в о т н ы х 3 2 П овторение 1 К он трольное списы вание № 6 Г Л А Г О Л - 6 ч а со в 6 4 -6 9 6 П он яти е о словах, о твечаю щ и х н а воп рос «что делает?». П Р Е Д Л О Г И - 5 ч а со в 70-71 П он яти е п редлога 2 72 -7 3 Н ап и сан и е предлогов 2 74 7 5 -7 7 К он трольное списы вание № 7 1 Н еп р о и зн о си м ы е согласны е 3 П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е -1 6 ч а со в 7 8 -7 9 8 0 -8 4 8 5 -8 6 8 7 -8 9 90 -9 3 94 2 П редлож ения. 4 П он яти е о тексте. В ы д елен и е п р ед л о ж ен и я из тек ста 2 Н ачало предлож ения. 3 С оставление текста по картин ке 4 В оп росительн ы е предлож ения. 1 К он трольное списы вание № 8 П О В ТО РЕ Н И Е - 7 ЧАСОВ 9 5 -1 0 2 7 П о в т о р е н и е з а го д Всего 102 часа 3 класс № п \п 1 С одерж ание м атериала 1 четверть У п отреблен и е простого предлож ен ия. У праж нени я в напи сани и предлож ений. 1 3 4 С о с т а в л е н и е п р е д л о ж е н и й п о к а р т и н к а м с и с п о л ь з о в а н и е м д а н н ы х сло в. 1 С о с т а в л е н и е п р е д л о ж е н и й и з д а н н ы х сл о в . 1 5 В ы д ел ен и е п р ед л о ж ен и й из тек ста и речи. 1 2 1 С о с т а в л е н и е п р е д л о ж е н и й п о с х ем ам . 1 1 8 К он трольны й ди ктант по тем е «П редлож ение». Р аб о та н ад ош ибкам и . З в у к и и б у к в ы . З в у к о -б у к в е н н ы й с о с т а в с л о в а. 9 Р асп олож ен и е слов в алф ави тн ом порядке. 1 10 11 Г л асн ы е буквы . Т во р ч еская работа. С оставл ен и е и зап и сь предлож ен и й . 1 1 12 С л о г о о б р а з у ю щ а я р о л ь гл а с н ы х . 1 13 П ер ен о с ч асти сло ва п ри письм е. 1 14 1 15 Г л а с н ы е и , е, ё, ю , я в н а ч а л е с л о в а и п о с л е гл а с н ы х . К о н тр о л ьн ая р аб о та по тем е « П ерен ос ч астей слова п ри п и сьм е» Р аб о та н ад ош ибкам и . 16 17 У д а р е н и е в с л о в е. П о с т а н о в к а у д а р е н и я в д в у х с л о ж н ы х и т р е х с л о ж н ы х с л о в ах . 1 18 Г л а с н ы е у д а р н ы е и б е зу д а р н ы е . Р а з л и ч е н и е т в е р д ы х и м я г к и х с о гл а с н ы х . 1 20 К о н тр о л ьн ая р аб о та по тем е «Г ласны е и согласны е буквы ». Р аб о та н ад ош ибкам и . 1 21 Т ворческая работа. С оставлен и е р ассказа с п ом ощ ью вопросов. 1 22 Закреп лен и е прой ден н ого м атериала. М я г к и й з н а к в к о н ц е сл о в а. 1 М я г к и й з н а к в с е р е д и н е сл о в а. 2 четверть 1 25 О б о з н а ч е н и е м я г к о с т и с о гл а с н ы х . 1 26 27 Т во р ч еская работа. Запи сь п р ед л о ж ен и й в н у ж н о м порядке. 1 Г л асн ы е после ш и п ящ и х. С о ч етан и я ж и - ш и. 1 1 29 Г л а с н ы е п о с л е ш и п я щ и х . С о ч е т а н и я ч а - щ а. Г л а с н ы е п о с л е ш и п я щ и х . С о ч е т а н и я ч у - щ у. 30 С оставлен и е ответов н а вопросы . 1 6 7 19 23 24 28 1 1 1 1 1 1 З р и т е л ь н о -п р е д у п р е д и т е л ь н ы й д и к т а н т п о т е м е « Г л а с н ы е п о с л е ш и п я щ и х » . 1 П а р н ы е з в о н к и е и гл у х и е с о гл а с н ы е . Р а з л и ч е н и е п а р н ы х з в о н к и х и г л у х и х с о гл а с н ы х . 1 П р о в е р к а п р а в о п и с а н и я з в о н к и х и г л у х и х с о г л а с н ы х н а к о н ц е сл о в а. 1 35 С о с т а в л е н и е р а с с к а з а о с в о е м д р у г е (п о в о п р о с а м ). 1 36 37 П р о в е р о ч н а я р а б о т а п о т е м е « З в о н к и е и гл у х и е с о гл а с н ы е » . Р а з д е л и т е л ь н ы й м я г к и й зн ак . 1 38 О б ъ я с н е н и е п р а в о п и с а н и я с л о в с р а з д е л и т е л ь н ы м м я г к и м зн а к о м . 1 39 П е р е н о с с л о в с р а зд е л и т е л ь н ы м м я г к и м зн а к о м . 1 40 41 С л о в а с р а зд е л и т е л ь н ы м м я г к и м з н а к о м и м я г к и м з н а к о м н а к о н ц е сл о в а. 1 К о н т р о л ь н а я р а б о т а п о т е м е « Р а з д е л и т е л ь н ы й м я г к и й зн а к » . 1 31 32 33 34 1 1 Р аб о та н ад ош ибкам и . 3 четверть 42 1 43 П овторен и е изучен н ого м атериала. С л о в а , к о т о р ы е о б о з н а ч а ю т н а з в а н и я п р е д м е т о в и о т в е ч а ю т н а в о п р о с ы « к то ? » и « ч то ?» . 44 К л а с с и ф и к а ц и я п р е д м е т о в п о р а з л и ч н ы м п р и з н а к а м . О б о б щ а ю щ и е н а зв а н и я . 1 45 У п о тр еб л ен и е в р ечи слов, о б о зн ач аю щ и х н азван и я п р ед м ето в в р азл и ч н ы х ф о рм ах в з а в и с и м о с т и о т с в я з и с д р у г и м и с л о в а м и в п р е д л о ж е н и я х (к о го ? ч е г о ? к о м у ? ч е м у ? 1к ем ? ч е м ? 1 1 гд е? ). 3 четверть 46 47 48 С оставлен и е ответов н а воп росы по тексту. 1 Закреп лен и е прой ден н ого м атери ал а по тем е «С лова, которы е обозн ачаю т н азван и я предм етов». К он трол ьн ы й ди ктан т по тем е «С лова, обозн ачаю щ и е н азван и я предм етов». 1 1 1 50 Р аб о та н ад ош ибкам и . Б о л ь ш а я б у к в а в н а з в а н и я х го р о д о в , сел , д е р е в е н ь , у л и ц . 51 П о д б о р слов н а зн аком ы е прави ла. 1 52 Закреп лен и е изучен н ого м атери ал а по тем е «Б ольш ая буква в и м ен ах собственн ы х». 1 49 1 53 54 П ровероч н ая р аб о та по тем е «Б ольш ая буква в и м ен ах собственн ы х». 1 С лова, которы е обозн ач аю т дей стви я предм етов. 1 55 Н азы ван и е дей стви й п редм етов по вопросам . 1 56 57 С огласован и е н азван и й п редм етов с н азван и ем дей стви й предм етов. 1 Д ополн ен и е п редлож ен и й дей стви ям и п редм етов по п оставлен н ы м вопросам . 1 58 П о стан овка воп росов к словам , дей стви ям предм етов. 1 59 П о д б о р к д а н н о м у п р е д м е т у р я д а д е й с т в и й и о п р е д е л е н и е п р е д м е т а п о р я д у д е й с тв и й . 1 60 С о г л а с о в а н и е н а з в а н и й д е й с т в и й с н а з в а н и е м о д н о го и л и м н о г и х п р е д м е т о в . 1 61 62 Т ворческая работа. С оставлен и е р ассказа «Н аш и подарки». 1 1 63 Закреп лен и е изучен н ого м атери ал а по тем е «С лова, которы е обозн ач аю т дей стви я предм етов». К он трол ьн ы й д и ктан т по тем е «С лова, которы е обозн ач аю т дей стви я предм етов». Р аб о та над ош ибкам и . 1 64 С лова, которы е обозн ач аю т п ри зн аки предм етов. 1 65 С огласован и е п ри зн аков п редм ета с н азван и ем предм етов. 1 66 Н ахож ден и е слов, обозн ачаю щ и х п ри зн аки п редм етов в тексте, п рави льн ое соотн ош ен и е их с н азван и ям и предм етов. 1 67 П о стан овк а воп росов к п ри зн акам предм етов. 1 68 1 69 С о с т а в л е н и е р а с с к а з а -о п и с а н и я о л и с е , зай ц е . К он трол ьн ая р аб о та по тем е «С лова, которы е обозн ач аю т п ри зн аки предм етов». 70 71 П р е д л о г , в ы д е л е н и е его в т е к с те . С о с т а в л е н и е п р е д л о ж е н и й и з д а н н ы х в р а з б и в к у сл о в . 1 72 П о д б о р п р е д л о г о в в с о о т в е т с т в и и со с м ы с л о м п р е д л о ж е н и я 1 73 З а к р е п л е н и е и з у ч е н н о г о м а т е р и а л а п о т е м е « П р е д л о г» . 1 74 С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а п о т е м е « П р е д л о г» . 1 75 П овторен и е изучен н ого м атериала. 4 четверть 1 1 1 1 76 77 Распространени е просты х предлож ений. 1 О пределен ие о ком или о чем говори тся в предлож ен ии. 1 78 Ч л е н е н и е с п л о ш н о г о т е к с т а н а п р е д л о ж е н и я . Т о ч к а , б о л ь ш а я б у к ва. 1 79 С о с т а в л е н и е п р е д л о ж е н и й с и с п о л ь з о в а н и е м в и н и т е л ь н о г о п а д е ж а (к о го ? ч то ?). 1 80 С о с т а в л е н и е п р е д л о ж е н и й с и с п о л ь з о в а н и е м р о д и т е л ь н о г о п а д е ж а (к о го ? ч е г о ? ). С о с т а в л е н и е п р е д л о ж е н и й с и с п о л ь з о в а н и е м д а т е л ь н о г о п а д е ж а (к о м у ? ч е м у ? ). 1 С ам остоятельн ая р аб ота по тем е «С оставление предлож ений». 1 83 С о с т а в л е н и е п р е д л о ж е н и й с и с п о л ь з о в а н и е м т в о р и т е л ь н о г о п а д е ж а (к е м ? ч е м ? ). 1 84 С о с т а в л е н и е п р е д л о ж е н и й с у п о т р е б л е н и е м в о п р о с а гд е ? и п р е д л о г а м и н а , в, п о д . 1 85 С оставл ен и е п р ед л о ж ен и й из слов, д ан н ы х в н ач ал ьн о й ф орм е. 1 86 87 Закреп лен и е изучен н ого м атери ал а по тем е «С оставлен и е п редлож ен и й ». 1 1 88 С оставление р ассказа из дан н ы х предлож ений. С оставл ен и е п р ед л о ж ен и й с и сп о л ьзо ван и ем слов воп роса. 89 П редлож ен и я с воп роси тельн ой и п овествовательн ой ин тонацией. 1 90 1 91 П о с л е д о в а т е л ь н о е р а с п о л о ж е н и е п р е д л о ж е н и й п о с м ы сл у . К он трольная раб ота по тем е «П редлож ение». Р аб о та н ад ош ибкам и . 92 Закреп лен и е изучен н ого м атери ал а по тем е «П редлож ен ие». 1 81 82 1 1 1 Повторение 93 П остроен ие предлож ений. 1 94 П и сьм о п редлож ен и й п од д и ктовку с соблю ден и ем и зучен н ы х правил. 1 95 М я г к и й з н а к - р а з д е л и т е л ь н ы й и о б о з н а ч а ю щ и й м я г к о с т ь с о гл а с н о г о . 1 96 97 П р аво п и сан и е гласн ы х после ш ипящ их. Б ольш ая буква в и м ен ах собственны х. 1 98 С л о в а с н е п р о в е р я е м о й б е зу д а р н о й гл а с н о й . 1 99 З в о н к и е и гл у х и е с о гл а с н ы е . 1 1 100 101 102 К о н т р о л ь н ы й д и к т а н т п о т е м е « П р а в о п и с а н и е г л а с н ы х и с о гл а с н ы х » . 1 Р аб о та н ад ош ибкам и . Н азван и е п р ед м ето в, д ей стви й , п ри знаков. 1 П овторение. 1 В сего 1 0 2 ч ас а