РП Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы

Управление образования администрации Горноуральского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6

Приложение 1. 18
Основной образовательной программы
основного общего образования,
утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6
от 31.08.2018г. № 6/1-д

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности.
Образовательная область: Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности
5-9 классы

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
________________________________ 1. Личностные результаты_________________________
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Требования к результатам освоения ООП ООО (ФГОС ООО)
(уточнение и конкретизация)
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
Личностныеуниверсальныеучебные действия
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание - историко-географический образ, включая представление о
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного территории и границах России, её географических особенностях,
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, знание основных исторических событий развития государственности
демократических и традиционных ценностей многонационального и общества; знание истории и географии края, его достижений и
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга культурных традиций;
перед Родиной;
- образ социально-политического устройства — представление о
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и государственной организации России, знание государственной
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и - знание положений Конституции РФ, основных прав и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве
знание о своей
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных государственно-общественных отношений;
предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также этнической принадлежности, освоение национальных ценностей,
на основе формирования уважительного отношения к труду, развития традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
- освоение общекультурного наследия России и общемирового
опыта участия в социально значимом труде;
культурного
наследия;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, - ориентация в системе моральных норм и ценностей и их
учитывающего
социальное,
культурное,
языковое,
духовное иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
- основы социально-критического мышления, ориентация в
многообразие современного мира;
социальных
отношений
и
взаимодействий,
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного особенностях
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, установление взаимосвязи между общественными и политическими
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, событиями;
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; - экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в всех ее проявлениях;
нем взаимопонимания;
- знание основных принципов и правил отношения к природе;
2

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и технологий;
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и - правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут
региональных,
этнокультурных,
социальных
и
экономических сформированы:
особенностей;
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за
6) развитие морального сознания и компетентности в решении свою страну;
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование - уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и - эмоционально положительное принятие своей этнической
идентичности;
ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и - уважение к другим народам России и мира и принятие их,
готовность
к
равноправному
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, межэтническая толерантность,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­ сотрудничеству;
исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного готовность противостоять им;
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью - уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей мира;
современному уровню экологического мышления, развитие опыта - потребность в самовыражении и самореализации, социальном
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической признании;
деятельности в жизненных ситуациях;
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства —
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к стыда и вины при их нарушении.
членам своей семьи;
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного сформированы:
наследия народов России и мира, творческой деятельности - готовность и способность к участию в школьном самоуправлении
в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе,
эстетического характера.
участие в детских и молодёжных общественных организациях,
школьных и внешкольных мероприятиях);
3

- готовность и способность к выполнению норм и требований
школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и
взаимного уважения и принятия;
- умение конструктивно разрешать конфликты;
- готовность и способность к выполнению моральных норм в
отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных
видах деятельности; потребность в участии в общественной жизни
ближайшего социального окружения, общественно полезной
деятельности;
- умение строить жизненные планы с учетом конкретных
социально-исторических, политических и экономических условий;
- устойчивый
познавательный
интерес
и
становление
смыслообразующей функции познавательного мотива;
- готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и
интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
- компетентности
в
реализации
основ
гражданской
идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к
решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников
дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства;
- устойчивое следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям; эмпатии как осознанного понимания и
сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках,
направленных на помощь и обеспечение благополучия.
4

5

2. Метапредметные результаты
Универсальные
Выпускник научится
Выпускник получит возможность научиться
учебные действия
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование - самостоятельно
ставить
новые
практической задачи в познавательную;
учебные цели и задачи;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе - построению жизненных планов во
учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном временной перспективе;
- при планировании достижения целей
материале;
самостоятельно и адекватно учитывать
- планировать пути достижения целей;
условия и средства их достижения;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- выделять альтернативные способы
принимать решения в проблемной ситуации на основе достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ;
переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по - основам саморегуляции в учебной и
результату и по способу действия;
познавательной деятельности в форме
Регулятивные
осознанного управления своим поведением и
- актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
универсальные
направленной
на
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения деятельностью,
учебные действия
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце достижение поставленных целей;
- осуществлять
познавательную
действия, так и по ходу его реализации;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и рефлексию в отношении действий по
решению учебных и познавательных задач;
развития процесса.
- адекватно
оценивать
свои
возможности
достижения
цели
определенной сложности в
различных
сферах самостоятельной деятельности;
основам
саморегуляции
эмоциональных
состояний;
- прилагать
волевые
усилия
и
преодолевать трудности и препятствия на
6

пути достижения целей.
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
учитывать
и
координировать
отличные от собственной позиции других
позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и людей, в сотрудничестве;
учитывать разные мнения и
координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке
интересы и обосновывать собственную
общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем позицию;
понимать
относительность
принимать решения и делать выбор;
мнений
и
подходов
к
решению
проблемы;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою
продуктивно
разрешать
позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной конфликты на основе учета интересов и
позиций всех участников, поиска и оценки
деятельности и сотрудничества с партнером;
способов
разрешения
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве альтернативных
конфликтов; договариваться и приходить к
необходимую взаимопомощь;
Коммуникативные
решению
в
совместной
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей общему
универсальные
деятельности, в том числе в ситуации
деятельности;
учебные действия
- адекватно использовать речевые средства для решения различных столкновения интересов;
брать на себя инициативу в
коммуникативных задач;
организации совместного действия (деловое
- владеть устной и письменной речью;
лидерство)
- строить монологическое контекстное высказывание;
оказывать
поддержку
и
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем
тем,
от
кого
зависит
и сверстниками, определять цели и функции участников, способы содействие
достижение
цели
в
совместной
взаимодействия;
осуществлять
- планировать общие способы работы;
осуществлять контроль, деятельности;
коммуникативную рефлексию как осознание
коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать;
собственных
действий
и
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, оснований
эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; действий партнера;
в
процессе
коммуникации
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
достаточно точно, последовательно и
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
7

- основам коммуникативной рефлексии;
полно передавать партнеру необходимую
использовать адекватные языковые средства для отображения информацию как ориентир для построения
своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
действия;
- отображать
в
речи
(описание,
объяснение)
содержание
вступать в диалог, а также
совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и участвовать в коллективном обсуждении
в форме внутренней речи.
проблем,
участвовать
в
дискуссии
аргументировать свою позицию, владеть
монологической и диалогической формами
речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и
психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного
отношения к партнерам, внимания к
личности
другого,
адекватного
межличностного восприятия, готовности
адекватно реагировать на нужды других, в
частности
оказывать
помощь
и
эмоциональную поддержку партнерам в
процессе
достижения
общей
цели
совместной деятельности;
устраивать
эффективные
групповые обсуждения и обеспечивать
обмен знаниями между членами группы для
принятия
эффективных
совместных
решений;
в совместной деятельности
четко формулировать цели группы и
позволять
ее участникам
проявлять
собственную энергию для достижения этих
целей.
8

- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
основам рефлексивного чтения;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
ставить
проблему,
осуществлять расширенный поиск информации с использованием аргументировать ее актуальность;
ресурсов библиотек и Интернета;
самостоятельно
проводить
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
исследование на основе применения методов
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения наблюдения и эксперимента;
задач в зависимости от конкретных условий;
выдвигать гипотезы о связях и
- давать определение понятиям;
закономерностях
событий,
процессов,
- устанавливать причинно-следственные связи;
объектов;
- осуществлять логическую операцию установления родовидовых
организовывать исследование с
отношений, ограничение понятия;
целью проверки гипотез;
- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода
делать
умозаключения
от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом (индуктивное и по аналогии) и выводы на
к понятию с большим объёмом;
основе аргументации.
П ознавательны е
- осуществлять
сравнение,
сериацию
и
классификацию,
универсальны е
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
учебные действия
операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на
основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в
ходе исследования;
- основам
ознакомительного,
изучающего,
усваивающего
и
поискового чтения;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и
второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность
описываемых событий; работать с метафорами — понимать переносный
смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на
скрытом уподоблении, образном сближении слов.

3. Предметные результаты

п.
ФГОС
ООО
11.10

Требования к результатам освоения ООП
ООО
(ФГОС ООО)
1) формирование современной культуры
безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты
личности, общества и государства
посредством осознания значимости
безопасного поведения в условиях
чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в
необходимости безопасного и здорового
образа жизни;
3) понимание личной и общественной
значимости современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и
действующего законодательства в
обеспечении национальной безопасности и
защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера, в

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Выпускник научится:
- классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
- использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере,
воде и почве;
- использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания
с использованием бытовых приборов;
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при
использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
- безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и
продуктов питания;
- безопасно использовать бытовые приборы;
- безопасно использовать средства бытовой химии;
- безопасно использовать средства коммуникации;
- классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
- предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного
характера;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;
- безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
- безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
- адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
10

том числе от экстремизма и терроризма;

- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
5) понимание необходимости подготовки
- безопасно применять первичные средства пожаротушения;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
граждан к защите Отечества;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства;
6) формирование установки на здоровый
образ жизни, исключающий употребление - классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
алкоголя, наркотиков, курение и нанесение - адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
- использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
иного вреда здоровью;
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических походах;
7) формирование антиэкстремистской и
антитеррористической личностной позиции; - готовиться к туристическим походам;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
- адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
8) понимание необходимости сохранения
- добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
природы и окружающей среды для
- добывать и очищать воду в автономных условиях;
полноценной жизни человека;
- добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное
жилище
в автономных условиях;
9) знание основных опасных и
- подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
чрезвычайных ситуаций природного,
- характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для
техногенного и социального характера,
личности, общества и государства;
включая экстремизм и терроризм, и их
- предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций
последствий для личности, общества и
природного характера;
государства;
- классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного
характера;
10) знание и умение применять меры
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
безопасности и правила поведения в
- характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера
условиях опасных и чрезвычайных
для личности, общества и государства;
ситуаций;
- предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного
характера;
11) умение оказать первую помощь
11

пострадавшим;

- классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера;
- безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
12) умение предвидеть возникновение
- безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
опасных ситуаций по характерным
признакам их проявления, а также на основе - комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае
информации, получаемой из различных
эвакуации;
- классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и
источников, готовность проявлять
последствия данных явлений для личности, общества и государства;
предосторожность в ситуациях
- классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма,
неопределенности;
наркотизма;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного
13) умение принимать обоснованные
решения в конкретной опасной ситуации с предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в
учетом реально складывающейся
заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению
обстановки и индивидуальных
заложников;
возможностей;
- классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
14) овладение основами экологического
- классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления
проектирования безопасной
людей;
жизнедеятельности с учетом природных,
- предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого
техногенных и социальных рисков на
скопления людей;
территории проживания.
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления
людей;
12. Достижение предметных и
- оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
метапредметных результатов освоения
- характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для
основной образовательной программы
личности, общества и государства;
основного общего образования,
- классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
необходимых для продолжения
образования, является предметом итоговой - планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
оценки освоения обучающимися основной - адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья;
- планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
образовательной программы основного
12

общего образования.

- выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
- безопасно использовать ресурсы интернета;
- анализировать состояние своего здоровья;
- определять состояния оказания неотложной помощи;
- использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
- классифицировать средства оказания первой помощи;
- оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
- извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
- оказывать первую помощь при ушибах;
- оказывать первую помощь при растяжениях;
- оказывать первую помощь при вывихах;
- оказывать первую помощь при переломах;
- оказывать первую помощь при ожогах;
- оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
- оказывать первую помощь при отравлениях;
- оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
- оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических поездках;
- готовиться к туристическим поездкам;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
- анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления
людей;
- анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
- безопасно вести и применять права покупателя;
- анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
- предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую
и наркотическую деятельность;
13

- анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
- характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье
человека;
- классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной
культуры безопасности жизнедеятельности;
- классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
- оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
- оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
- оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
- оказывать первую помощь при коме;
- оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
- использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности
жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие
базы данных;
- усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и
чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты
для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
- творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности
жизнедеятельности.

14

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
5 класс (17 часов)
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства (13ч)
Основы комплексной безопасности (7 ч)
1. Город как среда обитания.
2. Особенности природных условий в городе, взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.
3. Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.
4. Правила безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта и инфраструктуры.
5. Пожарная безопасность, правила безопасного поведения при пожаре.
6. Безопасное поведение в бытовых ситуациях, правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами
бытовой химии, персональными компьютерами.
7. Погодные условия и безопасность человека.
Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера (1 ч)
1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (2 ч).
1. Антиобщественное поведение и его опасность.
2. Обеспечение личной безопасности дома и на улице.
Терроризм и экстремизм - чрезвычайные опасности для общества и государства (3ч).
1. Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения.
2. Виды экстремистской и террористической деятельности, виды террористических актов и их последствия.
3. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное и участие в террористической деятельности.
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (4ч)
Основы здорового образа жизни (2ч)
1. Двигательная активность и закаливание организма - элементы здорового образа жизни.
2. Рациональное питание и гигиена питания.
15

Факторы, разрушающие здоровье (1ч)
1. Вредные привычки и их влияние на здоровье, профилактика вредных привычек.
Первая помощь и правила ее оказания (1ч)
1. Первая помощь при различных видах повреждений и отравлениях. Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах.
6 класс (34 часа)
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства (25 ч)
Подготовка к активному отдыху на природе (6 ч)
1. Природа и человек.
2. Ориентирование на местности.
3. Определение своего местонахождения и направления движения на местности.
4. Подготовка к выходу на природу.
5. Определение места для бивака и организация бивачных работ.
6. Определение необходимого снаряжения для похода.
Активный отдых на природе и безопасность (5 ч)
1. Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе.
2. Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности.
3. Подготовка и проведение лыжных походов.
4. Водные походы и обеспечение безопасности на воде.
5. Велосипедные походы и безопасность туристов.
Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности (6 ч).
1. Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме.
2. Акклиматизация человека в различных климатических условиях.
3. Акклиматизация в горной местности.
4. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта.
5. Обеспечение личной безопасности на водном транспорте.
16

6. Обеспечение личной безопасности на воздушном и железнодорожном транспорте.
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде (4 ч).
1. Автономное существование человека в природной среде.
2. Добровольная автономия человека в природной среде.
3. Вынужденная автономия человека в природной среде, сигналы бедствия.
4. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании (разжигание и типы
костров, постройка временных укрытий, добыча воды, обеспечение питанием).
Опасные ситуации в природных условиях (4 ч)
1. Опасные погодные явления.
2. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.
3. Укусы насекомых и защита от них.
4. Клещевой энцефалит и его профилактика.
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (9 ч)
Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч).
1. Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях.
2. Оказание первой помощи при травмах (ушибах и растяжениях, вывихах и переломах).
3. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге.
4. Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых.
Здоровье человека и факторы, на него влияющие (3 ч)
1. Здоровый образ жизни и профилактика утомления.
2. Компьютер и его влияние на здоровье.
3. Влияние социальной и неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.
Факторы, разрушающие здоровье (2 часа).
1. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.
2. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
17

7 класс (34 часа)
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства (28 ч)
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера (3 ч).
1. Различные природные явления.
2. Общая характеристика природных явлений.
3. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (3 ч).
1. Землетрясение, причины возникновения и возможные последствия.
2. Правила безопасного поведения населения при землетрясении.
3. Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов.
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (1 ч).
1.
Ураганы, бури, смерчи, причины их возникновения, возможные последствия.
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (6 ч).
1. Наводнения.
2. Виды наводнений и их причины.
3. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.
4. Сели и их характеристика.
5. Цунами и их характеристика.
6. Снежные лавины.
Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения (3 ч).
1. Лесные и торфяные пожары и их характеристика.
2. Инфекционная заболеваемость людей и защита населения.
3. Эпизоотии и эпифитотии.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения (3 ч).
1. Защита населения от последствий землетрясений.
18

2. Последствия извержения вулканов, защита населения.
3. Оползни и обвалы, их последствия, защита населения.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (1ч).
1. Защита населения от последствий ураганов и бурь.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения (3 ч.).
1. Защита населения от последствий наводнений.
2. Защита населения от последствий селевых потоков.
3. Защита населения от цунами.
Защита населения от природных пожаров (1 ч).
1. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (4 ч).
1. Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.
2. Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.
3. Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения.
4. Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения.
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (6 ч)
Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (2 ч).
1. Психологическая уравновешенность, стресс и его влияние на человека.
2. Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.
Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч)
1. Общие правила оказания первой помощи.
2. Оказание первой помощи при наружном кровотечении.
3. Оказание первой помощи при ушибах и переломах, общие правила транспортировки пострадавшего.
4. Первая помощь при попадании инородного тела в дыхательные пути.

19

8 класс (34 часа)
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22ч)
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (5ч).
1. Правила обеспечения безопасности дорожного движения.
2. Правила безопасности поведения пассажиров на транспорте.
3. Правила пожарной безопасности.
4. Правила безопасного поведения на воде.
5. Правила безопасного поведения на воде.
Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях (17ч).
1. ЧС техногенного характера.
2. Промышленные аварии и катастрофы.
3. Пожары и взрывы.
4. Промышленные аварии с выбросом АХОВ.
5. Промышленные аварии.
6. Защита населения от АХОВ.
7. Аварии на радиационно-опасном объекте.
8. Гидродинамические аварии.
9. Аварии на радиационном объекте.
10. Аварии на радиационном объекте.
11. Гидродинамические аварии.
12. Экология и экологическая безопасность.
13. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.
14. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.
15. Средства коллективной защиты.
16. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные работы.
17. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
20

Раздел 2. Основы здорового образа жизни (8ч).
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (8ч).
1. Здоровье как основная ценность человека.
2. Индивидуальное здоровье человека, его физическое, духовное и социальное благополучие.
3. Репродуктивное здоровье - составляющая здоровья человека и общества.
4. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
5. Здоровый образ жизни и профилактика основных не инфекционных заболеваний.
6. Вредные привычки и их влияние на здоровье.
7. Профилактика вредных привычек.
8. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4ч).
Первая помощь при неотложных состояниях(4ч).
1. Первая помощь пострадавших и ее значение.
2. Первая помощь при отравлениях аварийно - химически опасными веществами.
3. Первая помощь при травмах.
4. Первая помощь при утоплениях.

9 класс (35 часов)
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч)
Национальная безопасность России в современном мире (4 ч).
1. Современный мир и Россия.
2. Национальные интересы России в современном мире.
3. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.
4. Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России.
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России (4 ч).
21

1. Чрезвычайные ситуации и их классификация.
2. Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия.
3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины.
4. Угроза военной безопасности России.
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 ч).
1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
2. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.
3. МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени (4 ч).
1. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
2. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций.
3. Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
4. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Терроризм и экстремизм: их причины и последствия (2 ч).
1. Международный терроризм - угроза национальной безопасности России.
2. Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления.
Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3 ч).
1. Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.
2. Общегосударственное противодействие терроризму.
3. Нормативно-правовая база противодействия наркотизму.
Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации (2 ч).
1. Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации.
2. Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации.
Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2ч).
1. Правила поведения при угрозе террористического акта.
22

2. Профилактика наркозависимости.
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 ч).
Здоровье - условие благополучия человека (3 ч).
1. Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность.
2. Здоровый образ жизни и его составляющие.
3. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3 ч).
1. Ранние половые связи и их последствия.
2. Инфекции, передаваемые половым путём.
3. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 ч).
1. Брак и семья.
2. Семья и здоровый образ жизни человека.
3. Основы семейного права в Российской Федерации.
Оказание первой помощи (2 ч).
1. Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя).
2. Первая помощь при передозировке психоактивных веществ.

23

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5 класс (17 часов)
№
Наименование раздела и темы урока
п/п
Основы комплексной безопасности
1
Город как среда обитания.
2
Особенности природных условий в городе, взаимоотношения людей, проживающих в городе, и
безопасность.
3
Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.
4
Правила безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта и инфраструктуры.
5
Пожарная безопасность, правила безопасного поведения при пожаре.
6
Безопасное поведение в бытовых ситуациях, правила пользования бытовыми приборами и инструментами,
средствами бытовой химии, персональными компьютерами.
7
Погодные условия и безопасность человека.
Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера
8
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение
9
Антиобщественное поведение и его опасность.
10
Обеспечение личной безопасности дома и на улице.
Терроризм и экстремизм - чрезвычайные опасности для общества и государства
11
Экстремизм и терроризм: основные понятия и
причины их возникновения.
12
Виды экстремистской и террористической деятельности, виды террористических актов и их последствия.
13
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической
деятельности.
Основы здорового образа жизни
14
Двигательная активность и закаливание организма - элементы здорового образа жизни.
15
Рациональное питание и гигиена питания.

Количество часов
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
3
1
1
1
2
1
1
24

Факторы, разрушающие здоровье
16
Вредные привычки и их влияние на здоровье, профилактика вредных привычек.
Первая помощь и правила ее оказания
17
Первая помощь при различных видах повреждений и отравлениях. Оказание первой помощи при ушибах,
ссадинах.

1
1
1
1

Итого

17

6 класс (34 часа)
№
п/п

Наименование раздела и темы урока

Подготовка к активному отдыху на природе
1
Природа и человек.
2
Ориентирование на местности.
3
Определение своего местонахождения и направления движения на местности.
4
Подготовка к выходу на природу.
5
Определение места для бивака и организация бивачных работ.
6
Определение необходимого снаряжения для похода.
Активный отдых на природе и безопасность
7
Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе.
8
Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности.
9
Подготовка и проведение лыжных походов.
10
Водные походы и обеспечение безопасности на воде.
11
Велосипедные походы и безопасность туристов.
Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности
12
Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме.
13
Акклиматизация человека в различных климатических условиях.
14
Акклиматизация в горной местности.
15
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными

Количество часов
6
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
25

видами транспорта.
16
Обеспечение личной безопасности на водном транспорте.
17
Обеспечение
личной безопасности на воздушном и железнодорожном транспорте
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде
18
Автономное существование человека в природной среде.
19
Добровольная автономия человека в природной среде.
20
Вынужденная автономия человека в природной среде. Сигналы бедствия.
21
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании (разжигание
и типы костров, постройка временных укрытий, добыча воды, обеспечение питанием).
Опасные ситуации в природных условиях
22
Опасные погодные явления.
23
Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.
24
Укусы насекомых и защита от них.
25
Клещевой энцефалит и его профилактика.
Первая помощь при неотложных состояниях
26
Личная гигиена и оказание первой
помощи в природных условиях.
27
Оказание первой помощи при травмах (ушибах и растяжениях, вывихах и переломах).
28
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге.
29
Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых.
Здоровье человека и факторы, на него влияющие
30
Здоровый образ жизни и профилактика утомления.
31
Компьютер и его влияние на здоровье.
32
Влияние социальной и неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.
Факторы, разрушающие здоровье
33
Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.
34
Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
Итого

1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1
34

26

7 класс(34 часа)
№
Наименование раздела и темы урока
п/п
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера
1
Различные природные явления.
2
Общая характеристика природных явлений.
3
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения
4
Землетрясение, причины возникновения и возможные последствия.
5
Правила безопасного поведения населения при землетрясении.
6
Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов.
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения
7
Ураганы, бури, смерчи, причины их возникновения, возможные последствия.
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения
8
Наводнения.
9
Виды наводнений и их причины.
10
Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.
11
Сели и их характеристика.
12
Цунами и их характеристика.
13
Снежные лавины.
Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения
14
Лесные и торфяные пожары и их характеристика.
15
Инфекционная заболеваемость людей и защита населения.
16
Эпизоотии и эпифитотии.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения
17
Защита населения от последствий землетрясений.
18
Последствия извержения вулканов, защита населения.
19
Оползни и обвалы, их последствия, защита населения.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения

Количество часов
3
1
1
1
3
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
1
27

20
Защита населения от последствий ураганов и бурь.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения
21
Защита населения от последствий наводнений.
22
Защита населения от последствий селевых потоков.
23
Защита населения от цунами.
Защита населения от природных пожаров
24
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму
25
Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.
26
Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.
27
Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведе­
ния.
28
Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведе­
ния.
Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека
29
Психологическая уравновешенность, стресс и его влияние на человека.
30
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.
Первая помощь при неотложных состояниях
31
Общие правила оказания первой помощи.
32
Оказание первой помощи при наружном кровотечении.
33
Оказание первой помощи при ушибах и переломах, общие правила транспортировки пострадавшего.
34
Первая помощь при попадании инородного тела в дыхательные пути.
Итого

1
3
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
2
1
1
4
1
1
1
1
34

28

8 класс (34 часа)
№
п/п

Наименование раздела и темы урока

Количество часов

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

5

1

Правила обеспечения безопасности дорожного движения

1

2

Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте

1

3

Правила пожарной безопасности

1

4

Правила безопасного поведения на воде

1

5

Правила безопасного поведения на воде

1

Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

17

6

ЧС техногенного характера

1

7

Промышленные аварии и катастрофы

1

8

Пожары и взрывы

1

9

Промышленные аварии с выбросом АХОВ

1

10

Промышленные аварии

1

11

Защита населения от АХОВ

1

12

Аварии на радиационно-опасном объекте

1

13

Гидродинамические аварии

1
29

14

Аварии на радиационном объекте

1

15

Аварии на радиационном объекте

1

16

Гидродинамические аварии

1

17

Экология и экологическая безопасность

1

18

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека

1

19

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

1

20

Средства коллективной защиты

1

21

Эвакуация населения. Аварийно-спасательные работы

1

22

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

1

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

8

23

Здоровье как основная ценность человека.

1

24

Индивидуальное здоровье человека, его физическое, духовное и социальное благополучие.

1

25

Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества.

1

26

Здоровый образ жизни как необходимое условие со- хранения и укрепления здоровья человека и общества.

1

27

Здоровый образ жизни и профилактика основных не инфекционных заболеваний.

1

28

Вредные привычки и их влияние на здоровье.

1

29

Профилактика вредных привычек.

1

30

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.

1

Первая помощь при неотложных состояниях

4
30

31

Первая помощь пострадавшим и её значение.

1

32

Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами.

1

33

Первая помощь при травмах.

1

34

Первая помощь при утоплении.

1
Итого

34

9 класс (35 часа)
№
Наименование раздела и темы урока
п/п
Национальная безопасность России в современном мире
1
Современный мир и Россия
2
Национальные интересы России в современном мире
3
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России
4
Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России
5
Чрезвычайные ситуации и их классификация
6
Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия
7
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины
8
Угроза военной безопасности России
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени
9
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
10
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны
11
МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций

Количество часов
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1
31

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени
12
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
13
Инженерная защита на- селения от чрезвычайных ситуаций
14
Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций
15
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
Терроризм и экстремизм: их причины и последствия
16
Международный терроризм — угроза национальной безопасности России
17
Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления
Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
18
Основные нормативно- правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму
19
Общегосударственное противодействие терроризму
20
Нормативно-правовая база противодействия наркотизму
Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации
21
Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации
22
Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации
Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости
23
Правила поведения при угрозе террористического акта
24
Профилактика наркозависимости
Здоровье - условие благополучия человека
25
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность
26
Здоровый образ жизни и его составляющие
27
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
28
Ранние половые связи и их последствия
29
Инфекции, передаваемые половым путём
30
Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
31
Брак и семья

4
1
1
1
1
2
1
1
3
1
1
1
2
1
1
2
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
3
1
32

32
Семья и здоровый образ жизни человека
33
Основы семейного права в Российской Федерации
О казание первой помощи
34
Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя). Первая помощь
при передозировке психоактивных веществ
Итого

1
1
2
1
34

33

Пронумеровано, прошнуровано
и скреплено печатью

Й (срлшадцд т е ) ишмсё

И.о. д

ОУ СОШ №6:
Н.Д. Фалалеева


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».