РП Изобразительное искусство 5-8 классы

Управление образования администрации Горноуральского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6

Приложение 1.16
Основной образовательной программы
основного общего образования,
утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6
от 31.08.2018г. № 6/1-д

Р а б о ч а я п р огр ам м а по и зобр ази тел ь н ом у и ск усству.
О бр азов ател ь н ая область: И ск усство.
5 -8 к л а с с ы

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения
курса, заложенных в ФГОС ООО. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по
изобразительному искусству направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов.
1. Л и ч н о с т н ы е р е з у л ь т а т ы

отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного
мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;

2

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе
образовательной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
2. М е т а п р е д м е т н ы е р е з у л ь т а т ы

Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров
действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в
исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:

3

- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- построению жизненных планов во временной перспективе;
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим
поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на
решение задачи;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах
самостоятельной деятельности; основам саморегуляции эмоциональных состояний;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть устной и письменной речью;
- строить монологическое контекстное высказывание;

4

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции
участников, способы взаимодействия;
- планировать общие способы работы;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной
кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- основам коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой
социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки
альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство)
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую
информацию как ориентир для построения действия;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии
аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного
5

отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно
реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе
достижения общей цели совместной деятельности;
- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для
принятия эффективных совместных решений; в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять
её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от
понятия с меньшим объемом к понятию с большим объёмом;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных
логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать
последовательность описываемых событий; работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и
употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

6

-

Выпускник получит возможность научиться:
основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
организовывать исследование с целью проверки гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
3. П р е д м е т н ы е р е з у л ь т а т ы

п.
ФГОС
ООО
11.8

Требования к результатам освоения ООП
ООО

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

(ФГОС ООО)

1) формирование основ художественной
культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа
познания жизни и средства организации
общения; развитие эстетического,
эмоционально-ценностного видения
окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к
сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного
вкуса и творческого воображения;

Выпускник научится:

- характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение
традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать
декоративные изображения на основе русских образов;
- раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве
и в современной жизни;
- создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
- создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
- определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на
народные традиции;
- создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в
цветовом решении;
2) развитие визуально-пространственного
мышления как формы эмоционально- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами
ценностного освоения мира, самовыражения и декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для

7

ориентации в художественном и нравственном данного возраста уровне);
пространстве культуры;
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе
3) освоение художественной культуры во всем ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета,
многообразии ее видов, жанров и стилей как
формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных
материального выражения духовных
ценностей, воплощенных в пространственных или объемных декоративных композиций;
- распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов;
формах (фольклорное художественное
осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием
творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции
одного из промыслов;
искусства, искусство современности);
- характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных
традиций;
4) воспитание уважения к истории культуры
своего Отечества, выраженной в архитектуре, - различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
изобразительном искусстве, в национальных - различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов
России;
образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты - находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных
декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных
человека;
промыслов;
различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
5) приобретение опыта создания
- называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит
художественного образа в разных видах и
жанрах визуально-пространственных искусств: различие временных и пространственных видов искусства;
- классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для
изобразительных (живопись, графика,
анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
скульптура), декоративно-прикладных, в
- объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием
архитектуре и дизайне; приобретение опыта
изображения;
работы над визуальным образом в
- композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными
синтетических искусствах (театр и кино);
художественными материалами;
- создавать образы, используя все выразительные возможности художественных
6) приобретение опыта работы различными
материалов;
художественными материалами и в разных

8

техниках в различных видах визуально­
пространственных искусств, в специфических
формах художественной деятельности, в том
числе базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, компьютерная
графика, мультипликация и анимация);

- простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
- навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная
утварь);
- изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых
геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
- создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из
геометрических тел;
- строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
7) развитие потребности в общении с
произведениями изобразительного искусства, - характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного
искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
освоение практических умений и навыков
восприятия, интерпретации и оценки
- передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в
композиции натюрморта;
произведений искусства; формирование
- творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на
активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой,
картоне;
эстетической и личностно-значимой ценности. - выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
- рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как
выражении различных мировоззренческих смыслов;
- применять перспективу в практической творческой работе;
- навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
- навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и
воздушной перспективы;
- видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и
настроения в природе;
- навыкам создания пейзажных зарисовок;
- различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
- пользоваться правилами работы на пленэре;
- использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте;
осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного
произведения;
- навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации

9

плоскости изображения;
- различать основные средства художественной выразительности в изобразительном
искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
- определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата,
выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение
каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами
(карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные
техники;
- различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж
настроения, пленэр, импрессионизм;
- различать и характеризовать виды портрета;
- понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
- пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер
освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и
объемного изображения предмета и группы предметов;
- использовать графические материалы в работе над портретом;
- использовать образные возможности освещения в портрете;
- пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
- называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и
определять их произведения;
- навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
- навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
- навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
- рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров
изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
- приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры
человека, используя разнообразные графические материалы;

10

- характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ,
как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
- объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой
живописи;
- изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
- узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
- перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
- характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных
событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
- узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена
великих русских мастеров исторической картины;
- характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
- рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа
народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
- называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их
наиболее известные произведения;
- творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный
исторический сюжет;
- творческому опыту по разработке художественного проекта -разработки композиции на
историческую тему;
- творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
- представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об
их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
- называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские
темы;
- узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников
на библейские темы;
- характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
- рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой
Отечественной войны;

11

- описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли,
посвященные Великой Отечественной войне;
- творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию
или историческому герою;
- анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного
искусства XX века;
- культуре зрительского восприятия;
- характеризовать временные и пространственные искусства;
- понимать разницу между реальностью и художественным образом;
- представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг.
И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
- опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими
материалами;
- собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев,
характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
- представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве
художников-анималистов;
- опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
- систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и
дизайна;
- распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
- понимать сочетание различных объемов в здании;
- понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
- иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно­
художественных стилей разных эпох;
- понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
- различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
- характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве
городской среды;
- понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов

12

при взгляде на них сверху;
- осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка - вертикаль, круг
- цилиндр, шар и т. д.;
- применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и
вспомогательные соединительные элементы;
- применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре
(макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
- получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и
дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве
архитектурно-дизайнерского объекта;
- приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
- характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
- понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII - XIX веков;
- называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
- понимать основы краткой истории костюма;
- характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов
дизайна одежды;
- применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании
букета по принципам икэбаны;
- использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными
материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
- отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный
замысел;
- использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе
создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
- узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская.
Фрески. Мозаики;
- различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля.

13

Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
- различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение
иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
- узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
- характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрована-Рву;
- раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по
характерным особенностям икону и парсуну;
- работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные
творческие композиции в материалах по различным темам;
- различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании
архитектурного пространства;
- сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
- рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
- ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного
искусства и архитектуры XVIII - XIX веков;
- использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве
и архитектуре XVIII - XIX веков;
- выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII
века;
- характеризовать признаки и особенности московского барокко;
- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
Выпускник получит возможность научиться:

- активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные
материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы,
окружающего мира, технологии и др.);

14

- владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку
зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать
общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
изобразительного искусства;
- понимать специфику изображения в полиграфии;
- различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
- проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
- создавать художественную композицию макета книги, журнала;
- понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической
живописи;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать
разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть
целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
- использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре
(макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов
на предметной плоскости и в пространстве;
- узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском
искусстве и время их развития в истории культуры;
- осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно­
творческой деятельности, создавать выразительные образы;
- применять творческий опыт разработки художественного проекта - создания
композиции на определенную тему;
- понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века.
Модерн. Авангард. Сюрреализм;
- характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;

15

- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура);
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
- характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
- получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших
музеев мира;
- использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной
композицией;
- понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
- понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
- называть имена российских художников(А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
- различать особенности художественной фотографии;
- различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план,
ракурс, свет, ритм и др.);
- понимать изобразительную природу экранных искусств;
- характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
- различать понятия: игровой и документальный фильм;
- называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А.
Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
- понимать основы искусства телевидения;
- понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
- применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного
спектакля;
- применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по
созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
- добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его
стилевого единства со сценографией спектакля;
- использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор
объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств
фотографии;

16

- применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки
композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
- пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных
недочетов и случайностей;
- понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
- применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
- применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
- использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и
компьютерного монтажа;
- применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и
изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
- смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского
искусства фильмы мастеров кино;
- использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования
школьного телевидения;
- реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания
видео-этюда.

17

II.
ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (5 класс)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Древние корни народного искусства

Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Связь времён в народном искусстве

Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор — человек, общество, время

Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда говорит о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире

Современное выставочное искусство.
Ты сам мастер.

18

Народное художественное творчество —неиссякаемый источник самобытной красоты. Солярные знаки (декоративное изображение и их
условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как
отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный
костюм - целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных
особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка,
Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая
роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном
искусстве.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (6 класс)
Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы.
Рисунок - основа изобразительного творчества.
Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объёмные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт

Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира - натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.

19

Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет

Образ человека - главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и её основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж

Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж - большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и
смысл.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности
изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок - основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия,

20

пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.
Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в
натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в
живописи художников - импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника.
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого
(В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XXвека (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело
Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы
представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве.
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве
(Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли,
Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в
русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К.
Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве
(бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль
картины в искусстве X X века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А.
Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах
декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (7 класс)

Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек.
Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры.

Основы композиции в конструктивных искусствах
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции,
или «Внесём порядок в хаос!».
Прямые линии и организация пространства.

21

Цвет - элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква - строка - текст
Искусство шрифта.
Когда текст и изображение вместе
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
В бескрайнем море книг и журналов
Многообразие форм графического дизайна.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств

Объект и пространство
От плоскостного изображения к объёмному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое
Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность
Вещь как сочетание объёмов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне
Роль цвета в формотворчестве.
Г ород и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека

Город сквозь времена и страны
Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра
Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города
Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома

22

Городской дизайн. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно- вещной среды интерьера.
Природа и архитектура
Организация архитектурно - ландшафтного пространства.
Ты - архитектор!
Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование

Мой дом - мой образ жизни
Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаём.
Пугало в огороде, или... Под шёпот фонтанных струй.
Мода, культура и ты
Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одёжке.
Автопортрет на каждый день.
Моделируя себя - моделируешь мир.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн.
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно - пространственной среды жизни человека. От
плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные
элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной
архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы
садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и
предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской
Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир
древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения
Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.
Искусство полиграфии.

23

Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы
изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы
макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре X V III - X IX веков.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные
шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М. Ф. Казаков).
Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века
(П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX
века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна
(Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй
половины XIXвека (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества.
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель).
Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская
галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С.
Пушкина). Художественно-творческие проекты.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ (8 класс)
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах

Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.
Правда и магия театра. Театральное искусство и художник.
Безграничное пространство сцены. Сценография - особый вид
художественного творчества.
Сценография - искусство и производство.
Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или
Магическое «если бы».
Привет от Карабаса Барабаса! Художник в театре кукол.
Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий

24

Фотография - взгляд, сохранённый навсегда. Фотография - новое изображение реальности.
Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.
Фотография - искусство светописи. Вещь: свет и фактура.
«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?

Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.
Художник - режиссёр - оператор. Художественное творчество в игровом фильме.
От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм — «рассказ в картинках». Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и
снять.
Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации или Когда художник больше, чем художник. Живые рисунки на твоём компьютере.
Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство - зритель

Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка.
Жизнь врасплох, или Киноглаз.
Телевидение, видео, Интернет... Что дальше? Современные формы экранного языка.
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Роль изображения в синтетических искусствах.
Театральное искусство и художник. Сценография - особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники
начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного
образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс,
свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр
и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и
анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского
кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и
возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.

25

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5 класс (34 часа)

№п/п

Название раздела, темы
Д р ев н и е к орн и н ародн ого и ск усства

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Количество часов
8

1
1
1
1
1
1
1
1

Древние корни народного искусства. Введение. Декоративно-прикладное искусство и человек.
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Связь времен в народном искусстве. Древние образы в современных народных игрушках.

7

С в я зь в р е м ё н в н а р о д н о м и с к у с с т в е

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Д ек ор , ч ел ов ек , общ ество, врем я

16.
17.
18.
19.
20.
21.

1
1
1
1
1
1
1

Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Хохлома.
Щепа. Роспись по лубу и дереву.
Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
Декор- человек, общество, время.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Зачем людям украшения. Выполнения эскиза ювелирного украшения.
Зачем людям украшения,. Выполнение эскиза ювелирного украшения.
Одежда говорит о человеке. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая
Одежда говорит о человеке. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая

12
1
1
1
1
1
1

26

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Современное выставочное искусство.
Ты сам - мастер ДПИ. Лоскутная аппликация или коллаж.
Ты сам - мастер ДПИ. Декоративная игрушка из мочала.
Ты сам - мастер ДПИ. Витраж в оформлении интерьера школы.
Ты сам - мастер ДПИ .Декоративная кукла.
Ты сам - мастер ДПИ .Нарядные декоративные вазы.

1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1

34.

Выставка творческих работ «Украсим школу своими руками»

1

Одежда говорит о человеке. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы
Одежда говорит о человеке. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы
О чем рассказывают гербы и эмблемы.
Герб моей семьи.
Герб моего класса.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Д ек ор ати в н ое и ск усство в совр ем ен н ом м и ре

Итого:

34 ч аса

27

6 класс (34 часа).
№п/п

Название раздела, темы
В и д ы и з о б р а з и т е л ь н о г о и с к у с с т в а и о с н о в ы и х о б р а з н о г о я зы к а

Количество часов
8

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
Рисунок — основа изобразительного творчества. Штрих.
Линия и ее выразительные возможности.
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира- натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы). Художественно- творческое задание.

17.

В гл я д ы в ая сь в ч ел ов ек а. П ор т р ет в и зобр ази тел ь н ом и ск усстве
Вглядываясь в человека. Портрет.

1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1

18.
19.
20.
21.
22.

Образ человека - главная тема искусства
Конструкция головы и ее основные пропорции
Изображение головы человека в пространстве
Изображение головы человека в пространстве
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок

1
1
1
1
1

М и р н аш и х вещ ей . Н атю р м ор т

28

23.
24.
25.
26.
27.

Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете
Роль цвета в портрете
Великие портретисты прошлого .
Портрет в изобразительном искусстве XX века

28.

Ч е л о в е к и п р о с т р а н с т в о в и зо б р а з и т е л ь н о м и с к у с с т в е
Человек и пространство. Пейзаж

29.
30.
31.
32.
33.
34.

1
1
1
1
1
7
1

Жанры в изобразительном искусстве
Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж - большой мир
Пейзаж настроения. Природа и художник
Пейзаж в русской живописи
Пейзаж в графике. Городской пейзаж
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы )Выставка
творческих работ
Итого:

1
1
1
1
1
1
34

29

7 класс (34 часа)
№п/п

Название раздела, темы

Х удож н и к - ди зай н - ар хи тек тур а. И ск усств о к ом п ози ц и и - осн ов а ди зай н а и архи тек туры .

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Основы композиции в конструктивных искусствах.
Основы композиции в конструктивных искусствах.
Прямые линии и организация пространства.
Цвет — элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква — строка — текст. Искусство шрифта.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Когда текст и изображение вместе.
Многообразие форм графического дизайна. В бескрайнем мире книг и журналов.
В м и р е в е щ е й и зд а н и й . Х у д о ж е с т в е н н ы й я з ы к к о н с т р у к т и в н ы х и с к у с с т в

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Объект и пространство. Соразмерность и пропорциональность.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля
Важнейшие архитектурные элементы здания
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
ор од и ч ел ов ек . С оц и ал ь н ое зн ач ен и е д и за й н а и ар хи тек тур ы в ж и зн и ч ел ов ек а

17.
18.
19.
20.
21.
22.

Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайн.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
Вещь в городе и дома. Городской дизайн.

Количество часов
8

1
1
1
1
1
1
1
1
8

1
1
1
1
1
1
1
1
12

1
1
1
1
1
1

30

23.
24.
25.
26.
27.
28.

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Ты — архитектор.
Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Ты — архитектор.
Замысел архитектурного проекта и его осуществление Художественно - творческое задание.

1
1
1
1
1
1

Ч ел о в ек в зер к ал е д и за й н а и ар хи тек тур ы . О бр аз ж и зн и и и н д и в и д у а л ь н о е п р оек ти р ов ан и е

29.
30.
31.
32.
33.
34.

Мой дом — мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаем.
Мода, культура и ты.
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одежке.
Автопортрет на каждый день.
Имидж: лик или личина? Сфера имидж- дизайна
Моделируя себя — моделируешь мир (обобщение темы).
Выставка творческих работ.

6

1
1
1
1
1
1

Итого:

34

31

8 класс (34 часа).
№п/п

Название раздела, темы
Х у д о ж н и к и и ск усст в о театр а. Р ол ь и зобр аж ен и я в си н тети ч еск и х и ск усствах

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.
Правда и магия театра. Театральное искусство и художник.
Безграничное пространство сцены. Сценография - основной вид художественного творчества.
Сценография- искусство и производство.
Тайны актерского перевоплощения. Костюм, грим, маска, или магическое « если бы».
Привет от Карабаса-Барабаса!Художник в театре кукол.
Третий звонок. Спектакль:от замысла к воплощению.
Третий звонок. Спектакль:от замысла к воплощению.
Э стаф ета и ск усств: от р и сун к а к ф отогр аф и и . Э в ол ю ц и я и зо б р а зи т ел ь н ы х и ск у сст в и
технологий

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Фотография — взгляд, сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности.
Г рамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать.
Фотография - искусство « светописи». Вещь: свет и фактура.
«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его
компьютерная трактовка. Проектно-творческая работа
Многоголосый язык экрана.
Синтетическая природа фильма и монтаж.
Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.
Ф и л ь м - т в о р е ц и зр и т е л ь . Ч т о м ы з н а е м о б и с к у с с т в е к и н о ?

17.
18.
19.

Художник-режисер-оператор. Художественное творчество в игровом фильме.
Художник и художественное творчество в кино.
Художник в игровом фильме.

Количество часов
8

1
1
1
1
1
1
1
1
8

1
1
1
1
1
1
1
1
11

1
1
1

32

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

1
1
1
1
1
1
1
1

От «большого» экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.
От «большого» экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.
Фильм -рассказ в картинках.
Воплощение замысла.
Чудо движения: увидеть и снять.
Бесконечный мир кинематографа.
Искусство анимации, или, когда художник больше, чем художник.
Живые рисунки на твоём компьютере.

7

Т е л е в и д е н и е - п р о с т р а н с т в о к у л ь т у р ы ? Э к р а н - и с к у с с т в о - зр и т е л ь

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Мир на экране : здесь и сейчас.
Информационная и художественная природа телевизионного изображения.
Телевидение и документальное кино.
Жизнь врасплох, или киноглаз.
Телевидение, видео, Интернет... Что дальше?
Современные формы экранного языка
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства (обобщение темы).
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
34

33

Пронумеровано, прошнуровано
и скреплено
печатью
скреп
(с:р л

и сщ ца т к I

и ы с т иЬ

И.о. директора МБОУ СОШ №6:

Н.Д. Фалалеева


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».