Управление образования администрации Горноуральского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Приложение 1.16 Основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6 от 31.08.2018г. № 6/1-д Р а б о ч а я п р огр ам м а по и зобр ази тел ь н ом у и ск усству. О бр азов ател ь н ая область: И ск усство. 5 -8 к л а с с ы 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС ООО. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. 1. Л и ч н о с т н ы е р е з у л ь т а т ы отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 2 • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 2. М е т а п р е д м е т н ы е р е з у л ь т а т ы Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: - целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; - самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; - планировать пути достижения целей; - устанавливать целевые приоритеты; - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; - актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; - основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. Выпускник получит возможность научиться: 3 - самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; - построению жизненных планов во временной перспективе; - при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; - выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; - основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; - осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; - адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; - адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; основам саморегуляции эмоциональных состояний; - прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; - аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владеть устной и письменной речью; - строить монологическое контекстное высказывание; 4 - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; - планировать общие способы работы; - осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; - работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - основам коммуникативной рефлексии; - использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; - отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. Выпускник получит возможность научиться: - учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство) - оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного 5 отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; - устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: - основам реализации проектно-исследовательской деятельности; - проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - устанавливать причинно-следственные связи; - осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; - обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объёмом; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; - основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; - структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. 6 - Выпускник получит возможность научиться: основам рефлексивного чтения; ставить проблему, аргументировать её актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез; делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. 3. П р е д м е т н ы е р е з у л ь т а т ы п. ФГОС ООО 11.8 Требования к результатам освоения ООП ООО Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса (ФГОС ООО) 1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; Выпускник научится: - характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов; - раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни; - создавать эскизы декоративного убранства русской избы; - создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы; - определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; - создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции; - создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении; 2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами ценностного освоения мира, самовыражения и декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для 7 ориентации в художественном и нравственном данного возраста уровне); пространстве культуры; - выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе 3) освоение художественной культуры во всем ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; - владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, многообразии ее видов, жанров и стилей как формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных или объемных декоративных композиций; - распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; формах (фольклорное художественное осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов; искусства, искусство современности); - характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций; 4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, - различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства; изобразительном искусстве, в национальных - различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России; образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты - находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных человека; промыслов; различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России; 5) приобретение опыта создания - называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: различие временных и пространственных видов искусства; - классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для изобразительных (живопись, графика, анализа развития искусства и понимания изменений видения мира; скульптура), декоративно-прикладных, в - объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием архитектуре и дизайне; приобретение опыта изображения; работы над визуальным образом в - композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными синтетических искусствах (театр и кино); художественными материалами; - создавать образы, используя все выразительные возможности художественных 6) приобретение опыта работы различными материалов; художественными материалами и в разных 8 техниках в различных видах визуально пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); - простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений; - навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь); - изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции; - создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел; - строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы; 7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства; освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки - передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта; произведений искусства; формирование - творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, картоне; эстетической и личностно-значимой ценности. - выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания; - рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов; - применять перспективу в практической творческой работе; - навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого; - навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы; - видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе; - навыкам создания пейзажных зарисовок; - различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива; - пользоваться правилами работы на пленэре; - использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения; - навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации 9 плоскости изображения; - различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.); - определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле; - пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники; - различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм; - различать и характеризовать виды портрета; - понимать и характеризовать основы изображения головы человека; - пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами; - видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти; - видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; - использовать графические материалы в работе над портретом; - использовать образные возможности освещения в портрете; - пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке; - называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения; - навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека; - навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа; - навыкам лепки и работы с пластилином или глиной; - рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства; - приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы; 10 - характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью; - объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи; - изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом; - узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»; - перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины; - характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов; - узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины; - характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры; - рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории; - называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения; - творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет; - творческому опыту по разработке художественного проекта -разработки композиции на историческую тему; - творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов; - представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре; - называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы; - узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы; - характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества; - рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны; 11 - описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне; - творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою; - анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века; - культуре зрительского восприятия; - характеризовать временные и пространственные искусства; - понимать разницу между реальностью и художественным образом; - представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский; - опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами; - собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.); - представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов; - опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных; - систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна; - распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства; - понимать сочетание различных объемов в здании; - понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал; - иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно художественных стилей разных эпох; - понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры; - различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого; - характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды; - понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов 12 при взгляде на них сверху; - осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка - вертикаль, круг - цилиндр, шар и т. д.; - применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы; - применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); - создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; - создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов; - получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта; - приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; - характеризовать основные школы садово-паркового искусства; - понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII - XIX веков; - называть и раскрывать смысл основ искусства флористики; - понимать основы краткой истории костюма; - характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды; - применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны; - использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов; - отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел; - использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды; - узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики; - различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. 13 Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля; - различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси; - узнавать и описывать памятники шатрового зодчества; - характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрована-Рву; - раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну; - работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам; - различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси; - создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; - работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; - сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси; - рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры; - ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII - XIX веков; - использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX веков; - выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века; - характеризовать признаки и особенности московского барокко; - создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале. Выпускник получит возможность научиться: - активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.); 14 - владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства; - различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства; - выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства; - понимать специфику изображения в полиграфии; - различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.); - проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.; - создавать художественную композицию макета книги, журнала; - понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи; - активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства; - использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; - узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры; - осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно творческой деятельности, создавать выразительные образы; - применять творческий опыт разработки художественного проекта - создания композиции на определенную тему; - понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм; - характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди; - создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; 15 - работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); - использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; - характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России; - получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира; - использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией; - понимать основы сценографии как вида художественного творчества; - понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения; - называть имена российских художников(А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский); - различать особенности художественной фотографии; - различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.); - понимать изобразительную природу экранных искусств; - характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа; - различать понятия: игровой и документальный фильм; - называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков; - понимать основы искусства телевидения; - понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа; - применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля; - применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов; - добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля; - использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии; 16 - применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.; - пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей; - понимать и объяснять синтетическую природу фильма; - применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма; - применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра; - использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа; - применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации; - смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино; - использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения; - реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда. 17 II. ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (5 класс) СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА Древние корни народного искусства Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды. Связь времён в народном искусстве Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Декор — человек, общество, время Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда говорит о человеке. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Декоративное искусство в современном мире Современное выставочное искусство. Ты сам мастер. 18 Народное художественное творчество —неиссякаемый источник самобытной красоты. Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм - целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (6 класс) Виды изобразительного искусства и основы образного языка Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы. Рисунок - основа изобразительного творчества. Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объёмные изображения в скульптуре. Основы языка изображения. Мир наших вещей. Натюрморт Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира - натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. 19 Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. Вглядываясь в человека. Портрет Образ человека - главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и её основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века. Человек и пространство. Пейзаж Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж - большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Виды изобразительного искусства и основы образного языка. Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок - основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, 20 пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников - импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре. Понимание смысла деятельности художника. Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XXвека (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин). Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров). Вечные темы и великие исторические события в искусстве. Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве X X века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных. ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (7 класс) Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек. Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры. Основы композиции в конструктивных искусствах Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!». Прямые линии и организация пространства. 21 Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Буква - строка - текст Искусство шрифта. Когда текст и изображение вместе Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. В бескрайнем море книг и журналов Многообразие форм графического дизайна. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств Объект и пространство От плоскостного изображения к объёмному макету. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Красота и целесообразность Вещь как сочетание объёмов и образ времени. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне Роль цвета в формотворчестве. Г ород и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека Город сквозь времена и страны Образы материальной культуры прошлого. Город сегодня и завтра Пути развития современной архитектуры и дизайна. Живое пространство города Город, микрорайон, улица. Вещь в городе и дома 22 Городской дизайн. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно- вещной среды интерьера. Природа и архитектура Организация архитектурно - ландшафтного пространства. Ты - архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование Мой дом - мой образ жизни Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом. Интерьер, который мы создаём. Пугало в огороде, или... Под шёпот фонтанных струй. Мода, культура и ты Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды. Встречают по одёжке. Автопортрет на каждый день. Моделируя себя - моделируешь мир. Конструктивное искусство: архитектура и дизайн. Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно - пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды. Изобразительное искусство и архитектура России. Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко. Искусство полиграфии. 23 Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др. Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре X V III - X IX веков. Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М. Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIXвека (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский). Взаимосвязь истории искусства и истории человечества. Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ (8 класс) Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино. Правда и магия театра. Театральное искусство и художник. Безграничное пространство сцены. Сценография - особый вид художественного творчества. Сценография - искусство и производство. Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы». Привет от Карабаса Барабаса! Художник в театре кукол. Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий 24 Фотография - взгляд, сохранённый навсегда. Фотография - новое изображение реальности. Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать. Фотография - искусство светописи. Вещь: свет и фактура. «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка. Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. Художник - режиссёр - оператор. Художественное творчество в игровом фильме. От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм — «рассказ в картинках». Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и снять. Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации или Когда художник больше, чем художник. Живые рисунки на твоём компьютере. Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство - зритель Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения. Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка. Жизнь врасплох, или Киноглаз. Телевидение, видео, Интернет... Что дальше? Современные формы экранного языка. В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография - особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты. 25 III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 5 класс (34 часа) №п/п Название раздела, темы Д р ев н и е к орн и н ародн ого и ск усства 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Количество часов 8 1 1 1 1 1 1 1 1 Древние корни народного искусства. Введение. Декоративно-прикладное искусство и человек. Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в современных народных игрушках. 7 С в я зь в р е м ё н в н а р о д н о м и с к у с с т в е 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Д ек ор , ч ел ов ек , общ ество, врем я 16. 17. 18. 19. 20. 21. 1 1 1 1 1 1 1 Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Хохлома. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) Декор- человек, общество, время. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Зачем людям украшения. Выполнения эскиза ювелирного украшения. Зачем людям украшения,. Выполнение эскиза ювелирного украшения. Одежда говорит о человеке. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая Одежда говорит о человеке. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая 12 1 1 1 1 1 1 26 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Современное выставочное искусство. Ты сам - мастер ДПИ. Лоскутная аппликация или коллаж. Ты сам - мастер ДПИ. Декоративная игрушка из мочала. Ты сам - мастер ДПИ. Витраж в оформлении интерьера школы. Ты сам - мастер ДПИ .Декоративная кукла. Ты сам - мастер ДПИ .Нарядные декоративные вазы. 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 34. Выставка творческих работ «Украсим школу своими руками» 1 Одежда говорит о человеке. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы Одежда говорит о человеке. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы О чем рассказывают гербы и эмблемы. Герб моей семьи. Герб моего класса. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Д ек ор ати в н ое и ск усство в совр ем ен н ом м и ре Итого: 34 ч аса 27 6 класс (34 часа). №п/п Название раздела, темы В и д ы и з о б р а з и т е л ь н о г о и с к у с с т в а и о с н о в ы и х о б р а з н о г о я зы к а Количество часов 8 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок — основа изобразительного творчества. Штрих. Линия и ее выразительные возможности. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира- натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы). Художественно- творческое задание. 17. В гл я д ы в ая сь в ч ел ов ек а. П ор т р ет в и зобр ази тел ь н ом и ск усстве Вглядываясь в человека. Портрет. 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 11 1 18. 19. 20. 21. 22. Образ человека - главная тема искусства Конструкция головы и ее основные пропорции Изображение головы человека в пространстве Изображение головы человека в пространстве Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок 1 1 1 1 1 М и р н аш и х вещ ей . Н атю р м ор т 28 23. 24. 25. 26. 27. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете Роль цвета в портрете Великие портретисты прошлого . Портрет в изобразительном искусстве XX века 28. Ч е л о в е к и п р о с т р а н с т в о в и зо б р а з и т е л ь н о м и с к у с с т в е Человек и пространство. Пейзаж 29. 30. 31. 32. 33. 34. 1 1 1 1 1 7 1 Жанры в изобразительном искусстве Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж - большой мир Пейзаж настроения. Природа и художник Пейзаж в русской живописи Пейзаж в графике. Городской пейзаж Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы )Выставка творческих работ Итого: 1 1 1 1 1 1 34 29 7 класс (34 часа) №п/п Название раздела, темы Х удож н и к - ди зай н - ар хи тек тур а. И ск усств о к ом п ози ц и и - осн ов а ди зай н а и архи тек туры . 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Основы композиции в конструктивных искусствах. Основы композиции в конструктивных искусствах. Прямые линии и организация пространства. Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Буква — строка — текст. Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Когда текст и изображение вместе. Многообразие форм графического дизайна. В бескрайнем мире книг и журналов. В м и р е в е щ е й и зд а н и й . Х у д о ж е с т в е н н ы й я з ы к к о н с т р у к т и в н ы х и с к у с с т в 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Объект и пространство. Соразмерность и пропорциональность. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля Важнейшие архитектурные элементы здания Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. ор од и ч ел ов ек . С оц и ал ь н ое зн ач ен и е д и за й н а и ар хи тек тур ы в ж и зн и ч ел ов ек а 17. 18. 19. 20. 21. 22. Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайн. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Количество часов 8 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 12 1 1 1 1 1 1 30 23. 24. 25. 26. 27. 28. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Ты — архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление. Ты — архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление Художественно - творческое задание. 1 1 1 1 1 1 Ч ел о в ек в зер к ал е д и за й н а и ар хи тек тур ы . О бр аз ж и зн и и и н д и в и д у а л ь н о е п р оек ти р ов ан и е 29. 30. 31. 32. 33. 34. Мой дом — мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом. Интерьер, который мы создаем. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Встречают по одежке. Автопортрет на каждый день. Имидж: лик или личина? Сфера имидж- дизайна Моделируя себя — моделируешь мир (обобщение темы). Выставка творческих работ. 6 1 1 1 1 1 1 Итого: 34 31 8 класс (34 часа). №п/п Название раздела, темы Х у д о ж н и к и и ск усст в о театр а. Р ол ь и зобр аж ен и я в си н тети ч еск и х и ск усствах 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино. Правда и магия театра. Театральное искусство и художник. Безграничное пространство сцены. Сценография - основной вид художественного творчества. Сценография- искусство и производство. Тайны актерского перевоплощения. Костюм, грим, маска, или магическое « если бы». Привет от Карабаса-Барабаса!Художник в театре кукол. Третий звонок. Спектакль:от замысла к воплощению. Третий звонок. Спектакль:от замысла к воплощению. Э стаф ета и ск усств: от р и сун к а к ф отогр аф и и . Э в ол ю ц и я и зо б р а зи т ел ь н ы х и ск у сст в и технологий 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Фотография — взгляд, сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности. Г рамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать. Фотография - искусство « светописи». Вещь: свет и фактура. «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка. Проектно-творческая работа Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. Ф и л ь м - т в о р е ц и зр и т е л ь . Ч т о м ы з н а е м о б и с к у с с т в е к и н о ? 17. 18. 19. Художник-режисер-оператор. Художественное творчество в игровом фильме. Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме. Количество часов 8 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 11 1 1 1 32 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 1 1 1 1 1 1 1 1 От «большого» экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка. От «большого» экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка. Фильм -рассказ в картинках. Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и снять. Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации, или, когда художник больше, чем художник. Живые рисунки на твоём компьютере. 7 Т е л е в и д е н и е - п р о с т р а н с т в о к у л ь т у р ы ? Э к р а н - и с к у с с т в о - зр и т е л ь 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Мир на экране : здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения. Телевидение и документальное кино. Жизнь врасплох, или киноглаз. Телевидение, видео, Интернет... Что дальше? Современные формы экранного языка В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства (обобщение темы). Итого: 1 1 1 1 1 1 1 34 33 Пронумеровано, прошнуровано и скреплено печатью скреп (с:р л и сщ ца т к I и ы с т иЬ И.о. директора МБОУ СОШ №6: Н.Д. Фалалеева