РП Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс

Управление образования администрации Горноуральского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6

Приложение 1. 21
Основной общеобразовательной программы
основного общего образования,
утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6
от 31.08.2018г. № 6/1-д

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Образовательная область: Основы духовно-нравственной культуры народов России

5 класс

I.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
1. Личностные результаты

П ланируем ы е результаты освоения учебного предмета, курса
(уточнение и конкретизация)
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
Личностные универсальные учебные действия
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание - историко-географический образ, включая представление о
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного территории и границах России, её географических особенностях,
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, знание основных исторических событий развития государственности и
демократических и традиционных ценностей многонационального общества; знание истории и географии края, его достижений и
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга культурных традиций;
перед Родиной;
- образ социально-политического устройства — представление о
государственной
организации России, знание государственной
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и - знание положений Конституции РФ, основных прав и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных государственно-общественных отношений; знание о своей этнической
предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также принадлежности, освоение национальных ценностей,
традиций,
на основе формирования уважительного отношения к труду, развития культуры, знание о народах и этнических группах России;
- освоение общекультурного наследия России и общемирового
опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего культурного наследия;
современному уровню развития науки и общественной практики, - ориентация в системе моральных норм и ценностей и их
учитывающего
социальное,
культурное,
языковое,
духовное иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
- основы социально-критического мышления, ориентация в
многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
Т ребования к результатам освоения О О П ОО О (Ф ГО С О ОО)

языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, - экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; всех её проявлениях;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в - знание основных принципов и правил отношения к природе;
нем взаимопонимания;
знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм технологий;
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и - правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом сформированы:
региональных,
этнокультурных,
социальных
и
экономических - гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за
особенностей;
свою страну;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении - уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование - эмоционально положительное принятие своей этнической
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и идентичности;
ответственного отношения к собственным поступкам;
- уважение к другим народам России и мира и принятие их,
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и межэтническая
толерантность,
готовность
к
равноправному
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, сотрудничеству;
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­ - уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное
исследовательской, творческой и других видов деятельности;
отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; готовность противостоять им;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного - уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
мира;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей - потребность в самовыражении и самореализации, социальном
современному уровню экологического мышления, развитие опыта признании;
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической - позитивная моральная самооценка и моральные чувства —
деятельности в жизненных ситуациях;
чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие стыда и вины при их нарушении.
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут
членам своей семьи;
сформированы:
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного - готовность и способность к участию в школьном самоуправлении

наследия народов России
эстетического характера.

и

мира,

творческой

деятельности в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе,
участие в детских и молодёжных общественных организациях,
школьных и внешкольных мероприятиях);
- готовность и способность к выполнению норм и требований
школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и
взаимного уважения и принятия;
- умение конструктивно разрешать конфликты;
- готовность и способность к выполнению моральных норм в
отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных
видах деятельности; потребность в участии в общественной жизни
ближайшего
социального
окружения,
общественно
полезной
деятельности;
- умение строить жизненные планы с учётом конкретных
социально-исторических, политических и экономических условий;
- устойчивый
познавательный
интерес
и
становление
смыслообразующей функции познавательного мотива;
- готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и
интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности
в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к
решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников
дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства;
- устойчивое следование в поведении моральным нормам и
____________________________________________________________________ этическим требованиям; эмпатии как осознанного понимания и

сопереживания чувствам других, выражающейся в
направленных на помощь и обеспечение благополучия.

поступках,

2. Метапредметные результаты
Универсальные
Выпускник научится
учебные действия

Регуляти вн ы е
универсальны е
учебны е действия

Выпускник получит возможность
научиться

- целеполаганию,
включая
постановку
новых
целей, - самостоятельно
ставить
новые
учебные цели и задачи;
преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на - построению жизненных планов во
основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом временной перспективе;
- при планировании достижения целей
учебном материале;
самостоятельно и адекватно учитывать
- планировать пути достижения целей;
условия и средства их достижения;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять - выделять альтернативные способы
им;
достижения цели и выбирать наиболее
принимать решения в проблемной ситуации на основе эффективный способ;
переговоров;
- основам саморегуляции в учебной и
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль познавательной деятельности в форме
осознанного управления своим поведением и
по результату и по способу действия;
деятельностью,
направленной
на
- актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения достижение поставленных целей;
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце - осуществлять
познавательную
действия, так и по ходу его реализации;
рефлексию в отношении действий по
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и решению учебных и познавательных задач;
- адекватно
оценивать
свои
развития процесса.
возможности
достижения
цели
определенной сложности в
различных

сферах самостоятельной деятельности;
основам
саморегуляции
эмоциональных
состояний;
- прилагать
волевые
усилия
и
преодолевать трудности и препятствия на
пути достижения целей.

К ом м уникативны е
универсальны е
учебны е действия

- учитывать разные мнения и стремиться к координации
учитывать
и
координировать
различных позиций в сотрудничестве;
отличные от собственной позиции других
- формулировать
собственное
мнение
и
позицию, людей, в сотрудничестве;
учитывать разные мнения и
аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной интересы и обосновывать собственную
позицию;
деятельности;
понимать
относительность
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем
мнений и подходов к решению проблемы;
принимать решения и делать выбор;
продуктивно
разрешать
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою
конфликты на основе учета интересов и
позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной позиций всех участников, поиска и оценки
альтернативных
способов
разрешения
деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве конфликтов; договариваться и приходить к
общему
решению
в
совместной
необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
своей деятельности;
брать на себя инициативу в
- адекватно использовать речевые средства для решения
организации совместного действия (деловое
различных коммуникативных задач;
лидерство)
- владеть устной и письменной речью;
оказывать
поддержку
и
- строить монологическое контекстное высказывание;
тем,
от
кого
зависит
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с содействие
цели
в
совместной
учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, достижение
деятельности;
осуществлять
способы взаимодействия;

- планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коммуникативную рефлексию как осознание
оснований
собственных
действий
и
коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, действий партнера;
эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
в
процессе
коммуникации
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное достаточно точно, последовательно и
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
полно передавать партнеру необходимую
- основам коммуникативной рефлексии;
информацию как ориентир для построения
использовать адекватные языковые средства для отображения действия;
своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
вступать в диалог, а также
- отображать в речи (описание, объяснение) содержание участвовать в коллективном обсуждении
совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, проблем,
участвовать
в
дискуссии
так и в форме внутренней речи.
аргументировать свою позицию, владеть
монологической и диалогической формами
речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и
психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного
отношения к партнерам, внимания к
личности
другого,
адекватного
межличностного восприятия, готовности
адекватно реагировать на нужды других, в
частности
оказывать
помощь
и
эмоциональную поддержку партнерам в
процессе
достижения
общей
цели
совместной деятельности;
устраивать
эффективные
групповые обсуждения и обеспечивать
обмен знаниями между членами группы для
принятия
эффективных
совместных

П ознавательны е
универсальны е
учебны е действия

решений;
в совместной деятельности
четко формулировать цели группы и
позволять
ее участникам
проявлять
собственную энергию для достижения этих
целей.
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
основам рефлексивного чтения;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством
ставить
проблему,
учителя;
аргументировать ее актуальность;
осуществлять
расширенный
поиск
информации
с
самостоятельно
проводить
использованием ресурсов библиотек и Интернета;
исследование на основе применения методов
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения наблюдения и эксперимента;
задач;
выдвигать гипотезы о связях и
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения закономерностях
событий,
процессов,
задач в зависимости от конкретных условий;
объектов;
- давать определение понятиям;
организовывать исследование с
- устанавливать причинно-следственные связи;
целью проверки гипотез;
- осуществлять логическую операцию установления родовидовых
делать
умозаключения
отношений, ограничение понятия;
(индуктивное и по аналогии) и выводы на
- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию основе аргументации.
перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с
меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
- осуществлять
сравнение,
сериацию
и
классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций; строить классификацию на основе дихотомического деления
(на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в
ходе исследования;
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и

поискового чтения;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и
второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность
описываемых событий; работать с метафорами — понимать переносный
смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на
скрытом уподоблении, образном сближении слов.

3. Предметные результаты
п. Ф ГО С
ОО О
11.6

Т ребования к результатам освоения О О П
ООО
(Ф ГО С ООО)
• воспитание способности к духовному
развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или
их отсутствию;
• знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потребительстве;
• формирование представлений об основах

П ланируем ы е результаты освоения учебного предмета, курса

Выпускник научится:
- Воспроизводить
полученную
информацию,
приводить
примеры
из
прочитанных текстов;
- оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений
учителя. Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно- нравственными ценностями.
- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
Создавать
по
изображениям
(художественным
полотнам,
иконам,
иллюстрациям) словесный портрет героя.
- Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
- Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с

светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и
истории России и человечества, в становлении
гражданского общества и российской
государственности;
• понимание значения нравственности, веры и
религии в жизни человека, семьи и общества;
• формирование представлений об
исторической роли традиционных религий и
гражданского общества в становлении
российской государственности

учебной задачей.
- Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- Высказывать
предположения
о
последствиях
неправильного
(безнравственного) поведения человека.
- Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.
- Работать с историческими источниками и документами.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
5 класс (17 часов)

Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1.
Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом
сообществе (раздел «В мире культуры»).
2.
Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое
значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как
сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3.
Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование
законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5 класс (17 часов)
№п/п

Название раздела, темы

В мире культуры
1.
2.

Величие многонациональной российской культуры
Человек - творец и носитель культуры

Нравственные ценности российского народа
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

«Береги землю родимую, как мать любимую»
Жизнь ратными подвигами полна
В труде - красота человека
«Плод добрых трудов славен»
Люди труда
Бережное отношение к природе
Семья - хранитель духовных ценностей

Религия и культура
10.
11.
12.
13.
14.

Роль религии в развитии культуры
Культурное наследие христианской Руси
Культура ислама
Иудаизм и культура
Культурные традиции буддизма

Как сохранить духовные ценности
15.
16.

Забота государства о сохранении духовных ценностей
Хранить память предков

Твой духовный мир
17.

Твой духовный мир
Итого:

Количество часов
2
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
17

Пронумеровано, прошнуровано
и скреплено печатью

Ь(.шасш г!

г тсю

И.о. диррктрра МБОУ СОШ №6:
обц*е-о

бУ4\

Н.Д. Ф Фалеева


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».