Управление образования администрации Горноуральского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 Приложение 1. 21 Основной общеобразовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6 от 31.08.2018г. № 6/1-д Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Образовательная область: Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 1. Личностные результаты П ланируем ы е результаты освоения учебного предмета, курса (уточнение и конкретизация) 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, Личностные универсальные учебные действия уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального В рамках когнитивного компонента будут сформированы: народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание - историко-географический образ, включая представление о истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного территории и границах России, её географических особенностях, наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, знание основных исторических событий развития государственности и демократических и традиционных ценностей многонационального общества; знание истории и географии края, его достижений и российского общества; воспитание чувства ответственности и долга культурных традиций; перед Родиной; - образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников; основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и - знание положений Конституции РФ, основных прав и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве базе ориентировки в мире профессий и профессиональных государственно-общественных отношений; знание о своей этнической предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, на основе формирования уважительного отношения к труду, развития культуры, знание о народах и этнических группах России; - освоение общекультурного наследия России и общемирового опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего культурного наследия; современному уровню развития науки и общественной практики, - ориентация в системе моральных норм и ценностей и их учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное иерархизация, понимание конвенционального характера морали; - основы социально-критического мышления, ориентация в многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, взаимосвязи между общественными и политическими событиями; Т ребования к результатам освоения О О П ОО О (Ф ГО С О ОО) языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, - экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; всех её проявлениях; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в - знание основных принципов и правил отношения к природе; нем взаимопонимания; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм технологий; социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и - правил поведения в чрезвычайных ситуациях. социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом сформированы: региональных, этнокультурных, социальных и экономических - гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за особенностей; свою страну; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении - уважение к истории, культурным и историческим памятникам; моральных проблем на основе личностного выбора, формирование - эмоционально положительное принятие своей этнической нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и идентичности; ответственного отношения к собственным поступкам; - уважение к другим народам России и мира и принятие их, 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, сотрудничеству; взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно - уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное исследовательской, творческой и других видов деятельности; отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; готовность противостоять им; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного - уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; мира; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей - потребность в самовыражении и самореализации, социальном современному уровню экологического мышления, развитие опыта признании; экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической - позитивная моральная самооценка и моральные чувства — деятельности в жизненных ситуациях; чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие стыда и вины при их нарушении. ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут членам своей семьи; сформированы: 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного - готовность и способность к участию в школьном самоуправлении наследия народов России эстетического характера. и мира, творческой деятельности в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях); - готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; - умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; - умение конструктивно разрешать конфликты; - готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; - умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий; - устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; - готовность к выбору профильного образования. Выпускник получит возможность для формирования: - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; - готовности к самообразованию и самовоспитанию; - адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; - устойчивое следование в поведении моральным нормам и ____________________________________________________________________ этическим требованиям; эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в направленных на помощь и обеспечение благополучия. поступках, 2. Метапредметные результаты Универсальные Выпускник научится учебные действия Регуляти вн ы е универсальны е учебны е действия Выпускник получит возможность научиться - целеполаганию, включая постановку новых целей, - самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; преобразование практической задачи в познавательную; - самостоятельно анализировать условия достижения цели на - построению жизненных планов во основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом временной перспективе; - при планировании достижения целей учебном материале; самостоятельно и адекватно учитывать - планировать пути достижения целей; условия и средства их достижения; - устанавливать целевые приоритеты; - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять - выделять альтернативные способы им; достижения цели и выбирать наиболее принимать решения в проблемной ситуации на основе эффективный способ; переговоров; - основам саморегуляции в учебной и осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и по результату и по способу действия; деятельностью, направленной на - актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения достижение поставленных целей; действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце - осуществлять познавательную действия, так и по ходу его реализации; рефлексию в отношении действий по - основам прогнозирования как предвидения будущих событий и решению учебных и познавательных задач; - адекватно оценивать свои развития процесса. возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; основам саморегуляции эмоциональных состояний; - прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. К ом м уникативны е универсальны е учебны е действия - учитывать разные мнения и стремиться к координации учитывать и координировать различных позиций в сотрудничестве; отличные от собственной позиции других - формулировать собственное мнение и позицию, людей, в сотрудничестве; учитывать разные мнения и аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной интересы и обосновывать собственную позицию; деятельности; понимать относительность - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем мнений и подходов к решению проблемы; принимать решения и делать выбор; продуктивно разрешать - аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою конфликты на основе учета интересов и позицию не враждебным для оппонентов образом; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения деятельности и сотрудничества с партнером; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; своей деятельности; брать на себя инициативу в - адекватно использовать речевые средства для решения организации совместного действия (деловое различных коммуникативных задач; лидерство) - владеть устной и письменной речью; оказывать поддержку и - строить монологическое контекстное высказывание; тем, от кого зависит - организовывать и планировать учебное сотрудничество с содействие цели в совместной учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, достижение деятельности; осуществлять способы взаимодействия; - планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать; - работать в группе — устанавливать рабочие отношения, действий партнера; эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; в процессе коммуникации интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное достаточно точно, последовательно и взаимодействие со сверстниками и взрослыми; полно передавать партнеру необходимую - основам коммуникативной рефлексии; информацию как ориентир для построения использовать адекватные языковые средства для отображения действия; своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; вступать в диалог, а также - отображать в речи (описание, объяснение) содержание участвовать в коллективном обсуждении совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, проблем, участвовать в дискуссии так и в форме внутренней речи. аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных П ознавательны е универсальны е учебны е действия решений; в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. - основам реализации проектно-исследовательской деятельности; основам рефлексивного чтения; проводить наблюдение и эксперимент под руководством ставить проблему, учителя; аргументировать ее актуальность; осуществлять расширенный поиск информации с самостоятельно проводить использованием ресурсов библиотек и Интернета; исследование на основе применения методов - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения наблюдения и эксперимента; задач; выдвигать гипотезы о связях и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения закономерностях событий, процессов, задач в зависимости от конкретных условий; объектов; - давать определение понятиям; организовывать исследование с - устанавливать причинно-следственные связи; целью проверки гипотез; - осуществлять логическую операцию установления родовидовых делать умозаключения отношений, ограничение понятия; (индуктивное и по аналогии) и выводы на - обобщать понятия — осуществлять логическую операцию основе аргументации. перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; - основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; - структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. 3. Предметные результаты п. Ф ГО С ОО О 11.6 Т ребования к результатам освоения О О П ООО (Ф ГО С ООО) • воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; • формирование представлений об основах П ланируем ы е результаты освоения учебного предмета, курса Выпускник научится: - Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; - оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя. Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно- нравственными ценностями. - Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. - Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. - Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; • формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности учебной задачей. - Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. Выпускник получит возможность научиться: - Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. - Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития. - Работать с историческими источниками и документами. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА 5 класс (17 часов) Учебный курс разбивается на следующие основные разделы: 1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»). 2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»). 3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»). III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 5 класс (17 часов) №п/п Название раздела, темы В мире культуры 1. 2. Величие многонациональной российской культуры Человек - творец и носитель культуры Нравственные ценности российского народа 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. «Береги землю родимую, как мать любимую» Жизнь ратными подвигами полна В труде - красота человека «Плод добрых трудов славен» Люди труда Бережное отношение к природе Семья - хранитель духовных ценностей Религия и культура 10. 11. 12. 13. 14. Роль религии в развитии культуры Культурное наследие христианской Руси Культура ислама Иудаизм и культура Культурные традиции буддизма Как сохранить духовные ценности 15. 16. Забота государства о сохранении духовных ценностей Хранить память предков Твой духовный мир 17. Твой духовный мир Итого: Количество часов 2 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 17 Пронумеровано, прошнуровано и скреплено печатью Ь(.шасш г! г тсю И.о. диррктрра МБОУ СОШ №6: обц*е-о бУ4\ Н.Д. Ф Фалеева