РП Информатика 8-9 классы

Управление образования администрации Горноуральского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №6

Приложение 1.7.
Основной образовательной программы
основного общего образования,
утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6
от 31.08.2018г. № 6/1-д

Рабочая программа по информатике
Образовательная область: Математика и информатика
8-9 классы

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Личностные результаты
У выпускника будут сформированы
•
•
•

•
•
•

•

•

Чувство ответственности и долга перед Родиной;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанный выбор дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также основы уважительного отношения к труду, опыт участия в
социально значимом труде;
целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
основы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
ценности здорового и безопасного образа жизни; правила индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
правила поведения на транспорте и на дорогах;
основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического
мышления, опыту экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;

Выпускник получит возможность для
формирования
•
выраженной устойчивой учебно­
познавательной мотивации и интереса к
учению;
• готовности к самообразованию и
самовоспитанию;
• компетенции к обновлению знаний в
различных видах деятельности;
• адекватной позитивной самооценки и
Я-концепции;
• устойчивой мотивации к реализации
ценностей здорового и безопасного
образа жизни;
• ценностных ориентаций,
соответствующих современному уровню
экологической культуры;

2

2. Метапредметные результаты
Универсальные
учебные действия

Выпускник научится

Регулятивные
универсальные
учебные действия

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную;
• анализу условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем
ориентиров действия в новом учебном материале;
• планированию путей достижения цели,целевых приоритетов;
• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований;
•основам самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные
универсальные
учебные действия

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности;

Выпускник получит возможность
научиться
• самостоятельно ставить новые
учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во
временной перспективе;
• выделять альтернативные способы
достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и
познавательной деятельности в форме
осознанного управления своим
поведением и деятельностью,
направленной на достижение
поставленных целей;
• адекватно оценивать свои
возможности достижения цели
определённой сложности в различных
сферах самостоятельной
деятельности;
• прилагать волевые усилия и
преодолевать трудности и
препятствия на пути достижения
целей.
• учитывать разные интересы и
обосновывать собственную позицию;
• брать на себя инициативу в

3

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
•владеть устной и письменной речью;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
•интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие
со сверстниками и взрослыми;
•использовать информационно-коммуникационные технологии;
•пользоваться словарями и другими поисковыми системами на уровне "активного
пользователя" читательской культуры;
• осознанно использовать устную и письменную речь, монологическую
контекстную речь.
В области ИКТ компетентности:
• входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе
через Интернет, получать и размещать в информационной среде различные
информационные объекты;
• выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными
материалами
• осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе проведения
эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной
деятельности;
• выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в
соответствии с поставленной целью;
• проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей
специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе

организации совместного действия
(деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие
тем, от кого зависит достижение цели
в совместной деятельности;
• вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем,
участвовать в дискуссии и
аргументировать свою позицию,
владеть монологической и
диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного
языка;
• следовать морально-этическим и
психологическим принципам общения и
сотрудничества;
• устраивать групповые обсуждения и
обеспечивать обмен знаниями между
членами группы для принятия
эффективных совместных решений.
В области ИКТ компетентности:
осознавать и использовать в
практической деятельности основные
психологические особенности
восприятия информации человеком
• различать творческую и техническую
фиксацию звуков и изображений;
• использовать возможности И К Т в
творческой деятельности, связанной с

4

Познавательные
универсальные
учебные действия

цифровых фотографий
• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его
смыслом средствами текстового редактора
• создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные,
классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с
решаемыми задачами
• выступать с аудиовидеоподдержкой;
• использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном
пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий,
получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование
портфолио)
• Использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые
сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты
поиска;
• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в
информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
• вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в
том числе статистической и визуализации;
• проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по
физике.
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• основам реализации ИКТ-компетентности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;

защитой проектов
создавать виртуальные модели
трёхмерных объектов
взаимодействовать с партнёрами с
использованием возможностей
Интернета
использовать различные приёмы поиска
информации в Интернете в ходе
учебной деятельности.
• проводить естественно-научные
измерения, вводить результаты
измерений и других цифровых данных и
обрабатывать их
• анализировать результаты своей
деятельности.

• ставить проблему, аргументировать
её актуальность;
• самостоятельно проводить
исследование на основе применения
методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и
закономерностях событий, процессов,
объектов;
• организовывать исследование с целью

5

• устанавливать причинно-следственные связи;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с
большим объёмом;
• осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания
и критерии для указанных логических операций;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное,
главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• применять экологическое мышление в познавательной, коммуникативной,
социальной практике и профессиональной ориентации.

проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и
по аналогии) и выводы на основе
аргументации;
• использовать компьютерное
моделирование в проектноисследовательской деятельности;
• осознанно осуществить выбор
профессии на основе полученных знаний
и сформированных умений.

3. Предметные результаты

Требования к результатам
освоения ООП ООО
(ФГОС ООО)
формирование
информационной
алгоритмической культуры;

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
(уточнение и конкретизация)

и

формирование
представления
об
основных
изучаемых
понятиях:
информация, алгоритм, модель -

Выпускник научится:
- различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс,
информационная система, информационная модель и др;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком и по способам её представления на
материальных носителях;
- раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
- приводить примеры информационных процессов - процессов, связанные с хранением, преобразованием и
передачей данных - в живой природе и технике;
- классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;

6

- узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней
энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
развитие алгоритмического - определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
мышления, необходимого для - узнает о истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров;
профессиональной деятельности - узнает о том какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
в
современном
обществе; Выпускник получит возможность:
развитие умений составить и - осознано подходить к выбору ИКТ - средств для своих учебных и иных целей;
записать
алгоритм
для - узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.
конкретного
исполнителя; Математические основы информатики
формирование
знаний
об Выпускник научится:
алгоритмических конструкциях, - описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать
логических
значениях
и термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;
операциях; знакомство с одним - кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
- оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость
из языков программирования и
передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
основными
алгоритмическими
- определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту
структурами
—
линейной, (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);
условной и циклической.
- определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;
- записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной
записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа,
записанные в двоичной системе счисления;
- записывать логические выражения составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять
истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных
высказываний;
- определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью
операций объединения, пересечения и дополнения;
- использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень,
лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент;
вставка, удаление и замена элемента);
- описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не
обязательно);
- познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;
- использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы).
и их свойствах;

7

Выпускник получит возможность:
- познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять
сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической
моделью объекта/явления и словесным описанием;
- узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два
символа, например, 0 и 1;
- познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и
робототехнических системах;
- познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и
процессов;
- ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными
объектами (на примере учебных автономных роботов);
- узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации.
Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник научится:
- составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов ;
- выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в
виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
- определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач
(словесный, графический, с помощью формальных языков);
- определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
- использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между
употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
- выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и
анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием
основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление,
повторение, вспомогательные алгоритмы);
- составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с
использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записыватьихв виде
программнавыбранномязыке программирования; выполнять эти программы на компьютере;
- использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения,
составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;

8

- анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном
множестве исходных значений;
- использовать логические значения, операции и выражения с ними;
- записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их
значения.
Выпускник получит возможность:
- познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;
- создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
- познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
- познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами
(роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
- познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать
примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
- классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
- выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать,
«распаковывать» архивные файлы);
- разбираться в иерархической структуре файловой системы;
- осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
- использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной,
относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его
элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой);
- использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих
определенному условию;
- анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
- проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.
Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном
курсе и во всем образовательном процессе):
- навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными
видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные
таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих

9

систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;
- различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
- приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных
накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
- основами соблюдения норм информационной этики и права;
- познакомится с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим
понятийным аппаратом;
- узнает о дискретном представлении аудио-визуальных данных.
Выпускник получит возможность (в данном курсе иной учебной деятельности):
- узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;
- практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов,
электронные таблицы, браузеры и др.);
- познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;
- познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с
методами поиска в Интернете;
- познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она
доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами
к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);
- узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;
- узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;
- получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
- познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
- получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных
исследованиях.

10

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Раздел 1. Введение в информатику
Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности
получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» ит. п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные
языки. Алфавит, мощность алфавита. Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том
числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества
кодовых комбинаций.
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами
счисления, запись в них целых десятичных чисел от О до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную.
Двоичная арифметика.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры
кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.
Возможность дискретного представления аудио-визуаль-ных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы).
Стандарты хранения аудио-визуальной информации.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нем информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы
к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах
различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные
характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища
информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность
канала. Передача информации в современных системах связи.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не
изменяющая содержание информации. Поиск информации.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике,
физике, литературе, биологии и т. д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание,

11

таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и
целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о
цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента,
анализ его результатов, уточнение модели.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое
сложение), выражения, таблицы истинности.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей)
как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Понятие алгоритма как формального описания
последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык — формальный язык для записи алгоритмов. Программа —запись алгоритма на алгоритмическом языке.
Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий:
ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство
с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных
начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и
др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных
алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование — разработка алгоритма —запись программы — компьютерный эксперимент. Решение
задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода
информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).Программный принцип работы компьютера.Состав
и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования.
Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Каталог (директория). Файловая система.

12

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными
объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация
пользовательского интерфейса персонального компьютера.
Размер файла. Архивирование файлов.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых
документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов,
проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев
(выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц,
диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания
текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц
документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых
форматах.
Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика
(растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные
презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация.
Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочении) данных.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и
редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети.
Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные
ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой
системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким
признакам.
Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка
надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.). Формальные подходы к доказательству
достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные
сайты и документы и др.Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь,

13

информационные услуги, научно-технические исследования, управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ
экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники).
Основные этапы развития ИКТ.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.
Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных
программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном
обществе.

14

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
8 класс
№п/п
Тема урока
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация
1.
рабочего места.
Математические основы информатики
2.
Общие сведения о системах счисления
3.
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика
4.
Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы
счисления
5.
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием ^
6.
Представление целых чисел
7
Представление вещественных чисел
8.
Высказывание. Логические операции.
9.
Построение таблиц истинности для логических выражений
Свойства логических операций.
10.
Решение логических задач
11.
12.
Логические элементы
13.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы
информатики». Проверочная работа
Основы алгоритмизации
14.
Алгоритмы и исполнители
15.
Способы записи алгоритмов
16.
Объекты алгоритмов
17.
Алгоритмическая конструкция следование
18.
Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления
19.
Неполная форма ветвления
20.
Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения
работы
21.
Цикл с заданным условием окончания работы

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

№п/п
22.
23.

Тема урока

Цикл с заданным числом повторений
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации».
Проверочная работа
Начала программирования
24.
Общие сведения о языке программирования Паскаль
25.
Организация ввода и вывода данных
26.
Программирование линейных алгоритмов
27.
Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.
28.
Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.
29.
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.
30.
Программирование циклов с заданным условием окончания работы.
31.
Программирование циклов с заданным числом повторений.
32.
Различные варианты программирования циклического алгоритма.
33.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования».
Проверочная работа.
Итоговое повторение
34.
Основные понятия курса. Итоговое тестирование.
Итого:

Количество часов
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

34

16

9 класс
№п/п

Тема урока
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация
1.
рабочего места.
Моделирование и формализация
2.
Моделирование как метод познания
3.
Знаковые модели
4.
Графические модели
5.
Табличные модели
6.
База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.
7.
Система управления базами данных
8.
Создание базы данных. Запросы на выборку данных
9.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и
формализация». Проверочная работа
Алгоритмизация и программирование
10.
Решение задач на компьютере
11.
Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива.
12.
Вычисление суммы элементов массива
13.
Последовательный поиск в массиве
14.
Сортировка массива
15.
Конструирование алгоритмов
16.
Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль
17.
Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных понятий темы
«Алгоритмизация и программирование». Проверочная работа
Обработка числовой информации
18.
Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы
работы.
19.
Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
20.
Встроенные функции. Логические функции.
21.
Сортировка и поиск данных.

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

17

№п/п
22.
23.

Тема урока

Количество часов

Построение диаграмм и графиков.
Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой
информации в электронных таблицах». Проверочная работа.
Коммуникационные технологии
24.
Локальные и глобальные компьютерные сети
25.
Как устроен Интернет. 1Р-адрес компьютера
26.
Доменная система имён. Протоколы передачи данных.
27.
Всемирная паутина. Файловые архивы.
28.
Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.
29.
Технологии создания сайта.
30.
Содержание и структура сайта.
31.
Оформление сайта.
32.
Размещение сайта в Интернете.
33.
Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные
технологии». Проверочная работа.
Итоговое повторение
34.
Основные понятия курса. Итоговое тестирование.

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Итого:

1
34

18

Пронумеровано, прошнуровано
и скреплено печатью

3[

УпЬ)

цХ(С Ш0&

~'У СОШ №6:

Н.Д. Фалалеева
т%Х *
'А

*


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».