РП Родная литература (русская)

Управление образования администрации Горноуральского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6

Приложение 1. 2.1
Основной образовательной программы
основного общего образования,
утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6
от 31.08.2018г. № 6/1-д

Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская)»
Образовательная область: Родной язык и родная литература
7-8 классы

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Личностные результаты
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
(уточнение и конкретизация)
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
Личностные универсальные учебные действия
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание – освоение общекультурного наследия России и общемирового
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного культурного наследия;
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, – ориентация в системе моральных норм и ценностей и их
демократических и традиционных ценностей многонационального иерархизация, понимание конвенционального характера морали.
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут
перед Родиной;
сформированы:
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и – гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на свою страну;
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и – уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на – эмоционально положительное принятие своей этнической
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных идентичности;
предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также – уважение к другим народам России и мира и принятие их,
на основе формирования уважительного отношения к труду, развития межэтническая толерантность, готовность к равноправному
опыта участия в социально значимом труде;
сотрудничеству;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего – уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание
современному уровню развития науки и общественной практики, ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии
учитывающего
социальное,
культурное,
языковое,
духовное мира;
многообразие современного мира;
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного сформированы:
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, – готовность и способность к выполнению норм и требований
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
Требования к результатам освоения ООП ООО (ФГОС ООО)

2

традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; – умение строить жизненные планы с учѐтом конкретных
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в социально-исторических, политических и экономических условий;
нем взаимопонимания;
– устойчивый
познавательный
интерес
и
становление
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм смыслообразующей функции познавательного мотива;
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и – готовность к выбору профильного образования.
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и Выпускник получит возможность для формирования:
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и
региональных, этнокультурных, социальных и экономических интереса к учению;
особенностей;
– готовности к самообразованию и самовоспитанию;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении – адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование – компетентности
в
реализации
основ
гражданской
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и идентичности в поступках и деятельности;
ответственного отношения к собственным поступкам;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и решению моральных дилемм на основе учѐта позиций участников
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства;
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- – устойчивое следование в поведении моральным нормам и
исследовательской, творческой и других видов деятельности;
этическим требованиям; эмпатии как осознанного понимания и
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках,
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного направленных на помощь и обеспечение благополучия.
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
3

наследия народов России
эстетического характера.

и

мира,

творческой

деятельности

2. Метапредметные результаты
Требования к результатам освоения ООП ООО (ФГОС
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса (уточнение и
ООО)
конкретизация)
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, Регулятивные универсальные учебные действия
ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и Выпускник научится:
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы – целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование
своей познавательной деятельности;
практической задачи в познавательную;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения – самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта
целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
наиболее эффективные способы решения учебных и – планировать пути достижения целей;
познавательных задач;
– устанавливать целевые приоритеты;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми – уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в – принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
процессе достижения результата, определять способы – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и
действий в рамках предложенных условий и требований, по способу действия;
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся – актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
ситуацией;
– адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
4) умение оценивать правильность выполнения учебной вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по
задачи, собственные возможности ее решения;
ходу его реализации;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия – основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и процесса.
познавательной деятельности;
Выпускник получит возможность научиться:
6) умение определять понятия, создавать обобщения, – самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

4

устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно – построению жизненных планов во временной перспективе;
выбирать основания и критерии для классификации, – при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить условия и средства их достижения;
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, – основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и достижение поставленных целей;
символы, модели и схемы для решения учебных и – осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению
познавательных задач;
учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
– адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или
9) умение организовывать учебное сотрудничество и предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
совместную деятельность с учителем и сверстниками; – адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной
работать индивидуально и в группе: находить общее решение сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; основам
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и саморегуляции эмоциональных состояний;
учета интересов; формулировать, аргументировать и – прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути
отстаивать свое мнение;
достижения целей.
10) умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
Коммуникативные универсальные учебные действия
чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции Выпускник научится:
своей деятельности; владение устной и письменной речью, – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
монологической контекстной речью;
сотрудничестве;
11) формирование и развитие компетентности в области – формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
использования
информационно-коммуникационных координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке
технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к общего решения в совместной деятельности;
овладению культурой активного пользования словарями и – устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать
другими поисковыми системами;
решения и делать выбор;
12) формирование и развитие экологического мышления, – аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
умение применять его в познавательной, коммуникативной, враждебным для оппонентов образом;
социальной практике и профессиональной ориентации.
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнѐром;
5

– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
– владеть устной и письменной речью;
– строить монологическое контекстное высказывание;
– организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
– планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию,
оценку действий партнѐра, уметь убеждать;
– работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и
взрослыми;
– основам коммуникативной рефлексии;
– использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;
– отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий
как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей,
в сотрудничестве;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое
лидерство)
– оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
6

совместной деятельности; осуществлять коммуникативную рефлексию как
осознание оснований собственных действий и действий партнера;
– в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
– вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении
проблем, участвовать в дискуссии аргументировать свою позицию, владеть
монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
– следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к
личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности
адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и
эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели
совместной деятельности
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
– давать определение понятиям;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений,
ограничение понятия;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
строить
классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
– основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
– структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное,
7

главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и
употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном
сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
– основам рефлексивного чтения;
– ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
– самостоятельно проводить исследование на основе применения методов
наблюдения и эксперимента;
– выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов,
объектов;
– делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе
аргументации.

3. Предметные результаты
п.
ФГОС
ООО
11.2

Требования к результатам освоения ООП ООО

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

(ФГОС ООО)
Выпускник научится:
 осознание значимости чтения и изучения родной
литературы для своего дальнейшего развития;
в познавательной сфере:
формирование потребности в систематическом чтении -понимать ключевые проблемы изученных произведений литературы народов
как средстве познания мира и себя в этом мире,
России;
гармонизации отношений человека и общества,
-понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять
многоаспектного диалога;
заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их
8

современное звучание;
 понимание родной литературы как одной из
основных национально-культурных ценностей народа, -уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность
к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
как особого способа познания жизни;
нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,
 обеспечение культурной самоидентификации,
сопоставлять героев одного или нескольких
осознание коммуникативно-эстетических
произведений;
возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего народа, -определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно
-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейнороссийской и мировой культуры;
художественного содержания произведения;
 воспитание квалифицированного читателя со
сформированным эстетическим вкусом, способного -владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
аргументировать свое мнение и оформлять его
в ценностно-ориентационной сфере:
словесно в устных и письменных высказываниях
разных жанров, создавать развернутые высказывания -приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов;
аналитического и интерпретирующего характера,
участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно -формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их
оценку;
планировать свое досуговое чтение;
-давать собственную интерпретацию (в отдельных случаях) изученных
 развитие способности понимать литературные
художественные произведения, отражающие разные литературных произведений;
-понимать авторскую позицию и свое отношение к ней;
этнокультурные традиции;
 овладение процедурами смыслового и эстетического в коммуникативной сфере:
анализа текста на основе понимания принципиальных -воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, владеть
осмысленным чтением и адекватно воспринимать произведения;
отличий литературного художественного текста от
-уметь пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
научного, делового, публицистического и т.п.,
формирование умений воспринимать, анализировать, использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на
вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
критически оценивать и интерпретировать
создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
прочитанное, осознавать художественную картину
жизни, отраженную в литературном произведении, на -создавать творческие работы на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений.
уровне не только эмоционального восприятия, но и
в эстетической сфере:
интеллектуального осмысления.
9

-понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;
развивать эстетическое восприятие произведений русской литературы;
формировать эстетический вкус;
-понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов
литературных произведений.

10

II. Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»
Седьмой класс
34 часа
СЮЖЕТ КАК МЕТАФОРА ЖИЗНИ
Виды деятельности:
а) чтение
• Выразительное чтение фрагментов эпических, лирических произведений.
• Выразительное чтение наизусть лирических стихотворений, отрывков из художественной прозы, монологов из драматических произведений.
• Чтение по ролям фрагментов драматических произведений.
б) анализ
• Сопоставление исторического (или биографического) протособытия и его художественного воплощения в литературном произведении.
• Выявление сюжетных линий в произведении.
• Различение сюжетных и бессюжетных лирических стихотворений.
• Определение типа конфликта в произведении.
• Общая характеристика сюжета и объяснение его связи с проблематикой произведения.
• Выявление экспозиции, завязки, кульминации и развязки.
• Анализ эпизода и объяснение его места в сюжете произведения.
• Выявление признаков отдельных жанров (трагедии, комедии, новеллы) в литературном произведении.
• Наблюдения над особенностями построения сюжета в эпических произведениях.
• Общая характеристика проблематики произведения (историческая, социальная, нравственная, философская).
в) развитие устной и письменной речи
• Сжатое изложение эпизода и ответ на вопрос о значении данного эпизода в сюжете произведения.
• Устный и письменный ответ на вопрос об историческом (или биографическом) протособытии и его художественном воплощении в
произведении.
• Составление плана характеристики образа персонажа и сопоставительной характеристики двух образов персонажей.
Сочинение — анализ эпизода литературного произведения с использованием цитат.
• Сочинение о событии, изображѐнном в литературном произведении.
11

• Отзыв о самостоятельно прочитанном остросюжетном произведении (с использованием элементов выборочного изложения и цитирования).
• Отзыв о театральной постановке или кинематографической версии драматического произведения.
Термины:
* Сюжет.
* Лирический сюжет.
* «Вечные» сюжеты, «бродячие» сюжеты.
* Художественный конфликт.
* Персонажи-«двойники» и персонажи-антиподы.
* Элементы сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
* Сюжетная линия.
* Эпизод.
* Пейзаж.
* Интерьер.
* Образ события.
* Протособытие.
* Гротеск.
* Драматические жанры (трагедия, комедия).
* Эпические жанры (роман, повесть, новелла).
* Лиро-эпические жанры (поэма).
*Тропы (метафора, олицетворение, символ, аллегория, гипербола, гротеск, эпитет).
* Фигуры (сравнение, антитеза, повтор, анафора, инверсия, риторический вопрос).
* Композиция.
* Повествователь.
* Проблематика произведения (социальная, нравственная, философская).
* Исповедь.
* Стилизация.
* Стихотворение в прозе.
* Белый стих.

12

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Русские летописи. «Повесть временных лет» «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Теория литературы. Красноречие. Жанр поучения. Композиция. Исповедь. Проповедь. Автобиография. Публицистика.
Связь с другими видами искусства. Древнерусский быт и уклад жизни. Древнерусская иконопись.
«Завещание Ярослава Мудрого сыновьям» (из «Повести временных лет»).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

М.В.Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года(отрывок)
Г. Р. Державин. «Река времѐн в своѐм стремленьи...», «На птичку...», «Признание».
Слово о писателе.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
А. С. ПУШКИН
Слово о поэте.
Стихотворения «Полтава» (отрывок). «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»). «Песнь о вещем Олеге». «Борис Годунов»:
сцена в Чудовом монастыре Своеобразие сюжета в стихотворениях. Темы свободы и плена, добра и зла. Влияние фольклорной традиции.
Параллелизм изображении мира природы и мира людей. Роль антитезы в композиции. Символические образы. Особенности ритмики, метрики и
строфики стихотворений.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Краткая характеристика сюжета повести и выделение основных эпизодов.
Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к произведениям поэта.
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Слово о поэте.
Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...», «Ангел», «Молитва».

13

Своеобразие лирического сюжета. Пушкинские темы, мотивы и образы в стихотворениях. Темы свободы и судьбы. Мотивы одиночества и
смирения. Событие в биографии поэта как основа создания художественной картины жизни. Образ дисгармоничного мира и образ лирического
героя, утратившего душевную гармонию. Образы-символы в стихотворениях.
Теория литературы. Лирический сюжет. Параллелизм. Эпитет, метафора, сравнение, антитеза. Историческая основа литературного сюжета.
Герой. Конфликт. Эпизод. Кульминация сюжета. Фольклорные традиции. Стилизация. Белый стих.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений и фрагмента поэмы наизусть. Письменный ответ на вопрос о своеобразном завершении
кульминационного эпизода в поэме.
Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к произведениям поэта.
ХАРАКТЕРИСТИКА СЮЖЕТА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
(Практикум)
Обобщение сведений о сюжете как организующем начале в эпических, драматических и лиро-эпических произведениях. Своеобразие лирического
сюжета. Традиционные и нетрадиционные сюжетные модели. «Вечные» и «бродячие» сюжеты. Проблематика произведения (философская,
социальная, нравственная) и еѐ воплощение в сюжете. Примерный план характеристики сюжета литературного произведения. Подготовка к
устным сообщениям об особенностях сюжета в одном из ранее изученных или самостоятельно прочитанных произведений.
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
(Практикум)
Обобщение знаний об эпизоде как элементе сюжета. Закрепление навыка выделения основных эпизодов в произведении, выбора заглавия к ним.
Примерный план анализа эпизода эпического произведения. Подготовка к написанию сочинения, посвящѐнного анализу одного из
кульминационных эпизодов в ранее изученном произведении.
И. С. ТУРГЕНЕВ
Слово о писателе.
«Русский язык», «Близнецы», «Два богача»
Теория литературы. Рассказ. Очерк. Лирическая проза. Пейзаж.
Развитие речи. Подготовка сообщения о писателе и об истории создания цикла «Записки охотника» с использованием справочной литературы.
Ф. И. ТЮТЧЕВ
Слово о поэте.

14

Стихотворения «Фонтан», «Ещѐ земли печален вид...», «Неохотно и несмело...». Философская проблематика стихотворений. Параллелизм в
описании жизни природы и жизни человека. Природные образы и средства их создания. Особенности сюжета в лирических произведениях.
Теория литературы. Сюжет. Параллелизм.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения. Подготовка вопросов для обсуждения философской проблематики стихотворений
поэта о природе.
Внеклассное чтение. Ф. И. Тютчев. «Декабрьское утро».
А. А. ФЕТ
Слово о поэте.
Стихотворение «Кот поѐт, глаза прищуря...», «На дворе не слышно вьюги...», «Вечер». Философская проблематика стихотворений. Параллелизм в
описании жизни природы и жизни человека. Особенности сюжета в лирических произведениях. Традиции балладного сюжета в стихотворении
«На дворе не слышно вьюги...».
Теория литературы. Сюжет. Параллелизм. Баллада. Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения. Сочинение о взаимодействии
жизни природы и жизни человека на основе личных наблюдений и с использованием примеров из художественной литературы.
Внеклассное чтение. А. А. Фет. «Какая грусть! Конец аллеи...».
ПЕЙЗАЖ В ЭПИЧЕСКИХ И ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
(Практикум)
Обобщение знаний о функциях пейзажа в литературе. Пейзаж как неотъемлемая часть национального образа мира. Сюжетно-композиционная
роль пейзажа. Разнообразие картин природы в эпических и лирических произведениях. Символическое значение природных образов. Средства
создания пейзажных картин. Примерный план анализа литературного пейзажа (на материале ранее изученных эпических и лирических
произведений). Подготовка к написанию сочинения, посвящѐнного анализу пейзажа в одном из произведений.
Н. А. НЕКРАСОВ
Слово о поэте.
Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская...». Изображение народных характеров. Проблема социальной несправедливости. Образ
русской крестьянки. Тема нелѐгкой судьбы русской женщины. Эпическое начало в лирике Некрасова. Особенности языка. Развитие фольклорных
традиций в стихотворениях.
Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения
Историческая основа сюжета поэмы. Образ русской дворянки и средства его создания. Художественная функция диалога в поэме. Социальная и
нравственная проблематика произведения. Авторская позиция и способы еѐ выражения. Особенности строфики и ритмики.
15

Теория литературы. Лирический сюжет. Эпический сюжет. Фольклорные традиции. Строфа. Стихотворный размер.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть фрагментов. Подготовка сообщений об исторической основе поэмы и о судьбах отдельных
декабристов, сосланных в Сибирь, с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Слово о писателе.
Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Своеобразное художественное осмысление проблем российской
действительности. Сочетание фольклорных традиций и традиций литературной сказки. Особенности сказочного сюжета. Социальная и
нравственная проблематика сказок Салтыкова-Щедрина. Сатирическое обличение общественных пороков. Проблема взаимоотношений народа и
власти. Изображение народного характера. Авторская позиция и способы еѐ выражения. Художественная функция гротеска и эзопова языка.
Теория литературы. Фантастика. Гротеск. Эзопов язык. Сатира.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о смысле финала одной из сказок. Сжатое изложение эпизода и ответ на вопрос о его значении в
сюжете произведения. Подготовка сообщений о гротеске в литературе и других видах искусства.
Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к сказкам писателя.
. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик».
А. П. ЧЕХОВ
Слово о писателе.
Рассказы «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» Смысл названия рассказов. Особенности сюжета и композиции. Приѐм повтора. Способы
выражения авторской позиции. Роль художественной детали в рассказах. Смысл финала.
Теория литературы. Художественная деталь.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о смысле финала рассказов. Сообщения о комических ситуациях на основе жизненного и
читательского опыта.
А. К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» как исторические баллады
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

16

Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Слово о поэте.
Стихотворения «Я не ищу гармонии в природе...», «В этой роще берѐзовой...», «Гроза идѐт».
Развитие традиций русской классической литературы в творчестве поэта. Параллелизм изображения жизни природы и жизни человека.
Философская проблематика стихотворений. Трагические события в истории человечества и их отражение в произведениях поэта.
Теория литературы. Лирический сюжет. Проблематика.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения. Письменный ответ на вопрос о философской проблематике стихотворения.

И. А. Бунин.
Слово о писателе.
«Лапти» и другие рассказы

М. Горький.
Слово о писателе.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»)

JI. Н. Андреев.
Слово о писателе.
«Кусака».

А. П. Платонов.
Слово о писателе.
«В прекрасном и яростном мире»
Б. JI. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме...»
Слово о поэте.
А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...»
Слово о поэте.
Е.И.Носов.
Слово о писателе.
«Живое пламя

Д. С. Лихачѐв.
17

Слово о писателе.
«Земля родная» (главы).
М. М. Зощенко. «Беда» и другие рассказы

А. Н. Вертинский. «Доченьки». И. Гофф. «Русское поле».
Слово о поэте.

Б. Ш. Окуджава. «По смоленской дороге...».
Слово о поэте.

ТРОПЫ И ПОЭТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
(Практикум)
Обобщение сведений об изобразительно-выразительных средствах. Выявление в поэтическом тексте тропов (метафора, олицетворение, символ,
аллегория, гипербола, гротеск, эпитет и др.) и фигур (сравнение, антитеза, повтор, анафора, инверсия, риторический вопрос и др.) и объяснение их
художественной функции. Анализ особенностей языка художественного произведения (на материале лирического стихотворения).
Развитие речи. Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу.

18

Восьмой класс
34 часа
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ; ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ
Виды деятельности:
а) чтение
• Выразительное чтение фрагментов эпических, лирических, драматических произведений.
• Выразительное чтение наизусть лирических стихотворений, отрывков из художественной прозы, монологов из драматических произведений.
• Чтение по ролям фрагментов драматических произведений.
• Внеклассное чтение произведений одного жанра.
б) анализ
• Выявление в литературном произведении художественных образов разного вида и установление системных отношений между ними,
определение основного принципа построения системы образов.
• Общая характеристика системы образов произведения, предметного мира, природных образов, образа события, образа социальной группы.
• Различение эпических, лирических, драматических, лиро-эпических и лирико-драматических произведений.
• Определение жанра произведения и жанровой разновидности.
• Сопоставление литературных произведений определѐнного жанра (комедия) с жанровым каноном.
• Анализ жанрового своеобразия литературного произведения.
• Общая характеристика художественного мира литературного произведения и соотнесение его с литературным направлением (классицизмом,
сентиментализмом, романтизмом, реализмом).
• Анализ предметного мира литературного произведения, образа предмета и его художественной функции в произведении.
• Выявление признаков отдельных жанров (трагедии, комедии, повести) в литературном произведении.
• Анализ смысла заглавия и эпиграфа в литературном произведении.
в Характеристика тематики и проблематики произведения в соотнесении с его жанром и литературным направлением.
в) развитие устной и письменной речи
• Устный и письменный ответ на вопрос об особенностях построения системы образов в произведении.
• Составление плана и подбор цитат к устной характеристике художественного мира произведения.
• Сочинение об образе социальной группы в произведении.
• Составление плана сочинения о жанровом своеобразии литературного произведения и его соотношении с жанровым каноном.
• Сообщение о биографии писателя и об истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
19

• Обсуждение нравственных проблем, поднятых в произведении.
• Сочинение о смысле заглавия литературного произведения.
Сочинение-эссе по нравственным проблемам, поднятым в произведении.
• Устные рекомендации по внеклассному чтению произведений определѐнного жанра.
• Рецензия на театральную постановку или кинематографическую версию драматического произведения.
• Стилизация в жанре оды (послания, эпиграммы).
Термины:
* Фольклор и литература.
* Литература духовная и светская.
* Древнерусская литература.
* Духовная поэзия.
* Литература Просвещения.
* Художественная форма и художественное содержание.
* Тематика, проблематика, идейное содержание.
* Жанры духовной литературы (проповедь, житие, притча).
* Литературный род (эпос, лирика, драма).
* Жанр.
* Канон.
* Эпические жанры (роман, повесть, рассказ, новелла).
* Лирические жанры (лирическое стихотворение, послание, эпиграмма).
* Драматические жанры (трагедия, комедия, драма).
* Лиро-эпические жанры (поэма, баллада, басня, сатира).
* Художественный мир.
* Литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).
* Тропы (метафора, олицетворение, символ, аллегория, гипербола, гротеск, эпитет).
* Фигуры (сравнение, антитеза, повтор, анафора, инверсия, риторический вопрос).
* Композиция.
* Эпиграф.
* Психологизм.
20

* Трагическое и комическое.
* Идеал.
* Стилизация.
* Пародия (бурлеска, травестия).
* Ритм, рифма.
* Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения.
* Белый стих.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
(Вводный урок)
Понятие о художественной форме. Жанр как относительно устойчивая форма литературного творчества. Деление литературы на роды и жанры.
Формальное и содержательное в жанре. Жанровая система, многообразие жанров и жанровых форм. Категории рода и жанра в античных поэтиках
(Аристотель) и манифестах западноевропейского классицизма (Н. Буало). Понятие о художественном мире литературного произведения. Понятие
о литературном направлении. Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
«ЖИТИЕ Александра Невского»
Духовный путь Сергия Радонежского. Значение монастырей в духовной жизни людей XI—XV веков. Городские и пустынные монастыри.
Идейное содержание произведения. Соответствие образа героя и его жизненного пути канону житийной литера туры. Сочетание исторического,
бытового и чудесного в житии. Отношение к власти в миру и в монастыре. Подвиг Сергия Радонежского. Сила духа и святость героя. Отражение
композиционных, сюжетных, стилистических особенностей житийной литературы в историческом очерке Б. К. Зайцева.
Теория литературы. Канон. Агиография. Житие. Житийные сюжеты. Житийный герой. Стиль «плетения словес».
Развитие речи. Сочинение-описание по картине М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
Связь с другими видами искусства. Житийное и иконописное изображения человека в древнерусском искусстве. Иконописные изображения

21

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Д. И. ФОНВИЗИН
Слово о писателе.
Комедия «Недоросль». История создания комедии. Понятие о комическом. Сатирическая направленность комедии.
Социальная и нравственная проблематика. Положительные герои комедии и их конфликт с миром Простаковых и
Скотининых. Основные стадии развития конфликта. Проблемы воспитания, образования будущего гражданина.
«Говорящие» фамилии и имена, речевые характеристики как средства создания образов персонажей. Смысл финала комедии.
Теория литературы. Комическое. Комедия. Сатира. Конфликт. Экспозиция. Завязка. Кульминация. Развязка. «Говорящие»
фамилии. Речевая характеристика. Диалог. Монолог.
Развитие речи. Выразительное чтение по ролям. Речевая характеристика одного из действующих лиц комедии. Отзыв о
театральной постановке. Сочинение об особенностях конфликта комедии и его реализации в сюжете.
Связь с другими видами искусства. Театральные постановки комедии.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
(Практикум)
Обобщение сведений о проблематике литературного произведения (философской, социальной, нравственной). Особенности сочинений на темы
нравственно-философского характера. Темы, сформулированные в форме проблемного вопроса или в виде цитаты. Составление плана сочинения,
подготовка тезисов и подбор цитат. Формы выражения собственных суждений, оценок, вопросов, возникших в процессе чтения и осмысления
содержания произведения.
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Слово о поэте.
Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...», «Сон». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Основные образы и настроения
стихотворений. Лирический герой и его эмоциональное состояние. Картина сна и картина природы. Философская проблематика.

22

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Особенности композиции. Роль исповеди в создании образа главного героя. Мцыри как
романтический герой. Портрет и пейзаж как средства характеристики героя. События в жизни героя. Философский смысл эпиграфа. Тема свободы
выбора и несбывшейся судьбы свободолюбивой, незаурядной личности. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Образ монастыря
и образ кавказской природы. Смысл финала поэмы.
Теория литературы. Лирический герой. Символ. Антитеза. Романтизм. Романтическая поэма. Трагическое. Эпиграф. «Вершинная» композиция.
Форма исповеди.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть фрагмента. Письменная характеристика Мцыри как романтического героя.
Внеклассное чтение. Дж. Г. Байрон. «Корсар». М. Ю. Лермонтов. «Боярин Орша».
Н. В. ГОГОЛЬ
Слово о писателе. Шинель
ЭПИГРАФ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
(Практикум)
Обобщение знаний о видах эпиграфов и их функции в литературном произведении. Примерная последовательность анализа эпиграфов ко всему
произведению или к отдельным главам (на материале ранее изученных произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя).
Подготовка к сочинению о художественной функции эпиграфа в литературном произведении.
Л. Н. ТОЛСТОЙ
Слово о писателе. Рассказ «После бала». Особенности сюжета и композиции рассказа. Суровое осуждение жестокой действительности.
Нравственный максимализм писателя. Приѐм контраста в рассказе. Двойственность изображѐнных событий и поступков персонажей.
Историческая действительность и христианская символика. Тема любви в рассказе. Образ героя-рассказчика. Тема нравственного
самосовершенствования. Духовная эволюция Ивана Васильевича. Изображение события рассказывания. Смысл названия.
Теория литературы. Рассказ. Композиция. Событие рассказывания.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о художественной функции приѐма «рассказ в рассказе».
Внеклассное чтение. Л. Н. Толстой. «Утро помещика».
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА
А. Т. ТВАРДОВСКИЙ
Слово о поэте.
Поэма «Василий Тѐркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Кто стрелял?», «Смерть и воин»).
23

История создания поэмы. Особенности сюжета. Своеобразие жанра «книги про бойца». Лирическое и эпическое начала в произведении. Образ
автора-повествователя. Изображение войны и человека на войне. Василий Тѐркин как воплощение русского национального характера.
Соединение трагического и комического в поэме. Символичность бытовых ситуаций. Фольклорные традиции. Своеобразие языка поэмы.
Сочетание разговорного стиля и афористичности.
Теория литературы. Сюжет. Поэма. Композиция. Лирическое и эпическое. Трагическое и комическое. Характер.
ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
(Обзор)
В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Жанровое многообразие произведений на военную тему. Проблематика произведений. Темы
памяти и преемственности поколений.
Теория литературы. Проблематика. Жанр.
Развитие речи. Письменный отзыв об одном из произведений о Великой Отечественной войне. Составление антологии «Поэты о Великой
Отечественной войне».
Теория литературы. Пародия. Бурлеска. Травестия.
Развитие речи. Подготовка сообщений о пародиях на произведения музыкального и изобразительного искусства.

24

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
7 класс
Устное народное творчество (5ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Устное народное творчество. Предания
Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович».
Вн.чт Русские былины Киевского и Новгородского циклов
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки
Из древнерусской литературы (2ч)
Русские летописи. «Повесть временных лет»
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Из литературы XYIII века (2ч)
М.В.Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский
престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года(отрывок)
Г. Р. Державин. «Река времѐн в своѐм стремленьи...», «На птичку...», «Признание».
Из русской литературы XIX века (13ч)
А. С. Пушкин. «Полтава» (отрывок).
«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»).
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».
А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре
М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Ангел», «Молитва».
И. С. Тургенев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»
Н. А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая»
Вн.чт. Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения
А. К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» как исторические баллады
Смех сквозь слѐзы, или "Уроки Щедрина".М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один
мужик двух генералов прокормил»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25

20
21
22
23
24
25
26
27
28

29
30
31
32
33
34

Вн.чт. М. Е. Салтыков- Щедрин. «Дикий помещик»
Вн.чт. А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»
Р/р 3. «Край ты мой, родимый край...» (обзор)
Из русской литературы XX века. (6ч)
Вн.чт. И. А. Бунин. «Лапти» и другие рассказы
М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»)
JI. Н. Андреев. «Кусака».
Вн.чт. А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире»
Б. JI. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме...»
А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей
жизни...»
На дорогах войны. (3ч)
Вн.чт. Стихотворения о войне
Е.И.Носов. «Живое пламя
Д. С. Лихачѐв. «Земля родная» (главы).
Писатели улыбаются (1ч)
Вн.чт. М. М. Зощенко. «Беда» и другие рассказы
Тихая моя родина (обзор). (1 ч)
Стихи В. Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Н. А. Заболоцкого и др.
Песни на слова русских поэтов XX века. (1 ч)
А. Н. Вертинский. «Доченьки». И. Гофф. «Русское поле». Б. Ш. Окуджава. «По смоленской
дороге...».
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
34

26

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

8 класс
Устное народное творчество (2ч)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни)
Предания как исторический жанр русской народной прозы
Из древнерусской литературы (2ч)
«Житие Александра Невского» (фрагменты).
«Шемякин суд» как сатирическое произведение XYII века
Из литературы XYIII века (3ч)
Д.И.Фонвизин. «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии.
Д.И.Фонвизин. «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания
комической ситуации.
Р/Р 1 Д.И.Фонвизин. Ответ на проблемный вопрос
Из литературы XIX века (53ч)
И.А.Крылов. «Обоз» - басня о войне 1812 года
К.Ф.Рылеев. «Смерть Ермака» как романтическое произведение.
А.С.Пушкин. «История Пугачева» (отрывки).
А.С.Пушкин. «19 октября», «Туча».
А.С.Пушкин. «К***»
Н.В.Гоголь. «Шинель»: своеобразие реализации темы «маленького человека».
Н.В.Гоголь. «Шинель» как «петербургский текст».
И.С.Тургенев «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе
М.Е.Салтыков-Щедрин. «История
одного города» (отрывок): сюжет и герои.
М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок):средства создания комического.
Н.С.Лесков. «Старый гений»: сюжет и герои
Н.С.Лесков. «Старый гений»: проблематика и поэтика.
Л.Н.Толстой. «После бала»: проблемы и герои.
Л.Н.Толстой. «После бала»: особенности композиции и поэтика рассказа.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Контрольная работа по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстова.
А.П.Чехов. «Человек в футляре».
Из русской литературы XX века. (21ч)
А.А.Блок. «На поле Куликовом», «Россия»: история и современность
С.А.Есенин. «Пугачев» как поэма на историческую тему.
Образ Емельяна Пугачева в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина.
И.С.Шмелев. «Как я стал писателем»: путь к творчеству.
М.А.Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика.
Писатели улыбаются. (6ч)
Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).
Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы.
М.М.Зощенко. «История болезни» и другие рассказы.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне. (3ч)
Стихи и песни о Великой Отечественной войне.
В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного
героя.
В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа.
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».