РП Музыка 1-4 классы

Управление образования администрации Горноуральского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6

Приложение 1.10
Основной общеобразовательной программы
начального общего образования,
утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6
от 31.08.2018г. № 6/1-д

Рабочая программа по музыке
Образовательная область: Искусство
1-4 класс

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
1. Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
–
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные
моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
–
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и
внешние мотивы;
–
учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
–
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль
результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей,
родителей и других людей;
–
способность к оценке своей учебной деятельности;
–
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена
семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
осознание ответственности человека за общее благополучие;
–
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих
людей;
–
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
–
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств
других людей и сопереживание им;
–
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной
культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
–
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении
социального способа оценки знаний;
–
выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

–
устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
–
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
–
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации
социальной роли «хорошего ученика»;
–
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
–
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета
позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам
и этическим требованиям;
–
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу
человеческой жизни;
–
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках,
направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
2. Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
принимать и сохранять учебную задачу;
–
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
–
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане;
–
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
–
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
–
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия
результатов требованиям данной задачи;
–
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
–
различать способ и результат действия;
–
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера
сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать

запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном
языках.
Выпускник получит возможность научиться:
–
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
–
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
–
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия,
актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
–
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в
исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве,
в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
–
осуществлять
запись
(фиксацию)
выборочной
информации
об
окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
строить сообщения в устной и письменной форме;
–
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную
информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
–
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей;
–
устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
–
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
–
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных
объектов, на основе выделения сущностной связи;

–
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и
их синтеза;
–
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
–
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
–
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
–
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
–
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие
компоненты;
–
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
–
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной
поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
–
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
–
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
–
формулировать собственное мнение и позицию;
–
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
–
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
–
задавать вопросы;
–
контролировать действия партнера;
–
использовать речь для регуляции своего действия;

–
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
–
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
–
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
–
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
–
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности;
–
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
–
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую
информацию как ориентир для построения действия;
–
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
–
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
–
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,
планирования и регуляции своей деятельности.

3.
Требования к результатам освоения ООП
НОО (ФГОС НОО)
Предметная область
(учебный предмет)
Музыка:
1) сформированность первоначальных
представлений о роли музыки в жизни человека, ее
роли в духовнонравственном развитии человека;
2) сформированность основ музыкальной культуры, в
том числе на материале музыкальной культуры
родного края, развитие художественного вкуса и
интереса к музыкальному искусству и музыкальной
деятельности;
3) умение воспринимать музыку и выражать свое
отношение к музыкальному произведению;
4) использование музыкальных образов при
создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокальнохоровых произведений, в импровизации.

Предметные результаты
Планируемые результаты освоения ООП НОО
УМК «Планета Знаний»

1 класс
Учащиеся научатся:
• основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал,
интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);
• узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы;
• рассказывать о содержании прослушанных
музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на
музыку;
• связывать художественно - образное содержание музыкальных произведений с конкретными
явлениями окружающего мира;
• владеть первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни
в удобном диапазоне;
• владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в
ансамбле;
• различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;
• выразительно двигаться под музыку, выражая еѐ настроение.
Учащиеся получат возможность научиться:
• узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в
вариативной части программы;
• использовать элементарные приѐмы игры на ударных, духовых и струнных народных
музыкальных инструментах;
• исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных
инсценировках сказок и в детских операх;
• выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;
• воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;
• выполнять упражнения арт - терапии;
• выполнять творческие музыкально - композиционные задания;
• пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами

записи и воспроизведения музыки.
2 класс
Учащиеся научатся:
• основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал,
интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);
• узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы;
• рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных
впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
• связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными
явлениями окружающего мира;
• владеть первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни
в удобном диапазоне;
• владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в
ансамбле;
• различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;
• выразительно двигаться под музыку, выражая еѐ настроение.
Учащиеся получат возможность научиться:
• узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в
вариативной части программы;
• использовать элементарные приѐмы игры на ударных, духовых и струнных народных
музыкальных инструментах;
• исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных
инсценировках сказок и в детских операх;
• выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;
• воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;
• выполнять упражнения арттерапии;
• выполнять творческие музыкально-композиционные задания;
• пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном, компьютером и другими современными
средствами записи и воспроизведения музыки.
3 класс
Учащиеся научатся:
• исполнять Государственный гимн Российской Федерации;
• объяснять значение понятия «классическая музыка»;
• узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

• называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки;
• называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства;
• исполнять соло несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
• различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль);
• называть основные традиционные формы трансляции музыки от композитора через
исполнителей к слушателям (концерт и музыкальный спектакль);
• использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и
средства трансляции классической музыки;
• понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации в классической
музыке;
• устанавливать взаимосвязь народной и классической музыки;
• выразительно исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без
сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;
• определять на слух основные жанры музыки;
• определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности
(мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
• передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально - пластическом
движении.
Учащиеся получат возможность научиться:
• определять особенности оперетты и мюзикла как видов
Музыкально - сценического искусства;
• различать и называть музыкальные инструменты симфонического оркестра; певческие
голоса в академическом хоре и оперном спектакле;
• называть основные учреждения культуры, в которых исполняется для слушателей
классическая музыка и сохраняются традиции музыкальной культуры, перечислять названия
знаменитых концертных залов, музыкальных театров и музыкальных музеев России и других
стран;
• передавать настроение музыки и его изменение в игре на музыкальных инструментах;
• использовать приѐмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных
инструментах;
• применять приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни при посещении концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей
музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах,
разработке и реализации творческих проектов в сфере музыкальной культуры.

4 класс
Учащиеся научатся:
• воспринимать музыку различных жанров;
• узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
• находить и передавать информацию:
- о музыкальном наследии знаменитых западноевропейских композиторов, вундеркиндоввиртуозов И.С. Баха, В.А. Моцарта и других, об особенностях их семейного воспитания и
других условиях достижения творческих успехов;
- о старинных формах музыкальной жизни и музыкальных увеселениях в рыцарских замках,
царских дворцах, усадьбах, на городских площадях во время праздников и карнавалов, о
трубадурах, скоморохах и других бродячих музыкантах в западноевропейских странах и на
Руси;
- о старинной танцевальной музыке, об особенностях еѐ музыкально-выразительных средств, о
происхождении танцевальных движений бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и
польки;
- о старинных воинских гимнах и маршах, их музыкально-выразительных средствах и
художественно-образном содержании;
- об обиходных церковных песнопениях, партесе, духовных стихах и колокольных звонах;
- о творчестве русских и советских композиторов (М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, М.
Балакирева, И. Стравинского, Д. Шостаковича, И. Дунаевского, Г. Свиридова, Д. Кабалевского,
А. Пахмутовой, В. Шаинского и др.), создавших музыкальные исторические образы нашей
Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и
сюжеты древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин;
- о фольклоре, фольклористах, фольклорных коллективах и экспедициях и их роли в сохранении
музыкального наследия народов России; об отражении в народной музыке основных этапов
жизни человека, о наиболее характерных народных колыбельных, свадебных и других песнях,
музыкальных инструментах и танцах народов России;
- об авторской песне;
- определять основные музыкальные понятия («канон», «полифония» и др.) на доступном
уровне;
- воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных
композиторов классиков, а также песен советских и современных российских композиторов,
авторских песен;
- называть знаменитые музыкальные театры, концертные залы и музеи, имеющиеся в России и в

других странах мира;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация,
музыкальнопластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- исполнять соло в вокальном ансамбле и в хоре вокально-хоровые произведения;
- определять выразительность и изобразительность интонации в музыке;
- определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности
(мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
- определять на слух основные виды, жанры, формы музыки, сопоставлять музыкальные образы
в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, соотносить
музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран
мира.
Учащиеся получат возможность научиться:
– ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального
фольклора России, в том числе родного края, в многообразных традиционных формах народной
музыкальной культуры (народных календарных праздниках, семейно-бытовых традициях и
обрядах, старинных народных музыкальных играх и игрушках);
– различать танцевальную музыку по особенностям еѐ музыкально-выразительных средств,
рассказывать о еѐ происхождении и показывать танцевальные движения бальных танцев —
вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;
– соотносить выразительные и изобразительные интонации;
– характеризовать черты музыкальной речи разных композиторов;
– воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных
знаний, на основе музыкальной, музыкально-поэтической и музыкальнопластической
импровизации;
– передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом
движении, игре на музыкальных инструментах, в музыкальных, музыкально-поэтических и
музыкальнопластических импровизациях;
– использовать и воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкальнопластических композиций, при разучивании и исполнении вокально-хоровых
произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; воплощать
художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности
профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.);
– раскрывать роль музыки в жизни человека,

применять приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни (при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной
деятельности);
– использовать доступные методы арт-терапии для психологической саморегуляции в
повседневной жизни;
– использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении
простейших мелодий;
– владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в
коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных
образов;
– представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой
деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.);
– собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека);
– основам саморазвития образного и ассоциативного мышления и воображения,
музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных
видах музыкальной деятельности.
УМК «Школа России»
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкальнотворческой деятельности:
• формирование представления о роли музыки в жизни человека, его духовнонравственном развитии;
• формирование общего представления о музыкальной картине мира;
• знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;
• формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
• формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо
виду) музыкально-творческой деятельности;
• умение воспринимать музыку и выражать своѐ отношение к музыкальным
произведениям;
• умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений:
фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной, — понимать

содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
• умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в
импровизациях.

2.1.

2. Содержание учебного предмета «Музыка»
Завершенная предметная линия учебников УМК «Планета знаний» (авт. Т.И. Бакланова)

1 класс.(33 ч.)
В соответствии с этими образовательными маршрутами в 1 классе учащимся предлагается совершить путешествие от мира звуков природы к
музыкальным звукам, ритмам и мелодиям; от них — к музыкальным произведениям различных видов и жанров, которые звучат в Сказочной
стране, на родных просторах и на далѐком загадочном Острове музыкальных сокровищ.
Волшебное царство звуков (9 часов). Где музыка берет начало? На зеленом лугу. В вихрях грозы. У тихого пруда. Высоко в горах. В летнем
лесу. В осеннем лесу. Во владеньях Его Величества Ритма. Во дворце королевы Мелодии.
«Сказочная страна» (9 часов). Сказочные картины (Курочка Ряба). Колобок. Волк и семеро козлят. Волшебное озеро. Сказочный лес. В пещере
горного короля. Царство Деда Мороза. Через знакомые детям сказочные образы, темы и сюжеты происходит их приобщение к классической
музыке, раскрываются еѐ связи с театром, кино и другими видами искусства.
На родных просторах (8 часов). Моя Россия. В песне душа народа. В гостях у народных инструментов. Большой хоровод. Здравствуй,
масленица! Бравые солдаты. Мамин праздник. Путешествие по музыкальному городу. На родных просторах. Знакомство с народной музыкой
страны.
Остров музыкальных сокровищ (7 часов). Океан – море синее. Три чуда. Чудесные цветы. Карнавал животных. Музыкальный клад (4ч):
волшебная флейта; старая шарманка; музыкальная шкатулка; музыкальные картинки. Воображаемое плавание от родных «музыкальных» берегов
по мировому музыкальному пространству – к шедеврам мировой музыкальной культуры.
2 класс (34ч.)
Во 2 классе учащиеся приглашаются на «экскурсию» в сокровищницу Волшебницы музыки, где хранятся предметы, символизирующие сущность
музыкального искусства и его роль в жизни человека, а также получают представление о тех, кто создаѐт музыкальное искусство и о тех, кто его
исполняет.
В сокровищнице волшебницы Музыки (18 ч.). Музыкальное зеркало. Музыкальные часы (5ч). Музыкальные часы: доброе утро. Музыкальные
часы: шумный день. Музыкальные часы: добрый вечер. Музыкальные часы: тихая ночь. Музыкальный календарь (4ч). Музыкальный календарь:
музыка осени. Музыкальный календарь: музыка зимы. Музыкальный календарь: музыка весны. Музыкальная машина времени (3ч): времена
рождения музыки. Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина. Музыкальная машина времени: музыкальное прошлое разных
стран. Музыкальный глобус (2ч): музыка народов России; едем в далекие края. Волшебная музыкальная палочка. Формирование у учащихся
представлений о музыкальном искусстве, как отражение мира в музыкальных образах.
Встречи с великими композиторами (7 ч). На родине М.И.Глинки (5ч): среди долины; «Камаринская»; в музыкальной гостиной; под звон
колоколов; сердце Родины. В родительском доме П.И.Чайковского (2ч): мама; детские песни. Морское плавание с композитором Н.А.РимскимКорсаковым (2ч): во владениях Морского царя; ветер по морю гуляет. Знакомство учащихся с понятием «композитор» как создатель музыки.
Формирование представлений отраженных в музыке образах природы, о благотворном влиянии любви композитора к природе на его творчество.
В стране музыкальных инструментов (6 ч.). Семейство ударных инструментов. Семейство духовых инструментов. Семейство струнных

инструментов. Инструментальный ансамбль. Оркестр. Оркестр народных инструментов. Формирование представлений учащихся о музыкантахисполнителях как «связующем звене» между композиторами и слушателями.
В певческой стране (3 ч.). У кого какой голос? Вокальный ансамбль. Хор. Формирование представлений учащихся о музыкантах-исполнителях
как «связующем звене» между вокальной музыкой и слушателями.
3 класс (34ч.)
В 3 классе учащимся предлагается «посетить» три дворца, в которых живѐт Музыка, — «Концертный зал», «Музыкальный театр» и
«Музыкальный музей». Там происходит дальнейшее знакомство детей с различными видами и жанрами музыкального искусства, с его
создателями и исполнителями. Особое внимание уделено знакомству детей с камерной вокальной и инструментальной музыкой, с крупными
музыкально-сценическими формами: детскими операми, балетами, опереттами и мюзиклами.
«В концертном зале» (16ч.). Концертные залы. Концерт хоровой музыки (6ч). Концерт хоровой музыки: гимн; церковное песнопение; хор;
кантата. РКМ (1ч). Архангельская земля богата талантами. Северный русский народный хор. Северные колокольные звоны. Концерт камерной
музыки (4ч): романс; пьеса; соната. Концерт симфонической музыки (4ч): симфония; А.П.Бородин Симфония №2 «Богатырская»; симфоническая
картина; симфоническая сюита. Формирование представлений о концертах как одной из наиболее распространѐнных форм публичных
выступлений музыкантов.
В музыкальном театре (11ч.). Музыкальные театры. Опера (3ч). М.И.Глинка опера «Руслан и Людмила», Н.А.Римский-Корсаков опера
«Снегурочка», оперы для детей. Балет (4ч) П.И.Чайковский «Лебединое озеро», П.И.Чайковский «Спящая красавица», И.Ф.Стравинский
«Петрушка», в детском музыкальном театре. Оперетта. Мюзикл. Знакомство учащихся с театральными музыкальными жанрами.
В музыкальном музее (8 ч.). Музыкальные музеи: путешествие по музеям мира (2ч). Музыкальные инструменты. Музыка и техника. Музыка и
изобразительное искусство (2ч). Музыка и книги (2ч). Формирование интереса у учащихся к отечественному и мировому музыкальному
наследию. Показать грани музыкальной деятельности в современной жизни человека.
4 класс (34ч.)
В 4 классе школьники приглашаются в музыкальные путешествия по следующим образовательным маршрутам:
по миру старинной европейской музыки; от Руси до России; по России ХХ века; в гости к народам России.
Путешествие по миру старинной европейской музыки (9ч.). Встречи со знаменитыми композиторами: И.С.Бах; В.А.Моцарт; Л.Бетховен. В
рыцарских замках. На балах: полонез; вальс и его король – композитор И.Штраус; менуэт, гавот, мазурка, полька. На карнавалах: Р.Шуман
«Карнавал». Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. Познакомить учащихся с зарубежной классической музыки.
Музыкальное путешествие от Руси до России (10ч.). С чего начинается Родина? Русь изначальная И.Ф.Стравинский балет «Весна священная»;
М.Балакирев симфоническая поэма «Русь». Русь православная: церковные песнопения; колокольные звоны. Русь скоморошья. Русь сказочная:
И.Стравинский балет «Жар-птица»; Н.А.Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане». Русь былинная Н.А.Римский-Корсаков оперы
«Садко». Русь героическая: А.Бородин опера «Князь Игорь»; М.И.Глинка опера «Иван Сусанин». Формирование у учащихся представлений о
связи музыки российских композиторов с историей нашей страны.
Музыкальный мир России ХХ века (10ч). Музыка революции. У пионерского костра. В кинотеатре и у телевизора. Музыка о войне и на войне:

песни советских композиторов; Д.Шостакович симфония №7 «Ленинградская». Музыка на защите мира: Д.Кабалевский кантата «Песня утра,
весны и мира». На космодроме. На стадионе. На фестивале авторской песни. У колыбели. На свадьбе. На фольклорном фестивале: выступают
фольклорные ансамбли; кто на чем играет? выступают ансамбли народного танца. Знакомство учащихся с музыкой советских композиторов и
формирование у учащихся представлений о музыке как «зеркале» исторических событий.
В гостях у народов России (5ч)

2.2.

Завершенная предметная линия учебников УМК «Школа России» (авт. Сергеева Г.П., Критская Е.Д.)

Курс представлен следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального
искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщѐнное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня,
танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы,
действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах.
Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и
изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной
выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, еѐ эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель.
Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, еѐ выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи.
Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.
Основные приѐмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщѐнное выражение художественно-образного
содержания произведений. Формы одно-, двух- и трѐхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские
хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические).
Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры:
детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся
традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
3.1.
Завершенная предметная линия учебников УМК «Планета знаний» (авт. Т.И. Бакланова)
1 класс (33 часа)
№п/п

Название раздела, темы
Волшебное царство звуков

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Где музыка берѐт начало?
На зелѐном лугу.
В вихрях грозы.
У тихого пруда.
Высоко в горах.
В лесу (В летнем лесу).
Во владениях Его Величества Ритма.
Во дворце королевы Мелодии.
В школе Скрипичного ключа.
«Сказочная страна»

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Сказочные картины
Курочка Ряба
Колобок
Волк и семеро козлят
Волшебное озеро
Сказочный лес
В пещере горного Короля
Царство Деда Мороза
Рождественские чудеса
На родных просторах

19.
20.
21.
22.
23.
24.

Моя Россия
В песне - душа народа
В гостях у народных музыкантов
Большой хоровод.
Здравствуй, масленица!
Бравые солдаты.

Количество часов
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Мамин праздник.
Путешествие по музыкальному городу.
«Остров музыкальных сокровищ»
Океан-море синее.
Три чуда.
Чудесные цветы.
Карнавал животных.
Музыкальный клад (Волшебная флейта).
Музыкальный клад (Волшебная шкатулка).
Музыкальный клад (Музыкальные картинки).

1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
33

Итого:
2 класс (34 часа)
№п/п

Название раздела, темы
В сокровищнице волшебницы Музыки

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Музыкальное зеркало
Музыкальные часы.
Доброе утро.
Шумный день.
Тихий вечер!
Спокойная ночь.
Музыкальный календарь.
Музыка осени
Музыка зимы
Музыка весны
Музыка осени
Музыкальная машина времени.
Времена рождения музыки
Русская музыкальная старина
Музыкальное прошлое разных стран
Музыкальное будущее

Количество часов
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Музыкальный глобус
Путешествуем по России
Встречи с великими композиторами
На родине Михаила Ивановича Глинки: среди долины.
На родине Михаила Ивановича Глинки: «Камаринская».
На родине Михаила Ивановича Глинки: в музыкальной гостиной.
В родительском доме Петра Ильича Чайковского: мама.
В родительском доме Петра Ильича Чайковского: детские песни.
Морское плавание с композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым: во владениях Морского
царя.
Морское плавание с композитором
Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым: во владениях Морского
царя.
В стране музыкальных инструментов
Семейство ударных инструментов.
Семейство духовых инструментов.
Семейство струнных инструментов.
Семейство струнных инструментов.
Инструментальный ансамбль.
Оркестр.
В певческой стране
У кого какой голос?
Вокальный ансамбль.
Хор.
Итого:

1
1
7
1
1
1
1
1
1
1

6
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
34

3 класс (34 часа)
№п/п

Название раздела, темы
«В концертном зале»

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Концертные залы
Концерт хоровой музыки
Гимн
Церковное песнопение
Хор
Кантата
Концерт камерной музыки
Романс
Пьеса
Соната
Концерт симфонической музыки
Симфония
Бородин симфония «Богатырская»
Симфонические картинки
Лядов «Волшебное озеро»
Симфоническая сюита
В музыкальном театре

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Музыкальные театры.
Опера.
М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила».
Н.А. Римский- Корсаков. Опера «Снегурочка» (весенняя сказка).
Оперы для детей.
Балет. П.И.Чайковский. Балет «Лебединое озеро».
Балет. П.И. Чайковский. Балет «Спящая красавица».
Балет. И.Ф. Стравинский. Балет «Петрушка».
Балет: В детском музыкальном театре.
Оперетта.
В музыкальном музее

Количество часов
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Музыкальные музеи: путешествие по музеям мира.
Музыкальные инструменты.
Музыка и техника.
Музыка и изобразительное искусство.
Музыка и книги.
Школа Скрипичного ключа: уроки сольфеджио. Мажор и минор.
Школа Скрипичного ключа: уроки сольфеджио. Урок Интервалы.
Школа Скрипичного ключа: хоровой класс.
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
34

4 класс (34 часа)
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Название раздела, темы
Путешествие по миру старинной европейской музыки
Иоганн Себастьян Бах
Вольфганг Амадей Моцарт
В рыцарских замках
На балах
Полонез
Вальс и его «король» - Иоганн Штраус
Менуэт
Гавот. Мазурка.Полька.
На карнавалах
Музыкальное путешествие от Руси до России
Русь изначальная: И. Стравинский. Балет
«Весна священная».
Симфоническая поэма «Русь».М. Балакирев
Кантата «Деревянная Русь» Свиридов
Русь православная: церковные песнопения.
Колокольные звоны

Количество часов
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1

15.
16.
17.
18.
19.

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Духовные стихи
Русь скоморошья.
Русь сказочная: И. Стравинский. Балет «Жар-птица».
Русь сказочная: Н. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане», Опера-былина «Садко».
Русь героическая: А. Бородин. Опера
«Князь Игорь». М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя).
Музыкальный мир России ХХ века
Музыка революции.
У пионерского костра.
В кинотеатре и у телевизора.
Музыка о войне и на войне: песни советских композиторов.
Музыка о войне и на войне: Д. Шостакович. Симфония № 7 (Ленинградская).
Музыка на защите мира: Д. Кабалевский.
Кантата «Песня утра, весны имира».
На космодроме.
На стадионе
На фестивале авторской песни.
В гостях у народов России
У колыбели.
На свадьбе.
На фольклорном фестивале: выступают
фольклорные ансамбли.
На фольклорном фестивале: выступают ансамбли народного танца.
Урок фольклора.

1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1

Итого:

1
1
34

3.2.

№ п/п

Завершенная предметная линия учебников УМК «Школа России» (авт. Сергеева Г.П., Критская Е.Д.)
1 класс (33 часов)

Название раздела, темы

Количество часов

«Музыка вокруг нас» – 15 часов

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

И Муза вечная со мной!
Хоровод муз.
Повсюду музыка слышна.
Душа музыки - мелодия.
Музыка осени
Сочини мелодию
«Азбука, азбука каждому нужна…»
Обобщающий урок 1 четверти
Музыкальные инструменты
«Садко». Из русского былинного сказа.
Музыкальные инструменты
Звучащие картины
Разыграй песню
Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины
Обобщающий урок 2 четверти. Добрый праздник среди зимы
«Музыка и ты » - 18 часов
Край, в котором ты живешь.
Художник, поэт, композитор
Музыка утра
Музыка вечера
Музыкальные портреты
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка
Музы не молчали

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Мамин праздник
Музыкальные инструменты
Обобщающий урок 3 четверти
У каждого свой музыкальный инструмент
Музыка в цирке
Дом который звучит
Опера-сказка
Ничего на свете лучше нету…
Музыка в кино
Афиша программа. Обобщающий урок. (Урок-концерт.)
Афиша программа. Обобщающий урок. (Урок-концерт.)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2 класс (34 часов)
№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

«Россия – Родина моя» (3 ч.)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Мелодия
Здравствуй, Родина моя! Моя Россия
Гимн России

1
1
1

«День, полный событий» (6 ч.)
Музыкальные инструменты (фортепиано)
Природа и музыка. Прогулка.
Танцы, танцы, танцы…
Эти разные марши. Звучащие картины.
Расскажи сказку.
Колыбельные. Мама.
«О России петь – что стремиться в храм» (5 ч.)
Великий колокольный звон. Звучащие картины.

1
1
1
1
1
1
1

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Святые земли русской. Князь Александр Невский
Молитва
Рождество Христово!
Музыка на Новогоднем празднике
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши.
Разыграй песню
Музыка в народном стиле. Сочини песенку
Обряды и праздники русского народа
«В музыкальном театре» (6 ч.)
Сказка будет впереди
Детский музыкальный театр.
Театр оперы и балета. Балет.
Волшебная палочка дирижера
Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.
«Какое чудное мгновенье!» Увертюра.
«В концертном зале » (4 ч.)
Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»)
«Картинки с выставки».
Музыкальное впечатление
«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах!
Все в движении. Попутная песня.
«Два лада» Природа и музыка.
Мир композитора (П.Чайковский, С.Прокофьев).
Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт.
Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3 класс (34 часов)
№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

«Россия – Родина моя» (5 ч.)

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Мелодия - душа музыки.
Природа и музыка. Звучащие картины
«Виват, Россия!» (кант). «Наша слава – русская держава».
Кантата Прокофьева «Александр Невский»
Опера «Иван Сусанин»
«День, полный событий» (4 ч.)
Образы природы в музыке. Утро
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек
«В детской». Игры и игрушки.
На прогулке. Вечер.
«О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)
Древнейшая песнь материнства «Радуйся, Мария!»
Образ матери в музыке, поэзии, ИЗО.
Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.
Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
«Настрою гусли на старинный лад» (былины).
Былина о Садко и Морском царе.
Певцы русской старины. «Лель, мой Лель…»
Прощание с Маслиницей
«В музыкальном театре» (6 ч.)
Опера «Руслан и Людмила»
Опера «Орфей и Эвридика»
Опера «Снегурочка»
Опера «Садко». «Океан – море синее»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

22.
23.

Балет «Спящая красавица»
В современных ритмах (мюзиклы)

24.
25.
26.

«В концертном зале » (5 ч.)
Музыкальное состязание (концерт)
Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.
Музыкальные инструменты (скрипка)

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

1
1

Сюита «Пер Гюнт»
«Героическая» (симфония). Мир Бетховена.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч.)
«Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки.
«Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева.
Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский).
Прославим радость на земле.
Радость к солнцу нас зовѐт
Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

4 класс (34 часов)
№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

«Россия – Родина моя» (5 ч.)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»
Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»
Ты откуда русская, зародилась, музыка?
«Я пойду по полю белому…
На великий праздник собралася Русь!»
«День, полный событий» (6 ч.)
В краю великих вдохновений
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…
Зимнее утро, зимний вечер.

1
1
1
1
1
1
1
1

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда.
Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь
«Приют, сияньем муз одетый…».
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4ч.
Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.
Оркестр русских народных инструментов
«Музыкант-чародей». О музыке и музыкантах.
Народные праздники. Троица.
«В концертном зале» - 6ч.
Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо.
Старый замок.
Счастье в сирени живет…
Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…
Патетическая соната. Годы странствий.
Царит гармония оркестра.
«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.
Святые земли Русской. Илья Муромец.
Кирилл и Мефодий.
Праздников праздник, торжество из торжеств.
Родной обычай старины. Светлый праздник.
В музыкальном театре (3ч)
Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.
Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.
Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 6 ч.
Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.
Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).
В каждой интонации спрятан человек
Музыкальный сказочник
Рассвет на Москве-реке. Заключительный урок – концерт.
Рассвет на Москве-реке. Заключительный урок – концерт.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».