Управление образования администрации муниципального округа Горноуральский
Свердловской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
Приложение №1
к Основной образовательной программе
начального общего образования,
утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6
от 20 августа 2025г. № 147-д
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«3Д МОДЕЛИРОВАНИЕ»
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
2-4 классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность данного курса заключается в том, что он способствует формированию
целостной картины мира у школьников в подростковом возрасте, позволяет им определить
свое место в мире для его деятельностного изменения. Решающее значение имеет
способность к пространственному воображению. Пространственное воображение
необходимо для чтения чертежей, когда из плоских проекций требуется вообразить
пространственное тело со всеми особенностями его устройства и формы. Как и любая
способность, пространственное воображение может быть улучшено человеком при помощи
практических занятий. Как показывает практика, не все люди могут развить
пространственное воображение до необходимой конструктору степени, поэтому освоение 3Д
моделирования
в
начальной
школе
призвано
способствовать
приобретению
соответствующих навыков. Данный курс посвящен изучению простейших методов 3Dмоделирования с помощью3D ручки.
Новизна данной программы заключается в том, что рисование 3Д ручкой – новейшая
технология творчества, в которой для создания объѐмных изображений используется
нагретый биоразлагаемый пластик. Застывающие линии из пластика можно располагать в
различных плоскостях, таким образом, становится возможным рисовать в пространстве.
Отличительной особенностью программы является то, что она даѐт возможность
каждому обучающемуся участвовать в реальных исследованиях, и предлагать собственные
методы для решения проблем. Рисование 3Д приучает мыслить не в плоскости, а
пространственное. Пробуждает интерес к анализу рисунка и тем самым подготавливает к
освоению программ трѐхмерной графики и анимации.
Педагогическая целесообразность
Программа обусловлена развитием творческих способностей детей через практическое
мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание,
фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через
труд приобщить детей к творчеству. Работая над созданием собственной модели, учащиеся
обучатся основам исследовательской и проектной деятельности.
Адресат программы: обучающиеся 8 -13 лет.
Возрастные особенности детей
Для детей данного возраста характерны: любознательность, эмоциональность, активность.
Школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной
любознательностью. Они с живым любопытством воспринимают окружающую среду,
которая с каждым днѐм раскрывает перед ним всѐ новые и новые стороны. Значительно
лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всѐ новое,
неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких
усилий с их стороны. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности
первой сигнальной системы у детей данного возраста более развита наглядно-образная
память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в
памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания,
объяснения.
Срок реализации программы: 1 год. Общее количество часов - 34часа.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу (всего 34 часа на каждую
возрастную группу);
Форма обучения: очная.
Принцип набора обучающихся в объединение: свободный.
Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Количество детей в группе: 10 человек.
2
Цели и задачи.
ЦЕЛЬ:
Формирование и развитие у обучающихся интеллектуальных и практических компетенций в
области создания пространственных моделей. Освоить элементы основных навыков по
трехмерному моделированию.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- ориентироваться в трехмерном пространстве;
- модифицировать, изменять объекты или их отдельные элементы;
- объединять созданные объекты в функциональные группы;
- создавать простые трехмерные модели.
Развивающие:
- развивать логическое мышление и мелкую моторику;
- развить умение излагать мысли в четкой логической последовательности,
составлять план действий и применять его для решения практических задач;
- развитие умения творчески подходить к решению задач;
- развить умение работать над проектом в команде, эффективно распределять
обязанности.
Воспитательные:
- научить действовать сплоченно в составе команды;
- воспитать волевые качества, такие как собранность, терпение, настойчивость;
- выработать стремление к достижению поставленной цели.
Планируемые результаты
1.
Личностные результаты:
Готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебнопознавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного
образования с учетом устойчивых познавательных интересов. Освоение материала курса как
одного из инструментов информационных технологий в дальнейшей учѐбе и повседневной
жизни.
2. Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
• освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
• формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать
достижение этой цели, создавать наглядные динамические графические объекты в процессе
работы;
• оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным
замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям, строить рассуждение на основе сравнения предметов и
явлений, выделяя при этом общие признаки.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
3.Предметные результаты:
3
Учебный курс способствует достижению обучающимися предметных результатов учебного
предмета «Геометрия» и «Искусство». Учащийся получит углубленные знания о
возможностях построения трехмерных моделей. Научится самостоятельно создавать простые
модели реальных объектов.
По итогам реализации программы обучаемые будут:
Знать:
Основы технологии 3D печати;
Способы соединения и крепежа деталей;
Физические и химические свойства пластика;
Способы и приемы моделирования;
Закономерности симметрии и равновесия.
Сорта пластиков для прутков и их основные свойства.
Уметь:
Создавать из пластика изделия различной сложности и композиции;
Выполнять полностью цикл создания трѐхмерного моделирования 3D ручкой на
заданную тему, от обработки темы до совмещения различных моделей
Создавать рисунки с помощью 3D ручки;
Обладать:
Способностью подготовить создаваемые модели к конкурсу.
Усовершенствуют:
Образное пространственное мышление;
мелкую моторику;художественный эстетический вкус.
1.
№
п/п
Название темы
Содержание учебного плана
Количество часов
Всего Теорет Практ.
Формы
аттестации, контроля
1.
ТБ с 3D ручкой
1
1
2.
Основы работы с 3D
ручкой
3
1
2
Тест. Практика
3.
Создание плоских
элементов и их сборка
7
1
5
Практика
4.
Сборка моделей из
отдельных элементов
3
1
2
Практика
5
Объемное рисование
моделей
10
3
7
Тест
6
Создание
оригинальной3D
модели.
10
2
8
Проект
34
9
24
ИТОГО
4
Содержание учебного плана:
Тема 1. Техника безопасности при работе 3D горячей ручкой (1 ч.)
Правила работы и организация рабочего места. Знакомство с конструкцией горячей 3D
ручки. Предохранение от ожогов. Заправка и замена пластика.
Тема 2. Основы работы с 3D ручкой(3ч) Применение различных приемов работы с
пластиком. Совершенствование аккуратности и качества изделий. Правильная постановка
руки.
Тема 3. Выполнение плоских рисунков (7ч.). Выбор трафаретов. Рисование на бумаге,
пластике или стекле. Фотографирование работ. Обсуждение результатов. Создание плоских
элементов для последующей сборки.
Тема 4. Сборка моделей из отдельных элементов (3ч.). Фотографирование работ.
Обсуждение результатов.
Тема 5. Объемное рисование моделей (10 ч.). Технология, основанная на
отвердевающем полимере, не требующем нагрева. Конструкция ручки. Техника
безопасности при работе с холодной 3D ручкой. Объемное рисование. Фотографирование
работ. Обсуждение результатов.
Тема 6. Создание оригинальной 3D модели (10 ч.). Основные понятия проектного
подхода. Выбор темы проекта. Реализация проектирования. Фотографирование работ.
Обсуждение результатов.
Формы аттестации планируемых результатов программы: выставка, наблюдение,
анализ, оценка и взаимооценка, опрос, защита проектов.
Знания проверяются через беседу, опрос, викторину, тест. Практические результаты
оцениваются через просмотр и анализ работ, при этом обсуждаются: отношение к процессу
и результату практической работы, творческий замысел авторов, самостоятельность в
практической работе, выбор оригинальных средств выразительности. Результаты работы
обучающихся (демонстрация моделей, готовых изделий, композиций) представляются на
выставках и конкурсах различного уровня в виде готовых моделей, либо их фотографий.
5
3. Календарно тематическое планирование.
№ Наименование раздела. Тема занятия
Кол-во
Форма проведения
часов
Тема 1: ТБ
1ч
1
История создания 3Д технологии,
1
Знакомство с правилами и
Техникабезопасности при работес 3D
техникой безопасности при
ручкой
работе с 3-d ручкой.
ТЕМА 2: Основы работы с 3D ручкой 3ч
2
3D ручка. Демонстрация возможностей, 1
Видео презентация
устройство 3D ручки. Виды 3Д пластика
Знакомство с правилами и
Виды 3Д ручек
техникой безопасности при
работе с 3-d ручкой.
3
Эскизная графика и шаблоны при работе с 1
Видео презентация
3D ручкой
4
Общие понятия и представления о форме
1
Геометрическая основа строения формы
предметов.
Способы
заполнения
межлинейного
пространства.
Тема 3 Плоские фигуры
7
Техника рисования на плоскости
5
1
Создание
предметных
Техника рисования в пространстве
аппликативных картинок из
Практическая работа «Создание
6
2
2-3 элементов (яблоко и 1-2
объѐмной
фигуры,
состоящей
из
7
листочка):
составление
плоских деталей «Насекомые»
композиции
из
готовых
Практическая работа «Бабочка»
(разнородных) элементов.
8
Практическая работа «Цветок»
1
9
Практическая работа «Узоры»
1
Рисование
овальных
и
круглых предметов: создание
контурных
рисунков,
замыкание линии в кольцо.
10 Создание плоской фигуры по трафарету
2
Рисование
овальных
и
11 «Ожерелье и браслет»
круглых предметов: создание
контурных
рисунков,
замыкание линии в кольцо.
Тема4: Сборка
3
12 Дома на нашей улице
3
Создание модели дома из
13
геометрических
фигур.
14
Развитие пространственного
мышления.
Тема 5: Объѐмное рисование
10
15 Машинка.
3
Создание обьемной модели
16
машины
по
готовому
17
контуру, развитие мелкой
моторики, внимания.
18 Строим башню.
3
Закреплять представления о
19
геометрической
форме
20
«квадрат». Упражнять в
21
22
23
24
За синими морями, за высокими горами.
Тема 6: Проект
25 В мире сказок
26 В мире сказок
27
28
29
30
31
32
33 В мире сказок
34
Всего
различении геометрических
фигур по цвету, по величине.
Создание модели кораблика
на
волнах.
Закрепление
навыков работы с ручкой.
Развитие пространственного
мышления.
4
10
1
7
Обсуждение проекта
Создание проекта
2
Защита проекта
34
7