УТВЕРЖДЁН
N,{Боу
мБоу сош
Jф 6
М3 к ооП
ооо
/Ю.П. Бызова/
августа 2025 г
Ml47-0
плАн
внЕурочноЙ
дЕятЕльности
мБоу сош мб
на уровне основного общего образования
2025 год
оm 20.08.2025z)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
План внеурочной деятельности ООО МБОУ СОШ №6 (далее - План) обеспечивает
введение в действие и реализацию требований Федерального государственного
образовательного стандартов основного общего образования и определяет общий и
максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и
структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам.
План внеурочной деятельности образовательной организации является обязательной
частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие
программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного
раздела основной образовательной программы.
План внеурочной деятельности является нормативным документом, определяющим
распределение часов внеурочной деятельности, состав и структуру направлений, формы
организации, объем внеурочной деятельности, отводимой на формирование всесторонне
развитой личности школьника.
Назначение плана внеурочной деятельности — психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной
адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов.
План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией с учетом
предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и
содержания учебных курсов.
Основополагающими принципами построения учебного плана внеурочной
деятельности являются:
- включение программ регионального содержания;
- преемственность структуры и содержания начального, основного и среднего
общего образования;
- вариативность, обеспечивающая индивидуальные потребности в образовании;
- дифференциация с целью реализации возрастных особенностей учащихся;
- интегративность содержания образования на основе психо-физиологических
особенностей восприятия учащимися окружающего мира;
- диверсификация образовательных услуг с учетом потенциальных ресурсов школы
и социальных запросов населения;
- индивидуализация, позволяющая учитывать интересы, склонности и способности
учащихся;
- добровольность выбора курсов внеурочной деятельности;
- учет потребностей обучающихся и их родителей;
- разнообразие форм организации внеурочной деятельности.
Нормативно-правовой основой формирования плана внеурочной деятельности
являютсяследующие нормативные документы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29декабря 2012
г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 14.07.2022);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. № 287
―Об утверждении федерального государственного образовательногостандарта
основного
общего
образования‖
(с
изменениями
от
18.06.2022
ПриказМинистерства просвещения Российской Федерации № 568);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 №993
"Об утверждении федеральной образовательной программы основногообщего
образования";
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 №1014
"Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего
общегообразования";
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021№ 115
"Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательнойдеятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательнымпрограммам начального общего, основного общего и среднего
общегообразования";
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2026 года
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и
Плана
мероприятий по еѐ реализации в 2021 — 2026 годах (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);
Письмо Минпросвещения России от 17.08.2023 № ДГ-1773/05 "О направлении
информации"(вместе с "Методическими рекомендациями по реализации
профориентационногоминимума в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующихобразовательные программы основного общего и
среднего общего образования", "Порядкомреализации профориентационного
минимума в образовательных организациях РоссийскойФедерации, реализующих
образовательные программы основного общего и среднего общегообразования в
2025/2026 учебном году", утв. Фондом Гуманитарных Проектов 14.07.2023);
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.12.2021 №032161 «О направлении методических рекомендаций»;
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 №ТВ1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с«Информационнометодическим письмом об организации внеурочнойдеятельности в рамках
реализации
обновленных
федеральных
государственныхобразовательных
стандартов начального общего и основного общегообразования»);
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
корганизациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»,утвержденных
постановлением
Главного
государственного
санитарного врача РоссийскойФедерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.364820).
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требованияк обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов
среды
обитания»,утвержденных
постановлением
Главного
государственного санитарного врача РоссийскойФедерации от 28.01.2021 № 2
(далее – СанПиН 1.2.3685-21);
Информационно-методическое письмо Министерства просвещенияРоссийской
Федерации «Об организации внеурочной деятельности в рамкахреализации
обновленных
федеральных
государственных
образовательныхстандартов
начального общего и основного общего образования» от 05.07.2022№ ТВ-1290/03;
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
РоссийскойФедерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и
нормСанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечениюбезопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания"(СанПиН 1.2.3685-21);- Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего
образования Минпросвещения России от 17.06.2022 № 03-871 «Об организации
занятий «Разговоры о важном»;
Методические рекомендации по использованию и включению в содержание
процесса обучения и воспитания государственных символов Российской
Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов
внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных
общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных
технологий»;
Письмо Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24 «О направлении
рекомендаций по организации работы образовательных организаций»;
Методические рекомендации Минпросвещения России от 20.03.2020 по реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, образовательных программ среднего профессионального
образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
Методические рекомендации по реализации проекта «Билет в будущее» по
профессиональнойориентации обучающихся 6-9 классов образовательных
организаций Российской Федерации,реализующих образовательные программы
основного общего образования (письмоМинистерства просвещения Российской
Федерации от 25 апреля 2023 г. № ДГ-808/05);
Устав МБОУ СОШ №6;
Локальные акты МБОУ СОШ №6;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ
№6.
В соответствии с обновленным федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования (ФГОС ООО 2021), основная образовательная
программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в
том числе и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность является составной
частью образовательных отношений и одной из форм организации свободного времени
обучающихся.
Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС ООО следует
понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от
классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования.
Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей,
задач, принципов, содержания, форм и методов деятельности.
В соответствии с планом внеурочной деятельности создаются условия для
получения образования всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЛАНА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования (личностных, метапредметных, предметных) обучающимися 5-9 х
классов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются
следующие:
- поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов
освоения программы начального общего образования;
- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в
разновозрастной школьной среде;
- формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и
проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей участников;
- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться,
подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений
командной работы;
- поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления;
- формирование культуры поведения в информационной среде.
Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов является
овладение:
- универсальными учебными познавательными действиями (замещение, моделирование,
кодирование и декодирование информации, логические операции);
- универсальными учебными коммуникативными действиями (приобретение умения
учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество,
взаимодействие с педагогическими работниками и со сверстниками, адекватно передавать
информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи,
учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию,
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером);
- универсальными учебными регулятивными действиями (способность принимать и
сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и
оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить
новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве,
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И РЕСУРСЫ
План внеурочной деятельности ООО МБОУ СОШ №6 подготовлен с учетом
требований Федерального государственного образовательного стандартаосновного
общего образования и обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей
обучающихся через внеурочную деятельность, широту развития личности обучающихся,
учитывает социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки
обучающихся, с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса,
повышения
результативности
обучения
детей,
обеспечения
вариативности
образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также
выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их
здоровья.
Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей
внеурочной деятельности, направлена на формирование у школьников российской
гражданской идентичности и таких компетенций, как:
- компетенции конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе
учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
- социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и
общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях
человека;
- компетенции в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой
совместной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ может происходить:
- в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной
деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детскоюношеских общественных объединениях, созданных в школе и за ее пределами;
- через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям,
участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений,
благотворительных организаций;
- через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в
благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, в ходе партнерства с
общественными организациями и объединениями.
При выборе направлений и отборе содержания обучения МБОУ СОШ №6
учитывает:
- условия функционирования, особенности контингента, кадровый состав;
- результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и
трудности их учебной деятельности;
- возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и
их содержательная связь с урочной деятельностью;
- особенности информационно-образовательной среды, национальные и культурные
особенности региона.
План внеурочной деятельности включает в себя:
- внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы(учебные
курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, в т.ч. предусматривающие углубленное изучение
учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся,
потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие
этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ;
- внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности
(читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся
(интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в
т.ч. направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности);
- внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в т.ч.
одаренных, через организацию социальных практик (в т.ч. волонтѐрство), включая
общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных
компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку,
использование
возможностей
организаций
дополнительного
образования,
профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в
профессионально-производственном окружении;
- внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных
мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в т.ч. в творческих
объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетомисторикокультурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
- внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ
(подростковых коллективов), в т.ч. ученических классов, разновозрастных объединений
поинтересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений,
организаций и т. д.;
- внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной
деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению
успешной реализации образовательной программы и т. д.);
- внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки
обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа
тьюторов, педагогов-психологов);
- внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в
пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровьяшкольников,
безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики
неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе
взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся).
Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое,
интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие
обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую
поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации.
Приоритетные формы работы при организации внеурочной деятельности:
Формы работы
Школьник занимает
активную позицию
диалог, обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы, решения
кейсов, опыты, эксперименты, конкурсы, коммуникативные,
деловые, интеллектуальные игры, профессиональные пробы,
ролевые игры, встречи, деятельность ученических сообществ,
реализация проектов и т.п
Стимулирование
экскурсии, соревнования, походы, слеты, сборы, концерты,
двигательной
театрализации, подвижные игры, творческие акции, трудовые
активности школьников дела и т.п.
Основной принцип – добровольность выбора ребенком сферы деятельности,
удовлетворение его личных потребностей, интересов. Количество занятий внеурочной
деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями (законными
представителями) с учетом занятости обучающегося во второй (первой) половине дня.
Требование обязательного посещения обучающимися максимального количества
занятий внеурочной деятельности не допускается. На одного обучающегося может
приходиться от 1 до 10 занятий. Количество человек в группах – не менее 10 человек.
Группы для занятий могут формироваться из обучающихся разных классов в
пределах одного уровня образования. Разновозрастный характер групп, в которых
проходят внеурочные занятия, имеет свои достоинства, связанные прежде всего с
получаемым ребенком важным социальным опытом взаимодействия со старшими и
младшими школьниками, возможностью учиться у старших, помогать и заботься о
младших.
Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 40 минут.
Для учащихся с ОВЗ в рамках реализации учебного плана внеурочной
деятельности по инклюзии предусмотрены коррекционные занятия с педагогомпсихологом.
В целях реализации плана внеурочной деятельности МБОУ СОШ №6 использует
ресурсы социальных партнеров и других организаций, включая организации
дополнительного образования, профессиональные образовательные организации высшего
образования, научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и
иные организации:
- Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)
Российского государственного профессионально-педагогического университета;
- ГАПОУ СО «Высокогорский многопрофильный техникум» (филиал с. Петрокаменское);
- ГАПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж № 1»;
- Муниципальное бюджетное учреждение Горноуральского городского округа
«Новоасбестовский центр культуры»;
- МБОУ «Школа искусств п. Новоасбест» и др.
Преподавательский состав имеет педагогическое образование и курсы повышения
квалификации по ФГОС.
Администрация осуществляет контроль за реализацией образовательной
программы ООО, в том числе и внеурочной деятельности.
4. ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С целью реализации принципа формирования единого образовательного
пространства на уровне основного общего образования в МБОУ СОШ №6 часы
внеурочной деятельности используются через реализацию модели плана с преобладанием
учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной
деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности.
Внеурочная деятельность в части, рекомендуемой для всех обучающихся,
представлена следующими направлениями:
-1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник,
первый урок), целью которых является развитие ценностного отношения обучающихся к
своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и
великой культуре. Реализация программы занятий «Разговоры о важном» возложена на
классных руководителей.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на формирование
соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для
конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или)
беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни
человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в
мировой
художественной
культуре
и
повседневной
культуре
поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
- 1 час в неделю - на занятия по формированию функциональной грамотности
обучающихся (в т.ч. финансовой грамотности), которые реализуются через учебный курс
«Основы функциональной грамотности» в 5-7 классах.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной
личности, еѐ готовности и способности использовать приобретаемые в течение
жизнизнания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона
жизненных задачв различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений.
- 1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение
профориентационных интересов и потребностей обучающихся, которые реализуются
через курс «Россия – мои горизонты» (6-9 классы).
Содержание программы данного курса учитывает системную модель содействия
самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанную на
сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практикоориентированного и диагностико-консультативного подходов к формированию
готовности к профессиональному самоопределению. Программа обеспечивает
информированность обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной
деятельности, в том числе с учетом имеющихся потребностей в профессиональных
кадрах; организацию профессиональной ориентации обучающихся через систему
мероприятий, проводимых общеобразовательной организации.
Программа разработана с учетом преемственности профориентационных задач при
переходе обучающихся с 6 по 9 классы, состоит из профориентационных занятий,
посвященных изучению отраслей экономики, профориентационных диагностик
(диагностика склонностей, диагностика ГПС, диагностика способностей, личностных
особенностей и др); рефлексивных занятий, моделирующих онлайн-профпроб в
контентно-информационный комплекс «Конструктор будущего» на базе Платформы
«Билет в будущее».
Вариативная часть для обучающихся 5-9 классов в соответствии с требованиями
обновлѐнных ФГОС ООО включает:
Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся реализуются через курсы «Занимательная
грамматика», «Подросток и закон», «Математический клуб», «3Д моделирование», «Я –
гражданин», «Лабораторный эксперимент по физике», «Вопросы анатомии», «Практикум
по географии», «За страницами учебника информатики».Основная цель: интеллектуальное
и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных,
культурных, оздоровительных потребностей и интересов.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно
познающего мир школьника, творческой личности будет проходить более успешно, если
урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации,
раскрытии и развитии способностей и талантов реализуется через занятия в
спортивном клубе «Спортивные игры», занятиях в студиях «Музыкальный фольклор» и
«Хоровое пение», объединениях «Мастер по дереву», «В мире школьных праздников»,
«Юные инспекторы дорожного движения» и «Дружина юных пожарных».
Целью реализации является:
- помощь в освоении школьниками основных социальных норм;
- передача школьникам необходимых знаний о здоровом и безопасном образе
жизни и профилактике отклонений в состоянии здоровья;
- содействие формированию всесторонне развитой личности в процессе
физического воспитания.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5лет
обучения на уровне основного общего образования не более 1750 часов, в год — не более
350 часов.
Принципы организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №6:
- интерес (поможет укрепить контакты педагогов с детьми, будет способствовать
формированию в глазах детей позитивного восприятия школы, уменьшит риск их
вовлечения в нежелательные, антисоциальные виды деятельности);
- сотрудничество (помогает детям взрослеть, преодолевая свою инфантильность и
развивая самостоятельность и ответственность);
-доверие (поможет ему сплотить вокруг себя детей и стать для них значимым
взрослым, к которому дети больше прислушиваются, чьи требования и просьбы
воспринимаются позитивнее, чье поведение и жизненные принципы охотнее
воспринимаются ими в качестве образцов для подражания);
- неназидательность (содержание внеурочных занятий не должно преподноситься
ребенку в форме назиданий, ребенок не должен становиться пассивным потребителем
информации, важно дать ему самому делать выводы из увиденного и услышанного на
занятиях: спорить, доказывать свою точку зрения, слышать мнения других).
Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее
воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания
образовательной организации.
Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом
со спортивным инвентарем для школьников, спортивной площадкой, компьютерной
техникой.
Ожидаемые результаты внеурочной деятельности:
- развитие индивидуальности каждого ребѐнка в процессе самоопределения в
системе внеурочной деятельности;
- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об
устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в
обществе и т.п.),понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного
отношения к социальной реальности в целом;
- воспитание уважительного отношения к своему городу, лицею; - получение
школьником опыта самостоятельного социального действия;
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской
компетентности школьников;
- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; - воспитание у
детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
- формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры,
осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
- реализация, в конечном счете, основной цели программы - достижение
учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в
них принимаемой обществом системы ценностей.
Ученик получит возможность научиться:
- адекватно использовать речевые средства общения для решения
коммуникативных задач;
- допускать возможности существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственным мнением;
- строить понятные для партнѐра высказывания, задавать вопросы, необходимые
для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь; продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐта
интересов и позиций всех участников.
Таким образом, план внеурочной деятельности позволяет удовлетворить
дополнительные образовательные запросы обучающихся, их родителей (законных
представителей) несовершеннолетних, обеспечить развитие личности.
5. ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность,
осуществляемую в формах, отличных от классно - урочной, и направленных на
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию
обучающихся и их родителей (законных представителей) и направлены на реализацию
различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.
Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов,
конференций, викторин, игр, познавательных бесед, диспутов, КВНов, олимпиад,
поисковых и научных исследований, проектов, интеллектуальных марафонов,
соревнований, спортивных игр, туристического слета, отчетных концертов, конкурсов,
выставок, культпоходов в театры, музеи, встреч с ветеранами и т.д.
Формы
внеурочной
деятельности
предусматривают
активность
и
самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работы,
обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность),
переменный состав обучающихся.
Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за посещаемостью
Промежуточная аттестация обучающихся, осваивающих программы внеурочной
деятельности, как правило, не проводится. Реализация внеурочной деятельности
осуществляется без балльного оценивания результатов освоения курса. Оценивание
(зачет/незачет) происходит по итогам периода обучения (учебный год) и может быть
реализовано через проведение творческих вечеров, постановку спектаклей, организацию
тематических мероприятий и выставок, защиту проектов, проведение викторин и
концертов, соревнований и игр, а также работу с портфолио обучающегося, что позволяет
решать задачи воспитания, выявление и развитие индивидуальных творческих
способностей ребенка, ведет к повышению самооценки ученика, максимальному
раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию дальнейшего
творческого роста. По итогам завершения курса оформляется протокол.
Показатели деятельности педагогов по реализации модели внеурочной
деятельности:
-проектная деятельность учащихся;
- участие учащихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне школы;
- количество учащихся, задействованных в общешкольных и внешкольных мероприятиях;
-посещаемость занятий, курсов;
- участие родителей в мероприятиях;
- наличие благодарностей, грамот;
- ведение аналитической деятельности своей внеурочной работы с обучающимися
(отслеживание результатов, коррекция своей деятельности);
- применение современных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения;
-удовлетворенность учащихся и их родителей выбранным курсом внеурочной
деятельности;
- презентация опыта на различных уровнях.
Учет занятий внеурочной деятельности осуществляется педагогическими
работниками, ведущими занятия. Для этого в МБОУ СОШ №6 оформляются электронные
журналы учета занятий внеурочной деятельности, в которые вносятся списки
обучающихся, Ф.И.О. педагогических работников. Даты и темы проведенных занятий
вносятся в электронный журнал в соответствии с рабочими программами внеурочной
деятельности. Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности
обучающимися класса осуществляется классным руководителем в соответствии с
должностной инструкцией.
6. РЕЖИМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее
благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми
осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их
подготовки. Расписание утверждается директором школы образовательного учреждения.
План включает в себя следующие нормативы:
недельную (максимальную) нагрузку на обучающихся;
недельное количество часов на реализацию программ по каждому направлению
развития личности;
количество групп по направлениям.
Продолжительность учебного года в5-9 классах — 34 недели. Продолжительность
учебной недели – 5 дней. Обязательная (максимальная) нагрузка внеурочной деятельности
обучающихся 5-9классов в МБОУ СОШ №6 не превышает предельно допустимую – до 10
часов. Продолжительность одного занятия составляет 40 минут (в соответствии с нормами
СанПин). Длительность занятий до 1,5 часов и до 3 часов в каникулярные и выходные дни
соответствует
требованиям
п.
8.2.6.
СанПин
2.4.4.1251-03
«Санитарноэпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей
(внешкольные учреждения)».
Наполняемость групп осуществляется в зависимости от направлений и форм
внеурочной деятельности (Приложение 3 к СанПин 2.4.4.1251- 03 «Санитарноэпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей
(внешкольные учреждения)». Занятия проводятся по группам в соответствии с
утвержденной программой.
Перспективный
образования
план
внеурочной
деятельности
основного
Количество часов
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Информационно-просветительские занятия
1/34
1/34
1/34
1/34
патриотической, нравственной и
экологической направленности
Занятия по формированию функциональной
1/34
1/34
1/34
общего
Направление внеурочной деятельности
9 класс
1/34
грамотности обучающихся (в т.ч. финансовой
грамотности)
Занятия, направленные на удовлетворение
1/34
1/34
профориентационных интересов и
потребностей обучающихся
Вариативная часть
Определяются по желанию обучающихся и их
8/238
7/238
7/238
родителей (законных представителей)
Итого:
10/340 10/340
10/340
Всего на уровне основного общего образования – 1700 часов
1/34
1/34
8/272
8/272
10/340
10/340
Недельный план внеурочной деятельности основного общего образования
МБОУ СОШ №6
Направление
внеурочной
деятельности
Наименован
ие рабочей
программы
Класс
Вид
деятельности
Форма
организации
Количест
во часов
Всего
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Информационно
просветительски
е занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
«Разговоры о
важном»
Занятия по
формированию
функциональной
грамотности
обучающихся (в
т.ч. финансовой
грамотности)
«Основы
функциональ
ной
грамотности»
5
Занятия,
направленные на
удовлетворение
профориентацио
нных интересов
и потребностей
обучающихся
«Россия –
мои
горизонты»
6
5
6
Проблемноценностное
общение
Дискуссионн
ый клуб
1
1
7
1
8
1
9
1
6
Познавательна
я, игровая
7
7
8
9
Познавательна
я,
игровая,пробле
мноценностное
общение
Вариативная часть
Деловая игра,
проектная и
исследовател
ьская
деятельность,
организация
социальных
практик
1
Игра, беседа
с
обсуждением
, викторина,
дискуссия,
квиз,
самостоятель
ная работа,
парная
работа,
групповая
работа
1
5
1
1
3
1
1
1
5
Занятия,
«Заниматель
связанные с
ная
реализацией
грамматика»
особых
интеллектуальных
и
социокультурны
х
«Подросток и
потребностей
обучающихся
закон»
5
Практическая
работа,
самостоятель
ная работа,
групповая
работа
1
1
5
7
Познавательна
я, игровая
Беседа с
обсуждением
, игра,
дискуссия
1
1
«Математиче
ский клуб»
9
Познавательна
я
Практическая
работа,
самостоятель
ная работа,
групповая
работа
1
1
«Я –
гражданин»
9
Познавательна
я
Самостоятель
ная работа,
групповая
работа,
беседа с
обсуждением
1
1
«Лабораторн
ый
эксперимент
по физике»
7
Познавательна
я
Практическая
работа,
самостоятель
ная работа,
групповая
работа
«Вопросы
анатомии»
9
Познавательна
я
Практическая
работа,
самостоятель
ная работа,
групповая
работа
1
1
«Практикум
по
географии»
9
Познавательна
я
Практическая
работа,
самостоятель
ная работа,
групповая
работа
1
1
«За
страницами
учебника
информатики
»
9
Познавательна
я
Практическая
работа,
самостоятель
ная работа,
групповая
работа
1
1
6
Познавательна
я
7
8
9
8
9
1
1
1
1
Занятия,
направленные на
удовлетворение
интересов и
потребностей
обучающихся в
творческом
физическом
развитии,
помощь
в
самореализации,
раскрытии и
развитии
способностей и
талантов
«Юные
инспекторы
дорожного
движения»
5
Познавательная, игровая
Социальное
творчество,
спортивнооздоровитель
ная
деятельность,
групповая
работа
0,5
«Дружина
юных
пожарных»
7
Социальное
творчество,
спортивнооздоровитель
ная
деятельность,
групповая
работа
0,5
8
Познавательная, игровая
«Спортивные
игры»
5
Игровая
Спортивнооздоровитель
ная
деятельность,
игра,
групповая
работа,
практические
занятия
1
6
6
7
8
9
«В мире
школьных
праздников»
5
6
7
8
5
6
7
8
«Мастер по
дереву»
5
6
7
«3Д
моделирован
ие»
5
6
0,5
1
0,5
5
1
1
1
1
Игровая,
познавательная
, досуговоразвлекательна
я
Создание
творческих
проектов,
игра,
групповая
работа
1
Художественн
ое творчество,
досугово развлекательна
я деятельность
Создание
творческих
проектов,
игра,
групповая
работа
1
Художественн
ое
творчество,поз
навательная
Создание
творческих
проектов,
групповая,
индивидуаль
ная работа
1
Художественн
ое
творчество,поз
Создание
творческих
проектов,
1
9
«Хоровое
пение»
1
«Музыкальн
ый
фольклор»
7
навательная
групповая,
индивидуаль
ная работа
5
Художественн
ое творчество,
досугово развлекательна
я деятельность,
игровая
Создание
творческих
проектов,пра
ктическая
работа,
самостоятель
ная,
групповая
работа
6
7
2
Годовой план внеурочной деятельности основного общего образования
МБОУ СОШ №6
Направление
внеурочной
деятельности
Программа
Классы
5
6а
6б
7
Всего
8
9а
9б
1
1
Часть, обязательная для всех обучающихся
Информационно
просветительские
занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
«Разговоры о
важном»
1
1
1
1
Занятия по
формированию
функциональной
грамотности
обучающихся
«Основы
функциональ
ной
грамотности»
1
1
1
1
Занятия,
направленные на
удовлетворение
профориентацион
ных интересов и
потребностей
обучающихся
«Россия –
мои
горизонты»
1
1
1
1
7
4
1
1
1
6
1
1
4
Вариативная часть
Занятия,
связанные с
реализацией
особых
интеллектуальных
«Занимательн
ая
грамматика»
«Подросток и
1
1
1
1
и
социокультурных
потребностей
обучающихся
закон»
«Математиче
ский клуб»
1
1
«Я –
гражданин»
1
1
«Лабораторн
ый
эксперимент
по физике»
1
«Вопросы
анатомии»
1
1
«Практикум
по
географии»
1
1
«За
страницами
учебника
информатики
»
1
1
«ЗД
моделирован
ие»
Занятия,
направленные на
удовлетворение
интересов и
потребностей
обучающихся в
творческом,
физическом
развитии, помощь
в
самореализации,
раскрытии и
развитии
способностей и
талантов
1
1
1
«Юные
инспекторы
дорожного
движения»
1
1
«Дружина
юных
пожарных»
1
1
«Спортивные
игры»
2
2
«В мире
школьных
праздников»
1
1
«Хоровое
пение»
1
1
«Мастер по
дереву»
«Музыкальн
ый
фольклор»
2
2
Программы для реализации дополнительной внеурочной деятельности для
учащихся с ОВЗ
Цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» реализуется с учетом особых
образовательных потребностей разных возрастных групп обучающихся с ОВЗ, их
индивидуальных особенностей здоровья, развития, организации образования в
соответствии с Методическими рекомендациями, размещенными на портале ФГБНУ
«Институт коррекционной педагогики РАО» (https://ikp-rao.ru/razgovory-o-glavnom/).
Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе» (1-4),
М.,2015
Для обучающихся, посещающих занятия в организациях дополнительного
образования, спортивных школах, музыкальных школах и других образовательных
организациях, количество часов внеурочной деятельности сокращается.
Родители, (законные представители) обучающихся, предъявляют справки
указанных организаций.
Проведение занятий внеурочной деятельности, осуществляется с понедельника по
пятницу во вторую половину дня по окончании учебного процесса в соответствии с
расписанием.
Режим работы школы – одна смена. Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий, в
соответствии с расписанием и с учѐтом общего количества часов недельной нагрузки по
внеурочной деятельности, а также с учѐтом необходимости разгрузки последующих
учебных дней.
Учет занятий внеурочной деятельности осуществляется педагогическими
работниками, ведущими занятия. Для этого в МБОУ СОШ №6 оформляются электронные
журналы учета занятий внеурочной деятельности, в которые вносятся:
- списки обучающихся, Ф.И.О. педагогических работников;
- даты и темы проведенных занятий вносятся в журнал в соответствии с рабочими
программами внеурочной деятельности.
Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности
обучающимися класса осуществляется классным руководителем в соответствии с
должностной инструкцией.
7. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Финансово-экономические условия реализации основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС начального общего образования обеспечивают
реализацию образовательной программы, в том числе в части внеурочной деятельности.
При расчете нормативов финансового обеспечения реализации государственных
услуг образовательной организацией в соответствии с ФГОС начального общего
образования в норматив включены затраты рабочего времени педагогических работников
МБОУ СОШ №6 на внеурочную деятельность.
Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной
деятельности, при тарификации педагогических работников устанавливается как
педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических
работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, устанавливается с
учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника
8. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И КОНТРОЛЬ ЗА
ПОСЕЩАЕМОСТЬЮ
Для организации внеурочной деятельности МБОУ СОШ №6 самостоятельно
разрабатывает и утверждает рабочие программы курсов внеурочной деятельности.
Реализация курсов внеурочной деятельности проводится без бального оценивания
результатов освоения курса.
Во внеурочной деятельности обучающихся осуществляется текущий контроль и
промежуточная аттестация.
Текущий контроль во внеурочной деятельности – это систематическая проверка
достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной
деятельности в соответствии программой курса внеурочной деятельности. Текущий
контроль проводится с целью систематического контроля уровня усвоения материала,
прочности формируемых предметных знаний, умений, приобретения универсальных
учебных действий, а также носит мотивационный характер.
Промежуточная аттестация проводится с целью определения качества освоения
обучающимися программ курсов внеурочной деятельности.
Оценке результатов внеурочной деятельности подлежат результаты освоения курса
внеурочной деятельности, которые запланированы педагогом и зафиксированы в рабочих
программах курсов внеурочной деятельности. Формами подведения итогов освоения
программы внеурочной деятельности являются выставки, фестивали, соревнования,
учебно-исследовательские конференции.
Основными формами учета внеурочной деятельности обучающихся являются:
•
индивидуальная оценка на основании выполнения практической или
творческой работы, портфолио индивидуальных достижений обучающегося, защиты
проектной или исследовательской работы; результатов участия в интеллектуальном
конкурсе, олимпиаде, отчѐтном концерте, соревнованиях; выполнение презентаций,
докладов; выполнение контрольных нормативов; разработка изделия, макета, предметов
декора и живописи и др.;
•
коллективная оценка деятельности класса или группы обучающегося на
основании участия в групповом или коллективном творческом деле; участие в отчѐтном
концерте и др.
Обучающийся считается освоившим программу курса внеурочной деятельности,
если он успешно прошел промежуточную аттестацию.
Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется по
итогам участия учащегося в конкурсных мероприятиях или выполнения им некоторых
работ. Предусмотрены формы публичного представления результатов освоения курса
перед родителями (законными представителями) обучающихся, педагогами, учениками
(конференция, выставка, турнир, праздник, театральное представление на род собрании).
Школа вправе засчитать результаты освоения обучающимся образовательных
программ в иных образовательных организациях и организациях, осуществляющих
образовательную деятельность. Зачет результатов проводится в соответствии с приказом
Минобрнауки, Минпросвещения от 30.07.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка
зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов
освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики,
дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих
образовательную деятельность» и Положением о зачете результатов обучающихся,
утвержденным приказом директора школы.Оценивание происходит по итогам периода
обучения (четверть, учебный год); может быть реализовано через проведение творческих
вечеров, постановку спектаклей, организацию тематических мероприятий и выставок, а
также работу с портфолио обучающегося, что позволяет решать задачи воспитания,
выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка, ведет к
повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных
возможностей каждого ребенка, развитию дальнейшего творческого роста.
Текущий контроль за посещением обучающимися занятий внеурочной
деятельности в школе и учет занятости обучающихся осуществляется классным
руководителем и преподавателем, ведущим курс.
Учет занятости обучающихся в организациях дополнительного образования детей
(спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях) осуществляется классным
руководителем.
9. МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации,
сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность
модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим
критериям:
Задача диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды
внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Объекты мониторинга:
Диагностика эффективности внеурочной деятельности обучающихся:
Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления
удовлетворѐнности воспитательными мероприятиями;
Личность самого воспитанника (вовлеченность обучающихся во внеурочную
образовательную деятельность, как на базе школы-интерната, так и вне образовательной
организации);
- Детский коллектив (развитие и сплочение ученического коллектива, характер
межличностных отношений).
Мониторинг осуществляется 1 раз в год (в конце учебного года):
Проводится анкетирование на выявление предпочтений, интересов внеурочных занятий.
Анализ востребованности занятий по критериям:
- массовость посещения; расширение спектра интересов учащихся;
- активность участия в проектной деятельности;
- динамика участия в выставках, школьных конкурсах, мероприятиях и т.п.