Управление образования администрации муниципального округа Горноуральский Свердловской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
Приложение №1
к Основной образовательной программе
среднего общего образования,
утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6
от 20 августа 2025г. № 147-д
Рабочая программа элективного курса «Дискуссионные вопросы истории»,
10-11 классы
Планируемые результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к
собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных
формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
-нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей,
умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного
сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству,
владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных
знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки
разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
-осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение
к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
-физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение
детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
-выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
-организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
-сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
-критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
-использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
-находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
-выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия;
-выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
-менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
-при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
-координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
-развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
-распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
Требования к предметным результатам освоения базового курса истории, согласно ФГОС:
1) сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении
задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом
историческом процессе;
3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
В результате освоения курса
Выпускник на базовом уровне научится:
-рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
-знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
-определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
-представлять культурное наследие России и других стран;
-работать с историческими документами;
-сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
-критически анализировать информацию из различных источников;
-соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
-использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
-использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
-составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
-работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
-читать легенду исторической карты;
-владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
-демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
-оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
-ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
-демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и
национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
-устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
-определять место и время создания исторических документов;
-проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении
политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
-характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
-понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и
значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
-использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и
времени;
-представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
-соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века;
-анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;
-обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных
источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
-приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
-применять полученные знания при анализе современной политики России;
-владеть элементами проектной деятельности.
Содержание тем элективного курса
ОТ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
Понятия и термины:
Автокефалия (церковная). Базилика. Балты. Баскак. Берестяные грамоты. Былины. Вече. Военный монашеский Орден. Вотчина. Герб.
Город. Граффити. Гривна. Дань. Десятина. Дружина. Жития. Закупы. Инок (монах). Ислам. Иудаизм. Князь. Кормление. Крестовокупольный
храм. Крестоносцы. Крестьяне. Купцы. Курултай. Летопись. Люди. Митрополит. Мозаика. Монастырь. Орда. Плинфа. Подсечно-огневая
система земледелия. Половцы. Полюдье. Поместье. Посадник. Православие. Преподобный. Присваивающее и производящее хозяйство.
Русь. Святитель. Село. Скифы. Славяне. Смерды. Традиционные верования. Финно-угры. Фреска. Холопы. Христианство.Царь.
Централизация. Ярлык.
Персоналии Государственные и военные деятели: Александр Невский, Андрей Боголюбский, Батый (Бату), Василий I, Василий
Тѐмный, Витовт, Владимир Мономах, Владимир Святой, Всеволод Большое Гнездо, Гедимин, Даниил Галицкий, Даниил Московский,
Дмитрий Донской, Иван Калита, Иван III, Игорь «Старый», Игорь Святославич, Мамай, Михаил Ярославич Тверской, Олег, Ольга, Ольгерд,
Рюрик, Святополк Окаянный, Святослав Игоревич, София (Зоя) Палеолог, Софья Витовтовна, Тимур, Тохтамыш, Узбек, Чингисхан, Юрий
Данилович, Юрий Долгорукий, Ягайло, Ярослав Мудрый. Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования:
Митрополит Алексий, Борис и Глеб, Даниил Заточник, Дионисий, Епифаний Премудрый, митрополит Иларион, митрополит Иона, Кирилл и
Мефодий, Нестор, Афанасий Никитин, Пахомий Серб, митрополит Пѐтр, Андрей Рублѐв, Сергий Радонежский, Стефан Пермский, Феофан
Грек, Аристотель Фиораванти.
РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ
Понятия и термины:
Местничество. «Избранная рада». Реформы. Челобитная. Самодержавие. Государев двор. Сословно-представительная монархия.
Земские соборы. Приказы. Опричнина. Заповедные лета. Урочные лета. Крепостное право. Соборное уложение. Казачество. Гетман.
Засечная черта. Самозванство. Посад. Слобода. Мануфактура. Ярмарка. Старообрядчество. Раскол. Парсуна. Полки нового (иноземного)
строя. Стрельцы. Ясак.
Государственные и военные деятели: АлексейАдашев, царь Алексей Михайлович, Иван Болотников, Василий III, Елена Глинская,
царь Борис Годунов, Ермак, царьИван IV Грозный, АндрейКурбский, хан Кучум, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, А.С. Матвеев, Кузьма
Минин, царь Михаил Фѐдорович, Б.И. Морозов, А.Л. Ордин-Нащокин, Д.М. Пожарский, М.В. Скопин-Шуйский, Малюта Скуратов, царь
Фѐдор Алексеевич, царь Фѐдор Иванович, Богдан Хмельницкий, царь ВасилийШуйский. Общественные и религиозные деятели, деятели
культуры, науки и образования: протопоп Аввакум, Иосиф Волоцкий, патриарх Гермоген, С.И. Дежнѐв, патриарх Никон, Нил Сорский,
Симеон Полоцкий, В.Д. Поярков, С.Т. Разин, протопоп Сильвестр, С.Ф. Ушаков, Иван Фѐдоров, патриарх Филарет, митрополит Филипп
(Колычев), Е.П. Хабаров, Андрей Чохов.
РОССИЯ В КОНЦЕ XVII - XVIII ВЕКАХ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ
Понятия и термины:
Модернизация. Реформы. Меркантилизм. Гвардия. Империя. Сенат. Коллегии. Синод. Губерния. Крепостная мануфактура. Рекрутские
наборы. Ревизия. Прокурор. Фискал. Прибыльщик. Ассамблея. Табель о рангах. Ратуша. Дворцовый переворот. Верховный тайный совет.
«Кондиции». «Бироновщина». «Просвещенный абсолютизм». Секуляризация. Уложенная комиссия. Гильдия. Барокко. Рококо. Классицизм.
Сентиментализм.
Государственные и военные деятели: Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Ф.М. Апраксин, А.П. Бестужев-Рюмин, Э.И. Бирон, Я.В.
Брюс, А.П. Волынский, В.В. Голицын, Ф.А. Головин, П. Гордон, Екатерина I, Екатерина II, Елизавета Петровна, Иван V, Иоанн VI
Антонович, Ф.Я. Лефорт, И. Мазепа, А.Д. Меншиков, Б.К. Миних, А.Г. Орлов, А.И. Остерман, Павел I, Пѐтр I, Пѐтр II, Пѐтр III, Г.А.
Потѐмкин, П.А. Румянцев, царевна Софья, А.В. Суворов, 84 Ф.Ф. Ушаков, П.П. Шафиров, Б.П. Шереметев. Общественные и религиозные
деятели, деятели культуры, науки и образования: Батырша, Г. З. Байер, В.И. Баженов, В. Беринг, В.Л. Боровиковский, Д.С. Бортнянский,
братья Лихуды, Ф.Г. Волков, Е.Р. Дашкова, Н.Д. Демидов, Г.Р. Державин, Димит р ий Р о с т о в с к ий, М.Ф. Казаков, А.Д. Кантемир, Дж.
Кваренги, И.П. Кулибин, Д.Г. Левицкий, М.В. Ломоносов, Г.Ф. Миллер, А.К. Нартов, И.Н. Никитин, Н.И. Новиков, И.И. Ползунов, Феофан
Прокопович, Е.И. Пугачѐв, А.Н. Радищев, В.В. Растрелли, Ф.С. Рокотов, Н.П. Румянцев, А.П. Сумароков, В.Н. Татищев, В.К.
Тредиаковский, Д. Трезини, Д.И. Фонвизин, Ф.И. Шубин, И.И. Шувалов, П.И. Шувалов, М.М. Щербатов, Салават Юлаев, Стефан Яворский.
XIX - начало XX вв.
Понятия и термины:
Модернизация, индустриализация, урбанизация, самодержавие, бюрократия, славянофильство, западничество, теория официальной
народности, народничество, нигилизм, либерализм, консерватизм, социализм, радикализм, анархизм, марксизм, национализм, нация,
многопартийность, конституционализм, парламентаризм, революция, классицизм, ампир, романтизм, символизм.
Персоналии:
Государственные и военные деятели: Александр I, Александр II, Александр III, А.А. Аракчеев, П.И. Багратион, М.Б. Барклай-деТолли, А.Х. Бенкендорф, Н.Х. Бунге, П.А. Валуев, С.Ю. Витте, А.П. Ермолов, Е.Ф. Канкрин, П.Д. Киселѐв, В.А. Корнилов, М.И. Кутузов,
М.Т. ЛорисМеликов, С.О. Макаров,Н.А. Милютин, Д.А. Милютин, П.С Нахимов, Николай I, Николай II, И.Ф. Паскевич, М.И. Платов, В.К.
Плеве, К.П. Победоносцев, Н.Н. Раевский, великий князь Константин Николаевич, М.Д. Скобелев, М.М. Сперанский, П.А. Столыпин, С.С.
Уваров. Общественные и религиозные деятели: Амвросий Оптинский, И.С. Аксаков, К.С. Аксаков, М.А. Бакунин, Г.А. Гапон, А.И. Герцен,
А.И. Гучков, Н.Я. Данилевский, А.И. Желябов, В.И. Засулич, митрополит Иннокентий (Вениаминов), Иоанн Кронштадтский, К.Д. Кавелин,
М.Н. Катков, И.В. Киреевский, П.Л. Лавров, В.И. Ленин, Ю.О. Мартов, П.Н. Милюков, Н.М. Муравьев, архиепископ Николай Японский,
П.И. Пестель, С.Л. Перовская, Г.В. Плеханов, В.М. Пуришкевич, Г.Е. Распутин, М.В. Родзянко, К.Ф. Рылеев, Б.В. Савинков, Серафим
Саровский, П.Б. Струве, П.Н. Ткачѐв, А.С. Хомяков, П.Я. Чаадаев, В.М. Чернов, Б.Н. Чичерин, В.В. Шульгин.
Деятели культуры: И.К. Айвазовский, А.А. Ахматова, В.Г. Белинский, А. Белый, А.Н. Бенуа, Н.А. Бердяев, А.А. Блок, Е.А.
Боратынский, К.П. Брюллов, С.Н. Булгаков, И.А. Бунин, В.М. Васнецов, А.Н. Воронихин, М.А. Врубель, М.И. Глинка, Н.В. Гоголь, И.А.
Гончаров, Н.С. Гумилѐв, А.С. Даргомыжский, Ф.М. Достоевский, С.П. Дягилев, М.Н. Ермолова, В.А. Жуковский, В.В .Кандинский, О.А.
Кипренский, В.Ф. Комиссаржевская, И.Н. Крамской, И.А. Крылов, А. Кунанбаев, И.И. Левитан, М.Ю. Лермонтов, К.С. Малевич, О.Э.
Мандельштам, В.В. Маяковский, Д.С. Мережковский, М.П. Мусоргский, Н.А. Некрасов, В.Ф. Нижинский, А.П. Павлова, В.Г. Перов, М.
Петипа, А.С. Пушкин, С.В. Рахманинов, И.Е. Репин, Н.А. Римский-Корсаков, К.И. Росси, Н.Г. Рубинштейн, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.А.
Серов, А.Н. Скрябин, В.С. Соловьѐв, К.С. Станиславский, Л.Н. Толстой, К.А. Тон, В. А. Тропинин, И.С. Тургенев, Ф.И. Тютчев, митрополит
Филарет (Дроздов), А.А. Фет, А.А. Ханжонков, М.И. Цветаева, П.И. Чайковский, Н.Г. Чернышевский, А.П. Чехов, Ф.И. Шаляпин, Т.Г.
Шевченко, Ф.О. Шехтель. Деятели науки: А.М. Бутлеров, Т.Н. Грановский, Н.Д. Зелинский, Н.Н. Зинин, Н.М. Карамзин, Л.П. Карсавин,
В.О. Ключевский, С.В. Ковалевская, М.М. Ковалевский, П.Н. Лебедев, Н.И. Лобачевский, А.Н. Лодыгин, Д.И. Менделеев,И.И. Мечников,
И.П. Павлов, Н.П. Павлов-Сильванский,Н.И. Пирогов, М.П. Погодин, А.С. Попов, И.М. Сеченов, С.М. Соловьѐв, К.А. Тимирязев, К.Д.
Ушинский, П.Н. Яблочков. Промышленники и меценаты: А.А. Бахрушин, С.И. Мамонтов, династия Морозовых,П.П. 85 и В.П.
Рябушинские, П.М. и С.М. Третьяковы, С.И. Щукин. Путешественники: Ф.Ф. Беллинсгаузен,И.Ф. Крузенштерн, М.П. Лазарев, Ю.Ф.
Лисянский, Г.И. Невельской, Н.М. Пржевальский.
Тематическое планирование
№
занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9-10.
10.
11.
12.
13-14.
15.
16-17.
18.
19-20.
21.
22.
23.
24-25.
26.
27.
28-29
Наименование разделов, тем занятий, количество часов, отводимых на
освоение раздела
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ (17 часов)
Введение.
Рюрик. Синеус и Трувор.
Олег- правитель.
Князь Святослав.
Владимир Святой.
Ярослав Мудрый.
Владимир Мономах.
Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо.
Александр Невский. Даниил Московский. Михаил Ярославич Тверской.
Юрий Данилович. Иван Калита.
Дмитрий Донской. Василий I. Василий Тѐмный.
Андрей Рублев.
Феофан Грек.
Иван III.
Культурное пространство.
Практическое занятие. Работа с историческими источниками.
РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К
ЦАРСТВУ(14 часов)
Василий III
Иван IV Грозный.
Федор Иванович.
Борис Годунов.
Лжедмитрий I. Лжедмитрий II. Василий Шуйский
Михаил Федорович.
Алексей Михайлович
Царствование Федора Алексеевича.
Культура в XVI – XVII вв.
Количество часов, отводимых на освоение
каждой темы
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
2
1
2
1
1
1
2
1
1
2
2
37-38.
39-40.
41.
42-44.
Практическое занятие. Работа с документами.
РОССИЯ В КОНЦЕ XVII – XVIII ВЕКАХ: ОТ ЦАРСТВА К
ИМПЕРИИ(15 часов)
Петр I.
Екатерина I.
Петр II. Анна Иоанновна. Анна Леопольдовна. Иоанн VI Антонович.
Елизавета Петровна. Петр III.
Екатерина II.
Павел I.
Государственные и военные деятели в конце XVII – XVIII вв.
Культурное пространство в конце XVII – XVIII вв.
45-46.
Практическое занятие. Работа с документами.
2
47-48.
49.
50-51.
52-53.
54-55.
56-57.
58-59.
60-61.
62-63.
64-65.
66.
67.
68.
Россия в XIX - начале XX вв.(22 часа)
Александр I.
Деятели культуры в эпоху Александра I.
Николай I
Культура в 1825-1855 гг.
Александр II
Культурное пространство эпохи Александра II.
Александр III.
Культура в 1881-1894 гг.
Николай II.
Общественные деятели в XIX - начале XX вв.
Государственные и военные деятели в XIX – начале XX вв.
Деятели культуры.
Итоговое повторение.
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
30-31.
32-33.
34.
35-36.
2
1
2
2
2
1
2