Управление образования администрации муниципального округа Горноуральский Свердловской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
Приложение №1
к Основной образовательной программе
начального общего образования,
утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6
от 20 августа 2025г. № 147-д
Рабочая программа учебного курса «Учимся для жизни»,
2-3 классы
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 класс
Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и
различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на
части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 10 0,
составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи
на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчаты х
диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной,
диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила
безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждѐнные деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мѐдом,
лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов.
Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
3 класс
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста
на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка
прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия):особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в
организме человека,дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность(18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная
плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия
семейного бюджета.
Математическая грамотность(19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000,
составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение
таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
2 класс
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностныерезультаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и
условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчѐтов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
3 класс
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностныерезультаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и
условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с
ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку,
окружающему миру, литературному чтению и др.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№
Тема
п/п
1.
Различия научнопознавательного и
художественного
текстов.
2.
Сложение одинаковых
слагаемых, решение
задач.
3.
Бумажные и
металлические деньги,
рубль, копейка.
Формируемые умения
– Определять жанр, тему, героев произведения;
– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;
– озаглавливать прочитанный текст;
– находить необходимую информацию в прочитанном тексте;
– задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них;
– давать характеристику герою произведения;
– различать научно-познавательный текст и художественный; находить их сходство и различия.
– Работать с таблицами: интерпретировать и дополнять данные;
– выполнять сложение и сравнение чисел в пределах 100;
– объяснять графические модели при решении задач;
– анализировать представленные данные, устанавливать закономерности;
– строить ломаную линию.
– Объяснять значение понятий «покупка», «продажа», «сделка», «деньги»;
– понимать, откуда возникло название российских денег «рубль» и «копейка»;
– находить у монеты аверс и реверс;
– выполнять логические операции: анализ, синтез и сравнение;
– готовить небольшое сообщение на заданную тему.
4
Наблюдения за
погодой.
– Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая погода», «облачность»;
– объяснять, что такое «оттепель», «наст»;
– работать с таблицами наблюдений за погодой;
– высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений;
– работать в парах.
5.
Содержание рассказа.
Отличия
художественного,
научнопознавательного и
газетного стилей.
Определять жанр, тему, героев произведения;
– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;
– отвечать на вопросы по содержанию текста цитатами из него;
– составлять вопросы по содержанию текста для готовых ответов;
– определять отрывок, к которому подобрана иллюстрация;
– разгадывать ребусы;
– устанавливать логические связи.
6
Столбчатая диаграмма,
таблицы, логические
задачи.
7
Наличные деньги,
средства защиты
бумажных денег,
повреждѐнные деньги.
8
Медонос, настоящий и
искусственный мѐд
– Анализировать данные столбчатой диаграммы, представленные в явном и неявном виде;
– дополнять недостающие на диаграмме данные;
– отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на диаграмме;
– анализировать данные таблицы, устанавливая их истинность и ложность;
– выполнять вычисления на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
– решать логические задачи на практическое деление;
– находить периметр треугольника;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Объяснять на доступном для второклассника уровне, что такое фальшивые и поврежденные деньги;
– знать правила использования поврежденных денег;
– находить и показывать средства защиты на российских банкнотах;
– находить необходимую информацию в тексте;
– отвечать на вопросы на основе полученной информации.
– Проводить несложные опыты с мѐдом;
– определять последовательность действий при проведении опытов;
– делать выводы по результатам опытов;
– различать свойства настоящего и поддельного, искусственного мѐда;
– анализировать данные таблицы;
– строить логические рассуждения и оформлять их в устной и письменной речи;
– иметь представление о лечебных свойствах мѐда.
9
Содержание рассказа.
Сравнение научнопознавательного и
художественного
текстов.
10
Единицы измерения
времени: сутки, часы.
Сложение в пределах
100.
Логические задачи.
Диаграмма.
Банковская карта.
11
12
Морковь, огурец,
помидор, свѐкла,
капуста.
13
Содержание рассказа
– Заполнять кластер на основе полученных сведений из текста;
– определение лексического значения слова;
– находить необходимую информацию в тексте;
– определять объект на рисунке с помощью подсказки;
– определять последовательность действий, описанных в рассказе;
– различать художественный и научно-познавательный текст;
– сравнивать авторский текст и текст из энциклопедии, находить общие сведения;
– определять по высказываниям информацию, полученную из текста;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Определять количество часов в сутках;
– находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления;
– подбирать из предложенных чисел суммы чисел, состоящих из двух слагаемых, доказывать правильность
выбранных чисел;
– решать логические задачи по данному условию;
– составлять элементарную диаграмму.
– Давать характеристику наличным деньгам;
– рассказывать о дебетовой банковской карте;
– объяснять, что обозначают надписи на карте;
– объяснять, как производить покупку в магазине;
– объяснять, как можно снять деньги в банкомате с помощью карты;
– рассказывать о кредитной банковской карте.
– Определять по рисункам названия растений и находить среди них овощи;
– выделять среди овощей корнеплоды;
– проводить опыт по проращиванию моркови;
– определять цвет сока овощей опытным путѐм;
– сравнивать свойства сырой и варѐной моркови.
– Определять тип и тему текста, называть его персонажей;
– понимать, что такое «цитата», использовать цитаты в качестве ответов на вопросы по содержанию прочитанного
текста;
– объяснять лексическое значение слов и выражений;
– устанавливать истинность и ложность утверждений, подтверждая или опровергая их с помощью цитат;
– составлять на доступном для второклассника языке инструкции/правила, грамотно оформлять их на письме.
14
Решение логических
задач с помощью
таблицы; столбчатая
диаграмма, чертѐж.
– Определять дату по календарю;
– находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления;
– записывать краткую запись и решение задач;
– решать логические задачи с помощью таблицы;
– анализировать данные, представленные в столбчатой диаграмме, дополнять недостающие в диаграмме данные;
– составлять вопросы, ответы на которые можно узнать по данным столбчатой диаграммы;
– читать простейшие чертежи, выполнять построения на чертеже в соответствии с данными задачи.
– Иметь представление об элементах, расположенных на лицевой и оборотных сторонах банковской карты, объяснять
их назначение;
– находить необходимую информацию в тексте задания;
– формулировать правила безопасности при использовании банковских карт.
– Иметь представление об устройстве лисьих нор;
– проводить простейшие опыты по определению свойств лесной земли, песка и глины, состава почвы;
– делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;
– понимать и объяснять, от чего зависит плодородие почвы.
15
Правила безопасности
при использовании
банковских карт.
16
Устройство лисьей
норы, свойства лесной
земли, песка и глины,
состав почвы.
17
Содержание научнопознавательного
текста.
– Определять тип текста;
– составлять описание крота на основе прочитанного текста;
– разгадывать ребусы и соотносить слова-ассоциации;
– соединять линиями части предложений и определять их последовательность в тексте;
– объяснять значение слова;
– составлять вопросы по предложенным предложениям;
– находить синонимы к предложенному слову;
– писать сочинение-рассуждение по заданной теме;
– определять название раздела, в котором может быть размещѐн текст.
18
Сложение в пределах
100.
– Решать задачи логического характера;
– решать задачи с использованием данных таблицы;
Логические задачи.
Диаграмма.
19
Кредит. Ипотечный
кредит. Автокредит.
Кредит наличными.
20
Корень. Виды
корневых систем.
Видоизменѐнные
корни.
21
Содержание
художественного
текста.
22
Решение выражений,
столбчатая и круговая
диаграмма, названия
месяцев.
23
Вклад, вкладчик,
– решать задачи на основе данных диаграммы;
– решать примеры на основе предложенной цепочки примеров;
– определять цвета геометрических фигур на основе верных высказываний.
– Объяснять, что такое «кредит»;
– определять виды кредитов;
– понимать, чем отличаются друг от друга разные виды кредитов;
– определять сумму переплаты по кредиту;
– определять, какой кредит наиболее выгоден банку по срокам его оплаты;
– определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту банка по срокам его оплаты.
– Называть части цветочных растений;
– объяснять, для чего растению корень;
– доказывать, что рост растения начинается с корня;
– называть виды корневых систем;
– называть видоизменѐнные корни.
– Определять книгу, в которой можно прочитать предложенный художественный текст;
– определение лексического значения слова;
– находить необходимую информацию в тексте;
– находить в тексте предложение по заданному вопросу;
– разгадывать ребусы и соотносить полученные ответы со словами;
– определять главную мысль текста;
– определять, чему учит текст;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название насекомого;
– определять время с помощью скорости и расстояния;
– определять данные столбчатой диаграммы, находить часть от числа и записывать результаты в таблицу, результаты
таблицы переносить в круговую диаграмму;
– отвечать на вопросы на основе полученных данных;
– определять последовательность маршрута на основе схемы;
– записывать слова с помощью кода;
– называть месяцы, сравнивать количество месяцев.
– Давать определение вклада;
срочный вклад, вклад
до востребования.
– называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до востребования;
– объяснять, что такое банковский процент по вкладам;
– объяснять, как считают банковский процент по вкладам;
– объяснять, почему банки выплачивают проценты.
– Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет, а при покрытии разреза соком лимона не темнеет;
– объяснять, почему яблоко плавает;
– объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита;
– объяснять, почему неспелое яблоко кислое;
– находить на срезе яблока рисунок звезды.
24
Яблоко, свойства
яблока.
25
Содержание научнопознавательного
текста.
– Определять вид текста;
– составлять описание хомяка на основе прочитанного текста;
– дополнять описание хомяка на основе рисунка;
– придумывать сравнения;
– составлять вопросы по данным предложениям;
– отвечать на вопросы на основе полученных сведений;
– разгадывать ребусы и объяснять значение слова;
– определять сведения, которые удивили;
– составлять план при подготовке к сообщению.
26
Решение выражений,
столбчатая и круговая
диаграммы,
именованные числа,
четырѐхугольники.
– Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название животного;
– строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся данных;
– отвечать на вопросы на основе имеющихся данных;
– находить путь хомяка на основе заданного условия, доказывать, что путь выбран правильно;
– записывать именованные числа в порядке возрастания;
– строить четырѐхугольники по заданному условию.
27
Доходы, расходы,
прибыль, дефицит,
профицит.
– Определять доходы, расходы и прибыль;
– отличать желаемые покупки от необходимых;
– рассуждать, как поступать в различных ситуациях при покупке товара;
– объяснять, что такое дефицит и профицит;
– рассуждать, как не тратить напрасно деньги.
28
Горох, свойства
прорастания гороха.
– Называть растения, плоды которых составляют основу питания хомяка;
– объяснять и доказывать, как влажность и воздух влияют на прорастание семян;
– объяснять и доказывать, что для роста, особенно в первое время, проростки используют вещества, запасѐнные в
самих семенах;
– объяснять и доказывать, как влияет наличие света на прорастание семян;
– объяснять и доказывать, как влияет температура на прорастание семян;
– объяснять и доказывать, как влияет глубина посева на прорастание семян;
– определять правильную последовательность прорастания семян гороха.
29
Содержание текста,
текст-описание.
30
Диаметр, длина
окружности, решение
практических задач.
– Определять тип текста, его тему;
– находить выделенное в тексте словосочетание и объяснять его лексическое значение;
– находить среди предложенных вариантов вопросы, на которые можно/нельзя найти ответы в прочитанном тексте;
– задавать вопросы по содержанию прочитанного;
– сравнивать тексты;
– определять сведения, которые удивили;
– составлять речевое высказывание в письменной форме.
– Иметь представление о диаметре окружности;
– анализировать данные таблицы, устанавливая закономерности еѐ заполнения;
– находить приблизительное значение диаметра окружности, зная длину окружности;
– заменять умножение сложением одинаковых слагаемых;
– выбирать нужные для проведения измерений инструменты;
– работать с чертежом;
– решать логические задачи.
31
Валюта, курс для
обмена валюты, деньги
разных стран.
– Иметь представление о валюте как национальной денежной единице;
– находить необходимую информацию в тексте и на иллюстрациях к заданиям;
– устанавливать принадлежность денежной единицы стране;
– иметь представление о банковской операции «обмен валюты».
32
Строение древесины
дерева, определение
– Иметь представление о составе древесины
– проводить простейшие опыты по изучению свойств древесины разных пород деревьев;
возраста дерева.
– делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;
– понимать и объяснять, что такое твѐрдые и мягкие породы деревьев.
33
Рыбы, птицы,
рептилии, амфибии,
млекопитающие.
34
Встреча друзей
– Называть группы позвоночных животных;
– называть признаки пяти групп позвоночных животных;
– определять название животного по описанию;
– выбирать признаки земноводного животного;
– выбирать утверждения, которые описывают признаки животного;
– выбирать вопросы, на которые нельзя найти ответы в тексте;
– составить описание внешнего вида рыбы с указанием признаков этого животного;
– рассуждать об открытии, сделанном на занятии.
– Находить необходимую информацию в тексте задания;
– понимать, что такое «валюта», «курс рубля», «кредит», «банковский вклад», «процент по вкладу»;
– анализировать и дополнять недостающие в таблице данные;
– выполнять письменное и устное сложение чисел в пределах 1000.
3 класс
№
п/п
Тема
Формируемые умения
Блок «Читательская грамотность»
1
Тип текста.
– Определять тип текста;
Содержание научно– дополнять предложение словами из текста;
познавательного текста. – определять периоды развития дождевого червя на основе теста;
– объяснять, почему дождевые черви – это настоящие сокровища, живущие под землѐй;
– определять на основе теста способ питания дождевых червей;
– находить предложение, соответствующее рисунку;
– выбирать утверждения, соответствующие тексту;
– составлять вопрос по содержанию текста;
– называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в тексте.
2
Содержание научно– Работать с кластером;
познавательного текста. – Дополнять предложение словами из текста;
– определять, что такое минерал;
– называть стройматериалы, содержащие кальций;
– объяснять значение слова;
– выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному тексту;
– составлять предложения по рисунку;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос.
Тип текста. Главная
– Определять тип текста;
мысль текста.
– определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль;
Содержание текста
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– дополнять предложения;
– выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте;
– дополнять план текста;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос;
3
4
Тип текста. Главная
мысль текста.
Содержание текста
5
Главная мысль текста.
Содержание текста.
6
7
– определять название книг с достоверными сведениями.
– Определять тип текста;
– определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль;
– записывать пословицы о хлебе;
– записывать предложение, которое соответствует рисунку;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос;
– работать с толкованием слова;
– определять порядок следования предложений;
– называть хлебобулочные изделия.
– Заполнять кластер о происхождении мела;
– составлять вопрос по готовому ответу;
– давать определение слова;
– работать с толковым словарѐм;
– работать с толкованием слова;
– соединять части предложений и определять их порядок;
– составлять план текста в виде вопросов;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос.
Содержание научно– Дополнять предложение;
познавательного текста. – давать определение слова;
– работать с толковым словарѐм;
– соединять части предложений и определять их порядок;
– находить в тексте предложение, которое соответствует рисунку;
– находить в тексте предложение по заданному условию;
– дополнять текст по заданному условию;
– определять даты принятия гербов.
Содержание научно– Давать определение слова;
познавательного текста. – записывать ответ на поставленный вопрос;
8
9
10
11
– определять слово по его лексическому значению;
– называть вещества, которые используют при изготовлении свечей;
– выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в тексте;
– составлять вопросы и находить ответы в тексте;
– соединять части предложений и определять их порядок;
– заполнять кластер по рисункам на основе прочитанного текста;
– называть правила безопасности при использовании свечей;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– отвечать на поставленный вопрос.
Содержание научно– Давать определение слова;
познавательного текста. – дополнять предложение;
– находить ответ на поставленный вопрос;
– объяснять значение словосочетания;
– с помощью текста находить отличия между предметами;
– называть предметы, о которых говорится в тексте;
– рассказывать о прочитанном произведении.
Дождевые черви
– Называть части тела дождевого червя;
– объяснять, какую роль играют щетинки в жизни животного;
– рассказывать, чем питается дождевой червь;
– объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают на поверхность земли;
– наблюдать, как дождевые черви создают плодородную почву;
– заполнять таблицу-характеристику на дождевого червя.
Кальций
– Заполнять таблицу;
– дополнять предложение;
– определять с помощью опытов, что происходит с костями и скорлупой яйца, если из них удалить кальций;
– составлять суточное меню с молочными продуктами;
– дописывать вывод о необходимости кальция для организма.
Облака
– С помощью опыта показывать образование облаков;
– объяснять, почему облака увеличиваются в размере;
– называть явления природы;
– называть виды облаков;
– определять погоду по облакам.
12
Дрожжи. Хлеб.
13
Мел.
14
Мыло
15
Свеча
16
Магнит
– Называть внешние признаки сходства и различия ржи и пшеницы;
– описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба;
– определять наличие дырочек в хлебобулочных изделиях;
– давать определение слову «дрожжи»;
– проводить опыт, показывающий влияние температуры на процесс брожения;
– проводить опыт, показывающий влияние сахара на процесс брожения;
– проводить опыт, доказывающий образование углекислого газа при брожении;
– проводить опыт, доказывающий, что вкус и качество хлеба зависят от выдержки теста.
– Определять внешние признаки мела;
– доказывать, что мел не растворяется в воде;
– называть, из чего состоит мел;
– доказывать, что мел содержит карбонат кальция;
– определять состав мела;
– называть области применения мела.
– Называть виды мыла;
– исследовать мыло в сухом виде;
– показывать, что при намокании мыла появляется пена;
– проводить опыт, доказывающий, что мыло очищает воду от масла;
– проводить опыт, доказывающий, что мыло уменьшает поверхностное натяжение воды;
– исследовать с помощью лупы мыльные пузыри;
– доказывать, что мыльные пузыри образуются из жидкого мыла.
– Рассказывать о строении свечи;
– рассказывать о зонах пламени свечи;
– объяснять, почему гаснет свеча;
– объяснять, почему внутри ѐмкости поднимается вода;
– объяснять, почему происходит возгорание дыма.
– Называть виды магнитов;
– определять опытным путѐм, какие предметы притягивает магнит;
– доказывать с помощью опыта, что магнитная сила действует через стекло и другие предметы;
– показывать с помощью опыта, что магнит может намагничивать металлические предметы;
– рассказывать о том, что магнит имеет два полюса;
17
Материал, изученный в
первом полугодии.
18
Федеральный бюджет,
уровни бюджета,
дефицит, профицит.
19
Семейный бюджет,
доходы и расходы.
20
Понятие заработной
платы, виды зарплаты.
21
Пенсия, досрочная
пенсия, пособия для
разных категорий
граждан.
Наследство, вклад,
выигрыш.
22
– показывать с помощью опыта, как можно создать компас.
Проверочная работа
– Ориентироваться в понятиях, изученных в первом полугодии;
– применять полученные знания в повседневной жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.
Блок «Финансовая грамотность»
– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «бюджет», «налоги»; «дефицит», «профицит»;
– понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России;
– объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются;
– выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ;
– уметь слушать и слышать собеседника.
– Объяснять значение понятия «семейный бюджет»;
– понимать, как в семье появляются доходы;
– делить расходы на «обязательные», «желаемые и «непредвиденные»;
– заполнять кластер;
– формулировать высказывание в устной и письменной речи на заданную тему.
– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «заработная плата», «фиксированная зарплата», «аванс»,
«премия» и «гонорар»;
– анализировать данные, представленные в виде графика;
– приводить примеры различных профессий;
– объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы.
– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «пенсия», «досрочная пенсия», «пособие»;
– на доступном для третьеклассника уровне определять основание для назначения досрочной пенсии;
– называть пособия, которые получают граждане нашей страны;
– определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие – к эпизодическим.
–– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство»
и «движимое и недвижимое имущество»;
– понимать, что выигрыш облагается налогом;
– иметь представления о налогах, которые человек должен заплатить от доходов, полученных в виде выигрыша;
– понимать, как должен поступить человек, нашедший клад;
– называть предметы, которые человек может получить в наследство.
23
Классификация
расходов по различным
основаниям.
–– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «обязательные расходы», «желаемые расходы»,
«непредвиденные расходы»,
«текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные расходы», «ежемесячные расходы», «ежегодные
расходы», «сезонные расходы», «разовые расходы»,
– определять, к какой группе относятся те или иные расходы.
24
Виды обязательных
платежей.
25
Экономия семейного
бюджета.
26
Сравнение доходов и
расходов. Дефицит и
профицит.
27
Доходы и расходы в
семейном бюджете.
28
Семейный доход в
таблице, на диаграмме.
– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «коммунальные платежи», «тариф», «штрафы»,
«налоги»;
– объяснять, почему обязательные платежи нужно платить вовремя;
– на примере различных ситуаций определять вид обязательного платежа.
– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «экономия семейного бюджета», «продовольственные
товары», «непродовольственные товары»;
– формулировать простые правила экономии семейного бюджета;
– на доступном для третьеклассника уровне объяснять, почему необходимо экономить семейный бюджет.
Блок «Математическая грамотность»
– Определять дефицитный и профицитный бюджет;
– анализировать данные, представленные на инфографике, и на основе этих данных заполнять таблицу;
– выполнять вычисления по таблице;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
– составлять задачу по предложенному решению;
– формулировать вопрос задачи.
– анализировать данные, представленные в таблице, и по этим данным выполнять необходимые вычисления;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, деление круглого числа на однозначное;
– анализировать данные столбчатой диаграммы;
– выполнять умножение двузначного числа на однозначное путѐм сложения одинаковых слагаемых;
– выполнять чертѐж к задаче и записывать еѐ решение.
– Анализировать график и по данным графика заполнять таблицу;
– выполнять сложение круглых многозначных чисел;
– находить с помощью калькулятора среднее арифметическое;
– сопоставлять таблицу и круговую диаграмму;
– анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять недостающие подписи на круговой диаграмме;
– самостоятельно составлять круговую диаграмму.
29
Прожиточный
минимум, минимальная
пенсия, пособия.
30
Налог на выигрыш,
доход от выигрыша в
лотерею.
Обязательные и
непредвиденные
расходы.
31
32
Обязательные платежи
33
Экономия семейного
бюджета.
34
Материал, изученный
во втором полугодии.
– Анализировать данные, представленные в таблице;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
– анализировать данные, представленные в виде гистограммы;
– вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определѐнный период;
– заполнять таблицу на основе текстового материала;
– подсчитывать доход семьи от детских пособий.
– Определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог с выигрыша;
– подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею;
– под руководством учителя с помощью калькулятора находить процент от числа.
– Анализировать данные инфографики;
– находить в таблице информацию, необходимую для выполнения задания;
– подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от семейного дохода они составляют;
– подсчитывать, какую часть семья откладывает на непредвиденные расходы.
– Определять, какие налоги должна платить семья;
– анализировать данные диаграммы и на основе этих данных заполнять таблицу;
– подсчитывать ежемесячные обязательные расходы;
– пользоваться калькулятором;
– объяснять причину уменьшения или увеличения обязательных платежей;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел.
– Под руководством учителя решать составные задания на нахождения количества сэкономленных денег;
– объяснять, что такое «скидка в 25%»;
– определять, на сколько стал дешевле товар со скидкой;
– находить часть от числа.
Проверочная работа
– Ориентироваться в понятиях, изученных во втором полугодии;
– применять полученные знания в повседневной жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.