Управление образования администрации Горноуральского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Приложение 1.32. Основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6 от 31 августа 2023 г. № 170-д РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – гражданин» ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № п/п 1. 2. 3. 4. Название раздела Место человека в социуме. Политическая культура. Будущий избиратель. Профессионал будущего. Количество часов 8 11 6 9 Раздел I. Место человека в социуме Человек. Индивид. Личность. Темперамент и черты характера. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности. Социализация и воспитание. Деятельность человека. Влияние общения на развитие личности. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. Конфликты в обществе. Социальнопсихологический процесс общения. Раздел II. Политическая культура Понятия (власть, авторитет, сила, иерархия власти). Закон и власть. Ветви власти. Источники власти. Политика. Роль политики в жизни общества. Федеральное собрание, правительство. Демократический и недемократический режимы. Участие граждан в политической жизни. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. Источники власти. Классификация форм правления. Гражданское общество и правовое государство. Суверенитет. Раздел III. Будущий избиратель Избирательное право и его происхождение. Голосование выборы, референдум. Партии и движения. Принципы участия в выборах, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Пропорциональная система. Мажоритарная система. Составление списков избирателей, образование и утверждение избирательных округов и избирательных участников, формирование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование, подсчёт голосов и установление результатов выборов. Раздел VI. Профессионал будущего Правила выбора профессии. Основные понятия психических процессов и их виды. Уровень развития своих профессиональных важных качеств. Формы организации и виды деятельности – образовательный хакатон, защита минипроектов, познавательная деятельность, игровая деятельность. Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Задачи программы: 1.Развивать у обучающихся уважение к закону, к статусу гражданина Российской Федерации. 2.Расширить кругозор, развить активность. 3.Воспитывать активную гражданскую позицию. 4.Формировать у обучающихся понимание ценностей демократического общества и важнейших качеств личности: гражданской позиции, патриотизма и толерантности. Формы проведения занятий: В ходе реализации программы используются следующие формы организации занятий: игра; групповая работа; практическая деятельность; тренировочные упражнения; ситуативные тренинги; чтение и обсуждение документов; выступления на классных часах. Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий в течение одного года обучения в объёме 34 часов и предназначена для обучающихся девятого класса. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные результаты: – осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, – осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России; – уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России; – уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей; – способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; - выраженной познавательной мотивации; - устойчивого интереса к новым способам познания; - морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Метапредметные результаты: Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. Обучающийся получит возможность научиться: - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. - учитывать разные мнения, стремиться к координации; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера; - владеть монологической и диалогической формами речи. - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Предметные результаты: – владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего правового образования. – владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме; – овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения; – знание наиболее значимых событий в истории России. Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; - высказываться в устной и письменной формах; -ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, классификацию по разным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); - подводить под понятие; - устанавливать аналогии; - видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. Название темы Раздел I «Место человека в социуме» (8 часов). Человек – существо социальное. Потребности человека. Деятельность человека. Общение. Коммуникативные навыки. Мораль. Нравственные нормы. Ценностные ориентации. Межличностные отношения. Раздел II «Политическая культура» (11 часов). Закон и власть. Роль политики в жизни общества. Участие граждан в политической жизни. Правовое государство. Гражданское общество. Государственное устройство. Государственное устройство Российской Федерации. Конституция – главный закон страны. Практическое занятие. Работа с текстом Конституции Российской Федерации. Символы Российской Федерации. Практическое занятие. Работа с текстом Конституции Российской Федерации. Раздел III «Будущий избиратель» (6 часов). Избирательное право и его происхождение Что значит быть избирателем. Избирательное право в Российской Федерации. Виды избирательных систем. Избирательный процесс, его основные стадии. Важен каждый голос. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Раздел VI «Профессионал будущего» (9 часов). Понятие о профессии, специальности, должности. Классификация профессий. Интересы и склонности. Способности и профессиональная пригодность. Востребованные профессии будущего. Атлас будущих профессий. Моя будущая профессия. Итоговое повторение. Итоговое повторение. 1 1 1 1 1 1 1 1 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)