Управление образования администрации Горноуральского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Приложение 1.29. Основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6 от 31 августа 2023 г. № 170- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Эвристическая физика» ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 Содержание курса внеурочной деятельности 8 класс Тема курса Физические методы изучения природы: теоретический и экспериментальный Механика. Методы исследования механических явлений Тепловые явления и методы их исследования Электрические явления Эвристическая физика итого Тема курса Механика Электромагнетизм и атомная физика Итого 9 класс Количество часов 2 7 3 3 2 17 Количество часов 11 6 17 Виды деятельности: техническое творчество; поисковые и научные исследования; игровая деятельность; познавательная деятельность; проектно-исследовательская деятельность. 2 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные: Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы. Метапредметные: Регулятивные: Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Познавательные: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Формирование и развитие экологического мышления. 3 Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Предметные: Обучающийся научится: соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием; понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения; распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов; ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел; понимать роль эксперимента в получении научной информации; проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура; при этом выбирать оптимальный способ измерения; анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения; использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет. Обучающийся получит возможность научится: осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни; 4 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов; сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений; воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации; создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников. Ожидаемые результаты По итогам обучения обучающиеся: Приобретут навыки решения задач различных типов, применяя разнообразные методы, в том числе нестандартные; Получат навыки работы в учебной физической лаборатории; Приобретут опыт работы на современном оборудовании; Усвоят особенности постановки и проведения научного эксперимента; Освоят приемы работы с научно-технической литературой, интернет ресурсами, как источниками научных знаний; Приобретут опыт научно-исследовательской деятельности, публичных выступлений. Конечным результатом индивидуально-групповой работы по программе целом - результатом образовательного процесса, осуществляемого в школьной лаборатории, является представление и защита исследовательских работ коллектива на научно-практических конференциях, тематических конкурсах. 5 Тематическое планирование 8 класс № п/п Тема Физические методы изучения природы: теоретический и экспериментальный 1 Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях. Цели и задачи курса. Виды задач и их классификация. Алгоритмы решения задач. 2 Наблюдение физических явлений. Проведение наблюдений. Описание результатов. Графическое представление результатов измерений. Механика. Методы исследования механических явлений 3. Лабораторная работа №1 «Измерение скорости равномерного прямолинейного движения» 4 Лабораторная работа №2 «Измерение силы трения с помощью динамометра» 5 Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей сил», «Измерение силы трения качения». Лабораторная работа № 4 «Определение коэффициента трения скольжения» 6 Лабораторная работа № 5 «Определение работы силы трения» 7 Лабораторная работа №6 «Проверка правила моментов» 8 Лабораторная работа №7 «Расчет выигрыша в силе, который дает наклонная плоскость без учета трения» 9 Опыты по изучению кинетической и потенциальной энергии Тепловые явления и методы их исследования 6 10 Расчет количества теплоты в различных тепловых процессах 11 Решение задач на уравнение теплового баланса 12 Лабораторная работа 8 «Измерение удельной теплоты плавления льда» Электрические явления 13 Построение электрических цепей 14 Лабораторная работа №9 «Проверка законов последовательного соединения резисторов для электрического напряжения» 15 Лабораторная работа №10 «Проверка законов параллельного соединения резисторов для силы тока» Эвристическая физика 16 Знакомство с экспериментами известных ученых 17 Занимательные опыты по физике Тематическое планирование 9 класс № п/п Тема Механика 1 Прямолинейное равномерное движение по плоскости? Смотря из какой точки наблюдать… Относительность движения. 2 Лабораторная работа№1 «Изучение движения свободно падающего тела», Лабораторная работа№2 «Изучение движения тела по окружности» Определение скорости равномерного движения при использовании тренажера «беговая дорожка». Принципы работы приборов для измерения скоростей и ускорений. 3 7 4 Сила воли, сила убеждения или сила – физическая величина? 5 Движение тела под действием нескольких сил 6 Лабораторная работа№3 «Изучение кинематики и динамики равноускоренного движения» 7 Динамика равномерного движения материальной точки по окружности. 8 Замкнутые системы и закон сохранения импульса. Реактивное движение в природе. 9 Лабораторная работа №4 «Определение центров масс различных тел (три способа)» 10 Применение простых механизмов в строительстве: от землянки до небоскреба 11 Виды маятников и их колебаний. Колебательные системы в природе и технике Электромагнетизм и атомная физика 12 Как исследовали световые явления и как их исследуют теперь. Экспериментальная проверка закона отражения света. 14 Лабораторная работа №5 «Измерение показателя преломления воды» Поглощение и испускание света атомами. Оптические спектры. 15 Измерение КПД солнечной батареи 16 Влияние радиоактивных излучений на живые организмы 17 Знакомство с экспериментами известных ученых 13 8 9 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)