ВД "Театральный калейдоскоп"_

Управление образования администрации Горноуральского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6

Приложение 1.18.
Основной образовательной программы
начального общего образования,
утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6
от 31 августа 2023 г. № 170-д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Театральный калейдоскоп»
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ, ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Содержание курса внеурочной деятельности
Вид школьного театра: музыкальный театр, в форме внеурочного компонента.
Преемственность тематических линий между начальным и основным образованием может быть представлена следующим образом:
«Жанры музыкального искусства»
«Музыка в жизни человека»

«Музыка моего края»

«Народная музыка России»

«Народное музыкальное творчество России»

«Музыка народов мира»

«Музыка народов мира»

«Духовная музыка»

«Истоки и образы русской и европейскойдуховной музыки»

«Классическая музыка»

«Европейская классическая музыка»
«Русская классическая музыка»

«Современная музыкальнаякультура»

«Современная музыка: основные жанры инаправления»

«Музыка театра и кино»

«Связь музыки с другими видами искусств»
1

год обучения:

Упражнения, игры, импровизации
Подвижные игры и творческие импровизации под музыку (вначале хорошо знакомые ярко контрастные образы животных, птиц, механизмов:
кошка, лягушка, бабочка, мотоцикл, робот; затем более сложные, абстрактные: огонь, цветы, солнечные блики, снег).
Игры и упражнения на память физических действий, двигательную фантазию, свободу и контроль движений: «Где мы были, мы не скажем, а
что делали – покажем», «Замри», «У дядюшки Трифона», «Скульптор и глина».
Упражнения, направленные на снятие телесных зажимов, мускульную свободу (напряжение и расслабление мышц рук, ног, туловища, головы,
лица; перекат напряжения из одной части тела в другую).
Танцевальная разминка. Упражнения на развитие основных групп мышц, ритмическую координацию движений под музыку спокойного,
подвижного характера. Простейшие перестроения под музыку маршевого характера. Элементы народного и историко-бытового танца (позиции рук,
ног, корпуса). Шаги, притопы, поклоны. Основной шаг галопа, хоровода, польки. Хореографическая композиция из 3-4 движений по кругу. Игры и
упражнения на развитие и удержание произвольного внимания («Кто во что одет», «Что услышали за окном», «След в след», «Летает - не летает»),
на развитие фантазии, речевой свободы: в куклы, сочиняем сказку вместе воображаемый телевизор».
Бытовые сценки-пантомимы, коллективные этюды (кошка и собака, птица и птенчики; волна, пирамида, ручеек).

Артикуляционные игры и упражнения, элементы логоритмики. Дыхательные упражнения на выработку певческой установки, хорового
унисона. Попевки, основанные на поступенном нисходящем мелодическом движении на 2-3-5 звуках в умеренном темпе.
Музыкальные спектакли, постановки (примерный репертуар) (1 спектакль в год)
Семеро козлят. Музыка М. Коваля, слова Е. Манучаровой Муха-Цокотуха. Музыка М. Красева, слова К. Чуковского. Теремок. Музыка М.
Красева, по сказке С. Маршака
Петушок. Музыка М. Красева, либретто М. Клоковой и М. Красева
Тим и Том. Музыка М. Красева, либретто М. Клоковой
Гуси-лебеди. Музыка К. Волкова, слова Е. Благининой по мотивам русской народной сказки
Репка. Музыка В. Калистратова, сценарий И. Козлова
Снегурочка. Музыка Е. Тиличеевой, инсценировка Л. Некрасовой
Как курочка хлеб испекла. Музыка С. Бодренкова, тексты песен Ю. Полухина, сценарий Ю. Николаева (по мотивам русской народной сказки).
2

год обучения:

Упражнения, игры, импровизации
Танцевальная разминка. Упражнения на развитие основных групп мышц, координацию движений под музыку различного характера.
Упражнения на ощущение музыкальной формы: одновременно с музыкой вступить, окончить движение, в т.ч. навыки поочередного вступления в
общий танец.
Пластические импровизации под музыку двух-, трёхчастной формы (смена характера движения при изменении характера музыки).
Упражнения на двигательную ориентацию в пространстве: построения в колонну, круг, полукруг; перестроения из одной линии в две, три
(ходьба, бег, подскоки, галоп); хороводные рисунки «цепочка», «змейка», «воротца».
Элементы народного и историко-бытового танца (галоп, полька, вальс). Танцевальные шаги разного характера (лёгкий скользящий шаг, шаг
с каблука, шаг с притопом, «ёлочка», «гармошка», «ковырялочка» и др.), движения рук (хлопки, движения с платочком, руки на талии и др.).
Хореографическая композиция в двух-, трёхчастной форме из 4-5 движений по кругу с перестроением.
Музыкально-пластические этюды под яркую характерную музыку – импровизации движений, передающих повадки животных, поведение
характерных сказочных персонажей (Баба Яга, Водяной, Кащей Бессмертный, лиса, заяц, медведь и т.д.)
Актёрский тренинг: наблюдение за животными, другими людьми, действие от лица другого человека (от лица друга, бабушки, киногероя;
чищу зубы, еду в трамвае, пишу письмо); упражнения на взаимодействие (эстафета, встать по пальцам, зеркало, тень), на индивидуальную память
физических действий. Актёрские этюды на события «Впервые в жизни», «Записка», «Находка», «Сломал?!».
Краткие попевки, основанные на поступенном нисходящем мелодическом движении в ограниченном диапазоне. Вокально-хоровые
распевания, состоящие из 3-4-5 звуков (в т.ч. фрагменты звукоряда, движения мелодии по звукам мажорного трезвучия), попевки на основе
интервалов терция, кварта, квинта. Упражнения на выстраивание хорового унисона на слоги «лё», «мо»,
«ма», «му». Вокальные упражнения для развития музыкального слуха, диапазона и подвижности голоса. Фрагменты и отдельные фразы, наиболее
важные интонации из разучиваемых песен по принципу секвенций и в разных тональностях.
Упражнения на совершенствование певческой установки, дыхания. Дыхательные и артикуляционные упражнения, скороговорки.
Инсценировка, сценическое представление музыкальных интерпретаций малых литературных форм (скороговорок, поговорок, прибауток,
потешек, четверостиший).
Музыкальные спектакли, постановки (примерный репертуар) (1 спектакль в год)

Лесная сказка. Музыка Ю. Корнакова, слова П. Кобракова.
Самая красивая. Музыка Ю. Галахова, сценарий В. Степанова
Кот-хвастун. Музыка З. Левиной, текст В. Левшина.
Серебряные колёсики. Музыка И. Ефремова, сценарий А. Яхнина Зелёная аптека. Музыка В. Рубашевского, либретто П. Синявского Петя и
волк. Балет-пантомима на музыку С. Прокофьева.
3
год обучения:
Упражнения, этюды, импровизации
Танцевальная разминка. Упражнения на развитие основных групп мышц, координацию движений под музыку различного характера, метроритмической организации (вступить из затакта, выдержать паузу и т.д.). Упражнения на ориентацию в пространстве, перестроения (колонны по 1, 2,
4 человека; один круг – два круга, круг в круге, воротца, карусель).
Элементы народного, историко-бытового танца (шаг с полуприседанием, шаг с подскоком, подскоки с ноги на ногу, «верёвочка», сценический
бег), эстрадного танца (волна в корпусе, «кач» на мягких коленях, «kick ball change») танцевальные рисунки «звёздочка», «корзиночка», «воротца».
Хореографическая сюжетная композиция на основе освоенных движений в составе актуальной театральной постановки.
Импровизация в знакомых танцевальных жанрах (марш, полька, вальс, галоп, хоровод). Индивидуальные пластические этюды под музыку –
импровизация движений, передающих абстрактное настроение, характер (энергичный, нежный, взволнованный, шаловливый и т.д.).
Актёрский тренинг: упражнения на взаимодействие (одновременное неподготовленное действие: хлопнуть в ладоши, поклониться,
выстроиться по алфавиту и т.п.), память физических действий («Отличись, дополни, повтори»); на развитие двигательной фантазии («Превратился
сам». «Парный крокодил»20). Парные этюды на противоположные по смыслу действия (спрятаться – найти, отнимать – не отдавать, уходить –
останавливать).
Игры
на
развитие
фантазии, речевой
свободы «Аббревиатуры», «Волшебная палочка». Речь от лица разных людей
(диспетчер на вокзале, экскурсовод, спортивный комментатор).
Этюды на движение до слова, вместе со словом, после слова. Этюды на рождение слова «Не хочу!», «Прости», «Надоело». Инсценировка
детских песен, стихов.
Дыхательные, артикуляционные упражнения, распевания, основанные на трезвучиях, отрезках звукоряда в нисходящем и восходящем движении, на
различные гласные (у, а, о, и) и слоги (ля, лю, ле, ли, ма, мо, му и т.д.). Попевки, каноны на материале народных мелодий.
Вокально-хоровые упражнения, направленные на расширение диапазона, выравнивание регистровых переходов, гибкость, подвижность
голоса.
Музыкальные спектакли, постановки (примерный репертуар) (1 спектакль в год)
Страусёнок Роки. Музыка Н. Пескова, сценарий Л. Васильевой-Гангус.
Слонёнок-турист. Музыка Б. Чайковского, слова Д. Самойлова.
Дикие лебеди. Музыка А. Лепина, сценарий И. Ивановой.
Свадьба солнца и весны. Музыка М. Кузмина, слова П. Соловьевой.
Волк и семеро козлят на новый лад. Музыка А. Рыбникова, слова Ю. Энтина.
Великан. Детская опера С. Прокофьева.
Золушка. Музыка С. Прокофьева, по мотивам сказки Ш. Перро.
Разноцветная снежинка. Музыка Б.Карамышева, сценарий
Л. Гейдеко, тексты песен Б. Ческиса.

4
год обучения:
Упражнения, этюды, импровизации
Танцевальная разминка. Упражнения на развитие всех групп мышц, с постепенным увеличением силовой нагрузки, упражнения на растяжку.
Перестроения (по одному, в парах) в шахматном порядке, по диагонали. Двигательные импровизации с предметами (платочками, обручами,
веерами).
Элементы народного танца («моталочка», переменный шаг, подбивка, дробушки, повороты, вращение с подъёмом на полупальцы,
сценический и тройной бег, бег с «молоточками», дробным выстукиванием и др.) историко- бытового танца (полонез, менуэт), освоение
танцевального стиля hip-hop (простейшие движения и фигуры: кач, slides, impulse и др.).
2-3 хореографические композиции, в т.ч. для актуальной театральной постановки.
Групповые (парные, по трое) пластические этюды под музыку – импровизация взаимодополняющих движений, передающих различные
настроения, характер музыки.
Упражнения на взаимодействие в пространстве (одновременное неподготовленное действие: переставить стулья, равномерно занять класс,
собраться в группы по какому-либо признаку), память физических действий (в паре); на развитие двигательной фантазии («Превращение предмета»,
«Мастер и неумеха»)
Игры на развитие внимания, фантазии, речевой свободы «Фраза из слов», «Шумы», «Картинка за окном», «Смешные истории».
Парные этюды на рождение фразы («Пойдём домой!», «Я решил…», «Так это ты?!»), на зону молчания («Встречаем новый год вдвоём, но мы в
ссоре», «Списать у вредного соседа по парте»). Групповая самостоятельная актёрско- режиссёрская работа: инсценировка небольшого детского
рассказа.
Дыхательные, артикуляционные, вокальные упражнения, в т.ч. на интонирование мажорного и минорного трезвучий, интервалов в различном
мелодическом движении, интервалов в двухголосии. Пение гамм. Упражнения на развитие навыков двухголосия (выдержанный звук в одном из
голосов, остинато, каноны, навык пения терцовой вторы - на интонационном материале народных мелодий).
Музыкальные спектакли, постановки (примерный репертуар) (1 спектакль в год)
Где зимует лето? Музыка А. Абрамова, сценарий Л. Савельева
Таинственный
гиппопотам. Музыка И. Егинова, сценарий И. Воронцовой.
Приключения Незнайки и его друзей. Музыка Г. Гладкова, сказка Н. Носова.
Сказки старого ворона. Музыка и либретто В. Семенова
Летучий корабль. Музыка М. Дунаевского, тексты песен Ю. Энтина.
Щелкунчик. Музыка П. Чайковского, текст Н. Сусловой.
Песенка в лесу. Музыка Р. Бойко, текст Я. Акима и Р. Бойко
Мойдодыр. Детская опера. Музыка Ю. Левитина, стихи К. Чуковского
5

год обучения:

Упражнения, этюды, импровизации
Танцевальная разминка. Упражнения на укрепление всех групп мышц, развитие пластичности, гибкости, сложную координацию движений.
Упражнения на свободное освоение пространства.
Элементы народного танца, историко-бытового танца (шаркающий ход, шаг с подскоком, повороты на переступаниях, на полупальцах;

вращения на месте, вращения с продвижением). Социальные танцы, танцы народов мира, например, белорусский «Крыжачок», осетинский «Симд»,
греческий «Сиртаки» (основной ход на переступании с подскоком, подбивками, на высоких полупальцах; вращения, притопы, шаги с переступанием
накрест, боковой ход с шагом на пятку и др.)
Элементы джаз-танца (изолированные движения разных центров: голова – повороты, наклоны, круги; плечи – круги-полукруги; грудная
клетка – вперёд- назад; пелвис – вперёд-назад, круги-полукруги; руки-ноги – движения изолированных ареалов, упражнения для позвоночника и
т.д.).
Не менее 2-х хореографических композиций, в т.ч. для актуальной театральной постановки.
Упражнения на правдоподобность физических действий («По правде и понарошку», «Убегает, догоняет, бежит», «Превращение комнаты»,
«Пять органов
чувств»), на совершенствование актёрской
пластики, владение мышечными ощущениями («Вес», «Только руки», «Только
ноги», «В маске»).
Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя). Этюды на технику актерского действия и
взаимодействия (мобилизация, демобилизация, оценка факта, пристройка сверху, снизу, наравне).
Игры на развитие внимания, фантазии, речевой свободы, интонационного слуха: речь «на цифрах», речь на тарабарском языке. Упражнения
на «лепку фразы». Упражнения на технику речи (расширение диапазона, регистровые переходы, орфоэпия). Мнемотехнические упражнения,
тренировка памяти.
Групповая самостоятельная работа: инсценировка басни.
Дыхательные и артикуляционные упражнения. Вокальный тренаж на чёткое, лёгкое исполнение мелких длительностей в подвижном темпе
при одновременном решении двух задач: интонационная точность и чёткая дикция. Певческие упражнения, состоящие из 5-8 звуков: на развитие
гибкости голоса, звуковысотного и динамического диапазона. Распевания по принципу секвенций на основе нисходящих и восходящих мотивов
(отрезки звукоряда, трезвучия), исполняемые различными штрихами. Пение гамм с название нот и на разные слоги, пение с переносом по
тетрахордам. Распевания с элементами двухголосия, ломаного арпеджированного движения мелодии.
Музыкальные спектакли, постановки (примерный репертуар) (1 спектакль в год)
Сокровища капитана Флинта. Музыка Б. Савельева, сценарий и тексты В. Трифонова, Д. Иванова.
Доктор Айболит. Сказка-мюзикл. Музыка Г. Фиртича, сценарий Е. Чеповецкогого и Д. Черкасского по мотивам произведений К.
Чуковского.
Сон дождя или новые приключения Дюймовочки. Мюзикл В. Рощина и Е. Карамушка.
Кот в сапогах. Опера-сказка Ц. Кюи, либретто М. Поль
Тайна снежной королевы. Мюзикл М. Минкова, сценарий В. Коростылева по мотива Х.Г. Андерсена.
Ночь перед Рождеством. По мотивам Н. Гоголя. Музыка – народная.
6

год обучения:

Упражнения, этюды, тренинги, импровизации
Танцевальная разминка. Упражнения на укрепление всех групп мышц, развитие пластичности, гибкости, сложную координацию движений,

развитие вестибулярного аппарата (вращения, наклоны, прыжки и др.).
Упражнения на взаимодействие в парах, ощущение и понимание партнёра, танцевальный этикет. Базовые фигуры парного танца – перемена
фигур, расхождение в разные стороны, встреча. Элементы социальных танцев, танцев народов мира (например: лезгинка, мазурка, цыганочка).
Элементы джаз-танца (координация, изоляция; позвоночник: flat back вперёд, в сторону, назад, изгибы торса упражнения на contraction,
release; уровни движения «стоя», «сидя», «лёжа»; шаги, прыжки: jump, leap).
Не менее 3 хореографических композиций на основе изученных стилей и движений, в т.ч. для актуальной театральной постановки.
Актёрские этюды, упражнения на оправдание действий («Заданная поза»,
«Заданный жест», «Заданные слова»). Упражнения на коллективную импровизацию, взаимодействие «Живая картина», «Игра по рассказанным
ситуациям».
Упражнения на развитие богатства речевой интонации. Словесные действия различной направленности: воздействие на партнёра и его
внимание (звать), память (узнавать), чувства (упрекать, ободрять), мышление (объяснять), воображение (удивлять, намекать) и т.д. Парные этюды
на наступление (рычаги настойчивости: громче, медленнее, значительнее…) и оборону (глухая, избирательная), отступление. Этюды на публичное
одиночество, органичное молчание. Упражнения на овладение темпо-ритмом состояний энергии). Игры и тренинги на развитие ассоциативного
мышления («На что похоже?», Шарады).
Актёрские этюды на правдоподобность мизансцены. Импровизации на основе картин (Ю. Леман «Провинился», Т. Яблонская «Утро», К.
Коровин «У балкона», Ф. Решетников «Опять двойка», «Прибыл на каникулы», Н. Богданов-Бельский «Ученицы», «Деревенские мальчики и др.),
игры-импровизации в различной театральной стилистике (скоморохи, трубадуры, древнегреческий театр).
Упражнения на развитие дыхания, артикуляции, вокальные упражнения на развитие диапазона, гибкости и подвижности голоса.
Упражнения на расширение динамического диапазона. Выработка энергичного, но не резкого f и мягкого, но звучного p. Упражнения на
контрастную смену динамики в т.ч. в подвижном темпе. Пение гамм с названием нот и вокализом, в т.ч. каноном. Упражнения на освоение
двухголосия. Пение кадансов (двухголосных, трёхголосных).
Музыкальные спектакли, постановки (примерный репертуар) (1 спектакль в год)
Бременские музыканты. Мюзикл Г.Гладкова, сценарий И. Ковалевской по мотивам сказки братьев Гримм.
Мэри Поппинс, до свиданья!
Мюзикл
М.
Дунаевского (по одноимённому фильму Л. Квинихидзе).
Буратино. Музыка А. Рыбникова (по мотивам одноимённого фильма Л. Нечаева).
Снежный богатырь. Опера-сказка Ц. Кюи, либретто М. Поль
Садко. По мотивам народной былины и оперы Н. Римского-Корсакова.
Левша. По мотивам сказа Н. Лескова, музыка народная.
Робинзон Крузо. Мюзикл Н. Савельева, сценарий А. Меньшикова по мотивам романа Д. Дефо.
Русалочка. Мюзикл А. Менкена по мотивам сказки Х.К. Андерсена
Примерная структура типового занятия:
1.
Вводная часть. Упражнения на дыхание, снятие зажимов, концентрацию внимания. Артикуляционная разминка (5-10 мин.)
2.
Танцевальная разминка (5 мин)

3.
4.
5.
6.
7.

Работа над хореографическим материалом (15 мин.)
Актёрский тренинг. Упражнения на выразительную речь, перевоплощение, взаимодействие и т.д. (15-20 мин).
Распевание, вокальные упражнения (5-10 мин)
Разучивание вокальных номеров спектакля (10-20 мин).
Репетиционно-постановочная работа (30 – 45 мин).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты

Личностные результаты освоения программы «Музыкальный театр» должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
1.
Патриотического
воспитания:
осознание
российской
гражданской идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к освоению традиций своего края, музыкальнойкультуры народов России; стремление
развивать и сохранять культуру своей страны, своего края.
2.
Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностейгражданина, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей;осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой культуры, готовность поступать в
своей жизни всоответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкальной, социокультурной
жизни образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и
фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, праздничных мероприятий.
3.
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность воспринимать театральное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социальноисторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в
процессе непосредственной творческой деятельности, при подготовке спектаклей, концертов, участии в фестивалях и конкурсах.
4.
Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, стремление видеть прекрасное в окружающей
действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности
музыкального итеатрального искусства как средства коммуникации и самовыражения;понимание ценности отечественного и мирового искусства,
роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражениюв разных видах искусства.
5.
Ценности научного познания: ориентация на современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека,природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение языком искусства,

6.
овладение основными способами исследовательской деятельности на материале доступной текстовой, аудио- и видеоинформации о различных явлениях искусства, использование специальной терминологии.
7.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни
с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в
том числе в процессе артистической, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и
эмоциональное состояние других; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
8.
Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности при подготовке спектакля,
проведении репетиций, сценических показов; трудолюбие, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому
изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
9.
Экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы театрального творчества.
10.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегосяк изменяющимся условиям социальной и природной
среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая
семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с
людьми из другой культурной среды; стремление перенимать опыт, учиться у других людей – как взрослых,так и сверстников, в том числе в
разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального, театрального и других видов искусства;
смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные
задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума; способность
осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный опыт, опыт и навыки
управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации,воля к победе.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты, достигаемые при освоении программы
«Музыкальный театр» отражают специфику искусства, как иного (в отличие от науки) способа познания мира. Поэтому основная линия
формирования метапредметных результатов ориентирована не столько на когнитивные процессы и функции, сколько на психомоторную и
аффективную сферу деятельности обучающихся.

1.

Овладение универсальными познавательными действиями.

Овладение системой универсальных познавательных действий в рамкахпрограммы «Музыкальный театр» реализуется в контексте развития
специфического типа интеллектуальной деятельности – художественно- образного, музыкального мышления, которое связано с формированием
соответствующих когнитивных навыков обучающихся, в том числе:
1.1.
Базовые логические действия:






выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального, театрального явления;
сравнивать виды и жанры театрального искусства, элементы музыкально-театрального действия, сценические образы, сюжеты;
устанавливать основания для сравнения, проводить аналогии, находитьассоциации с другими явлениями искусства;

устанавливать существенные признаки для классификации явлений культуры и искусства, выбирать основания для анализа,
сравнения и обобщения отдельных выразительных средств, элементов сценографии, актёрской игры, музыкального и визуального образа
спектакля;



выявлять недостаток информации, необходимой для достоверного и стилистически оправданного воплощения на сцене
художественной задачи;



обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей театрального искусства друг на друга, формулировать гипотезы
о взаимосвязях;



выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании
сценического образа конкретного произведения, жанра, стиля.
1.2.

Базовые исследовательские действия:





следовать за развитием, наблюдать процесс развёртывания драматического действия;




составлять алгоритм действий и использовать его для решения актёрских, музыкально-исполнительских и других творческих задач;



самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования.

использовать вопросы как инструмент познания;

формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной
ситуации, восприятия, сценического воплощения театральных образов;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей, сравнению
художественных процессов, явлений, культурных объектов между собой;

1.3 Работа с информацией:



применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной или
творческой задачи и заданных критериев;




понимать специфику работы с графической, видео-, аудиоинформацией,музыкальными записями;




оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и
видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с
учебной или творческой задачей;



использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений, развивать мышечную память как
способ сохранения пластической информации;



самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (драматическое, вокальное исполнение, текст, таблица,
схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
1. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Овладение системой универсальных коммуникативных действий в рамках программы «Музыкальный театр» реализуется, в первую очередь,
через совместную деятельность, содержанием и результатом которой является постановка и публичный показ музыкальных спектаклей. Она
предполагает нелинейную динамику творческого процесса, в которой сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.
Сценическое действие предполагает не только игру актёров, пение и танец. Оно не может быть реализовано без решения дополнительных
практических задач, которые также обеспечиваются силами участников театрального коллектива (рабочий сцены, осветитель, костюмер, гримёр,
администратор; ответственные за изготовление реквизита, бутафории; ответственные за информационную поддержку и т.д.). Постоянная ротация
участников, готовность и умение каждого не только выступать на сцене, но и выполнять вспомогательные
функции
являются
естественной средой,обеспечивающей разноуровневую коммуникацию обучающихся.
При этом специфика освоения элементов актёрского мастерства,непосредственного взаимодействия с партнёрами в режиме «здесь и сейчас»
позволяет обучающимся формировать расширенный спектр компетенций в сфере общения. А именно:







выражать свою идею, мысль комплексно, используя вербальные иневербальные средства коммуникации;
ярко и убедительно выражать эмоции, собственное отношение к происходящему;
вести устный диалог, владеть техниками «пристройки» к собеседнику;
анализировать внешние обстоятельства общения, чувствовать логику событий, улавливать подтекст;

выступать на публике, владеть основами ораторского искусства и сценического движения, органично чувствовать себя в
пространстве, преодолевать сценическое волнение;




конструктивно обсуждать с товарищами по коллективу текущую деятельность – как свою собственную, так и других людей;

видеть различия в поведении других людей, воспринимать их как естественное проявление разнообразия, богатства
социального окружения человека.
В совместной деятельности:

согласовывать
собственные
цели и действия
с целями
идействиями других участников коллектива,



коллегиально строить действия по достижению общей цели:распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы;




выполнять

свой

участок

работы,

нести

безусловнуюответственность за её качество;

выручать товарищей в непредвиденной ситуации, приходить напомощь, уметь жертвовать своими интересами ради

общего дела;




проявлять

готовность

руководить,

выполнять

поручения,подчиняться;

развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества,соучастия, сопереживания в процессе исполнения и
восприятия произведений искусства; понимать ценность такого социально- психологического опыта, переносить его на другие сферы
взаимодействия;
2.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Личные результаты обучающихся, сформированные в результате занятий «Музыкальным театром» выходят далеко за рамки
художественно- эстетической деятельности, они воспитывают ценные навыки, привычки, установки, которые обеспечивают социальные
аспекты функциональной грамотности, вырабатывают компетенции, позволяющие быстро адаптироваться в окружающем мире.
Особое значение, исключительную ценность они обретают и в качествевклада каждого участника коллектива в общее дело. В рамках
программы
«Музыкальный театр» регулятивные универсальные учебные действия тесно смыкаются с коммуникативными умениями и навыками.
Самоорганизация и рефлексия всегда идут двумя параллельными путями – как в индивидуальномплане, так и в логике планирования и оценке
совместных действий.Взаимодействие этих путей регулятивных универсальных учебных действий, как правило, предполагают корректировку
личных интересов и намерений, ихподчинение интересам и потребностям творческого коллектива в целом.
2.1.
Самоорганизация:



выявлять проблемы в своей жизни, которые могут быть решены с помощью приёмов и навыков, освоенных в ходе театральных

занятий;



рассматривать жизненную проблему, как актёрский этюд, творческую задачу, которая может быть решена различными способами,
рассматривать альтернативные варианты, выбирать наилучший вариантрешения;



чувствовать ответственность перед партнёром по сцене, координировать свои действия с учётом возможностей и намерений

партнёра, нести ответственность за свою часть работы перед всем коллективом;





2.2.





уметь ограничивать свои личные интересы и намерения с учётом мнения, интересов, возможностей других членов коллектива
ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих,
исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться кпоставленной цели;
планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;



объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их,
давать оценку приобретённому опыту;


трудностей.
2.3.

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
Эмоциональный интеллект:



чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности театрального искусства
для расширения своих компетенций в данной сфере;



развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях
сценическогообщения, публичного выступления;




2.4.

выявлять и анализировать причины эмоций;
понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:




уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению,эстетическим предпочтениям и вкусам;




принимать себя и других, не осуждая;

признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения
результатов деятельности;
проявлять открытость.

Предметные результаты
- выступать на сцене, играть разнохарактерные роли, выразительно и достоверно передавая художественный замысел автора, вкладывая в
актёрскую игру личностно значимый смысл;
- исполнять вокальные, танцевальные, пластические номера в составе развёрнутого драматического действия, отдельных сценах, концертных
номерах;
- органично и естественно чувствовать себя перед публикой, взаимодействовать с партнёрами по сцене;
- понимать специфику, иметь представление о комплексе выразительных средств театрального искусства;
- владеть основами ораторского и вокального искусства, уметь выразительно и грамотно говорить, петь, освоить различные манеры пения и
сценической речи;
- владеть пластикой своего тела, освоить основы сценического движения, пантомимы, доступных танцевальных стилей;
- выполнять сценическую задачу, органично и естественно существовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать;
- знать приёмы и способы развития памяти, действий в конфликтных ситуациях, снятия писхологических зажимов, уметь их применять на
сцене и в жизни;
- уметь организовать собственную работу над ролью, помогать педагогу в организации репетиций с младшими обучающимися;
- представлять на концертах, праздниках, фестивалях и конкурсах результаты коллективной музыкально-исполнительской, творческой
деятельности, принимать участие в культурно-просветительской и общественной жизни.
Предметные результаты. 1 год обучения
1)
Активно включаться в творческий процесс, преодолевать стеснение, робость.
2)
Знать технику безопасности на занятиях, правила поведения на занятиях, правила поведения при посещении театра.
3)
Участвовать в играх, игровых упражнениях, стремиться к созданию доступного игрового образа (самому придумать, сделать,
показать).
4)
Удерживать произвольное внимание, концентрировать внимание «внутри себя», уметь сосредоточиться на слуховых, зрительных,
двигательных ощущениях; контролировать дыхание, мышечный тонус (снятие телесных зажимов).
5)
Двигаться в соответствии с темпоритмом, характером музыки. Уметь прохлопать равномерную метрическую пульсацию,
ритмический рисунок, состоящий из восьмых и четвертей.
6)
Освоить основной шаг галопа, хоровода, марша. Исполнять небольшие танцевальные связки, состоящие из 3-4 повторяющихся
движений.
7)
Импровизировать (в т.ч. под музыку) пластические образы – характеристики животных, птиц, стремиться к узнаваемости образа.
Придумывать и показывать небольшие сценки бытового содержания (на 2-3 действия).
8)
Показывать физические действия с воображаемым(и) предметом(ами).
9)
Выразительно декламировать четверостишия, скороговорки, чётко артикулируя слова.
10)
Рассказывать увиденные, самостоятельно сочинённые истории, сюжеты, сценки.
11)
Знать правила певческой установки, дыхания, сознательно участвовать в распевании. Петь выразительно простые песни

(одноголосные, диатонические, с простым, повторяющимся ритмическим рисунком, краткими фразами, с преобладанием поступенного
мелодического движения) преимущественно кантиленного характера (с инструментальным сопровождением).
12)
Иметь опыт выступления на сцене в инсценировке детской сказки и / или массовой танцевальной, хоровой сцене.
13)
Понимать значение слов и терминов: театр, зрительный зал, сцена, игра, актёр, зритель.
2 год обучения
1)
Знать правила поведения на сцене (не вставать спиной к зрителю, сохранять тишину за кулисами, не задевать кулисы во время
сценического действия и др.).
2)
Создавать пластические импровизации под музыку, слышать границы музыкальной формы, менять характер движений при смене
характера музыки.
3)
Слышать темп, ритмические особенности музыки. Уметь прохлопать метрическую пульсацию на 2/4, 3/4, 4/4, ритмический рисунок,
состоящий из восьмых, четвертей, половинных.
4)
Ориентироваться в пространстве, уметь заполнить пространство действием; находить своё место, соблюдать рисунок движения в
группе, в т.ч. при построении в колонну, круг, полукруг, перестроении в линии.
5)
Исполнять основной шаг и 1-2 простых движения польки, вальса.
6)
Исполнять в группе несложные хореографические композиции в жанре народного танца своего края, республики, региона.
7)
Наблюдать за повадками животных, поведением людей (особенности речи, взгляда, мимики, жеста), воплощать свои наблюдения в
актёрских этюдах-импровизациях.
8)
Выполнять по-разному одно и то же действие в различных предлагаемых обстоятельствах.
9)
Уметь переходить из позиции исполнителя в позицию зрителя и наоборот. Уметь видеть отличия в исполнении одного и того же
задания, этюда разными обучающимися.
10)
Овладеть начальными навыками сценических действий, различать действия физически и словесные, стремиться правдиво действовать
в предлагаемых обстоятельствах, иметь представление об исполнительской задаче, событии и его оценке.
11)
Доброжелательно и конструктивно участвовать в обсуждении актёрских этюдов, импровизаций товарищей.
12)
Выполнять упражнения на дыхание, артикуляцию, речевое и вокальное развитие голоса, понимать их значение в развитии своих
задатков и способностей.
13)
Выразительно, эмоционально, «в образе» исполнять несложные (одноголосные, диатонические, с элементами движения мелодии по
звукам аккордов и незначительным количеством скачков) песни из музыкальных спектаклей, в том числе песни-диалоги с инструментальным
сопровождением в куплетной, простой одночастной, двух- и трёхчастной форме.
14)
Ярко, образно, чётко произносить, декламировать реплики небольшой роли, сочетать вербальные и невербальные средства
выразительности.
15)
Подготовить и показать на публике небольшую миниатюру (сценку, стихотворение). Принимать посильное участие в подготовке
музыкального спектакля (исполнить роль, выступить в массовой танцевальной или хоровой сцене, помогать за сценой и т.д.).
16)
Понимать значение терминов и выражений: этюд, действие, «по правде», кулисы, задник, декорации, костюм, афиша, художник,

режиссёр, хореограф.
3 год обучения
1)
Создавать пластические импровизации под музыку в знакомых танцевальных жанрах, передавать в движениях темпоритм,
настроение, музыкальный образ.
2)
Слышать ладовые, регистровые особенности музыки, динамику, штрихи, тембры. Уметь реагировать на разнообразные изменения и
сочетания средств музыкальной выразительности – передавать в движениях пластической импровизации
широкую дифференцированную
палитру чувств и настроений.
3)
Уметь прохлопать метрическую пульсацию, остинато, ритмический рисунок, состоящий из шестнадцатых, восьмых, четвертей,
половинных, пауз.
4)
Ориентироваться в пространстве, точно контролировать своё движение в групповых перестроениях согласно освоенным рисункам
музыкального движения, танца.
5)
Исполнять основной шаг и 3-4 простых движения народного, историко-бытового, эстрадного танца. Исполнять в группе несложные
хореографические композиции для текущей постановки.
6)
Овладеть начальными навыками совместных сценических действий, стремиться чувствовать партнёра по сцене в этюдахимпровизациях. Импровизировать парные этюды.
7)
Наблюдать за логикой взаимодействия людей в жизни и на сцене, стремиться понять внутреннюю суть конфликта, понимать поступок
как действие, отражающее характер героя.
8)
Относиться серьёзно к сценической задаче, стремиться к достоверности актёрской игры, создавать поступок героя в логике
«предлагаемых обстоятельств».
9)
Представлять действие как процесс (начало, развитие, конец), стремиться найти его внутреннюю логику.
10)
Конструктивно воспринимать критику своих сценических действий, импровизаций.
11)
Совершенствовать артикуляцию, дикцию, выразительность сценической речи. Уметь сочетать слова с физическими действиями,
понимать подтекст, произносить реплики с подтекстом.
12)
Работать над развитием своих вокальных данных, совершенствовать певческое дыхание, дикцию, чистоту интонирования, обращать
внимание на ладовую и гармоническую окраску исполняемой музыки.
13)
Петь соло, в ансамбле, в хоре разнохарактерные номера из музыкальных спектаклей. Исполнять песни, различные по уровню
сложности (в т.ч. с развитой мелодией, скачками, движением мелодии по звукам аккордов, протяжёнными музыкальными фразами) одноголосные
и с элементами двухголосия, с сопровождением и a cappella, простые виды канонов;
14)
В пении передавать музыкальный образ в его развитии, используя выразительные возможности голоса, подчинять техническую
сторону исполнения художественным задачам;
15)
Подготовить и показать на публике инсценировку песни, развёрнутого стихотворения.
16)
Принимать активное участие в подготовке музыкального спектакля (исполнить одну из ролей, быть дублёром, участвовать в массовой
танцевальной или хоровой сцене, помогать в изготовлении реквизита, афиши и т.д.).

17)

Понимать значение терминов и выражений: логика действий, задача, текст и подтекст, реплика, диалог, ремарка, пауза, мимика, жест,

поза.
4 год обучения
1)
Создавать пластические импровизации под музыку вдвоём, втроём, дополняя движения друг друга; импровизировать с предметами
(платочки, палки, веера), придумывая сюжетные пластические композиции.
2)
На основе одной и той же художественной задачи придумывать разные варианты пластических, актёрских решений, интерпретаций.
3)
Уметь исполнять с помощью хлопков и притопов комбинированные ритмические рисунки (в т.ч. с синкопами, триолями) в небольшой
связке в жанре народного танца.
4)
Исполнять не менее 2-х хореографических композиций в разных жанрах (например, народного, историко-бытового
танца,современного танца в стиле hip-hop), в том числе вставные танцевальные номера для текущей театральной постановки.
5)
Импровизировать, уметь построить вдвоём, втроём мизансцену на различные темы предложенных обстоятельств. Находить
внутреннюю связь образа, текста и задачи действия.
6)
Придумывать, обыгрывать актёрские этюды на взаимодействие, органичное молчание; различные сочетания словесных и физических
действий.
7)
Наблюдать за импровизациями товарищей, видеть «что» и «как» исполнено, анализировать, «почему именно так» - размышлять над
способами раскрытия авторского замысла.
8)
Осмысленно декламировать фрагменты поэзии, художественной прозы, обогащать прямой текст подтекстом.
9)
Работать над ролью в спектакле: выстраивать событийный ряд, искать внешнюю характерность (манеры, пластика, речь и т.д.),
добиваться её воплощения.
10)
Сознательно и регулярно заниматься развитием своего артикуляционного аппарата, систематически работать над развитием дыхания
(объём, глубина, экономный расход воздуха, цепное дыхание, посыл звука в пении, в сценической речи), мимики, вокальных данных.
11)
Петь интонационно чисто, эмоционально выразительно небольшие сольные номера, участвовать в исполнении развёрнутых хоровых
сцен и номеров, осваивать речитативную манеру пения, мелодекламацию.
12)
Самостоятельно (вместе с товарищами) подготовить и показать на публике инсценировку небольшого детского рассказа.
13)
Принимать активное участие в подготовке музыкального спектакля (исполнять главные и / или второстепенные роли, участвовать в
массовых сценах, принимать участие в создании декораций, реквизита, костюмов, грима, программок, афиш, организации представления и т.д.).
14)
Понимать значение терминов и выражений: предлагаемые обстоятельства, словесные действия, конфликт, поступок, статичность,
динамичность, мизансцена, пролог, финал, драматург, авторский замысел.
5 год обучения
1)
Импровизировать под музыку различных стилей и жанров, в т.ч. современных (например, арт-рок, фьюжн, инди-поп и др.), используя
элементы джаз-танца.
2)
Исполнять 1-2 композиции на основе социальных танцев (танцы народов мира).
3)
Исполнять 2-3 кратких вставных номера или одну развёрнутую хореографическую сцену для актуального спектакля.

4)
Совершенствовать актерское мастерство в индивидуальных этюдах и этюдах на взаимодействие. Овладеть навыками мобилизациидемобилизации, пристройки к партнёру.
5)
Понимать значение смысловой «лепки фразы», развивать навыки речевой и вокальной орфоэпии, интонационной выразительности
речи и пения.
6)
Сознательно стремиться к развитию различных видов памяти (мышечной, музыкальной), учить наизусть слова тренировочных
эпизодов, ролей в спектакле, уметь ярко и выразительно декламировать большие стихотворения, развёрнутые фрагменты художественной прозы.
7)
Самостоятельно (вместе с товарищами) подготовить и показать на публике инсценировку басни (в т.ч. в разных театральных жанрах
– пантомима, комедия, детектив и т.п.)
8)
Интонировать, петь чисто и выразительно законченные номера различных вокальных жанров (песня, романс, серенада,
колыбельная, дуэт, и др.). Иметь опыт разучивания (исполнения) развёрнутой вокальной сцены сквозного типа развития.
9)
Различать манеры пения – академическую, эстрадно-джазовую, народную. Начать освоение разных манер пения в соответствии со
стилистикой актуальной театральной постановки.
10)
Принимать активное участие в постановке музыкального спектакля (исполнять главные и / или второстепенные роли, участвовать в
массовых сценах, предлагать проекты художественного оформления спектакля, изготавливать необходимый реквизит, костюмы, афиши,
организовать рекламно-информационное сопровождение постановки, выполнять вспомогательные функции за сценой, в зале во время
представления: свет, звук, рабочий сцены и т.д.).
11)
Участвовать в выездном показе спектакля за пределами образовательной организации.
12)
Понимать значение терминов и выражений: премьера, перевоплощение, миф, сквозное развитие, диалог, монолог, пристройка, вес,
оценка
факта, мобилизация действия - противодействие.
6
год обучения
1)
Импровизировать соло, в паре под музыку различных стилей и жанров, используя элементы джаз-танца (в т.ч. разные уровни
движения «стоя», «сидя», «лёжа»).
2)
Исполнять социальные танцы в паре, соблюдать правила танцевального этикета в паре. Подготовить 1-2 вставных танцевальных
парных номера для актуального спектакля.
3)
Осваивать специфические приёмы сценического движения (характерная осанка, походка, поклоны, падение, элементы сценического
боя, фехтования).
4)
Совершенствовать актёрское мастерство, фантазию, реактивность в этюдах на оправдание действий, коллективную импровизацию в
разных жанрах и стилях, импровизацию на основе произведений изобразительного искусства.
5)
Демонстрировать разнообразие речевого репертуара, умение наступать и обороняться в словесных действиях. Играть с подтекстом,
вторым планом.
6)
Произвольно менять темпоритм актёрских действий. Владеть основными градациями 10-балльной шкалы темпоритмов.
Импровизировать, исполнять этюды на соответствие / контраст внешнего и внутреннего темпоритма
7)
Управлять темпоритмом сценической речи, владеть навыками ускоренной и замедленной речи (на скороговорках и небольших
художественных текстах). Освоить тихое звучание сценической речи, театральный шёпот.

8)
Иметь опыт постановки, эскизного разучивания отдельных сцен на иностранном языке.
9)
Работать над ролью. Придумывать биографию героя, логику действий «до» и «после».
10)
Рефлексивно оценивать свои сценические действия с точки зрения зрителя, чувствовать аудиторию, устанавливать контакт со
зрителем.
11)
Расширять диапазон, динамическое, тембральное разнообразие голоса. Осваивать разные манеры пения в соответствии со
стилистикой актуальной постановки. Уверенно интонировать свою партию в двухголосии (дуэт, сцена, хор) гомофонно-гармонического склада.
12)
Участвовать в разработке эскизов и создании костюма для совей роли, осваивать навыки наложения грима (самому себе и товарищам).
13)
Участвовать в постановке музыкального спектакля (различные амплуа, как сценического так и вспомогательного плана), брать на
себя ответственность за отдельные участки подготовительной постановочной работы, помогать с проведением разминок, разучиваний текста,
мизансцен с младшими обучающимися.
14)
Участвовать в выездных показах спектакля за пределами образовательной организации, в т.ч. на конкурсах, фестивалях.
15)
Понимать значение терминов и выражений: тема, сюжет, фабула, бутафория, костюм, парик, грим, гиперболизация, авансцена,
пьеса, драма, трагедия, комедия, романтизм, реализм.
Освоение программы внеурочной деятельности «Музыкальный театр» направлено на достижение трёх групп результатов: личностных,
метапредметных и предметных. При этом теоретическое структурное разграничение различных видов результатов на практике выступает как
органичная нерасторжимая целостность. Личностные и метапредметные, в первую очередь коммуникативные результаты, имеют глубокое и
содержательное предметное воплощение. Тематика театральных постановок способна отражать важнейшие направления воспитательной работы,
ориентирована на комплекс базовых национальных ценностей.
Тематическое планирование
№
занятия

Наименование темы

Форма деятельности обучающихся
Первый год
Техника безопасности. Знакомство с театральные объединением
Игры на знакомство «Здравствуй, друг»

1
2

Решение организационных вопросов. Вводное занятие
Вводное занятие

3

История театра Эволюция театра. Театр в России

Блиц-опрос. Самостоятельные импровизации

4

Театр и литература

Творческие работы на тему: «О чём рассказала музыка»

Общее представление о видах и жанрах театрального
искусства: драматический театр, музыкальный театр
(опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и
телетеатр

Дискуссия, онлайн-экскурсия

5

6

Знакомство с театральными профессиями.

Игровые, практические упражнения

7

Спектакль – результат коллективного творчества. Кто
есть кто в театре. Актер- «главное чудо театра»

Игровые, практические упражнения

8

Актер и его роли. Бессловесные и словесные действия

Игровые и практические упражнения

9
10
11

Развитие актерского внимания
Постановка речи
Постановка речи

Педагогическое наблюдение, выполнение практических упражнений
Работаем над дикцией и голосом. Преодоление мышечных зажимов
Подбор, сочинение и отработка текстов, направленных на выправление
индивидуальных недостатков речи

12

Художественное чтение, как вид исполнительского
искусства
Художественное чтение, как вид исполнительского
искусства
Словесные воздействия
Пьеса – основа спектакля

Исполнение текста, демонстрирующего владение «лепкой» фразы

13
14
15

16
17
18-19
20
21-22
23
24
25

Текст – основа постановки
Театральный грим. Костюм
Элементарные сведения о сценическом действии и
практическое знакомство с его элементами.
Жест, мимика, движение
Актерское мастерство на развитие памяти.
Слушать - это тоже действие. Слушание как действие
актёра. Творческое взаимодействие с партнером.
Технология общения в процессе взаимодействия людей
Этюды и упражнения с более развернутым текстом на
развитие образных представлений (видений).

Художественное чтение
Декламация художественного текста
Беседа «Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция,
завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи –
действующие лица спектакля».
Творческие лаборатории
Творческие лаборатории
Беседа. Упражнения и игры
Отработка
Чтение наизусть стихотворений, отрывков из художественных
произведений
Творческие лаборатории
Педагогическое наблюдение, выполнение практического задания
Выполнение практического задания

26
27
28
29
30
31-32
33
34
1
2

3

4-5

6

Нормы общения и поведения
Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации
Этюд «Звуковые потешки с речью».
Искусство диалога
Интонация, настроение персонажа
Театральная сцена
Творческое взаимодействие с партнером
Подведение итогов
Вводное занятие
«Роль чтения вслух в повышении общей читательской
культуры». Анатомия, физиология и гигиена речевого
аппарата. Литературное произношение.
Основы сценической «лепки» фразы (логика речи).
Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза
простая и сложная. Основа и пояснение фразы.
Классификация словесных воздействий. Текст и
подтекст литературного произведения. Возможность
звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь
рисуемой картины с жанром литературного
произведения.
Артикуляционная гимнастика.

Дискуссия. Выполнение практического задания
Педагогическое наблюдение, выполнение практического задания
Чтение стихотворения
Выполнение практического задания, упражнения
Выполнение практического задания, упражнения
Дискуссия. Экскурсия в ДК, закулисье
Самостоятельные импровизации с партнером
Анкетирование
Второй год
Техника безопасности . Выбор пьесы
Теория
Выполнение практического задания, упражнения
Теория

Выполнение практического задания, упражнения

Самостоятельные импровизации
Выполнение упражнений

8

Работа над упражнениями, направленными на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата, правильной
артикуляции.
Театр и литература

9

Изобразительное искусство и театр. Театр и музыка.

10

Взаимосвязь театра с другими видами искусства

Творческие задания по сопоставлению литературного прозаического
произведения, пьесы, спектакля, кинофильма, мультфильма, оперы, балета
и т.д
Анализ практической деятельности

11

Актер и его роли

Игровые, практические

7

Творческие работы на тему: «О чём рассказала музыка».

12

Создание первых этюдов- зарисовок

Выбор пьесы

13
14
15

Создание первых этюдов- зарисовок
Создание первых этюдов- зарисовок
Создание первых этюдов- зарисовок

Педагогическое наблюдение, выполнение практической работы
Педагогическое наблюдение, выполнение практической работы
Педагогическое наблюдение, выполнение практической работы

16-17

Пьеса – основа спектакля

18-20

Этюд -инсценировки басен

Беседа «Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция,
завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи- действующие
лица спектакля»
Педагогическое наблюдение, итоговое образовательное событие

21-24
25-26
27-29
30
31

Репетиции спектакля
Репетиции спектакля.
Репетиции спектакля.
Репетиции спектакля.
Репетиции спектакля.

Педагогическое наблюдение, итоговое образовательное событие
Педагогическое наблюдение, итоговое образовательное событие
Педагогическое наблюдение, итоговое образовательное событие
Педагогическое наблюдение, итоговое образовательное событие
Педагогическое наблюдение, итоговое образовательное событие

32

Репетиции спектакля.

Педагогическое наблюдение, итоговое образовательное событие

Итоговое контрольное занятие -спектакль

Педагогическое наблюдение, итоговое образовательное событие

33-34

Третий год
Техника безопасности. Выбор пьесы
Педагогическое наблюдение, выполнение практической работы

1
2-3

Введение
Этюды и упражнения на память физических действий

4-5

Что такое «сценическая площадка»? Умение
«распределиться» на сцене
Взаимодействие с партнером

Теория, работа на сцене

Работа над упражнениями, направленными на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата, правильной
артикуляции.
Совершенствование навыка развития речевого аппарата.
Дыхание, самомассаж, дикция.
«Основы практической работы над голосом».

Выполнение упражнений

6-7
8

9
10
11

Творческие занятия по технике речи, мимическим и
сценическим движениям.

Самостоятельные импровизации

Педагогическое наблюдение, выполнение практической работы
Педагогическое наблюдение, выполнение практической работы
Педагогическое наблюдение, выполнение практической работы

12-13
14
15
16
17

Упражнения на тренировку силы голоса, диапазона
голоса, тембра, дикции.
Игры со словами, развивающие связную образную речь.
Упражнения на развитие жестикуляции рук и пластики
тела. Невербальные символы.
Этюды на движение. Импровизация. Конкурсы “Мим” и
“Походка”.
Совершенствование осанки и походки.

Педагогическое наблюдение, выполнение практической работы
Игры
Педагогическое наблюдение, выполнение практической работы
Педагогическое наблюдение, выполнение практической работы
Отработка упражнений

Упражнения на развитие пластики. «Скульптор».
Упражнения на передачу реакции человеческого тела на
разные погодные условия «Краски времен года».
Вхождение в образ. Сценка “Немое кино”

Выполнение упражнений

Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает».
(«Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»).
Упражнение на развитие пластики. Пластилиновые
упражнения. Упражнения на развитие жестикуляции.
Особенности композиционного построения пьесы: ее
экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в
пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.
Повествовательный и драматический текст. Речевая
характеристика персонажа. Речевое и внеречевое
поведение. Монолог и диалог.
Репетиции спектакля.
Репетиции спектакля.

Выполнение этюдов

31

Репетиции спектакля.

Педагогическое наблюдение, итоговое образовательное событие

32

Репетиции спектакля.

Педагогическое наблюдение, итоговое образовательное событие

Итоговое контрольное занятие -спектакль

Педагогическое наблюдение, итоговое образовательное событие

18-19

20
21
22
23-24

25

26-29
30

33-34

1

Введение

Педагогическое наблюдение, выполнение практической работы

Игра в жесты.
Педагогическое наблюдение, выполнение практической работы

Ролевая игра (практикум)

Педагогическое наблюдение, итоговое образовательное событие
Педагогическое наблюдение, итоговое образовательное событие

Четвертый год
Техника безопасности. Выбор пьесы

2

Театрализованная игра «Здравствуй, друг» ТБ. ПБ.
Мероприятие «Как я провел лето!»

Педагогическое наблюдение, выполнение практической работы

3

«Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных»
слов». (Театральный этикет)

Педагогическое наблюдение, выполнение практической работы

4

Пантомимический этюд.

Педагогическое наблюдение, выполнение практической работы

5

Педагогическое наблюдение, выполнение практической работы

8

Работа над одной ролью (одним отрывком).
Коллективные показы одного и того же отрывка в
разных составах. Определение различий в характере
действия.
Параллельная работа над несколькими ролями каждого
воспитанника как средство активизации овладения
техникой действий.
Этюдное оправдание заданной цепочки словесных
действий. Зарождение представления о действенном
характере замысла этюда (парного)
Искусство диалога.

9

Интонация, настроение, характер персонажа.

Выполнение упражнений

10

Выразительность бессловесного поведения человека.
Вхождение в образ.
Распределение ролей. Чтение по ролям. Импровизация
сказки. Анализ инсценировки.
Ремарка: суть, смысл, назначение

Педагогическое наблюдение, выполнение практической работы

Многообразие стилистики сценического монолога:
монолог - исповедь,
монолог - мечта,
монолог - признание,
монолог - вызов,
монолог - осуждение,
монолог - раскаяние,
монолог - призыв,

Педагогическое наблюдение, выполнение практической работы

6

7

11
12
13

Педагогическое наблюдение, выполнение практической работы

Педагогическое наблюдение, выполнение практической работы

Педагогическое наблюдение, выполнение практической работы

Чтение сказок
Педагогическое наблюдение, выполнение практической работы

монолог - клевета,
монолог - размышление наедине с самим собой.
Игры на внимание

26

Управление зрительским вниманием. Выражение
взаимоотношения персонажей.
Эстетическое оформление инсценировки
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей
поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение
декораций, костюмов, сценических эффектов,
музыкального сопровождения.
Чтение произведения вслух как последний этап освоения
текста.
Упражнения на тренировку силы голоса, диапазона.
Возможность звучащим голосом «рисовать» ту или иную
картину. Связь рисуемой картины с жанром
литературного произведения. Особенности исполнения
лирики.
Словесные воздействия. Их классификация. Текст и
подтекст литературного произведения.
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания
и свободы речевого аппарата.
Игры по развитию языковой догадки.
Культура речи как важная составляющая образа
человека, часть его обаяния.
Работа над упражнениями, направленными на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата, правильной
артикуляции.
Игры по развитию четкой дикции, логики речи и
орфоэпии.
Игры со словами, развивающие связную образную речь.

27

Репетиции спектакля

Педагогическое наблюдение, итоговое образовательное событие

28

Репетиции спектакля.

Педагогическое наблюдение, итоговое образовательное событие

14
16
17

18

19

20
21
22
23
24

25

Беседа
Дискуссия

Выполнение упражнений

Педагогическое наблюдение, выполнение практической работы

Педагогическое наблюдение, выполнение практической работы
Игры и упражнения
Выполнение упражнений
Педагогическое наблюдение, выполнение практической работы
Практические упражнения

Практические упражнения
Беседа. Викторина

29
30

Репетиции спектакля.
Репетиции спектакля.

Педагогическое наблюдение, итоговое образовательное событие
Педагогическое наблюдение, итоговое образовательное событие

31

Репетиции спектакля.

Педагогическое наблюдение, итоговое образовательное событие

32

Репетиции спектакля.

Педагогическое наблюдение, итоговое образовательное событие

33

Итоговое контрольное занятие -спектакль

Педагогическое наблюдение, итоговое образовательное событие

34

Итоговое контрольное занятие -спектакль

Педагогическое наблюдение, итоговое образовательное событие


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».