ВД "ДЮП"

Управление образования администрации Горноуральского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6

Приложение 1.24.
Основной образовательной программы
основного общего образования,
утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6
от 31 августа 2023 г. № 170-д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Дружина юных пожарных»
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
5-9 классы

Содержание курса внеурочной деятельности
Цель - создание условий для организации деятельности школьников по изучению правил пожарной безопасности и привлечения их к
организации пропаганды пожарной безопасности поведения среди детей и населения.
Задачи:


Сформировать кружок, организовать его постоянное функционирование



Обучать учащихся Правилам пожарной безопасности



Приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения



Создать условия для развития индивидуальных творческих способности детей



Развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны
Учебные занятия с юными пожарными проводятся руководителем ДЮП, а по отдельным темам программы — работниками пожарной

охраны. Занятия по пожарно-прикладному спорту (далее ППС) проводится специально подготовленным сотрудником пожарной охраны и на
базе пожарной части в с. Николо - Павловское.
Программа является примерной. В зависимости от погодных условий в содержание тем могут вноситься необходимые изменения.
Юные пожарные к учебным занятиям привлекаются с учетом их возраста и стажа членства в ДЮП.
На каждую тему занятий отводится не менее одного часа, а по пожарно-прикладному спорту — в соответствии с годом обучения. На
практических занятиях и соревнованиях по пожарно-прикладному спорту обеспечивается строгое соблюдение правил охраны труда.
При изучении программы:


по темам «Противопожарный режим в образовательном учреждении и в жилых домах», «Меры пожарной безопасности в жилых и
общественных зданиях» практические занятия проводятся (при непосредственном обследовании образовательных учреждений и жилых
домов) в сопровождении сотрудников пожарной охраны.
В ходе этих занятий юные пожарные наряду с теоретическими знаниями должны приобрести практические навыки обнаружения
противопожарных недочетов помещений образовательных учреждений и жилых домах.



по теме «Первичные средства пожаротушения» занятия проводятся на базе пожарной части № 20/6 п.Новоасбест и по возможности
показывается на практике способы заправки огнетушителей, а также их применение при тушении «условного очага пожара».



также занятия по темам «Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование», «Боевая одежда пожарного и пожарная техника,
состоящие на вооружение пожарной охраны», «Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение пожарной охраны» проведение занятия
на базе территориального подразделения.



занятия по темам «Пожарно-прикладной спорт пожарных» и «Пожарно-строевая подготовка и пожарно-прикладной спорт» проводятся на
специально оборудованной площадке пожарной части в с. Николо - Павловское.
Юные пожарные, прошедшие полный (4 годичный) курс обучения, могут привлекаться к проведению занятий.
Формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, встречи, круглые столы, олимпиады, соревнования, проекты, общественнополезная практика, конкурсы, викторины, познавательные игры.
Виды внеурочной деятельности:
• Игровая;
• Познавательная;
• Проблемно-ценностное общение;
• Художественное творчество;
• Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
• Техническое творчество
• Спортивно-оздоровительная деятельность.
Занятия проводятся в разновозрастных группах 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год)
Содержанием курса внеурочной деятельности формируются все группы планируемых результатов освоения образовательной программы
с акцентом на личностные и метапредметные результаты.

Первый год обучения
Тема 1. Цели и задачи дружин юных пожарных, права и обязанности юных пожарных

Дружины юных пожарных создаются для проведения среди детей и подростков разъяснительной, агитационно-массовой и воспитательной
работы, направленной на предупреждение пожаров, оказание помощи подразделениям Государственной противопожарной службы (далее — ГПС)
и ВДПО в проведении профилактической работы.
Цели и задачи ДЮП. Порядок создания и организация ДЮП. Условия и порядок вступления и утраты членства в ДЮП. Права и обязанности
юных пожарных. Руководство работой ДЮП.
Тема 2. История развития пожарной охраны и Всероссийского добровольного пожарного общества.
Пожарная охрана России, история ее развития. Цели и задачи.
Общероссийская общественная организация «Всероссийское добровольное пожарное общество» (далее — ВДПО), история его развития. Цели
и задачи.
Тема 3. Пожар. Причины возникновения.
Понятие о пожаре. Анализ обстановки с пожарами на территории Свердловской области. Основные причины возникновения пожаров.
Понятие о пожарной профилактике.
Действия в случае пожара
Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара. Порядок сообщения о пожаре.
Тема 4. Противопожарный режим в образовательном учреждении.
Противопожарные требования к территории и помещениям школы; план эвакуации при пожаре. Правила эксплуатации отопительных
приборов, электрохозяйства. Противопожарный режим в кабинете химии, физики и в производственных мастерских. Меры предосторожности при
проведении лабораторных работ.
Тема 5. Противопожарный режим в жилых домах
Противопожарный режим в жилых домах. Противопожарный режим в домах повышенной этажности. Меры пожарной безопасности при
обращении с предметами бытовой химии и изделиями в аэрозольном исполнении.
Тема 6. Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности
Понятие о первичных средствах тушения пожаров. Противопожарный щит. Виды огнетушителей, их устройство и порядок применения на
пожаре. Места установки огнетушителей.

Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные, примеры их применения и места установки.
Тема 7. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование
Виды пожарных автомобилей и их назначение. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок
применения во время пожаров.
Тема 8. Пожарно-прикладной спорт для пожарных
Правила техники безопасности на тренировках. Значение занятий пожарно-прикладным видом спорта. Перечень и название инвентаря. Вред
курения, алкоголя и наркотиков для здоровья.
Специальная физическая и техническая подготовка:
Полоса препятствий. Бег по гимнастическим скамейкам и буму. Преодоление забора с помощью гимнастического мостика. Работа у
разветвления. Работа со стволом. Полоса препятствий в спортивном зале: бег по гимнастическим скамейкам, соединение полугаек между собой,
движение к разветвлению и работа с ним, движение и работа со стволом, прокладка рукавной линии, финиширование.
№ п/п

Наименование разделов программы и тем уроков

Кол-во часов

1

Цели и задачи дружин юных пожарных, права и обязанности юных пожарных.

1

2

История развития пожарной охраны и Всероссийского добровольного пожарного общества.

1

3

Пожар. Причины возникновения.

1

Действия в случае пожара.
4

Противопожарный режим в образовательном учреждении.

1

5

Противопожарный режим в жилых домах.

1

6

Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности.

1

7

Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование.

1

8

Пожарно-прикладной спорт.

1



Основы знаний;



Полоса препятствий;

Второй год обучения
Тема 1. Пожарная охрана Свердловской области, история ее развития
История развития пожарной охраны на территории Свердловской области в разные периоды развития общества. История развития
территориального подразделения ГПС.
Посещение пожарно-технической выставки, пожарных частей города (района) в форме экскурсии. Организация встречи с ветеранами
пожарной охраны.
Тема 2. Пожар. Развитие пожара
Очаг пожара. Пожар, классы и формы его развития. Зоны: горения, теплового воздействия, задымления.
Алгоритм действия во время обнаружения возгорания, пожара
«Стресс-факторы» пожара. Самоконтроль за внешним проявлением эмоций.
Действия юных пожарных при обнаружении возгорания, пожара.
Тема 3. Боевая одежда пожарного и пожарная техника, состоящие на вооружении пожарной охраны
Состав боевого расчета на пожарном автомобиле. Боевая одежда пожарных, ее виды и назначение.
Мотопомпа как средство подачи воды на пожаре.
Тема 4. Первичные средства пожаротушения. Виды и назначение огнетушителей.
История возникновения и развития огнетушащих веществ. Выбор, эксплуатация и техническое обслуживание огнетушащих веществ.
Классификация огнетушителей, область их применения. Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения зданий и помещений.
Тема 5. Первая доврачебная помощь при пожаре
Сердечно-сосудистая система.
Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах.
Целесообразно провести практическое занятие.
Тема 6. Меры пожарной безопасности в жилых и общественных зданиях
Содержание зданий и помещений. Виды и назначение путей эвакуации. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию
эвакуационных путей.

Целесообразно совместить с практической отработкой действий персонала, обучающихся и юных пожарных в случае пожара в
образовательном учреждении (учебная эвакуация).
Тема 7. Противопожарное водоснабжение
Пожарный водоем, пожарный гидрант, пожарный кран и их назначение. Пожарные рукава и рукавная арматура.
Тема 8. Лесные и торфяные пожары
Виды природных пожаров и их параметры. Причины возникновения лесных и торфяных пожаров. Пожарная безопасность в лесу. Действия в
случае лесных (торфяных) пожаров.
Тема 9. Пожарно-прикладной спорт пожарных
Техника безопасности на занятиях.
Специальная физическая и техническая подготовка:
Полоса препятствий. Бег по гимнастическим скамейкам после кувырка вперед. Бег до забора и напрыгивание на забор. Преодоление забора с
помощью мостика. Преодоление забора с 3 и 5 шагов разбега. Преодоление забора со старта. Сход с забора. Работа у разветвления.
Бег от разветвления до финиша. Преодоление полосы на время в зале. Преодоление полосы на время на стадионе.
Штурмование учебной башни. Бег по гимнастическим скамейкам. Бег со старта до лестницы. Подъем по лестнице во 2-й этаж учебной башни.
Подъем по штурмовой лестнице со старта. Преодоление штурмовки 9бег 32м, подъем во второй этаж учебной башни) на время.
Эстафета. Задачи каждого члена команды на своем этапе. Передача эстафеты командой в среднем темпе с имитацией тушения пустым
огнетушителем.
№ п/п

Наименование разделов программы и тем уроков

Кол-во часов

1

Пожарная охрана Свердловской области, история ее развития.

1

2

Пожар, развитие пожара.

1

3

Алгоритм действия при обнаружении возгорания, пожара.
Боевая одежда пожарного и пожарная техника, состоящие на вооружении пожарной охраны.

1

4

Первичные средства пожаротушения. Виды и назначение огнетушителей.

1

5

Первая доврачебная помощь при пожаре.

1

6

Меры пожарной безопасности в жилых и общественных зданиях.

1

7

Противопожарное водоснабжение.

1

8

Лесные и торфяные пожары.

1

9

Пожарно-прикладной спорт пожарных.

1

 Основы знаний;
 Полоса препятствий;

Эстафета 4х100м
Третий год обучения
Тема 1. Свердловское областное отделение ВДПО, история его развития
История развития общественной организации на территории Свердловской области в разные периоды развития общества. История развития
местного отделения ВДПО.
Посещение местного отделения ВДПО в форме экскурсии. Организация встречи с ветеранами ВДПО.
Тема 2. Процесс горения и способы прекращения горения
Процесс горения. Условия его возникновения и прекращения. Самовоспламенение и самовозгорание. Способы прекращения горения. Тушение
пожара. Основы тушения, занятия по решению практических задач. Обстановка на пожаре. Условия локализации и ликвидации пожаров.
Тема 3. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение пожарной охраны.
Изучение материально-технической части, технических характеристик пожарной техники и пожарно-технического вооружения. Широкое
использование наглядных пособий. Содержание пожарной техники и пожарно-технического вооружения.
Тема 4. Первичные средства пожаротушения. Виды и назначение огнетушителей
Классификация огнетушащих веществ и принципы их выбора при тушении различных материалов и веществ.
Практическое занятие по использованию огнетушителей.

Тема 5. Первая доврачебная помощь на пожаре
Органы дыхания, значение их для деятельности организма.
Отравления продуктами горения, первая помощь.
Целесообразно провести практическое занятие.
Тема 6. Меры пожарной безопасности в жилых и общественных зданиях.
Причины, затрудняющие эвакуацию людей и успешное тушение пожара: опасные факторы пожара, сложность планировки зданий, наличие
оборудования, выступающего из плоскости стен, отсутствие освещения, оповещающих знаков безопасности, неподготовленность обслуживающего
персонала и граждан к действиям в аварийной обстановке и недостаточность средств пожаротушения.
Желательно совместно с инспектором ГПН провести занятие по обследованию противопожарного состояния жилых и общественных зданий.
Тема 7. Противопожарное водоснабжение
Виды водопроводов и их технические характеристики.
Практическое занятие по использованию макета пожарного крана, скатки и скрутка пожарных рукавов.
Системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации
Основные сведения об установках пожаротушения: спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые,
поровые и порошковые установки.
Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые.
Понятие о приемных станциях. Назначение охранно-пожарной сигнализации.
Тема 8. Пожарно-строевая подготовка и пожарно-прикладной спорт.
Основы профессиональной подготовки. Упражнения по пожарно-строевой подготовке.
Техника безопасности на занятиях. Правила соревнований на учебной башне.
Специальная физическая и техническая подготовка:
Полоса препятствий. Бег по гимнастической скамейке после двух кувырков, выполняемых слитно. Бег по гимнастическим скамейкам с
присоединением полугаек. Присоединение полугаек к разветвлению после кувырка вперед. Выход на забор после шага. Выход на забор в упор
двумя руками. Выход на забор после шага. Выход на забор после медленного разбега. Преодоление забора с места. Преодоление забора с разбега.

Имитация взятия рукавов. Присоединение рукава к разветвлению. Присоединение рукава к стволу, финиш. Пробегание по полосе в спортивном
зале и на стадионе.
Эстафета. Задачи каждого члена команды на своем этапе. Действия на каждом этапе. Передача эстафеты. Преодоление дистанции эстафеты с
имитацией тушения пустым огнетушителем. Преодоление эстафеты на время с тушением горящей жидкости.
Боевое развертывание. Задачи каждого члена команды. Присоединение боевых полугаек на месте. Присоединение ствола к рукаву на месте и
в движении. Боевое развертывание без воды. То же с поражением водой мишеней.
№ п/п

Наименование разделов программы и тем уроков

1

Свердловское областное отделение ВДПО, история его развития.

1

2

Процесс горения и способы прекращения горения. Тушение пожара.

1

3
4
5
6

7
8

Кол-во часов

Экскурсия в пожарную часть 20/6. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение пожарной
охраны.
Первичные средства пожара тушения. Виды и назначение огнетушителя.

1

Первая доврачебная помощь при пожаре. Ожоги, отравления угарным газом, поражение электрическим
токам.
Меры пожарной безопасности в жилых и общественных зданиях. Действия при возникновении пожара.
Пожарная опасность современных квартир. Анализ причин пожаров в жилых помещениях. Пожарная
техника и пожарно-техническое вооружение пожарной охраны.
Противопожарное водоснабжение.

1

Пожарно-строевая подготовка и пожарно-прикладной спорт. Основы знаний. Боевое развертывание.
Полное развертывание. Полоса препятствий. Эстафета 4х100м.

1

Четвертый год обучения
Тема 1. Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
Профессиональная подготовка пожарных. Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России.

1

1

1

Желательно провести занятие в форме экскурсии УрИ ГПС МЧС России, либо встречу с курсантами данного учебного заведения.
Тема 2. Техника безопасности при обращении с огнем
Порядок отключения электрических сетей, газовых коммуникаций при пожарах. Ликвидация горения. Индивидуальные средства защиты.
Тушение пожаров на верхних этажах зданий, сооружений, страхующие приспособления.
Тема 3. Основные способы спасения людей. Эвакуация
Разведка пожара, установление очага пожара и отыскивание людей в задымленных зонах. Эвакуационно-спасательные работы. Переноска
пострадавших в безопасные места.
Тема 4. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение пожарной охраны
Тактико-технические характеристики и классификация пожарных автомобилей. Классификация, назначение и применение пожарнотехнического вооружения
Тема 5. Спасательные средства, применяемые для спасения людей
Виды спасательных средств, их назначение и применение.
Тема 6. Пожар на транспортном средстве
Пожар в автомобиле. Пожар в автобусе (троллейбусе, трамвае). Пожар в метро. Пожар в поезде. Пожар на теплоходе. Пожар в самолете.
Тема 7. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Тема 8. Противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности
Понятие о противопожарной пропаганде. Виды противопожарной пропаганды. Формы и методы обучения населения мерам пожарной
безопасности.
Тема 9. Пожарно-строевая подготовка и пожарно-прикладной спорт
Основы профессиональной подготовки. Упражнения по пожарно-строевой подготовке.
Техника безопасности на занятиях. Правила соревнований в эстафете и боевом развертывании. Основы методики самостоятельной
тренировки: разминка, выбор скорости в кроссовом беге, силовые упражнения для рук и ног.
Специальная физическая и техническая подготовка:

Полоса препятствий. Выход на забор в упор двумя руками с места, с шага, с медленного разбега. Преодоление забора с места и с разбега.
Соединение рукава с разветвлением в движении. Финишное ускорение с двумя, тремя и более рукавами волоком. Преодоление забора, бума после
удлиненных кувырков вперед. Преодоление полосы в зале и на стадионе на время.
Эстафета. Преодоление дистанции эстафеты на соревновательной скорости. Прохождение эстафеты с тушением горящей жидкости.
Боевое развертывание. Выполнение на соревновательной скорости.

№

Наименование разделов программы и тем уроков

Кол-во часов

1

Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России.

1

2

Техника безопасности при обращении с огнем.

1

3

Основные способы спасения людей. Эвакуация.

1

4

Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение пожарной охраны.

1

5

Спасательные средства, применяемые для спасения людей.

1

6

Пожар на транспортном средстве.

1

7

Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

1

8

Противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности.

1

9

Пожарно-строевая подготовка и пожарно-прикладной спорт.

1

п/п

 Основы знаний;
 Полоса препятствий;
 Эстафета 4х100м
 Боевое развертывание;

Упражнение по пожарно-строевой подготовке.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные



результаты






Метапредметные
результаты










Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений
с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;



Предметные
результаты

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
 Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
 Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий,
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
По окончании первого года обучения обучающиеся должны знать: цели и задачи дружин юных пожарных, права и
обязанности юных пожарных. Причины возникновения пожара. Противопожарный режим в образовательном учреждении.
Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- пользоваться первичными средствами пожаротушения;
- грамотно действовать в случае возникновения горения или задымления;
- сообщать по телефону в пожарную службу о пожаре, свою фамилию и имя, адрес проживания;
По окончании второго года обучения обучающиеся должны знать:
Историю развития пожарной охраны в Свердловской области..
Алгоритм действия при обнаружении возгорания, пожара.
Боевая одежда пожарного.
Виды и назначение огнетушителей.
Первая доврачебная помощь при пожаре.
Меры пожарной безопасности в жилых и общественных зданиях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Правильным действиям при возникновении пожара;
Оказывать первую доврачебную медицинскую помощь;
Выявлять нарушения пожарной безопасности в жилых и общественных помещениях.
По окончании третьего года обучения обучающиеся должны знать:
Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение пожарной охраны.
Противопожарное водоснабжение.

Системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Основным элементам пожарно-прикладного спорта.
По окончанию четвертого года обучения обучающиеся должны знать:
основные правила пожарной безопасности;
причины возникновения пожаров;
первичные средства пожаротушения;
виды огнетушителей и область их применения;
знаки пожарной безопасности и места их размещения;
меры предосторожности при обращении с огнём,
правила поведения в экстремальных ситуациях;
правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях, при отравлении угарным газом и поражении
электрическим током;
главные исторические события становления пожарной охраны России, Свердловской области;
выявлять нарушения правил пожарной безопасности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
пользоваться огнетушителями;
работать пожарным инвентарём;
различать знаки пожарной безопасности;
оказывать первую медицинскую помощь;
выполнять элементы пожарно-прикладного спорта.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».