ВД "Подросток и закон"

Управление образования администрации Горноуральского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6

Приложение 1.28.
Основной образовательной программы
основного общего образования,
утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6
от 31 августа 2023 г. № 170-д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Подросток и закон»
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Правовая культура (2 часа). Понятие и сущность правовой культуры. Формирование и особенности правовой культуры. Черты правовой
культуры.
Понятия: правовая культура.
Что такое право (2 часа). Возникновение права. Понятие и сущность права как особого регулятора общественных отношений. Понятие и признаки
права. Формы права. Правовые нормы.
Понятия: право, правовая норма, гипотеза, диспозиция, санкция.
Роль права в жизни общества и государства. Соотношение права и нравственности. Источники права.(1 час)
Понятия: моральные нормы, религиозные нормы, культурные нормы.
Как возникают правовые отношения (2 часа) Юридические факты как основание для возникновения правоотношений. События и действия.
Понятие правоотношения и его структура.
Понятия: юридический факт, правоотношения.
Субъекты права (2 часа) Субъекты права: юридический смысл понятия. Виды субъектов права. Физические лица как индивидуальные субъекты
права. Коллективные субъекты права: юридические лица, муниципальные образования, государство. Правоспособность и дееспособность субъектов
права.
Понятия: субъект, физические лица, юридические лица, правоспособность, дееспособность.
Право и государство (2 часа). Основные признаки и сущность правового государства. Правовое государство и гражданское общество.
Понятия: государство, гражданское общество.
Общественные отношения, их роль в жизни людей (2 часа). Социальные нормы и их роль в регулировании общественных отношений. Общее и
особенное в видовом многообразии социальных норм: религиозные, моральные, политические, экономические, эстетические и другие нормы.
Понятия: обычаи, традиции, мораль.
Зачем нужны законы (2 часа). Закон как форма выражения права. Способы изложения нормы права в статьях закона. Порядок принятия закона и
его опубликования. Основные реквизиты закона. Законы государства. Компьютерные информационные правовые системы. Кодексы и их структура.
Понятия: порядок, государство, кодекс.
Границы прав и свобод человека (2 часа) Понятие «граница». Границы прав и свобод.
Понятия: граница, свобода
Практикум: написание эссе «Свобода и ответственность».
Толерантность и права человека (2 часа). Право и толерантность. Соблюдение прав человека.
Я гражданин. Основы правового статуса гражданина РФ (2 часа). Права несовершеннолетних. Возрастные границы детства. Декларация прав
ребенка. Развитее положений международного права о правах детей в российском национальном законодательстве. Основы правового статуса
человека и гражданина. Правовой статус как совокупность прав и обязанностей личности. Гражданство принцип гражданства.
Понятия: международное право, несовершеннолетний, личность, гражданин, гражданство.
Практикум: Создание проектов «Город детства».

Конституция - основной закон государства (2 часа). Понятие основ конституционного строя. Формы правления, государственного устройства.
Конституция РФ.
Понятия: конституционный строй, политический режим, демократия, авторитаризм, тоталитаризм. Конституция.
Практикум: Подготовка сообщений по теме: «Политические режимы».
Правовой статус личности (1 час). Права человека в Международных договорах. Конституция РФ о правах и свободах человека и гражданина.
Понятия: декларация, конвенция, пакт, конституция.
Практикум: работа с Конституцией РФ.
Личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы человека (3 часа). Конституция РФ 1993 года о правах и
свободах человека и гражданина. Право на жизнь, здоровье, свободу. Право избирать и быть избранным. Право частной собственности, право на
отдых, на жилище, на образование.
Понятия: права человека, референдум, государственная служба, общественные объединения, наследование, благоприятная окружающая среда,
культурные ценности.
Конституционные обязанности человека и гражданина (1 час). Виды и сущность конституционных обязанностей. Права и обязанности
налогоплательщика.
Понятия: защита Отечества, налогоплательщик.
Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия (1 час). Необходимость получения правовых знаний и навыков, их
применения для реализации прав и ответственности в зависимости от возраста ребенка.
Понятия: полная дееспособность, частичная дееспособность. Права. Обязанности. Ответственность
Практикум: составление сводной таблицы прав, обязанностей и ответственности несовершеннолетних.
Система законодательства (1 час). Принцип разделения властей. Государственный аппарат. Президент государства как глава страны.
Понятия: президент, Федеральное собрание, Совет Федерации, Государственная дума, сенатор, депутат, министерство.
Основы государственной власти (3 часа). Формы права. Законы и подзаконные акты (указы президента РФ, постановления правительства)
Конституция как основной закон государства. Ее отличительные признаки.
Понятия: Конституция, закон, подзаконный нормативно-правовой акт: указ, постановление, договор.
Практикум: изучение закона «Об образовании в РФ».
Формы организации и виды деятельности – образовательный хакатон, защита минипроектов, познавательная деятельность, игровая
деятельность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
При составлении данной рабочей программы использовалась программа А.В.Иванова, С.Н.Чистякова, Н.Ф.Родичева, Т.А.Филипповой 1
Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ
жизни. Основная школа./ [ С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др., авт.-сост. С.В. Третьякова]. –2-е изд. – М.:Просвещение,2014.
1

Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране,
выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур,
национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании
познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в
поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию
партнера в общении и взаимодействии; - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего правового образования.
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в
открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать
умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность,
совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Название темы

Форма организации

1.
2.
3.

Зачем нам необходимо знать законы?
Понятие и сущность правовой культуры.
Формирование и особенности правовой культуры. Черты правовой культуры.

беседа
беседа
групповая работа

4.
5.

Понятие и признаки права.
Соотношение права и нравственности. Источники права.

чтение и обсуждение документов
обсуждение материалов, написание отзывов и статей

6.
7.
8.
9.

Обычаи и традиции как регуляторы образа жизни людей.
Юридические факты как основание для возникновения правоотношений.
Субъекты права: юридический смысл понятия. Виды субъектов права.
Правоспособность и дееспособность субъектов права.

ситуативные тренинги
обсуждение материалов, написание отзывов и статей
обсуждение материалов, написание отзывов и статей
чтение и обсуждение документов. тренировочные
упражнения

10.

Основные признаки и сущность правового государства. Правовое государство и чтение и обсуждение
гражданское общество.
упражнения

документов,

тренировочные

11.
12.
13.

Мы строим государство.
Социальные нормы и их роль в регулировании общественных отношений.
Общее и особенное в видовом многообразии социальных норм.

игра, групповая работа
ситуативные тренинги
чтение и обсуждение документов, тренинги

14.
15.
16.
17.
18.

Закон как форма выражения права.
Способы изложения нормы права в статьях закона
Понятие «граница». Границы прав и свобод.
Свобода и ответственность.
Право и толерантность.

обсуждение материалов, написание отзывов и статей
практическая деятельность
тренировочные упражнения
ситуативные тренинги
ситуативные тренинги

19.

Соблюдение прав человека.

выступления на классных часах

20.
21.
22.

Возрастные границы детства.
Декларация прав ребенка.
Понятие основ конституционного строя.

ситуативные тренинги
выступления на классных часах, обсуждение
обсуждение материалов, написание отзывов и статей

23.

Формы правления, государственного устройства.

ситуативные тренинги, игра

24.

Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.

обсуждение материалов, написание отзывов и статей

25.

Право на жизнь, здоровье, свободу.

ситуативные тренинги, игра, групповая работа

26.

Право избирать и быть избранным.

ситуативные тренинги, игра, групповая работа

27.

Право частной собственности, право на отдых, на жилище, на образование.

ситуативные тренинги, игра

28.

Виды и сущность конституционных обязанностей. Права и обязанности ситуативные тренинги, игра
налогоплательщика.

29.

Необходимость получения правовых знаний и навыков, их применения для обсуждение материалов, написание отзывов и статей
реализации прав и ответственности в зависимости от возраста ребенка.

30.

Принцип разделения властей. Государственный аппарат. Президент государства ситуативные тренинги, игра, групповая работа
как глава страны.
Формы права. Законы и подзаконные акты.
ситуативные тренинги, игра

31.

32.
33.

34.

Федеральное собрание. Совет Федерации и Государственная Дума как палаты обсуждение материалов, написание отзывов и статей
российского парламента.
Исполнительная власть. Роль правительства в системе исполнительных органов ситуативные тренинги, игра
государства.
Обобщающее занятие.

ситуативные тренинги, игра

Итого

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».