ВД "Эвристическая физика"

Управление образования администрации Горноуральского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6

Приложение 1.29.
Основной образовательной программы
основного общего образования,
утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6
от 31 августа 2023 г. № 170-

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Эвристическая физика»
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1

Содержание курса внеурочной деятельности
8 класс
Тема курса
Физические методы изучения природы: теоретический и экспериментальный
Механика. Методы исследования механических явлений
Тепловые явления и методы их исследования
Электрические явления
Эвристическая физика
итого

Количество часов
2
7
3
3
2
17

9 класс
Тема курса
Механика
Электромагнетизм и атомная физика
Итого

Количество часов
11
6
17

Виды деятельности:






техническое творчество;
поисковые и научные исследования;
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проектно-исследовательская деятельность.

2

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
 Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
 Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
 Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие
опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к
исследованию природы.
Метапредметные:
Регулятивные:
 Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
 Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
 Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
 Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
 Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной.
Познавательные:
 Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
 Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
 Формирование и развитие экологического мышления.
3



Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные:
 Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально
и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
 Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные:
Обучающийся научится:
 соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
 понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы
измерения;
 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения
исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
 ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел;
 понимать роль эксперимента в получении научной информации;
 проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура; при этом выбирать
оптимальный способ измерения;
 анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или
закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
 использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы,
ресурсы Интернет.
Обучающийся получит возможность научится:


осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в
улучшение качества жизни;

4






использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и
теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых
измерений;
воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации,
критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Ожидаемые результаты
По итогам обучения обучающиеся:


Приобретут навыки решения задач различных типов, применяя разнообразные методы, в том числе нестандартные;







Получат навыки работы в учебной физической лаборатории;
Приобретут опыт работы на современном оборудовании;
Усвоят особенности постановки и проведения научного эксперимента;
Освоят приемы работы с научно-технической литературой, интернет ресурсами, как источниками научных знаний;
Приобретут опыт научно-исследовательской деятельности, публичных выступлений.

Конечным результатом индивидуально-групповой работы по программе целом - результатом образовательного процесса, осуществляемого в
школьной лаборатории, является представление и защита исследовательских работ коллектива на научно-практических конференциях, тематических
конкурсах.

5

Тематическое планирование
8 класс
№ п/п

Тема

Физические методы изучения природы: теоретический и экспериментальный
1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях. Цели и задачи курса. Виды задач и их классификация.
Алгоритмы решения задач.

2

Наблюдение физических явлений. Проведение наблюдений. Описание результатов. Графическое представление
результатов измерений.

Механика. Методы исследования механических явлений
3.

Лабораторная работа №1 «Измерение скорости равномерного прямолинейного движения»

4

Лабораторная работа №2 «Измерение силы трения с помощью динамометра»

5

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и
прижимающей сил», «Измерение силы трения качения». Лабораторная работа № 4 «Определение коэффициента трения
скольжения»

6

Лабораторная работа № 5 «Определение работы силы трения»

7

Лабораторная работа №6 «Проверка правила моментов»

8

Лабораторная работа №7 «Расчет выигрыша в силе, который дает наклонная плоскость без учета трения»

9

Опыты по изучению кинетической и потенциальной энергии

Тепловые явления и методы их исследования
6

10

Расчет количества теплоты в различных тепловых процессах

11

Решение задач на уравнение теплового баланса

12

Лабораторная работа 8 «Измерение удельной теплоты плавления льда»

Электрические явления
13

Построение электрических цепей

14

Лабораторная работа №9 «Проверка законов последовательного соединения резисторов для электрического напряжения»

15

Лабораторная работа №10 «Проверка законов параллельного соединения резисторов для силы тока»

Эвристическая физика
16

Знакомство с экспериментами известных ученых

17

Занимательные опыты по физике
Тематическое планирование
9 класс

№ п/п

Тема

Механика
1

Прямолинейное равномерное движение по плоскости? Смотря из какой точки наблюдать… Относительность движения.

2

Лабораторная работа№1 «Изучение движения свободно падающего тела», Лабораторная работа№2 «Изучение движения
тела по окружности»
Определение скорости равномерного движения при использовании тренажера «беговая дорожка».
Принципы работы приборов для измерения скоростей и ускорений.

3

7

4

Сила воли, сила убеждения или сила – физическая величина?

5

Движение тела под действием нескольких сил

6

Лабораторная работа№3
«Изучение кинематики и динамики равноускоренного движения»

7

Динамика равномерного движения материальной точки по окружности.

8

Замкнутые системы и закон сохранения импульса. Реактивное движение в природе.

9

Лабораторная работа №4
«Определение центров масс различных тел (три способа)»

10

Применение простых механизмов в строительстве: от землянки до небоскреба

11

Виды маятников и их колебаний. Колебательные системы в природе и технике

Электромагнетизм и атомная физика
12
Как исследовали световые явления и как их исследуют теперь. Экспериментальная проверка закона отражения света.

14

Лабораторная работа №5
«Измерение показателя преломления воды»
Поглощение и испускание света атомами. Оптические спектры.

15

Измерение КПД солнечной батареи

16

Влияние радиоактивных излучений на живые организмы

17

Знакомство с экспериментами известных ученых

13

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».