ВД "Практикум по географии"

Управление образования администрации Горноуральского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6

Приложение 1.31.
Основной образовательной программы
основного общего образования,
утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6
от 31 августа 2023 г. № 170-д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Практикум по географии»
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Изображение земной поверхности. План и карта. (6 часов)
Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт. План местности.
Условные знаки, масштаб, азимут, способы изображения рельефа. Профиль рельефа местности. Комплексный анализ географических
условий по плану местности.
Географическая карта. Градусная сеть. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Географические координаты.
Измерение расстояний с помощью градусной сети.
Формы организации внеурочной деятельности:
Беседа, лекция, практические работы, тестирование.
Практические работы:
1. Определение расстояний и направлений по плану местности.
2. Построение профиля рельефа местности по плану местности.
3. Решение задач: использование разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания.
4. Решение задач на определение географических координат.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного
общения; организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; свободно ориентироваться по физической, экономической и
политической картам; работать с картой: определять по географическим координатам местоположения объектов и наоборот, измерять
направлений и расстояний на плане и карте.
Путешествия и географические открытия (1 час)
Научные экспедиции и географические открытия. Великие путешественники и их открытия.
Формы организации внеурочной деятельности:
Беседа, практические работы, тестирование.
Практическая работа:
5. Имена путешественников на карте.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
осознавать роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития; формирование представлений о географической науке, ее
роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях.
Природа Земли (7 часов)

Оболочки Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера. Строение и состав.
Географические явления и процессы, закономерности их проявления на поверхности Земли.
Климатические пояса Земли. Характеристика климата.
Формы организации внеурочной деятельности:
Беседа, лекция, практические работы, тестирование.
Практические работы:
6. Определения районов Земли с сейсмической активностью и объяснение причин.
7. Решение задач на определение атмосферного давления, температуры воздуха.
8. Определение типов климата по климатическим диаграммам.
9. Решение задач на определение солёности вод мирового океана.
10. Решение задач на выявление эмпирических взаимосвязей.
11. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры (рельеф и водные объекты).
Характеристика основных видов деятельности учащихся: ориентироваться по физической, экономической и политической картам;
овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; формирование устойчивых
установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Материки, океаны, народы и страны (7 часов)
Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Закономерности проявления географических явлений, процессов на Земле.
Движение Земли и его следствия.
Классификация стран мира. Отличительные особенности природы, хозяйства, населения стран мира.
Формы организации внеурочной деятельности:
Беседа, лекция, практические работы, тестирование.
Практические работы:
12. Определение причинно-следственных связей между географическими объектами, явлениями, процессами.
13. Решение задач по теме «Движение Земли».
14. Узнай страну по описанию.
15. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.
Характеристика основных видов деятельности учащихся: ориентироваться по физической, экономической и политической картам;
анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и
статистических данных; характеризовать по картам климата

различных и природных зон различных материков; осваивать системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его
отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся; знать и уметь характеризовать уникальные объекты
мира.
География России (12 часов)
Особенности географического положения России. Россия на карте часовых поясов. Поясное время. Административно-территориальное
устройство РФ. Экономические районы России.
Общая характеристика природы России. Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира на
территории России. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы. Стихийные природные явления на территории России.
Народы России, их обычаи, традиции, религия, география. Традиционные занятия народов России. Урбанизация в России. Хозяйство России.
Межотраслевые комплексы России. Факторы размещения предприятий. Природные ресурсы России. Классификация природных ресурсов.
Природопользование. Определение субъектов по краткому описанию.
Формы организации внеурочной деятельности:
Беседа, лекция, практические работы, тестирование.
Практические работы:
16. Решение географических задач на определение поясного времени.
17. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.
18. Определение причинно-следственных связей между географическими объектами, явлениями, процессами.
19. Определение географии распространения стихийных природных явлений и объяснение причин их образования.
20. Решение задач по теме «Население России».
21. Определение факторов размещения отдельных предприятий по территории страны.
22. Решение географических задач по теме «Хозяйство России».
23. Решение задач по определению субъектов РФ по краткому описанию.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; решать задач на определение поясного времени; оценивать
степень комфортности или природных условий любой точки мира по наличию климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов;
расширять кругозор учащихся в области географии.
6. Итоговое занятие (1 час)
Промежуточная аттестация. Решение заданий ОГЭ по географии.
Формы организации внеурочной деятельности:
- практикум;
- решение заданий КИМ.

Характеристика основных видов деятельности учащихся: анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и
заключения на основе анализа географических карт и статистических данных; овладеть системой
географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; решать задачи среднего уровня сложности в
сжатых временных рамках; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
 Осознание российской гражданской идентичности, этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества;
 Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира;
 Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
 Готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов;
 Осознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
 Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом
труде;
 Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
 Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
 Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
 Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
 Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;



Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления (готовность к
исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям
туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
 самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
 соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
 оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
 овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной;
Коммуникативные УУД:
 организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
 формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
 осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью
средств ИКТ.
Познавательные УУД:
 определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
 создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
 смысловое чтение;
 формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации;

 овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Предметные результаты:
Ученик научится:
 давать определения географическим понятиям и терминам;
 оценивать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном
освоении разных территорий и акваторий;
 выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
 использовать систему географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых
формируется географическое мышление учащихся;
 анализировать, оценивать, прогнозировать современные социоприродные проблемы и проектировать пути их решения;
 использовать карты как информационные образно-знаковые моделе и действительности;
 давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать
исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности,
осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное
сотрудничество с учителем и
сверстниками;
 учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели,
самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы;
 повторять ранее изученный материал в новом, т.е. активно устанавливать внутрипредметные связи, как по содержанию, так и по способам
деятельности;
 анализировать пройденный материал и обсуждать полученные сведения
Воспитательные результаты внеурочной деятельности
1. Приобретение учащимся социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение учащимися знаний о
предметах и явлениях разной природы во взаимосвязи с окружающей их средой, о правилах конструктивной групповой работы; об организации
коллективной творческой деятельности.
2. Формирование позитивных отношений учащегося к базовым ценностям нашего

общества и к социальной реальности в целом: формирование ценностных отношений учащихся к своей Родине, к культуре, к труду, к знаниям, к
миру, к другим людям, к людям иной культурной принадлежности
3. Приобретение учащимися опыта самостоятельного ценностно окрашенного
социального действия: учащийся может приобрести опыт публичного выступления, опыт общения с одноклассниками, опыт самоорганизации и
организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1

Перечень разделов, тем
Изображение земной поверхности. План и карта.
Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт

Количество
часов
6
1

План местности. Условные знаки, масштаб, азимут.
Практическая работа «Определение направлений и расстояний на плане местности».
План местности. Способы изображения рельефа. Профиль рельефа местности.
Практическая работа «Построение профиля рельефа местности по плану местности».

1

Комплексный анализ географических условий по плану местности.
Практическая работа «Решение задач: использование разнообразных географических знаний в повседневной
жизни для объяснения и оценкиявлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания».
Географическая карта. Градусная сеть. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам.

1

6

Географические координаты. Измерение расстояний с помощьюградусной сети.
Практическая работа « Решение задач на определение географических координат»

1

7

Путешествия и географические открытия
Научные экспедиции и географические открытия. Великие путешественники и их открытия.
Практическая работа «Имена путешественников на карте».

1
1

8

Природа Земли
Оболочки Земли: литосфера. Строение и состав. Географические явления и процессы, закономерности
их проявления на поверхности Земли.
Практическая работа «Определения районов Земли с сейсмической активностью и объяснение причин»

7
1

2
3
4

5

1

1

Оболочки Земли: атмосфера. Строение и состав. Географические явления и процессы, закономерности их
проявления на поверхности Земли.
Практическая работа « Решение задач на определение атмосферного давления, температуры воздуха»
Климатические пояса Земли. Характеристика климата.
Практическая работа «Определение типов климата по климатическим диаграммам»
Оболочки Земли: гидросфера. Строение и состав. Географические явления и процессы, закономерности их
проявления на поверхности Земли.
Практическая работа «Решение задач на определение солёности вод Мирового океана»

1

Оболочки Земли: биосфера. Строение и состав. Географическиеявления и процессы, закономерности их
проявления на поверхности Земли.
Практическая работа « Решение задач на выявление эмпирических взаимосвязей»

1

1

15

Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры (рельеф и водные
объекты).
Материки, океаны, народы и страны
Уникальные отличительные особенности природы материков, океанов Земли.

16

Закономерности проявления географических явлений, процессов на Земле.

1

17

1

18

Закономерности проявления географических явлений, процессов на Земле.
Практическая работа «Определение причинно-следственныхсвязей между географическими объектами,
явлениями, процессами»
Движение Земли и его следствия. Решение задач по теме «Движение Земли».

19

Классификация стран мира. Отличительные особенности природы, хозяйства, населения стран мира.

1

20
21

Практическая работа «Узнай страну по описанию»
Практическая работа «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры
объектов»
География России
Административно-территориальное устройство РФ. Экономические районы России.

1
1

9

10
11

12
13
14

22

1
1

1

7
1

1

12
1

23

Особенности географического положения России. Россия на картечасовых поясов. Поясное время.
Практическая работа «Решение географических задач на определение поясного времени»

1

24

Общая характеристика природы России. Особенности рельефа, внутренних вод на территории России.
Практическая работа «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры
объектов”
Общая характеристика природы России. Особенности климата натерритории России.
Практическая работа « Определение причинно-следственных связей между географическими объектами,
явлениями, процессами.
Особенности почв, растительного и животного мира на территории России. Уникальные природные
объекты нашей страны. Памятники природы.

1

Стихийные природные явления на территории России.
Практическая работа «Определение географии распространения стихийных природных явлений и объяснение
причин их образования»
Народы России, их
обычаи, традиции, религия, география. Традиционные занятия народов России.
Урбанизация в России.
Практическая работа «Решение задач по теме «Население России».
Хозяйство России. Межотраслевые комплексы России. Факторы размещения предприятий.
Практическая работа «Определение факторов размещения отдельных предприятий по территории страны»

1

31

Хозяйство России. Практическая работа «Решение географических задач по теме «Хозяйство России».

1

32

Природные ресурсы России. Классификация природных ресурсов. Природопользование.

1

33

Определение субъектов по краткому описанию.
Практическая работа «Решение задач по определению субъектов РФ по краткому описанию»
Итоговое занятие
Промежуточная аттестация. Решение заданий ОГЭ по географии.
Итого

1

25

26

27

28
29
30

34

1

1

1
1
1

1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».