ВД "Я - гражданин"

Управление образования администрации Горноуральского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6

Приложение 1.32.
Основной образовательной программы
основного общего образования,
утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6
от 31 августа 2023 г. № 170-д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я – гражданин»
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
п/п
1.
2.
3.
4.

Название раздела
Место человека в социуме.
Политическая культура.
Будущий избиратель.
Профессионал будущего.

Количество часов
8
11
6
9

Раздел I. Место человека в социуме
Человек. Индивид. Личность. Темперамент и черты характера. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и
социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль
моральных норм и духовных ценностей в развитии личности. Социализация и воспитание. Деятельность человека. Влияние общения на
развитие личности. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Мирные и военные формы взаимодействия
народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. Конфликты в обществе. Социальнопсихологический процесс общения.
Раздел II. Политическая культура
Понятия (власть, авторитет, сила, иерархия власти). Закон и власть. Ветви власти. Источники власти. Политика. Роль политики в жизни
общества. Федеральное собрание, правительство. Демократический и недемократический режимы. Участие граждан в политической жизни.
Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение.
Структура парламента. Источники власти. Классификация форм правления. Гражданское общество и правовое государство. Суверенитет.
Раздел III. Будущий избиратель
Избирательное право и его происхождение. Голосование выборы, референдум. Партии и движения. Принципы участия в выборах, право
избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Пропорциональная система. Мажоритарная
система. Составление списков избирателей, образование и утверждение избирательных округов и избирательных участников, формирование
избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование, подсчёт голосов и установление
результатов выборов.
Раздел VI. Профессионал будущего
Правила выбора профессии. Основные понятия психических процессов и их виды. Уровень развития своих профессиональных важных
качеств.

Формы организации и виды деятельности – образовательный хакатон, защита минипроектов, познавательная деятельность, игровая
деятельность.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями,
взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи программы:
1.Развивать у обучающихся уважение к закону, к статусу гражданина Российской Федерации.
2.Расширить кругозор, развить активность.
3.Воспитывать активную гражданскую позицию.
4.Формировать у обучающихся понимание ценностей демократического общества и важнейших качеств личности: гражданской позиции,
патриотизма и толерантности.
Формы проведения занятий:
В ходе реализации программы используются следующие формы организации занятий:
 игра;
 групповая работа;
 практическая деятельность;
 тренировочные упражнения;
 ситуативные тренинги;
 чтение и обсуждение документов;
 выступления на классных часах.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий в течение одного года обучения в объёме 34 часов и
предназначена для обучающихся девятого класса.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране,
выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур,
национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих
ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании
познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования
в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения
действия; - допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
– владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего правового образования.
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
– знание наиболее значимых событий в истории России.
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы
в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения,
делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность,
совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

Название темы
Раздел I «Место человека в социуме» (8 часов).
Человек – существо социальное.
Потребности человека.
Деятельность человека.
Общение. Коммуникативные навыки.
Мораль.
Нравственные нормы.
Ценностные ориентации.
Межличностные отношения.
Раздел II «Политическая культура» (11 часов).
Закон и власть.
Роль политики в жизни общества.
Участие граждан в политической жизни.
Правовое государство.
Гражданское общество.
Государственное устройство.
Государственное устройство Российской Федерации.
Конституция – главный закон страны.
Практическое занятие. Работа с текстом Конституции Российской Федерации.
Символы Российской Федерации.
Практическое занятие. Работа с текстом Конституции Российской Федерации.
Раздел III «Будущий избиратель» (6 часов).
Избирательное право и его происхождение
Что значит быть избирателем.
Избирательное право в Российской Федерации.
Виды избирательных систем.
Избирательный процесс, его основные стадии.
Важен каждый голос.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Раздел VI «Профессионал будущего» (9 часов).
Понятие о профессии, специальности, должности.
Классификация профессий.
Интересы и склонности.
Способности и профессиональная пригодность.
Востребованные профессии будущего.
Атлас будущих профессий.
Моя будущая профессия.
Итоговое повторение.
Итоговое повторение.

1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».