ВД Музыкальный фольклор

Управление образования администрации Горноуральского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6

Приложение 1.22.
Основной образовательной программы
начального общего образования,
утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6
от 31 августа 2023 г. № 170-д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Музыкальный фольклор»
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ И ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
4-7 классы

Содержание курса внеурочной деятельности
Учебная программа составлена с таким расчетом, чтобы сформировать у обучающихся навыки и основные приемы игры на русских
народных инструментах.
Основной формой учебной работы является аудиторное занятие. Успешное формирование навыков в значительной степени зависит от
самостоятельной практической работы на инструментах, поэтому большое значение приобретают самостоятельные занятия и упражнения.
Курс «Музыкальный фольклор» органически связан с другими предметами. Навыки, которые получают ученики при изучении данного
курса, могут быть использованы ими как навыки межличностного общения, навыки публичных выступлений – концертная деятельность, в
частности.
Учитывая учебную нагрузку, не следует изучать большое количество инструментов одним обучающимся. Желательно изучение одногодвух инструментов, причем один инструмент – основной, а другой, выбранный по желанию, вспомогательный. Например, основной инструмент
– жалейка, но в силу особенностей духовых инструментов ученик может играть на похожей по принципу звукоизвлечения свирели.
Основная форма работы – практическое занятие. Практическое занятие следует построить следующим образом:
1) показ инструмента, рассказ о возможностях инструмента;
2) овладение основными приемами игры;
3) самостоятельное или под руководством педагога разучивание партий или музыкальных фрагментов;
4) ансамблевая игра.
Особое внимание уделяется репертуару. Задачи курса предполагают использование фольклора и несложных обработок русских народных
песен и мелодий, следует предусмотреть изучение детского фольклора, как музыкального, так и литературного. В процессе групповых занятий
необходимо отрабатывать навыки ансамблевой игры. Учитывая, что навыки ансамблевой игры развиваются постепенно, путем систематической
кропотливой работы, произведения, намеченные для исполнения в начале курса, должны быть тщательно подобраны. Целесообразно начинать
работу с небольших по объему пьес, в тональностях до двух знаков в ключе, в простых метроритмических размерах: 2/4 и 4/4, с простой фактурой
в аккомпанементе и доступным восприятию мелодическим рисунком. Лишь после того, как появится уверенность и первые навыки игры в
ансамбле, можно постепенно усложнять задания, добавляя новые инструменты и группы инструментов. В конце первого этапа (у каждого
индивидуально) следует практиковать участие в полном составе ансамбля.
Важным разделом работы является формирование умения участника ансамбля самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте
своей партии. На индивидуальных и групповых занятиях для учеников, не имеющих музыкального образования, должны даваться основы
музыкальной грамоты. Особенность обучения музыкальной грамоте состоит в том, что обучающийся на первом этапе сначала учится играть на
инструменте, а затем «расшифровывает» свою игру (партию) по нотам. При таком методе обучения музыкальной грамоте обучающийся не теряет
интерес к музыкальному инструменту, так как с первого дня занимается практическим творчеством.
Формы организации внеурочной деятельности:
 ролевая игра,
 интерактивная практика,
 музыкальная викторина,

 поисковое исследование.
 конкурсы, познавательные игры, тренинги, репетиции.
Виды внеурочной деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) художественное музыкальное творчество.
5) досугово-развлекательная деятельность.
Содержанием курса внеурочной деятельности формируются все группы планируемых результатов освоения образовательной программы
с акцентом на личностные и метапредметные результаты: портфолио достижений обучающегося.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные
результаты











Метапредметные

результаты






- внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ, историю, музыку ;
- осознание своей этнической принадлежности;
уважительное отношение к истории и культуре России;
-Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Музыкальный фольклор»;
-способность к самооценке;
-начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях
Познавательные
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных
ошибок;














Предметные
результаты

- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
В результате обучения ученик должен:
знать:
– основные русские народные мелодии и наигрыши;
– основные выразительные средства музыки, ее жанры;
– 5-6 народных музыкальных произведений.
уметь:
– владеть основными приемами игры на инструментах;
– играть сольно и в составе ансамбля выученные произведения;
– пользоваться различными приемами звукоизвлечения.
применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– исполнять индивидуально и в ансамбле несколько народных или авторских произведений народного жанра;
– творчески интерпретировать музыкальные произведения на репетициях, на выступлениях;
– участвовать в художественных событиях школы (музыкальные вечера, тематические концерты).
В течение всего курса основной формой отчета являются концертные выступления.
- уметь пользоваться дополнительными источниками информации для дальнейшего самообразования; добиваться
поставленной цели;
- приобрести навыки коллективной работы в едином темпе;
- осознать и научиться соблюдать социально-этические нормы поведения со сверстниками и взрослыми, представителями
разных национальных и социальных групп.
Тематическое планирование
4-7 классы

№
п/п
1
2

Всего

Ауд.

Самостоятельная работа

1
1

Практические
занятия
1
1

Введение
Виды народных инструментов

2
2

3
4

Виды оркестров
Солирующие инструменты

2
2

1
1

1
1

1
1

5

Аккомпанирующие инструменты

2

1

1

1

6

2

1

1

1

7
7
7
5
7
5

4
4
4
2
4
2

4
4
4
2
4
2

3
3
3
3
3
3

13
14
15

Виды инструментов: духовые,
струнные, ударные
Группа балалаек
Гусли звончатые
Балалайка-прима, альт
Нотная грамота
Отработка приемов игры
Основные виды ритмической
фигурации
Свирели
Жалейки
Детский и взрослый абажур

7
7
5

4
4
2

4
4
2

3
3
3

16
17
18

Интонирование
Ударные инструменты
Ансамблевая игра

5
3
28
105

2
2
4
44

2
2
4
44

3
1
1
38

7
8
9
10
11
12

Разделы и темы дисциплины

Итого

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».