Управление образования администрации Горноуральского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Приложение 1.22. Основной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6 от 31 августа 2023 г. № 170-д РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Музыкальный фольклор» НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ И ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 4-7 классы Содержание курса внеурочной деятельности Учебная программа составлена с таким расчетом, чтобы сформировать у обучающихся навыки и основные приемы игры на русских народных инструментах. Основной формой учебной работы является аудиторное занятие. Успешное формирование навыков в значительной степени зависит от самостоятельной практической работы на инструментах, поэтому большое значение приобретают самостоятельные занятия и упражнения. Курс «Музыкальный фольклор» органически связан с другими предметами. Навыки, которые получают ученики при изучении данного курса, могут быть использованы ими как навыки межличностного общения, навыки публичных выступлений – концертная деятельность, в частности. Учитывая учебную нагрузку, не следует изучать большое количество инструментов одним обучающимся. Желательно изучение одногодвух инструментов, причем один инструмент – основной, а другой, выбранный по желанию, вспомогательный. Например, основной инструмент – жалейка, но в силу особенностей духовых инструментов ученик может играть на похожей по принципу звукоизвлечения свирели. Основная форма работы – практическое занятие. Практическое занятие следует построить следующим образом: 1) показ инструмента, рассказ о возможностях инструмента; 2) овладение основными приемами игры; 3) самостоятельное или под руководством педагога разучивание партий или музыкальных фрагментов; 4) ансамблевая игра. Особое внимание уделяется репертуару. Задачи курса предполагают использование фольклора и несложных обработок русских народных песен и мелодий, следует предусмотреть изучение детского фольклора, как музыкального, так и литературного. В процессе групповых занятий необходимо отрабатывать навыки ансамблевой игры. Учитывая, что навыки ансамблевой игры развиваются постепенно, путем систематической кропотливой работы, произведения, намеченные для исполнения в начале курса, должны быть тщательно подобраны. Целесообразно начинать работу с небольших по объему пьес, в тональностях до двух знаков в ключе, в простых метроритмических размерах: 2/4 и 4/4, с простой фактурой в аккомпанементе и доступным восприятию мелодическим рисунком. Лишь после того, как появится уверенность и первые навыки игры в ансамбле, можно постепенно усложнять задания, добавляя новые инструменты и группы инструментов. В конце первого этапа (у каждого индивидуально) следует практиковать участие в полном составе ансамбля. Важным разделом работы является формирование умения участника ансамбля самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте своей партии. На индивидуальных и групповых занятиях для учеников, не имеющих музыкального образования, должны даваться основы музыкальной грамоты. Особенность обучения музыкальной грамоте состоит в том, что обучающийся на первом этапе сначала учится играть на инструменте, а затем «расшифровывает» свою игру (партию) по нотам. При таком методе обучения музыкальной грамоте обучающийся не теряет интерес к музыкальному инструменту, так как с первого дня занимается практическим творчеством. Формы организации внеурочной деятельности: ролевая игра, интерактивная практика, музыкальная викторина, поисковое исследование. конкурсы, познавательные игры, тренинги, репетиции. Виды внеурочной деятельности: 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) проблемно-ценностное общение; 4) художественное музыкальное творчество. 5) досугово-развлекательная деятельность. Содержанием курса внеурочной деятельности формируются все группы планируемых результатов освоения образовательной программы с акцентом на личностные и метапредметные результаты: портфолио достижений обучающегося. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты Метапредметные результаты - внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе; - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, музыку ; - осознание своей этнической принадлежности; уважительное отношение к истории и культуре России; -Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности; - положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Музыкальный фольклор»; -способность к самооценке; -начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях Познавательные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - ставить и формулировать проблемы; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; - установление причинно-следственных связей; Регулятивные - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; Предметные результаты - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; Коммуникативные В процессе обучения дети учатся: - работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; - ставить вопросы; - обращаться за помощью; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - слушать собеседника; - договариваться и приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию; - осуществлять взаимный контроль; В результате обучения ученик должен: знать: – основные русские народные мелодии и наигрыши; – основные выразительные средства музыки, ее жанры; – 5-6 народных музыкальных произведений. уметь: – владеть основными приемами игры на инструментах; – играть сольно и в составе ансамбля выученные произведения; – пользоваться различными приемами звукоизвлечения. применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: – исполнять индивидуально и в ансамбле несколько народных или авторских произведений народного жанра; – творчески интерпретировать музыкальные произведения на репетициях, на выступлениях; – участвовать в художественных событиях школы (музыкальные вечера, тематические концерты). В течение всего курса основной формой отчета являются концертные выступления. - уметь пользоваться дополнительными источниками информации для дальнейшего самообразования; добиваться поставленной цели; - приобрести навыки коллективной работы в едином темпе; - осознать и научиться соблюдать социально-этические нормы поведения со сверстниками и взрослыми, представителями разных национальных и социальных групп. Тематическое планирование 4-7 классы № п/п 1 2 Всего Ауд. Самостоятельная работа 1 1 Практические занятия 1 1 Введение Виды народных инструментов 2 2 3 4 Виды оркестров Солирующие инструменты 2 2 1 1 1 1 1 1 5 Аккомпанирующие инструменты 2 1 1 1 6 2 1 1 1 7 7 7 5 7 5 4 4 4 2 4 2 4 4 4 2 4 2 3 3 3 3 3 3 13 14 15 Виды инструментов: духовые, струнные, ударные Группа балалаек Гусли звончатые Балалайка-прима, альт Нотная грамота Отработка приемов игры Основные виды ритмической фигурации Свирели Жалейки Детский и взрослый абажур 7 7 5 4 4 2 4 4 2 3 3 3 16 17 18 Интонирование Ударные инструменты Ансамблевая игра 5 3 28 105 2 2 4 44 2 2 4 44 3 1 1 38 7 8 9 10 11 12 Разделы и темы дисциплины Итого 1 1