ВД Разговоры о важном 1-2 классы

Управление образования администрации Горноуральского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6

Приложение 1.13.
Основной образовательной программы
начального общего образования,
утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6
от 31 августа 2023 г. № 170-д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
(для 1–2 классов образовательных организаций)

2023-2024 учебный год

Содержание программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
С чего начинается Родина? Колыбельная песня мамы, первая игрушка, первая книга. Малая Родина: родная природа, школа, друзья,
культура и история родного края. Ответственность гражданина за судьбу своей Отчизны. Историческая память народа и каждого человека.
Связь (преемственность) поколений – основа развития общества и каждого человека. Историческая память – это стремление поколения,
живущего в настоящее время, принять и воспитывать в себе качества, которые отражают нравственные ценности предыдущих поколений («Там,
где Россия», «Что такое Родина? (региональный и местный компонент)», «День народного единства», «Урок памяти»).
Любовь к Родине, патриотизм — качества гражданина России. Любовь к родному краю, способность любоваться природой, беречь её
— часть любви к Отчизне. Преемственность поколений в готовности защищать родную землю. Великая Отечественная война: герои, подвиги,
самопожертвование. Непокоренный Ленинград: страницы истории блокады города («Зоя. К 100-летию со дня рождения Зои Космодемьянской»,
«Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады», «День защитника Отечества. 280 лет со дня
рождения Ф. Ушакова», «Союзники России», «Урок памяти»).
Конституция Российской Федерации — главный закон государства. Что такое права и обязанности гражданина. Права ребёнка в
России. Примеры выполнения обязанностей членами общества. Избирательная система в России (общее представление) («Главный закон
страны», «Избирательная система России(30 лет ЦИК)», «Налоговая грамотность»).
Любовь к родной природе, ее охрана и защита – проявление патриотических чувств. Россия от края и до края: разнообразие
природы, объекты природы, вошедшие в список мирового достояния ЮНЕСКО. Природа малой Родины. Природные достопримечательности
Поволжья, Севера, Сибири, Дальнего Востока. Крым – природная жемчужина. Симферополь — столица Республики Крым, «ворота Крыма»
(«Крым. Путь домой», «Я вижу Землю! Это так красиво», «Экологичное потребление»).
Нравственные ценности российского общества. Трудовая деятельность россиян, созидательный труд на благо Отчизны.
Многообразие профессий, люди особых профессий (спецназ, МЧС, полиция, гражданская авиация) («День спецназа», ««Первым делом
самолеты». О гражданской авиации»).
Герои нашего времени. Профессии прошлого и профессии будущего — что будет нужно стране, когда я вырасту? Профессии моих
родителей, бабушек и дедушек. Профессиональные династии. Зачем нужно учиться всё время, пока работаешь? («Труд крут!», «Как найти свое
место в обществе», «Герои нашего времени»).

Гуманизм, доброта, волонтёрская деятельность — качество настоящего человека, способность оказать помощь, поддержку, проявить
заботу и милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено. Добрые дела граждан России в прошлые времена:
благотворительность граждан; пожертвованиекак одна из заповедей в традиционных религиях.
Деятельность добровольцев как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Качества
людей, которых называют добровольцами: милосердие, гуманность, сопереживание.
Как младший школьник может проявить добрые чувства к другим людям? («Мы вместе», «О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный
день психическогоздоровья, профилактика буллинга)»).
Детские общественные организации в России и их деятельность – мы вместе, и мы делаем добрые дела. Наша помощь нужна тем,
кто в ней нуждается: больным, старым, слабым («Будь готов! Ко дню детских общественных организаций»). Всемирный фестиваль молодежи
Учебный коллектив. Правила взаимодействия в учебной деятельности. Взаимоответственность членов учебного коллектива за успехи
одноклассников, помощь, поддержка в коллективе – залог его благополучия и отсутствия конфликтов. Противостояние отрицательным
влияниям («Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга)», «Россия – здоровая держава»).
Государственные праздники Российской Федерации:

 Новый год, — замечательный общенародный праздник. Традиции празднования Нового года в разных странах. История
возникновения новогоднего праздника в России. Рождество (7 января). История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в
России. История создания новогодних игрушек («Новогодние семейные традиции разных народов России»).

 День российской науки (8 февраля). Наука и научные открытия в России. Значение научных открытий для прогресса общества и
развития человека. Преемственность поколений в научных достижениях. Выдающиеся ученые прошлых веков: М.В. Ломоносов, Д.И.
Менделеев, К. Э. Циолковский. Научные открытия российских учёных, без которых невозможно представить современный мир: телеграф,
цветная фотография, радиоприёмник, ранцевый парашют, наркоз, искусственное сердце. Качества ученого: талант, вдохновение, упорство,
увлеченность. Проявление интереса к научным знаниям и деятельности российских ученых. Желание расширять свои знания, участвовать в
школьной опытно- исследовательской деятельности. Что такое виртуальный мир и кто его создаёт?
«Плюсы» и «минусы» виртуального мира. Правила безопасного пользования Интернет-ресурсами. («Россия: взгляд в будущее»,
«Технологический суверенитет/цифровая экономика/новые профессии», «190 лет со дня рождения Д.Менделеева. День российской науки»).

 День защитника Отечества (23 февраля). История рождения праздника. Защита Отечества — обязанность гражданина Российской
Федерации, проявлениелюбви к родной земле, Родине. Армия в годы войны и мирное время: всегда есть место подвигу. Качество российского
воина: смелость, героизм, самопожертвование («День защитника Отечества. 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова»).

 Международный женский день (8 марта) — праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе —
труженица, мать, воспитатель детей. Великие женщины в истории России, прославившие свою Отчизну («О взаимоотношениях в семье (День
матери)»).

 День космонавтики (12 апреля). Страницы истории российской космонавтики. Первый искусственный спутник Земли; Луноход-1;
первый полёт человека в космос – Ю. А. Гагарин; первый выход в открытый космос — А. А. Леонов; самый длительный полёт в космосе —
Валерий Поляков. Гордость россиян за успехи страны в освоении космоса («Я вижу Землю! Это так красиво»).

 Праздник Весны и Труда (1 мая). Истории праздника – 100 лет. Последнийвесенний месяц связан с разнообразными работами в поле, в
саду, в огороде. С давних времен люди желали друг другу хорошего урожая, удачного лета. Традиция изменилась, когда женщины-работницы
выступили на митинге с требованиями прекратить эксплуатировать детский труд и повысить заработную плату женщинам(«Труд крут!»).

 День Победы (9 мая). Великая победа советской армии в Великой Отечественной войне. Какое чувство вело советских людей на
борьбу за свободу своей Родины? Вклад в победу советских воинов, тыла, партизанского движения. Кто такие фашисты? Почему они хотели
сделать все народы своими рабами?Преступления нацистов: концлагерь как места принудительной жестокой изоляции. Дети Освенцима. 11
апреля — день освобождения узников концлагерей.Связь (преемственность) поколений: бессмертный полк — помним, любим, гордимся («День
памяти»).

 День России (12 июня) – праздник всех, кто любит свою страну, заботиться о ее процветании. Этот праздник – символ свободы,
гражданского мира, согласия всех народов Российской Федерации. В это день каждый еще раз вспомнит о том, что Россия – это мы, живущие в
больших и малых городах, на берегах Северного Ледовитого океана и на склонах Кавказских гор, в Поволжье и за Уралом…. В этотдень мы еще
раз убеждаемся, что все народы нашей страны – едины («Там, где Россия»).

 День знаний (1 сентября). Наша страна предоставляет любому ребёнку возможность с 6,5 лет учиться в школе. Знания — ценность,
которая необходима не только каждому человеку, но и всему обществу. Знания — основа успешного развития человека и общества. Каждый
должен стремиться к обогащению и расширению своих знаний («День Знаний»).

 День учителя (5 октября). Учитель — важнейшая в обществе профессия. Назначение учителя – социальное служение, образование и
воспитание подрастающего поколения. Учитель — советчик, помощник, участник познавательной деятельности школьников. Оценка
учительского труда. Страницы истории развития образования. Первые школы, первые учителя-монахи. Влияние книгопечатания на развитие
образования. И. Федоров. Великие педагоги прошлого. Учебники К.Д. Ушинского для обучения грамоте детей. Яснополянская школа Л. Н.
Толстого («День учителя (советники по воспитанию)»).

 День народного единства (4 ноября). Этот праздник – проявление гордости и поклонения предшествующим поколениям, которые не
раз проявляли патриотические чувства, объединялись в те времена, когда Родина нуждалась в защите. Так было в 1612 году, когда Минин и
Пожарский собрали народное ополчение для борьбы с иноземными захватчиками. Так было в 1941-1945 годах во время Великой Отечественной
войны с фашистами. («День народного единства»).
Различные праздники, посвященные истории и культуре России:
Историческая память: Пётр и Феврония Муромские – символ любви и взаимопонимания в семейной жизни. Ценности российской семьи:
любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей). Семья – первый в жизни ребенка коллектив. Традиции, обычаи,
трудовая и досуговаядеятельность; взаимоотношения в семьях разных народов РФ. Поколения в семье. Семейное «древо». Особое отношение к
старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них. Роль отца в семье, участие в
хозяйственной деятельности, досуге семьи, укреплении традиционных семейных ценностей. Понимание роли отца как родителя, участие в
воспитании детей, отцовское влияние на сына и/или дочь. Мать, мама — главные в жизни человека слова. Мать — хозяйка в доме,
хранительница семейного очага, воспитательница детей. С первых дней жизни рядом с ребёнком всё время присутствует мама — человек, чьё
сердце бьётся чаще и сильнее, чем у других людей («О взаимоотношениях в семье (День матери)»).
Культура России. Что такое творчество? Люди творческих профессий: поэты, художники, композиторы, артисты, создатели игрушек.
Примеры народных промыслов. Искусство в жизни человека. Страницы истории становления искусства в России: от Древней Руси до
современности (скоморохи, первые театры опера и балета, драматические театры в России). Музыкальное, изобразительное, театральное,
цирковое искусства и его выдающиеся представители. К. С. Станиславский — великий деятель театрального искусства: яркие страницы жизнии
деятельности. Значение российской культуры для всего мира («По ту сторону экрана. 115 лет кино в России», «Цирк! Цирк! Цирк! (К
Международному дню цирка)», «От «А» до «Я», 450 лет «Азбуке» Ивана Федорова»).

Великая российская литература. Великие поэты России: А. С. Пушкин – создатель нового русского языка поэзии. Памятные даты
календаря: дни памяти российских писателей и поэтов прошлых веков. Николай Васильевич Гоголь – русский писатель, внесший вклад в
развитие отечественной литературы («215- летие со дня рождения Н. В. Гоголя», «Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения
А. С. Пушкина»).
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 1–2, 3–4, 5–7, 8–9 и 10–11 классов. В 2023–2024 учебном году запланировано
проведение 36 внеурочных занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по понедельникам, первым уроком.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине – России,
населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» должны быть
направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и
ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с обучающимися. Занятия позволяют
обучающемуся вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и
пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной
культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным
поступкам.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом федеральных образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:

 в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
 в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию
в программе воспитания;

 в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками

деятельность.
Планируемые результаты освоения программы внеурочных занятий «Разговоры о важном»
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений школьниками следующих личностных, метапредметных и
предметныхобразовательных результатов.
Личностные результаты
Гражданско-патриотического воспитание: осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность
к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о
человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей страны.
Духовно-нравственное воспитание: понимание связи человека с окружающим миром; бережное отношение к среде обитания;
проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред. Признание индивидуальности каждого человека; проявление
сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям; выполнение нравственно-этических нормповедения и правил межличностных отношений.
Эстетическое воспитание: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства,
традициями творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому
здоровью.
Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда,интерес к различным профессиям.
Ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Проявление желания обогащать свои знания, способность к поисковоисследовательской деятельности.

Метапредметные результаты
Универсальные учебные познавательные действия: для решенияпредложенных учебных задач использовать интеллектуальные операции
(сравнение, анализ, классификацию), оценивать ситуации нравственного и безнравственного поведения, приводить примеры событий, фактов,
демонстрирующих отношение человека к окружающему миру, проявление нравственно-этических качеств. Работать с информацией,
представленной в текстовом, иллюстративном, графическом виде.
Универсальные учебные коммуникативные действия: проявлять активность в диалогах, дискуссиях, высказывать свое мнение по поводу
обсуждаемых проблем; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; создавать устные и письменные высказывания, небольшие тексты
(описание, рассуждение); проявлятьжелание готовить небольшие публичные выступления.
Универсальные учебные регулятивные действия: признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать свое мнение. Принимать участие в планировании действий и операций по решению учебной задачи, оценивать
свое участие в общей беседе (дискуссии, учебномдиалоге).
Занятия «Разговоры о важном» позволяют осуществить решение задач по освоению предметных планируемых результатов.
Многие темы «Разговоров о важном» строятся на использовании содержания учебных предметов. Это позволяет совершенствовать
функциональную грамотность младших школьников: развивать умения использовать полученные знания в нестандартных ситуациях; отбирать,
анализировать и оценивать информацию в соответствии с учебной задачей; строить высказывания и тексты с учетом правил русского языка.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» представлены с учетом специфики
содержания предметныхобластей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:
Русский язык: первоначальное представление о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как
одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи какпоказателя общей культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности
на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для

всестороннего развития личности человека; первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и
произведений устного народного творчества;овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой своего народа.
Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение опыта работы с информацией, представленной в
графической итекстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать, использоватьинформацию и делать выводы.
Окружающий мир: сформированность уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, Организации, родному краю,
России, ее истории и культуре, природе; сформированность чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; первоначальные
представления о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; о связи мира
живой и неживой природы; сформированность основ рационального поведения и обоснованного принятия решений; первоначальные
представления о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях
столицыРоссии и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в России; важнейших для страны
и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России; основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие
умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения
между объектами и явлениями; понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о
природе и культуре родного края); приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической,
аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов организации и сети Интернет, получения
информации из источников в современной информационной среде; формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой
информации приобщении с людьми вне семьи, в сети Интернет и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных
финансов; приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей
среде в соответствии с экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития,
роли в этом личных усилий человека; формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них,
проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении; построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение

нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности; понимание
ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния религиозной традиции на отношения в семье, воспитание детей;
овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение
нравственных норм поведения в обществе; понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на
благо человека, общества; формирование умений объяснять значение слов "милосердие", "сострадание", "прощение", "дружелюбие"; умение
находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России,
современной жизни; открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого
достоинства; знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на российских
традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием различных художественных материалов и средств
художественной выразительности изобразительного искусства; умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение
характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Технология: сформированность общих представлений о мире профессий, значении труда в жизни человека и общества, многообразии
предметов материальной культуры.
Физическая культура: сформированность общих представлений о физической культуре и спорте, физической активности человека,
физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях; умение взаимодействовать со
сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры
Многие темы «Разговоров о важном» выходят за рамки программ учебных предметов и способствуют развитию кругозора младшего
школьника, его возрастной эрудиции и общей культуры. Эта функция внеурочной деятельности особенно важна и является после решения
воспитательных задач - существенной иприоритетной.

Тематическое планирование
1–2 классы (1 час в неделю)
Характеристика деятельности обучающихся

Тема

Основное содержание

1. День знаний

Знания – ценность, котораянеобходима не
только каждому человеку, но и всему
обществу.
Наша страна предоставляет любому
ребёнку возможность с 6,5 лет учиться в
школе
Знания – основа успешногоразвития
человека и общества

2. Там, где
Россия

Любовь к Родине, патриотизм
– качества гражданина России. Любовь к
родному краю,
способность любоватьсяприродой, беречь
её – частьлюбви к Отчизне.

3. 100-летие со
дня рождения
Зои
Космодемьянск
ой

Героизм советских людей вгоды Великой
Отечественнойвойны. Участие молодежи в
защите Родины от фашизма. Зоя
Космодемьянская – первая женщина –
Герой Советского Союза за подвиги во
время ВОВ.Качества юной участницы

Просмотр видеоролика о Дне знаний и о традициях этого
праздника.
Участие в эвристической беседе: традиции нашей школы,
обсуждение вопросов: «Почему важно учиться? Как быть,
если что-то не знаешь или неумеешь?» и др.
Рассматривание репродукций картин о школе прошлых
веков, сравнениес современной школой. Например: В.
Маковский «В сельской школе»; Н. Богданов-Бельский
«Сельская школа», «Устный счет. Народная школа»; Б.
Кустодиев «Земская школа»; А. Максимов «Книжное
научение»; А. Морозов «Сельская школа» (на выбор)
Участие в коллективной игре-путешествии (игресоревновании), разгадывании загадок
Просмотр и обсуждение видеоматериалов «Россия – от
края до края»: природа разных уголков страны.
Работа с иллюстрациями: узнавание по фотографиям
городов России. Достопримечательности Москвы. Беседа:
«В каких местах России тебе хотелось бы побывать?»
Интерактивная игра-соревнование: «Знаем ли мы свой
край» (с использованием иллюстраций)
Рассматривание и описание портрета Зои – московской
школьницы. Восприятие рассказа учителя и фотографий
из семейного альбома Космодемьянских
Обсуждение рассказа учителя и видеоматериалов о
событиях в деревне Петрищево.
Обсуждение значения
пословиц: «Родина –мать,

Электронные цифровые образовательные
ресурсы

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

диверсионной
группы:бесстрашие,
любовь к Родине,
героизм.
Избирательная система в России: значение
4.
Избирательная выборов в жизни общества; право
система России гражданина избирать и бытьизбранным.
Участие в выборах –проявление заботы
(1час)
гражданина о процветании общества.
Важнейшие особенности избирательной
системы в нашейстране: право гражданина
навыбор; справедливость, всеобщность,
личное участие гражданина
5. День учителя Учитель – важнейшая в обществе
профессия. Назначение учителя –
(советники по
социальное служение, образование и
воспитанию)
воспитание подрастающего поколения.
Учитель – советчик, помощник, участник
познавательной деятельности школьников.
Оценка учительского труда.
Общая цель деятельности одноклассников.
6. О
взаимоотношен Взаимопомощь, поддержка, выручка –
черты настоящего коллектива. Детский
иях в
телефон доверия
коллективе

7. По ту
сторону экрана

Российскому кинематографу
– 115 лет. Может ли сегодня человек
(общество) жить без кинематографа?
«Великий немой» – фильмы без звука.
1908 год – рождение детского кино в
России. Первые игровые фильмы:
«Дедушка Мороз», «Царевна-лягушка»,

умей за нее постоять», «Для родины своей ни сил, ни
жизни не жалей», «С родной земли - умри,не сходи»,
«Чужой земли не хотим, а своей не отдадим» (на выбор)
Просмотр и обсуждение отрывка из видеофильма «О
выборах детям». Дискуссия: «Какое значение имеют
выборы для жизни общества».
Чтение четверостиший о Родине.
Виртуальная экскурсия на избирательный участок.
Коллективное составление сценария выступления детей
на избирательном участке в день выборов

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

Обсуждение ценности важнейшей профессии. Участие в
разыгрывании сценок «Я – учитель», «Я и мои ученики».
Участие в групповой, парной работе: создание рисунков
«Наш класс», «Мой учитель»
.
Работа с
текстами (пословицами, стихотворениями),
связанными с профессией учителя

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

Анализ рисунков «Рукавички»: умеем ли мы вместе
работать? Умеем лидоговариваться?». Чтение и
обсуждение рассказа В. Осеевой «Тритоварища?».
Диалог: происходят ли в нашем классе похожие истории?
Дискуссия: «Когда мы обижаемся: как не реагировать на
обиду?
Интерактивное задание: рассматривание фотографий
нашего класса: «Мы вместе!»
Слушание песни Буратино из фильма «Приключения
Буратино» (композитор А. Рыбников).
Просмотр видеоматериалов: кадры из немого кино.
Беседа: Можно ли по мимике, жестам, поведению
артистов понять сюжет картины?
Интерактивное задание – викторина «Знаем ли мы эти
известные детские фильмы?» (отгадывание по отдельным

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

«Песнь о вещем Олеге».
Создание студии «Союздетфильм».
Известные первые игровые фильмы: «По
щучьему велению», «Морозко»,
«Королевство кривых зеркал», (режиссера
Александра Роу).
8. День
спецназа

9. День
народного
единства

10. Россия –
взгляд в
будущее

28 октября – День подразделений
специального назначения. Страна гордится
важной работой бойцов спецназа.
Легендарные подразделения: «Альфа», борьба с террористами, освобождение
заложников, поиск особо опасных
преступников.
«Вымпел» – охрана экологически важных
объектов; борьба с террористами; ведение
переговоров и проведение разведки.
Качества бойцов спецназа, спортивные
тренировки
Чему посвящен праздник
«День народного единства»?
Проявление любви к Родине: объединение
людей в те времена, когда Родина
нуждается в защите. Чувство гордости за
подвиги граждан земли русской в 1612
году
Минин и Пожарский – герои, создавшие
народное ополчение для борьбы с
иноземными захватчиками
Экономика как
управление
хозяйством страны: производство,
распределение, обмен, потребление.

эпизодам и фото героев названия фильмов). Например,
«По щучьему велению», «Королевство кривых зеркал»,
«Царевна-лягушка».
Ролевая игра: «Мы снимаем кино» (разыгрывание эпизода
из сказки «Царевна-лягушка», разговор царевича с
лягушкой).
Рассказы детей: «Мой любимый кинофильм»
Работа с иллюстративным материалом: описание
внешнего вида бойцов спецподразделения, примеры
деятельности подразделений спецназа: освобождение
заложников, захват террористов.
Просмотр видеоматериалов о физической подготовке
бойцов спецназа.
Интерактивное задание: восстановление пословиц о
смелости (героизме), объяснение их значения. Например:
«Тот герой, кто за Родину горой!», «Не тот герой кто
награду ждет, а тот герой, что за народ встает!»,
«Один за всех, все – за одного», «Сам погибай, а
товарища выручай» (по выбору)
Рассматривание плаката, посвященного Дню народного
единства. Обсуждение: «Почему на плакате изображены
эта два человека? Какие события связаны с Мининым и
Пожарским?».
Беседа с иллюстративным материалом: кем были Минин
и Пожарский? Интерактивное задание: рассмотрите
портреты Минина и Пожарского, опишите их внешний
вид, одежду, выражение лица.
Рассказ учителя о событиях 1612 года. Беседа: Что такое
ополчение?
Ополчение 1612 года и 1941 года (рассказ учителя с
иллюстративным материалом
Просмотр и обсуждение видео: «Что такое экономика
страны? Откуда произошло слово «экономика»?».
Интерактивное задание: Составление плаката-рисунка

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

11. День
матери

12. Что такое
Родина?

Что сегодня делается для успешного
развития экономики РФ? Можно ли
управлять экономикой с помощью
компьютера (что такое
цифроваяэкономика – интернетэкономика, электронная экономика).
«Умный дом»: «умное освещение»,
«команды электроприборам (кофеварка,
чайник)», напоминания-сигналы жителям
квартиры.
Мать, мама – главные в жизни человека
слова. Мать – хозяйка в доме,
хранительница семейного очага,
воспитательница детей. Матери- героини.
Как поздравить маму в ее праздник – День
матери?

Родина – это страна, где человек родился и
живет, учится, работает, растит детей.
Родина – это отчий дом, родная природа,
люди, населенныепункты – все, что
относится к стране, государству. Человек
всегда проявляет чувства ксвоей Родине,
патриот честно трудится, заботится о ее
процветании, уважает ее историю и

«Что такое экономическая деятельность: производствораспределение-обмен- потребление».
Воображаемая ситуация: мы попали в «умный дом». Что
происходит в «умном доме»? Какие команды мы можем
дать голосовому помощнику

Слушание песни «О маме» из кинофильма «Мама».
Интерактивное задание: расскажем о маме:
Мама заботится о ребенке: рассматривание репродукции
картины С. Ерошкина «У колыбели»; Б. Кустодиева
«Утро».
Мама помогает ребенку познать мир: рассматривание
репродукции картины А. Аверина «Море»
Воображаемая ситуации: для девочек – «Ты – мама. У
тебя есть дочка. Она капризничает. Как ты ее
успокоишь?». Для мальчиков – «Как ты думаешь, что
будет делать мама».
Беседа на основе рассматривания видео и
иллюстративного материала: Матери-героини»
Дискуссия: «Нам нужно поздравить маму с Днем матери.
Как мы это сделаем». Рассматривание рисунков
(плакатов) детей - ровесников учащихся 1-2 класса
Слушание песни «То березка, то рябинка». Обсуждение:
как понимает автор песни, что такое «Родина»?
Интерактивное задание: соотнесение иллюстрации с
названием территории России (тундра, тайга, Поволжье,
Урал, Кавказ, Камчатка).
Виртуальная экскурсия по городам России: Москва,
Санкт-Петербург, Волгоград. Достопримечательного
родного края.

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

культуру

13. Мы вместе.

14. Главный
закон страны

15. Герои
нашего
времени

Память времен: каждое поколение связано
с предыдущими и последующими
общей культурой, историей, средой
обитания. Связь (преемственность)
поколений – основа развития общества и
каждого человека. Семейное древо.
Память о своих родных, которые
представляют предшествующие
поколения. Сохранение традиций семьей,
народом Создание традиций своего класса.
Конституция Российской Федерации –
главный закон государства, который
закрепляет права гражданина как
отношение государства и его граждан.
Права — это обязательство государства по
созданию условий благополучной жизни
каждого человека. Права ребенка в РФ

Выставка
рисунков детей «Наша
Родина, как
ее вижу». Дети рассказывают о своих рисунках

я

Рассматривание рисунков детей «Семейное древо».
Краткий рассказ о традициях в семье, которые остались
от бабушек-дедушек.
Традиции, связанные с проводом зимы и встречей весны у
разных народов РФ: русский Веснянки, у татар и башкир
праздник Каргатуй, у ханты и манси – День Вороны.
работа с иллюстративным материалом.
Эвристическая беседа: «Какие традиции будут у нашего
класса?».
Выставка фотографий класса: «Мы вместе».
Рассматривание обложки и страницы Конституции РФ.
Рассказ учителя: что записано в главном законе страны.
Работа с иллюстрациями: описание прав гражданина РФ
на свободное передвижение, выбор места проживания,
право на свободный труд, отдых, образование,
медицинскую помощь.
Интерактивное задание: соотнесем иллюстрацию с
правом ребенка РФ. Заполним таблицу: права ребенка РФ
Герой –
человек,
Просмотр видеоматериала «Герои мирного времени» о
совершающий поступки, необычные по
врачах г. Благовещенска. Беседа: «Можно ли назвать
своей смелости, отваге. Совершая подвиги, поступок врачей подвигом? О чем думали врачи, узнав о
герой никогда не думает об опасности для пожаре? Как они вели себя?
себя, его действия направлены на спасение Интерактивное задание: проанализировав поступок
других. Героями в нашей стране являются подростка, составить его портрет. Например, героические
не только взрослые, но и дети. Проявление поступки Вани Макарова, Максима Кобычева, Лиды
уважения к героям, стремление
Пономарёвой, Марины Плотниковой.
воспитывать у себя волевые качества:
Рассматривание фотографий орденов Героя России,
смелость, решительность, стремление
Ордена мужества, медаль «За отвагу».
прийти на помощь. Памятники героям
Рассматривание и описание памятников героям мирного
мирного времени
времени. Например, памятник пожарным и спасателям
(Новосибирск); памятник героям, погибшим, спасая детей

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

16. «Новый год
– традиции
праздника
разных
народов
России»

17. От «А» до
«Я». 450 лет
«Азбуке»
Ивана
Федорова

18. Налоговая
грамотность

Новый год – любимый семейный
праздник. История возникновения
новогоднего праздника в России. Участие
детей в подготовке и встрече Нового года.
Подарки и пожелания на Новый год.
История создания новогодних игрушек.
Традиции
Новогоднего праздника
разных народов России: якутов (праздник
"Ысыах"); бурятов День Белого Месяца);
осетинский Новый Год Ногбон; татар
(«Навруз») – по выбору.
Иван Федоров - выдающийся
первопечатник в России, не только
составитель и издатель первых книг, но и
педагог, создатель методики обучения
грамоте.
Особенности построения
«Азбуки»

Налог – денежные отношения между
организацией и любым работающим
человеком, необходимая
обязательная плата государству с любых
доходов.
Для чего взимаются налоги? Откуда
государство берет деньги для содержания
учреждений, армии, объектов культуры,

(Севастополь), памятник морякам- подводникам,
погибшим в мирное время (Курск), памятник пожарным и
спасателям МЧС (Тверь) – на выбор.
Воображаемая ситуация: представим, что мы находимся
около памятника героям мирного времени. Какие цветы
мы возложим к памятнику, что напишем на ленточке?
Просмотр и обсуждение видео: «Москва Новогодняя!».
Беседа: как украшен к Новому году наш город (поселок,
село). Как украшен ваш дом к встрече Нового года.
Рассказы детей: «Моя любимая новогодняя игрушка».
Виртуальная экскурсия в музей «фабрика елочных
игрушек» (Москва) Интерактивное задание: составление
коллективного рассказа «История
Новогоднего праздника в России» (на основе
иллюстративного материала)
Чтение детьми (или рассказывание) коротких историй о
традиции встречи Нового года народов России
Рассматривание страниц «Азбуки» И. Федорова.
Сравнение иллюстраций, букв с современным
«Букварем». Беседа: «Как вы думаете, был ли интересен
детям того времени такой учебник? Мог ли создать такую
книгу человек, который не понимал детей, не знал, как их
учить грамоте?
Воображаемая ситуация: представим, что мы находимся в
Москве, у памятника И. Федорову. Захотелось ли вам
положить к памятнику цветы? Какие?
Работа с иллюстрациями, которые демонстрируют
примеры использования налогов.
Беседа: «На какие деньги строятся больницы, детские
сады, школы; благоустраиваются города, ремонтируются
дороги?»
Дискуссия: «Может ли человек отказаться платить
налоги? Почему говорят, что уплата налогов обязанность гражданина?»

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

строительства жилья, детских садов и
школ, больниц, стадионов и др.?
19.
Непокоренные
(блокада
Ленинграда)

20. Союзники
России

21. Менделеев.
190 лет со дня
рождения

Что такое блокада? 900 дней жизни под
обстрелом, без продовольствия
и
электричества. Как жили и о чём мечтали
дети блокадного города: ленинградский
ломтик хлеба; печь буржуйка; блокадная
школа, как праздновали Новый год...
Дорога жизни.
Посильная помощь детей взрослым:
уход за ранеными, дежурство на крыше.

Просмотр видеофильма «Салют в Ленинграде в честь
прорыва блокады». Беседа: почему ленинградцы плачут
во время салюта?
Послушаем звук метронома. О чем он подавал сигналы?
Интерактивное задание: рассматривание фото рисунков
детей блокадного Ленинграда на тему «Ладога – дорога
жизни». Беседа: о чем рассказывают рисунки детей?
Можно ли сказать, что авторы рисунков вспоминают
историю своей жизни?
Работа с фотографиями: особенности учебного класса,
чем он отличается от класса мирного времени?
Воображаемая ситуация: представим, что мы подошли к
памятнику, посвященному детям блокадного Ленинграда.
Постоим около него тихо, поклонимся героям города, не
сдавшихся врагу, положим цветы
Кого называют союзником? Договор о
Интерактивное задание: «Сравним две фотографии (на
коллективной безопасности – объединение одной люди со сложенными на груди руками, на другой –
государств, которые совместно борются с
пожимающие друг другу руки)». Какую из них можно
терроризмом.
назвать «союзники»?
Экономическое сотрудничество государств Рассказ учителя: страны, которые объединились (стали
с Россией: Китай, Белоруссия.
союзниками) в борьбе с международным терроризмом.
Культурное сотрудничество государств с
Интерактивное задание: на основе иллюстраций описать
Россией: спортивные соревнования,
товары, которые получает Россия из стран (Китай,
художественные выставки, фестивали и
Белоруссия, Турция, Сирия)
конкурсы, выступления театров
Просмотр и оценка видео: выступления Большого театра
за рубежом
Наука и ученые: научные открытия
Просмотр видео: открытия человека, которые позволили
позволили изменить жизнь человека и
развивать общество (паровоз, радио, электричество,
развивать общество.
космическая ракета)
Лаборатория ученого. Что в ней
Интерактивное задание: Нам нужно сравнить свойства
происходит?
каких-то веществ, например, воды и молока, чая и сока.

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

Д.И. Менделеев
- выдающийся
ученый-химик и физик (изучал свойства
веществ), создатель воздушного шара.
Менделеев – педагог, профессор химии в
университете, автор учебников по химии.
Любимые занятия ученого в свободное
время: «чемоданных дел мастер»,
шахматист.

22. День
первооткрыват
еля

Первооткрыватели первыми открывает
новые земли, страны, изучают и описывает
их особенности.
Российские мореплаватели: открывшие
Антарктиду (Ф. Беллинсгаузена и М.
Лазарев). Первые открыватели космоса:
Ю. Гагарин, В. Терешкова, А. Леонов.
Проявление интереса и уважения к
личности первооткрывателя, его
чертам характера: целеустремленности,
смелости, упорству

Что нам нужно сделать? Зачем ученый проводит опыты,
эксперименты?
Рассказ учителя: Д.И. Менделеев проводит опыты с
различными веществами, изучая их свойства и выделяя
похожие свойства веществ.
Работа с иллюстрациями и текстом: Менделеев – полет на
воздушном шаре. Интерактивное задание: выбрать ответ
на вопрос: «С какой целью создал Менделеев воздушный
шар? Ответы: он хотел показать своим детям Землю из
космоса; ему нравилось летать; он хотел изучать
атмосферу.
Рассматривание фото любимых занятий ученого:
создание чемоданов, шахматы, рисование.
Дискуссия: Почему Менделеева называли «чемоданных
дел мастер»? Разве он не мог купить себе чемодан в
магазине? Можно ли по свободным занятиям ученого
сказать, что он был разносторонним, творческим и очень
интересным человеком?
Просмотр видео «Антарктида – шестой континент
Рассказ учителя: «Восток» и «Мирный» история открытия
Антарктиды. Рассматривание портретов Ф.
Беллинсгаузена и М. Лазарева, а также парусных
кораблей.
Работа с иллюстрациями: рассматривание и описание
станций, работающих в Антарктиде: «Мирный»,
«Лазаревская», «Прогресс». Беседа: с какой целью
создаются станции в Антарктиде?
Интерактивное задание: что ты знаешь о первых
космонавтах. Рассказы детей на основе иллюстраций и
картин о космосе А. Леонова.
Интерактивное задание: сделаем первые странички нашей
классной книги «Первопроходцы».

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

23. День
защитника
Отечества

Благодарность армии за мирную жизнь, за
проявление патриотических чувств,
защиту Родины, охрану ее рубежей.
Преемственность поколений.
Армия в годы войны и мирное время:
всегда есть место подвигу. Памятник
советскому воину в Берлине. Качество
российского воина: смелость, героизм,
самопожертвование

24. Как найти
свое место в
обществе?

Твое место в семейном коллективе. Твое
равноправное участие в трудовой,
досуговой жизни семьи. Проявление
активности, инициативности в делах
семейных.
Классный коллектив – это твое детское
общество. Твои интересы, обязанности,
друзья в этом обществе.

Просмотр видео: парад Победы 1945 г. Беседа: с кем
сражалась советская армия? Что принесла победа в ВОВ
нашей стране и миру? Какие чувства испытывают люди
разных поколений, освободившись от фашизма?
Интерактивное задание: краткие суждения детей по
иллюстрациям:
«Вспомним героев Советского Союза». (Например,
дважды Герои Советского Союза: летчики – В.
Алексеенко, Н. Степанян, А. Ефимов; танкисты – С.
Хохряков, В. Архипов, С. Шутов; моряки – В. Леонов (по
выбору).
Рассказ учителя об истории памятника советскому
солдату в Берлине (о Н. Масалове).
Просмотр видео: коллективный труд семьи. Беседа:
нравится ли детям работать вместе с родителями?
Дискуссия: обсудим, в каком случае Ира поступает как
равноправный член семейного коллектива: а) Она всегда
откликается на просьбу бабушки помочь ей; б) Оля всегда
предлагает бабушке свою помощь.
Интерактивное задание: оцени ситуации. Ответь на
вопрос: «Кто из этих детей нашел свое место в
коллективе».
1) Петя хорошо рисует. Но на предложение оформить
классную газету ответил: «Я не могу, некогда мне. Пусть
Мила рисует».
2) Первоклассники готовят концерт к Дню учителя. Для
выступления нужны одинаковые платочки-галстучки. Где
их взять? Оля предлагает: «Меня мама научила вязать. Я
свяжу платочки-галстучки, будет красиво».
Интерактивное задание: проанализируй пословицы и
поговорки. Какие качества характеризуют коллектив:
соотнеси слово-качество с соответствующей пословицей.
«Берись дружно – не будет грузно» (согласованность); «В
коллективе чужой работы не бывает» (взаимопомощь); «В

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

25. Всемирный
фестиваль
молодежи

Фестиваль молодежи и студентов
проходит под лозунгом «За мир, дружбу,
солидарность и справедливость!».
Фестиваль – это возможность молодых
людей общаться: поделиться своими
планами на будущее, рассказать о своей
стране, о работе или учебе. На Фестивале
проводятся различные мероприятия,
собрания, диспуты, дружеские
соревнования, концерты. Россия
принимает гостей со всего мира
дружелюбно и гостеприимно

26. Первым
делом
самолеты…. О
гражданской
авиации

Гражданской авиации России 100 лет.
Значение авиации для жизни общества и
каждого человека.
Мечта человека летать воплотилась в
сказках, легендах. Первый самолет
гражданской авиации в России. Типы
современных самолетов.

согласном стаде волк не страшен» (согласие, единство);
«Без командира нет коллектива» (умение подчиняться)
Просмотр видео: открытие Международного фестиваля
молодежи истудентов в 2017 г. Беседа: для чего
проводятся Фестивали молодежи.
Воображаемая ситуация: Представьте, что каждый из вас
– участник Фестиваля. Вы изучили программу и хотите
выбрать мероприятие, накоторое вам хочется пойти.
Поделитесь своими планами содноклассниками.
Программа Фестиваля: 1) Образовательная программа –
«Россия в советское время», «День Африки», «День Азии
и Океании», «День Европы», «Неграмотность в мире и
борьба с ней». 2) Культурная программа
– «Джазовый фестиваль», «Музыка будущего»,
«Танцевальная академия»
Виртуальная экскурсия в образовательный центр
«Сириус» (работа с иллюстративным материалом): что
увидят здесь гости Фестиваля
Просмотр видео: взлет самолета.
Беседа: какое чувство у вас возникает, когда вы смотрите,
как в воздух поднимается самолет? летали ли вы на
самолете? Ваши ощущения (страшно, удивительно,
радостно, удивительно).
Работа с иллюстрациями: на чем летают герои русских
сказок (народных и авторских). Например, ступа бабыЯги, ковер-самолет, Конек-Горбунок. Рассматривание
картины А. Дейнеко «Никитка – первый русский летун».
Чтение учителем отрывка из легенды: «Смерд Никитка,
боярского сына Лупатова холоп», якобы смастерил себе
из дерева и кожи крылья и даже с успехом летал на них».
Интерактивное задание: сравните два числа. В начале XIX
века дорога из Москвы в Санкт-Петербург на лошадях
занимала 4-5 дней. Сегодня от Москвы до северной
столицы – 1,5 часа полета.

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

27. Крым –
дорога домой

Вспомним, что такое Крым? Уникальные
природные места Крыма. Города Крыма,
его столица.
Как живет сегодня Крым.

28. Россия –
здоровая
держава

Человек должен быть здоров,
жизнерадостен, закален. Это помогает ему
многое успевать, успешно заниматься
трудом, учебой, домашними делами.
Здоровые люди активно участвуют в
жизни общества.
Что такое здоровый образ жизни, как
человек должен его организовывать.
Россия – спортивная страна

29. Цирк!
Цирк! Цирк!

Почему и дети, и взрослые любят цирк?
Цирковые
профессии. Вспомним
великие семьи цирковых артистов: семья

Рассказ учителя: первый самолет гражданской авиации в
России – АНТ-9.
Просмотр видео: новые самолеты сегодня.
Видео: «Путешествие по Крыму». Работа с
иллюстрациями: уникальные места природы Крыма,
столица – Симферополь. Детский парк. Парк Салгирка,
танк-памятник освободителям города от фашистов,
Крымский театр кукол.
Воображаемая ситуация: Представьте, что вы – жители
Крыма. Что бы вы посоветовали посмотреть в Крыму ее
гостям?
Работа с иллюстрациями: чем занимаются младшие
школьники после уроков? Фотографии, отражающие, к
примеру, игру в шашки и шахматы, танцы, занятие
лепкой или рисованием, театральной деятельностью.
Просмотр видео: гимн «Дети – в спорт». Беседа: «Как вы
понимаете слова гимна: «Дети – будущее страны!»
Эвристическая беседа? «Почему человек должен быть
здоров, жизнерадостен и активен?»
Интерактивное задание: сравните рисунки двух детей,
оцените, как они одеты, чем они занимаются? Кто из них,
по вашему мнению, чаще болеет? Работа с текстами
стихотворений о здоровье и занятиями физкультурой.
Например, «Зарядка» (А. Барто), «Купить можно много»
(А. Гришин), «Солнце воздух и вода» (А. Усачев).
Работа с иллюстрациями: назовем и запишем слова,
которые расскажут нам, что человек должен делать,
чтобы сохранить и укрепить здоровье.
Интерактивное задание: рассмотреть фото разных видов
спорта, назвать каждый вид. Рассказать, каким спортом
ты занимаешься или хочешь заниматься?
Просмотр видео – цирковое представление и «Песенки о
цирке». Беседа: «Любите ли вы цирк?»
Интерактивное задание: Назови цирковую профессию

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

Запашных; семья Кантемировых.
Знаменитый «Уголок Дурова» и его
основатель.
Великий клоун Ю. Никулин. Первая
женщина-укротительница тигров
Ю. Бугримова
30. «Вижу
Землю»

31. 215 лет со
дня рождения
Гоголя

32.
Экологичное
потребление

(соедини фото с названием цирковых профессий).
(Например, воздушный гимнаст, клоун, укротитель,
наездник, жонглёр, акробат) – по выбору.
Работа с иллюстрациями: знакомство с великими
цирковыми семьями и цирковыми артистами. Описание
их цирковой деятельности.
Создадим плакат-аппликацию «Цирк! Цирк! Цирк!»
Книга Ю.А. Гагарина «Вижу Землю».
Видео: пуск корабля-спутника «Восток-1». Обсудим:
Первые впечатления космонавта о
какое слово, сказанное Юрием Алексеевичем во время
наблюдениях голубой планеты «Земля».
взлета, сейчас знает весь мир?
Страницы рассказа Ю.А. Гагарина «Вижу
Читаем, рассматриваем фотографии, обсуждаем страницы
Землю»: детство, участие в семейном
книги Ю.А. Гагарина «Вижу Землю» (детство, первая
труде, тяготы войны, первая профессия,
профессия, желание стать летчиком). Оцениваем качества
желание и стремление стать летчиком.
характера Юрия, которые помогли ему стать настоящим
Первый полет.
летчиком, а потом и космонавтом (ответственность,
Как современный школьник может изучать настойчивость, трудолюбие, мечтательность).
планету Земля?
Виртуальная экскурсия в планетарий
Н.В. Гоголь – великий русский писатель.
Просмотр видео – памятники Н.В. Гоголю в Москве.
Его произведения сатирически освещают
Бесед: «Сравните изображение Гоголя на памятниках.
жизнь общества XIX века. Удивительные
Почему один называют «грустным», а второй «веселым»?
факты писателя: сочинение стихов в 5 лет; Интерактивное задание: работа с иллюстрациями и
загадочность поведения, стеснительность; текстом повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»:
суеверность. Увлечения Гоголя: любовь к
определите, к какому тексту относится иллюстрация.
рукоделию; умение и интерес к
Рассматривание репродукции картины М. Клодта
приготовлению украинских блюд.
«Пушкин у Гоголя».
Знакомство и дружба Гоголя и Пушкина
Беседа: «Чем занимаются герои картины?»
Работа с иллюстрациями: оцените сюжеты иллюстраций,
определите по ним увлечения писателя
Экологичное потребление – как
Просмотр и обсуждение видео (фото) - «Как мусор
использовать природу, чтобы приносить ей становится седьмым континентом Земли». Беседа: вредит
как можно меньше вреда. Что значит –
ли природе «седьмой континент» (мусорное пятно в
жизнь без отходов: отказ от ненужного,
Тихом океане).
продление жизни вещей, повторное
Воображаемая ситуация.
использование, экономия природного
1) Представим, что мальчик
порвал брюки.

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

материала (воды, света)

33. Труд крут!

Труд – основа жизни человека и развития
общества. Любой труд имеет цель,
результат. Качества труженика, которые
определяют успешность его
трудовой деятельности: наличие знанийумений, терпение, старательность,
ответственность, аккуратность и др.

Предложите способы возможного использования этой
вещи.
2) Бабушка наварила огромную кастрюлю каши. Никто
уже не хочет ее есть. Предложите способы, чтобы кашу
не выбрасывать.
Работа с иллюстративным материалом: берегут ли
природу жители этой квартиры?
Обсудим: какие таблички-напоминания можно сделать в
доме, чтобы экономно относиться к воде и электричеству.
Просмотр видео «Ежик – неумейка». Какое качество
ежика помогло ему выбраться из кастрюли?
Просмотр видео «Труд гончара». Беседа: «Легко ли
сделать вазу?»: быстро ли лепится предмет из глины;
почему гончар должен быть внимательным?
Аккуратным? Получится ли красивый предмет, если
спешить, не обращать внимание на неровности,
нарушение пропорций?
Дискуссия: Вспомним Незнайку – героя книги Н. Носова.
Незнайка был таким любознательным! Он пытался играть
на трубе, рисовать, писать стихи, даже управлять
машиной. Почем же у него ничего не получалось?
Интерактивное задание: соединим иллюстрацию
трудового действия с важным условием его успешного
выполнения. Например, приготовить пирог (знать рецепт
его приготовления); убрать квартиру (уметь включать
пылесос); помочь при порезе пальца (уметь обрабатывать
рану)
Обсудим вместе: определим значение пословиц и
поговорок о труде:
«Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться»; «Была
бы охота, заладится всякая работа», «Поспешишь – людей
насмешишь». Обратим внимание на слова, которые очень
важны для работы (знания, умения, усердие, старание,
терпение, желание).

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

34. Урок
памяти

Что такое память человека? Память
начинается с семьи, детства, школы
Что такое память поколений? Страницы
прошлого, которые нельзя забывать.
Преемственность в трудовой
деятельности: декоративно- прикладное
искусство народов России. Трудовые
династии.
Качества
россиянина, которые
переходят из поколения в поколение.

19 мая – День детских общественных
организаций. Что такое
общественная
организация? Чем занимаются
общественная организация (общественное
движение)
«Школа
безопасности», «Зеленая
планета»?
Как мы видим наше участие в
общественном движении детей и
молодежи?
А.С. Пушкин – великий русский поэт.
36. Русский
язык великий и Детство Саши Пушкина – влияние
могучий. К 225- бабушки и няни.
Темы сказок поэта, схожие с народными
летию со дня
35. Будь готов!
Ко дню
общественных
организаций

Встреча с выпускниками школы: что они помнят о своей
школьной жизни?
Эвристическая беседа: что может рассказать семейный
альбом?
Рассказы детей о своем семейном древе.
Просмотр видео: вспомним героические страницы
истории России. Назовем историческое событие и его
влияние на жизнь общества и каждого его члена
Беседа: какое чувство объединяло граждан России, когда
Родине грозила опасность?
Ролевая игра на основе воображаемой ситуации: «мастера
игрушки» описывают игрушку: как называется, для чего
предназначена, из чего сделана, где производится
(например, Хохломская, Городецкая, Дымковская,
Филимоновская, матрешка из Сергиева Посада – по
выбору)
Обсуждение значения поговорки: «Умелец да рукоделец
себе и другим радость приносит»
Работа с иллюстрациями Трудовые династии необычных
профессий. Например, Дуровы, Запашные.
Просмотр видео: поздравление всех школьников с Днем
детских общественных организаций.
Работа с иллюстративным материалом: чем занимаются
общественные организации «Школа безопасности»,
«Зеленая планета».
Интерактивное задание на основе воображаемой
ситуации: если бы мы были членом одной из этих
организаций, чем мы мне хотелось заниматься?
Коллективный диалог: составим поздравление с Днем
общественных организаций
Просмотр видео – А.С. Пушкин «Няне». Беседа: «Какие
строки стихотворения говорят об отношении поэта к
своей няне?
Рассматривание репродукции картины А. Непомнящего

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

https://razgovor.edsoo.
ru/?year=2023

рождения А.С.
Пушкина

сказками.
Народность языка в поэзии А.С. Пушкина,
использование разговорной речи

«Детство Пушкина». Разыгрывание сценки:
Саша: - Еще, нянюшка, еще!
Няня: - Поздно, голубчик Александр Сергеевич, спать
пора… Ну да ладно, слушай еще. У моря-лукоморья стоит
дуб, а на том дубу золотые цепи…
Интерактивное задание: соотнести иллюстрацию к сказке
А.С. Пушкина со строчками из текста сказки.
Чтение по ролям отрывков из сказок А.С. Пушкина:
диалог в сказке


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».