РП Основы функциональной грамотности

Управление образования администрации Горноуральского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 6
Приложение 1.18.
Основной образовательной программы
основного общего образования
утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6
от 31 августа 2023г. № 170-д

Рабочая программа курса «Основы функциональной грамотности»
5-9 классы

Содержание курса

5 класс
Введение. Функциональная грамотность. Предметные области, входящие в предмет.
1. Основы читательской грамотности. Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как
источник информации.
Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).
Что такое вопрос? Виды вопросов. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. Работа со сплошным текстом.
2. Основы математической грамотности
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.
Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о
«мудрецах», o лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия.
Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Размеры объектов окружающего мира (от
элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде
таблиц, диаграмм, графиков.
3. Основы естественнонаучной грамотности
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Устройство динамика. Современные
акустические системы. Шум и его воздействие на человека. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные
индикаторы. Вода. Уникальность воды.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Атмосфера Земли. Уникальность планеты Земля.
Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.
4. Основы финансовой грамотности
Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки? Кто
такие мошенники? Личные деньги. Сколько стоит «своѐ дело»?

6 класс
Введение. Функциональная грамотность. Предметные области, входящие в предмет. Входной контроль
1. Основы читательской грамотности.
Определение основной темы и идеи в эпическом произведении
Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени.
Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. Работа с текстом: как
понимать информацию, содержащуюся в тексте? Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж). Типы задач на грамотность.
Интерпретационные задачи. Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.
2. Основы математической грамотности
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние.
Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые задачи,
решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Инварианты: задачи на четность (чередование,
разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
Графы и их применение в решении задач. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры
на клетчатой бумаге, конструирование.
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности.
3. Основы естественнонаучной грамотности
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы тел.
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового
расширения для измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение.
Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы. Царства живой природы
4. Основы финансовой грамотности
Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги.
Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От
чего это зависит?
Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты.

Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные деньги
7 класс
Введение. Функциональная грамотность. Предметные области, входящие в предмет. Входной контроль
1. Основы читательской грамотности.
Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации. Сопоставление
содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую
информацию с учѐтом цели дальнейшего использования?
Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). Поиск комментариев, подтверждающих
основную мысль текста, предложенного для анализа. Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. Работа с несплошным текстом:
информационные листы и объявления, графики и диаграммы.
2. Основы математической грамотности
Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. Моделирование изменений окружающего
мира с помощью линейной функции. Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Геометрические
задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.
Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. Элементы теории множеств как объединяющее основание многих
направлений математики. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы,
гистограммы. Решение геометрических задач исследовательского характера.
3. Основы естественнонаучной грамотности
Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твѐрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и
твѐрдых телах. Механическое движение. Инерция Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. Деформация тел. Виды деформации. Усталость
материалов. Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения.
Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование подводных
дронов. Растения. Генная модификация растений. Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых. Внешнее и внутреннее строение
рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы. Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц.
Перелетные птицы. Сезонная миграция.
4. Основы финансовой грамотности

Что такое налоги и почему мы их должны платить? Виды налогов. Подоходный налог.
Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. Что такое государственный бюджет? На что расходуются
налоговые сборы? Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всѐ
про кредит. Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане.
8 класс
Введение. Функциональная грамотность. Предметные области, входящие в предмет. Входной контроль
1. Основы читательской грамотности.
Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. Сопоставление
содержания текстов официально делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию из текста в
изменѐнной ситуации? Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) Поиск ошибок в
предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры
(рубежная аттестация).
2. Основы математической грамотности
Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Вычисление расстояний на местности
в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы
решения. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное
расположение, равенство. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. Интерпретация трѐхмерных
изображений, построение фигур.
Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. Решение типичных математических задач,
требующих прохождения этапа моделирования.
3. Основы естественнонаучной грамотности
Занимательное электричество. Магнетизм и электромагнетизм. Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски при
строительстве гидроэлектростанций.
Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы. Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность.
Системы жизнедеятельности человека.
4. Основы финансовой грамотности

Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Бизнес и его формы.
Риски предпринимательства. Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес. Бизнес подростков и идеи. Молодые
предприниматели. Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски, связанные с ними.
9 класс
Введение. Функциональная грамотность. Предметные области, входящие в предмет. Входной контроль
1. Основы читательской грамотности.
Формирование читательских умений с опорой на текст и вне текстовые знания. Электронный текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Работа с текстом: как критически оценивать степень
достоверности содержащейся в тексте информации? Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). Составление
плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом.
Составные тексты.
2. Основы математической грамотности
Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные
вопросы. Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. Задачи с лишними данными.
Решение типичных задач через систему линейных уравнений. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными
представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. Решение стереометрических задач.
Вероятностные, статистические явления и зависимости.
3. Основы естественнонаучной грамотности
На сцену выходит уран. Радиоактивность. Искусственная радиоактивность. Изменения состояния веществ. Физические явления и
химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений. Закономерности изменчивости: модификационная и
мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Потоки вещества и энергии в экосистеме.
Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы.
Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.
4. Основы финансовой грамотности

Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика. Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и
брокеры. Фондовые индексы. Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими. Инвестиционное профилирование.
Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов. Участники страхового рынка. Страхование
для физических лиц. Государственное и негосударственное пенсионное страхование. Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым
посредником.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные и предметные
Читательская
5 класс
Уровень узнавания и
понимания

находит и извлекает
информацию из различных
текстов

6 класс
Уровень понимания и
применения

Применяет извлеченную из
текста информацию для
решения разного рода
проблем
анализирует и
интегрирует
информацию,
полученную из
текста
Оценивает форму и
содержание
текста в рамках
предметного
содержания

7 класс
Уровень анализа и
синтеза
8 класс
Уровень оценки
(рефлексии)
в рамках
предметного
содержания
9 класс
Уровень оценки
(рефлексии) в рамках
метапредметного
содержания

Оценивает форму и
содержание текста в
рамках метапредметного
содержания

Грамотность
Естественнонаучная
находит и извлекает
находит и извлекает
математическую
информацию о
информацию в различном
естественнонаучных явлениях
контексте
в различном контексте
Применяет математические объясняет и описывает
знания для решения
естественнонаучные явления
разного рода проблем
на основе имеющихся
научных знаний
формулирует
распознает и исследует личные,
математическую
местные, национальные,
проблему на основе
глобальные естественнонаучные
анализа ситуации
проблемы в различном
контексте
интерпретирует и
интерпретирует и
оценивает математические оценивает личные, местные,
данные в контексте лично
национальные, глобальные
значимой ситуации
естественнонаучные
проблемы в различном
контекстеврамках
предметного содержания
интерпретирует и
интерпретирует и
оценивает
оценивает, делает выводы и
математические
строит прогнозы о личных,
результаты в контексте
местных, национальных,
национальной или
глобальных естественнонаучных
Математическая

Финансовая
находит и извлекает
финансовую информацию в
различном контексте
Применяет финансовые
знания для решения разного
рода проблем
Анализирует информацию в
финансовом контексте

Оценивает финансовые
проблемы в различном
контексте

Оценивает финансовые
проблемы, делает выводы,
строит прогнозы,
предлагает пути решения

глобальной ситуации

проблемах в различном
контексте в рамках
метапредметного содержания

Личностные
Читательская
5-9 классы

Оценивает содержание
прочитанного с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей; формулирует
собственную позицию по
отношению к
прочитанному

Грамотность
Естественнонаучная
Объясняет гражданскую
Объясняет гражданскую
позицию в конкретных
позицию в конкретных
ситуациях общественной
ситуациях общественной
жизни на основе
жизни на основе
математических знаний с
естественнонаучных знаний с
позиции норм морали и
позиции норм морали и
общечеловеческих
общечеловеческих ценностей
ценностей
Математическая

Финансовая
Оценивает финансовые
действия в конкретных
ситуациях с позиции норм
морали и общечеловеческих
ценностей, прав и
обязанностей гражданина
страны

№
1
2
3
4
5
6
7
8

№
1
2
3
4
5
6
7
8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
Модуль «Основы читательской грамотности»
5 класс
Тема занятия

Всего часов

Определение основной темы в фольклорномпроизведении. Пословицы, поговорки какисточник
информации.
Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).
Что такое вопрос? Виды вопросов.
Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.
Работа со сплошным текстом.
Обобщение по модулю
Итого

1

Модуль «Основы читательской грамотности»
6 класс

Тема занятия
Определение основной темы и идеи в эпическомпроизведении
Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени.
Сопоставлениесодержания
художественныхтекстов.
Определение
вхудожественных текстах.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?
Типы текстов: текст-повествование (рассказ,отчет, репортаж)
Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи.
Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.
Обобщение по модулю
Итого

авторской

позиции

1
1
1
1
1
1
1
8

Всего часов
1
1
1
1
1
1
1
1
8

№
1
2
3
4
5
6
7
8

Модуль «Основы читательской грамотности»
7 класс
Тема занятия

Всего часов

Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический тексткак источник
информации.
Сопоставление содержания текстовпублицистического стиля. Общественнаяситуация в текстах.
Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учѐтом цели
дальнейшего использования?
Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение).
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного дляанализа.
Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.
Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графикии диаграммы.
Обобщение по модулю
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
8

Модуль «Основы читательской грамотности»
8 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема занятия
Определение основной темы и идеи в
драматическом произведении. Учебный текст какисточник информации.
Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые
ситуации в текстах.
Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменѐнной ситуации?
Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы)
Поиск ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на грамотность. Информационныезадачи.
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация).
Обобщение по модулю
Итого

Всего часов
(в неделю 1 ч)
1
1
1
1
1
1
1
1
8

Модуль «Основы читательской грамотности»
9 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема занятия
Формирование читательских умений с опорой натекст и внетекстовые знания. Электронный
тексткак источник информации.
Сопоставление содержания текстов научногостиля. Образовательные ситуации в текстах.
Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в
текстеинформации?
Типы текстов: текст-аргументация
(комментарий, научное обоснование).
Составление плана на основе исходного текста.
Типы задач на грамотность. Аналитические(конструирующие) задачи.
Работа со смешанным текстом.
Составные тексты (рубежная аттестация).
Обобщение по модулю
Итого

Всего часов
1
1
1
1
1
1
1
1
8

№
1
2
3
4
5
6
7
8

№
1
2
3
4
5
6
7
8

Модуль «Основы математической грамотности»
5 класс

Тема занятия
Применение чисел и действий над ними. Счет идесятичная система счисления.
Сюжетные задачи, решаемые с конца.
Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия.Задачи на
разрезание и перекраивание.Разбиение объекта на части и составлениемодели.
Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность
процессов окружающего мира
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Обобщение по модулю
Итого

Модуль «Основы математической грамотности»
6 класс

Всего часов
1
1
1
1
1
1
1
1
8

Тема занятия

Всего часов

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние.
Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений длярешения
проблем.
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция,движение,
работа.
Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары).
Логические задачи, решаемые с помощьютаблиц.
Графы и их применение в решении задач.
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические
фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы,
вычисление вероятности. Обобщение по модулю
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
8

Модуль «Основы математической грамотности»
7 класс
№

Тема занятия

Всего часов

1
2
3
4

Арифметические и алгебраические выражения:свойства операций и принятых соглашений.
Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции.
Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу.
Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в
ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.
Решение задач на вероятность событий в реальной жизни.
Элементы теории множеств как объединяющееоснование многих направлений математики.
Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые
илинейные диаграммы, гистограммы.
Решение геометрических задач исследовательского характера. Обобщение по модулю
Итого

1
1
1
1

5
6
7
8

1
1
1
1
8

Модуль «Основы математической грамотности»
8 класс
№

Тема занятия

Всего часов

1
2

Работа с информацией, представленной в форметаблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.
Вычисление расстояний на местности в
стандартных ситуациях и применение формул
вповседневной жизни.
Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения.
Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между
сторонами треугольника), относительное расположение, равенство.
Математическое описание зависимости междупеременными в различных процессах.
Интерпретация трѐхмерных изображений, построение фигур.
Определение ошибки измерения, определениешансов наступления того или иного события.
Решение типичных математических задач,
требующих прохождения этапа моделирования.
Обобщение по модулю
Итого

1
1

3
4
5
6
7
8
8

1
1
1
1
1
1
1
8

Модуль «Основы математической грамотности»
9 класс
№

Тема занятия

Всего часов

1
2

Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы.
Представление данных в виде диаграмм.
Простые и сложные вопросы.
Построение мультипликативной модели с тремясоставляющими.
Задачи с лишними данными.
Решение типичных задач через систему линейных уравнений.
Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениямичисел,
изяществом вычислений, вычислениями вуме, оценкой разумности результатов.
Решение стереометрических задач.
Вероятностные, статистические явления и зависимости. Обобщение по модулю
Итого

1
1

3
4
5
6
7
8

1
1
1
1
1
1
8

Модуль: «Основы финансовой грамотности»
5 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема занятия
Как появились деньги? Что могут деньги?
Деньги в разных странах
Деньги настоящие и ненастоящие
Как разумно делать покупки?
Кто такие мошенники?
Личные деньги
Сколько стоит «своѐ дело»?
Обобщение по модулю
Итого

Всего часов
1
1
1
1
1
1
1
1
8

Модуль: «Основы финансовой грамотности»
6 класс
№
1

2
3
4
5
6
7
8

Тема занятия
Удивительные факты и истории о деньгах.
Нумизматика. «Сувенирные» деньги.
Фальшивые деньги: история и современность.
Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата.
Почему у всех она разная? Отчего это зависит?
Собственность и доходы от нее. Арендная плата,проценты, прибыль, дивиденды.
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться?
Личные деньги
Обобщение по модулю
Итого

Всего часов
1

1
1
1
1
1
1
8

Модуль: «Основы финансовой грамотности»
7 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема занятия
Что такое налоги и почему мы их должны платить?
Виды налогов. Подоходный налог.
Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы.
Что такое государственный бюджет? На чторасходуются налоговые сборы?
Виды социальных пособий. Если человек потерял работу.
История возникновения банков. Как накопить,чтобы купить? Всѐ про кредит.
Вклады: как сохранить и приумножить?
Пластиковая карта – твой безопасный Банк вкармане.
Обобщение по модулю
Итого

Всего часов
1
1
1
1
1
1
1
8

Модуль: «Основы финансовой грамотности»
8 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема занятия
Потребление или инвестиции? Активы в трехизмерениях.
Как сберечь личный капитал? Модель трехкапиталов.
Бизнес и его формы.
Рискипредпринимательства.
Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес.
Бизнес подростков и идеи.
Молодые
предприниматели.
Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними.
Обобщение по модулю
Итого

Всего часов
1
1
1
1
1

1
1
8

Модуль: «Основы финансовой грамотности»
9 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема занятия
Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика.
Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые
индексы.
Паевые инвестиционные фонды. Риски и
управление ими.
Инвестиционное профилирование.
Формирование инвестиционного портфеля и егопересмотр. Типичные ошибки инвесторов.
Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц.
Государственное и негосударственное
пенсионное страхование.
Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым посредником.
Обобщение по модулю
Итого

Всего часов
1
1
1
1
1
1
1
1
8

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
5 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема занятия
Звуковые явления. Звуки живой и неживой
природы. Слышимые и неслышимые звуки.
Устройство динамика. Современные
акустические системы. Шум и его воздействие начеловека.
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы.
Вода. Уникальность воды
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство сминералами, горной породой и рудой.
Атмосфера Земли.
Уникальность планеты Земля. Условия для
существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.
Обобщение по модулю
Итого

Всего часов
1
1
1
1
1
1
1
1
8

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
6 класс
№

Тема занятия

1
2
3

Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы тел.
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома.
Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для
измерения температуры.
Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение.
Представления о Вселенной. Модель Вселенной.
Модель солнечной системы.
Царства живой природы
Обобщение по модулю
Итого

4
5
6
7
8

Всего часов
(в неделю 2 ч)
1
1
1
1
1
1
1
1
8

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
7 класс
№

Тема занятия

Всего часов

1

Почему все тела нам кажутся сплошными:
молекулярное строение твѐрдых тел, жидкостей игазов. Диффузия в газах, жидкостях и
твѐрдыхтелах.
Механическое движение. Инерция. Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.
Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов.
Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение,
цунами,объяснение их происхождения.
Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной
сферы.Исследование океана. Использование подводных дронов.
Растения.
Генная
модификация
растений.
Внешнее
строение
дождевого
червя,
моллюсков,насекомых.
Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их
многообразие. Пресноводные и морские рыбы.
Внешнее и внутреннее строение птицы.
Эволюция птиц. Многообразие птиц.
Перелетные птицы. Сезонная миграция.
Итого

1

2
3
4
5
6
7
8

1
1
1
1
1
1
1

8

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
8 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема занятия
Занимательное электричество.
Магнетизм и электромагнетизм.
Строительство плотин. Гидроэлектростанции.
Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций.
Нетрадиционные виды энергетики,
объединенные энергосистемы.
Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность.
Системы жизнедеятельности человека.
Обобщение по модулю
Итого

Всего часов
1
1
1
1
1
1
1
8

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
9 класс
№

Тема занятия

Всего часов

1
2
3
4

На сцену выходит уран. Радиоактивность.
Искусственная радиоактивность.
Изменения состояния веществ.
Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических
явлений.
Закономерности изменчивости:
модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных
и микроорганизмов.
Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера.
Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы.
Антропогенное воздействие на биосферу.
Основы рационального природопользования.
Обобщение по модулю
Итого

1
1
1
1

5

6
7
8

1

1
1
1
8

№

Тема занятия

1
2

Годовая контрольная работа
Анализ годовой работы
ИТОГО ЗА ГОД

Всего часов
5 класс
1
1
34

Всего часов
6 класс
1
1
34

Всего часов
7 класс
1
1
34

Всего часов
8 класс
1
1
34

Всего часов
9 класс
1
1
34

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».