Управление образования администрации Горноуральского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Приложение 1.25. Основной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6 от 31.08.2020г. № 14/1-д Рабочая программа элективного курса «Итоговый проект» 10-11 класс 1. Планируемые результаты изучения учебного курса: Личностные: российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Метапредметные Регулятивные самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные давать определения понятиям: проблема, позиция, проект, проектирование, исследование, конструирование, планирование, технология, ресурс проекта, риски проекта, техносфера, гипотеза, предмет и объект исследования, метод исследования, экспертное знание; раскрывать этапы цикла проекта; самостоятельно применять приобретѐнные знания в проектной деятельности при решении различных задач с использованием знаний одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; владеть методами поиска, анализа и использования научной информации; публично излагать результаты проектной работы. 2. Содержание курса Содержание курса объединено в три образовательных блока: «Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности», «Виды сбора информации для написания исследовательской работы», «Виды и формы презентации исследовательских работ учащихся». Тема 1. Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности» Объяснение целей и задач курса. Формирование групп по интересам. Понятие проектной и исследовательской деятельности. Их сходства, различия и составные компоненты. Типология проектов (на основе классификации Е.С. Полат): -по характеру доминирующей деятельности (исследовательские, творческие, ролевые-игровые, информационные, практикоориентированные); - по предметно-содержательной области (монопредметные, межпредметные, надпредметные); - по количеству участников; - по продолжительности выполнения Структура исследовательских проектов: проблема, тема, актуальность, цель, гипотеза, задачи, литературный обзор, методика исследования, результаты исследования, новизна, выводы, значимость Что подразумевается под проблемой, темой и актуальностью. Требования к теме исследования. Обоснование актуальности выбора темы: наличие всеобщей актуальности (из литературы; частной актуальности (для области, района, поселка); конкретной актуальности (для школы, класса и самого исследователя) Определение индивидуальных проблем исследования, формирование пар и групп учащихся в соответствии с изучаемой ими проблемой. Формулировка индивидуальных проблем, тем исследований и определение актуальности. Определение ошибок в постановке проблем или формулировке тем. Объект и предмет исследования Выделение учащимися объекта и предмета в своей исследовательской работе Цель, гипотеза. Основные требования к цели и гипотезе. Основные ошибки, допускаемые при формулировке цели и гипотезы. Работа учащихся по формулировке цели и выдвижению гипотезы к выбранной ими теме исследовательской работы. Понятие «методы исследования». Виды методов исследования: теоретические, эмпирические. Основные направления в проведении исследования: историческое, социальное, технологическое, экспериментальное и т.д. Индивидуальная и парная работа. Основные направления в проведении исследования: историческое, социальное, технологическое, экспериментальное и т.д. Тема 2. Виды сбора информации для написания исследовательской работы Информационные источники: литература, Интернет, социальный опрос. Положительные и отрицательные стороны данных источников информации. Как работать со справочной литературой. Выбор нужных книг для проведения исследования. Отбор и сжатие необходимой информации. Оформление цитат и списка используемой литературы при написании рефератов. Поиск и отбор необходимой информации в Интернете. Правила оформления цитат из интернет-ресурсов. Составление анкет. Сбор информации у учащихся школы методом анкетирования. Эксперимент как один из методов исследования. Правила постановки эксперимента. Подбор опытов для проведения исследовательской работы. Проведение учащимися предложенных ими опытов. Виды систематизации полученных данных: диаграммы, графики, схемы, рисунки. Формулировка выводов из полученных результатов. Оформление результатов: презентации, газеты, буклеты, рефераты, доклады с использованием таблиц, диаграмм, графиков, схем, рисунков. Тема 3. Виды и формы презентации исследовательских работ учащихся Постановка новых проблем исследования. Разбор ошибок, допускаемых учащимися при написании исследовательских работ. Требования к оформлению исследовательской работы: титульный лист, текст, цитаты, выводы, литература, приложения. Обсуждение вариантов презентации исследовательской работы: стендовый доклад, газета, презентация, выступление на НПК, детская творческая продукция и.т.д. Требования к оформлению доклада. Составление текста выступления. Усвоение требований к составлению компьютерной презентации. Индивидуальная и парная работа в составлении компьютерной презентации. Подбор материалов для слайдов. Индивидуальная и парная работа в составлении компьютерной презентации. Подбор материалов для слайдов. Буклет как форма презентации исследовательской работы. Правила составления буклета. Школьная газета как способ демонстрации результатов исследования. Отбор материала для газеты. Оформление материала данным способом. Обобщение и рецензирование проектов учащихся. Защита исследовательских и проектных работ учащимися. 3.Тематическое планирование № 10 класс 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 31-32 33-34 11 класс 1-2 3-4 5-6 Тема занятий Колво часов Понятие проектной и исследовательской деятельности. Их сходства и различия. Типология проектов. Структура и логика исследовательских проектов Определение проблемы и темы, актуальность исследования Требования к постановке проблемы в исследовательской работе Формулирование проблем и тем исследования Что представляют собой предмет и объект исследования Выделение объекта и предмета в своей исследовательской работе Основные требования к постановке цели и формулировке гипотезы Учимся формулировать цель и выдвигать гипотезу Выбор и обоснование методов для осуществления исследовательской деятельности Планирование исследования и его проведение Планирование исследования и его основные направления Информационные источники: литература, Интернет, социальный опрос Как работать со справочной литературой. Правила оформления цитат и списка используемой литературы при написании рефератов. Поиск и отбор необходимой информации в Интернете. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Эксперимент в исследовательской работе. Эксперимент в исследовательской работе. Сбор, систематизация и анализ полученных данных, корректировка результатов исследования. 2 2 2 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24-25 26-27-28 29-30 31-32-3334 Варианты оформления результатов, их презентации Выдвижение новых проблем исследования Ошибки, допускаемые учащимися при написании исследовательских работ. Требования к оформлению исследовательской работы. Варианты презентации исследовательской работы. Требования к оформлению доклада. Составление текста выступления. Требования к составлению компьютерной презентации. Составление компьютерной презентации учащимися по исследуемой теме. Разработка буклета Подготовка школьной газеты по выбранной теме. Обобщение и рецензирование проектов учащихся. Итоговое занятие «Мое творение» 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 2 5 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)