Аннотация ЛИТЕРАТУРА

Аннотация к рабочей программе по литературе
(Приложение к ООП СОО 1.2.)
Рабочая программа по литературе на базовом уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
07.06.2012 г., рег. номер — 24480), с учѐтом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как
занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания
и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом
культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах,
которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так
и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования в 10–11 классах составляют чтение и изучение выдающихся произведений отечественной
и зарубежной литературы второй половины ХIХ – начала ХХI века с целью формирования целостного восприятия и понимания художественного
произведения, умения его анализировать и интерпретировать в соответствии с возрастными особенностями старшеклассников, их литературным
развитием, жизненным и читательским опытом.
Литературное образование в средней школе преемственно по отношению к курсу литературы в основной школе. Происходит углубление
межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует формированию художественного
вкуса и эстетического отношения к окружающему миру.
В рабочей программе учебного предмета «Литература» учтены этапы российского историко-литературного процесса второй половины ХIХ –
начала ХХI века, представлены разделы, включающие произведения литератур народов России и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся указаны при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение
планируемых результатов обучения литературе.

В рабочей программе на базовом уровне определена группа планируемых предметных результатов, достижение которых обеспечивается
в отношении всех обучающихся. Планируемые предметные результаты на углублѐнном уровне реализуются в отношении наиболее мотивированных
и способных обучающихся, выбравших данный уровень изучения предмета.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в средней школе состоят:
в сформированности чувства причастности к отечественным культурным традициям, лежащим в основе исторической преемственности
поколений, и уважительного отношения к другим культурам;
в развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких этических идеалов;
в осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры и взаимосвязей между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности.
Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и устойчивого интереса к чтению как средству приобщения к российскому
литературному наследию и сокровищам отечественной и зарубежной культуры, базируется на знании содержания произведений, осмыслении
поставленных в литературе проблем, понимании коммуникативно-эстетических возможностей языка художественных текстов и способствует
совершенствованию устной и письменной речи обучающихся на примере лучших литературных образцов. Достижение указанных целей возможно при
комплексном решении учебных и воспитательных задач, стоящих перед старшей школой и сформулированных в ФГОС СОО.
Задачи, связанные с формированием чувства причастности к отечественным традициям и осознанием исторической преемственности поколений,
включением в языковое пространство русской культуры, воспитанием ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры, состоят
в приобщении старшеклассников к лучшим образцам русской и зарубежной литературы второй половины ХIХ – начала ХХI века, воспитании уважения
к отечественной классической литературе как социокультурному и эстетическому феномену, освоении в ходе изучения литературы духовного опыта
человечества, этико-нравственных, философско-мировоззренческих, социально-бытовых, культурных традиций и ценностей.
Задачи, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и других культур, уважительного
отношения к ним, приобщением к российскому литературному наследию и через него – к традиционным ценностям и сокровищам отечественной
и мировой культуры, ориентированы на воспитание и развитие потребности в чтении художественных произведений, знание содержания и осмысление
ключевых проблем произведений русской, мировой классической и современной литературы, в том числе литератур народов России, а также на
формирование потребности в досуговом чтении и умение составлять программы собственной читательской деятельности, участвовать во внеурочных
мероприятиях, содействующих повышению интереса к литературе, чтению, образованию, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием читательских качеств и овладением современными читательскими практиками, культурой восприятия
и понимания литературных текстов, самостоятельного истолкования прочитанного, направлены на развитие умений анализа и интерпретации

литературного произведения как художественного целого с учѐтом историко-литературной обусловленности, культурного контекста и связей
с современностью с использованием теоретико-литературных знаний и представления об историко-литературном процессе. Кроме того, эти задачи
связаны с развитием представления о специфике литературы как вида искусства и умением сопоставлять произведения русской и мировой литературы
и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств, с выявлением взаимообусловленности элементов формы и содержания
литературного произведения, а также образов, тем, идей, проблем, способствующих осмыслению художественной картины жизни, созданной автором
в литературном произведении, и авторской позиции.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка и реализацией их в учебной деятельности
и в дальнейшей жизни, направлены на расширение представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в литературных
текстах, овладение разными способами информационной переработки текстов с использованием важнейших литературных ресурсов, в том числе в сети
Интернет.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение литературы в 10–11 классах среднего общего образования на базовом уровне в учебном плане отводится 204 часа: в 10 классе - 102
часа (3 часа в неделю), в 11 классе - 102 часа (3 часа в неделю).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».