Управление образования администрации Горноуральского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 6 Приложение 1.7. Основной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6 от 31 августа 2023г. № 170-д Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этике, Предметная область: Основы религиозных культур и светской этики 1-4 классы СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ (УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА) «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Модуль «Основы православной культуры» Россия — наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане? Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники Христианская семья и еѐ ценности Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «Основы исламской культуры» Россия — наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят мусульмане? Добро и зло в исламкой традиции. Нравственные основы ислама. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «Основы буддийской культуры» Россия — наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и бодхисатвы. Семья в буддийской культуре и еѐ ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «Основы иудейской культуры» Россия — наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и еѐ устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Еврейский календарь: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «Основы религиозных культур народов России» Россия — наша Родина. Культура и религия. Религиозная культура народов России. Мировые религии и иудаизм. Их основатели Священные книги христианства, ислама, иудаизма, буддизма. Хранители предания в религиях. Человек в религиозных традициях народов России. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религия и мораль. Нравственные заповеди христианства, ислама, иудаизма, буддизма. Обычаи и обряды. Праздники и календари в религиях. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «Основы светской этики» Россия — наша Родина. Этика и еѐ значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах разных народов России. Государство и мораль гражданина, основной закон (Конституция) в государстве как источник российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Семейные ценности и этика семейных отношений. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: —понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину; —формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; —понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни; —понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; —осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии; —строить своѐ общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму; —соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания; —строить своѐ поведение с учѐтом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь; —понимать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной культуре, стремиться анализировать своѐ по ведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; —понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: —овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; —формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учѐта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; —совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное ис пользование речевых средств и средств информационно коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; —совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; —овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; —овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; —формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; —совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути еѐ достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Универсальные учебные действия Познавательные УУД: —ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного); —использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление); —применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала; —признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства; —выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы Работа с информацией: —воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчѐркивать еѐ принадлежность к определѐнной религии и/или к гражданской этике; —использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео); —находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа); —анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать еѐ объективность и правильность Коммуникативные УУД: —использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета; —соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своѐ мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учѐтом особенностей участников общения; —создавать небольшие тексты описания, тексты рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственноэтических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике Регулятивные УУД: —проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения; —проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении; —анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности); —выражать своѐ отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла; —проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета Совместная деятельность: —выбирать партнѐра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать; —владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты; —готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Модуль «Основы православной культуры» Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося: —выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения чело веком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; —выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; —выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; —рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; —раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции; —первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики; —раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о БогеТроице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви; —рассказывать о Священном Писании Церкви — Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции; —рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями; —рассказывать о православных праздниках (не менее трѐх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста; —раскрывать основное содержание норм отношений в право славной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сѐстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей; —распознавать христианскую символику, объяснять своими словами еѐ смысл (православный крест) и значение в право славной культуре; —рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами; —излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; —первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению еѐ результатов; —приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести; —выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; —называть традиционные религии в России (не менее трѐх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; —выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовнонравственной культуре, традиции Модуль «Основы исламской культуры» Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы исламской культуры» должны отражать сформированность умений: —выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; —выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; —выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовнонравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; —рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности —раскрывать основное содержание нравственных категорий в исламской культуре, традиции (вера, искренность, милосердие, ответственность, справедливость, честность, великодушие, скромность, верность, терпение, выдержка, достойное поведение, стремление к знаниям); —первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций исламской этики; —раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в исламской культуре, единобожии, вере и еѐ основах; —рассказывать о Священном Коране и сунне — примерах из жизни пророка Мухаммада; о праведных предках, о ритуальной практике в исламе (намаз, хадж, пост, закят, дуа,зикр); —рассказывать о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб), нормах поведения в мечети, общения с верующими и служителями ислама; —рассказывать о праздниках в исламе (Уразабайрам, Кур банбайрам, Маулид); —раскрывать основное содержание норм отношений в исламской семье, обязанностей и ответственности членов семьи; норм отношений детей к отцу, матери, братьям и сѐстрам, старшим по возрасту, предкам; норм отношений с дальними родственниками, соседями; исламских семейных ценностей; —распознавать исламскую символику, объяснять своими словами еѐ смысл и охарактеризовать назначение исламского орнамента; —рассказывать о художественной культуре в исламской традиции, религиозных напевах, каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде; —излагать основные исторические сведения о возникновении исламской религиозной традиции в России, своими слова ми объяснять роль ислама в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; —первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исламского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (мечети, медресе, памятные и святые места), оформлению и представлению еѐ результатов; —приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; —выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; —называть традиционные религии в России (не менее трѐх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; —выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в исламской духовно нравственной культуре, традиции Модуль «Основы буддийской культуры» Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы буддийской культуры» должны отражать сформированность умений: —выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; —выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; —выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; —рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; —раскрывать основное содержание нравственных категорий в буддийской культуре, традиции (сострадание, милосердие, любовь, ответственность, благие и неблагие деяния, освобождение, борьба с неведением, уверенность в себе, постоянство перемен, внимательность); основных идей (учения) Будды о сущности человеческой жизни, цикличности и значения сансары; понимание личности как совокупности всех поступков; значение понятий «правильное воззрение» и «правильное действие»; —первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций буддийской этики; —раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в буддийской культуре, учении о Будде (буддах), бодхисаттвах, Вселенной, человеке, обществе, сангхе, сансаре и нирване; понимание ценности любой формы жизни как связанной с ценностью человеческой жизни и бытия; —рассказывать о буддийских писаниях, ламах, службах; смысле принятия, восьмеричном пути и карме; —рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма, нормах поведения в храме, общения с мирскими по следователями и ламами; —рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе; —раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сѐстрам, старшим по возрасту, предкам; буддийских семейных ценностей; —распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами еѐ смысл и значение в буддийской культуре; —рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции; —излагать основные исторические сведения о возникновении буддийской религиозной традиции в истории и в России, своими словами объяснять роль буддизма в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; —первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению буддийского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению еѐ результатов; —приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести; —выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; —называть традиционные религии в России (не менее трѐх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; —выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в буддийской духовнонравственной культуре, традиции Модуль «Основы иудейской культуры» Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы иудейской культуры» должны отражать сформированность умений: —выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; —выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; —выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; —рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; —раскрывать основное содержание нравственных категорий в иудейской культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, исполнение заповедей, борьба с грехом и спасение), основное содержание и место заповедей (прежде всего, Десяти заповедей) в жизни человека; объяснять «золотое пра вило нравственности» в иудейской религиозной традиции; —первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций иудейской этики; —раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в иудаизме, учение о единобожии, об основных принципах иудаизма; —рассказывать о священных текстах иудаизма — Торе и Танахе, о Талмуде, произведениях выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях, молитвах; —рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, нормах поведения в синагоге, общения с мирянами и раввинами; —рассказывать об иудейских праздниках (не менее четырѐх, включая РошаШана, ЙомКиппур, Суккот, Песах), постах, назначении поста; —раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношений детей к отцу, матери, братьям и сѐстрам, старшим по возрасту, предкам; иудейских традиционных семейных ценностей; —распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами еѐ смысл (магендовид) и значение в еврейской культуре; —рассказывать о художественной культуре в иудейской традиции, каллиграфии, религиозных напевах, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде; —излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма на территории России, своими словами объяснять роль иудаизма в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; —первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению иудейского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (синагоги, кладбища, памятные и святые места), оформлению и представлению еѐ результатов; —приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и вну треннюю установку личности, поступать согласно своей совести; —выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; —называть традиционные религии в России (не менее трѐх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; —выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в иудейской духовно нравственной культуре, традиции Модуль «Основы религиозных культур народов России» Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы религиозных культур народов России» должны отражать сформированность умений: —выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; —выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; —выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовнонравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; —рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми; —раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной культуре народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснять «золотое правило нравственности» в религиозных традициях; —соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами, заповедями в традиционных религиях народов России; —раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об основателях религий; —рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России (Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1—2 примера); —рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов) традиционных религий народов России, основных нормах поведения в храмах, общения с верующими; —рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного праздника каждой традиции); —раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье (православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в традиционных религиях народов России; понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях народов России; —распознавать религиозную символику традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу), объяснять своими словами еѐ значение в религиозной культуре; —рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов России (православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись); главных особенностях религиозного искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки или звуковой среды); —излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в становлении культуры народов России, российского общества, российской государственности; —первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия традиционных религий народов России в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению еѐ результатов; —приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; —выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; —называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; —выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в традиционных религиях народов России Модуль «Основы светской этики» Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность умений: —выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения чело веком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; —выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; —выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; —рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России; —раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»; —высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры; —первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики; —раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды; —рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трѐх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своѐм регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи; —раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей; —распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять еѐ значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан; —рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда; —рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона; —раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России; —объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности; —первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению еѐ результатов; —приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; —выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; —называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; —выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» (34 Ч) №п/п Наименование разделов и Количество тем академических часов, отводимых на освоение каждого раздела и темы Россия — наша Родина 1 1 Культура и религия. 2 2 Введение в православную духовную традицию Во что верят 3 4 православные христиане Добро и зло в 4 4 православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему Отношение к труду. Долг 5 2 и ответственность Милосердие и 6 2 сострадание Православие в России 7 5 Православный храм и 8 3 другие святыни Символический язык 9 6 православной культуры: христианское Электронные (цифровые) образовательные ресурсы являющиеся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов) ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики [Электронный ресурс]. URL: http://orkce.apkpro.ru . Киноуроки в школах России. Всероссийский народный проект [Электронный ресурс] URL: https://kinouroki.ru/ . Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы [Электронный ресурс]. URL: https://mosmetod.ru/ . Российская электронная школа [Электронный ресурс]. URL: https://resh.edu.ru/ Учебно-методическое обеспечение преподавания православной культуры (основ православной культуры) в школе // Православное образование. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации русской православной церкви [Электронный ресурс]. URL: https://pravobraz.ru/ «ОРКСЭ-навигатор» - web-ресурс для осуществления дистанционной информационнометодической поддержки педагогов, реализующих программы духовно-нравственного воспитания обучающихся. [Электронный ресурс]. URL: http://orkse509.blogspot.com/ Ресурсы, которые рекомендуют педагоги лаборатории «Клевер»: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/metodicheskiematerialy/metodicheskij-proekt-chetyre-chetverti-traditsii-obshcheshkolnykh-prazdnikov.html https://drive.google.com/drive/folders/0ByGLUwdPuHCPRk54OTBOWTBKbm8?usp=sharing 10 11 искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники Христианская семья и еѐ ценности Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России ИТОГО 3 2 34 часа https://drive.google.com/drive/folders/1mR0a0Kv4PyOpFeFrn2QkKOu80YW5LSNW?usp=sharing Книги по иконографии https://kinouroki.org/films-Киноуроки (видео на нравственные темы для всех возрастов) https://www.youtube.com/user/TVRadostmoya - подборка хорошего видеоматериала. http://tv-soyuz.ru/Multkalendar - Мультфильмы на каждый православный праздник (в том числе и жития святых). http://antologia.xxc.ru/ Подборка стихотворений русских поэтов по временам года. Каждый том содержит стихи о времени года+стихи о православных праздниках, которые выпадают на выбранное время года. https://drive.google.com/drive/folders/0B93JZnYeVW7ZNTJpQk1nUDVYbzg?usp=sharing Инфоргафика https://drive.google.com/drive/folders/0B93JZnYeVW7ZZUZwLV8yelBnTEU?usp=sharing Журнал «Светлячок» https://drive.google.com/drive/folders/0B93JZnYeVW7ZMzNVenlXMnJXY3M?usp=sharing Литература для обучающихся https://veraifoma.ru/vshkolu - образовательный проект https://sobory.ru/ - каталог храмов https://www.culture.ru/publications/rubric-architecture/tag-khramy - проект культура.рф МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ». 34 ч №п/п Наименование разделов и тем 1 2 Россия — наша Родина Культура и религия. Введение в православную духовную традицию Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции Коран и Сунна Во что верят мусульмане (вера в Аллаха, в ангелов, вера в пророков и посланников, в Божественные писания, в Судный день, в предопределения) Пять столпов исламской веры. Обязанности мусульман Творческие работы учащихся. Доработка творческих работ 3 4 5 6 7 Количество Электронные (цифровые) образовательные ресурсы являющиеся учебно-методическими академических материалами часов, отводимых на (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные освоение каждого библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых раздела и темы образовательных ресурсов) ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики [Электронный ресурс]. URL: 1 3 http://orkce.apkpro.ru . Киноуроки в школах России. Всероссийский народный проект [Электронный ресурс] URL: https://kinouroki.ru/ . Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы 2 [Электронный ресурс]. URL: https://mosmetod.ru/ . Российская электронная школа [Электронный ресурс]. URL: https://resh.edu.ru/ «ОРКСЭ-навигатор» - web-ресурс для осуществления дистанционной информационнометодической поддержки педагогов, реализующих программы духовно-нравственного 2 воспитания обучающихся. [Электронный ресурс]. URL: http://orkse509.blogspot.com/ 4 Журнал «Светлячок» https://drive.google.com/drive/folders/0B93JZnYeVW7ZMzNVenlXMnJXY3M?usp=sharing Литература для обучающихся https://veraifoma.ru/vshkolu - образовательный проект https://www.culture.ru/publications/rubric-architecture/tag-khramy - проект культура.рф 5 2 8 9 10 11 12 учащихся при участии взрослых и друзей История ислама в России Нравственные основы ислама Наука, искусство – достижения исламской культуры. Мечеть Мусумальнское летоисчисление. Праздники ислама Любовь и уважение к Отечеству ИТОГО 1 9 2 1 1 34 часа МОДУЛЬ «ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ». 34 ч №п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Наименование разделов и тем Россия — наша Родина Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию Основатель буддизма — Сиддхартха Гаутама. Будда и его учение Буддийский священный канон Трипитака Буддийская картина мира Добро и зло. Принцип ненасилия Человек в буддийской картине мира Сострадание и милосердие Отношение к природе Буддийские учители Будды и бодхисаттвы Семья в буддийской культуре и еѐ ценности Творческие работы учащихся Обобщающий урок Количество Электронные (цифровые) образовательные ресурсы являющиеся учебно-методическими академическ материалами их часов, (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные отводимых библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых на освоение образовательных ресурсов) каждого раздела и темы ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики [Электронный ресурс]. URL: 1 2 http://orkce.apkpro.ru . Киноуроки в школах России. Всероссийский народный проект [Электронный ресурс] URL: https://kinouroki.ru/ . 4 Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы [Электронный ресурс]. URL: https://mosmetod.ru/ . Российская электронная школа [Электронный ресурс]. URL: https://resh.edu.ru/ 2 «ОРКСЭ-навигатор» - web-ресурс для осуществления дистанционной информационно2 методической поддержки педагогов, реализующих программы духовно-нравственного 2 воспитания обучающихся. [Электронный ресурс]. URL: http://orkse509.blogspot.com/ 1 1 1 1 1 1 1 Журнал «Светлячок» https://drive.google.com/drive/folders/0B93JZnYeVW7ZMzNVenlXMnJXY3M?usp=sharing Литература для обучающихся https://veraifoma.ru/vshkolu - образовательный проект https://www.culture.ru/publications/rubric-architecture/tag-khramy - проект культура.рф 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Буддизм в России Путь духовного совершенствования Буддийское учение о добродетелях Буддийские символы Буддийские ритуалы и обряды Буддийские святыни Буддийские священные сооружения Буддийский храм Буддийский календарь Буддийские праздники Искусство в буддийской культуре Любовь и уважение к Отечеству ИТОГО 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 часа МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ». 34 Ч. №п/п Наименование разделов и тем 1 2 Россия — наша Родина Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и Количество Электронные (цифровые) образовательные ресурсы являющиеся учебно-методическими академических материалами часов, отводимых на (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные освоение каждого библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых раздела и темы образовательных ресурсов) ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики [Электронный ресурс]. URL: 1 2 http://orkce.apkpro.ru . Киноуроки в школах России. Всероссийский народный проект [Электронный ресурс] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 религия Тора — главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля» Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма Патриархи еврейского народа: от Авраама до Моше. Дарование Торы на горе Синай Пророки и праведники в иудейской культуре Храм в жизни иудеев Назначение синагоги и еѐ устройство Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал Молитвы и благословения в иудаизме Добро и зло Творческие работы учащихся Иудаизм в России Основные принципы иудаизма Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь 2 1 4 2 1 1 1 1 1 2 1 2 1 URL: https://kinouroki.ru/ . Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы [Электронный ресурс]. URL: https://mosmetod.ru/ . Российская электронная школа [Электронный ресурс]. URL: https://resh.edu.ru/ «ОРКСЭ-навигатор» - web-ресурс для осуществления дистанционной информационнометодической поддержки педагогов, реализующих программы духовно-нравственного воспитания обучающихся. [Электронный ресурс]. URL: http://orkse509.blogspot.com/ Журнал «Светлячок» https://drive.google.com/drive/folders/0B93JZnYeVW7ZMzNVenlXMnJXY3M?usp=sharing Литература для обучающихся https://veraifoma.ru/vshkolu - образовательный проект https://www.culture.ru/publications/rubric-architecture/tag-khramy - проект культура.рф 16 17 18 19 20 21 22 23 Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей Еврейский дом — еврейский мир: знакомство с историей и традицией Еврейский календарь Еврейские праздники: их история и традиции Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа Любовь и уважение к отечеству Творческие работы учащихся ИТОГО 1 1 1 1 2 2 1 2 34 часа МОДУЛЬ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» 34 ч №п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Наименование разделов и тем Россия — наша Родина Культура и религия. Возникновение религий. Мировые религии и иудаизм. Основатели религий мира. Священные книги христианства, ислама, иудаизма и буддизма Хранители предания в религиях мира Добро и зло Человек в религиозных традициях народов России Священные сооружения Искусство в религиозной культуре Творческие работы учащихся Религиозная культура народов Количество академических часов, отводимых на освоение каждого раздела и темы 1 4 2 2 2 2 2 2 2 2 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы являющиеся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов) ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики [Электронный ресурс]. URL: http://orkce.apkpro.ru . Киноуроки в школах России. Всероссийский народный проект [Электронный ресурс] URL: https://kinouroki.ru/ . Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы [Электронный ресурс]. URL: https://mosmetod.ru/ . Российская электронная школа [Электронный ресурс]. URL: https://resh.edu.ru/ «ОРКСЭ-навигатор» - web-ресурс для осуществления дистанционной информационнометодической поддержки педагогов, реализующих программы духовно-нравственного воспитания обучающихся. [Электронный ресурс]. URL: http://orkse509.blogspot.com/ Журнал «Светлячок» https://drive.google.com/drive/folders/0B93JZnYeVW7ZMzNVenlXMnJXY3M?usp=sharing Литература для обучающихся https://veraifoma.ru/vshkolu - образовательный проект https://www.culture.ru/publications/rubric-architecture/tag-khramy - проект культура.рф 11 12 13 14 15 16 17 18 России Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Праздники и календари Религия и мораль. Нравственные заповеди в христианстве, исламе, буддизме и иудаизме Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь Семья и семейные ценности Долг, свобода, ответственность, труд Любовь и уважение к Отечеству Обобщающий урок. Подведение итогов ИТОГО 4 2 2 1 1 1 1 1 34 часа МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (34 Ч) №п/п 1 2 3 4 5 6 7 Наименование разделов и тем Россия — наша Родина Этика и еѐ значение в жизни человека. Нормы морали. Нравственные ценности, идеалы, принципы. Государство и мораль гражданина. Основной закон (Конституция) в государстве как источник российской гражданской этики Образцы нравственности в культуре Отечества народов России. Природа и человек Праздники как одна из форм исторической памяти Семейные ценности. Этика семейных отношений Трудовая мораль. Количество академических часов, отводимых на освоение каждого раздела и темы 1 8 1 8 2 1 3 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы являющиеся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов) ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики [Электронный ресурс]. URL: http://orkce.apkpro.ru . Киноуроки в школах России. Всероссийский народный проект [Электронный ресурс] URL: https://kinouroki.ru/ . Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы [Электронный ресурс]. URL: https://mosmetod.ru/ . Российская электронная школа [Электронный ресурс]. URL: https://resh.edu.ru/ «ОРКСЭ-навигатор» - web-ресурс для осуществления дистанционной информационнометодической поддержки педагогов, реализующих программы духовно-нравственного воспитания обучающихся. [Электронный ресурс]. URL: http://orkse509.blogspot.com/ Журнал «Светлячок» https://drive.google.com/drive/folders/0B93JZnYeVW7ZMzNVenlXMnJXY3M?usp=sharing Литература для обучающихся https://veraifoma.ru/vshkolu - образовательный проект https://www.culture.ru/publications/rubric-architecture/tag-khramy - проект культура.рф 8 9 10 Нравственные традиции предпринимательства Что значит быть нравственным в наше время. Методы нравственного самосовершенствования Этикет Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России ИТОГО 6 2 2 34 часа