РП окружающий мир 1-4 классы

Управление образования администрации Горноуральского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 6

Приложение 1.5
Основной образовательной программы
основного общего образования,
утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6
от 31 августа 2023г. № 170-д

Рабочая программа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ,
образовательная область – ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
1-4 классы

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 КЛАСС
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность
дружбы, согласия, взаимной помощи.
Совместная деятельность с одноклассниками – учѐба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и
учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте.
Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье.
Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае.
Название своего населѐнного пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края.
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа
Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам,
вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по
термометру.
Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие
и культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.
Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни).
Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизнедеятельности
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила использования электронных средств,
оснащенных экраном. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).

Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
2 КЛАСС
Человек и общество
Наша Родина – Россия, Российская Федерация Россия и еѐ столица на карте. Государственные символы России. Москва – столица России.
Святыни Москвы – святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с
Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия – многонациональное
государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события
истории родного края.
Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда
в жизни человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям
других людей – главные правила взаимоотношений членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения.
Звѐзды и созвездия, наблюдения звѐздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения
Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по
местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни
растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи
в природе. Годовой ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, еѐ значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана
природы. Правила нравственного поведения на природе.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приѐмов
пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приѐмах пищи и на пришкольной
территории), в быту, на прогулках.

Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне,
высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (коммуникация в
мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей
цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской
Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о
них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда
людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твѐрдые тела, жидкости, газы.
Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений,
животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, еѐ распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни
человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, еѐ состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений.
Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые

для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы,
птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль
животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая
характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные –
распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе
наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная,
дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о
здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой
проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого
дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила
безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолѐта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита
персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационнокоммуникационную сеть Интернет.
4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской
Федерации – глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности,
знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных
исторических событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками.
Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства,

День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные
исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры.
Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историкокультурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной
принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце –
ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники
планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времѐн года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы
России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоѐмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоѐмов человеком. Крупнейшие
реки и озѐра России, моря, омывающие еѐ берега, океаны. Водоѐмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта
людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха,
полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные
примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учѐтом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в
общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учѐтом дорожных знаков и разметки,
сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других средств индивидуальной мобильности.

Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск достоверной информации, опознавание государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть
Интернет.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной
общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и
интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в
окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий,
приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в
изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина –
следствие; изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определѐнному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также
в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами
(часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учѐтом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа еѐ проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчѐт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; приводить
доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках
людей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских
ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании
краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных
мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
воспроизводить название своего населѐнного пункта, региона, страны;
приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;
различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист,
цветок, плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
описывать на основе опорных слов наиболее распространѐнные в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних
животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
выделять их наиболее существенные признаки;
применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями
в природе своей местности), измерения (в том числе вести счѐт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах;
соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми
электроприборами;
соблюдать правила использования электронных средств, оснащѐнных экраном;
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
с помощью взрослых (учителя, родители) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами школы.

2 КЛАСС
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;
узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края;
трудовой деятельности и профессий жителей родного края;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения;
приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека;
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные
экспонаты);
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звѐзды, созвездия, планеты;
группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу;
создавать по заданному плану развѐрнутые высказывания о природе и обществе;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам
природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней;
соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро;
соблюдать режим дня и питания;
безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя (при необходимости).

3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и
своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного
поведения в социуме;
приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой
историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
различать расходы и доходы семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного
оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе,
организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать
выводы;
создавать по заданному плану собственные развѐрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление
иллюстрациями (презентацией);
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.

4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озѐра, моря, омывающие
территорию России);
показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России;
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических
деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику
России и своего региона;
проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с
объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем
мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие
классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи,
смены времѐн года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развѐрнутые высказывания о природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;

осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населѐнного пункта, в театрах,
кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в информационно-телекоммуникационной сети
Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных ресурсов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ
КАЖДОЙ ТЕМЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
№п/п
Наименование разделов и тем
Количество академических
являющиеся учебно-методическими материалами
часов, отводимых на освоение
(мультимедийные программы, электронные учебники
каждого раздела и темы
и задачники, электронные библиотеки, виртуальные
лаборатории, игровые программы, коллекции
цифровых образовательных ресурсов)

Раздел 1. Человек и общество
1.1
Школа. Школьная жизнь.
1.2
Семья. Взаимоотношения и взаимопомощь в
семье.
1.3
Россия - наша Родина.
Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
2.1
Природа - среда обитания человека. Взаимосвязи
между человеком и природой.
2.2
Растительный мир. Растения ближайшего
окружения.
2.3
Мир животных. Разные группы житвотных.
Итого по разделу
Раздел 3. Правила безопасной
жизнедеятельности
3.1
Режим дня школьника.
3.2
Безопасность в быту, безопасность пешехода,
безопасность в сети Интернет
Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://resh.edu.ru/subject/43/1/
3
2

https://m.edsoo.ru/7f4116e4
https://lbz.ru/metodist/authors/l-case/2/eor1.php

11
16
13
9
15
37

3
4
7
6
66

2 КЛАСС
№п/п

Наименование разделов и тем

Раздел 1. Человек и общество
1.1
Наша родина - Россия
1.2
Семья. Семейные ценности и традиции
1.3
Правила культурного поведения в общественных
местах
Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
2.1
Методы познания природы. Земля и другие
планеты, звезды и созвездия.
2.2
Многообразие растений
2.3
Многообразие животных
2.4
Красная книга России. Заповедники и природные
парки
Итого по разделу
Раздел 3. Правила безопасной
жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни школьника
3.2
Безопасность в школе и общественном
транспорте, безопасность в сети Интернет
Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Количество академических
часов, отводимых на освоение
каждого раздела и темы

7
6
5
18
17
6
6
4
33

4
8
12
5
68

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
являющиеся учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники
и задачники, электронные библиотеки, виртуальные
лаборатории, игровые программы, коллекции
цифровых образовательных ресурсов)

учи.ру
resh.edu.ru
https://infourok.ru
http://www.zavuch.info/methodlib/83/
http://pochemu4ka.ru/
http://potomy.ru
http://tours.kremlin.ru
http://www.infokart.ru/
http://allforchildren.ru/
http://www.uchportal.ru/
1sept.ru)

https://rosuchebnik.ru/material/spisok-eor-nachalnayashkola/

3 КЛАСС
№п/п

Наименование разделов и тем

Раздел 1. Человек и общество.
Наша родина - Российская Федерация
Семья - коллектив близких. Родных людей.
2
Страны и народы мира.
3
Раздел 2. Человек и природа.
4
Методы изучения природы. Разнообразие
веществ в окружающем мире.
Бактерии, грибы и их разнообразие
5
Разнообразие растений
6
Разнообразие животных
7
Природные сообщества
8
Человек - часть природы
9
Раздел
3.
Правила
безопасной
10
жизнедеятельности.
Здоровый образ жизни
Правила безопасного поведения пассажира.
11
Безопасность в сети Интернет
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

Количество академических
часов, отводимых на освоение
каждого раздела и темы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
являющиеся учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники
и задачники, электронные библиотеки, виртуальные
лаборатории, игровые программы, коллекции
цифровых образовательных ресурсов)

14
2
4
11
2
7
7
3
5
2
5
6
68

http://www.museum.ru
www.nachalka.com
http://kopilurokov.ru/
http://GeoMan.ru
http://nation.geoman.ru
http://www.apus.ru/site.xp
http://www.laddition.com
http://Historic.Ru
http://www.bigpi.biysk.ru/encicl
http://sad.zeleno.ru/?out=submit&first

4 КЛАСС
№
п\п

Наименование разделов и тем

Раздел 1. Человек и общество
1.1
Наша родина - Российская Федерация
1.2
История Отечества. «Лента времени» и
историческая карта
1.3
Человек - творец культурных ценностей.
Всемирное культурное наследие
Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
2.1
Методы познания окружающей природы.
Солнечная система
2.2
Формы земной поверхности. Водоемы и их
разнообразие
2.3
Природные зоны России: общее
представление, основные природные зоны
2.4
Природные и культурные объекты Всемирного
наследия. Экологические проблемы
Итого по разделу
Раздел 3. Правила безопасной жизни
3.1
Здоровый образ жизни: профилактика вредных
привычек
3.2
Безопасность в городе. Безопасность в сети
Интернет

Количество академических
часов, отводимых на освоение
каждого раздела и темы

10
17
6
33
5
9
5
5
24
1
4

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
являющиеся учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники
и задачники, электронные библиотеки, виртуальные
лаборатории, игровые программы, коллекции
цифровых образовательных ресурсов)

https://m.edsoo.ru/7f412cec
http://www.rus.1september.ru
http://1-4.prosv.ru
http://windows.edu/ru
http://school-collektion.edu/ru
http://www.ndce.edu.ru
http://nsportal.ru
www.nachalka.com
http://pedsovet.su 1-4 класс
www.openworld/school
www.1september.ru
https://multiurok.ru/

Итого по разделу
Резервное время

5
6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».