Положение о языке образования и порядке организации изучения родных и иностранных языков

УТВЕРЖДАЮ
МБоУ СоШ Nsб

Принято на заседании
Педагогического совета
Протокол JФ 12
от <<27>> мая2022 г.

Ю.П. Бызова
l -д
'4

от 27 .05.2022 г.

!

t

a-,

положение
о языке образования и порядке организации
языков
родных и иностранных
мБоу сош Лbб

изучения

1.

Общие положения
1,1. Положение о языке образования и порядке организации изучения родньD( и иностранньtх
языков в организации, осуществляющей образовательную деятельность, разработано в
соответствии с:
- Федеральным законом Nc 27З-ФЗ от 29.12.2012 кОб образовании в Российской Федерации> с
изменениями на З0 декабря 202l года,
- .Щекларацией о языках народов России кО языках народов Российской Федерации> от
25.10.199l г. Ns l807-1 с изменениями на l1 июня 202l года,
- Законом Российской Федерации (О
государственном языке Российской
Федерации> от 01.06.2005 г. J\Ъ 5З-ФЗ с изменениями на 30 апреля 202| года,
- Приказами Минпросвещения Российской Федерачии от 3l мая 202l года Jф286 и Nр287 <Об
утверждении Федерального государственног0 образовательного стандарта начального общего
образования> и кОб утвер}кдении Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования>,
- Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 года J\Ъ4l3 <Об утверждении федершlьного
государственного образовательного стандарта среднего общего образования) с изменениями на
1 l декабря 2020 года,

- Уставом образовательной организации и другими нормативными правовыми актtlп.lи
Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих

образовательную деятельн ость.
1.2..Щанное Пололс,енttе о ,lзьlке обученuя u поряDке орzанuзацuu uзученuя podHbtx u
uносmранньlх язьlков в ulко.це (далее - Полох<ение) опрелеляет язык обучения, порядок выбора
родного языка образования и изучение иностранного языка, регулирует использование
государственного языка Российской Фелераrrии в образовательной деятельности.
l.З. Настоящее Положегtие разработано с целью соблюдения законодательства Российской
Федерации в области образования ts части определения языка образования, а также изrIение
иностранного языка в целях развития языковой культуры в соответствии с законодательством
Российской Федераци и в орган изации, осуществляющей образовательную деятельность.
1.4. Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов
Российской Федерации. в том числе русского языка как родного языка, государственных языков
республик РоссиЙскоЙ Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законньuс
представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переволе) на обучение по
образовательным программам наччuIьного, общего и основного общего образования.

1.5. В целях недопущения нарушений права граждан в части определения языка образования и

языка изучения образовательная организация обеспечивает своевременное информирование
родителей (законных представителей) обучающихся с целью свободного, добро"ол""о.о-"ыбора

ими изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации.
1.6. Настоящее Полоltение обязательно для исполнения всеми
участнцк€lми
отношений.

образовательньгх

2.

Язык образования (обучения)
2.1. В соответствии со ст.14 п.1 Закона РФ (об образовании в Российской Федерации>

гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также
выбоР языка изучениЯ в пределаХ возN.{ожностей. предоставляемых системой образования.
2,2. Образовательная деятельность в образовательной организации осуществляется на
русском
языке. Преподавание И изучение государственного языка Российской Федерации в рамках

имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются

в

государственными образовательными стандартами.
2.3. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не
ДОЛЖНы осУЩествляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РоссиЙскоЙ
Федерации
2.4. [окУментооборот в образовательной организации осуществляется на русском языке государственном языке Российской Федерации. !окументы об образовании оформляются на
государственном языке Российской Федерачии - русском языке.
2.5. Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют в
ОбРаЗОВательную организацию на русском языке или вместе с заверенным в установленном
порядке переводом на русский язык.
2.6. Граждане Российской Федерации, иностранные гра}кдане и лица без гражданства
ПОЛУЧаЮТ Образование в образовательноЙ организации на русском языке по основным
образовательным программам нача,льного общего, основного общего, среднего общего
образования в соответствии с Федерапьными государственными образовательными стандартами
2.7. Школа обеспечивает открытость и доступность информации о языке образования и
порядке организации изучения родных языков.
СООТВеТСТВии с федеральными

3.

Изучение русского языка как государственного языка Российской Федерачии
3.1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации изr{ается во всех с l по
1l классах в соответствии с Законом Российской Федерации Jtlb l807-1 от 25.10.199l г. <О языках
народов РоссиЙской Федерачии>> и с Федеральным законом ]ф 273-ФЗ от 29.|2.2012 г. кОб
образовании в Российской Федерации).
З.2. Изучение русского языка как государственного языка в школе регламентируется
Федеральными государственными образовательными стандартами. На изучение русского языка
КаК государственного языка Российской Федерации отводится количество часов,
соответствующее Федеральному примерному учебному плану.
3.3. Не допускается сокращение количества часов на изучение русского языка.
3.4. Обучение русскому языку как государственному языку Российской Федерации должно

быть обеспечено методическими. кадровыми. материаJIьными и финансовыми условиями.
3.5. К использованию в образовательной деятельности допускаются учебники, включенные в
Федеральный перечень учебников. рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования.
3.б. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы
кРодной (русский) язык). кЛитературное чтение на родном (русском) языке> и <Родная (русская)
литература) могут быть включены в учебный план основного общего образования (далее -

учебный план)
обучающихся.

по

заявленик) родителей (законных представителей) несовершеннолетних

В

з.7.
случае поступления соответствующих заявлений от родителей (законных
представиТелей) несовершеннолетниХ обучающихся учебные предметы кРодной (русский)
язык)), <Литературное чтение на родном (русском) языке)) и <Родная (русская) ,r"rbpurypuo
включаются в уtебный план только при наличии в образовательной организации,
реализующей
прогрzlммы начzLпьного, основного и среднего общего образования (далее - образовательнм
организация), необходимых кадровых. финансовых, материаJIьно-технических и иных
условий.
3.8. Изучение родного языка в школе регламентируется федеральными государственными
образовательными стандартами. Родной язык изучается в объеме часов, предусмотренных на
изучение предметных областей <Родной язык и лрIтературное чтение на
родноМ языке)), <Родной
язык и Родная литература) примерных учебных планов начального общего и основного общего
образования.

3.9. Количество часов. отводиN,tых в образовательной организации на преподавание
учебньп<
предметоВ кРодноЙ (русский) я:]ык). кЛитературное чтение на родном (русском) языке) и
кродная (русская) литература). устанавливается самостоятельно учебным планом ооп на
основании решения Педагогического совета.
3.10. Организация текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по
указанным
предметам осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом образовательной
организации.
3.1l. Обучающимся, слабо владеющим русским языком, образовательн€ш организация в
пределах своих возможностей, оказывает помощь через консультации, создание групп для
изучения русского языка как иностранного в рамках внеурочной деятельности.
3.12. При использовании государственного языка Российской Федерации - русского языка не
допускается использования слов и выражений, не соответствующих HopMulM современного
русского литера,гурного языка. за исключением иностранных слов, не имеющих
общеупотребительных аналогов в русском языке.

4.

Изучение иностранного языка
4.1. Обучение иностранным языкам в образовательной организации на уровнях начального
общего, основного общего, среднего общего образования проводится в pilп,Iкax имеющих
государственную аккредитацию основных образовательных программ в соответствии с
Федеральными государственными образовательными стандартами соответствующего уровня.
преподавание иностранных языков, не вошедших в учебные планы, может осуществляться в
качестве дополнительного образования.
4.2, ИЗучение иностранных языков направлено на достижение предметньгх, метапредметньIх и
личностньIх результатов обучения, предусмотренных Федерапьными государственными
образовательными стандартами общего образования, в том числе: Е формирование иноязычной
коммуникативноЙ компетенц
освоение знаниЙ о языковых явлениях изучаемого языка,
способах
выражения
мысли
в
иностранном языке;
рsвных
- фОРмироВание социокультурной/плехtкультурной компетенции
приобщение к культуре,
традициям,
стран/страны изучаемого языка;

реrшиям
формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного
общения;
- развитие учебно-псlзнавательной компетенции
ознакомление с доступными обучающимся
способами И приемами самостоятельного
!tзучен}lя языков И культур, в том числе с
использованием новых информач!lонных технологий;
- РuВВИТИе Личности обучающихся посредс,tвом ре,rлизации воспитательного потенциаJIа
иностранного языка;
- формирование у обучающихся потребности изучения иностранньD( языков и овладение ими как
СРеДСтвОм Общения, fIознания, самореализации и социаJIьноЙ адаптации в поликультурном,

-

полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения
иностранного языка и родного языка как средства общения в современном мире;
- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской
идентичности личности ;
- воспитание качеств гра)кданина, патриота;
- развитие национального самосознания, стремление к взаимопониманию между людьми
рirзных
сообществ, толерантному отношению к проявлениям иной культуры;
- лучшему осознанию своей собственной культуры;
- рfввитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка.
4.з. Обучение иностранным языкам на всех уровнях образования осуществляется с
учетом
фактора преемственности обучения.
4.4. В ЦеЛЯХ ОбеСпеченИЯ индивидуальных потребностей обучающихся
учебный предмет
"Второй иностранный язык" можеТ быть включен в учебный план основrо.о общaго образЪвания
(далее - учебный план) по заявлению родителей (законных представителей) несоверше""оrrеr""*
обучающихся.
4.5. В случае поступJlения соответстВующих заявлений от родителей (законньпс
представителей) несовершеннолетних обучающихся учебный предмет "второй иностранный
язык" включается в учебный план только при наличии в образовательной организации,
реализующей программу основного общего образования (далее - образовательнzrя организация),
необходимых кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий.
4.6. При нilличии в образовательной организации необходимых условий выбор второго
иностранного языка родителями (законными представителями) несовершеннолетних
ОбУчаrощихся осуществляется из перечня, предлагаемого образовательной организацией.
4.7. Школа предоставляет возможность изучения второго иностранного языка на уровнях
основного общего и среднего общего образования.
4.8.
соответствии
реализуемой образовательной программой организации,
ОСУЩесТвляющеЙ образовательную деятельность, и учебным планом, обучающиеся изучtlют
иностранные языки со ? класса.
4.9. Обучение иностранныl\{ языкаМ осуществЛяется в группах. Формирование групп и
ПеРеВОд Обучающихся в соответствующие группы изучения иностранных языков относится к
компетенции образовательной организации.
4.10. Формирование групп и перевод обучающихся в соответствующие группы иностранных
языков осуществляется прикtвом директора школы.
4.10. Промежуточная аттестация обучающихся, перешедших в течение учебного года в другие

В

с

Группы иностранного языка, производится в соответствии с положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся образовательной организации.
4.1l. Проведение мероприятий, в том числе культурологической направленности, на
иностранном языке осуществляется в соответствии с планом работы школы.
4.12. Преподавание и изучение иностранного языка не осуществляется в ущерб преподаванию
и изучению государственного языка Российской Федерац
русскому языку.
4.13. Проведение мероприятий, в том числе культурологической направленности, на
иностранном языке осуществляется в соответствии с планом работы школы.
4.14. В соответствии с учебным планом школа предоставляет возможность изrIения второго

иностранного языка с 5-ого класса.

5.

Заключительныеположения

5.1. Заявления родителей, протоколы родительских собраний, Совета школы образовательной
организации хранятся в образовательной организации не менее 5 лет.
5.2. В исключительных случаJIх допускается изменение выбора родителями (законными
представителями) языка изучения после подведения итогов родительских собраний. В данном

случае родители (законные представители) обучающихся обращаются к руководителю
организации, осуществляющей образовательную деятельность, с письменным зtUIвлением.
Решение об удовлетворении заrIвления принимается директором школы в соответствии с
имеющимися в образовательной организации ресурсами и возможностями. В случае
невозможности на момент поступления обращения удовлетворить просьбу, изложенную в
заявлении, образовательная организация уведомляет об этом заявителя и принимает меры по
достижению возмох(ности преподавания родного языка, обучение которому требуется

обучающемуся, чьи родители (законные представители) обратились с заrIвлением.
5.з. Настоящее ПолоJюенuе о ,lзьlке образоваrtu:t u поряdке орzанuзацuu uзученuя podHbtx u
uносmранньlх язьlков в ulколе является локальным нормативным актом, принимается на Совете
школы
утверждается (либо вводится
действие) прикzвом директора организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
5.4. Все изменения и дополнения. вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменнОй форме в соответСтвии дейсТвующиМ законодательством Российской Федерации.
5.5. Полоасе|tLtе о ,lзыке образованust u поряdке ор?uнuзацuч uзученuя podHbш u uносmранных
я3ьlков в общеобразоваmеJlьttой ореанu,заL|uu принимается на неопределенный срок. Изменения и
ДОПОЛнения к Поло>ltению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.3. настоящего
Положения.
5.6. ПОСле принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разлелов)
в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

и

в


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».