РП История Отечества 7-9 классы

Управление образования администрации Горноуральского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 6
Приложение 1. 10.
Адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
МБОУ СОШ №6 (вариант №1),
утвержденной приказом №249-д от 02 июня 2017 года

Рабочая программа по предмету – История Отечества,
Предметная область: Человек
7-9 классы

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Освоение обучающимися предмета история Отечества предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты:
•осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
• бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
• гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
• адекватно и эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др;
• уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
• развитые этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимания и сопереживания чувствам
других людей;
• понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
• способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
• развитые навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

• сформированы установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в
практической деятельности.
Предметные результаты делятся на минимальный и достаточный уровни. Достаточный уровень освоения предметных результатов не
является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными
нарушениями. В каждом классе есть обучающиеся, которым в связи с психофизическими особенностями и фрагментарным усвоением
программного материала рекомендовано понизить уровень учебных требований до минимального.
Класс
7

Минимальный уровень
объяснять значение слов и понятий в
контексте изучаемых тем;
устанавливать
(по
вопросам
учителя)
причины:
- возникновения языческих верований;
- возникновения разнообразных видов труда;
- возвышения
личностей;

среди

- объединения племѐн;

племѐн

отдельных

Достаточный уровень
объяснять значение словарных слов и понятий;
устанавливать причины:
- развития ремѐсел, торговых отношений, культуры;
- возникновения государства, его структуры, функций;
- развития православия, смены языческой культуры на христианскую;
- распада Киевской Руси;
- возникновения религии, торговли, межгосударственных связей России (IX—XVII вв.);

- захватов чужих земель, войн между племенами, народами, государствами;
- крещения Руси;
- освободительных войн между государствами;
знать названия городов: Киев, Новгород,
- возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном;
Владимир, Суздаль;
знать исторические имена (3-5 имѐн);

- смутного времени и народных волнений;
- возникновения и укрепления сословных отношений в Российском государстве;
описывать:
- образ жизни восточных славян, места расселения;
- отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир, Иван Грозный, Борис Годунов,
Лжедмитрий и др.);
знать названия древних городов Руси (3—6 названий);
знать основные события периодов:
- IX в. — первое Древнерусское государство (Киевская Русь);
- X в. — крещение Руси;
- XI в. — расцвет Русского государства при Ярославе Мудром;

- XI—XIII вв. — расцвет культуры Древней Руси;
- XI—XV вв. — раздробленность русских земель; монгольское нашествие; свержение
Золотой Орды;

8

- XVI—XVII вв. — объединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана IV; Смутное
время; Земский собор 1613 г.; развитие сословных отношений.
объяснять значение слов и ключевых понятий устанавливать причины:
по каждой теме;
- борьбы за престол между Софьей и Петром I;
устанавливать причинно-следственные связи
в важных общественных явлений по вопросам - возникновения волнений и бунта стрельцов;
учителя:
- поездки Петра I и представителей дворянства на учебу за границу;
-отмена крепостного права;
- введения новшеств Петра I в жизнь российского общества;
-изменение деятельности судов;
- создания новой столицы России;
-доступ простых людей (наряду с богатым
сословием) к участию в работе земских - деятельности Петра I по просвещению народа;
(волостных) собраний, городской думы и др.;
- создания «Наказа» Екатерины II;
читать короткие отрывки из произведений
- благополучия общества и международного признания России в период правления
писателей, поэтов второй половины XIX в.;
Екатерины Великой;
объяснять смысл прочитанного и др.;

анализировать и сравнивать деятельность Петра I и Екатерины II на благо Российского

описывать
содержание
картин, государства;
иллюстрирующих быт, нравы, внешний облик
персонажей из указанного периода истории описывать:
(В.В. Верещагин, В.Г. Перов, И.Н. Крамской,
- личностные характеристики и деловые качества исторических персонажей: Петра I,
Н.Н. Ге и др.)
Софьи, Екатерины II;
- быт и нравы в обществе, принятые в период правления Петра I, Анны Иоанновны,
Екатерины II;
- прогрессивные действия, направленные на укрепление государства, развитие
образования, культуры;
знать следующие хронологические сведения:
- период правления Петра I (1682 – 1725);
- основание Петербурга (1703);
- период царствования Екатерины II (1762 – 1796);
понимать значение отмены в России крепостного права;
уметь ответить на вопросы:
- об основных положительных явлениях периода правления Александра II:
- о праве крестьян открыто разрешать свои дела на сельском сходе;

- о введении судов «скорых, правых, милостивых, равных для всех»;
- об устранении сословных различий при выборе членов земских собраний, городской
думы;
- об обустройстве железных дорог, их увеличении в европейской части России; - об
основных положительных явлениях периода правления Александра III: финансовом и
экономическом укреплении России;
- о поиске надѐжных союзников (Франция) против союза Германии, Австрии, Италии;
- об укреплении армии и флота;
знать имена (3—5) представителей науки, культуры;
объяснять причины снижения уровня развития экономики, неравномерности еѐ
развития по следующим ключевым явлениям истории начала ХХ в.:
- привлечение иностранного капитала для разработки прибыльных отраслей – нефтяной,
угольной, железодобывающей и др.;
- частые внешние займы, высокий процент платежей по долгам;
- война с Японией за право присутствия России на Дальнем Востоке;
- аграрные беспорядки, требования увеличить земельные наделы, погромы помещичьих
хозяйств;

- усиление общественного влияния со стороны революционных партий и движений,
итоги революции 1905-1907 гг.;
- Первая мировая война;
- Великая Российская революция: февраль;
связно описывать сюжетные картины и фотографии, иллюстрирующие эпизоды Русскояпонской войны, выступления пролетариата против самодержавия, портреты Николая
II, членов его семьи и др.;

9

знать имена (фамилии) ключевых исторических персонажей периода Новой истории
(Николай II, Николай Александрович Романов, Александра Фѐдоровна (императрица),
их дети: Ольга, Анастасия, Татьяна, Мария, цесаревич Алексей).
Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны знать:
-значение
понятий;

словарных

слов

и

ключевых - наиболее яркие события XX – XXI века, исторических персонажей;

- имена первых героев космоса, главных персонажей политической жизни СССР, имена
-историю возникновения государства, его предыдущих президентов и действующего президента, известных писателей,
структуру и функцию;
художников, деятелей науки (на основе межпредметных связей).
-важные исторические факты и события из Учащиеся должны уметь:
истории нашей страны;
• объяснять причины:
-названия крупных городов России;

Обучающиеся должны уметь:

- начала революции;

объяснять значение слов и основных - образования многочисленных политических партий, их соперничества за власть;
исторических понятий по каждой теме;
- начала гражданской войны и интервенции;
по
вопросам
учителя
устанавливать
причинно-следственные связи в важных - введения нэпа;
общественных явлений;
• объяснять:
называть фамилии политических деятелей
- предпосылки и причины Великой Отечественной войны (1941-1945);
XX – начала XXI века;
называть фамилии выдающихся деятелей - причины неудач Красной армии в начальный период войны;
науки и культуры XX – начала XXI века;
- меры советского правительства против военной агрессии Германии;
читать короткие отрывки из произведений
• описывать в устной речи портреты исторических деятелей, военачальников, героев
писателей XX в.;
фронта и тыла, приводить примеры из литературных произведений;
объяснять смысл прочитанного.

• показывать на карте места военных событий и фронтовой славы советских войск;
причины снижения уровня развития экономики, неравномерности ее развития по
следующим ключевым явлениям истории начала XX в.:
• по вопросам учителя обобщать политические и экономические итоги Великой
Отечественной войны, их последствия для мирового сообщества;

• знать даты начального периода войны, битвы за Москву, Сталинград, даты
переломных событий войны (Курск, Ленинград и др.);
• ориентироваться в:
- основных направлениях восстановления и развития народного хозяйства СССР после
1945 г.;
- причинах усиления идеологического воздействия культа Сталина и Коммунистической
партии на все сферы жизни человека;
- причинах холодной войны и гонки вооружений;
- положении СССР на международной арене;
• объяснять по вопросам учителя причины развенчания культа Сталина, начала
«оттепели», противоречивого характера преобразований, частой смены власти после Н.
С. Хрущѐва;
• объяснять по вопросам учителя причины кризисных явлений в экономике, социальной
сфере, внешней политике СССР, приведшие к перестроечным процессам, их
положительные и отрицательные результаты.

2. Содержание учебного предмета, курса
7 КЛАСС. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
Раздел I. Древняя Русь.
Происхождение славян.
Славяне – коренное население Европы. Предшественники древних славян на рубеже III – II тыс. до н.э. в северной части Европы. От Рейна
до Днепра. Ветви славян и славянских языков.
Характеристика природных, климатических условий мест проживания славян, их значение для занятий населения и жизненного уклада.
Взаимное обобщение культуры славян и культуры соседних народов: скифов, сарматов, германцев (готов), гуннов, хазар.
Славяне-воины, борьба славян со степными кочевниками, походы на Византию.
Славяне и соседние народы.
Особенности географического положения, природные и климатические условия проживания восточных славян. Смешение восточных славян
с соседними племенами: финно-угорскими, балтийскими и др. Неравномерность развития отдельных славянских племѐн.
Соседская территориальная община – вервь, племена, союзы племен. Грады как центры племенных союзов. Верховная знать – князья,
старейшины, их опора – дружина. Положение женщин в общине. Вече – общественный орган управления. Сбор дани с членов общины,
полюдье. Предпосылки к возникновению государства у восточных славян.
Облик славян и черты их характера.

Внешность славян. Реконструкции М. М. Герасимова. Сила, храбрость славян. Обращение с пленными. Гостеприимство, трудолюбие
славян.
Хозяйство и уклад жизни восточных славян.
Особенности славянского земледелия в суровых климатических условиях. Занятия восточных славян: скотоводство, охота, рыбная ловля,
бортничество, огородничество и др.
Быт восточных славян: жилище славян, традиции в питании, развитие ремѐсел, изготовление орудий труда. Одежды, обуви, посуды, мебели.
Речные пути как условие развитие внутренних и внешних связей восточных славян. Обмен товарами, развитие торговли. Путь «из варяг в
греки».
Возникновение городов – центров ремѐсел, торговли, административного управления. Киев и Новгород – развитые центры славянского
мира, контролирующие торговые пути.
Культура и верования восточных славян.
Истоки славянского язычества. Важнейшие боги славян. Перун – бог грома, молнии, войны; Сварог – бог неба; Ярило (Даждьбог, Хорос) –
бог солнца; Род – бог плодородия. Археологические находки предметов культуры восточных славян. Обряды восточных славян; культ
предков. Свадебная и похоронные традиции. Языческие праздники, связанные с земледельческими работами: Масленица, праздник урожая,
праздник Ивана Купалы. Фольклор: сказки, народные приметы, пословицы, песни, плачи.
Древнерусское государство.
Создание Древнерусского государства.
Первое Древнерусское государство как результат ожесточѐнной борьбы князей – Киевская Русь (IX в.).

Управление государством: великий князь, дружина, знать (бояре, младшая дружина, местные (удельные) князья, местная дружина. Боярская
дума – совещательный орган при князе для решения государственных вопросов. Община – как замкнутая социальная система, организующая
и контролирующая трудовую, военную, обрядовую. Культурную жизнь еѐ членов.
Вотчина – крупное частное землевладение, основная экономическая единица Киевской Руси. Земля – главное богатство восточных славян.
Положение простых крестьян – смердов, рабов (холопов, челяди), закупов. Полюдье – сбор дани со всего «свободного» населения; «уроки»
и «погосты».
Организация воинства из народа, его подразделения (сотни, тысячи).
Развитие древних городов Руси: Киева, Переяславля, Чернигова, Смоленска, Новгорода и др.
Развитие торгово-денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя торговля с северными народами, западными и южными
славянами. Торговые пути к греческим черноморским колониям. Русские сухопутные караваны по пути в Индию.
Первые русские князья и основание рода Рюриковичей, Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир. Военные походы князей для расширения границ
государства и покорения соседних племѐн.
Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства.
Крещение Руси, истоки христианской веры.
Повторение. Истоки христианской веры. Религии X – XI вв.
Объединение восточных славян в составе Киевской Руси. Языческая религия Киевской Руси и религии соседних государств: Волжская
Болгария (ислам), Хазарский каганат (иудаизм), католический запад. Стремление Византии приобрести единоверца в лице сильного

Русского государства. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о принятии Русью христианства от
Византии.
Сопротивление народа и Крещение Руси в 988 г. Значение принятия Русью христианства для ее дальнейшего исторического развития:
укрепление государственной власти, расширение внешних связей, укрепление международного авторитета, развитие культуры. Отличия
католической и православной ветвей христианства, сказавшиеся на развитии стран Западной Европы и Руси.
Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром.
История прихода к власти. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Забота о безопасности границ государства: военные походы
князя. Киев — один из крупнейших городов Европы, расцвет зодчества, градостроительства, просвещения. Наречение князя царем.
Дипломатия Ярослава Мудрого, родственные связи с крупнейшими королевскими дворами Европы.
Законотворчество в Киевской Руси. Русская Правда — свод древнерусского феодального права.
Феодальная раздробленность Руси (XI – XV вв.)
Русь после смерти Ярослава Мудрого. Завещание Ярослава сыновьям. «Очередной» порядок престолонаследия. Ослабление государства в
результате княжеских междоусобиц и народных восстаний, угрозы соседних племен. Шаги Владимира Мономаха (1053—1125) по
сохранению единства русских земель. Введение короны русских царей — шапки Мономаха, издание Устава Владимира Мономаха.
Укрепление международного авторитета Руси. Русская летопись «Повесть временных лет». Причины распада единого государства на
отдельные княжества после смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава I — великого князя киевского (1076—1132). Влиятельные
княжества Руси: Галицко-Волынское (на юго-западе), Новгородское (на северо-западе), Владимиро-Суздальское (на юго-востоке).
Новгород — крупный культурный и торговый центр. Новгородская боярская республика, городское вече, посадник, князь новгородский.
Объединение Ростово-Суздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147).

Иллюстративное знакомство с памятниками культуры, дошедшими до XXI в.: Софийский собор в Киеве и Новгороде, Золотые ворота в
Киеве, соборы Переславля-Залесского, Суздаля, церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и др.
Иконопись, традиции греческих мастеров. Икона Владимирской Богоматери — символ Руси. Развитие русской иконописной школы.
Раздел II. Русь в борьбе с завоевателями.
Образование монгольского государства.
Монгольские кочевые племена. Борьба между племенами за владение пастбищами. Провозглашение Чингисхана великим каганом всех
монгольских племен. Покорение войском Чингисхана соседних племен, Северного Китая, Кореи, Средней Азии, вторжение в Закавказье.
Помощь русских князей половцам, сражение на реке Калке. Поражение русско-половецкого войска кочевниками.
Покорение монголами Волжской Болгарии, Средней Волги, вторжение в Северо-Восточную Русь. Разорение Рязанской земли, покорение
города Козельска. Поход монгольского войска на Западную Европу через Южную Русь. Осада и падение Киева. Завоевание ГалицкоВолынской Руси, Польши, Венгрии, других государств. Создание нового государства — Золотая Орда, его территория на карте истории.
Положение русских земель по отношению к Орде. Связи русских князей с ханом, «ярлыки». Последствия монгольских завоеваний для Руси.
Русь — преграда на пути завоевания монголами Западной Европы. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Новгородский князь Александр
Невский. Ратные подвиги.
Объединение русских земель против Золотой Орды.
Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск Батыя: развитие сельского хозяйства, увеличение пахотных земель,
использование трехполья, использование орудий труда. Развитие скотоводства, охоты, рыболовства, огородничества, садоводства, пасечного
пчеловодства. Интенсивный рост феодального земледелия, монастырского землевладения, «десятина». Крестьянские общины. Развитие
новых центров (Тверь, Москва, Кострома и др.). Возрождение каменного строительства, рост числа ремесленников, купцов. Расширение
внутренней и внешней торговли. Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского ига как национальная задача.

Собирание Москвой русских земель. Иван Калита — московский князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, ее значение для
победы над Ордой.
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного государства — Иван III. История Московского
Кремля. Ликвидация зависимости Московского государства от Золотой Орды. Государственное устройство Московской Руси. Боярская дума
— совещательный орган о «делах земли». Судебник Ивана III (1497). Роль Русской православной церкви в объединении русских
земель, в борьбе с монголо-татарским игом. Личность и влияние Сергия Радонежского на самосознание русского народа.
Раздел III. Единое Московское государство.
Российское государство в XVI в. Царь Иван Грозный.
Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV (Грозного). Личность царя, его политические
взгляды. Беспощадность самодержца против демократических проявлений в обществе. Погромы в Новгороде. Причины возникновения
опричнины. Церковь — крупный собственник и землевладелец в государстве. Влияние церкви на политику, экономику, социальные
отношения и культуру. Характер уклада жизни в городе: посадская, купеческая община и др. Зарождение казачества. Местничество как
право знатных родов занимать ведущие посты в государстве. Роль Земских соборов в диалоге власти и общества. Реформаторская
деятельность Ивана Грозного: Судебник 1550 г.; Юрьев день; военная реформа. Стоглавый собор Русской православной церкви. Внешняя
политика Московского государства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Продвижение в Сибирь, освоение Сибири.
Расширение связей России с народами Северного Кавказа и Средней Азии. Ливонская война за выход в Балтийское море.
Смутное время. Воцарение династии Романовых.
Причины кризиса российского общества на рубеже XVI—XVII вв. Положение крепостных крестьян. Окончательное формирование
государственной системы крепостного права. Избрание Бориса Годунова на царство, его военные успехи. Возвращение Россией земель на
берегах Балтики. Укрепление Москвы (Белый город, Земляной город). Учреждение патриаршества, рост авторитета Русской православной

церкви. Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени. Поход Лжедмитрия в Москву, захват российского престола. Конец правления
Лжедмитрия. Народные волнения и восстания. Семибоярщина — заговор и предательство интересов государства группой бояр. Присяга
Москвы на верность польскому королю. Освободительная борьба русского народа против польского засилья, ополчение Минина и
Пожарского. Освобождение Москвы. Икона Казанской Богоматери.
Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского царя из рода Романовых. Правление царей Михаила и Алексея. Возникновение
сословий: бояре, дворяне, крестьяне, купцы, служилые люди. Укрепление церкви, монастырей.
Народные волнения и восстания (С. Разин и др.).
Культура в Российском государстве XVI – XVII вв.
Влияние православной церкви на русскую культуру. Московские ремесленники. Строительство соборов Кремля, церкви Вознесения в
Коломенском.
Памятники литературы. Агиография, народное творчество. Отражение исторических событий в народном творчестве.
Книгопечатание. Франциск Скорина, Иван Фѐдоров. Рост грамотности населения. Открытие Славяно-греко-латинской академии. Легенда о
библиотеке Ивана Грозного.

8 КЛАСС. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
Повторение.
Раздел I. Российское государство в конце XVII – начале XVIII века.
Наше Отечество – Россия в XVII (17) в. Российское общество в XVII (17) в.
Территория Российского государства к концу XVII в. Территориальное деление страны. Занятия народов Сибири и Дальнего Востока.
Развитие промышленности. Появление первых мануфактур.
Сословия. Слияние бояр и дворян. Служилые люди (стрельцы, пушкари, служилые казаки). Купцы, посадские люди, ремесленники.
Крестьяне, закрепощение крестьян. Другие сословия: священники, монахи, вольные люди.
Отношения России с другими странами.
Восстания запорожских казаков. Богдан Хмельницкий. Война с Польшей. Возвращение Смоленска и части Украины. Восстание Степана
Разина.
Детство и юность Петра I.
Дата рождения Петра I, его семейное окружение, детские занятия, первый учитель — Н. Зотов.
«Потешные» войска в селе Преображенском как стимул к военным занятиям и образованию юного Петра. Ботик.
Правление Софьи.
Смерть Алексея Михайловича, недолгое правление Фѐдора. Помощь стрельцов в воцарении Софьи. Регентство Софьи. Походы В. Голицына
против турецкого султана.

Воцарение Петра I.
Подавление бунта стрельцов, борьба с Софьей за власть. Строительство флота, неудачный поход в Крым. Взятие Азова.
Великое посольство, учеба Петра за границей. Опальные грамоты Софьи стрельцам, расправа Петра с бунтовщиками. Военные походы
Петра I: завоевание северных и южных территорий.
Строительство Петербурга. Реформа государственного управления, создание Сената и коллегий. Деятельность Петра I по просвещению
народа: открытие «цифирных школ», навигацких, инженерных, горных школ, медицинских училищ, Морской академии. Первая русская
газета «Ведомости», «комедиальный» театр, опера и др. Титулование Петра Великим, отцом Отечества; введение Сенатом и Синодом звания
императора для русских царей. Кончина Петра I, роль личности и дел Петра Великого для последующей истории России.
Раздел II. Российская империя после Петра I (обзорно).
Эпоха дворцовых кризисов после смерти Петра I: Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна (общие представления). Поддержка Анной
Иоанновной науки, просвещения, открытие Московского университета. Труды М. В. Ломоносова. Экспедиция В. Беринга к Аляске.
Усиление немецкого влияния при дворе Анны Иоанновны: «Доимочный» приказ, Тайная канцелярия. Обнищание крестьян на фоне роскоши
царского двора: охота, наряды, шутовские свадьбы и др.
Царствование Елизаветы Петровны — возврат к русским традициям и гуманности в правлении: отсутствие смертной казни и пыток,
отстранение иноземцев от государственного управления, учреждение в столицах и крупных городах общеобразовательных и специальных
учреждений, облегчение воинской повинности. Следование заветам Петра Великого, его учеников и последователей в Сенате: графа
Бестужева-Рюмина, графов Шуваловых, Воронцовых и др.
Россия в эпоху Екатерины Великой.
История прихода к власти Екатерины II. Личность Екатерины: разностороннее образование, доброжелательность, внимание к людям,
трудолюбие, любовь к порядку, уважение русской культуры.

Достижения в государственном правлении Екатерины II: создание новых законов о вреде жестоких наказаний и пыток, о «рукоделии»
(ремеслах), о необходимости справедливого распределения государственных повинностей между подданными, уничтожение Тайной
канцелярии, прощение и возврат на земли беглых людей, привлечение на свободные земли иноземных переселенцев для пользы России,
ограничение монастырей и церквей в землях и доходах в пользу учебных и богоугодных заведений. Развитие промышленности, торговли,
ремесел, высших училищ, народных училищ, расцвет городов (Одесса, Николаев, Екатеринославль, Рыбинск и др.) (обзорно).
Внешняя политика 34-летнего правления Екатерины II: превращение южных степей в Новороссию, присоединение Крымского ханства,
победа армии А. В. Суворова под Фокшанами и Рымником, взятие Измаила, договор с Турцией в Яссах (1791), утверждение
международного авторитета России в качестве первой военной державы в Европе (обзорно)
Смерть Екатерины Великой, приход к власти Павла I.
Знакомство с развитием науки и образования на примерах деятельности М. В. Ломоносова, Е. Р. Дашковой, И. И. Ползунова, И. П. Кулибина
и др. (выборочно). Изучение культуры России на примерах облика россиян, уклада их жизни, развития живописи, литературы, архитектуры
по произведениям В. Л.
Боровиковского, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, А. Н. Радищева, Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова, Н. М. Карамзина, В. И. Баженова, М. Ф.
Казакова, Д. Кваренги (выборочно).
Архитектурные облики городов России: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Новгород, Киев и др. (выборочно). Развитие театра и
театрального искусства. Свод правил нравственного поведения «Юности честное зерцало» (обзорно, на примерах).
Раздел III. Российская империя в первой половине XIX в.
Государственное и политическое развитие России в первой четверти XIX в.
Правление Павла I (1796—1801): военные реформы, ограничение привилегий дворянства, подготовка к войне с прежними союзниками.
Геополитическое положение России: изменение территории; национальный состав населения и национальные отношения. Россия и страны
Европы.

Убийство Павла I.
Правление Александра I (1801—1825). Личность «благословленного» царя. Реформы государственного управления, учреждение
министерств. Указ царя «О вольных хлебопашцах». Освобождение крестьян с землей за выкуп. Обострение внешнеполитической
обстановки. Франция и Россия в период правления Наполеона. Недовольство политикой Александра I внутри России.
Отечественная война 1812 г. Личность Наполеона Бонапарта, его планы по отношению к России. Покорение французской армией стран
Западной Европы. Состояние французской и русской армий накануне войны. Вторжение армии Наполеона в Россию. Пожар Москвы,
Бородинская битва.
Личность М. И. Кутузова. Герои Отечественной войны 1812 г. Народное и партизанское движения в победе над французами. Походы
русской армии, освобождение стран Западной Европы от армии Наполеона. Тяжелое положение России после войны: стихийные
крестьянские волнения, усиление внутренней реакции, аракчеевщина. Зарождение в России революционных идей, их содержание.
Возникновение тайных дворянских обществ.
Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Исторические уроки движения декабристов.
Император Николай I.
Разгром движения декабристов. Царствование Николая I как время жестокого подавления свободомыслия, демократии. Введение цензурного
устава. Законодательная основа российского общества, усложнение бюрократической системы как опоры самодержавия. Обострение
крестьянских проблем: кризис в сельском хозяйстве, упадок помещичьих хозяйств. Начало промышленного переворота в России: переход от
мануфактуры к фабрике, замена ручного труда машинным. Строительство первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом.
Денежная реформа. Промышленность России. Внешняя политика России: присоединение части Армении, война с Турцией за влияние на
Черном море, на Балканах и Кавказе. Военные действия России на Кавказе. Борьба России за закрытие для Турции входа в Черное море.
Крымская война (1853—1856), разгром турецкого флота в Синопской бухте русской эскадрой под командованием адмирала П. С. Нахимова.
Причины объединения Англии, Франции, Италии против России. Герои и защитники Севастополя. Причины поражения России: кризис
самодержавия, гнет крепостного строя, промышленная отсталость в сравнении с Европой.
Раздел IV. Россия в конце XIX – начале XX века.

Царь-освободитель Александр II.
Правление императора Александра II (1855—1881). Отмена крепостного права. Земская реформа, собрания гласных (депутатов), земские
управы.
Городская реформа: утверждение «городового положения», утверждение Городской думы (распорядительный орган).
Судебная реформа: введение адвокатуры, мирового суда, отмена телесных наказаний.
Военные реформы: введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора. Обострение общественно-политической
обстановки: крестьянские, студенческие волнения, терроризм (покушение на царя), репрессивные меры со стороны власти.
Внешняя политика: преодоление последствий Крымской войны. Укрепление России на Черном море. Политика России в Средней Азии.
Окончательное присоединение Кавказа к России. Русско-турецкая война (1877—1878). Ухудшение отношений с Германией. Русская
колонизация Дальнего Востока.
Царь Александр III Миротворец.
Приход к власти императора Александра III. Суд над народовольцами. Издание манифеста «О незыблемости самодержавия». Политика
самодержавия: русификация окраин, распространение православия, ограничение демократических введений в губернском, городском
управлении, компетенции судов. Введение цензуры на печатные издания.
Экономическая политика Александра III: ускорение хозяйственного развития страны, поддержка и укрепление позиций дворянства, перевод
всех крестьян на выкупные платежи, развитие налоговой системы, банков, рост торгово-промышленной буржуазии. Отток крестьянства в
город на заработки. Развитие промышленного строительства, транспортного сообщения, торговли, внешнего рынка.
Последний Российский император – Николай II.

Личность царя Николая II. Политика Николая II и его окружения. Высшие и центральные органы управления страной при Николае II:
Государственный совет, Совет министров, Особые совещания, Сенат, Святейший Синод, Министерство внутренних дел, Министерство
финансов, царская администрация на местах (гражданские и военные губернаторы, градоначальники, судебный персонал, предводители
дворянства). Избирательный закон, роль выборщиков. Учреждение Государственной думы.
Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX—XX вв., промышленный подъем: развитие металлургии, железнодорожного
машиностроения, строительство железных дорог. Неравномерное развитие отдельных промышленных районов. Финансовые проблемы
России: внешние долги, привлечение иностранного капитала к освоению природных ресурсов России. Аграрная реформа П. А. Столыпина.
Сельскохозяйственное производство России, его особенности и удельный вес в мировом экспорте. Влияние мирового экономического
кризиса 1900 г. на экономику России.
Кризис промышленности 1900—1903 гг., безысходное положение российской деревни, упадок центральной власти. Обострение социальной
и политической обстановки в стране в начале XX в.
Формирование политических партий. Личность В. И. Ульянова (Ленина), его идеи о переустройстве жизни общества. Первая русская
революция 1905—1907 гг. Расстрел рабочих 9 января 1905 г. Восстание на броненосце «Потемкин». Октябрьская всероссийская
политическая стачка, ее значение. Манифест 17 октября. Историческое значение первой русской революции. III Государственная дума, ее
деятельность.
Приоритеты внешней политики Российской империи: Балканский регион, Черное море, Дальний Восток.
Русско-японская война (1904—1905). Поражение под Порт-Артуром. Цусимское сражение. Содействие России в создании союза Балканских
государств. Участие России в Первой мировой войне. Перегруппировка сил германской армии в начале 1915 г., потеря русской армией своих
завоеваний.

9 КЛАСС. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
Раздел I. Великая российская революция и Гражданская война.
Великая российская революция
Предпосылки революции. Падение самодержавия. Переход власти к Временному правительству и Петросовету. Решение о созыве
учредительного собрания. Основные политические партии: большевики, меньшевики, эсеры, кадеты.
Призыв В.И. Ленина к вооруженному восстанию. Начало октябрьского этапа российской революции. Причины победы большевиков. II
Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Первые декреты «О мире», «О земле». Образование рабоче-крестьянского
правительства – временного Совета народных комиссаров (СНК). Установление советской власти на большей части бывшей Российской
империи. Брестский мир. Причины Гражданской войны.
Гражданская война.
Причины Гражданской войны.
Борьба за власть между представителями разных социальных слоѐв общества. Политическое расслоение общества.
Создание Рабоче-крестьянской Красной армии.
Вооруженные формирования белой армии против большевиков. Борьба «красных» и «белых» на Северном Кавказе и в Закавказье, на
Украине, в Крыму, на Урале.
Советская власть и Русская православная церковь, национализация церковного имущества, репрессии против священнослужителей. Слом
духовных, нравственных, культурных устоев в жизни общества.
Влияние революционных идей на все виды искусства, расцвет жанра политического плаката, агитбригад и др.

Революционная тема в творчестве писателей и поэтов: М. Горького, В. В. Маяковского, М.А. Шолохова (выборочно).
Воспитание новой интеллигенции из рабочих и крестьян.
Эмиграция интеллигенции за рубеж.
Раздел II. Советское государство в 1920-1930-е годы.
Советская Россия в 1920-е годы
Основные меры правительства Советской России в сфере экономики: строжайшая централизация экономики – военный коммунизм;
распределительный принцип; национализация внешней торговли, банков, предприятий. Меры по восстановлению хозяйства после
Гражданской войны. Рост военного производства. Раскулачивание. Конституция 1924 г. Утверждение однопартийной политической
системы. Молодѐжные коммунистические союзы (пионеры, комсомольцы).
Новая экономическая политика 1921-1929 гг.: отмена продразвѐрстки и замена еѐ продналогом, денежное обложение деревни, легализация
рыночных отношений на селе. Финансовая и денежные реформы. Создание Государственной плановой комиссии (Госплан). Восстановление
всероссийского рынка, отмена трудовой повинности, кризисы и итоги нэпа.
Образование СССР. Первая Конституция СССР (1924 г.)
Борьба за власть внутри партии большевиков. Болезнь и смерть В.И. Ленина. Личность И.В. Сталина, приход Сталина к власти.
Индустриализация в СССР
Экономический подъѐм страны за счѐт развития энергетики, металлургии, машиностроения, химической промышленности.
Коллективизация сельского хозяйства (колхозы). Падение сельскохозяйственного производства, голод 1932-1933 гг. Насильственное
закрепление крестьян на земле.

Внутренняя политика: поиски врагов революции и народа, политические процессы, жестокие репрессии. Появление бесплатной рабочей
силы в системе ГУЛАГа – спецпереселенцы (раскулаченные).
Культ личности, идеологическое воспитание граждан СССР. Сталинская конституция 1936 г.
Накануне Второй мировой войны
Приход фашистов к власти в Германии.
Обзорно: внешняя политика СССР в 20-40-е гг. ХХ в.: продвижение в другие страны коммунистических (интернациональных) идей.
Вступление СССР в международную организацию – Лигу Наций. Заключение союзов с Францией и Англией о взаимопомощи, начало
переговоров о заключении военного союза против Германии, их провал. Начало переговоров с Германией, договор о дружбе и границах
(1939).
Раздел III. СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945).
Начало Второй мировой войны.
Нападение гитлеровской армии на Польшу (1 сентября 1939 г.) Объявление войны Германии со стороны Франции, Англии. Оккупация
немецкими войсками стран Северной Европы. Вступление фашистов в Париж. Англия в схватке с Германией.
Ультиматум Сталина прибалтийским странам, насильственное присоединение их территорий к СССР. «Зимняя» война 1939-1940 гг.
Исключение СССР из Лиги Наций.
Усилия СССР по наращиванию военно-промышленного комплекса. Ослабление Красной армии и флота из-за репрессий высшего
командного состава. Доклады советских разведчиков о готовящемся нападении Германии на СССР. Слабое укрепление границ и
неготовность армии к боевым действиям.
Начало Великой Отечественной войны

22 июня 1941 г. – начало Великой Отечественной войны. Размах фашистской агрессии, кровопролитие в первые месяцы войны. Заявление
президентов США и Англии о поддержке Советского Союза в войне против Германии, создание антигитлеровской коалиции. Вступление в
войну США. Война с Японией на Дальнем Востоке.
Ключевые военные действия на территории СССР (июнь 1941 – осень 1942 г.)
Наступление немцев на Москву. Введение осадного положения в Москве (октябрь 1941 г.)
Битва под Москвой – первая значительная победа Красной армии в Великой Отечественной воне.
Планы немцев по захвату нефтяных районов Кавказа, плодородных областей юга России. Героическая оборона Севастополя. Военные
действия на кавказском направлении. Продвижение немцев на Волгу, оборонительное сражение за Сталинград.
Приказ Верховного главнокомандующего И.В. Сталина № 227 от 28 июля 1942 г. «Ни шагу назад!»
Всѐ для фронта, всѐ для победы!
Перестройка экономики страны на военные рельсы. Эвакуация предприятий из европейской части страны на восток. Разработка и внедрение
новых видов вооружений.
Всесоюзная кампания по сбору средств и пожертвований в фонд обороны. Трудовой героизм народа: 11-часовой рабочий день, отмена
отпусков, овладение смежными профессиями, жизнь во имя Победы.
Создание на оккупированных территориях подполья. Сопротивление в тылу врага: рейды, диверсии, создание партизанского движения.
Заслуги учѐных и рабочих в создании новых видов оружия и военной техники: танков, самоходно-артиллерийских установок, самолѐтов.
Мастера культуры – фронту: концертные бригады лучших советских артистов, искусство плаката, кинофильмы и т.д.
Коренной перелом в войне (ноябрь 1942 – ноябрь 1943 г.)

Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом – коренной перелом в войне. Прорыв блокады Ленинграда. Операция немецкого
командования под названием «Цитадель», еѐ провал. Танковое сражение под Прохоровкой. Победа советских войск на Курской дуге, на
Днепре, освобождение Киева.
Успехи советских войск на Северо-Кавказском фронте, в Крыму, продвижение на западном направлении.
Встреча руководителей США, Англии, СССР в Тегеране. Обсуждение открытия второго фронта и послевоенного устройства Германии.
Освобождение территории СССР и Европы от фашизма
Усиление военно-экономической мощи стран антигитлеровской коалиции. Освобождение территории СССР. Открытие второго фронта.
Ялтинская конференция.
Вступление советских войск в Берлин, подписание акта о безоговорочной капитуляции. Германия 8 мая 1945 г. Война СССР с Японией.
Подписание акта о капитуляции Японии.
Раздел IV. Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце ХХ – XXI века. СССР после войны.
Восстановление промышленных предприятий. Карточная система распределения продовольственных и промышленных товаров. Голод 1946
г., денежная реформа, отмена карточной системы 1947 г.
Обстановка в руководстве страны в послевоенные годы. Смерть Сталина. Конец эпохи культа личности.
Внешняя политика: формирование системы безопасности страны. Усиление роли Советского Союза в Международных отношениях.
Конфронтация стран бывшей антигитлеровской коалиции, начало «холодной войны».
Объединение стран Восточной Европы в единый социалистический блок.
Создание Североатлантического союза (НАТО) под эгидой США. США и СССР – две ядерные державы, две противоборствующие системы:
социализм и капитализм.

Начало научно-технической революции (на примерах). Строительство первой в мире атомной электростанции в г. Обнинске. Разработка
водородной бомбы. Успехи в ракетостроении. Выдающиеся советские учѐные: И. В. Курчатов, А.Д. Сахаров, С. П. Королѐв, А. Н. Туполев,
С.В. Ильюшин и др.
Пора «оттепели» (середина 1950-х – первая половина 1960-х гг.) (обзорно)
Политическая жизнь: Н. С. Хрущѐв, его речь на ХХ съезде КПСС «О культе личности и его последствиях». Реабилитация жертв репрессий.
Попытка развития демократических принципов, «оттепель».
Подъѐм капитального строительства, освоение целины. Улучшение условий жизни людей.
Борьба за власть в партии, отстранение Н. С. Хрущѐва (1964).
Внешняя политика СССР в период «оттепели»: идеи о мирном сосуществовании стран с различным строем, о разоружении. Усиление
влияния СССР на страны Африки, ближнего востока и социалистического лагеря. Строительство Берлинской стены. Договор о запрете
испытаний ядерного оружия (1963 г.)
Запуск первого искусственного спутника Земли, полѐт в космос Юрия Гагарина, выход в космос летчика-космонавта А. А. Леонова.
Всемирный фестиваль молодѐжи и студентов (1957 г.) Развитие киноискусства.
Советский Союз в середине 1960-х – 1980-е гг.
Приход к власти Л. И. Брежнева. Курс на строительство «развитого социализма». Реформы в сельском хозяйстве и промышленности.
Недостатки лѐгкой промышленности.
Положительные изменения в жизни советских людей. Культурный досуг, хобби. Появление диссидентов.
Внешняя политика: разрядка международной напряженности. Война во Вьетнаме, Афганистане. Вмешательство во внутреннюю политику
Чехословакии (1968 г.).

Переход ко всеобщему среднему образованию. Успехи советских спортсменов. Олимпийские игры в Москве в 1980 г. Советское искусство
1960-1980 гг.
Распад СССР (обзорно)
Последние генеральные секретари СССР: Ю. В. Андропов, К. У. Черненко, М. С. Горбачѐв.
Политика перестройки. Совершенствование системы оплаты труда. Перевод предприятий на хозрасчѐт. Гласность и свобода мнений.
Возрастание роли церкви в жизни общества. Празднование 1000-летия Крещения Руси.
Окончание холодной войны. Бархатные революции в странах Варшавского договора.
Отмена 6-й статьи Конституции (об однопартийной системе). Выборы Президента РСФСР.
Государственный переворот (ГКЧП). Совещание в Беловежской Пуще. Распад СССР. Создание СНГ.
Первые годы существования Российской Федерации. Разгон демонстрации у Дома Советов (1993 г.) Увеличение внешнего долга страны.
Чеченский кризис. Отставка Б. Н. Ельцина.
Россия в начале ХХI века (обзорно)
Приход к власти В. В. Путина. Территориальная реформа. Экономические и социальные реформы 2000-х гг. Д. А. Медведев – новый
президент РФ. Политика развития современных технологий.
Борьба с международным терроризмом. Присоединение Крыма (2014 г.).
Культурная жизнь страны. Успехи российских спортсменов на Олимпийских играх и других международных соревнованиях.
Экономическое, культурное, духовное возрождение России.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов
Класс
7

№
п/п
1
Введение

Название раздела, темы уроков

История – наука о прошлом.
Глава 1. Древняя Русь
2
Происхождение славян. Три ветви славян *
3
В каких местах селились славяне
4
Славяне и их соседи *
5
Облик славян и черты характера. Торговый путь «из варяг в греки»
6
Хозяйство и уклад жизни восточных славян *
7
Организация жизни славян
8
Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян*
9
Языческие традиции восточных славян
10 Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь»
Глава 2. Древнерусское государство Киевская Русь
11 Как возникло Древнерусское государство
12 О чем рассказывает древняя летопись?*
13 Об Аскольде, Дире и их походах в Византию
14 Князь Игорь из рода Рюриковичей (913-945) Походы Игоря на Византию.
15 Как княгиня Ольга отомстила древлянам*
16 Ольга наводит порядок в Киевской Руси. Посольство Ольги в Византию.*
17 Сын князя Игоря и Ольги – Святослав. Война Святослава с хазарами.
18 Битвы Святослава на Балканах. Гибель Святослава.
19 Повторительно-обобщающий урок по теме «Древнерусское государство Киевская Русь»
Глава 3. Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства

Кол-во часов
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

Сыновья князя Святослава
Возвращение Владимира на Русь.
Князь Владимир Красное Солнышко. Крещение Руси.*
Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства.
Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019-1054) Князь – воин,
строитель, книжник.
«Русская Правда» Ярослава Мудрого.*
Русь после смерти Ярослава Мудрого
Князь Владимир Мономах. Память о Владимире Мономахе в истории Киевской Руси.
Распад Руси на отдельные княжества в XII в
Новгородская республика. Господин Великий Новгород.
Занятия и торговые пути новгородцев.*
Ростово-суздальское княжество в XII веке.
История возникновения Москвы*
Культура Руси в X-XIII веках.*
Повторительно-обобщающий урок по теме «Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского
государства»
Глава 4. Русь в борьбе с завоевателями
Образование монгольского государства. Чингисхан и его армия.
Битва на реке Калке.*
Нашествие монголов на Русь.
Летописи о битвах на реке Сить и героической обороне Козельска.*
Походы Батыя на южнорусские земли.
Новгородский князь Александр Невский (1236-1263).
Ледовое побоище.*
Власть Золотой Орды над русскими князьями.
Русские княжества в XIII-XIV веках. Борьба Москвы с Тверью.
Московский князь Иван Калита (1325 – 1340). Наследники Калиты.*
Изменения в Золотой Орде.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

63
64
65
66
67
68

Московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389). Благословение Сергия
Радонежского.*
Куликовская битва.*
Поход Тохтамыша на Москву в 1382 году.
Наследники Дмитрия Донского. Василий II Тѐмный.
Собирание Руси Иваном III. Покорение Новгорода.
Освобождение Руси от Золотой Орды.*
Управление государством Иваном III.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в борьбе с завоевателями»
Глава 5. Единое Московское государство
Русь в XVI веке. Царь Иван Грозный (1533-1584)
Близкое окружение царя Ивана IV. Земский собор, реформы Избранной рады.*
Войны Ивана Грозного.*
Война с западными странами.
Опричнина.
Погромы в Новгороде и конец опричнины. Покорение Сибири.
Россия после Ивана Грозного. Лжедмитрий I – самозванец.
Лжедмитрий II. Семибоярщина.
Русская православная церковь в Смутное время. Минин и Пожарский: за веру и
Отечество!*
Воцарение династии Романовых.
Царь Алексей Михайлович Романов (1645-1676).
Раскол в Русской православной церкви. Укрепление южных границ России. О казаках.*
Развитие России в XVII веке. Культура России в XVI – XVII веках.*
Повторительно-обобщающий урок по теме «Единое Московское государство»
Итоговое повторение

1

Глава 1. Российское государство в конце XVII – начале XVIII века
Введение

46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62

8

1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
1

Наше Отечество – Россия в XVII (17) веке
Отношения России с другими странами
Детство и юность Петра I (1672-1689)
Как обучали Петра I*
Семейные раздоры, борьба за власть. Итоги правления Софьи.*
Воцарение Петра I.
Строительство флота. Азовские походы
Великое посольство (1697-1698 гг) *
Новый бунт стрельцов. Возвращение Петра I в Москву
Северная война (1700-1721гг). Причины. Поражение под Нарвой. *
Первые победы над шведами.
Основание Петербурга. (1703 г.) *
Продолжение Северной войны. Разгром шведов под Полтавой.
Завершение Северной войны
Промышленность и сельское хозяйство. Заслуги Петра Великого перед Россией.
Изменения в управлении государством *
17 Табель о рангах Образование и культура при Петре I.
18 Личность Петра I. Семья Петра Великого *
19 Повторительно-обобщающий урок по теме «Российское государство в конце XVII –
начале XVIII века»
Глава 2. Российская империя после Петра I (1725-1801)
20 Екатерина I и Петр II. Внук Петра Великого.
21 Конец правления Петра II
22 Анна Ивановна (Иоанновна) и Иван IV.(1730-1741). Как правила Россией Анна
Иоанновна
23 Наследники Анны Иоанновны.
24 Конец Бироновщины.
25 Царствование Елизаветы Петровны. (1741-1761). Окружение Елизаветы. Возвращение к
порядкам Петра I.*
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
1
1
1
1
1
1

Войны России в период правления Елизаветы Петровны.
Воцарение Петра III.
Контрольная работа по итогам I полугодия
Россия в эпоху Екатерины Великой (1762-1796).
Начало царствования Екатерины II.*
Близкое окружение и помощники Екатерины II.
Война России с Турцией(1768-1774) .
Присоединение Крыма. Русско-турецкая война(1787-1791).*
Как управляла Россией Екатерина II.
Пугачевский бунт*
Развитие образования при Екатерине II. *
Конец правления Екатерины Великой.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя после Петра I (17251801)»
Глава 3. Российская империя в первой половине XIX (19) века
39 Отношение России со странами Европы в конце XVIII- начале XIX века. Наполеон
Бонапарт (1769-1821)
40 Великий князь Павел Петрович (1754-1801).Участие России в союзе европейских
государств против войск Наполеона.
41 Правление Павла I.
42 Император Александр I (1801-1825).
43 Реформы Александра I.
44 Аракчеевщина.*
45 Вторжение армии Наполеона в Россию.
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

46
47
48

Западная граница России: план Александра I, план Наполеона. Битва за Смоленск.
Отечественная война 1812г. *
Бородинское сражение. *
Наполеон в Москве. Александр I и Наполеон. Окончание войны

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

Поход русской армии в Европу в 1813-1814г. Россия после войны с Наполеоном.*
Император Николай I (1825-1855).
Восстание декабристов.*
Реформы Николая I.
Войны России на Кавказе.*
Отношения России с другими странами при Николае I.
Крымская война. Оборона Севастополя.*
Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя в первой половине
XIX (19) века»
Глава 4. Россия в конце XIX (19) – начале XX (20) века
57 Царь освободитель Александр II (1855-1881). Отмена крепостного права. Военные
реформы Александра II.*
58 Международные отношения России при Александре II.
59 Русско-турецкая война 1877-1878 годов.*
60 Революционные организации в России в конце XIX (19) века. *
61 Царь Александр III Миротворец (1881-1894).
62 Укрепление самодержавия Александром III. Российское государство в период
правления Александра III.*
63 Последний российский император - Николай II (1894-1917).
64 Обострение международных отношений. Война с Японией.
65 Революционные выступления 1905-1907 годов.
66 Россия перед и во время Первой мировой войны. Февральская революция 1917 г.
Отречение Николая II
67 Итоговое повторение
68 Итоговое повторение
Великая российская революция и гражданская война
1
Введение. Начало правления Николая II.
2
Русско-японская война 1904 – 1905 г.
3
Первая русская революция. *
49
50
51
52
53
54
55
56

9

1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
1
1
1

Появление первых политических партий.*
Реформы государственного управления.
Реформы П.А. Столыпина. *
Серебряный век русской культуры. *
Россия в первой мировой войне.
Февральская революция и отречение царя от престола.
Февральская революция и отречение царя от престола.*
Захват власти большевиками в Петрограде.
Установление Советской власти.
Начало гражданской войны. Создание Красной и Белой армии. *
Борьба между «красными» и «белыми»
Борьба между «красными» и «белыми»
Крестьянская война против «белых» и «красных».
Экономическая политика Советской власти.
Экономическая политика Советской власти.
Жизнь и быт людей в годы революции и Гражданской войны.*
Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая российская революция и
гражданская война»
Глава 2. Советское государство в 1920-1930-е годы
21 Советская Россия в первой половине 1920-х годов
22 Советская Россия в первой половине 1920-х годов
23 Новая экономическая политика (нэп)
24 Новая экономическая политика (нэп)*
25 Образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР)*
26 Изменение в системе государственного управления.
27 Культ личности И.В. Сталина.*
28 Индустриализация в СССР
29 Коллективизация крестьянских хозяйств.
30 Наш край в 20-30 годы 20 века. *
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

31 Конституция 1936 г. Политическая жизнь страны в 30-е годы.*
32 Развитие науки и культуры в СССР в 20-30 гг.*
33 Жизнь и быт советских людей в 20-30 гг XX века.
34 Повторительно-обобщающий урок по теме «Советское государство в 1920-1930-е годы»
Глава 3. СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945)
35 Накануне Великой Отечественной войны
36 Начало Великой Отечественной войны (июнь 1941-1945)*
37 Начало Великой Отечественной войны (июнь 1941-1945)
38 Битва за Москву. *
39 «Все для фронта, все для победы!»*
40 Блокада Ленинграда. *
41 Сталинградская битва. *
42 Борьба советских людей на оккупированных территориях. *
43 Битва на Курской дуге. *
44 Героизм тружеников тыла. *
45 Освобождение СССР и Европы от фашизма (1944-сентябрь 1945 года)
46 Вступление СССР в войну с Японией.
47 Окончание второй мировой войны.
48 ВОВ в судьбах земляков.*
49 Повторительно-обобщающий урок по теме «СССР в Великой Отечественной войне
(1941-1945)»
Глава 4. Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце XX (20) – XXI
начале (21) века
50 Возрождение страны после войны. *
51 Борьба за власть после смерти И.В. Сталина.
52 Реформы Н.С. Хрущева
53 Достижения в науке и технике в 50-60 гг.*
54 Освоение космоса.*
55 Пора «оттепели» (середина 1950-х – первая половина 1960-х годов)

1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
1
1
1
1
1
1

56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Советский Союз в середине 1960-х – 1980-е годы: от стабильности к кризису
Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Афганская война.
Советская культура и интеллигенция в годы «застоя»
Жизнь и быт советских людей в 70-е – начале 80 годов XX века.*
Реформы М.С. Горбачева.
Распад СССР. Россия в 1990-е годы *
ПОУ по теме «Советский Союз 1945 – 1991 гг»
Экономические реформы Б.Н. Ельцина.
Реформы государственного управления.
Развитие науки и культуры в 90 – е годы XX века.*
Продолжение реформ в России. *
Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская Федерация в конце XX (20) –
XXI начале (21) века»
Итоговое повторение

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».