РП Природоведение 5-6 классы

Управление образования администрации Горноуральского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 6

Приложение 1. 5.
Адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
МБОУ СОШ №6 (вариант №1),
утвержденной приказом №249-д от 02 июня 2017 года

Рабочая программа по природоведению,
Предметная область: Естествознание
5-6 классы

Планируемые результаты освоения учебного предмета пои итогам обучения в 5-6 классах
5 класс
Неживая природа
Предметные результаты
Минимальный уровень

Достаточный уровень

узнавание
и
называние
изученных
объектов
(формыповерхности, водоемы, небесные тела, основные
достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях,
фотографиях;
- представления о назначении изученных объектов, их роли
в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к определенным группам
(нефть - горючее полезное ископаемое);
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той
же
изучаемой группе (полезные ископаемые);
- соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни,
понимание их значения в жизни человека;
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения
в
природе и обществе (под контролем взрослого);
- выполнение несложных заданий под контролем учителя;
- адекватная оценка своей работы, проявление к ней
ценностного отношения, понимание оценки педагога.

- узнавание и называние изученных объектов в
натуральном виде в естественных условиях; знание
способов получения необходимой информации об
изучаемых объектах по заданию учителя;
- представления о взаимосвязях между изученными
объектами, их месте в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к определенным
группам с учетом различных оснований для
классификации (золото – полезное ископаемые,
металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные)
металлы);
- называние сходных по определенным признакам
объектов из тех, которые были изучены на уроках,
известны из других источников;
- объяснение своего решения;
- выделение существенных признаков групп объектов;
- знание и соблюдение правил безопасного поведения в
природе и обществе, правил здорового образа жизни;
- участие в беседе; обсуждение изученного; проявление
желания рассказать о предмете изучения, наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
- выполнение задания без текущего контроля учителя
(приналичии предваряющего и итогового контроля),
осмысленная
оценкасвоей
работы
и
работы

одноклассников, проявление к ней ценностного
отношения,
понимание
замечаний,
адекватное
восприятие похвалы;
- совершение действий по соблюдению санитарногигиенических норм в отношении изученных объектов и
явлений;
выполнение
доступных
возрасту
природоохранительных действий;
- осуществление деятельности по уходу за комнатными
и
культурными растениями.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями,
необходимыми для решенияпрактико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие
социальных отношений обучающихся в различных средах.
Личностные результаты
• Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.
• Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих территорию
нашей страны.
• Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной
деятельности.
• Формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей страны, ее населению, традициям,
обычаям,культурным и историческим достопримечательностям.
• Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование умения
обращаться запомощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении
практических работ, заданий в тетради на печатной основе, работе со статьей учебника, наглядным материалом
(иллюстрациями, образцами полезных ископаемых, гербариями и пр.); формирование готовности обращаться к
взрослым и сверстниками в бытовых ситуациях на прогулке, в парке, в столовой.

• Формирование готовности к самостоятельной жизни; формирование знаний о правилах поведения в быту и в природе
(соблюдениеправил пользования водой в быту, правила проветривания помещений)формирование стремления
соблюдать и вести здоровый образ жизни.
• Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; формирование знаний безопасного
(правильного) поведения в природе и в быту (например, соблюдение техники безопасности при пользовании газовой
плитой, проветривание помещений, мер, принимаемых для очистки воды и поддержания чистоты воздуха, измерение
температуры воды, воздуха).
• Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат,бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Знакомство с многонациональным
населением страны, традициями и обычаями населения, природными и культурными достопримечательностями нашей
страны, достижениями науки (полеты в космос, переработка полезных ископаемых), формирование стремления
поддерживать и соблюдать традиции своего региона и своей страны, формирование бережного отношения к природным
богатствам (ресурсам) нашей страны - экологическое воспитание.
• Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков
социальной адаптации через знакомство со своим краем (природа, достопримечательности, население, традиции, обычаи
и др.).
6 класс
Живая природа
Предметные результаты
Минимальный уровень
• узнавание и называние изученных объектов на
иллюстрациях, фотографиях;
• представления о назначении изученных объектов, их
роли в окружающем мире;
• отнесение изученных объектов к определенным
группам

Достаточный уровень
• узнавание и называние изученных объектов в натуральном
виде в естественных условиях; знание способов получения
необходимойинформации об изучаемых объектах по
заданию педагога;
• представления о взаимосвязях между изученными
объектами, их месте в окружающем мире;

(осина - лиственное дерево леса);
• называние сходных объектов, отнесенных к одной и
той же изучаемой группе (хвойные деревья, рыбы,
насекомые);
• соблюдение режима дня, правил личной гигиены и
здорового образа жизни, понимание их значения в
жизни человека;
• соблюдение элементарных правил безопасного
поведения в природе и обществе (под контролем
взрослого);
• выполнение несложных заданий под контролем
учителя;
• адекватная оценка своей работы, проявление к ней
ценностного отношения, понимание оценки педагога.

Личностные результаты

• отнесение изученных объектов к определенным группам с
учетом различных оснований для классификации (корова животное,
млекопитающее
животное,
травоядное
животное,сельскохозяйственное животное);
• называние сходных по определенным признакам объектов
из тех, которые были изучены на уроках, известны из других
источников; объяснение своего решения;
• выделение существенных признаков групп объектов;
• знание и соблюдение правил безопасного поведения в
природе и обществе, правил здорового образа жизни;
• участие в беседе; обсуждение изученного; проявление
желания рассказать о предмете изучения, наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
• выполнение здания без текущего контроля учителя (при
наличии
предваряющего
и
итогового
контроля),
осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников,
проявление к ней ценностного отношения, понимание
замечаний, адекватное восприятие похвалы;
• совершение действий по соблюдению санитарногигиенических норм в отношении изученных объектов и
явлений;
• выполнение доступных возрасту природоохранительных
действий; осуществление деятельности по уходу за
комнатными и культурными растениями.

• Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной
деятельности.
Формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, ее природным богатствам.
• Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование умения
обращаться за помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении
практических работ, заданий в тетради на печатной основе, работе со статьей учебника, наглядным материалом
(иллюстрациями, образцами полезных ископаемых, гербариями и пр.).
Формирование готовности обращаться к взрослым и сверстниками в бытовых ситуациях, например, в поликлинике,
магазине при выборе продуктов и др.
• Формирование готовности к самостоятельной жизни. Формирование знаний о здоровом образе жизни (режиме дня,
чередовании труда и отдыха, здоровом питании, правильной осанке, гигиене), формирование стремления соблюдать и
вести здоровый образ жизни. Знакомство с доступными правилами ухода за комнатными растениями, домашними
животными и животными живого уголка.
• Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Формирование умений соблюдать
правила личной гигиены, режима дня, здорового питания, умения ухаживать за комнатными растениями и домашними
животными (кошки, собаки, аквариумные рыбки, декоративные птицы).
• Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Формирование бережного отношения к
природе, знакомство с Красной книгой - экологическое воспитание.

• Знакомство с многонациональным населением страны, традициями и обычаями населения, природными и
культурными достопримечательностями нашей страны, достижениями науки, формирование стремления поддерживать
и соблюдать традиции своего региона и своей страны.
• Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков
социальной адаптации через знакомство со своим краем (природа, достопримечательности, население, традиции, обычаи
и др.).
Содержание учебного курса «Природоведение» в 5-6 классах
Природоведение - интегрированный естественно-научный курс, который сочетает в себе элементы биологии,
географии и другихестественных наук.
Курс «Природоведение» ставит своей целью освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к
изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение
практических сведений в повседневной жизни обучающимися с нарушениями интеллекта.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
• сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
• демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
• формирование географических представлений о формах поверхности, водоемах, населении, городах и др.;
• формирование предметных и общеучебных умений и навыков;
• воспитание патриотических чувств, видения красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам,
знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
• воспитание социально значимых качеств личности;

• формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными,
выращивание комнатных и культурных растений);
• формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и
правила здоровогообраза жизни.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развиваются и корригируются наблюдательность,
память, воображение,речь, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать,
устанавливать причинно-следственные связи и зависимости).
Первые природоведческие знания умственно отсталые школьники получают в дошкольном возрасте и в начальных
классах. При ознакомлении с окружающим миром у учеников формируются начальные знания о природе: они изучают
сезонные изменения в природе,знакомятся с временами года и их признаками, наблюдают за явлениями природы,
сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья.
Заложенный в программу обязательный минимум знаний обеспечивает преемственность на разных ступенях
обучения школьников. Врамках природоведения расширяются знания обучающихся о многообразии природных
объектов, полученные на уроках «Мир природы и человека» в 1-4 классах. Новая ступень изучения окружающей
природной среды обеспечивается началом систематизации знаний об объектах природы и формировании
первоначальных представлений о человеке как части Вселенной, о взаимосвязи между миром живой и неживой
природы, между живыми организмами, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей
среде. Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных
операций у школьников с нарушениями интеллекта, так и экологическим требованиям современной жизни. Таким
образом, предлагаемый в программе минимум природоведческих знаний предоставляет возможность более успешного
продолжения образования на последующих уровнях развития в процессе изучения географии и биологии.

Кроме вертикальной преемственности, программа обеспечивает и горизонтальные межпредметные связи.
Содержание программы поприродоведению взаимосвязано с математикой, русским языком, с основами социальной
жизни, физической культурой, изобразительным искусством, трудовой подготовкой.
АООП по курсу «Природоведение» для 5-6 классов состоит из 6 разделов: «Вселенная», «Наш дом - Земля», «Есть на
Земле страна Россия», «Растительный мир Земли», «Животный мир Земли», «Человек».
При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами,
историей исследованиякосмоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на
Земле. Учитель может познакомить детей с названиями планет, но не должен требовать от них полного воспроизведения
этих названий.
В разделе «Наш дом - Земля» изучаются оболочки Земли. Содержания понятий атмосфера, литосфера и
гидросфера, подлежат изучениюбез ознакомления с соответствующими терминами. В разделах «Воздух», «Полезные
ископаемые», «Вода», «Почва» обучающиеся знакомятся с основными свойствами воздуха, воды и почвы, видами
полезных ископаемых, использованием в хозяйственной деятельности человека, мерами, принимаемыми для охраны
природных ресурсов. Обучающиеся получают первоначальные представления и понятия о поверхности Земли: суши
(равнины, холмы, овраги, горы) и водоемов (ручьи, реки, озера, пруды, болота, моря и океаны). Учитель может
использовать на уроке глобус, физическую карту России и политическую карту мира, предназначенные для начальной
школы для демонстрации форм поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные
условные цвета суши и воды - зеленый, коричневый и синий (не раскрывая особенностей построения географических
карт).
В процессе изучения раздела «Есть на Земле страна Россия» предполагается сформировать у школьников
элементарные страноведческиепонятия. Обучающиеся знакомятся с Россией как единым государством, ее городами,

населением, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе уместно обобщить знания пятиклассников о
своем родном крае, более подробно познакомить с основными географическими объектами, занятиями населения,
достопримечательностями.
При изучении разделов «Растительный мир Земли» и «Животный мир Земли» у обучающихся 6 класса
углубляются и систематизируютсязнания, приобретенные ранее в младших классах, приводятся простейшие
классификации растений и животных. Педагогу необходимо обратить внимание обучающихся на характерные признаки
каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и как следствие
этого - необходимость охраны растительного и животного мира. При изучении данных разделов следует опираться на
личный опыт учащихся.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения о своем организме, его строении и функционировании. В
программе человекрассматривается как часть живого мира, поэтому одноименный раздел предполагает изучение
организма человека как единого целого и на этой основе - формирование представлений о способах поддержания и
сохранения здоровья. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению
появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
В процессе изучения природоведческого материала обучающиеся должны понять логику курса: Вселенная Солнечная система – планетаЗемля - оболочки Земли (атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера (почва,
поверхность), гидросфера (вода, водоемы), биосфера (растения, животные, человек). Человек - часть Вселенной. От
неживой природы зависит жизнь растений, животных и человека. Такое построение программы позволит сформировать
у обучающихся с умственной отсталостью целостную картину окружающего мира, показать единство материального
мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.

Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов
естествоведческого цикла. Для этогопрограммой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы,
которые опираются на личный опыт обучающихся и позволяютиспользовать в реальной жизни знания, полученные на
уроках.Учителю рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы, что обусловлено как
психофизическими особенностямиучащихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях
способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного
материала

(значительная

часть

изучаемых

объектов

и

явлений,

предусмотренных

программой,

доступна

непосредственному наблюдению обучающихся).
В том случае, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает
демонстрацию опытов (свойства воды,воздуха, почвы). В программе выделены основные виды практических работ по
всем разделам. Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные,
необязательные для общего выполнения или выполняемые совместно с учителем, обозначаются специальным знаком
«*».
На изучение темы «Сезонные изменения в природе» отдельное время программой не отводится, так как
школьники рассматривали временагода и их характерные особенности в начальной школе. В 5 классе предлагается лишь
проводить практические работы: ежедневное наблюдение за погодой и ведение календаря природы и труда, посезонное
подведение итогов. На знания учащимися сезонных закономерностей в природе необходимо опираться при изучении
всех тем курса.
В связи с тем, что курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению в дальнейшем
биологического игеографического материала, данной программой предусматривается введение в пассивный словарь
понятий, слов и таких терминов, как млекопитающие, земноводные, системы органов, материки, глобус, карта и др.

Программой предполагается, что при изучении раздела «Есть на Земле страна Россия» школьники познакомятся с
наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории России(Черное море, река Волга,
озеро Байкал и др..) Изучение данных объектов носит ознакомительный характер и не требует от школьников
географической характеристики этих объектов и нахождения их на физической карте.
Содержание материала описано лаконично, без излишней детализации - это дает учителю большое пространство
для творчества, не ограничивает его жесткими программными рамками, позволяет учитывать специфику природы своего
края.
Требования к уровню базовых учебно-познавательных действий, уровню подготовки обучающихся с
интеллектуальными

нарушениями

поприродоведению

ориентированы

на

овладение

наиболее

значимыми

географическими и биологическими знаниями, приемами практической и интеллектуальной деятельности.
Рубрика «Знать, понимать, уметь» включает в основном требования репродуктивного уровня, нацеленные на
воспроизведение основного содержания предмета. Однако в программу включены и отдельные требования
продуктивного характера, к которым относятся формирование предметной деятельности, коммуникативных умений и
способов деятельности, связанных с соблюдением норм экологического поведения в природной среде, сохранением
собственного здоровья.
5 класс
Неживая природа (68 часов)
«Введение» (2 часа)
Что такое природоведение? Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая
природа. Живая природа: растения, животные, человек.
«Вселенная» (6 часов)

Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли.
Полеты в космос. Современные исследования. Смена дня и ночи. Смена времен года. Сезонные изменения в природе.
Практические работы. Зарисовки звездного неба, формы Земли и Луны, космического корабля.
Экскурсия (планетарий, музей космонавтики, обсерватория) или наблюдение за звездным небом.
Межпредметные связи. Мир природы и человека, русский язык, математика, изобразительная деятельность.
«Наш дом - Земля» (44 часа)
Планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера (1 час).
«Воздух» (9 часов)
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем,
упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту.
Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Движение воздуха. Теплый воздух легче
холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в
природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение
температуры воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение.
Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и
его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный
воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
«Полезные ископаемые» (14 часов)
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина. Внешний
вид, свойства, добыча и использование.

Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть.
Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск,
горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах,
текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный
газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.Черные металлы (различные виды стали и чугуна).
Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление.
Распознавание стали и чугуна.Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов.
Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к
ржавлению.Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность.
Распознавание меди. Ее применение.Благородные (драгоценные) металлы: золото, серебро, платина. Внешний вид,
использование.Охрана недр.
«Вода» (14 часов)
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы,
способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды.
Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и
морская вода. Питьевая вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Три состояния воды. Температура и ее
измерение. Единица измерения температуры - градус. Температура плавления льда и кипения воды. Расширение при
нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов,
ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту,
промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой воды. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши.

Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека.
Охрана воды.
«Поверхность суши. Почва» (6 часов)
Равнины, холмы, овраги. Горы. Почва — верхний слой земли. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные
соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной - органическая часть почвы. Глина, песок и соли минеральная часть почвы.Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых
почв: способность впитывать воду, пропускатьее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам.
Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.Основное свойство почвы - плодородие. Обработка почвы.
Значение почвы в народном хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв.
Лабораторная работа. Давление и движение воздуха.
Практические работы. Проведение опытов, демонстрирующих свойства воды, воздуха, почвы.Зарисовка форм
поверхности суши.Составление таблицы «Полезные ископаемые».Заполнение схемы «Воды суши». Изготовление
макетов форм поверхности суши.Изготовление плакатов по темам «Охрана воды, воздуха, почвы».
Экскурсии (1 час)
Экскурсии к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности Земли, водоемы).
Межпредметные связи.
Мир природы и человека, русский язык, ручной труд, изобразительная деятельность.
«Есть на Земле страна Россия» (14 часов)
Россия - Родина моя. Место России на карте мира. Важнейшие географические объекты, расположенные на территории
нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие
объекты

в

зависимости

от

региона.

Москва

-

столица

России

Санкт-Петербург.

Крупные

города,

их

достопримечательности. Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток или другие города
европейской и азиатской частей России (по усмотрению учителя). Древние русские города. Исторические и культурные
достопримечательности. Ярославль, Владимир, города Золотого кольца. Население нашей страны. Городское и сельское
население. Народы России. Ваш город (поселок, село, деревня). Важнейшие географические объекты региона.
Поверхность, водоемы. Занятия населения. Достопримечательности.
Обобщение раздела «Неживая природа» (2 часа).
Практические работы. Зарисовка государственного флага России.Подбор иллюстраций (достопримечательности
городов, представителей народов нашей страны, изделия народных промыслов и т. д.).Изготовление альбома «Россия наша Родина».Нахождение России на политической карте.Составление рассказа о своем городе, поселке, селе, деревне.
Изготовление альбома «Наш город (поселок, село, деревня)».
Экскурсии
Экскурсии по городу или поселку (природные объекты, промышленные или сельскохозяйственные предприятия,
краеведческий музей,достопримечательности своей местности).
Межпредметные связи
Русский язык и чтение, ручной труд, изобразительная деятельность.
6 класс
Живая природа (68 ч)
«Введение» (1 час)
«Растительный мир Земли» (17 часов)
• Разнообразие растительного мира Земли. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).
Строение растений.

• Деревья, кустарники, травы. Общая характеристика.
• Дикорастущие и культурные растения.
• Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.
• Деревья хвойные. Ель, сосна, лиственница.
• Дикорастущие кустарники.
• Культурные кустарники.
• Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник,одуванчик,ромашка, укроп, петрушка.
• Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места произрастания.
• Лекарственные растения. Зверобой, крапива, ромашка и др. Правила сбора. Использование.
• Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. Герань, бегония, фиалки, традесканция.
• Растительный мир разных районов Земли.
• Растения нашей страны.
• Растения своей местности: дикорастущие и культурные.
• Красная книга России и своего края.
• Практические работы
• Зарисовки деревьев, кустарников, трав.
• Выделение составных частей растений*.
• Изготовление гербариев*.
• Сезонные наблюдения за растениями.
• Зарисовка растений в разные времена года.
• Заполнение таблиц, игры на классификацию растений по месту произрастания.

• Уход за комнатными растениями.
• Составление букетов из сухоцветов*.
• Сбор лекарственных растений, запись в тетрадь правил их использования*.
Экскурсии
Экскурсии в парк, сквер, сад, лес, поле, огород (в зависимости от местных условий).
Межпредметные связи
Мир природы и человека, русский язык, математика, основы социальной жизни, ручной труд, изобразительная
деятельность.
«Животный мир Земли» (34 часа)
• Разнообразие животного мира. Различие по внешнему виду, способам питания, передвижения и др.
• Среда обитания животных. Суша, воздух, водоемы.
• Понятие животные. Основные группы: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери
(млекопитающие).
• Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы, кузнечики, муравьи, пчелы. Внешний вид. Место и значение в природе.
• Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место и значение в природе. Морские и речные рыбы.
• Земноводные. Лягушки, жабы.
• Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы.
• Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Место и значение в природе. Ласточки, скворцы, снегири, орлы,
лебеди, журавли, чайки.
• Охрана птиц. Птицы своего края.
• Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни.

• Млекопитающие суши. Млекопитающие морей и океанов.
• Животные рядом с человеком. Домашние животные в деревне и городе. Сельскохозяйственные животные: лошади,
коровы, козы, овцы, свиньи.
• Домашние птицы: куры, утки, индюки.
• Уход за животными дома или в живом уголке. Аквариумные рыбки. Птицы. Морские свинки. Хомяки. Черепахи.
Кошки Собаки.
Правила ухода и содержания.
• Животные холодных районов Земли.
• Животные умеренного пояса.
• Животные жарких районов Земли.
• Животный мир нашей страны.
• Охрана животных. Заповедники. Красная книга России.
• Животные своей местности. Красная книга области (края).
Практические работы
• Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.
• Упражнения в классификации животных (таблицы, игры).
• Изготовление кормушек, скворечников.
• Сезонные наблюдения за животными.
• Наблюдение за животными живого уголка.
• Составление правил ухода за домашними животными.
• Уход за животными живого уголка.

• Составление рассказов о домашних животных*.
Экскурсии
Экскурсии в зоопарк, парк, живой уголок, на животноводческую, птицеводческую фермы или звероферму (в
зависимости от местных условий).
Межпредметные связи
Мир природы и человека, русский язык, математика, ручной труд, изобразительная деятельность, географии.
«Человек» (13 часов)
• Как устроен наш организм. Анатомическое строение. Части тела и внутренние органы.
• Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
• Здоровый образ жизни человека (гигиена, закаливание, вредное воздействие на организм алкоголя, никотина,
наркотиков). Правила личной гигиены.
• Осанка. Правильная осанка. Причины и профилактика искривлений позвоночника. Гигиена.
• Органы чувств. Значение органов чувств.
• Правила гигиены и охрана органов чувств. Профилактика нарушений слуха и зрения.
• Здоровое (рациональное) питание. Разнообразие продуктов питания. Витамины. Режим и гигиена.
• Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
• Оказание первой доврачебной помощи. Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных
заболеваний. Выполнение советов врача. Домашняя аптечка. Специализация врачей. Медицинские учреждения нашего
города.
Практические работы
• Показ частей тела и важнейших органов на таблицах, муляжах, торсе человека.

• Составление схем, зарисовка по контуру частей тела и важнейших органов, работа на магнитной доске.
• С помощью различных органов чувств определение качеств и свойств различных предметов.
• Физические упражнения, направленные на поддержание правильной осанки.
• Составление и запись в тетрадь правил личной гигиены.
• Составление распорядка дня.
• Упражнения в оказании первой доврачебной помощи (обработка ссадин и мелких ран - порезов, наложение пластыря).
Подсчет частотыпульса, измерение температуры тела.
• Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка).
Экскурсии
Экскурсии в медицинский кабинет, поликлинику, аптеку.
Межпредметные связи
Физическая культура, основы социальной жизни, изобразительная деятельность.
Требования к базовым учебно-познавательным действиям ккурсу «Природоведение»
Обучающиеся должны знать, понимать, уметь:
• что изучает природоведение;
• предметы и объекты живой и неживой природы;
• название нашей планеты и ее форму, значение Солнца для жизни на Земле;
• свойства воды, воздуха и почвы;
• названия полезных ископаемых, их свойства,использованиечеловеком;
• основные формы поверхности;
• виды водоемов;

• простейшую классификациюрастений (деревья,кустарники,травы) и животных (рыбы, насекомые, птицы, звери);
• среду обитания и разнообразие растительного и животного мира Земли;
• название своей страны и ее столицы, некоторых народов, ее населяющих;
• названия важнейших географических объектов;
• названия типичных представителей растительного и животного мира России и своего края;
• названия некоторых редких и занесенных в Красную книгу растений и животных своей местности;
• правила поведения в природе;
• название частей тела и основных органов, их назначение;
• факторы здорового образа жизни;
• основные санитарно-гигиенические нормы и правила оказания доврачебной помощи.
Обучающиеся должны уметь:
• наблюдать за сезонными изменениями в природе, растительном и животном мире своей местности;
• заполнять дневники наблюдений;
• называть разнообразных представителей животного и растительного мира;
• ухаживать за домашними животными и культурными растениями;
• демонстрировать простейшие опыты;
• показывать части тела и некоторые органы (сердце, легкие, желудок, органы чувств);
• демонстрировать образец правильной осанки;
• оказывать простейшую доврачебную помощь, измерять температуру тела;
• соблюдать правила элементарной гигиены;
• выполнять зарисовки и изготавливать простейшие макеты форм поверхности;

• составлять небольшие по объему рассказы о своем крае.
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
«Природоведение».
Оценка предметных результатов проводится с помощью устных ответов и тестового контроля, направленных на
определение уровняосвоения темы обучающимися. Критериями оценивания являются:
 соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам
освоения адаптированнойобщеобразовательной программы;
 динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.
Устный ответ
Отметка «5»
- обнаруживает понимание материала;
- самостоятельно формулирует ответы;
- умеет привести примеры;
- допускает единичные ошибки и сам исправляет.
Оценка «4»
- обнаруживает понимание материала;
-самостоятельно формулирует ответы;
- допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки);
- допускает ошибки в речи (1-2 ошибки).
Оценка « 3»
- обнаруживает знание и понимание основных положений темы;

- излагает материал недостаточно полно и последовательно;
- допускает ряд ошибок в речи;
- затрудняется самостоятельно подтвердить пример;
- нуждается в постоянной помощи учителя.
Тестовый контроль
Все тестовые задания разработаны с учѐтом групп обученности обучающихся и предназначены для выявления уровня
знаний по заданной теме.
1 группа – выполняет все задания тестов.
2 группа – сокращѐнныйобъѐм заданий.
3 группа – задания выбираются индивидуально для каждого ребенка.
Оценка уровня знаний проводится после изучения темы, раздела.
Критерии оценивания:
1 группа
Отметка «5» ставится, если все ответы правильные и работа выполнена самостоятельно.
Отместка«4» ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.
Отметка«3» ставится, если допущены более 2 ошибок. Не справился с заданием, если допущены более 3 ошибок.
2 группа
Отметка «5» ставится, если все ответы правильные и работа выполнена с небольшой помощью.
Отметка «4» ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.
Отметка «3» ставится, если допущены более 2 ошибок.
3 группа

Отметка «5» не ставится
Отметка «4» ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.
Отметка «3» ставится, если работа выполнена небрежно и допущены более 3 ошибок.
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
«Природоведение»
Оценкапредметных результатов проводится с помощью устных ответов и тестового контроля, направленных на
определение уровня освоениятемы обучающимися. Критериями оценивания являются:
 соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам
освоения адаптированнойобщеобразовательной программы;
 динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.
Устный ответ
Отметка «5»
- обнаруживает понимание материала
- самостоятельно формулирует ответы
- умеет привести примеры
- допускает единичные ошибки и сам исправляет.
Отметка «4»
- обнаруживает понимание материала
- самостоятельно формулирует ответы
- допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки)
- допускает ошибки в речи (1-2 ошибки).

Отметка «3»
- обнаруживает знание и понимание основных положений темы
- излагает материал недостаточно полно и последовательно
- допускает ряд ошибок в речи
- затрудняется самостоятельно подтвердить пример
- нуждается в постоянной помощи учителя.
Тематическое планирование
5 класс
Тематический блок (тема учебного занятия)

№
урока

Количество
часов

1.

Введение
Что такое природоведение? Знакомство с учебником.

2
1

2.

Живая и неживая природа

1

Вселенная

6

3.

Небесные тела: планеты и звезды.

1

4.

Солнце.

1

5.

Солнечная система.

6.

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли.

1

7.

Полеты в космос. Современные исследования.

1

8.

Смена дня и ночи. Смена времен года. Сезонные изменения в природе.

1

Наш дом – Земля. Воздух.

11

9.

Планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера

1

10.

Воздух. Свойства воздуха.

1

11.

Использование свойств воздуха в быту.

1

12

Движение воздуха. Тѐплый воздух, холодный воздух

1

13.

Ветер. Работа ветра в природе.

1

14.

Ураганы. Способы защиты

1

15.

Температура воздуха. Измерение температуры воздуха

1

16.

Состав воздуха: кислород, углекислый газ и азот.

1

17.

Значение воздуха для жизни на Земле.

1

18.

Чистый и загрязнѐнный воздух

1

19.

Обобщающий урок по темам: Вселенная. Наш дом – Земля. Воздух.

1

Полезныеископаемые

14

Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи.

1

20.

21.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит,
известняк.

1

22.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: песок, глина.

1

23.

Горючие полезные ископаемые.

1

24.

Торф. Внешний вид, свойства, применение

1

25.

Каменный уголь. Внешний вид, свойства, применение, способы добычи

1

26.

Нефть. Свойства, применение, способы добычи

1

27.

Природный газ. Свойства, применение, способы добычи.

1

28.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

1

29.

Черные металлы. Свойства чѐрных металлов. Применение.

1

30.

Цветные металлы. Свойства цветных металлов. Применение.

1

31.

Благородные (драгоценные) металлы.

1

32.

Охрана полезных ископаемых.

1

33.

Обобщающий урок по теме «Полезные ископаемые»

1

Вода

15

34.

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.

1

35.

Свойстваводы.

1

36.

Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода.

1

37.

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.

1

38.

Три состояния воды. Температура воды и ее измерение.

1

39.

Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.

1

40.

Лабораторная работа «Свойства воды».

1

41.

Работа воды в природе.

1

42.

Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском
хозяйстве.

1

43.

Вода в природе: осадки, воды суши. Круговорот воды в природе.

1

44.

Воды суши: ручьи, реки.

1

45.

Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища.

1

46.

Моря и океаны.

1

47.

Охрана воды.

1

48.

Обобщение по теме: Вода.

1

Поверхность суши. Почва.

6

49.

Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги. Горы.

1

50.

Почва – верхний слой Земли. Состав почвы.

1

51.

Разнообразие почв.

1

52.

Основное свойство почв – плодородие. Обработка почвы.

1

53.

Охрана почвы.

1

54.

Обобщение по теме «Поверхность суши. Почва»

1

Есть на Земле страна – Россия.

14

55.

Место России на земном шаре. Знакомство с картой.

1

56.

Моря и океаны, омывающие берега России.

1

57.

Равнины и горы на территории нашей страны

1

58.

Реки и озера России.

1

59.

Москва – столица России.

1

60.

Санкт - Петербург.

1

61.

Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий.

1

62.

Нижний Новгород, Казань, Волгоград

1

63.

Новосибирск, Владивосток.

1

64.

Население нашей страны. Городское и сельское население.

1

65.

Екатеринбург – центр Свердловской области. Город Нижний Тагил. Наш поселок Новоасбест.

1

66.

Свердловская область. Важнейшие географические объекты региона. Достопримечательности.

1

67-68 Обобщение и повторение пройденного материала по теме «Неживая природа».

2

Тематическое планирование. 6 класс.
№
урока

Тематический блок (тема учебного занятия)

Количество
часов

1.

Живая природа: растения, животные, человек

1

2.

Разнообразие растительного мира

1

3.

Среда обитания растений

1

4.

Строение растений

1

5.

Деревья, кустарники, травы

1

6.

Лиственные деревья

1

7.

Хвойные деревья

1

8.

Дикорастущие кустарники

1

9.

Культурные растения

1

10.

Травы

1

11.

Декоративные растения

1

12.

Лекарственные растения

1

13.

Комнатные растения. Уход за комнатными растениями

1

14.

Комнатные растения: герань, бегония, фиалка, традесканция

1

15.

Растительный мир разных районов Земли

1

16.

Растения нашей страны

1

17.

Растения Свердловской области

1

18.

Красная книга России и Свердловской области

1

19.

Разнообразие животного мира

1

20.

Среда обитания животных

1

21.

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

1

22.

Насекомые

1

23.

Бабочки, стрекозы, жуки

1

24.

Кузнечики, муравьи, пчелы

1

25.

Рыбы

1

26.

Морские и речные рыбы

1

27.

Земноводные. Лягушки, жабы

1

28.

Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы.

1

29.

Птицы

1

30.

Ласточки, скворцы, снегири, орлы

1

31.

Лебеди, журавли, чайки

1

32.

Птицы Свердловской области. Охрана птиц.

1

33.

Млекопитающие

1

34.

Млекопитающие суши

1

35.

Млекопитающие морей и океанов

1

36.

Домашние животные в городе и деревне

1

37.

Сельскохозяйственные животные. Лошади

1

38.

Сельскохозяйственные животные. Коровы

1

39.

Сельскохозяйственные животные: козы, овцы, свиньи

1

40.

Домашние птицы: куры, утки, индюки

1

41.

Уход за животными в живом уголке или дома

1

42.

Аквариумные рыбки

1

43.

Канарейки, попугаи

1

44.

Морские свинки, хомяки, черепахи

1

45.

Домашние кошки

1

46.

Собаки

1

47.

Животные холодных районов Земли

1

48.

Животные умеренного пояса

1

49.

Животные жарких районов Земли

1

50.

Животный мир нашей страны

1

51.

Охрана животных. Заповедники. Красная книга России

1

52.

Животные нашей местности. Красная книга Свердловской области

1

53.

Как устроен наш организм

1

54.

Как работает наш организм

1

55.

Здоровый образ жизни человека

1

56.

Осанка

1

57.

Органы чувств

1

58.

Правила гигиены и охрана органов чувств

1

59.

Здоровое питание

1

60.

Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены

1

61.

Оказание первой медицинской помощи

1

62.

Профилактика простудных заболеваний. Обращение за медицинской помощью

1

63.

Специализация врачей

1

64-65. Медицинские учреждения нашего города и посѐлка
66.

Неживая природа

67-68. Живая природа

2
1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».