Аннотации к рабочим программам учебных предметов для обучающихся с умственной отсталостью

Аннотации к рабочим программам учебных предметов
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
Название
учебного
курса
Математика

Классы

1-9

Информатика

7-9

Русский язык
Речевая
практика

1-4

Аннотация
Цель преподавания учебного курса «Математика» –
создание комплекса условий, обеспечивающих коррекцию
отклонений в развитии, психолого-педагогическую и социальную
реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Задачи учебного курса математики в коррекционной
школе состоят в том, чтобы:
 дать учащимся такие доступные количественные,
пространственные и временные геометрические представления,
которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую
деятельность;
 использовать процесс обучения математике для
повышения уровня общего развития учащихся коррекционных
школ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и
личностных качеств;
 воспитывать у учащихся целенаправленность,
терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие,
самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать
точность и глазомер, умение планировать работу и доводить
начатое дело до завершения.
В результате изучения курса информатики у учащихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут
сформированы представления, знания и умения, необходимые для
жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе.
Обучающиеся познакомятся с приёмами работы с компьютером и
другими средствами икт, необходимыми для решения учебнопознавательных,
учебно-практических,
житейских
и
профессиональных задач. Кроме того, изучение информатики будет
способствовать
коррекции
и
развитию
познавательной
деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их
индивидуальных возможностей.
Родной язык и литература (русский язык, и речевая практика) –
как учебный предмет, является ведущим, т.к. от его усвоения
зависит успешность всего школьного обучения. Задачами обучения
русскому языку являются: развитие устной и письменной речи
умственно отсталых обучающихся; повышение уровня общего и
речевого развития учащихся; воспитание общепринятых норм
общественного поведения; формирование у школьников умения
правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
выработка
элементарных
навыков
грамотного
письма,
последовательного выражения своих мыслей в устной и
письменной форме.
Литература (чтение и речевая практика) – на уроках чтения
учащиеся овладевают навыками
правильного, беглого и
выразительного чтения, умением пересказывать прочитанное. Для
уроков подбираются произведения, содержание которых
направленно на развитие познавательных интересов детей,
расширение
их
кругозора,
представлений,
воспитание
нравственных качеств. В процессе обучения у учащихся
совершенствуется техника чтения, постепенно формируются

умения самостоятельно разбираться в содержании прочитанного,
развивается связная устная речь.
Цель изучения учебного курса «Русский язык» в 1- 4
классах расширение речевой базы учащихся, восполнение
пробелов речевого развития; подготовка к осознанному овладению
грамматическим и орфографическим материалом в старших
классах.
В 1-4 классах изучение всех предметов, входящих в
структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:
― Уточнение и обогащение представлений об окружающей
действительности и овладение на этой основе языковыми
средствами (слово, предложение, словосочетание);
― Формирование первоначальных «дограмматических»
понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
― Овладение различными доступными средствами устной и
письменной
коммуникации
для
решения
практикоориентированных задач;
― Коррекция недостатков речевой и мыслительной
деятельности;
― Формирование основ навыка полноценного чтения
художественных текстов доступных для понимания по структуре и
содержанию;
― Развитие навыков устной коммуникации;
― Формирование положительных нравственных качеств и
свойств личности.
Русский язык

5-9
«Русский язык и речевая практика» представлена учебными
предметами: чтение, русский язык. Задача данной образовательной
области заключается в развитии у детей навыка чтения и письма, в
формировании умения правильно и последовательно излагать
мысли в устной и письменной форме, в содействии социальной
адаптации, общему развитию и воспитанию нравственности.
Изучение русского языка в старших классах имеет своей
целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию
недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением
следующих задач:
― расширение представлений о языке как важнейшем
средстве человеческого общения;
― ознакомление
с
некоторыми
грамматическими
понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний
и умений;
― использование усвоенных грамматико-орфографических
знаний и умений для решения практических (коммуникативноречевых) задач;
― совершенствование навыка полноценного чтения как
основы понимания художественного и научно-познавательного
текстов;
― развитие навыков речевого общения на материале
доступных для понимания художественных и научнопознавательных текстов;
― развитие положительных качеств и свойств личности.

Чтение

1–4

Чтение(литера
турное чтение)

5-9

Основная цель учебного курса «Чтение и развитие речи» в
1 – 4 классах - научить детей читать доступный их пониманию
текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание,
уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать
текст.
Задачи программы:
1) научить школьников правильно и осмысленно читать доступный

их пониманию текст; 2) повысить уровень общего и речевого
развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать
свои мысли в устной форме; 3) формировать нравственные
качества учащихся, читательскую самостоятельность и культуру; 4)
учить самостоятельно работать с книгой.
Наряду с этими задачами на уроках решаются и
специальные задачи, направленные на коррекцию умственной
деятельности школьников.
Основные задачи программы в 5 – 9 классах: 1)
формирование у учащихся чтения «про себя», последовательно
увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения; 2)
развитие полноценного восприятия доступных по содержанию
художественных произведений; 3) развитие умения не только
отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в
чтении «по ролям» и драматизации, добиваясь естественного
общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно,
от лица различных героев произведения; 4) нравственноэстетическое и гражданское воспитание школьников на основе
произведений художественной литературы (их содержание
позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения
человека в обществе).
Программа по чтению построена на коммуникативноречевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и
методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним
из значимых способов коммуникации. В связи с этим, придается
большое значение работе с авторским словом (воображаемый
диалог с автором), развитие умения не только отвечать на вопросы,
но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении «по ролям» и
драматизации, добиваясь естественного общения, а также
пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных
героев произведения.
Мир природы
и человека

1-4

Цель учебного курса «Мир природы и человека»
заключается в формировании первоначальных знаний о живой и
неживой природе; понимании простейших взаимосвязей,
существующих между миром природы и человека.
Курс «Мир природы и человека» является начальным
звеном
формирования
естествоведческих
знаний,
пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений
наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим
миром.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и
человека» уделено формированию представлений об окружающем
мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в
природе, взаимосвязях человека и общества с природой.
Практическая направленность учебного предмета реализуется
через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального
существа для осмысленной и самостоятельной организации
безопасной жизни в конкретных условиях.

Ручной труд

1-4

Основная цель изучения данного предмета заключается
во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к
последующему профильному обучению в старших классах. Его
изучение способствует развитию созидательных возможностей
личности, творческих способностей, формированию мотивации
успеха и достижений на основе предметно-преобразующей
деятельности.

Задачи изучения предмета:
― формирование представлений о материальной культуре
как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности
человека.
― формирование представлений о гармоничном единстве
природного и рукотворного мира и о месте в нём человека.
― расширение культурного кругозора, обогащение знаний
о культурно-исторических традициях в мире вещей.
― расширение знаний о материалах и их свойствах,
технологиях использования.
― формирование практических умений и навыков
использования различных материалов в предметно-преобразующей
деятельности.
― формирование интереса к разнообразным видам труда.
― развитие познавательных психических процессов
(восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).
― развитие умственной деятельности (анализ, синтез,
сравнение, классификация, обобщение).
― развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера
через формирование практических умений.
― развитие
регулятивной
структуры
деятельности
(включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку
действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью).
― формирование информационной грамотности, умения
работать с различными источниками информации.
― формирование коммуникативной культуры, развитие
активности, целенаправленности, инициативности; духовнонравственное воспитание и развитие социально ценных качеств
личности.
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с
учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:
― коррекцию познавательной деятельности учащихся
путем систематического и целенаправленного воспитания и
совершенствования у них правильного восприятия формы,
строения, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные
признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
― развитие
аналитико-синтетической
деятельности,
деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения
ориентироваться
в
задании,
планировании
работы,
последовательном изготовлении изделия;
― коррекцию ручной моторики; улучшение зрительнодвигательной координации путем использования вариативных и
многократно
повторяющихся
действий
с
применением
разнообразного трудового материала.
Природоведен
ие

5-6

Целью изучения учебного курса «Природоведение»
является обобщение знаний учащихся об окружающем мире,
полученных при ознакомлении с предметами и явлениями,
встречающимися в действительности; а также подготовка к
дальнейшему
усвоению
воспитанниками
элементарных
естествоведческих, биологических, географических и исторических
знаний.
Основными задачами преподавания природоведения
является: 1) формирование элементарных представлений об
окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных
изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье
человека; 2) развитие умений наблюдать, видеть и слышать,
сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинноследственные связи в природе и взаимозависимость природных

Биология

7-9

География

6-9

История
Отечества

7-9

Мир истории

6

Изобразительн
ое искусство

1-5

явлений; 3) воспитание понимания бережного отношения к
природе, эстетического восприятия и любви к природе, умения
беречь и стремления охранять природу.
Цель учебного курса «Биология» – создание комплекса
условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии,
психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию,
социализацию и интеграцию в общество детей с ограниченными
возможностями здоровья, формировать у учащихся с умственной
отсталостью систему знаний о живой природе и об окружающем
мире.
Основные
образовательные задачи курса биологии в
коррекционной школе: 1) освоение знаний о живой природе и
присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и
средообразующей роли живых организмов; человеке как
биосоциальном существе; роли биологической науки в
практической деятельности людей; методах познания живой
природы; 2) овладение воспитанниками общетрудовыми умениями
и трудовыми операциями; 3) формирование у обучающихся
представлений о предметах и их свойствах, явлениях окружающего
мира; 4) формирование у обучающихся приёмов поисковой
деятельности, умения находить и использовать познавательную
информацию; работать с компьютером, литературой; 5)
формирование у обучающихся с нарушениями интеллектуального
развития готовности и способности к сохранению собственного
здоровья, организации собственного досуга.
Основные задачи современного школьного курса географии
– дать элементарные, но научные и систематические сведения о
природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных
стран, показать особенности взаимодействия человека и природы,
познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь
обучающимся усвоить правила поведения в природе.
История в СКОУ 8 вида рассматривается как учебный
предмет, в который заложено изучение исторического материала,
овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие
изучаемого материала на личность ученика, формирование
личностных качеств гражданина, подготовка подростка с
нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая
адаптация выпускника. Исторический материал представлен
отечественной историей, историей региональной и краеведческой.
Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в
подготовке обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в
VII-XI классах. Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
― формирование первоначальных представлений об
особенностях жизни, быта, труда человека на различных
исторических этапах его развития;
― формирование
первоначальных
исторических
представлений о «историческом времени» и «историческом
пространстве»;
― формирование исторических понятий: «век», «эпоха»,
«община» и некоторых других;
― формирование умения работать с «лентой времени»;
― формирование умения анализировать и сопоставлять
исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения;
― воспитание интереса к изучению истории.
В процессе изучения учебного курса «Изобразительное
искусство» решается ряд коррекционных и образовательных задач:
коррекция недостатков развития познавательной деятельности
учащихся путём систематического и
целенаправленного
воспитания и совершенствования у них правильного восприятия

Музыка

1-5

Физкультура

1- 9

Ручной труд
Занимательны
й труд

1–4
2-4

Основы
социальной
жизни

5-9

формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве, умения находить в изображаемом существенные
признаки, устанавливать сходство и различие между предметами.
Программой предусмотрены 4 вида занятий: рисование с натуры,
декоративное рисование, рисование на темы, беседы об
изобразительном искусстве.
Программа учебного курса «Музыка » определяет основной
задачей формирование у обучающихся навыков хорового пения.
Воспитанники
заучивают
детские песни,
прослушивают
классическую и народную музыку. Программа включает 3
раздела:
«Пение»,
«Слушание
музыки»,
«Элементы
музыкальной грамоты».
Программа учебного курса «Физкультура» ориентирует
учителя на последовательное решение основных задач
физического воспитания: 1) укрепление здоровья, физического
развития и повышение работоспособности учащихся; 2) развитие и
совершенствование двигательных умений и навыков; 3)
приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений
по физкультуре; 4) развитие чувства темпа и ритма, координации
движений; 5) формирование навыков правильной осанки в
статических положениях и в движении; 6) усвоение учащимися
речевого материала, используемого на уроках по физической
культуре.
Особенностью урочных занятий
является обучение
базовым двигательным действиям, включая и технику основных
видов спорта (лёгкой атлетики, гимнастики, спортивных игр,
лыжной подготовки). В процессе уроков учащиеся получают
знания о двигательном режиме; самоконтроле и его основных
приёмах; как укреплять свои кости и мышцы; влияние физических
упражнений на основные системы организма (дыхание,
кровообращение и т.д.), на развитие нравственных качеств. Одна из
задач уроков - обеспечение развития кондиционных и
координационных способностей (ориентировка в пространстве,
быстрота реакций, дифференциация силовых, пространственных и
временных параметров движений).
Трудовое обучение в начальных классах направлено на
формирование у обучающихся базовых трудовых умений и
общетрудовых умений: умение работать с бумагой и клеем,
ножницами,
пластилином,
проволокой,
конструктором,
проволокой, с тканью, древесными материалами
Учебный предмет «Основы социальной жизни» имеет своей
целью практическую подготовку обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
к
самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и
более отдаленном социуме.
Основные задачи, которые призван решать этот учебный
предмет, состоят в следующем:
― расширение кругозора обучающихся в процессе
ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
― формирование и развитие навыков самообслуживания и
трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
― ознакомление с основами экономики ведения домашнего
хозяйства и формирование необходимых умений;
― практическое ознакомление с деятельностью различных
учреждений социальной направленности; формирование умений
пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной
направленности;
― усвоение
морально-этических
норм
поведения,
выработка навыков общения (в том числе с использованием
деловых бумаг);
― развитие
навыков
здорового
образа
жизни;

положительных качеств и свойств личности.
Профильный
труд

5–9

Цель изучения предмета«Профильный труд» заключается
во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста
в процессе формирования их трудовой культуры.

10 - 12
Изучение этого учебного предмета в V-IX-х классах
способствует
получению
обучающимися
первоначальной
профильной
трудовой
подготовки,
предусматривающей
формирование в процессе учебы и общественно полезной работы
трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений
правильного выбора профиля и профессии с учетом личных
интересов, склонностей, физических возможностей и состояния
здоровья.
Учебный
предмет
«Профильный
способствовать решению следующих задач:

труд»

должен

― развитие социально ценных
качеств
личности
(потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда,
общественной активности и т.д.);
― обучение обязательному общественно полезному,
производительному труду; подготовка учащихся к выполнению
необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту
жительства;
― расширение знаний о материальной культуре как
продукте творческой предметно-преобразующей деятельности
человека;
― расширение культурного кругозора, обогащение знаний
о культурно-исторических традициях в мире вещей;
― расширение знаний о материалах и их свойствах,
технологиях использования;
― ознакомление с ролью человека-труженика и его местом
на современном производстве;
― ознакомление с массовыми рабочими профессиями,
формирование устойчивых интересов к определенным видам труда,
побуждение к сознательному выбору профессии и получение
первоначальной профильной трудовой подготовки;
― формирование представлений о производстве, структуре
производственного процесса, деятельности производственного
предприятия, содержании и условиях труда по массовым
профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового
обучения в школе;
― ознакомление с условиями и содержанием обучения по
различным профилям и испытание своих сил в процессе
практических работ по одному из выбранных профилей в условиях
школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с
физическими возможностями и состоянием здоровья учащихся;
― формирование
трудовых
навыков
и
умений,
технических, технологических, конструкторских и первоначальных
экономических знаний, необходимых для участия в общественно

полезном, производительном труде;
― формирование знаний о научной организации труда и
рабочего места, планировании трудовой деятельности;
― совершенствование практических умений и навыков
использования различных материалов в предметно-преобразующей
деятельности;
― коррекция и развитие познавательных психических
процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
― коррекция и развитие умственной деятельности (анализ,
синтез, сравнение, классификация, обобщение);
― коррекция и развитие сенсомоторных процессов в
процессе формирование практических умений;
― развитие
регулятивной
функции
деятельности
(включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку
действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью);
― формирование информационной грамотности, умения
работать с различными источниками информации;
― формирование коммуникативной культуры, развитие
активности, целенаправленности, инициативности.
«Швейное дело»: программа предусматривает подготовку
обучающихся к самостоятельному выполнению производственных
заданий по пошиву белья и лёгкого платья с специализацией по
профессии швея – мотористка женской и детской лёгкой одежды. В
программе учтены требования, предъявляемые к выпускникам
производственными
предприятиями.
Обучение
развивает
мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и
крупную моторику у обучающихся. Кроме того, выполнение
швейных работ формирует у них эстетические представления,
благотворно сказывается на становлении их личности,
способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в
определённой степени самостоятельность в быту.
Социально
бытовая
ориентировка

2-9

Культура
безопасности
жизнедеятельн
ости

2- 7

Целью учебного курса «Социально-бытовая ориентировка»
является формирование у каждого ребенка необходимого запаса
знаний, навыков и умений, который позволит ему после окончания
школы адаптироваться и интегрироваться в социум. Социальнобытовая ориентировка направлена на практическую подготовку
умственно отсталых детей, на повышение уровня их общего
развития.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие
основные задачи по формированию у воспитанников: 1) знаний и
умений бытового труда (личная гигиена, организация питания,
уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода);
2) умений пользоваться услугами различных предприятий и
учреждений торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской
помощи, транспорта; представлений и знаний о нормах культуры
взаимоотношений с различными людьми (знакомыми и
незнакомыми); 3) эмоционально положительного отношения к
окружающим, веры в свои силы и возможности.
Основными задачами учебного курса «основы безопасности
жизнедеятельности» являются: 1) формирование у детей
способностей распознавать и оценивать опасные ситуации и
вредные факторы среды обитания человека; 2) освоение навыков
здорового образа жизни; 3) формирование основ знаний и умений
по сохранению здоровья и защите жизни, по оказанию само- и
взаимопомощи в случае опасности; 4) усвоение учащимися правил
и принципов безопасного поведения.

В процессе изучения данного курса учащиеся знакомятся с
организацией отечественной системы защиты населения от
последствий чрезвычайных ситуаций, получают необходимые
знания об обороне государства, приобретают практические навыки
по гражданской обороне, оказанию само- и взаимопомощи и знания
по основам здорового образа жизни.
Целью занятий является ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ)
учащихся, развитие личностно-мотивационной и аналитикосинтетической сфер, памяти, внимания, пространственного
воображения и ряд других важных психических функций,
которые помогают развивать познавательную деятельность у
ребенка.
Задачи : стимуляция познавательной активности как средство
формирования устойчивой познавательной мотивации;
использование игровых приемов, элементов соревнования,
дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка.
использование различных видов помощи (стимулирующей,
организующей и обучающей); организация взаимодействия со
сверстниками.

Дефектологиче
ские занятия

1-4

Психокоррекц
ионные
занятия

1-9

Цель занятий состоит в психолого-педагогическом
сопровождении субъектов образовательного процесса.
Задачи психокоррекционных занятий :
1.Содействие личностному и интеллектуальному развитию
обучающихся на каждом возрастном этапе.
2. Содействие созданию условий для формирования у подростков
готовности
к
личностному
и
профессиональному
самоопределению.
3. Выявление и оказание психологической помощи детям и
подросткам с трудностями в обучении и общении.
4. Психологическая диагностика детей, имеющих ООП, с целью
обеспечения индивидуального подхода и разработкой оптимальной
стратегии коррекции.
5. Оказание психологической поддержки и помощи участникам
учебного процесса в период адаптации к новой социальной
ситуации, контролирование переходных моментов жизни
школьников (1 класс, 5 класс, 10 класс).

Коррекционноразвивающие
занятия

1-9

Целью
коррекционно-развивающих
является
обеспечение
успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи: выявление особых образовательных потребностей
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся
у них нарушений, недостатками в физическом и психическом
развитии;
― осуществление
индивидуально
ориентированной
психолого-медико-педагогической помощи детям с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии);
― организация индивидуальных и групповых занятий для
детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей
обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных
планов (при необходимости);
-восполнение пробелов учащихся с интеллектуальными
нарушениями в знаниях по русскому языку и математике.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».