Аннотации к рабочим программам учебных предметов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Название учебного курса Математика Классы 1-9 Информатика 7-9 Русский язык Речевая практика 1-4 Аннотация Цель преподавания учебного курса «Математика» – создание комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии, психолого-педагогическую и социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи учебного курса математики в коррекционной школе состоят в том, чтобы: дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность; использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся коррекционных школ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств; воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения. В результате изучения курса информатики у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут сформированы представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся познакомятся с приёмами работы с компьютером и другими средствами икт, необходимыми для решения учебнопознавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач. Кроме того, изучение информатики будет способствовать коррекции и развитию познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей. Родной язык и литература (русский язык, и речевая практика) – как учебный предмет, является ведущим, т.к. от его усвоения зависит успешность всего школьного обучения. Задачами обучения русскому языку являются: развитие устной и письменной речи умственно отсталых обучающихся; повышение уровня общего и речевого развития учащихся; воспитание общепринятых норм общественного поведения; формирование у школьников умения правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст; выработка элементарных навыков грамотного письма, последовательного выражения своих мыслей в устной и письменной форме. Литература (чтение и речевая практика) – на уроках чтения учащиеся овладевают навыками правильного, беглого и выразительного чтения, умением пересказывать прочитанное. Для уроков подбираются произведения, содержание которых направленно на развитие познавательных интересов детей, расширение их кругозора, представлений, воспитание нравственных качеств. В процессе обучения у учащихся совершенствуется техника чтения, постепенно формируются умения самостоятельно разбираться в содержании прочитанного, развивается связная устная речь. Цель изучения учебного курса «Русский язык» в 1- 4 классах расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития; подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах. В 1-4 классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи: ― Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); ― Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков; ― Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач; ― Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности; ― Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию; ― Развитие навыков устной коммуникации; ― Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности. Русский язык 5-9 «Русский язык и речевая практика» представлена учебными предметами: чтение, русский язык. Задача данной образовательной области заключается в развитии у детей навыка чтения и письма, в формировании умения правильно и последовательно излагать мысли в устной и письменной форме, в содействии социальной адаптации, общему развитию и воспитанию нравственности. Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: ― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения; ― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений; ― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативноречевых) задач; ― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов; ― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научнопознавательных текстов; ― развитие положительных качеств и свойств личности. Чтение 1–4 Чтение(литера турное чтение) 5-9 Основная цель учебного курса «Чтение и развитие речи» в 1 – 4 классах - научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. Задачи программы: 1) научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст; 2) повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме; 3) формировать нравственные качества учащихся, читательскую самостоятельность и культуру; 4) учить самостоятельно работать с книгой. Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Основные задачи программы в 5 – 9 классах: 1) формирование у учащихся чтения «про себя», последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения; 2) развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений; 3) развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении «по ролям» и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения; 4) нравственноэстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе). Программа по чтению построена на коммуникативноречевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим, придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении «по ролям» и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения. Мир природы и человека 1-4 Цель учебного курса «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром. Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Ручной труд 1-4 Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. Задачи изучения предмета: ― формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека. ― формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека. ― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей. ― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования. ― формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности. ― формирование интереса к разнообразным видам труда. ― развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи). ― развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). ― развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений. ― развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью). ― формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации. ― формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовнонравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности. Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает: ― коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; ― развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия; ― коррекцию ручной моторики; улучшение зрительнодвигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала. Природоведен ие 5-6 Целью изучения учебного курса «Природоведение» является обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности; а также подготовка к дальнейшему усвоению воспитанниками элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний. Основными задачами преподавания природоведения является: 1) формирование элементарных представлений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека; 2) развитие умений наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинноследственные связи в природе и взаимозависимость природных Биология 7-9 География 6-9 История Отечества 7-9 Мир истории 6 Изобразительн ое искусство 1-5 явлений; 3) воспитание понимания бережного отношения к природе, эстетического восприятия и любви к природе, умения беречь и стремления охранять природу. Цель учебного курса «Биология» – создание комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии, психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество детей с ограниченными возможностями здоровья, формировать у учащихся с умственной отсталостью систему знаний о живой природе и об окружающем мире. Основные образовательные задачи курса биологии в коррекционной школе: 1) освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; 2) овладение воспитанниками общетрудовыми умениями и трудовыми операциями; 3) формирование у обучающихся представлений о предметах и их свойствах, явлениях окружающего мира; 4) формирование у обучающихся приёмов поисковой деятельности, умения находить и использовать познавательную информацию; работать с компьютером, литературой; 5) формирование у обучающихся с нарушениями интеллектуального развития готовности и способности к сохранению собственного здоровья, организации собственного досуга. Основные задачи современного школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь обучающимся усвоить правила поведения в природе. История в СКОУ 8 вида рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника. Исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в VII-XI классах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: ― формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития; ― формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и «историческом пространстве»; ― формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых других; ― формирование умения работать с «лентой времени»; ― формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения; ― воспитание интереса к изучению истории. В процессе изучения учебного курса «Изобразительное искусство» решается ряд коррекционных и образовательных задач: коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия Музыка 1-5 Физкультура 1- 9 Ручной труд Занимательны й труд 1–4 2-4 Основы социальной жизни 5-9 формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами. Программой предусмотрены 4 вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве. Программа учебного курса «Музыка » определяет основной задачей формирование у обучающихся навыков хорового пения. Воспитанники заучивают детские песни, прослушивают классическую и народную музыку. Программа включает 3 раздела: «Пение», «Слушание музыки», «Элементы музыкальной грамоты». Программа учебного курса «Физкультура» ориентирует учителя на последовательное решение основных задач физического воспитания: 1) укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности учащихся; 2) развитие и совершенствование двигательных умений и навыков; 3) приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре; 4) развитие чувства темпа и ритма, координации движений; 5) формирование навыков правильной осанки в статических положениях и в движении; 6) усвоение учащимися речевого материала, используемого на уроках по физической культуре. Особенностью урочных занятий является обучение базовым двигательным действиям, включая и технику основных видов спорта (лёгкой атлетики, гимнастики, спортивных игр, лыжной подготовки). В процессе уроков учащиеся получают знания о двигательном режиме; самоконтроле и его основных приёмах; как укреплять свои кости и мышцы; влияние физических упражнений на основные системы организма (дыхание, кровообращение и т.д.), на развитие нравственных качеств. Одна из задач уроков - обеспечение развития кондиционных и координационных способностей (ориентировка в пространстве, быстрота реакций, дифференциация силовых, пространственных и временных параметров движений). Трудовое обучение в начальных классах направлено на формирование у обучающихся базовых трудовых умений и общетрудовых умений: умение работать с бумагой и клеем, ножницами, пластилином, проволокой, конструктором, проволокой, с тканью, древесными материалами Учебный предмет «Основы социальной жизни» имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме. Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем: ― расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни; ― формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства; ― ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений; ― практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности; ― усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг); ― развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности. Профильный труд 5–9 Цель изучения предмета«Профильный труд» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры. 10 - 12 Изучение этого учебного предмета в V-IX-х классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья. Учебный предмет «Профильный способствовать решению следующих задач: труд» должен ― развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.); ― обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства; ― расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека; ― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей; ― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; ― ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве; ― ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки; ― формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе; ― ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья учащихся; ― формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде; ― формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности; ― совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности; ― коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); ― коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); ― коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений; ― развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); ― формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации; ― формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности. «Швейное дело»: программа предусматривает подготовку обучающихся к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и лёгкого платья с специализацией по профессии швея – мотористка женской и детской лёгкой одежды. В программе учтены требования, предъявляемые к выпускникам производственными предприятиями. Обучение развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у обучающихся. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определённой степени самостоятельность в быту. Социально бытовая ориентировка 2-9 Культура безопасности жизнедеятельн ости 2- 7 Целью учебного курса «Социально-бытовая ориентировка» является формирование у каждого ребенка необходимого запаса знаний, навыков и умений, который позволит ему после окончания школы адаптироваться и интегрироваться в социум. Социальнобытовая ориентировка направлена на практическую подготовку умственно отсталых детей, на повышение уровня их общего развития. Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи по формированию у воспитанников: 1) знаний и умений бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода); 2) умений пользоваться услугами различных предприятий и учреждений торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи, транспорта; представлений и знаний о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми (знакомыми и незнакомыми); 3) эмоционально положительного отношения к окружающим, веры в свои силы и возможности. Основными задачами учебного курса «основы безопасности жизнедеятельности» являются: 1) формирование у детей способностей распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека; 2) освоение навыков здорового образа жизни; 3) формирование основ знаний и умений по сохранению здоровья и защите жизни, по оказанию само- и взаимопомощи в случае опасности; 4) усвоение учащимися правил и принципов безопасного поведения. В процессе изучения данного курса учащиеся знакомятся с организацией отечественной системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций, получают необходимые знания об обороне государства, приобретают практические навыки по гражданской обороне, оказанию само- и взаимопомощи и знания по основам здорового образа жизни. Целью занятий является ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся, развитие личностно-мотивационной и аналитикосинтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка. Задачи : стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации; использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка. использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей); организация взаимодействия со сверстниками. Дефектологиче ские занятия 1-4 Психокоррекц ионные занятия 1-9 Цель занятий состоит в психолого-педагогическом сопровождении субъектов образовательного процесса. Задачи психокоррекционных занятий : 1.Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе. 2. Содействие созданию условий для формирования у подростков готовности к личностному и профессиональному самоопределению. 3. Выявление и оказание психологической помощи детям и подросткам с трудностями в обучении и общении. 4. Психологическая диагностика детей, имеющих ООП, с целью обеспечения индивидуального подхода и разработкой оптимальной стратегии коррекции. 5. Оказание психологической поддержки и помощи участникам учебного процесса в период адаптации к новой социальной ситуации, контролирование переходных моментов жизни школьников (1 класс, 5 класс, 10 класс). Коррекционноразвивающие занятия 1-9 Целью коррекционно-развивающих является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Задачи: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии; ― осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); ― организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости); -восполнение пробелов учащихся с интеллектуальными нарушениями в знаниях по русскому языку и математике.