Аннотация ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

АННОТАЦИЯ
к рабочей программе учебного предмета «Обществознание»
для 5-9 классов
(Приложение к ООП ООО 1.10)
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» разработана для
обучающихся 5-9-х классов, изучающих данный учебный предмет, включенный в
обязательную часть учебного плана основного общего образования, в течение пяти лет
обучения. Программа разработана на основании и с учетом следующих нормативноправовых, методических документов:
1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России 17 декабря 2010 г.
№ 1897;
3. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям организации обучения в
общеобразовательных учреждениях с изменениями (далее - СанПин 2.4.2.2821-10);
4. Основной общеобразовательной программы – образовательной программы
основного общего образования МБОУ СОШ № 6 (новая редакция) (утверждена
приказом по МБОУ СОШ № 6 от 31.08.2018 № 6/1);
5. Примерной программы по учебным предметам. Обществознание. 5 – 9 классы(2015
г.), авторской программы (Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др.
– М.: Просвещение 2015);
6. Положения о рабочей программе, утверждѐнного Приказом директора МБОУ СОШ
№6 от 29.06.2016 г. № 203-д.
7. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России.
Рабочая программа опирается
на Фундаментальное ядро содержания общего
образования (часть «Обществознание»).
Программу характеризует направленность на достижение результатов освоения
курса обществознания не только на предметном, но и на личностном и метапредметном
уровнях. Важными аспектами в организации изучения курса являются системнодеятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета.
Цель изучения учебного предмета «Обществознание»:освоение учебного предмета
«Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение
основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально
значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки
социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к
условиям динамично развивающегося современного общества.
Изучение обществознания на уровне основного общего образования направлено на
достижение следующих основных задач:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15
лет), еѐ познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия
социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения
собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа
мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к
социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закреплѐнным в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для
социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно
оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в

социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования
общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в
области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной
деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности;
правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Последовательность предъявления материала, предлагаемая в рабочей программе по
обществознанию, обусловлена, помимо учѐта общих принципов отбора содержания и
логики его развѐртывания, также особенностями построения учебного содержания курса
для школьников-подростков. Программа предусматривает выделение двух относительно
самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учѐтом возрастных
особенностей обучающихся. Содержание первого этапа курса (5—7 классы),
обращѐнное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей
личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные
представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы раскрываются
через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой
содержания являются моральные и правовые нормы. В 5 классе содержание курса носит
преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации
младших подростков.. В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в
предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе
расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даѐт относительно развѐрнутое
представление о личности и еѐ социальных качествах, о человеческой деятельности,
включая познавательную. Тема «Человек среди людей» характеризует его
взаимоотношения с другими людьми. Проблеме качеств, свойственных человеку,
посвящена тема «Нравственные основы жизни». В 7 классе школьники проходят важный
рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт
гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях,
наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно
курс даѐт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них —
«Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков,
рассчитанных на формирование первоначальных и в определѐнной мере упорядоченных
знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает
сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека
и, отдельно, о правах ребѐнка. Специальный урок посвящѐн необходимости подготовки
обучающегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических
отношениях» — даѐт представление о таких проявлениях экономической жизни общества,
как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы
экономики — производству, в процессе которого реализуется еѐ важнейшая роль в
обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При
изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального
поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме
того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и
правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
На втором этапе курса (8—9 классы) все его содержательные компоненты
(социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические,
правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно. В 8 классе
предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем
современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера
духовной культуры» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания
себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают
возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования,

науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Социальная сфера»
раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные
группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный
конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные
отношения в современном обществе. Тема «Экономика» углубляет знания обучающихся
об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через
раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой
степени обобщѐнности, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений
экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность
ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики —
экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами
(потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым
макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу,
международную торговлю. В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни
общества. Тема «Политика» даѐт обобщѐнное представление о власти и отношениях по
поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении
делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9
классе объѐм учебного времени, вводит обучающихся в сложный и обширный мир права и
закона. Часть уроков посвящается вопросам теории права, другая — отраслям права.
Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы
конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства
РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся
предъявляются в определѐнной мере систематизированные знания о праве. Изучение
содержания курса по обществознанию осуществлятся во взаимосвязи с содержанием
программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных
организаций, реальной жизнью школьного коллектива.
В соответствии с п.1 ч.5 ст.5 ФЗ-273, в ОО создаются необходимые условия для
получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными
возможностями (далее – ОВЗ), для коррекции нарушений развития и социальной
адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов, методов и способов общения. В ОО обучающимся с ОВЗ
созданы условия для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и
состояния здоровья, в.ч. посредством реализации рабочих программ учебных предметов,
адаптированных для обучения детей с ОВЗ с учетом вида ОВЗ, индивидуальных
особенностей психофизического развития обучающихся с ОВЗ, их индивидуальных
возможностей.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Обществознание в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число
учебных часов за пять лет обучения — 170, из расчѐта 1 учебный час в неделю.
Структура Программы соответствует п.19.5 ФГОС ООО и включает в себя
следующие разделы:
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Раздел 2. Содержание учебного предмета.
Раздел 3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание»,
представленные в Программе: личностные, метапредметные, а также предметные
результаты, адекватно отражают требования ФГОС ООО, уточняют и конкретизируют
общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов,

представленных в ФГОС ООО, передают специфику целей и задач изучения учебного
предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования. В Программе
планируемые результаты уточнены с позиций их достижения обучающимися в урочной
образовательной деятельности и их оценки в ходе проведения учителем процедур
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. В адаптированном
варианте Программы для обучающихся с ЗПР в системе планируемых результатов
оценивается только блок «Выпускник научится».
Программа является приложением 1.10 к ООП ООО МБОУ СОШ №6.
Текст Программы и аннотация к ней размещаются на официальном сайте ОО в
сети Интернет 6gor.uralschool.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».