Аннотация МАТЕМАТИКА

АННОТАЦИЯ
к рабочей программе учебного предмета «Математика» 1-4 классы
(Приложение к ООП НОО 1.6.)
Рабочая программа (далее – Программа) учебного предмета «Математика» разработана для обучающихся 1-4-х классов, изучающих
данный учебный предмет, включенный в обязательную часть учебного плана начального общего образования, в течение четырех лет обучения.
Программа разработана на основании и с учетом следующих нормативно-правовых, методических документов:
1. Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями (далее –
ФЗ-273);
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с изменениями и дополнениями;
3. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях с изменениями
(далее - СанПин 2.4.2.2821-10);
4. Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 6 (утверждена приказом по МБОУ СОШ №
6 от 31.08.2018 № 6/1-д) (далее – ООП НОО);
5. Примерной образовательной программы учебного предмета «Математика» 1-4 М.И. Башмаков, М.Г.Нефѐдова:
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1—4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык,
литературное чтение, математика, окружающий мир : [сборник]. — М.: Астрель, 2012. — 607, [1] с. — (Планета знаний).
6. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей
общеобразоват. организаций / [М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др.]. — М. : Просвещение, 2014. — 124 с. — ISBN 978-5-09-031945-4
7. Положения о рабочей программе, утверждѐнного приказом директора МБОУ СОШ №6 от 29.06.2016 № 203-д.
Содержание Программы реализуется средствами завершенной предметной линией учебников, входящими в состав УМК «Планета
Знаний».
На изучение математики отводится 540 часов.
Рабочая программа рассчитана:
540 часов (4 часа в неделю):
1 классе – 132 часа, 2-4 классы – по 136 часов.
Цели и задачи
Одна из важнейших задач курса математики – обучение школьников построению, исследованию и применению математических моделей
окружающего мира.
Главная цель предмета – формирование и развитие познавательных способностей, необходимых образованному человеку для полноценного
функционирования в современном обществе.
В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно сформулировать три группы задач, решаемых в рамках данного
курса и направленных на достижение поставленных целей.
Учебные:









формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с
десятичной системой счисления;
формирование на доступном уровне представлений о четырѐх арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий,
понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;
формирование на доступном уровне навыков устного счѐта, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений,
применения этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении
текстовых задач).
Развивающие:
развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления пространственного воображения, мышления, в том числе
математических способностей школьников;
развитие логического мышления — основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;
формирование на доступном уровне обобщѐнных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации,
способах решения задач.

Общеучебные:

знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления
информации;

формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая
запись, модель, таблица, диаграмма);

формирование, на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;

формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации,
планирования познавательной деятельности и самооценки.
Содержание курса соответствует Федеральному государственному стандарту начального общего образования и традициям изучения
математики в начальной школе. При этом учитываются необходимость преемственности с дошкольным периодом и основной школой,
индивидуальные особенности школьников и обеспечение возможностей развития математических способностей обучающихся.
Специфика учебного предмета «Математика» на уровне начального общего образования заключается в том, что сам учебный предмет
является интегрированным: в нѐм объединѐн арифметический, геометрический и алгебраический материал. Содержание учебного предмета
представлено в Программе следующими содержательными линиями: 1.Числа и величины; 2.Арифметические действия; 3.Текстовые задачи; 4.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры; 5.Геометрические величины; 6.Работа с информацией.
Значительное место в курсе отводится развитию пространственных представлений обучающихся. В учебниках развитие пространственных
представлений реализуется через геометрический материал, систему графических упражнений (1 класс), широкое использование наглядных
моделей при изучении основного учебного материала, обучение моделированию условий текстовых задач.

Важную развивающую функцию имеют измерения в реальном пространстве, моделирование изучаемых единиц измерения, развития
глазомера, измерение и вычисление площади и объѐма реальных предметов, определение скорости пешехода и других движущихся объектов и т.
д., а также решение задач прикладного характера.
Формирование вычислительных навыков и применение этих навыков для решения задач с практическим содержанием традиционно
составляет ядро математического образования младших школьников. В курсе большое внимание уделяется формированию навыков сравнения
чисел и устных вычислений, без которых невозможно эффективное усвоение письменных алгоритмов вычислений.
В процессе обучения формируются следующие навыки устных вычислений: сложение и вычитание однозначных чисел (таблица
сложения); умножение однозначных чисел (таблица умножения) и соответствующие случаи деления; вычисления в пределах 100; сложение и
вычитание круглых чисел; умножение круглых чисел на однозначное число; умножение и деление на 10, 100, 1000; деление круглых чисел в
случаях, сводимых к таблице умножения (например, 240 : 30).
Обучение письменным алгоритмам вычислений, предусмотренных стандартом начального общего образования, не отменяет
продолжения формирования навыков устных вычислений, а происходит параллельно с ними. Учащиеся учатся прогнозировать результат
письменных вычислений и оценивать полученный ответ. При этом используют приѐмы округления чисел до разрядных единиц, оценку
количества цифр в результате, определение последней цифры результата и другие.
Большое значение уделяется работе с текстовыми задачами. Обучение решению текстовых задач имеет огромное практическое и
развивающее значение. Необходимо отметить, что развивающее значение имеют лишь новые для учащихся типы задач и задачи, решение
которых не алгоритмизируется. При решении таких задач важную роль играют понимание ситуации, требующее развитого пространственного
воображения, и умение моделировать условие задачи (подручными средствами, рисунком, схемой). Обучение моделированию ситуаций
начинается с самых первых уроков по математике (еще до появления простейших текстовых задач) и продолжается до конца обучения в
начальной школе.
При изучении геометрического материала учащиеся овладевают навыками работы с чертѐжной линейкой, угольником, циркулем, учатся
изображать плоские и пространственные геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Сравнивая геометрические фигуры, учатся
классифицировать их, выдвигать гипотезы о свойствах фигур, проверять свои гипотезы. Используют геометрические представления при решении
задач практического содержания и при моделировании условий текстовых задач.
Широкий спектр заданий направлен на формирование умений работать с информацией. Обучающиеся выделяют существенную
информацию из текста, получают информацию из рисунков, таблиц, схем, диаграмм, дополняют таблицы данными, достраивают диаграммы,
сопоставляют информацию, представленную в разных видах, находят нужную информацию при выполнении заданий на информационный поиск
и в процессе проектной деятельности.
В соответствии с п.1 ч.5 ст.5 ФЗ-273, в ОО создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного
образования лицами с ограниченными возможностями (далее – ОВЗ), для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания
ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, методов и способов общения. В ОО обучающимся с ОВЗ
созданы условия для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в.ч. посредством реализации рабочих
программ учебных предметов, адаптированных для обучения детей с ОВЗ с учетом вида ОВЗ, индивидуальных особенностей психофизического
развития обучающихся с ОВЗ, их индивидуальных возможностей.

Программа может быть адаптирована для обучения детей, имеющих задержку психического развития (далее – ЗПР)
конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально- органического генеза с учетом индивидуальных особенностей
психофизического развития обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных возможностей освоения Программы.
Адаптированный вариант Программы предназначен для обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в ОО уровня
психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить начальное общее образование, полностью соответствующее по
итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможности здоровья, в те же
сроки (1-4 классы).
Специальные (адаптированные) условия реализации Программы могут включать: особую форму организации текущего контроля и
промежуточной аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей
обучающихся с ЗПР; привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор:
наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
адаптирование учителем инструкции к выполнению заданий на уроке и дома с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных
трудностей обучающихся с ЗПР.
С целью усиления коррекционно-развивающей направленности курса начальной математики в Программу включен геометрический
материал, задания графического характера, а также практические упражнения с элементами конструирования. Первоначальной задачей обучения
математике детей с ЗПР является накопление и расширение практического опыта действий с реальными предметами, что дает возможность детям
лучше усвоить основные математические понятия и действия. На основе наблюдений и предметно-практической деятельности у обучающихся
постепенно формируются навыки самостоятельного выполнения заданий, воспитывается умение планировать свою деятельность, осуществлять
самоконтроль в ходе выполнения заданий. Доступная детям практическая деятельность помогает также снизить умственное переутомление,
которое часто возникает у них на уроке математики. С этой же целью в начале обучения материал Программы представляется учителем в
занимательной форме, с использованием математические дидактические игры и упражнения. Перед изучением наиболее сложных разделов
проводится специальная пропедевтическая работа путем введения практических подготовительных упражнений, направленных на формирование
конкретных математических навыков и умений. Материал дается детям небольшими дозами с постепенным его усложнением, увеличение
количества тренировочных упражнений, включая материал для повторения и самостоятельных работ.
Структура Программы соответствует п.19.5 ФГОС НОО и включает в себя следующие разделы:
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Раздел 2. Содержание учебного предмета.
Раздел 3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика», представленные в Программе: личностные, метапредметные, а
также предметные результаты, адекватно отражают требования ФГОС НОО, уточняют и конкретизируют общее понимание личностных,
метапредметных и предметных результатов, представленных в ФГОС НОО, передают специфику целей и задач изучения учебного предмета
«Математика» на уровне начального общего образования. В Программе планируемые результаты уточнены с позиций их достижения
обучающимися в урочной образовательной деятельности и их оценки в ходе проведения учителем процедур текущего контроля успеваемости и

промежуточной аттестации. В адаптированном варианте Программы для обучающихся с ЗПР в системе планируемых результатов оценивается
только блок «Выпускник научится».
В 1-м классе в течение I учебной четверти в целях соблюдения ступенчатого режима организации образовательной деятельности
обучающихся в соответствии с нормами СанПин, 1 учебный недельный час отводится для организации учителем отличных от урочной формы
активно- деятельностных форм образовательной деятельности: конкурсов, экскурсий, познавательных викторин и др.
Программа является приложением 1.6 к ООП НОО МБОУ СОШ №6.
Текст Программы и аннотация к ней размещаются на официальном сайте ОО в сети Интернет 6gor.uralschool.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».