АННОТАЦИЯ к рабочей программе учебного предмета «Литературное чтение» 1-4 классы (Приложение к ООП НОО 1.2.) Рабочая программа (далее – Программа) учебного предмета «Литературное чтение» разработана для обучающихся 1-4-х классов, изучающих данный учебный предмет, включенный в обязательную часть учебного плана начального общего образования, в течение четырех лет обучения. Программа разработана на основании и с учетом следующих нормативно-правовых, методических документов: 1. Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями (далее – ФЗ-273); 2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с изменениями и дополнениями; 3. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях с изменениями (далее - СанПин 2.4.2.2821-10); 4. Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 6 (утверждена приказом по МБОУ СОШ № 6 от 31.08.2018г № 6/1-д) (далее – ООП НОО); 5. Примерной образовательной программы учебного предмета «Литературное чтение» 1-4 классы, Э.Э.Кац: Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1—4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: [сборник]. — М.: Астрель, 2012. — 607, [1] с. — (Планета знаний). 6. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2014. —128 с. — ISBN 978-5-09-031513-5. 7. Положения о рабочей программе, утверждѐнного приказом директора МБОУ СОШ №6 от 29.06.2016 № 203-д. На изучение литературного чтения отводится 438 часов. Рабочая программа рассчитана: в 1 классе - 92 учебных часов (в период обучения грамоте), 40 учебных часов (литературное чтение) в год, 4 часа в неделю, во 2 классе – 136 учебных часов в год, 4 часа в неделю, в 3 классе – 102 учебных часов в год, 3 часа в неделю, в 4 классе – 68 учебных часов в год, 2 часа в неделю. Особенностью тематического планирования Программы в 1 классе является его модульный принцип. Курс литературного чтения в 1 классе разбит на два модуля: обучение грамоте (92 учебных часа) в течение 23 учебных недель и систематический курс литературного чтения (40 часов) в течение 10 учебных недель. Главные цели предмета: Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения. Обогащение и активизация словарного запаса детей. Формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека. Воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге, начало формирования читательской деятельности, расширение общего кругозора первоклассников на основе разнообразного содержания используемых литературных произведений. Основные задачи курса: формирование потребности чтения художественной литературы; развитие навыков чтения вслух и про себя; освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для «проникновения» в художественный текст; развитие устной и письменной речи; формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни; развитие воображения, творческих способностей ребенка; формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки; формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству; обогащение представлений ребенка об окружающем мире. Специфика учебного предмета «Литературное чтение» на уровне начального общего образования как одного из основных учебных предметов, заключается в том, что он, объединяет два основных направления в обучении, отраженные в его названии, - изучение литературнохудожественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль учебного предмета связана с формированием у обучающихся коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребѐнка и его успешность обучения по другим учебным предметам. В первом классе ребѐнок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма. Короткая строка концентрирует внимание ребѐнка, ритм создаѐт определѐнную инерцию речевого «движения», «ведѐт за собою». Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувствительностью детей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам. Во втором и третьем классах повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира. В четвѐртом классе обучающиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни. В соответствии с п.1 ч.5 ст.5 ФЗ-273, в ОО создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями (далее – ОВЗ), для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, методов и способов общения. В ОО обучающимся с ОВЗ созданы условия для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в.ч. посредством реализации рабочих программ учебных предметов, адаптированных для обучения детей с ОВЗ с учетом вида ОВЗ, индивидуальных особенностей психофизического развития обучающихся с ОВЗ, их индивидуальных возможностей. • • • • • • • • • Программа может быть адаптирована для обучения детей, имеющих задержку психического развития (далее – ЗПР) конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально- органического генеза с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных возможностей освоения Программы. Адаптированный вариант Программы предназначен для обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в ОО уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить начальное общее образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможности здоровья, в те же сроки (1-4 классы). Специальные (адаптированные) условия реализации Программы могут включать: особую форму организации текущего контроля и промежуточной аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР; привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; адаптирование учителем инструкции к выполнению заданий на уроке и дома с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР. Структура Программы соответствует п.19.5 ФГОС НОО и включает в себя следующие разделы: Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Раздел 2. Содержание учебного предмета. Раздел 3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение», представленные в Программе: личностные, метапредметные, а также предметные результаты, адекватно отражают требования ФГОС НОО, уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов, представленных в ФГОС НОО, передают специфику целей и задач изучения учебного предмета «Литературное чтение» на уровне начального общего образования. В Программе планируемые результаты уточнены с позиций их достижения обучающимися в урочной образовательной деятельности и их оценки в ходе проведения учителем процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. В адаптированном варианте Программы для обучающихся с ЗПР в системе планируемых результатов оценивается только блок «Выпускник научится». В 1-м классе в течение I учебной четверти в целях соблюдения ступенчатого режима организации образовательной деятельности обучающихся в соответствии с нормами СанПин, 1 учебный недельный час отводится для организации учителем отличных от урочной формы активнодеятельностных форм образовательной деятельности: конкурсов, экскурсий, познавательных викторин и др. Программа является приложением 1.2 к ООП НОО МБОУ СОШ №6. Текст Программы и аннотация к ней размещаются на официальном сайте ОО в сети Интернет 6gor.uralschool.ru