Управление образования администрации Горноуральского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Приложение 1.14. Основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом по М БОУ СОШ №6 от 31.08.2018г. № 6/1-д Рабочая программа по биологии. Образовательная область: Естественнонаучные предметы классы 5-9 I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА 1. Личностные результаты У выпускника будут сформированы 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) Выпускник получит возможность для формирования формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и • выраженной устойчивой учебно самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, с учетом устойчивых познавательных познавательной мотивации и интереса к интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; учению; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития; • готовности к самообразованию и формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, самовоспитанию; мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; • адекватной позитивной самооценки и Яразвитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, концепции; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к • способности к решению моральных собственным поступкам; дилемм на основе учёта позиций формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в участников дилеммы, ориентации на их процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской деятельности; мотивы и чувства; устойчивое следование формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил безопасного поведения в в поведении моральным нормам и ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; этическим требованиям; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического • устойчивой мотивации к реализации мышления. ценностей здорового и безопасного образа жизни; • ценностных ориентаций соответствующих современному уровню экологической культуры. 2. Метапредметные результаты Универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится Выпускник получит возможность • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; • планировать пути достижения целей; • устанавливать целевые приоритеты; • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; • при планировании достижения целей самостоятельно учитывать условия и средства их достижения; • выделять альтернативные способы достижения цели; 2 К ом м уникативн ые универсальны е учебны е действия П ознавательны е универсальны е учебны е действия • принимать решения в проблемной ситуации; • осуществлять познавательную • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль рефлексию в отношении учебных и своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках познавательных задач; предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с • адекватно оценивать объективную изменяющейся ситуацией; трудность как меру фактического или • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. • адекватно оценивать свои возможности достижения цели; • основам саморегуляции эмоциональных состояний. • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с • учитывать разные мнения и интересы и позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности; обосновывать собственную позицию; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • понимать относительность мнений и • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; подходов к решению проблемы; владеть устной и письменной речью; • вступать в диалог, а также • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, участвовать в коллективном обсуждении определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию; работы; • работать в группе - устанавливать рабочие отношения; • следовать морально-этическим и • формирование и развитие компетентности в области использования информационно - психологическим принципам общения и коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. • основам реализации проектно-исследовательской деятельности; • самостоятельно проводить исследование • основам реализации смыслового чтения; на основе применения методов наблюдения • основам реализации ИКТ-компетентности; и эксперимента; • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; • выдвигать гипотезы о связях и • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и закономерностях событий, процессов, Интернета; объектов; • давать определение понятиям; • организовывать исследование с целью проверки гипотез; • устанавливать причинно-следственные связи; • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к • делать умозаключения (индуктивное и по 3 родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • объяснять явления, процессы, связи, выявляемые в ходе исследования; • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; • применять экологическое мышление в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. аналогии) и выводы на основе аргументации; • использовать компьютерное моделирование в проектно исследовательской деятельности; • осознанно осуществить выбор профессии на основе полученных знаний и сформированных умений. 3. Предметные результаты п. ФГОС ООО 11.7 Требования к результатам освоения ООП ООО (ФГОС ООО) 1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно-научных представлений о картине мира; 2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; 3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты. Выпускник овладеет системой биологических знаний - понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки. Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами. Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных 4 задач. Выпускник получит возможность научиться: • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и 4) формирование основ экологической грамотности: основ здорового образа жизни в быту; способности оценивать последствия деятельности • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и человека в природе, влияние факторов риска на поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и здоровье человека; выбирать целевые и смысловые окружающих; установки в своих действиях и поступках по • ориентироваться в системе познавательных ценностей - воспринимать отношению к живой природе, здоровью своему и информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, окружающих, осознание необходимости действий по средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически сохранению биоразнообразия и природных оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об местообитаний видов растений и животных; источнике информации; • создавать собственные письменные и устные сообщения о 5) формирование представлений о значении биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников биологических наук в решении проблем информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая необходимости рационального природопользования особенности аудитории сверстников. защиты здоровья людей в условиях быстрого Живые организмы изменения экологического качества окружающей Выпускник научится: среды; • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, 6) освоение приемов оказания первой помощи, характерных для живых организмов; рациональной организации труда и отдыха, • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов выращивания и размножения культурных растений и растений, животных, грибов и бактерий; домашних животных, ухода за ними. • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий; • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп 5 организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде; растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов; • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними; • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Выпускник получит возможность научиться: • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее. • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; 6 размножения и выращивания культурных растений; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. Человек и его здоровье Выпускник научится: • выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека; • аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными; • аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных; • аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; • объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления 7 биологических объектов и других материальных артефактов; • выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку; • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения; • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты; • знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха; • анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека; • описывать и использовать приемы оказания первой помощи; • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Выпускник получит возможность научиться: • объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях; • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей; 8 • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов; • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека. • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. Общие биологические закономерности Выпускник научится: • выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов; • аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; • аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; • осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы; • объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования; 9 • объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования; • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов; • сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов; • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах; • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов; • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Выпускник получит возможность научиться: • понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем; • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека; • находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; 10 • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); • создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА 5 КЛАСС ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМ Ы Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. М етоды изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Бактерии. М ногообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии-возбудители заболеваний. М еры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Грибы. М ногообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Вирусы - неклеточные формы. Заболевания, вы зываемы е вирусами. Меры профилактики заболеваний. 11 6 КЛАСС Растения. Клетки, ткани органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, Развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, Голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции. 7 КЛАСС Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных. 8 КЛАСС ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека. Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека. Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры профилактики. Вред табакокурения. Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания. Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при обморожениях и их профилактика. Закаливание организма. Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. 12 Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. М едико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения. Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. В естибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус. Н ейрогуморальная регуляция процессов ж изнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение. Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление ,переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. 9 КЛАСС ОБЩИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗА К О Н О М ЕРН О С ТИ Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращения энергии - признаки живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Система и эволюция органического мира. Вид - основная систематическая единица. Признаки вида. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, 13 хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера - глобальная экосистема. В.И.Вернадский - основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. III. Тематическое планирование с указанием количества часов отводимых на изучение каждой темы Тема программы Биология - наука о живой природе Количест во часов 5 КЛАСС 9 № п/п 12 о 5 и « и а Ои з О Ы * и *§ в Ы Г) ч М 1. 2. 5. 6 7. 8. 9 Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Свойства живого. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент Правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами. Л.Р. №1 «Увеличительные приборы». Клеточное строение организмов. Строение клетки. Ткани. Л.Р. №2 «Знакомство с клетками растений» Химический состав клетки. Процессы жизнедеятельности клетки. Обобщающий урок по теме. Великие естествоиспытатели. 10. Царства живой природы. 11. 12. 13. 14. 15. Бактерии: строение и жизнедеятельность. Значение бактерий в природе и жизни человека. Растения. Лабораторная работа «Знакомство с внешним строением побегов растения» Животные. 3. 4. Многообразие живых организмов Тема урока 1 1 1 14 Жизнь организмов на планете Земля 8 Человек на планете Земля 4 Резерв 1 итого 34 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Грибы. Многообразие и значение грибов. Лабораторная работа «Наблюдение за передвижением животных» Лишайники. Значение живых организмов в природе и жизни человека. Промежуточный контроль. Обобщающий урок. Среды жизни на планете Земля. Экологические факторы среды. Приспособления организмов к жизни в природе. Природные сообщества Природные зоны России. Жизнь организмов на разных материках Жизнь организмов в морях и океанах. Обобщающий урок по теме. «Жизнь организмов на планете Земля Как появился человек на Земле. Как человек изменял природу. Важность охраны живого мира планеты. Сохраним богатство живого мира. Итоговый контроль. 1 1 4 1 15 6 КЛАСС Колич ество часов Тематический блок Наука о ботаника. растениях - 4 № урока Тема учебного занятия 1. 2. 3. 4. Органы растений. 10 5. 6. 7. 8. 9. Царство растения. Значение растений. Многообразие жизненных форм: деревья, кустарники, кустарнички, травы. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Процессы жизнедеятельности клетки. Л.Р. «Клеточное строение кожицы лука» Ткани растений: механическая, образовательная, покровная, проводящая - особенности строения, функции. Л.Р. «Особенности строения различных видов растительных тканей» Экскурсия осенние явления в жизни растений. Семя, его строение и значение. Однодольные и двудольные семена Л.Р. «Изучение строения семени» Условия прорастания семян. Корень, его строение и значение. Типы корневых систем. Л.Р. «Внешнее строение корня». Побег, его строение и развитие. Л.Р. «Строение вегетативных и генеративных почек» Лист, его строение и значение. Лист специализированный орган воздушного питания, дыхания, испарения. Л.Р. «»Внешнее строение листа» Стебель, его строение и функции. Л.Р. «Внешнее и внутреннее строение стебля» В том числе л/р Экскурси и Конт р/раб 1 1 1 1 1 1 1 1 16 10. 11. 12. 13. 14. Основные процессы жизнедеятельности растений. 7 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Видоизменения стебля. Видоизменения надземных и подземных побегов. Л.Р. «Особенности строения корневища, клубня, луковицы» Цветок, его строение и значение. Опыление, оплодотворение. Обоеполые и однополые цветки. Однодомные и двудомные растения. Соцветия простые и сложные. Типы опыления и приспособления растений к ним. Л.Р. «Типы соцветий» Плод. Разнообразие и значение плодов. Плоды много- и односемянные, сухие и сочные. Л.Р. «Изучение плодов цветкового растения» Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы цветкового растения» Минераль6ное питание растений и значение воды. Макрои микроэлементы. Органические и минеральные удобрения. Воздушное питание растений. Фотосинтез. Автотрофы и гетеротрофы. Космическая роль растений. Дыхание и обмен веществ у растений. Размножение и оплодотворение у растений. Бесполое размножение: вегетативное, спорами. Половое размножение: оплодотворение, гаметы. Вегетативное размножение. Способы вегетативного размножения, используемые в с/х .Л.Р «Черенкование комнатных растений» Рост и развитие растений. Онтогенез индивидуальное развитие. Влияние среды обитания на рост и развитие растений. Суточные и сезонные ритмы. 1 1 1 1 1 7 Основные отделы цветковых растений 10 22. Систематика растений, её значение для ботанбики. 23. Водоросли, их разнообразие и значение в природе. Одноклеточные и нитчатые. Зеленые, красные, бурые водоросли. Отдел Моховидные. Классы моховидных: печеночники и листостебельные. Чередование поколений при размножении. Плауны, хвощи, папоротники. Особенности строения, чередование поколений при размножении. Л.Р. «Изучение внешнего строения моховидных растений» Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Многообразие голосеменных. Цикл развития сосны. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Двойное оплодотворение. Двудольные и однодольные. Семейства класса двудольные: Крестоцветные, Пасленовые, Розоцветные, Сложноцветные, Мотыльковые. Семейства класса однодольные: Злаковые, Луковые, Лилейные. Важнейшие с/х культуры Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные отделы цветковых растений Усложнение растений в процессе эволюции. Реликтовые растения. Разнообразие и происхождение культурных растений. Центры происхождения растений. Дары Старого и Нового света. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. Историческое развитие и многообразие растительного мира 2 31. 32. 1 1 18 Природные сообщества. 2 33. 34. Итого Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Смена природных сообществ и её причины. Охрана редких и исчезающих видов растений. Ядовитые растения. 34 12 1 2 7 КЛАСС Тематический блок Количество часов № урока 1. Строение тела животных. 5. Ткани, органы и системы органов. 6. Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные 3 2 4 7. Экскурсии Контр/раб Зоология — наука о животных. Краткая 4. 3. В том числе л/р история развития зоологии. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязь животных в природе. Классификация животных. Основные систематические группы животных. Влияние человека на животных. Клетка. 2. Введение. Общие сведения о мире животных. Тема урока 19 8. Тип Инфузории. Значение простейших. Многообразие простейших. 9. Многообразие простейших. Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории- туфельки» Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность. Разнообразие кишечнополостных. 10. Подцарство Многоклеточные животные 2 11. 12. 13. 14. 15. Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви 16. 5 17. Тип Моллюски Тип Членистоногие 4 8 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики. Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика. Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви. Класс Малощетинковые черви. Лабораторная работа №2 «Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость» Общая характеристика. Класс Брюхоногие моллюски. Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски. Лабораторная работа №3 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков» Общая характеристика типа Членистоногие Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. 1 1 1 20 25. 26. 27. 28. 29. 30. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы. 31. Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение. Внутреннее строение рыб 32. Особенности размножения рыб 33. 34. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Лабораторная работа №5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыб» Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов земноводных. Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. Разнообразие и значение земноводных. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. 35. 6 36. 37. Класс Земноводные, или Амфибии Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии 38. 4 39. 40. 41. 4 Типы развития насекомых. Общественные насекомые: пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые — вредители культур растений и переносчики заболеваний человека. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение насекомого» Хордовые — примитивные формы. 1 1 21 42. Разнообразие пресмыкающихся. 43. 45. Значение пресмыкающихся, их происхождение. Общая характеристика класса. Опорно-двигательная система птиц. 46. Внутреннее строение птиц. 47. 48. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Разнообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. Лабораторная работа №6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев» Лабораторная работа №7 «Строение скелета птицы» Общая характеристика класса. 44. 49. 50. 51. 52. Класс Птицы 9 53. 54. 55. 56. 57. 58. Класс Млекопитающие, или Звери 10 59. 1 1 Внешнее строение млекопитающих. Внутреннее строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и разнообразие млекопитающих. Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, Хищные, ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные, приматы Экологические группы млекопитающих. 22 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. Развитие животного мира на Земле Итого : 67. 68. 5 68 Значение млекопитающих для человека. Лабораторная работа № 8 «Строение скелета млекопитающих». Доказательства эволюции животного мира Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера. Итоговый контроль 1 Экскурсия «Жизнь природного сообщества весной» Итоговое повторение 1 8 1 1 23 8 КЛАСС Тематический блок Количество № часов п/п 1 Введение 1 Общие сведения об организме человека 5 2 3 4 5 6 Опора и движение 8 7 8 9 10 11 Тема урока Л.Р. К.Р. Биологическая природа и социальная сущность человека . Человек и окружающая среда. Защита среды обитания человека Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Клетка, её строение, химический состав, жизнедеятельность Ткани животных и человека. Методы изучения организма человека. Л. Р. «Строение клеток и тканей. Методы изу4чения организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Органы, системы органов. Контроль знаний по теме «Общий обзор организма человека. Опора и движение. Строение, состав и соединение костей. Скелет головы 1 1 Скелет конечностей Профилактика травматизма. Приёмы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Мышцы человека. 24 12 13 14 Транспорт веществ 9 15 Внутренняя среда организма. Значение крови её состав и постоянство. 16 Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки, лечебные сыворотки. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Л.Р. «Микроскопическое строение крови человека и лягушки» 17 18 19 20 21 22 23 Дыхание 5 Работа мышц. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Нарушение осанки и плоскостопие. Л.Р. «Изучение коленного рефлекса. Выявление нарушения осанки и наличие плоскостопия». Развитие опорно-двигательной системы. Контроль знаний по теме «Опорно-двигательная система» 24 Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Практическая работа. Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления. Транспорт веществ. Круги кровообращения. 1 1 1 1 Кровеносная и лимфатические системы. Движение лимфы. Артериальные и венозные кровотечения. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Контроль работа по теме «Кровь и кровообращение» Значение дыхания. Органы дыхания. Дыхательная система. 1 25 25 26 27 28 Питание 7 29 30 31 32 33 34 35 Обмен веществ и превращение энергии в организме Выделение 4 36 37 2 38 39 40 Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Жизненная ёмкость легких. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасение утопающего. Контроль знаний по теме «Дыхание» 1 Питание. Пищеварение. Значение и состав пищи. Органы пищеварения. Пищеварительная система. Пищеварение в ротовой полости Пищеварение в желудке Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Регуляция пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Нарушение работы пищеварительной системы и их профилактика. Контроль знаний по теме «Пищеварение» Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов, жиров. Нормы и режим питания. Рациональное питание. Витамины: водорастворимые, жирорастворимые. Выделение. Строение и функции выделительной системы. 1 26 41 Покровы тела 3 42 43 44 Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности 7 45 46 47 48 49 50 51 Органы чувств и анализаторы 5 52 53 54 55 Заболевание органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Покровы тела. Значение и строение кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказание первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма. Эндокринная система. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции, их строение и функции. Гормоны, механизмы их действия на клетки Нервная система. Значение, строение и функции нервной системы Вегетативная нервная система, строение и функции. Нейрогуморальная регуляция. Строение и функции спинного мозга. Рефлекс и рефлекторная дуга. Головной мозг: строение и функции. Нарушение деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение. Контроль знаний по теме «Эндокринная и нервная система» Значение органов чувств и анализаторов Строение и функции органа зрения. Зрительный анализатор. Строение и функции органа слуха Вестибулярный аппарат. Их анализаторы. Нарушения зре5ния и слуха, их предупреждение. 1 1 27 Л.Р. «Изучение изменений работы зрачка. Обнаружение слепого пятна.» 56 Поведение и психика человека 5 57 58 59 60 61 Размножение и развитие 4 62 63 64 65 Здоровый образ жизни 3 66 Обоняние, вкус, мышечное и кожное чувство. Контроль знаний по теме "Органы чувств. Анализаторы" Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы, их биологическое значение Закономерности работы головного мозга. Особенности поведения человека. 1 Биологические ритмы. Сон и его значение Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Темперамент и характер. Способности и одаренность. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ - инфекции и ее профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Роды. Развитие после рождения. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. 28 67 Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Контроль знаний по курсу «Человек» 68 68 Итого 1 5 8 9 КЛАСС Тематический блок Общие закономерности жизни Количество № часов п/п 5 1 Биология - наука о живом мире. Роль биологии в практической деятельности людей. 2 Методы биологических исследований 3 Общие свойства живых организмов, их отличительные признаки. Многообразие форм жизни Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни» Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Л.Р. №1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток» Особенности химического состава живых организмов. Химическиеб вещества клетки: неорганические и органические вещества, их роль в организме 4 5 Закономерности жизни на клеточном уровне 10 Тема урока 6 7 Л.Р. К.Р. 1 1 29 8 9 10 11 12 13 14 15 Закономерности жизни на организменном уровне 17 16 17 18 19 20 21 22 23 Строение клетки. Структурные части клетки: мембрана, ядро, цитоплазма с органоидами. И включениями. Мембранные и немембранные органоиды отличительные особенности, их строение и функции. Обмен веществ и превращение энергии - признаки живых организмов. Биосинтез белка в живой клетке. Биосинтез углеводов. Фотосинтез. Обеспечение клеток энергией. Размножение клеток и её жизненный цикл. Л.Р. №2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками» Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на клеточном уровне» Организм - открытая живая система (биосистема). Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаление продуктов обмена в жизнедеятельности организма. Бактерии и вирусы 1 1 Растительный организм и его особенности. Автотрофность. Половое и бесполое размножение. Многообразие растений, принципы их классификации Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Животные. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Многообразие (типы, классы) животных, их роль в природе и жизни человека. Общие сведения об организме человека. Черты сходства и различия человека и животных. 30 24 25 26 27 28 29 30 31 32 35 36 37 Идеи развития органического мира в биологии 38 Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Современные представления об эволюции органического мира. Вид - основная систематическая единица, его критерии и структура. Признаки вида. 34 39 40 19 Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Л.Р. №3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов» Ненаследственная (фенотипическая изменчивость) Л.Р. №4 «Изучение изменчивости у организмов» Значение селекции и биотехнологии в жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне» Система и эволюция органического мира. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Этапы развития жизни на Земле. 33 Закономерности происхождения и развития жизни на Земле. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Мейоз Разнообразие организмов. Рост и развитие организмов. 1 1 1 31 41 42 43 44 45 48 Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Л.Р. «Приспособленность организмов к среде обитания» Усложнение организмов в процессе эволюции. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Природная и социальная среда обитания человека 49 50 Ранние этапы эволюции человека Поздние этапы эволюции человека 51 Человеческие расы, их родство и происхождение 52 Роль человека в биосфере, его влияние на природу Земли. Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле». Среда - источник веществ, энергии и информации. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. 46 47 53 54 Закономерности взаимоотношений организмов и среды. 17 Процессы образования видов. Понятие о микроэволюции. Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. Основные направления эволюции: прогресс и регресс в живом мире. Усложнение организмов в процессе эволюции. 55 Влияние экологических факторов на организм. 56 Приспособленность организмов к действию факторов среды 1 1 32 57 59 Экосистемная организация живой природы. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Биотические связи. Пищевые связи в экосистеме. Вид - основная систематическая единица. 60 Функционирование популяций в природе 61 62 63 Экосистема. Пищевые связи в экосистеме Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Биосфера - глобальная экосистема. В.И.Вернадский - основоположник учения и биосфере. Границы биосферы. Развитие и смена природных сообществ 64 Многообразие биогеоценозов (экосистем) 65 Закономерности сохранения устойчивости природных экосистем. Причины устойчивости экосистем. Закономерности сохранения устойчивости природных экосистем. Причины устойчивости экосистем. Последствия деятельности человека в экосистемах. Экологические проблемы. Роль человека в биосфере. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Л.Р. «Оценка качества окружающей среды» 58 66 67 68 Итого : 68 1 6 4 33 Пронумеровано, прошнуровано и скреплено печатью 'IX ( оы а исщ уСим(? 1 И.о. директора МБОУ СОШ №6: Н.Д. Фалалеева