РП Биология 5-9 классы

Управление образования администрации Горноуральского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6

Приложение 1.14.
Основной образовательной программы
основного общего образования,
утвержденной приказом по М БОУ СОШ №6
от 31.08.2018г. № 6/1-д

Рабочая программа по биологии.
Образовательная область: Естественнонаучные предметы
классы 5-9

I.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
1. Личностные результаты
У выпускника будут сформированы

1)

2)
3)
4)

5)
6)
7)

Выпускник получит возможность для
формирования
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и • выраженной устойчивой учебно­
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, с учетом устойчивых познавательных познавательной мотивации и интереса к
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
учению;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития;
• готовности к самообразованию и
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
самовоспитанию;
мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• адекватной позитивной самооценки и Яразвитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
концепции;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
• способности к решению моральных
собственным поступкам;
дилемм на основе учёта позиций
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в
участников дилеммы, ориентации на их
процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской деятельности;
мотивы и чувства; устойчивое следование
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил безопасного поведения в в поведении моральным нормам и
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
этическим требованиям;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического
• устойчивой мотивации к реализации
мышления.
ценностей здорового и безопасного образа
жизни;
• ценностных ориентаций
соответствующих современному уровню
экологической культуры.

2. Метапредметные результаты
Универсальные
учебные
действия
Регулятивные
универсальные
учебные
действия

Выпускник научится

Выпускник получит возможность

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в
познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• самостоятельно ставить новые учебные
цели и задачи;
• при планировании достижения целей
самостоятельно учитывать условия и
средства их достижения;
• выделять
альтернативные
способы
достижения цели;

2

К ом м уникативн
ые
универсальны е
учебны е
действия

П ознавательны е
универсальны е
учебны е
действия

• принимать решения в проблемной ситуации;
• осуществлять
познавательную
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль рефлексию в отношении учебных и
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках познавательных задач;
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с • адекватно
оценивать
объективную
изменяющейся ситуацией;
трудность как меру фактического или
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления предполагаемого расхода ресурсов на
решение задачи;
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
• адекватно оценивать свои возможности
достижения цели;
• основам саморегуляции эмоциональных
состояний.
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с • учитывать разные мнения и интересы и
позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности;
обосновывать собственную позицию;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • понимать относительность мнений и
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; подходов к решению проблемы;
владеть устной и письменной речью;
• вступать
в
диалог,
а
также
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, участвовать в коллективном обсуждении
определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы проблем, участвовать в дискуссии и
аргументировать свою позицию;
работы;
• работать в группе - устанавливать рабочие отношения;
• следовать
морально-этическим
и
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно - психологическим принципам общения и
коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
сотрудничества на основе уважительного
отношения к партнёрам в процессе
достижения общей цели совместной
деятельности;
• в совместной деятельности чётко
формулировать цели группы и позволять
её участникам проявлять собственную
энергию для достижения этих целей.
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• самостоятельно проводить исследование
• основам реализации смыслового чтения;
на основе применения методов наблюдения
• основам реализации ИКТ-компетентности;
и эксперимента;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• выдвигать гипотезы о связях и
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и закономерностях событий, процессов,
Интернета;
объектов;
• давать определение понятиям;
• организовывать исследование с целью
проверки гипотез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к • делать умозаключения (индуктивное и по

3

родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для
указанных логических операций;
• объяснять явления, процессы, связи, выявляемые в ходе исследования;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею
текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• применять экологическое мышление в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации.

аналогии)
и
выводы
на
основе
аргументации;
• использовать
компьютерное
моделирование
в
проектно­
исследовательской деятельности;
• осознанно осуществить выбор профессии
на
основе
полученных
знаний
и
сформированных умений.

3. Предметные результаты
п.
ФГОС
ООО
11.7

Требования к результатам освоения ООП ООО
(ФГОС ООО)
1) формирование системы научных знаний о живой
природе, закономерностях ее развития, исторически
быстром сокращении биологического разнообразия
в биосфере в результате деятельности человека для
развития современных естественно-научных
представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных
систематизированных представлений о
биологических объектах, процессах, явлениях,
закономерностях, об основных биологических
теориях, об экосистемной организации жизни, о
взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о
наследственности и изменчивости; овладение
понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов
биологической науки и проведения несложных
биологических экспериментов для изучения живых

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания
биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам,
процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и
человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным
организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления;
ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их
результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний - понятиями,
закономерностями,
законами,
теориями,
имеющими
важное
общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории
становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной
организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных
растений, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием
собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с
биологическими приборами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной
литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и
электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных
4

задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и
4) формирование основ экологической грамотности: основ здорового образа жизни в быту;
способности оценивать последствия деятельности
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
человека в природе, влияние факторов риска на
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
здоровье человека; выбирать целевые и смысловые окружающих;
установки в своих действиях и поступках по
• ориентироваться в системе познавательных ценностей - воспринимать
отношению к живой природе, здоровью своему и
информацию биологического содержания в научно-популярной литературе,
окружающих, осознание необходимости действий по средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически
сохранению биоразнообразия и природных
оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об
местообитаний видов растений и животных;
источнике информации;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о
5) формирование представлений о значении
биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников
биологических наук в решении проблем
информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая
необходимости рационального природопользования особенности аудитории сверстников.
защиты здоровья людей в условиях быстрого
Живые организмы
изменения экологического качества окружающей
Выпускник научится:
среды;
• выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и
организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов,
6) освоение приемов оказания первой помощи,
характерных для живых организмов;
рациональной организации труда и отдыха,
• аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов
выращивания и размножения культурных растений и растений, животных, грибов и бактерий;
домашних животных, ухода за ними.
• аргументировать,
приводить
доказательства
различий
растений,
животных, грибов и бактерий;
• осуществлять классификацию биологических объектов (растений,
животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к
определенной систематической группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль
различных организмов в жизни человека;
• объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп
5
организмов и человека, проведения экологического
мониторинга в окружающей среде;

растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности
организмов к среде обитания;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные
биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные
признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии,
грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на
основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями
клеток и тканей, органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать
биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и
объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в
природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения
культурных растений, ухода за ними;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
• находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в
научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках,
Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной
формы в другую;
• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению
организмов различных царств живой природы, включая умения
формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении
ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;
6

размножения и выращивания культурных растений;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению
к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее
проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение
к объектам живой природы);
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях,
животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая
особенности аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач
связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности
растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную
деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать
собственный вклад в деятельность группы.
Человек и его здоровье
Выпускник научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов (животных
клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов
жизнедеятельности, характерных для организма человека;
• аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и
окружающей среды, родства человека с животными;
• аргументировать, приводить доказательства отличий человека от
животных;
• аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения
мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек,
нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных
заболеваний;
• объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления
7

биологических объектов и других материальных артефактов;
• выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у
человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей
человеку;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные
биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их
изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы
органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ,
выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями
клеток и тканей, органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать
биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом
человека и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни,
рациональной организации труда и отдыха;
• анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
• описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять необходимость применения тех или иных приемов при
оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах,
обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
• находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в
научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках,
Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной
формы в другую;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению
к собственному здоровью и здоровью других людей;
8

• находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах
информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных
сообщений и докладов;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих;
последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
• создавать собственные письменные и устные сообщения об организме
человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая
особенности аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач
связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма
человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение
окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность
группы.
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов (вида,
экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых
организмов;
• аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты
окружающей среды;
• аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья
человека от состояния окружающей среды;
• осуществлять классификацию биологических объектов на основе
определения их принадлежности к определенной систематической группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль
биологических объектов в природе и жизни человека; значение
биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе
сопоставления особенностей их строения и функционирования;
9

• объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения
приспособленности, процесс видообразования;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные
биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные
признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями
органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать
биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и
объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения
культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
• находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах
информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных
сообщений, докладов, рефератов;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать
экологические
проблемы,
возникающие
в условиях
нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих,
последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
• находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной
литературе, специализированных биологических словарях, справочниках,
Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной
формы в другую;
10

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению
к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других
людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,
экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам
живой природы);
• создавать собственные письменные и устные сообщения о современных
проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе
нескольких
источников информации,
сопровождать
выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач
связанных с теоретическими и практическими проблемами в области
молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и
охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность,
учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный
вклад в деятельность группы.

II.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

5 КЛАСС ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМ Ы
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки
представителей разных царств живой природы. М етоды изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Клеточное строение организмов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. М ногообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии-возбудители заболеваний. М еры
профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. М ногообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой
помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Вирусы - неклеточные формы. Заболевания, вы зываемы е вирусами.
Меры профилактики заболеваний.
11

6 КЛАСС Растения. Клетки, ткани органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание,
фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ.
Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, Развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их
классификации. Водоросли, мхи, папоротники, Голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни
человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные
растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
7 КЛАСС Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и
развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и
жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение
животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
8 КЛАСС ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и
животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда
для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы
крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки.
Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов
дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом,
спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.
Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей,
белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания
первой помощи при обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.
12

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их
профилактика ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. М едико-генетическое консультирование.
Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя,
наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. В естибулярный
аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.
Н ейрогуморальная регуляция процессов ж изнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга.
Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их
предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь.
Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения.
Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья:
аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска:
стрессы, гиподинамия, переутомление ,переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

9 КЛАСС ОБЩИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗА К О Н О М ЕРН О С ТИ
Отличительные признаки живых организмов.
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды,
митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.
Обмен веществ и превращения энергии - признаки живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления
продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Система и эволюция органического мира. Вид - основная систематическая единица. Признаки вида. Ч.Дарвин - основоположник
учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.
Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов
на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция,
13

хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера - глобальная
экосистема. В.И.Вернадский - основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в
биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.

III.

Тематическое планирование с указанием количества часов отводимых на изучение каждой темы

Тема программы

Биология - наука о
живой природе

Количест
во часов

5 КЛАСС

9

№
п/п

12

о
5
и
« и а
Ои з
О
Ы *
и
*§ в Ы
Г)
ч
М

1.
2.

5.
6
7.
8.
9

Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности
людей.
Свойства
живого.
Разнообразие
организмов.
Отличительные
признаки
представителей разных царств живой природы.
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
Правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и
инструментами. Л.Р. №1 «Увеличительные приборы».
Клеточное строение организмов. Строение клетки. Ткани.
Л.Р. №2 «Знакомство с клетками растений»
Химический состав клетки.
Процессы жизнедеятельности клетки.
Обобщающий урок по теме. Великие естествоиспытатели.

10.

Царства живой природы.

11.
12.
13.
14.
15.

Бактерии: строение и жизнедеятельность.
Значение бактерий в природе и жизни человека.
Растения.
Лабораторная работа «Знакомство с внешним строением побегов растения»
Животные.

3.
4.

Многообразие
живых организмов

Тема урока

1

1

1
14

Жизнь организмов
на планете Земля

8

Человек на
планете Земля

4

Резерв

1

итого

34

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Грибы.
Многообразие и значение грибов.
Лабораторная работа «Наблюдение за передвижением животных»
Лишайники.
Значение живых организмов в природе и жизни человека.
Промежуточный контроль. Обобщающий урок.
Среды жизни на планете Земля.
Экологические факторы среды.
Приспособления организмов к жизни в природе.
Природные сообщества
Природные зоны России.
Жизнь организмов на разных материках
Жизнь организмов в морях и океанах.
Обобщающий урок по теме. «Жизнь организмов на планете Земля
Как появился человек на Земле.
Как человек изменял природу.
Важность охраны живого мира планеты.
Сохраним богатство живого мира.
Итоговый контроль.

1

1

4

1

15

6 КЛАСС

Колич
ество
часов

Тематический блок
Наука о
ботаника.

растениях

-

4

№
урока Тема учебного занятия
1.

2.

3.

4.
Органы растений.

10

5.

6.
7.
8.

9.

Царство
растения.
Значение
растений.
Многообразие
жизненных
форм:
деревья,
кустарники, кустарнички, травы.
Клеточное
строение
растений.
Свойства
растительной клетки. Процессы жизнедеятельности
клетки. Л.Р. «Клеточное строение кожицы лука»
Ткани растений: механическая, образовательная,
покровная, проводящая - особенности строения,
функции. Л.Р. «Особенности строения различных
видов растительных тканей»
Экскурсия осенние явления в жизни растений.
Семя, его строение и значение. Однодольные и
двудольные семена Л.Р. «Изучение строения
семени» Условия прорастания семян.
Корень, его строение и значение. Типы корневых
систем. Л.Р. «Внешнее строение корня».
Побег, его строение и развитие. Л.Р. «Строение
вегетативных и генеративных почек»
Лист,
его
строение
и значение.
Лист специализированный орган воздушного питания,
дыхания, испарения. Л.Р. «»Внешнее строение
листа»
Стебель, его строение и функции. Л.Р. «Внешнее и
внутреннее строение стебля»

В том числе
л/р

Экскурси
и

Конт
р/раб

1

1

1
1

1
1
1

1
16

10.

11.

12.

13.

14.
Основные
процессы
жизнедеятельности
растений.

7

15.

16.

17.
18.

19.

20.
21.

Видоизменения стебля. Видоизменения надземных и
подземных побегов. Л.Р. «Особенности строения
корневища, клубня, луковицы»
Цветок, его строение и значение. Опыление,
оплодотворение. Обоеполые и однополые цветки.
Однодомные и двудомные растения.
Соцветия простые и сложные. Типы опыления и
приспособления растений к ним. Л.Р. «Типы
соцветий»
Плод. Разнообразие и значение плодов. Плоды
много- и односемянные, сухие и сочные. Л.Р.
«Изучение плодов цветкового растения»
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Органы цветкового растения»
Минераль6ное питание растений и значение воды.
Макрои
микроэлементы.
Органические
и
минеральные удобрения.
Воздушное
питание
растений.
Фотосинтез.
Автотрофы и гетеротрофы. Космическая роль
растений.
Дыхание и обмен веществ у растений.
Размножение и оплодотворение у растений.
Бесполое размножение: вегетативное, спорами.
Половое размножение: оплодотворение, гаметы.
Вегетативное размножение. Способы вегетативного
размножения,
используемые
в
с/х
.Л.Р
«Черенкование комнатных растений»
Рост
и
развитие
растений.
Онтогенез
индивидуальное развитие.
Влияние среды обитания на рост и развитие
растений. Суточные и сезонные ритмы.

1

1

1

1

1

7

Основные
отделы
цветковых растений

10

22.

Систематика растений, её значение для ботанбики.

23.

Водоросли, их разнообразие и значение в природе.
Одноклеточные и нитчатые. Зеленые, красные,
бурые водоросли.
Отдел
Моховидные.
Классы
моховидных:
печеночники и листостебельные. Чередование
поколений при размножении.
Плауны,
хвощи,
папоротники.
Особенности
строения, чередование поколений при размножении.
Л.Р. «Изучение внешнего строения моховидных
растений»
Отдел Голосеменные. Общая характеристика и
значение. Многообразие
голосеменных. Цикл
развития сосны.
Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и
значение. Двойное оплодотворение. Двудольные и
однодольные.
Семейства класса двудольные: Крестоцветные,
Пасленовые,
Розоцветные,
Сложноцветные,
Мотыльковые.
Семейства класса однодольные: Злаковые, Луковые,
Лилейные. Важнейшие с/х культуры
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Основные отделы цветковых растений
Усложнение растений в процессе эволюции.
Реликтовые растения.
Разнообразие
и
происхождение
культурных
растений. Центры происхождения растений. Дары
Старого и Нового света.

24.

25.

26.

27.

28.

29.
30.
Историческое развитие и
многообразие
растительного мира

2

31.
32.

1

1

18

Природные сообщества.

2

33.

34.

Итого

Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и
экосистеме Совместная жизнь организмов в
природном сообществе.
Смена природных сообществ и её причины. Охрана
редких и исчезающих видов растений. Ядовитые
растения.

34

12

1

2

7 КЛАСС

Тематический
блок

Количество
часов

№
урока
1.

Строение тела
животных.

5.

Ткани, органы и системы органов.

6.

Общая характеристика подцарства
Простейшие. Тип Саркодовые и
жгутиконосцы
Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы.

Подцарство
Простейшие, или
Одноклеточные

3

2

4

7.

Экскурсии

Контр/раб

Зоология — наука о животных. Краткая

4.

3.

В том числе
л/р

история развития зоологии.
Среды жизни и места обитания животных.
Взаимосвязь животных в природе.
Классификация животных. Основные
систематические группы животных. Влияние
человека на животных.
Клетка.

2.
Введение. Общие
сведения о мире
животных.

Тема урока

19

8.

Тип Инфузории. Значение простейших.
Многообразие простейших.

9.

Многообразие простейших.
Лабораторная работа № 1 «Строение и
передвижение инфузории- туфельки»
Общая характеристика многоклеточных
животных. Тип Кишечнополостные. Строение
и жизнедеятельность.
Разнообразие кишечнополостных.

10.
Подцарство
Многоклеточные
животные

2

11.
12.
13.
14.
15.

Типы: Плоские
черви, Круглые
черви, Кольчатые
черви

16.
5
17.

Тип Моллюски

Тип
Членистоногие

4

8

18.
19.
20.

21.
22.
23.
24.

Тип Плоские черви. Общая характеристика.
Разнообразие плоских червей: сосальщики и
цепни. Класс Сосальщики.
Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая
характеристика.
Тип Кольчатые черви. Общая характеристика.
Класс Многощетинковые черви.
Класс Малощетинковые черви. Лабораторная
работа №2 «Внешнее строение дождевого
червя; передвижение; раздражимость»
Общая характеристика. Класс Брюхоногие
моллюски.
Класс Двустворчатые моллюски.
Класс Головоногие моллюски.
Лабораторная работа №3 «Внешнее строение
раковин пресноводных и морских
моллюсков»
Общая характеристика типа Членистоногие
Класс Ракообразные.
Класс Паукообразные.
Класс Насекомые.

1

1

1

20

25.
26.
27.

28.
29.
30.

Тип Хордовые.
Бесчерепные.
Надкласс Рыбы.

31.

Надкласс Рыбы. Общая характеристика.
Внешнее строение.
Внутреннее строение рыб

32.

Особенности размножения рыб

33.
34.

Основные систематические группы рыб.
Промысловые рыбы. Их использование и
охрана.
Лабораторная работа №5 «Внешнее строение
и особенности передвижения рыб»
Среда обитания и строение тела
земноводных. Общая характеристика.
Строение и деятельность внутренних органов
земноводных.
Годовой жизненный цикл и происхождение
земноводных.
Разнообразие и значение земноводных.
Внешнее строение и скелет пресмыкающихся.
Общая характеристика.
Внутреннее строение и жизнедеятельность
пресмыкающихся.

35.
6
36.
37.

Класс
Земноводные, или
Амфибии
Класс
Пресмыкающиеся,
или Рептилии

38.
4

39.
40.
41.

4

Типы развития насекомых.
Общественные насекомые: пчелы и муравьи.
Полезные насекомые.
Охрана насекомых. Насекомые — вредители
культур растений и переносчики заболеваний
человека.
Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение
насекомого»
Хордовые — примитивные формы.

1

1

21

42.

Разнообразие пресмыкающихся.

43.

45.

Значение пресмыкающихся, их
происхождение.
Общая характеристика класса.
Опорно-двигательная система птиц.

46.

Внутреннее строение птиц.

47.
48.

Размножение и развитие птиц.
Годовой жизненный цикл и сезонные явления
в жизни птиц.
Разнообразие птиц.
Значение и охрана птиц. Происхождение
птиц.
Лабораторная работа №6 «Внешнее
строение птицы. Строение перьев»
Лабораторная работа №7 «Строение скелета
птицы»
Общая характеристика класса.

44.

49.
50.
51.
52.
Класс Птицы

9
53.
54.
55.
56.
57.
58.

Класс
Млекопитающие,
или Звери

10

59.

1
1

Внешнее строение млекопитающих.
Внутреннее строение млекопитающих.
Размножение и развитие млекопитающих.
Годовой жизненный цикл. Происхождение и
разнообразие млекопитающих.
Высшие, или плацентарные, звери:
насекомоядные и рукокрылые, грызуны и
зайцеобразные,
Хищные, ластоногие и китообразные,
парнокопытные и непарнокопытные,
хоботные, приматы
Экологические группы млекопитающих.
22

60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
Развитие
животного мира
на Земле
Итого :

67.
68.

5
68

Значение млекопитающих для человека.
Лабораторная работа № 8 «Строение скелета
млекопитающих».
Доказательства эволюции животного мира
Учение Ч. Дарвина.
Развитие животного мира на Земле.
Современный мир живых организмов.
Биосфера.
Итоговый контроль

1

Экскурсия «Жизнь природного сообщества
весной»
Итоговое повторение

1
8

1

1

23

8 КЛАСС

Тематический
блок

Количество №
часов
п/п
1

Введение
1
Общие сведения об
организме человека

5

2

3
4

5
6
Опора и движение

8

7
8
9
10

11

Тема урока

Л.Р. К.Р.

Биологическая природа и социальная сущность
человека . Человек и окружающая среда. Защита
среды обитания человека
Место и роль человека в системе органического мира,
его сходство с животными и отличие от них.
Клетка, её строение, химический состав,
жизнедеятельность
Ткани животных и человека. Методы изучения
организма человека.
Л. Р. «Строение клеток и тканей. Методы изу4чения
организма человека.
Строение и процессы жизнедеятельности организма
человека. Органы, системы органов.
Контроль знаний по теме «Общий обзор организма
человека.
Опора и движение. Строение, состав и соединение
костей.
Скелет головы

1

1

Скелет конечностей
Профилактика травматизма. Приёмы оказания
первой помощи себе и окружающим при травмах
опорно-двигательной системы.
Мышцы человека.
24

12

13

14
Транспорт веществ

9

15

Внутренняя среда организма. Значение крови её
состав и постоянство.

16

Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции.
Предупредительные прививки, лечебные сыворотки.
Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови.
Л.Р. «Микроскопическое строение крови человека и
лягушки»

17

18

19
20
21
22
23
Дыхание

5

Работа мышц. Значение физических упражнений и
культуры труда для формирования скелета и
мускулатуры.
Нарушение осанки и плоскостопие. Л.Р. «Изучение
коленного рефлекса. Выявление нарушения осанки и
наличие плоскостопия».
Развитие опорно-двигательной системы. Контроль
знаний по теме «Опорно-двигательная система»

24

Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс.
Практическая работа. Подсчет пульса в разных
условиях и измерение артериального давления.
Транспорт веществ. Круги кровообращения.

1

1

1

1

Кровеносная и лимфатические системы. Движение
лимфы.
Артериальные и венозные кровотечения. Приёмы
оказания первой помощи при кровотечениях.
Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.
Контроль работа по теме «Кровь и кровообращение»
Значение дыхания. Органы дыхания. Дыхательная
система.

1

25

25
26
27

28

Питание

7

29
30
31
32
33
34
35

Обмен веществ и
превращение
энергии в организме

Выделение

4

36
37

2

38
39
40

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях.
Дыхательные движения. Регуляция дыхания.
Жизненная ёмкость легких.
Заболевания органов дыхания и их профилактика.
Инфекционные заболевания и меры их профилактики.
Вред табакокурения.
Приёмы оказания первой помощи при отравлении
угарным газом, спасение утопающего. Контроль
знаний по теме «Дыхание»

1

Питание. Пищеварение. Значение и состав пищи.
Органы пищеварения. Пищеварительная система.
Пищеварение в ротовой полости
Пищеварение в желудке
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных
веществ.
Регуляция пищеварения. Исследования И.П. Павлова
в области пищеварения.
Нарушение работы пищеварительной системы и их
профилактика. Контроль знаний по теме
«Пищеварение»
Обмен веществ и превращение энергии.
Пластический и энергетический обмен.
Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов,
жиров.
Нормы и режим питания. Рациональное питание.
Витамины: водорастворимые, жирорастворимые.
Выделение. Строение и функции выделительной
системы.

1

26

41
Покровы тела

3

42
43
44

Нейрогуморальная
регуляция процессов
жизнедеятельности

7

45
46
47
48
49
50

51
Органы чувств и
анализаторы

5

52
53
54
55

Заболевание органов мочевыделительной системы и
их предупреждение.
Покровы тела. Значение и строение кожи.
Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей,
волосами, ногтями.
Приёмы оказание первой помощи при травмах,
ожогах, обморожениях и их профилактика.
Закаливание организма.
Эндокринная система. Железы внешней, внутренней
и смешанной секреции, их строение и функции.
Гормоны, механизмы их действия на клетки
Нервная система. Значение, строение и функции
нервной системы
Вегетативная нервная система, строение и функции.
Нейрогуморальная регуляция.
Строение и функции спинного мозга. Рефлекс и
рефлекторная дуга.
Головной мозг: строение и функции. Нарушение
деятельности нервной и эндокринной систем и их
предупреждение.
Контроль знаний по теме «Эндокринная и нервная
система»
Значение органов чувств и анализаторов
Строение и функции органа зрения. Зрительный
анализатор.
Строение и функции органа слуха
Вестибулярный аппарат. Их анализаторы.
Нарушения зре5ния и слуха, их предупреждение.

1

1
27

Л.Р. «Изучение изменений работы зрачка.
Обнаружение слепого пятна.»
56

Поведение и психика
человека

5

57
58
59
60
61

Размножение и
развитие

4

62
63

64
65
Здоровый образ
жизни

3

66

Обоняние, вкус, мышечное и кожное чувство.
Контроль знаний по теме "Органы чувств.
Анализаторы"
Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные
рефлексы, их биологическое значение
Закономерности работы головного мозга.
Особенности поведения человека.

1

Биологические ритмы. Сон и его значение
Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и
чувства.
Темперамент и характер. Способности и одаренность.
Межличностные отношения. Роль обучения и
воспитания в развитии поведения и психики человека.
Размножение и развитие. Половые железы и половые
клетки. Половое созревание.
Инфекции, передающиеся половым путём, их
профилактика. ВИЧ - инфекции и ее профилактика.
Наследственные заболевания. Медико-генетическое
консультирование.
Оплодотворение, внутриутробное развитие.
Беременность. Роды. Развитие после рождения.
Вредное влияние на развитие организма курения,
употребления алкоголя, наркотиков.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил
здорового образа жизни. Укрепление здоровья:
аутотренинг, закаливание, двигательная активность.
28

67

Влияние физических упражнений на органы и
системы органов. Факторы риска: стрессы,
гиподинамия, переутомление, переохлаждение.
Вредные и полезные привычки, их влияние на
состояние здоровья.
Контроль знаний по курсу «Человек»

68
68

Итого

1
5

8

9 КЛАСС

Тематический блок
Общие
закономерности жизни

Количество №
часов
п/п
5

1

Биология - наука о живом мире. Роль биологии в
практической деятельности людей.

2

Методы биологических исследований

3

Общие свойства живых организмов, их отличительные
признаки.
Многообразие форм жизни
Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие
закономерности жизни»
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток.
Л.Р. №1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение
растительных и животных клеток»
Особенности химического состава живых организмов.
Химическиеб вещества клетки: неорганические и
органические вещества, их роль в организме

4
5
Закономерности
жизни на клеточном
уровне

10

Тема урока

6

7

Л.Р. К.Р.

1
1

29

8
9
10
11
12
13
14

15
Закономерности
жизни на
организменном уровне

17

16

17
18
19
20

21
22
23

Строение клетки. Структурные части клетки: мембрана,
ядро, цитоплазма с органоидами. И включениями.
Мембранные и немембранные органоиды
отличительные особенности, их строение и функции.
Обмен веществ и превращение энергии - признаки
живых организмов.
Биосинтез белка в живой клетке.
Биосинтез углеводов. Фотосинтез.
Обеспечение клеток энергией.
Размножение клеток и её жизненный цикл. Л.Р. №2
«Рассматривание микропрепаратов с делящимися
клетками»
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Закономерности жизни на клеточном уровне»
Организм - открытая живая система (биосистема). Роль
питания, дыхания, транспорта веществ, удаление
продуктов обмена в жизнедеятельности организма.
Бактерии и вирусы

1

1

Растительный организм и его особенности.
Автотрофность. Половое и бесполое размножение.
Многообразие растений, принципы их классификации
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни
человека. Лишайники. Роль лишайников в природе и
жизни человека.
Животные. Процессы жизнедеятельности и их регуляция
у животных.
Многообразие (типы, классы) животных, их роль в
природе и жизни человека.
Общие сведения об организме человека. Черты сходства
и различия человека и животных.
30

24
25
26
27
28

29
30
31
32

35
36
37

Идеи развития органического мира в биологии

38

Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции.
Движущие силы эволюции: наследственная
изменчивость, борьба за существование и естественный
отбор.
Современные представления об эволюции органического
мира.
Вид - основная систематическая единица, его критерии и
структура. Признаки вида.

34

39
40
19

Наследственность и изменчивость - свойства
организмов.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Методы изучения живых организмов: наблюдение,
измерение, эксперимент.
Л.Р. №3 «Выявление наследственных и
ненаследственных признаков у растений разных видов»
Ненаследственная (фенотипическая изменчивость)
Л.Р. №4 «Изучение изменчивости у организмов»
Значение селекции и биотехнологии в жизни человека.
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Закономерности жизни на организменном уровне»
Система и эволюция органического мира.
Современные представления о возникновении жизни на
Земле.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Этапы развития жизни на Земле.

33

Закономерности
происхождения и
развития жизни на
Земле.

Бесполое и половое размножение. Половые клетки.
Оплодотворение. Мейоз
Разнообразие организмов. Рост и развитие организмов.

1
1

1

31

41
42
43
44
45

48

Результаты эволюции: многообразие видов,
приспособленность организмов к среде обитания. Л.Р.
«Приспособленность организмов к среде обитания»
Усложнение организмов в процессе эволюции. Методы
изучения живых организмов: наблюдение, измерение,
эксперимент.
Место человека в системе органического мира. Черты
сходства и различия человека и животных.
Природная и социальная среда обитания человека

49
50

Ранние этапы эволюции человека
Поздние этапы эволюции человека

51

Человеческие расы, их родство и происхождение

52

Роль человека в биосфере, его влияние на природу
Земли.
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Закономерности происхождения и развития жизни на
Земле».
Среда - источник веществ, энергии и информации.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

46

47

53

54

Закономерности
взаимоотношений
организмов и среды.

17

Процессы образования видов. Понятие о
микроэволюции.
Макроэволюция как процесс появления надвидовых
групп организмов.
Основные направления эволюции: прогресс и регресс в
живом мире.
Усложнение организмов в процессе эволюции.

55

Влияние экологических факторов на организм.

56

Приспособленность организмов к действию факторов
среды

1

1

32

57

59

Экосистемная организация живой природы.
Взаимодействие разных видов в экосистеме
(конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Биотические связи. Пищевые связи в экосистеме.
Вид - основная систематическая единица.

60

Функционирование популяций в природе

61
62

63

Экосистема. Пищевые связи в экосистеме
Круговорот веществ и превращения энергии в
экосистеме. Биосфера - глобальная экосистема.
В.И.Вернадский - основоположник учения и биосфере.
Границы биосферы.
Развитие и смена природных сообществ

64

Многообразие биогеоценозов (экосистем)

65

Закономерности сохранения устойчивости природных
экосистем. Причины устойчивости экосистем.
Закономерности сохранения устойчивости природных
экосистем. Причины устойчивости экосистем.
Последствия деятельности человека в экосистемах.
Экологические проблемы. Роль человека в биосфере.
Методы изучения живых организмов: наблюдение,
измерение, эксперимент. Л.Р. «Оценка качества
окружающей среды»

58

66
67
68

Итого :

68

1

6

4

33

Пронумеровано, прошнуровано
и скреплено печатью

'IX ( оы а исщ уСим(? 1

И.о. директора МБОУ СОШ №6:
Н.Д. Фалалеева


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».