РП Обществознание 5-9 классы

Управление образования администрации Горноуральского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 6

Приложение 1.10
к Основной образовательной программе
основного общего образования,
утвержденной приказом директора
МБОУ СОШ №6
от 31.08.2018г. № 6/1-д

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание»
Предметная область – «Общественно-научные предметы»
5 – 9 классы

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования,
формируемыми при изучении содержания курса, являются:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера

Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм
их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и
познавательной задачи;

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им
задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения
задачи/достижения цели;

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для
их устранения;

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач
определенного класса;

планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать

свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей
учебной деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей
деятельности;

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в
рамках предложенных условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при
отсутствии планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации
для получения запланированных характеристик продукта/результата;

устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности
и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик
продукта;

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся
сможет:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств,
различая результат и способы действий;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в
соответствии с целью деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и
доступных внешних ресурсов;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной. Обучающийся сможет:

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других
обучающихся в процессе взаимопроверки;

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать

выводы;

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации
неуспеха;

ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к
получению имеющегося продукта учебной деятельности;

демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта
успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления),
эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих
обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим
закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки
достоверности информации;

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской
деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с
заданной точки зрения);


выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины,
возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной
аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач.
8. Обучающийся сможет:

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с
помощью знаков в схеме;

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик
объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного
(символьного) представления в текстовое, и наоборот;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе
имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического,
эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки
продукта/результата.
9. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;

преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и
нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

критически оценивать содержание и форму текста.

10. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной,
социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

определять свое отношение к природной среде;

анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся
сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
 формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной
коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы,
перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если
оно таково) и корректировать его;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;


организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться
друг с другом и т. д.);

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны
собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой
группе и т. д.);

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной
задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых
средств;

использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего
выступления;

использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством
учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения
коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
(далее – ИКТ).
14. Обучающийся сможет:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и
практических задач с помощью средств ИКТ;

выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами
естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-

аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену
и правила информационной безопасности.
Предметные результаты
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма,
гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3)приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в
общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных
отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и
нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок
правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые
выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
 характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль
мотивов в деятельности человека;
 характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
 приводить примеры основных видов деятельности человека;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения
межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:

выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;


оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения
мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:

демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций
общественного прогресса;

различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в
разных сферах общества;

характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического
кризиса;

на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике
экологически рациональное поведение;

раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:

наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления
общественного развития;

осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:

раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

различать отдельные виды социальных норм;

характеризовать основные нормы морали;

критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников,
систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции,
для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;


раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и
жизни современного общества;

характеризовать специфику норм права;

сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

раскрывать сущность процесса социализации личности;

объяснять причины отклоняющегося поведения;

описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:

использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие
общества и человека;

оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:

характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

описывать явления духовной культуры;

объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

оценивать роль образования в современном обществе;

различать уровни общего образования в России;

находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных
источников различного типа;

описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

раскрывать роль религии в современном обществе;

характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:

описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как
шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:


описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;

выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

описывать основные социальные роли подростка;

конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

раскрывать основные роли членов семьи;

характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки
безопасных условий жизни;

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения
семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:

раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения
семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать
собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;

находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников
различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:

объяснять роль политики в жизни общества;

различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;


называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:

осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:

характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны,
описывать их полномочия и компетенцию;

объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

раскрывать достижения российского народа;

объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:

аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои
обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:

характеризовать систему российского законодательства;

раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

характеризовать гражданские правоотношения;

раскрывать смысл права на труд;

объяснять роль трудового договора;

разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;


анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми
правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без
попечения родителей;

находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников,
систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного
поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:

на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на
практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и
развитие;

осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:

объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и
наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и
систематизировать полученные данные об экономических системах;

характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять
роль конкуренции;

объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

называть и конкретизировать примерами виды налогов;

характеризовать функции денег и их роль в экономике;

раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и
опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;


раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:

анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из
неадаптированных источников;

выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической
сфере деятельности человека;

грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в
конкретных ситуациях;

сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы,
составлять семейный бюджет.

Содержание тем учебного курса
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность.
Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и
потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов
деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества.
Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их
разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс.
Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы
современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и
коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются
социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные
принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило
нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и
государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в
подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль.
Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном
обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в
Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма
культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества.
Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные
социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и

традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное
самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и
внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия,
ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность
политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое
государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные
основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты
федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные
функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации.
Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской
Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и
граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах
человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и
дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав
потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в
регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов
и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные
правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений.
Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита.
Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников
в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания
несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение
труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы

экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков.
Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции,
налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен
валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги:
страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение.
Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств.
Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.

5 КЛАСС
Что изучает обществознание
Тема 1.Человек. Деятельность человека.
Загадка человека. Природа человека. Цели и ценность человеческой жизни. Биологическое и социальное в человеке. Интересы и
потребности. Мышление и речь. Черты сходства и различий человека и животного. Наследственность.
Отрочество – особая пора жизни. Возраст человека и социальные отношения. Основные возрастные периоды жизни человека.
Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Тема 2. Социальная сфера жизни общества. Семья .
Семья и семейные отношения. Семья как малая группа. Человек в малой группе. Семья под защитой государства. Семейный кодекс.
Права ребенка. Виды семей. Неполная семья. Отношения между поколениями. Функции семьи. Основные роли членов семьи. Забота и
воспитание в семье. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Семейные ценности и традиции. Досуг семьи.
Семейное хозяйство. Заботы членов семьи. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор икомпьютер. Увлечения человека. Здоровый образ жизни.
Тема 3. Сфера духовной культуры.Образование.
Образование в жизни человека. Значение образования в жизни общества. Ступени школьного образования. Система образования в
нашей стране.
Образование и самообразование. Учение вне стен школы. Подросток в школе. Урочная и внеурочная деятельность. Учеба –
основной труд школьника. Умение учиться.

Одноклассники, сверстники, друзья. Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников. Отношения младшего
подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Проблемы общения. Дружба. Дружный класс.
Тема 4. Деятельность человека. Труд
Труд– основа жизни. Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Труд в современной экономике. Содержание и
сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека.
Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Тема 5. Гражданин и государство.
Наша Родина – Россия. Наше государство – Российская Федерация. Россия – федеративное государство. Конституция Российской
Федерации – основной закон государства. Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный.
Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Любовь к Родине. Черты патриота.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва –
столица России.
Гражданин России. Гражданство Российской Федерации. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные
граждане России: какие права человек получает при рождении. Патриотизм.
Мы – многонациональный народ. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России.
Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.
6 КЛАСС
Введение
Тема 1. Человек. Деятельность человека
1.1Человек в социальном измерении
Человек- личность. Индивид, индивидуальность, личность. Личность как совокупность важнейших человеческих качеств.
Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Социальные «параметры личности».
Человек познает мир. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и
самооценка. Способности и потребности человека.
Человек и его деятельность. Деятельность человека, поведение человека. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности.
Игра, труд, учение. Мотивы деятельности. Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между
деятельностью и формированием личности. Роль деятельности в жизни человека и общества. Знания и умения как условие успешной
деятельности.

Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Особые потребности
людей с ограниченными возможностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи
1.2.Человек среди людей.
Межличностные отношения. Человек в социальном измерении. Социальный статус. Типичные социальные роли. Человек и его
ближайшее окружение. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность,
толерантность, взаимопонимание
Человек в группе. Социальные общности и группы. Социальные группы (большие и малые).Человек в малой группе.
Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидерство. Групповые нормы.
Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со
сверстниками, старшими и младшими. Личные и деловые отношения.
Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Гендер как «социальный пол».
Межличностные отношения. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Межличностные
конфликты и способы их разрешения. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду иустановить контакт.
Тема 2 . Социальные нормы.
Нравственные основы жизни
Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль.Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Будь смелым. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха.Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человек и человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем,кто нуждается в поддержке.
7 КЛАСС
Введение
Тема 1. Основы российского законодательства.
Регулирование поведения людей в обществе
Вводный урок.
Что значит жить по правилам. Социальные нормы. Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.
Многообразие правил поведения. Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры. Социальный контроль.
Как усваиваются социальные нормы.
Права и обязанности граждан. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Гражданские правоотношения. Нормы
права. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина
Российской Федерации. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты
прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Почему важно соблюдать законы. Правоотношения. Признаки и виды правонарушений.

Понятие, виды и функции юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе.
Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга.
Международно-правовая защита жертв войны.
Для чего нужна дисциплина. Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и
специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Виновен – отвечай. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное
поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Кто стоит на страже закона. Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция.
Адвокатура. Нотариат.
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 2. Экономика.Человек в экономических отношениях
Экономика и ее основные участники. Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества.
Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики – потребители, производители. Роль человеческого фактора в
развитии экономики.
Мастерство работника. Труд в современной экономике. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии.
Профессионализм и профессиональная успешность. Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд.
Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Трудовая этика.
Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство: затраты, выручка, прибыль. Производство - основа экономики. Производительность труда. Факторы, влияющие на
производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства.
Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды и формы бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской
деятельности.
Обмен, торговля, реклама. Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена.
Торговля и ее формы. Реклама.
Деньги и их функции. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег.
Экономика семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи.
Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Тема 3. Общество.
Человек и природа
Воздействие человека на природу. Человек – часть природы. Взаимосвязь общества и природы. Проблема загрязнения окружающей
среды.

Охранять природу – значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической
морали. Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Обязанность бережно относиться к
природным богатствам.
Закон на страже природы. Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в
природоохранительной деятельности.
8 КЛАСС
Введение
Тема 1. Человек. Деятельность человека.
Что делает человека человеком? Индивид, индивидуальность, личность. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Тема 2 .Человек, общество, природа. Общество.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Общественные
отношения. Социальные изменения и их формы.
Развитие общества. Типы обществ. Общественный прогресс.
Мир как единое целое. Усиление взаимосвязей стран и народов. Ускорение мирового развития. Современные средства связи и
коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы иугрозы. Глобализация и ее
противоречия.
Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения.
Современное российское общество, особенности его развития.
Как стать личностью. Социализация личности.
Тема 3. Сфера духовной культуры
Сфера духовной жизни. Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура, ее многообразие и основные формы. Культурные
различия. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Диалог культур, как черта
современного мира. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Мораль. Социальные нормы. Общественные ценности. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и
нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности.
Гуманизм. Гражданственность и патриотизм. Добро и зло. Критерии морального поведения. Уважение социального многообразия.
Долг и совесть. Долг. Совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный.
Совесть – внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор – это ответственность. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральная ответственность. Моральные
знания ипрактическое поведение. Критический анализ собственных помыслов ипоступков.

Образование. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации.
Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Непрерывность образования. Самообразование. Образование и
карьера.
Наука в современном обществе. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе.
Развитие науки в России. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Религиозные нормы. Религиозные организации и
объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Веротерпимость.
Тема 4. Социальная сфера жизни общества.
Социальная структура общества. Социальная сфера жизни общества. Социальные общности и группы. Социальная мобильность.
Основные социальные группы современного российского общества. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные
группы. Социальные конфликты и пути их разрешения. Социальная ответственность. Социальная политика Российского государства.
Социальные статусы и роли. Социальный статус личности. Социальные роли. Многообразие социальных ролей личности.
Половозрастные роли в современном обществе. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Особенности социализации в
подростковом возрасте.
Отношения между поколениями.
Нации и межнациональные отношения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями.
Межнациональные и межконфессиональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа.
Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Россия – многонациональное государство.
Характеристика межнациональных отношений в РФ. Понятие толерантности.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового
образа жизни.
Тема 5. Экономика
Экономика и ее роль в жизни общества. Понятие экономики. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Ограниченность
ресурсов и экономический выбор. Ресурсы и возможности нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой. Свободные и
экономические блага. Альтернативная стоимость(цена выбора).
Главные вопросы экономики. Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Цикличность экономического
развития.
Типы экономических систем. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рыночная экономика. Рынок и рыночный механизм. Виды рынков. Законы рыночной экономики. Спрос и предложение. Рыночное
равновесие.
Производство - основа экономики. Современное производство. Товары и услуги. Факторы производства. Новые технологии и их
возможности. Предприятия и их современные формы. Производительность труда. Разделение труда и специализация.

Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы.
Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Этика предпринимательства.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов,
функции, налоговые системы разных эпох. Налогообложение граждан.
Распределение доходов. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной
поддержки населения. Пенсионное обеспечение.
Потребление. Семейное потребление. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет.
Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья,
имущества, ответственности. Социальное страхование. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Экономические основы защиты
прав потребителя. Защита от финансовых махинаций.
Инфляция и семейная экономика. Реальные и номинальные доходы. Инфляция, ее последствия. Рынок капиталов. Роль банков в
экономике. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта,
электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный
банкинг, онлайн-банкинг. Сбережения. Потребительский кредит. Инфляция.
Безработица, ее причины и последствия. Рынок труда. Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и
социальные последствия безработицы. Заработная плата. Прожиточный минимум. Роль государства в обеспечении занятости. Профсоюз.
Мировое хозяйство и международная торговля. Обмен. Обменные курсы валют.
Внешнеторговая политика. Особенности экономического развития России.
9 КЛАСС
Введение.
Раздел 1. Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества.
Государство. Государство, его существенные признаки. Государственный суверенитет. Функции государства. Внутренняя и внешняя
политика государства. Формы государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим.
Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации.
Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Демократия и тоталитаризм.
Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество и государство. Гражданское общество. Гражданское общество и правовое государство. Местное
самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность.
Патриотизм. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Выборы и референдумы.
Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. Международные политические
организации Опасность политического экстремизма. Национальная безопасность. Сепаратизм.
Политические партии и движения. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и
движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Интернет. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной бор ьбе.
Раздел 2. Основы российского законодательства
Роль права в жизни общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Понятие нормы права.
Источники права. Основы российского законодательства. Нормативный правовой акт. Виды нормативных актов. Система российского
законодательства.
Правоотношения и субъекты права. Правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса
несовершеннолетних. Правоспособность и дееспособность. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от
14 до 18 лет.
Правонарушения и юридическая ответственность. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и
функции юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя. Конституция Российской Федерации – основной закон
государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Россия – федеративное государство. Субъекты
федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Гражданин и государство. Взаимоотношения органов
государственной власти и граждан. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства.
Права и свободы человека и гражданина. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права.
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и
правах ребенка.
Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Личные (гражданские) права, социальноэкономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Обязанность платить налоги. Защита Права ребенка и их защита.
Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Судебное разбирательство. Способы защиты гражданских прав. Право
собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей, защита прав потребителей.

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека.
Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Особенности
регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Семья под защитой государства.
Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Административные правоотношения. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения.
Виды административного наказания.
Уголовно-правовые отношения. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая
оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны. Особенности уголовной ответственности и наказания
несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Войны и международные конфликты. Международное
гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооружѐнных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных
конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской
Федерации.

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5 класс
Наименование разделов и тем, количество часов, отводимое на освоение каждого Количество часов, отводимых на
раздела
освоение каждой темы
Введение (1 час)
Введение в обществознание.
1
Человек. Деятельность человека (5 часов)
Биологическое и социальное в человеке.
1
Загадка человека.
1
Основные возрастные периоды жизни человека.
1
Отрочество – особая пора жизни.
1
Практикум по теме «Человек».
1
Социальная сфера жизни общества.Семья (5 часов)
Семья и семейные отношения.
1
Семейное хозяйство.
1
Свободное время.
1
Распределение времени.
1
Практикум по теме «Семья».
1
Сфера духовной культуры. Образование (5 часов)
Образование.
1
Самообразование.
1
Одноклассники, сверстники, друзья.
1
Учимся жить дружно в классе.
Практикум по теме «Школа».
1
Деятельность человека. Труд (6 часов)
Труд – основа жизни.
1
Благотворительность и меценатство.
1
Труд и творчество.
1
Проблема выбора профессии.
1
Практикум по теме «Труд».
1
Учимся творчеству.
1
Гражданин и государство (11 часов)

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Итого

Наша родина – Россия.
Что значит быть патриотом.
Государственные символы Российской Федерации.
Москва — столица Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации.
Юные граждане России: какие права человек получает при рождении.
Мы – многонациональный народ.
Многонациональная культура России. Народы России – одна семья.
Итоговая контрольная работа.
Практикум по теме «Родина».
Учимся уважать людей.
Итоговое повторение (1 час)
Обобщающее повторение.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

№
п/п

6 класс
Наименование разделов и тем, количество часов, отводимое на освоение
каждого раздела

Количество часов, отводимых
на освоение каждой темы

Введение. (1 час)
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

23.

Вводный урок.
Человек. Деятельность человека (24 часа)
Человек в социальном измерении (11часов)
Человек – личность.
Входная контрольная работа.
Сильная личность – какая она?
Человек познаѐт мир.
Потребности человека.
Особые потребности людей с ограниченными возможностями.
На пути к жизненному успеху.
Социальная значимость здорового образа жизни.
Практикум по теме «Человек в социальном измерении».
Человек среди людей (13 часов)
Выбор жизненного пути.
Особенности межличностных отношений.
Виды межличностных отношений.
Человек в группе. Лидерство.
О поощрениях и наказаниях.
Общение.
Как люди общаются.
Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Конфликты в межличностных отношениях.
Способы разрешения межличностных конфликтов.
Поведение человека в ситуации конфликта.
Практикум по теме «Человек среди людей».
Социальные нормы.
Нравственные основы жизни (9 часов)
Человек славен добрыми делами.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Итого

Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности.
Будь смелым.
Добро и зло.
Человек и человечность.
Долг.
Совесть.
Моральная ответственность..
Проявление внимания к окружающим
Итоговая контрольная работа.
Мы живѐм в мире людей.
Итоговое повторение (1 час)
Обобщающее повторение.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

№
п/п
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

7 класс
Наименование разделов и тем, количество часов, отводимое на освоение
каждого раздела
Введение (1 час)
Вводный урок.
Основы российского законодательства. Регулирование поведения людей в
обществе (12 часов)
Что значит жить по правилам.
Входная контрольная работа.
Права и обязанности граждан.
Почему важно соблюдать законы.
Правоспособность и дееспособность.
Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Защита Отечества.
Дисциплина, воля и самовоспитание. Почему важно соблюдать дисциплину.
Виновен – отвечай. Закон и справедливость.
Кто стоит на страже закона.
Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе».
Экономика. Человек в экономических отношениях (13 часов)
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества.
Основные участники экономики.
Мастерство работника.
Каким должен быть современный работник.
Производство – основа экономики.
Затраты производства.
Что такое бизнес.
Виды и формы бизнеса.
Обмен, торговля, реклама.
Деньги, их функции.
Электронные деньги.
Экономика семьи.
Расходы семьи.

Количество часов, отводимых
на освоение каждой темы
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Практикум по теме «Человек в экономических отношениях».
Общество. Человек и природа(7 часов)
Человек — часть природы.
Воздействие человека на природу.
Охранять природу — значит охранять жизнь.
Закон на страже природы.
Экологическая мораль.
Итоговая контрольная работа.
Практикум по теме «Человек и природа». Отдаѐм долги природе.
Итоговое повторение.(1 час)
Обобщение по курсу.
8 класс
Наименование разделов и тем, количество часов, отводимое на освоение
каждого раздела
Введение (1 час)
Вводный урок.
Человек. Деятельность человека (1 час)
Что делает человека человеком?
Человек. Личность и общество (5 часов)
Входная контрольная работа.
Человек, общество, природа. Общество как форма жизнедеятельности людей.
Развитие общества.
Как стать личностью.
Практикум по теме «Личность и общество».
Сфера духовной культуры (8 часов)
Сфера духовной жизни
Естественные и социально-гуманитарные науки. Мораль.
Долг и совесть.
Моральный выбор — это ответственность.
Образование. Государственная итоговая аттестация.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Количество часов, отводимых
на освоение каждой темы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Итого

Наука в современном обществе.
Религия как одна из форм культуры. Роль религии в жизни общества.
Практикум по теме «Сфера духовной культуры».
Социальная сфера жизни общества (5 часов)
Социальная структура общества.
Социальные статусы и роли.
Нации и межнациональные отношения.
Отклоняющееся поведение.
Практикум по теме «Социальная сфера».
Экономика (13 часов)
Экономика и еѐ роль в жизни общества.
Главные вопросы экономики.
Собственность. Деньги и их функции.
Типы экономических систем. Рыночная экономика.
Производство – основа экономики.
Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль.
Роль государства в экономике. Защита от финансовых махинаций.
Государственный бюджет. Налоги: система налогов.
Потребление. Страховые услуги. Пенсионное обеспечение.
Инфляция и семейная экономика. Личный финансовый план Банковские услуги,
предоставляемые гражданам.
Безработица, еѐ причины и последствия. Мировое хозяйство и международная
торговля.
Итоговая контрольная работа.
Практикум по теме «Экономика».
Итоговое повторение(1 час)
Итоговое обобщение.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

9 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Наименование разделов и тем, количество часов, отводимое на освоение
каждого раздела
Введение. (1 час)
Вводный урок.
Политическая сфера жизни общества(10 часов)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества.
Входная контрольная работа.
Государство, его существенные признаки. Политические режимы.
Правовое государство.
Гражданское общество и государство.
Местное самоуправление
Участие граждан в политической жизни.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.
Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их
разрешения.
Практикум по теме «Политика».
Гражданин и государство.(7 часов)
Основы конституционного строя Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина.
Права ребѐнка и их защита.
Высшие органы государственной власти в Российской Федерации.
Россия – федеративное государство.
Судебная система Российской Федерации.
Правоохранительные органы Российской Федерации.
Основы российского законодательства.(14 часов)
Роль права в жизни общества и государства.
Правоотношения и субъекты права.

Количество часов, отводимых
на освоение каждой темы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Итого

Правонарушения и юридическая ответственность.
Гражданские правоотношения.
Права потребителей, защита прав потребителей.
Право на труд. Трудовые правоотношения. Особенности регулирования труда
работников в возрасте до 18 лет.
Семейные правоотношения.
Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей,
оставшихся без попечения родителей.
Административные правоотношения. Виды административного наказания.
Уголовно- правовые отношения.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Особенности уголовной ответственности.
Международно-правовая защита жертв вооружѐнных конфликтов.
Практикум по теме «Право».
Итоговое повторение (2 часа)
Итоговая контрольная работа.
Обобщающее повторение.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».