РП Изобразительное искусство 1-4 класс

Управление образования администрации Горноуральского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6

Приложение 1. 9
Основной общеобразовательной программы
начального общего образования,
утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6
от 31.08.2018. № 6/1-д

Рабочая программа по изобразительному искусству.
Образовательная область: Искусство.
1-4 класс

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
1. Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
–
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты
школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
–
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
–
учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
–
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на
анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
–
способность к оценке своей учебной деятельности;
–
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и
сопереживание им;
–
установка на здоровый образ жизни;
–
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
–
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
–
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
–
выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
–
устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
–
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
–
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли
«хорошего ученика»;
–
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
–
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
2. Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
принимать и сохранять учебную задачу;
–
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

–
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
–
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
–
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
–
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов
требованиям данной задачи;
–
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
–
различать способ и результат действия;
–
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов
решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
–
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
–
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
–
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на
уровне произвольного внимания;
–
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве сети Интернет;
–
использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для
решения задач;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений
разных видов (в первую очередь текстов);
–
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
–
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
–
устанавливать аналогии;
–
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:

–
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
–
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
–
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
–
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
–
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
–
формулировать собственное мнение и позицию;
–
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
–
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
–
задавать вопросы;
–
контролировать действия партнера;
–
использовать речь для регуляции своего действия;
–
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
–
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
–
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
–
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
–
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
–
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
–
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как
ориентир для построения действия;
–
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
–
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
–
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и
регуляции своей деятельности.

3. Предметные результаты
Требования к результатам освоения ООП
НОО (ФГОС НОО)
Искусство
Изобразительное искусство:
1) сформированность первоначальных
представлений о роли изобразительного
искусства в жизни человека, его роли в духовнонравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной
культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края,
эстетического отношения к миру; понимание
красоты как ценности; потребности в
художественном творчестве и в общении с
искусством;
3) овладение практическими умениями и
навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими
умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (рисунке,
живописи, скульптуре, художественном
конструировании), а также в специфических
формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Планируемые результаты освоения ООП НОО
УМК «Планета Знаний»
Изобразительное искусство:
Обучающийся научится:
• называть и различать основные виды (скульптура, живопись, архитектура) и жанры
(портрет, пейзаж, натюрморт) изобразительного искусства;
• называть ведущие художественные музеи мира: Британский музей (Лондон), Лувр
(Париж), музей Прадо (Мадрид), Дрезденская картинная галерея (Дрезден), Музей Гугенхайма (Нью-Йорк);
• узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных
художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, ПолховМайдан, Мезень, Каргополь и др.);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи
и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных
работах; иллюстрациях к произведениям литературы;
• выбирать живописные приемы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в
соответствии с замыслом композиции;
• лепить фигуру человека и животных с учетом пропорциональных соотношений;
• изображать глубину пространства на плоскости (загораживание, уменьшение объектов
при удалении, применение линейной и воздушной перспективы и др.);
• передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать
последовательность событий, выделять композиционный центр;
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета, контрастные цвета и
оттенки;
• составлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая основные и составные цвета с
черным и белым;
• различать особенности использования карандаша, туши в графике;
• работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических и живописных
работ;
• выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы;

выбирать живописные приемы в соответствии замыслом;
изображать глубину пространства на плоскости;
передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением.
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных
художников, называть их авторов
• сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи,
декоративно-прикладного искусства);
• применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности красного,
оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого и коричневого
цветов;
• правильно использовать выразительные возможности графических материалов
(графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки
и др.) в передаче различной фактуры;
• моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объеме;
• выполнять ассоциативные рисунки и лепку;
• подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в
работе настроением
Обучающийся получит возможность научится:
• воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их
содержания и выразительных средств;
• видеть проявления прекрасного в произведениях искусства, в природе, на улице, в быту;
• пользоваться средствами выразительности языка, живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладого искусства;
• моделировать новые формы, различные ситуации путѐм трансформации известного,
создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек
средствами изобразительного искусства;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте
человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своѐ отношение к ним.
УМК «Школа России»
В результате изучения искусства у обучающихся будут сформированы:
•
•
•
•
•

основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в

художественном творчестве и в общении с искусством;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие
способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения
искусства;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться
эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественнопродуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, формкультурно-исторической,
социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия
«Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры
и духовных традиций много-национального народа Российской Федерации, зародится
социально ориентированный взгляд на мир;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности,
ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся: овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства;
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям
окружающего мира;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог,
участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные
музеи России (и своего региона);будут использовать выразительные средства для
воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые
рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в

программе Paint.

2.1.

II. Содержание учебного курса «Изобразительное искусство»
Завершенная предметная линия учебников УМК «Планета знаний» (авт. Н.М.Сокольникова)

1 класс (33 ч):
Мир изобразительного искусства (16 ч)
«Королевство волшебных красок». Картинная галерея. Радужный мост. Основные и составные цвета. Развитие зрительного
восприятия различных оттенков красного цвета. Развитие зрительного внимания и различения цветовых оттенков; обучение
умению изображать оранжевые цветы и фрукты. Расширение представления детей о желтом цвете; обучение умению
изображать желтые фрукты и овощи. Зрительное восприятие и различение оттенков зеленого цвета; изображение зеленых
фруктов. Оттенки синего и голубого цветов.
«В мире сказок». Иллюстрация к сказке «Сорока-белобока», «Петушок – Золотой гребешок». Изображение образной
выразительности героев сказки «Красная Шапочка». Передача образной характеристики героев сказки «Буратино», сказки
«Снегурочка».
Мир народного и декоративного искусства (9 ч)
«В гостях у народных мастеров». Дымковские игрушки. Филимоновские игрушки. Матрешки. Городец. Хохлома . Гжель.
Мир дизайна и архитектуры (8 ч)
«В сказочной стране Дизайн». Восприятие и ощущение круглой формы, обучение умению различать круги, половинки и
четвертинки кругов в объектах дизайна. Зрительное восприятие и ощущение формы шара; умение изображать шар.
Зрительное восприятие и ощущение треугольной формы, различие треугольные формы в объектах дизайна. Восприятие и
ощущение квадратной формы, выполнение декора из квадратов в технике «аппликация». Зрительное восприятие и
различение кубических форм в объектах дизайна и архитектуры.

2 класс (34 часа):
« Мир изобразительного искусства» (14 ч)
«Путешествие в мир искусства»
Знакомство с ведущими художественными музеями России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей
изобразительных искусств им. А.С Пушкина).
«Виды изобразительного искусства». Живопись. Графика. Скульптура.
«Мир декоративного искусства» (8 ч)
Декоративное рисование. Азбука декора. Контрастные цвета. Линейный орнамент. Монотипия. Декоративные эффекты.
Печать листьями. Рисование кляксами. Рисование солью. Коллаж.
«Мир народного искусства» (7 ч).
Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Прялки. Мезенская роспись. Каргопольские игрушки. Тетѐрки. Птица
счастья.
«Мир дизайна и архитектуры» (5 ч)
Дизайн и архитектура. Призмы. Пирамиды. Конусы. Цилиндры.
3 класс (34 ч):
«Мир изобразительного искусства» (14 ч.)
«Путешествие в мир искусства». Знакомство с ведущими художественными музеями мира. Британский музей (Лондон).
Лувр (Париж). Музей Прадо (Мадрид). Дрезденская картинная галерея (Дрезден). Музей Гуггенхайма (Нью – Йорк).
«Жанры изобразительного искусства». Натюрморт. Пейзаж. Портрет.
«Мир народного искусства» (6 ч.)
Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Жостовские подносы. Павлопосадские платки.
Скопинская керамика.
«Мир декоративного искусства» (8 ч.)
Декоративная композиция. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет.
«Мир дизайна и архитектуры» (6 ч.)

Форма волны. Школа дизайна. Форма спирали. Архитектура и дизайн.
4 класс(34 ч):
«Мир изобразительного искусства» (16ч)
«Путешествие в мир искусства». Знакомство с необычными художественными музеями.
«Виды и жанры изобразительного искусства». Анималистический жанр. Исторический жанр. Батальный жанр. Бытовой
жанр. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Книжная графика. Каллиграфия. Компьютерная графика.
«Мир декоративного искусства» (7 ч)
Художественная керамика и фарфор. Художественное стекло и хрусталь. Художественный металл. Художественный
текстиль.
«Мир народного искусства» (7 ч)
Лаковая миниатюра (Палех, Мстера, Холуй). Русское Кружево. Резьба по кости. Тульские самовары и пряники. Народный
костюм.
«Мир архитектуры и дизайна» (4 ч)
Бионическая архитектура. Бионические формы в дизайне. Человек в дизайне. Дизайн костюма. Фитодизайн.
2.2.

Завершенная предметная линия учебников УМК «Школа России» (авт. Неменский Б. М)

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ
Ты учишься изображать
Изображения всюду вокруг нас
.Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение).Художники и зрители (обобщение темы).Ты украшаешь
Мир полон украшений.
Цветы.
Красоту нужно уметь замечать.
Узоры на крыльях. Ритм пятен.
Красивые рыбы.
Монотипия.
Украшения птиц.
Объемная аппликация.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа
.Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
Праздник весны.
Сказочная страна.
Времена года.
Здравствуй, лето!
Урок любования (обобщение темы).

ИСКУССТВО И ТЫ
Как и чем работает художник?
Три основных цвета — желтый, красный, синий.
Белая и черная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы).Реальность и фантазия
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чем говорит искусство
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чем говорят украшения.
Образ здания.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру
(обобщение темы).Как говорит искусство
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС
Искусство в твоем доме
Твои игрушки.
Посуда у тебя дома.
Обои и шторы у тебя дома.
Мамин платок.
Твои книжки.
Открытки.
Труд художника для твоего дома (обобщение темы).Искусство на улицах твоего города
Памятники архитектуры.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Волшебные фонари.
Витрины.
Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище
Художник в цирке.
Художник в театре.
Театр кукол.
Маски.

Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Школьный карнавал (обобщение темы).Художник и музей
Музей в жизни города.
Картина — особый мир.
Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК(ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКАВ ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ
ЗЕМЛИ)
Истоки родного искусства
Пейзаж родной земли.
Деревня — деревянный мир.
Красота человека.
Народные праздники (обобщение темы).Древние города нашей земли
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль.
Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник
Страна восходящего солнца.

Образ художественной культуры Японии.
Народы гор и степей.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Европейские города Средневековья.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы
Материнство.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои-защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).

III.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

3.1.
№п/п

Завершенная предметная линия учебников УМК «Планета знаний» (авт. Н.М.Сокольникова)
1 класс (33 часа)
Название раздела, темы

Мир изобразительного искусства
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Волшебные краски. Радужный мост. Спектр. Цветовой круг, основные и составные цвета
Волшебные краски. Радужный мост. Спектр. Цветовой круг, основные и составные цвета
В мастерской у красной краски. Приѐмы вливания цвета в цвет, наложение цветов
В мастерской у оранжевой краски. Приѐмы примакивание, раздельный мазок, смешение цветов
В мастерской у желтой краски. Приѐм набрызга краски.
В мастерской у зеленой краски. Смешение цветов карандашами
В мастерской у Сине – голубых красок. Приѐмы: примакивание всего ворса кистью, смешение цветов
кистью
В мастерской у фиолетовой краски. Гуашь. Последовательное наложение цветов
В мире сказок. Волк и семеро козлят. Приѐмы лепки
В мире сказок. Волк и семеро козлят. Лепка предметов сложной формы
Сорока – белобока. Иллюстрация к сказке
Колобок. Иллюстрация к сказке
Петушок – Золотой гребешок. Изображение сказочного петушка
Красная шапочка. Иллюстрация к сказке
Буратино. Изображение сказочного персонажа.
Снегурочка. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота зимней природы»

Мир народного и декоративного искусства

Количество часов
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1

17.

В гостях у народных мастеров.
Дымковские игрушки. Вырезание из бумаги силуэтов дымковских игрушек и украшение их орнаментами

18.

В гостях у народных мастеров.
Дымковские игрушки. Вырезание из бумаги силуэтов дымковских игрушек и украшение их орнаментами.

1

19.
20.
21.

Филимоновские игрушки. Последовательность выполнения филимоновских орнаментов.
Филимоновские игрушки. Последовательность выполнения филимоновских орнаментов.
Матрешки. Роспись деревянных заготовок по замыслу.

1
1
1

22.
23.
24.
25.

Матрешки. Роспись деревянных заготовок по замыслу.
Городец. Особенности городецких изделий. Цветовая гамма. Последовательность выполнения городецкой
росписи.
Хохлома. Последовательность выполнения хохломской росписи : ягодка,травка, сказочная птица.
Гжель. Особенности гжельских орнаментов. Цветовая гамма. Последовательность выполнения гжельских
орнаментов

Мир дизайна и архитектуры
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

1
1
1
1
8
1

В сказочной стране «Дизайн».
Беседа об искусстве аппликации и ее красоте. Значение слова «дизайн».
Круг. Аппликация «Луноход» из кругов разного размера.
Круг. Аппликация «Луноход» из кругов разного размера.
Шар. Лепка шариков из пластилина. Создание изделия «бусы».
Треугольник. Выполнение аппликации на основе треугольников.
Квадрат. Декор из квадратов. Украшение квадратной подушки.
Квадрат. Декор из квадратов. Украшение квадратной подушки.
Куб. Склеивание картонных кубиков. Роспись разноцветными узорами.
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
33

2 класс (34 часа)
№п/п

Название раздела, темы

Мир изобразительного искусства
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Живопись. Основы цветоведения. В мастерской художника-живописца.Что может кисть. Приемы работы
с кистью.
Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». Школа графики и живописи.
Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». Школа графики и живописи.
Акварель. Тѐплый цвет. Школа живописи. Выполнение рисунка «Небо на закате»
Акварель. Холодный цвет. Школа графики и живописи. Выполнение рисунка «Зимнее окно», «Облака».
Гуашь.
Школа живописи. Выполнение рисунка «Краски и настроение».
Графика. В мастерской художника-графика. Выразительные средства графики. Школа графики.

Количество часов
14
1
1
1
1
1
1
1

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Выполнение рисунка «Ветвистое дерево».
Выразительные средства графики. Что может карандаш. Школа графики. Выполнение рисунка «Нарядные
ѐлочки».
Тушь и перо. Школа графики. Выполнение графического рисунка «Кувшин и яблоко».
Школа живописи и графики. Выполнение графического рисунка «Осенний листок».
Скульптура. В мастерской художника-скульптора. Школа лепки. Изготовление объемных изделий по
образцу самостоятельно
Лепка декоративной чаши. Школа декора.
Лепка рельефа «Птички». Лепка декоративной скульптуры «Котик» или «Медвежонок».
Проверочный урок. Твои творческие достижения. Лепка декоративной чаши.

Мир декоративного искусства
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Декоративное искусство вокруг нас. Обучение приѐмам декоративного рисования
Декоративное рисование. Выполнение декоративного рисунка «Грибы и ѐлочки»
Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент.
Школа декора. Монотипия «Бабочка». Обучение технике монотипия.
Школа декора. Печать предметами. Печать листьями «Осенний листопад».
Школа декора. Декоративные эффекты. Рисование кляксами и солью.
Школа декора. Коллаж. Выполнение коллажа «Волшебный ковѐр».
Проверочный урок. Твои творческие достижения. Коллективное выполнение декоративного панно
«Времена года».

Мир народного искусства
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

Народное искусство. Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Школа народного искусства.
Пермогорские узоры. Выполнение росписи прялки.
Мезенская роспись. Последовательность рисования образов: оленя, коня, птицы.
Каргопольская игрушка. Полкан. Роспись каргопольскими узорами вырезанных силуэтов игрушек
Печенье тетерки. Зарисовки узоров для печенья тетерки.
Архангельская птица Счастья. Конструирование птицы счастья из бумаги.
Проверочный урок. Твои творческие достижения. Выполнение коллективной работы «Народная
ярмарка».

Мир дизайна и архитектуры
30.
31.
32.

Дизайн и архитектура. Призмы. Композиция «Современный город».
Пирамиды. Выполнение композиции «Цирк».
Конусы. Выполение работы «Петушок».

1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1

33.
34.

Цилиндры. Выполнение работы «Весѐлые зверята».
Проверочный урок. Твои творческие достижения. Подвеска «Ангел».
Итого:

1
1
34

3 класс (34 часа)
№п/п

Название раздела, темы

Мир изобразительного искусства
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Художественные музеи мира. Выполнение эскиза рамы для картин.
Виртуальная прогулка по музеям мира. Игра «Великие художники»
Светотень. Способы получения светотени, ее изображение.
Школа графики. Рисование куба.
Жанры изобразительного искусства. Натюрморт «Чайный натюрморт».
Пейзаж. Перспектива и ее виды. Выполнение рисунка линейной перспективы.
Перспектива. Самостоятельное выполнение рисунка с использованием линейной и воздушной перспективы
«Аллея в парке».
Школа живописи. Выполнение рисунка «Осенний пейзаж»
Портрет. Учимся у мастеров. Портрет мамы.
Школа рисунка. Поэтапное построение портрета девочки.
Портрет. Выполнение рисунка «Портрет сказочного героя».
Силуэт (работа с ножницами). Выполнение аппликации «В ночном небе».
Школа коллажа
Мои творческие достижения. Игра «Мир изобразительного искусства»

Мир народного искусства
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Резьба по дереву. Рельефная композиция «Русская деревня».
Композиция «Жизнь в крестьянском доме».
Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Выполнение коллективной работы «Старинный
сундук».
Жостовские подносы. Выполнение Жостовской росписи.
Павлово-Посадские платки. Составление композиционной схемы размещения орнамента платка.
Скопинская керамика.

Мир декоративного искусства

Количество часов
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
8

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Декоративные композиции. Подбор колорита и цветовой гаммы в соответствии с выбранной композицией.
Орнамент на салфетке (аппликация).
Декоративный натюрморт «Фрукты в вазе».
Декоративный пейзаж «Зоопарк», «Весенняя листва», «Жаркие страны» (на выбор).
Декоративный портрет.
Школа декора. Рисование нитками.
Писанки (расписные яйца). Изучение приемов выполнения росписи на яйцах.
Мои творческие достижения. Выполнение коллективного панно «Народные гуляния».

29.
30.
31.
32.
33.
34.

Дизайн. Эскизы предметов быта, моделей одежды.
Школа дизайна. Изготовление мобиля.
Архитектура. Выполнение эскиза здания в форме спирали.
Школа дизайна. Роза.
Аппликация «Барашек».
Школа дизайна. Коробок для печенья.

Мир дизайна и архитектуры

Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
34

4 класс (34 часа)
№п/п

Название раздела, темы

Мир изобразительного искусства
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Беседа «Необычные музеи».Рисование по представлению «Свободная тема».
Анималистический жанр. Школа живописи. Выполнение рисунка «Мой домашний питомец»
Школа живописи. Иллюстрация к сказке (гуашь).
Исторический жанр. Батальный жанр. Тульский государственный музей оружия. Школа живописи и
графики. Поэтапное рисование богатыря.
Бытовой жанр. Рисование композиции «Семейное чаепитие».
Бытовой жанр.Рисование композиции «Семейное чаепитие». (Продолжение работы)
Портрет. Пропорции. Школа графики. Рисование фигуры человека.
Портрет. Эмоции на лице. Школа графики. Рисуем автопортрет.
Натюрморт. Перспектива. Школа живописи и графики. «Натюрморт с двумя книгами».
Пейзаж. Линия горизонта. Школа живописи. Рассвет.
Книжная графика. Иллюстрирование басни И,Крылова «Стрекоза и Муравей».

Количество часов
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

20.
21.
22.
23.

Искусство каллиграфии. Музей каллиграфии. Выполнение работы «Чудо-звери».
Компьютерная графика. Работа в рограмме «Adobe PhotoShop»
Компьютерная графика. Работа в программе «Paint».
Школа компьютерной графики. Выполнение компьютерного рисунка «Игрушечный мишка».
Обобщение по теме: «Мир изобразительного искусства». Игра «Я художник»
Мир декоративного искусства
«Мир декоративного искусства».Художественная керамика и фарфор. Хрусталь. Музей хрусталя. Эскиз
чайной чашки с блюдцем.
Декоративные звери и птицы. Школа декора. Украшение кухонной утвари.
Художественный металл. Каслинское литьѐ. Кузнечное ремесло. Волшебный фонарь. Выполнение рисунка
чугунного забора.
Художественный текстиль. Ручная роспись ткани.
Музей валенок. Школа декора. Украшаем валенки.
Орнамент. Сетчатый орнамент. Орнаменты народов мира.
Урок-беседа. Обобщение по теме: «Мир декоративного искусства».

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

«Мир народного искусства». Лаковая миниатюра. Выполнение композиции «Палехские деревья».
Русское кружево. Зарисовка Вологодских узоров.
Резьба по кости. Зарисовка Холмогорских узоров.
Народный костюм. Ансамбль женского костюма. Головные уборы.
Мужской костюм. Обувь. Одежда народов Кавказа и Севера. Музей утюга.
Тульские самовары и пряники. Выполнение рисунка «Русский самовар».
Пряничные доски. Зарисовка эскиза пряника.

31.
32.
33.
34.

Бионическая архитектура. Бионические формы в дизайне. Выполнение эскиза «Дом – цветок, дерево».
Человек в дизайне. Школа дизайна. Дизайнерский эскиз на свободную тему.
Школа дизайна. Фитодизайн. Игрушки из природных материалов.
Урок-игра «В мире архитектуры и дизайна».
Итого:

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Мир народного искусства

Мир архитектуры и дизайна

1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
34

3.2.

Завершенная предметная линия учебников УМК «Школа России» (авт. Неменский Б. М)
1 класс (33 часа)

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Ты изображаешь, украшаешь и строишь (33 ч.)
Ты учишься изображать 8ч.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски
Изображать можно и то, что невидимо (настроение).
Художники и зрители (обобщение по теме)
Ты украшаешь 9 ч.
Мир полон украшений.
Цветы.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры на крыльях. Ритм пятен.
Красивые рыбы. Монотипия.
Украшения птиц. Объѐмная аппликация.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь 11ч.
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу 5 ч

1
1
1
1
1
1
1
1

29.
30.
31.
32.
33.

Три Брата – Мастера всегда трудятся вместе.
Праздник Весны. Праздник птиц.
«Сказочная страна». Создание панно.
Времена года.
Здравствуй, лето!

1

Итого:

1
1
1
33 часа

2 класс (34 часа)
№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Название раздела, темы
Искусство и ты 34 ч.
Как и чем работает художник (8 ч)
Три основных цвета – жѐлтый, красный, синий
Белая и черная краски
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности
Выразительные возможности аппликации
Выразительные возможности графических материалов
Выразительность материалов для работы в объеме

Количество часов

1
1
1
1
1
1

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

Выразительные возможности бумаги
Неожиданные материалы (обобщение темы)
Реальность и фантазия (7 ч)
Изображение и реальность
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)
О чем говорит искусство (11ч)
Изображение природы в различных состояниях
Изображение характера животных
Изображение характера человека: женский образ
Изображение характера человека: мужской образ
Образ человека в скульптуре
Образ человека в скульптуре
Образ человека в скульптуре.
О чем говорят украшения
О чем говорят украшения
О чем говорят украшения
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое
отношение к миру (обобщение темы)
Как говорит искусство (8 ч)
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного
Тихие и звонкие цвета
Что такое ритм линий.
Характер линий
Ритм пятен

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

32.
33.
34.

Пропорции выражают характер
Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства выразительности
Итоговый урок
Итог:

1
1
1
34

3 класс (34 часа)
№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Искусство вокруг нас (34 часа)
Искусство в твоѐм доме (8 часов)

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Твои игрушки
Посуда у тебя дома
Обои и шторы у тебя дома

1
1

Мамин платок
Твои книжки
Открытки
Труд художника для твоего дома (обобщение темы)
Искусство на улицах твоего города (7 часов)
Памятники архитектуры
Парки, скверы, бульвары
Ажурные ограды

1
1
1
1

Волшебные фонари
Витрины
Удивительный транспорт

1
1
1

2

1
1
2

Художник и зрелище (11 часов)

16.

Художник в цирке

2

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Художник в театре

2

Театр кукол

2

Маски
Афиша и плакат

2

Праздник в городе
Школьный карнавал (обобщение темы)
Художник и музей (8 часов)

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Музей в жизни города
Картина - особый мир. Картина – пейзаж.
Картина – портрет.
Картина – натюрморт.
Картины исторические и бытовые

1
1
1
1

Скульптура в музее и на улице
Художественная выставка (обобщение темы)

1
1

2

4 класс (34 часа)
№ п/п

1.
2.
3.

Название раздела, темы

Количество часов

Каждый народ художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли) 34 ч
Истоки родного искусства (8ч)
Пейзаж родной земли
Деревня – деревянный мир

2
2

4.
5.
6.
7.
8.

Красота человека

2

Народные праздники
Народные праздники (обобщение темы)

1
1
Древние города нашей Земли (7 ч)

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

Родной угол
Древние соборы
Города Русской земли
Древнерусские воины - защитники
Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва
Узорочье теремов
Пир в теремных палатах
Каждый народ – художник (11 ч)
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

1
1
1
1
1
1
1
3

Народы гор и степей
Города в пустыне
Древняя Эллада
Европейские города Средневековья

2
1
2
2

Многообразие художественных культур в мире
Искусство объединяет народы (8 ч)
Материнство

1

Мудрость старости

1

2

30.
31.
32.
33.
34.

Сопереживание
Герои-защитники
Юность и надежды
Искусство народов мира (обобщение темы)

1
1
1
2
Итого:

34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».