РП ОРКСЭ 4 класс

Управление образования администрации Горноуральского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6

Приложение 1. 8.
Основной общеобразовательной программы
начального общего образования,
утвержденной приказом по МБОУ СОШ №6
от 31.08.2018г. № 6/1-д

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики.
Образовательная область: Основы религиозных культур и светской этики
4 класс

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
1. Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа,
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,
нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения,
выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего
ученика»;
- установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

2

2. Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать
предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения
задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации,
так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

3

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети
Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации,
используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии;

4

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для
построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

3. Предметные результаты
Требования к результатам освоения ООП
НОО (ФГОС НОО)
Основы религиозных культур и светской
этики (по выбору родителей (законных
представителей) изучаются основы
православной культуры, основы иудейской
культуры, основы буддийской культуры,
основы исламской культуры, основы мировых

Планируемые результаты освоения ООП НОО
Основы религиозных культур и светской этики
4 класс
Основы православной культуры
Выпускник научится:
раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры,
духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения,

5

религиозных культур, основы светской этики)
1) готовность к нравственному
самосовершенствованию, духовному
саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской
и религиозной морали, понимание их значения
в выстраивании конструктивных отношений в
семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры
и религии в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных
представлений о светской этике, о
традиционных религиях, их роли в культуре,
истории и современности России;
5) первоначальные представления об
исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки
личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на
свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни

ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между
людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); ориентироваться в истории
возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в
России; на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных
религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в
истории России; излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в
жизни людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами православной
христианской религиозной морали;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в
диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным
темам.
Выпускник получит возможность научиться:
развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского
общества, народов России духовно-нравственных ценностей; устанавливать взаимосвязь
между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций
на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; акцентировать
внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при
изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Основы исламской культуры
Выпускник научится: раскрывать содержание основных составляющих исламской культуры,
духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения,
ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между
людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); ориентироваться в истории
возникновения исламской религиозной традиции, истории ее формирования в России; на
примере исламской религиозной традиции понимать значение традиционных религий,
религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории
России; излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни
людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами исламской

6

религиозной морали; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по
выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться: развивать нравственную рефлексию,
совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное
поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно­
нравственных ценностей; устанавливать взаимосвязь между содержанием исламской
культуры и поведением людей, общественными явлениями; выстраивать отношения с
представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного
уважения прав и законных интересов сограждан;
акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого
поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего
образования.
Основы буддийской культуры
Выпускник научится:
раскрывать содержание основных составляющих буддийской культуры, духовной традиции
(религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды,
религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное
искусство, отношение к труду и др.); ориентироваться в истории возникновения буддийской
религиозной традиции, истории ее формирования в России; на примере буддийской
религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в
жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России; излагать свое мнение
по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; соотносить
нравственные формы поведения с нормами буддийской религиозной морали; осуществлять
поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать
собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского
общества, народов России духовно-нравственных ценностей; устанавливать взаимосвязь

7

между содержанием буддийской культуры и поведением людей, общественными явлениями;
выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций
на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; акцентировать
внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при
изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Основы иудейской культуры
Выпускник научится: раскрывать содержание основных составляющих иудейской культуры,
духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения,
ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между
людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); ориентироваться в истории
возникновения иудейской религиозной традиции, истории её формирования в России;
на примере иудейской религиозной традиции понимать значение традиционных религий,
религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории
России; излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни
людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами иудейской
религиозной морали; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по
выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского
общества, народов России духовно-нравственных ценностей; устанавливать взаимосвязь
между содержанием иудейской культуры и поведением людей, общественными явлениями;
выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций
на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; акцентировать
внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при
изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Основы мировых религиозных культур
Выпускник научится:
раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная

8

вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные
праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное
искусство, отношение к труду и др.); ориентироваться в истории возникновения религиозных
традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;
понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей,
народов, российского общества, в истории России; излагать свое мнение по поводу значения
религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы
поведения с нормами религиозной морали; осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение;
готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского
общества, народов России духовно-нравственных ценностей; устанавливать взаимосвязь
между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций
на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; акцентировать
внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при
изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Основы светской этики
Выпускник научится: раскрывать содержание основных составляющих российской светской
(гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах
человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и
культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей,
гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.); на примере российской
светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей,
общества; излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей
и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской
(гражданской) этики; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по

9

выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться: развивать нравственную рефлексию,
совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное
поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской)
этики; устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и
поведением людей, общественными явлениями; выстраивать отношения с представителями
разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных
интересов сограждан; акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого
поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего
образования.______________________________________________________________________

10

II. Содержание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно
связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской
культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам
обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный
компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из
них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности
и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального
народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—25), дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из
учебных модулей.
Разделы 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как
фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих разделов проводятся для всего класса (если обучающиеся изучают разные модули) вместе.
Разделы 2 и 3 имеют отличия в содержании материала в зависимости от выбранного модуля и посвящены раскрытию вопросов
религиозных культур и этики, которую необходимо соблюдать при исполнении обрядов.
Раздел 4 - итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного
материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными.В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность
обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов
все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных
традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу обучающихся.
Модуль 1. «Основы мировых религиозных культур»
Раздел 1.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).
Россия - наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.
Раздел 2-3. Основы религиозных культур (25 часов)
Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.

11

Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.
Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.
Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора,
Библия, Коран. Священная книга буддизма - «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий
завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.
Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской
церкви. Мусульманская община. Буддийская община - сангха.
Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.
Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские
храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства.
Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.
Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России.
Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров.
Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские
исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.
Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства.
Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.
Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная
молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция - соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра). Обычаи и обряды.
Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных
религиях.
Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира.
Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам).
Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).
Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье. Долг, свобода,
ответственность, труд.
Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.

12

Раздел 4. Духовные традиции многонационального народа России (8 часов).
Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.
Модуль 2. «Основы православной культуры»
Россия - наша Родина.
Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.
Православие и культура.
Христианство. Православие. Культура. Религия. Возникновение и распространение православной культуры. Связь культуры народа и его
религии. Значение православной культуры в жизни людей, общества.
Отношения Бога и человека в православии.
Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь. Взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.
Связь человеческих представлений о Боге с законами добра. Основы духовной традиции православия.
Православная молитва.
Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва- славословие. Благодать. Молитва как разговор человека с
Богом, форма возможного общения человека с Богом. Виды молитвы. Отличие материальных благ от духовных радостей. Происхождение
молитвы «Отче наш», смысл входящих в нее слов и выражений.
Библия и Евангелие.
Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение. Священное Писание. Пророк. Апостол. Значение для христиан
книг Ветхого и Нового Завета, значение для христианской культуры сюжетов Библии. Структура Библии. Библия как обращение Бога к
человечеству.
Проповедь Христа.
Христос и Его Крест.
Воплощение. Рождество Христово. Боговоплощение. Жертва Христа. Голгофа. Распятие. Символика креста. Христианский смысл
жертвенного отношения к другому человеку.
Православное учение о человеке.
Тело. Душа. Внутренний мир человека. Христианское представление о человеке. Христианское понимание взаимоотношения души и тела
человека. Какие качества души составляют внутренний мир человека. Различие телесных и душевных свойств и качеств человека. Душа тем
богаче, чем больше она отдает себя другим людям.

13

Совесть и раскаяние.
Раскаяние. Совесть. Различать добро и зло человеку помогает совесть. Значение покаяния в православной культуре. Разница между
покаянием и признанием ошибки.
Заповеди.
Заповеди. Моисей. Обстоятельства, при которых были даны заповеди. Структура заповедей и значение. Заповеди помогают людям
различать добро и зло. Выполнение или нарушение заповедей влияет на внутренний мир человека.
Милосердие и сострадание.
Самарянин. Милосердие. Сострадание. Милостыня. Милосердие как основополагающий
нравственный постулат; начало,
облагораживающее и улучшающее жизнь человека и общества. Этимологии слова «милосердие». Христианское значение слова «ближний».
Пасха.
Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальное яйцо. Светлая седьмица. Радоница. Земной путь Иисуса
Христа. Суть Воскресения Христова. Празднование Пасхи, традиции праздника, его символы. Пасхальные открытки.
Золотое правило этики.
Грех. Неосуждение. «Золотое правило» как условие оценивания собственного поведения. Связь неосуждения с памятью о своих ошибках.
различие отношения к греху и отношения к согрешившему человеку.
Храм.
Икона. Благословение. Иконостас. Алтарь. Внутреннее устройство православного храма. Традиции и правила поведения в нем.
Православные храмов родного края.
Икона.
Икона. Святые. Лик. Нимб. Молитва. Иконопись как достояние мировой художественной и духовной культуры. Особенности иконописного
изображения. Различия в написании иконы и картины. Способы и средства изображения в иконе духовного мира. Отношение к иконам, как к
изображению священных для православных христиан образов.
Подведение итогов.
Представление творческих работ учащихся. Презентация творческих проектов учащихся
Как христианство пришло на Русь.
Мудрость. Крещение. Исповедь. Вера в единого Бога. Святая Русь. Церковь.
Подвиг
Подвиг. Подвиг ради себя. Жертва ради другого человека. Жертва Богу. Подвижник.
Заповеди блаженств.

14

Заповеди блаженств. Нагорная проповедь Христа. Нищие духом. Блаженны плачущие. Блаженны кроткие. Блаженны милостивые. Блаженны
алчущие и жаждущие правды. Блаженны миротворцы. Блаженны чистые сердцем.
Зачем творить добро?
Самоотверженность. Святой.
Чудо в жизни христианина.
Добродетель. Вера. Надежда. Любовь. Святая Троица.
Православие о Божием суде
Божий суд. Смерть в христианстве. Вера в бесмертии.
Таинство Причастия.
Тайная вечеря. Причастие. Христова сила и благодать. Крещение. Литургия.
Монастырь.
Монах. Послушание. Монашенские обеты. Инок.
Отношение христианина к природе.
Ответственность за мир. Христианское милосердие.
Христианская семья.
Семья. Венчание. Бремя. Тактичность. Брак.
Защита Отечества.
Оборонительная война. Подвиг. Герои.
Христианин в труде.
Заповедь труда. Труд. Лень и гордыня.
Любовь и уважение к Отечеству.
Светская этика. Духовные традиции России. Любовь. Патриотизм.
Подведение итогов.
Представление творческих работ учащихся. Презентация творческих работ учащихся.
«Мой мир — мое Отечество».
Толерантность. Мировые религии. Веротерпимость.
Итоговое повторение
Православная культура. Религиозная толерантность. Мировые религии. Религиозные памятники. Я и моя Родина.

15

Модуль 3. «Основы светской этики»
Раздел 1.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества(1 час).
Россия - наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.
Раздел 2-3. Основы светской этики (25 часов).
Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.
Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.
Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.
Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.
Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.
Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.
В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.
Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.
Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.
Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть
справедливым.
Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».
Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.
Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»
Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.
Род и семья - исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.
Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть
нравственным в наше время?
Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило
нравственности в жизни.
Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.
Что такое честь. Что такое достоинство.

16

Что такое совесть.
Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».
Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества - богатыри. Правила честного поединка.
Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей
леди.
Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль.
Нравственные традиции предпринимательства.
Наши знаменитые земляки - труженики, патриоты, воины, коллективисты.
Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и
как его выбирать.
Жизнь человека - высшая нравственная ценность.
Раздел 4. Духовные традиции многонационального народа России (8 часов).
Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа
России.
Модуль 4. «Основы исламской культуры»
Раздел 1.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества(1 час).
Россия - наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.
Раздел 2-3. Основы исламской культуры (25 часов).
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. История возникновения ислама. Что такое ислам. У какого народа
возникла исламская религия. Как жили арабы до возникновения ислам. Ислам Арабы Язычники.
Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности. Как прошли детство и юность Пророка Мухаммада. Какие качества были
свойственны Мухаммаду. Какой была семья Пророка. Посланник Бога. Пророк. Иудеи. Христиане. Проповедническая миссия Пророка
Мухаммада. Начало пророчества.
Как Мухаммаду впервые было послано откровение Аллаха. Как Пророк стал призывать к новой вере. Как началось распространение ислама.
Коран. Ангел. Божественные откровения. Язычники.
Прекрасные качества Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники нравственности. Общие принципы ислама и
исламской этики. Вера в Божественные Писания. Вера в Судный день и судьбу. Столпы ислама и исламской этики. Какими словами мусульманин

17

утверждает свою веру. Свидетельство веры (шахада). Что является главной формой поклонения Аллаху. Как происходит молитва. Молитва
(намаз).
Исполнение мусульманами своих обязанностей. Обязанности мусульман. Пост в месяц рамадан (ураза). Пожертвование - закят. Для чего
предназначены пожертвования. Как мусульмане относятся к богатству и к бедности. Пожертвование (закят) Подаяния (саадака). Хадж паломничество в Мекку. Что является обязанностью и заветной мечтой мусульманина. Как появление Мекки описано в древнем предании. Какие
обряды проводятся во время хаджа. Паломничество (хадж) Кааба Черный камень. Для чего построена и как устроена мечеть. Минарет.
Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Распространение, территории, где проповедуют ислам.
Семья в исламе. Семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Муж и жена. Их обязянности, отношения. Взаимоотношения
родителей и детей. Что важно для воспитания детей. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд». Нравственные основы семьи в
исламе. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим, дружба, взаимопомощь, гостеприимство, любовь к отечеству,
миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама. Ценность образования и польза учения в исламе. Мектебе и медресе. Шакирды. Ислам и наука.
Авицена, Улугбек, Омар Хайям, Рудаки. Особенности летоисчисления в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и
особенности проведения. (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Искусство ислама.
Раздел 4. Духовные традиции многонационального народа России (8 часов).
Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа
России.

18

Модуль 5. «Основы иудейской культуры»
Раздел 1.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества(1 час).
Россия - наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.
Раздел 2-3. Основы иудейской культуры (25 часов).
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора - главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи
еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в
иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом.
Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в
иудейской традиции.
Раздел 4. Духовные традиции многонационального народа России (8 часов).
Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа
России.
Модуль 6. «Основы буддийской культуры»
Раздел 1.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества(1 час).
Россия - наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.
Раздел 2-3. Основы буддийской культуры (25 часов).
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской
культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские
святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в
буддийской культуре.
Раздел 4. Духовные традиции многонационального народа России (8 часов).
Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа
России.

19

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Модуль 1. «Основы мировых религиозных культур»
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Название раздела, темы
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека
Россия - наша Родина
Основы религиозных культур
Культура и религия
Наше многонациональное государство.
Возникновение религий. Древнейшие верования
Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели.
Священные книги религий мира
Священные книги религий мира
Хранители предания в религиях мира
Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и покаяния.
Человек в религиозных традициях мира
Священные сооружения.
Священные сооружения
Искусство в религиозной культуре
Искусство в религиозной культуре
Творческие работы обучающихся
История религий России
История религий России
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Религии России
Паломничества и святыни
Праздники и календари

Количество часов
1
1
25
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

20

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Праздники и календари
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира
Повторение изученного по теме «Основы религиозных культур»
Духовные традиции многонационального народа России
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
Семья
Долг, свобода, ответственность, труд
Любовь и уважение к Отечеству.
Подготовка творческих проектов.
Презентация творческих проектов.
Презентация творческих проектов.
Защита творческих проектов
Итого:

1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Модуль 2. «Основы православной культуры»
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Название раздела, темы
Россия-наша Родина
Православие и культура
Человек и Бог в православии
Православная молитва
Библия и Евангелие
Проповедь Христа
Христос и Его Крест
Пасха
Православное учение о человеке
Совесть и раскаяние

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

21

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Заповеди
Милосердие и сострадание
Золотое правило
Храм
Икона
Творческие работы учащихся
Защита творческих проектов
Как христианство пришло на Русь
Подвиг
Заповеди блаженств
Зачем творить добро?
Чудо в жизни христианина
Православие о Божием суде
Таинство причастие
Монастырь
Отношение Христианина к природе
Христианская семья
Защита Отечества
Христианин в труде
Любовь и уважение к Отечеству
Творческие работы учащихся
Защита творческих проектов
Повторение изученного
Повторение изученного
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

22

Модуль 3. «Основы светской этики»
№ п/п
Название раздела, темы
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
1.
Россия - наша Родина.
Основы религиозных культур и светской этики.
2.
Что такое светская этика?
3.
Мораль и культура.
4.
Особенности морали.
5.
Добро и зло.
6.
Добро и зло.
7.
Добродетели и пороки.
8.
Свобода и моральный выбор человека.
9.
Свобода и моральный выбор человека.
10. Свобода и ответственность.
11. Моральный долг.
12. Справедливость.
13. Альтруизм и эгоизм.
14. Что значит быть моральным?
15. Дружба.
16. Творческие работы учащихся.
17. Презентация творческих работ.
18. Род и семья - исток нравственных отношений
19. Нравственный поступок
20. Золотое правило нравственности
21. Стыд, вина и извинения
22. Честь и достоинство
23. Совесть
24. Нравственные идеалы

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

23

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

1
1
1
1
1
1

Нравственные идеалы
Образцы нравственности в культуре Отечества
Этикет
Семейные праздники
Жизнь человека - высшая нравственная ценность
Подведение итогов.
Любовь и уважение к Отечеству
Творческие работы обучающихся
Защита творческих проектов
Защита творческих проектов
Итоговый урок
Итого:

Модуль 4. «Основы исламской культуры»
№ п/п
Название раздела, темы
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
1.
Россия - наша Родина.
Основы исламской культуры
2.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия
3.
Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание.
4.
Пророк Мухаммад - проповедническая миссия
5.
Прекрасные качества Пророка Мухаммада.
6.
Священный Коран и Сунна как источники нравственности
7.
Общие принципы ислама и исламской этики.
8.
Столпы ислама и исламской этики.
9.
Исполнение мусульманами своих обязанностей.
10. Обязанности мусульман.
11. Обязанности мусульман (Поклонение Аллаху)
12. Обязанности мусульман. Пост в месяц рамадан (ураза)

1
1
1
1
34

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Обязанности мусульман. Пожертвование - закят.
Для чего построена и как устроена мечеть.
Мусульманское летоисчисление и календарь.
Творческие работы учащихся.
Подведение итогов.
Ислам в России.
Семья в исламе.
Нравственные основы семьи в исламе.
Нравственные ценности ислама:
сотворение добра, отношение к старшим.
22. Нравственные ценности ислама:
дружба, гостеприимство.
23. Нравственные ценности ислама:
любовь к отечеству, миролюбие.
24. Забота о здоровье в культуре ислама.
25. Ценность образования и польза учения в исламе.
26. Ценность образования и польза учения в исламе.
27. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения (Сабантуй)
28. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения
29. Искусство ислама.
Духовные традиции многонационального народа России
30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
31. Подготовка творческих проектов.
32. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю
ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни
человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.
33. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к
людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в
благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка - защитник

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

25

34.

Родины», «Мой друг», и т.д.
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное
творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).
Итого:

1
34

Модуль 5. «Основы иудейской культуры»
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Название раздела, темы
Россия - наша Родина
Введение в иудейскую духовную традицию.
Культура и религия
Тора - главная книга иудаизма. Сущность Торы.
«Золотое правило Гилеля»
Письменная и устная Тора.
Классические тексты иудаизма
Патриархи еврейского народа
Евреи в Египте: от Йосефа до Моше
Исход из Египта
Дарование Торы на горе Синай
Пророки и праведники в иудейской культуре
Пророки и праведники в иудейской культуре
Храм в жизни иудеев
Назначение синагоги и её устройство
Суббота (Шабат) в иудейской традиции Субботний ритуал
Молитвы и благословения в иудаизме
Добро и зло
Творческие работы учащихся
Подведение итогов
История иудаизма в России

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

26

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Основные принципы иудаизма
Основные принципы иудаизма
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.
Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей
Еврейский дом: еврейский мир:знакомство с историей и традицией
Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности
Еврейские праздники: их история и традиции
Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа
Ценности семейной жизни в иудейской традиции
Любовь и уважение к Отечеству
Творческие работы обучающихся
Творческие работы обучающихся
Защита творческих проектов
Защита творческих проектов
Итоговый урок
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Модуль 6. «Основы буддийской культуры»
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Название раздела, темы
Россия - наша Родина
Культура и религия. Введение в буддийскую культуру.
Будда и его учение.
Будда и его учение.
Буддийский священный канон «Трипитака».
Буддийский священный канон «Трипитака».
Буддийская картина мира.

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1

27

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Буддийская картина мира.
Добро и зло.
Принцип ненасилия.
Любовь к человеку и ценность жизни.
Сострадание и милосердие.
Отношение к природе.
Буддийские учители.
Семья в буддийской культуре и ее ценности.
Культура. Религия. Основы буддийского учения. Родители и дети
Культура. Религия. Основы буддийского учения. Родители и дети
Буддизм в России.
Путь духовного совершенствования.
Буддийское учение о добродетелях.
Буддийское учение о добродетелях.
Буддийские символы.
Буддийские ритуалы и обряды.
Буддийские святыни.
Буддийские священные сооружения.
Буддийский храм.
Буддийский календарь.
Буддийские праздники.
Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству.
Творческие работы обучающихся
Защита творческих проектов
Защита творческих проектов
Итоговый урок
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

28

Пронумеровано, прошнуровано
и скреплено печатью


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».